foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Шаблоны для Joomla 3 здесь

ПЕРЕВОД

Поэтому нужно, сосредоточив все свое внимание, постоянно слушать повествования о Личности Бога, прославлять, помнить Его и поклоняться Ему — защитнику преданных.

КОММЕНТАРИЙ

Поскольку осознание Абсолютной Истины — высшая цель жизни, человек должен использовать все возможности для ее достижения. Четыре процесса: прославление, слушание, памятование и поклонение — общие обязанности для всех, кто принадлежит к вышеупомянутым кастам и укладам жизни. Без этих принципов жизни никто не может существовать. Вся деятельность живого существа протекает в сфере этих четырех принципов существования. Любая деятельность, особенно в современном обществе, в той или иной мере зависит от слушания и прославления. Человек, какое бы общественное положение он ни занимал, очень быстро может стать знаменитостью, если его начинают заслуженно или незаслуженно прославлять в газетах. Иногда газеты делают рекламу политическим лидерам какой-либо партии, и благодаря такого рода прославлению заурядный человек в мгновение ока становится важной персоной. Но незаслуженное прославление человека, не обладающего должными качествами, не может принести ничего хорошего ни отдельному человеку, ни обществу. Такая пропаганда может иметь некоторые временные последствия, но глубокого влияния она не оказывает. Поэтому подобная деятельность — пустая трата времени. Истинный объект прославления — Верховная Личность Бога, создатель всего, что нас окружает. Это подробно объяснялось в «Бхагаватам», начиная со шлоки джанмадй асйа. Склонность прославлять других и слушать других нужно обратить на истинный объект прославления — Верховное Существо. И это принесет счастье всем.

ЛЕКЦИЯ

Ом агьяна тимирандхасья
гьянангьяна шалакая
чакшур унмилитам ена
тасмаи шри-гураве намаха

Этот стих Сута Госвами обращает к мудрецам Наимишараньи. Этот стих обобщает всю нашу философию. Что же говорит здесь Сута Госвами? Он говорит, что прежде всего у человека должна быть одна цель, концентрация. Как в материальной жизни, если вы на чем-то сосредотачиваетесь, то вы сможете добиться успеха. Допустим, вы едете на машине по шоссе. Русские водят очень быстро. Я все время должен говорить водителям: «Езжай помедленнее». Если ехать по дороге, и водитель не сосредоточен, то что может произойти? Авария. Поэтому во многих странах мира разговаривать по сотовому телефону во время вождения запрещено, потому что хотят, чтобы вы вели машину сосредоточенно.

Подобным образом, если вы изучаете какие-то материальные предметы, чтобы получить хорошие оценки, вы должны учиться очень сосредоточенно. Точно так же, в духовной жизни вы должны очень сосредоточенно подходить к своей практике. Не должно быть так, что во всех других аспектах жизни вы очень серьезно, а к преданному служению вы относитесь, спустя рукава. Если вы будете небрежны в преданном служении, то и результаты у вас будут неважные. Кришна говорит в Бхагавад Гите: йе йатха мам прападйанте – насколько человек предается Мне, так Я его и вознаграждаю.

Итак, Сута Госвами говорит, что человек должен сосредоточенно заниматься четырьмя видами деятельности: слушать, прославлять, помнить и поклоняться. Кому? Верховной Личности Бога, который является защитником Своих преданных. Мы должны понимать, кто является нашим настоящим защитником. В этом стихе используется слово пати, пати значит защитник. Итак, Господь – наш защитник, и этому есть множество примеров. Самые знаменитые – это примеры Прахлада Махараджа, Харидаса Тхакура, Пандавов. Есть очень много примеров.

Что же значит понимать, что Господь – мой защитник? Значит ли это, что мы не должны прилагать никаких усилий и ожидать, что за нас все сделает Господь. Что Кришна сказал Арджуне в Бхагавад Гите? Арджуна сказал: «Я не хочу участвовать в битве, пускай забирают мое царство». Пандавы были очень отрешенными, они сказали: «Хорошо, если хотите, вы можете забрать царство. Дайте нам хотя бы пять деревень, поскольку мы кшатрии, и нам нужно чем-то управлять». Их двоюродные братья сказали: «Пять деревень? Да мы не дадим вам даже столько земли, чтобы воткнуть иголку». В конце концов, не осталось никаких других альтернатив, кроме войны. Даже Господь выступал как посланник мира, но Дхритараштра и Дурйодхана не согласились.

Мы должны понимать, что мы действуем, но в конечном счете полагаемся на Господа. Кришна сказал Арджуне: «Сосредоточь на Мне свой ум и разум и сражайся, выполняй свой долг». Вы, должно быть, слышали это знаменитое выражение: «Человек предполагает, а Бог располагает». Кришна ни коим образом не призывает к уходу от деятельности. После того, как Прабхупада основал Движение Сознания Кришны в Америке, Европе и Индии, он думал о том, как принести сознание Кришны в Советский Союз. Он просил своего ученика в Германии устроить его поездку в Советский Союз, и в конце концов, по милости ему удалось получить приглашение. И за пять дней, которые Прабхупада провел в Москве, ему удалось сделать первого преданного. Прабхупада воспринял это позитивным знаком от Кришны и за три дня обучил этого ученика всему: как повторять мантру, как одевать дхоти, как готовить – и все это в маленьком номере гостиницы. То, о чем я говорю, состоит в том, что мы должны прилагать усилия, а относительно результатов, полагаться на Кришну.

Четыре вида деятельности, которые рекомендуются в этом стихе, - это самые важные виды деятельности в преданном служении. Сута Госвами говорит, что сначала нужно прославлять и слушать. Что это значит? На Санскрите это шраванам и киртанам. Как вы уже слышали миллионы раз, повторение и слушание являются основой нашей духовной жизни. У нас есть много разных тем для слушания. И сейчас благодаря сотовым телефонам нам так легко стало общаться с другими людьми. Но здесь рекомендуют слушать о Господе и прославлять Его.

Отец Прахлада был очень недоволен его учителями. Как звали учителей Прахлада? Санда и Амарка, они были сыновьями Шукрачарьи. Шукра на Санскрите значит семя, он был духовным учителем по рождению. Санда и Амарка были учителями Прахлада. Хираньякашипу был очень недоволен Сандой и Амаркой: «Откуда мой сын получает знание о моем враге, Вишну? Вы не выполняете свой долг как учителей!» Они сказали: «О, господин, не кричи на нас, мы брахманы. Если ты будешь нас ругать без причины, ты получишь карму. Мы не виноваты, мы сами не знаем, кто дает ему это знание о Боге». Хираньякашипу стал думать, что, может быть, вайшнавы тайком пробираются к его сыну и проповедуют.

Санда и Амарка сказали Хираньякашипу: «Не беспокойся, мы промоем твоему сыну мозги». Санда и Амарка начали интенсивный курс промывания мозгов. И они были уверены, что теперь Хираньякашипу будет доволен тем, как они поработали с его сыном. Хираньякашипу проявил свои отцовские чувства, посадил сына на колени, погладил по голове и спросил: «Сын, чему самому лучшему ты научился сегодня в школе?» Он хотел услышать от своего сына: «Ты всевышний». Но вместо этого он услышал описание девяти методов преданного служения.

Шраванам киртанам вишнох
смаранам пада севанам
арчанам ванданам дасйам
сакхйам атма ниведенам

Так Прахлада Махарадж перечислил девять методов преданного служения, которые он услышал во чреве матери. Когда Хираньякашипу услышал это, он так расстроился, что сбросил сына с колен. Слушание о Господе и повторение Его имен – это очень древний метод очищения. Этот метод рекомендуется практически во всех писаниях мира. Вчера мы говорили о том, что одно из благ, которое приносит повторение святого имени, - это очищение сердца. Шрила Прабхупада часто говорил, что наши сердца чернее угля. Кожа наша может быть светлой, но наши сердца отнюдь не светлые, они чернее угля из-за бесчисленных материальных желаний. И не только из этой жизни, но и из прошлой жизни тоже.

Нам нужно очистить сердце, и для этого нужно внимательно слушать святые имена Господа. Повторение и слушание – это ключ к успеху в духовной жизни, и это то, что каждый может сам испытать на практике. Но если вы не повторяете хорошо, то вы чувствуете себя плохо духовно. Это то, что вы можете сами ощущать каждый день.

Затем он говорит памятование. Что Кришна говорит в Бхагавад Гите?

Ман мана бхава мад бхакто
мад йаджи мам намаскуру
мам еваишйаси сатьям те
пратиджане прийо си ме

Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, склоняйся передо Мной. Снова и снова Кришна подчеркивает важность памятования о Господе. В шестой главе «Дхьяна йога» Кришна говорит о важности контроля ума: «Для того, кто обуздал свой ум, он является лучшим другом, но для того, кто не контролирует свой ум, ум является худшим из врагов». Арджуна говорит: «Ум труднее обуздать, чем остановить ветер. Ум очень упрямый, непоседливый». Нам нужно научиться тому, как сделать ум своим другом.

Один из способов – это помнить о наставлениях Кришны, о Его играх. И есть множество игр. Недавно мы праздновали День Явления Радхарани. До этого мы отмечали День Явления Господа Баларамы, Кришны и Прабхупады. Скоро начнется месяц Дамодара. Мы будем отмечать Говардхана-лилу. У нас есть множество возможностей сосредоточить свой ум на этих играх Господа. Таким образом мы можем правильно занять свой ум.

Сута Госвами говорит: «Повторяй святое имя, слушай о Боге, и тогда ты сможешь помнить о Боге». Можно привести материальный пример, что если вы о ком-то говорите, то вы будете о нем помнить, а если вы особо о ком-то не говорите, то вы не будете о нем вспоминать. Иногда вы можете говорить о ком-то, затем уснуть, и он может вам даже во сне присниться. Это факт жизни – о чем вы говорите и слушаете, о том вы будете и думать. Если слушать и воспевать, то вишу-смаранам тоже станет легким.

Затем Сута Госвами говорит: «Поклоняйтесь Верховной Личности Бога». Как мы поклоняемся Верховному Господу? Мы поклоняемся Ему в форме Арча Виграха. Эта форма неотлична от Господа. В вашем храме есть Божества Гаура Нитай. Божества могут быть сделаны из латуни, но это не латунь. Это Сам Бог, который проявился в форме Арча Виграха. Арча Виграха неотлична от Господа. Господь в форме Арча Виграха дает всем нам возможность служить Ему. Как мы можем служить Ему? Мы можем готовить для Господа. Я видел здесь кухню Божеств, и преданные готовят там для Божеств. Это напоминает мне другие храмы, где преданные все время готовят для Господа. Мы можем одевать Господа, украшать Его, предлагать Господу арати, петь и танцевать для Господа. Итак, Господь предстает перед нами в форме святого имени и в форме Арча Виграха.

Сута Госвами призывает нас просто слушать о Господе, воспевать Его имя, помнить о Нем и поклоняться Ему – это все. Это трудно? Если мы будем стараться это делать, Кришна поможет нам. Господь хочет, чтобы мы повторяли святое имя, слушали о Нем. В этом стихе Сута Госвами говорит «постоянно». Нитьяда означает все время, всегда. Кто-то может сказать: «Махарадж, если мне нужно всегда повторять и слушать о Боге, то мне нужно бросить все – работу, бизнес, семью, - и переехать в храм». Каково же решение? Если вы можете повторять целый день, хорошо, но если нет, то повторяйте хотя бы шестнадцать кругов каждый день. В сутках двадцать четыре часа, выделите из них какое-то время для джапы.

Если вы будете внимательно повторять святые имена, то это поможет вам контролировать ум и чувства. Также Сута Госвами говорит, что разумный человек должен мечом знания разрубить все привязанности в этом мире. Как можно их разрубить? Памятуя о Верховной Личности Бога. Если ваш ум будет занят позитивным образом, то у него не останется возможности заняться чем-то негативным. Занимайте свой ум позитивно. Шрила Прабхупада в этой связи приводил пример, что если стакан наполнен водой, то в нем не остается места для молока. Если ваш ум занят правильно, то в нем не остается места для неправильных занятий.

Обычно ваши мысли влияют напрямую на то, что вы делаете. С чего началось падение Аджамилы? Сначала он нечто увидел, затем он стал думать об этом. Он так сильно медитировал на это, что очень сильно привязался к этой идее, и вся его духовная жизнь развалилась. Поэтому Сута Госвами говорит: «Разрубите этот узел материальных привязанностей памятованием о Верховной Личности Бога».

Затем он говорит, что нужно служить возвышенным вайшнавам. Благодаря служению садху, в особенности возвышенным преданным, можно обрести привязанность к слушанию о Господе. Как началась духовная жизнь Нарады Муни? Он служил мудрецам, он слушал их проповеди. Сута Госвами говорит, что, служа великим преданным, которые свободны от пороков, человек выполняет великое служение. Эти две вещи очень важны – помнить о Боге и служить вайшнавам. Мы должны искать возможности служить вайшнавам. Служение вайшнавам также помогает нам стать смиренными. Иногда мы думаем: «Я буду служить только Кришне, но не вайшнавам». Но Кришна очень доволен, когда вы служите вайшнавам.

Итак, Сута Госвами говорит, что нужно слушать, воспевать, памятовать и поклоняться Господу, и можно разрубить узел материальных привязанностей благодаря служению вайшнавам. Мы все это уже раньше слышали. В том, что мы вам сказали нет ничего нового. В Шримад Бхагаватам с первой песни по двенадцатую повторяются одни и те же главные мысли в разных формах. Таково могущество преданного служения. Можно одно и тоже слушать все снова и снова, и это нам не надоедает. Мы настолько падшие, настолько обусловленные, настолько оскверненные, что нам нужно слушать каждый день. Поэтому мы должны регулярно посещать лекции по Шримад Бхагаватам. Если вы не можете приходить в храм, читайте Бхагаватам дома, и вы обнаружите, что это очень сильно поможет вам на духовном пути.

В Шримад Бхагаватам говорится:

Нашта праешв абхадрешу
нитья бхагавата севая
бхагаватир уттама шлоке
бхактир бхавати наиштики

Если регулярно слушать Шримад Бхагаватам, это поможет избавиться от всего неблагоприятного в сердце, и в нем утвердится любовное преданное служение Господу. Итак, мы должны постоянно работать над улучшением качества шраванам и киртанам, и это поможет вам развить все хорошие качества. Это поможет вам уничтожить все анартхи. Это поможет вам духовно совершенствоваться. И в конечном счете, это поможет вам развить любовь к Богу, что является целью жизни. У вас у всех эта цель? Если у вас такая цель, то вот вам совет, данный в этом стихе. Харе Кришна!