foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Помните, мы пытались выучить шлоку, которая описывает пять главных принципов преданного служения?

Садху-санга нама киртанам бхагават шраванам
матхура-васа шри муртера шраддхая севанам

Эти пять принципов могут вернуть вас обратно к Богу. Кто помнит, на чем мы остановились вчера? Мы остановились на том, как Нила Мадхава стал Господом Джаганнатхой. Почему мы об этом рассказывали? Потому что мы рассказывали о том, как Царь Пратапарудра получил милость Господа. Как он получил милость Господа? Из-за того, что он выполнял очень смиренное служение. Если вы хотите удовлетворить Господа, то смирение – это самый лучший путь к этому. Господь Джаганнатха очень добр. Я подумал, что перед тем, как обсуждать Чайтанья Чаритамриту, я расскажу вам несколько коротких историй о Господе Джаганнатхе.

Господь Джаганнатха очень добр к Своим преданным. Отца Царя Пратапарудры звали Царь Пурушоттама. Он также был очень смиренным слугой Господа Джаганнатхи. Однажды, когда царь был еще неженат, он отправился в место под названием Канчи. У царя Канчи была дочь по имени Падмавати, и он предложил Царю Пурушоттаме взять ее в жены, и они договорились, что она выйдет замуж за Царя Пурушоттаму. Затем Царь Пурушоттама сказал, что ему нужно вернуться в Пури и готовиться к Ратха Ятре, потому что в Джаганнатха Пури царь лично руководил подготовкой к празднику. Даже в наши дни на Ратха Ятру в Пури приезжают миллионы людей, и преданные ИСККОН обычно там проводят киртаны.

Царь Пурушоттама вернулся к себе в царство и пригласил царя Канчи на Ратха Ятру. Царь Канчи не смог поехать туда, но отправил туда своего премьер-министра. Он сказал ему посетить этот праздник от его имени. На этом празднике премьер-министр увидел, что Царь Пурушоттама выполняет очень низкую работу. Он подметал дорогу, собирал на ней мусор и потом мыл дорогу. В Индии подметать улицы считается очень низкой работой, не для богачей. Когда премьер-министр увидел это, он подумал: «Это не царь, это дворник! Как же можно, чтобы дочь моего царя вышла замуж за дворника!» Когда он вернулся к царю, он сказал: «Этот человек не царь, а дворник! Как можно выдавать замуж дочь!» И царь Канчи отменил свадьбу. Он сказал: «Я не могу выдать дочь замуж за дворника».

Когда Царь Пурушоттама услышал об этом и о том, по какой причине отменили свадьбу, он очень расстроился. Царь Канчи был преданным Господа Ганеши, а Царь Пурушоттама был преданным Господа Джаганнатхи. Они договорились, что если Царь Пурушоттама победит в бите, то Господь Джаганнатха будет впереди, а Ганеша сзади, но если победит царь Канчи, то будет наоборот – Ганеша впереди, а Джаганнатха сзади. Царь Пурушоттама начал войну против царя Канчи и проиграл в этой битве. Он был очень подавлен. Он вернулся к себе и рассказал одному мудрецу, что сражался за Господа Джаганнатху и потерпел поражение. Мудрец спросил:

- А ты получил благословение Господа Джаганнатхи перед началом битвы?
- Нет, я просто отправился на войну.

И тогда он пошел к Господу Джаганнатхе и рассказал, что сражался за Его честь, но потерпел поражение. Господь Джаганнатха сказал: «Не беспокойся, мы с братом придем к тебе на помощь и будем сражаться на твоей стороне». Царь думал, как же Джаганнатха и Баларама будут сражаться на его стороне, и никак не мог понять, как это возможно. Новость о том, что Сам Господь Джаганнатха будет лично сражаться на стороне царя, разнеслась по Пури и другим местам, поэтому все тоже захотели присоединиться к этой битве. Армия Царя Пурушоттамы стала очень большой. Все пошли в армию.

Итак, армия отправилась в сторону Канчи, и впереди армии было два воина на лошадях. Тело одного всадника было светлым, и Он скакал на белой лошади, а тело другого было темным, и Он скакал на черной лошади. Эти два воина скакали впереди армии. По дороге они захотели пить и искали что можно попить. По дороге Им встретилась молочница по имени Малика. Воины сказали: «Дай нам попить пахты, мы из армии царя и хотим пить». Она дала им пахты, а потом спросила: «А деньги?» Они сказали: «Мы просто воины в армии царя, у нас нет денег, за нас заплатит царь». Она сказала: «А как я смогу доказать царю, что вы действительно из его армии?» Один из воинов сказал: «Вот, возьми это кольцо, передай его царю, и он поймет, что мы из его армии, и заплатит тебе».

И вот армия царя вошла в это селение, и женщина закричала: «Стойте! Стойте!» Царь остановился. Она сказала:

- Два воина из твоей армии выпили всю пахту и сказали, что ты за них заплатишь.
- А как ты докажешь, что это были мои воины?
- Они дали кольцо, чтобы доказать, что Они члены твоей армии.

Когда царь увидел кольцо, он узнал его – это было кольцо, которое Господь Джаганнатха носил в храме. Когда царь увидел кольцо он очень обрадовался, он понял, что это был Господь Джаганнатха, и что Он будет сражаться на его стороне. Царь был так рад этому известию, что он не только заплатил за пахту, но и подарил молочнице девять деревень. Потом началась ожесточенная битва, и воины царя Канчи никогда не сражались с такими могучими воинами, как Джаганнатха и Баларама, которые сражались на стороне Царя Пурушоттамы. Кто победил в этой битве? Царь Пурушоттама. Поэтому в храме в Пури Джаганнатха впереди, а Ганеша сзади. Есть много таких историй.

Сегодня мы будем читать стихи из разных глав Чайтанья Чаритамриты, а затем рассказывать связанные с ними истории. Ади-лила 7.73-77

„Повторяя святое имя Кришны, можно избавиться от пут материального бытия. Воистину, тот, кто просто повторяет мантру Харе Кришна, сможет узреть лотосные стопы Господа. В наш век, в эпоху Кали, нет иной религии, кроме повторения святого имени, в котором содержится суть всех ведических гимнов. Таково заключение писаний“. «Описав силу маха-мантры Харе Кришна, Мой гуру научил Меня одному стиху и посоветовал, чтобы он никогда не сходил с Моих уст». «Святое имя, святое имя, святое имя Господа — вот путь духовного развития для тех, кто живет в эпоху Кали. Нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути». «Получив это наставление от Моего духовного учителя, Я начал непрестанно повторять святое имя, но Мне казалось, что от повторения святого имени Мой рассудок помутился».

Итак, это стихи, которые прославляют святое имя Господа. В этом движении Харе Кришна мы все знаем о важности повторения святого имени. Эти стихи произнес Сам Чайтанья Махапрабху. Сначала Он говорит, что, повторяя святое имя, человек может освободиться от материального существования. Материальное существование – это приятная вещь? Нет? Но майя же не это говорит. Майя заставляет нас поверить в том, что материальное существование очень хорошее. Итак, Господь Чайтанья говорит, что, повторяя святое имя Господа, можно избавиться от рождения и смерти.

Что является сутью Ведического знания? Господь Чайтанья объяснят, что суть Ведического знания – это предание Верховной Личности Бога. Люди часто спорят друг с другом, говоря, что моя религия лучше, чем твоя религия, но истинная цель религии в том, чтобы обрести любовь к Богу. Затем Господь Чайтанья цитирует этот знаменитый стих:

Харер нама харер нама харер нама ева кевалам
калау настйева настйева настйева гатир анйатха

Кроме святого имени Господа в Кали-югу нет иного пути. И кому рассказывал эти стихи Господь? Он обращался к группе имперсоналистов. Господа Чайтанью описывают как самое милостивое воплощение, который пришел, чтобы спасти падших людей Кали-юги. Господь Чайтанья обращал самых разных людей в вайшнавизм.

Господь Чайтанья пришел в Варанаси и остановился в доме преданного по имени Чандрашекхара. Там еще был другой преданный по имени Тапан Мишра. Господь Чайтанья встречался с ним в Бенгалии, и затем Господь отправил его в Варанаси. Вы знаете, кто такие маявади? Иногда преданные думают, что маявади – это все, кто в майе. Но определение маявады – это неприятие личностного аспекта Господа. Это те, кто считают, что Бог безличен, что у Бога нет тела, нет глаз, нет ног, нет рук, и что, когда Бог приходит в этот мир, Он становится таким же оскверненным, как мы.

Можно постичь разные аспекты Бога: Брахман, Параматма и Бхагаван, - но личностный аспект Бога – наивысший. Там были тысячи санньяси-маявади, которых возглавлял Пракашананда Сарасвати. Они собирались вместе и изучали Веданту. И они часто обсуждали, почему же этот санньяси не изучает с нами Веданту, почему же Он занят этим безумством – поет и танцует. Он должен быть с нами. Был один брахман, преданный Господа Чайтаньи, он знал, что Господь Чайтанья очень строг и что Он не пойдет в чей-то произвольный дом, чтобы вкушать прасад. Этот преданный не мог выносить критику в адрес Господа. Господь очень милостив, но преданный не терпит хулы в адрес Господа. Господь Нитьянанда был очень добр и милостив к Мадхаю, когда тот напал на Него, но Господь Чайтанья не мог простить его сразу.

Этот брахман сказал: «О Господь, я знаю, что Ты не ходишь куда попало, но, пожалуйста, приди ко мне домой, и я хочу туда пригласить также санньяси-маявади». Господь Чайтанья принял его приглашение. Когда Господь Чайтанья пришел туда, все санньяси-маявади сидели на возвышении. Когда Господь Чайтанья пришел туда, в первую очередь он поклонился этим санньяси-маявади. Господь Чайтанья проповедовал смирение, и много раз Своим примером он демонстрировал смирение. Хотя Он был Верховным Господом, Он играл роль преданного, поэтому Он также принял санньясу. Потому что в принципе Господу нет нужды принимать санньясу. Итак, Господь пришел туда и поклонился санньяси-маявади.

Он омыл стопы и сел в том месте, где люди омывают стопы. Те, кто были в Индии, вероятно, замечали, что там есть традиция омывать стопы перед тем, как войти в храм. Поклонившись, Господь Чайтанья сел там, а все санньяси сидели на возвышении. И затем Господь Чайтанья явил одну из Своих трансцендентных лил. Что Он сделал? Он проявил сияние миллионов солнц, взятых вместе. Когда санньяси-маявади увидели сияние, затмевавшее миллионы солнц, которое исходило от лица Господа Чайтаньи, они поняли, что это не обычный человек. Пракашананда Сарасвати, лидер санньяси-маявади, снизошел с возвышения, взял Господа Чайтанью за руку и посадил Его рядом с собой. Шрила Прабхупада в комментарии объясняет, что это была агьята-сукрити. Есть два вида сукрити – гьята-сукрити и агьята-сукрити. Гьята-сукрити, это когда вы знаете, что что-то благоприятно, и осознанно делаете это для своего блага. И есть агьята-сукрити – это когда вы делаете что-то благочестивое, даже не зная, что вы совершаете преданное служение.

Вот мы выходим на харинамы. Некоторые люди присоединяются к нам и тоже начинают петь и танцевать, и они даже не подозревают, что получают огромное благо. Но поскольку они поют святые имена, они получают огромное благо. Итак, Господь Чайтанья сел среди этих тысяч санньяси-маявади. Пракашананда Сарасвати сказал: «Ты санньяси из нашей сампрадайи, почему же Ты не изучаешь с нами Веданту?» И затем Господь Чайтанья ответил – Он произнес эти стихи, которые прославляют святое имя. Господь Чайтанья вступил в философскую беседу с ним, Он начал обсуждать Веданта Сутру. Господь Чайтанья разбил толкование шлок Веданта Сутры Шанкарачарьей. После того, как Господь Чайтанья опроверг толкования Шанкарачарьи, Он объяснил подлинный смысл шлок Веданта Сутры. Санньяси-маявади были настолько впечатлены объяснением Господа Чайтаньи, что все они стали вайшнавами, и все они также стали петь и танцевать.

Господь Чайтанья произнес стихи, которые мы прочитали, для того, чтобы объяснить, что в эту эпоху нет нужды рассуждать по поводу Веданты, и что нужно просто повторять святое имя. Затем Господь Чайтанья процитировал Своего духовного учителя, который сказал: «Мой дорогой мальчик, пожалуйста, продолжай повторять святое имя Господа в обществе преданных». Это как раз то, что вы делаете каждый день на этом фестивале. Вы поете, танцуете и совершаете санкиртану. И Господь Чайтанья подчеркнул, что делать это надо в обществе преданных. Как называется общество преданных? Садху-санга. В обществе преданных мы поем, танцуем и участвуем в киртанах.

Затем Господь Чайтанья сказал: «Идите и проповедуйте ценность повторения Харе Кришна, таким образом вы сможете спасти все падшие души». Господь Чайтанья говорит нам не только петь и танцевать в обществе преданных, но также проповедовать ценность кришна намы, которая сможет освободить людей из материального рабства. В комментарии Шрила Прабхупада объясняет, что духовный учитель хочет, чтобы его ученики не только пели, танцевали и совершали санкиртану в обществе преданных, но также шли и проповедовали о важности повторения святого имени. Так что духовный учитель хочет, чтобы его ученики и все преданные шли и проповедовали обусловленным душам о славе святого имени.

Вы приехали на этот фестиваль, подзарядили свои духовные батареи, и результатом этого должно быть то, что вы будете испытывать больше энтузиазма повторять святое имя, а также, чтобы вы шли проповедовать. Господь Чайтанья лично проявлял настроение проповеди, и Он также посылал Нитьянанду и Харидаса проповедовать. Однажды, Господь Чайтанья созвал всех Своих преданных, и сказал: «Я хочу, чтобы вы шли по домам людей и говорили им следующее: боло кришна, бхаджо кришна, коро кришна шикша – Повторяйте Харе Кришна, поклоняйтесь Кришне, примите наставления Кришны, как они явлены в Бхагавад Гите и Бхагаватам.

Нитьянанда и Харидас – это была удивительная команда, они ходили вместе проповедовать. Но когда они проповедовали, в некоторых домах их принимали очень тепло. Люди приглашали их вовнутрь и говорили: «Проходите, садитесь, вы очистили наш дом». Но некоторые люди даже не пускали их к себе домой. Они говорили: «Мы хотели прийти на ваш киртан, но вы нас не пустили, поэтому мы тоже вас не пустим». Другие же говорили: «Похоже, что вы наводчики, которые переоделись в санньяси. Вы пришли, чтобы посмотреть, что есть у нас дома, чтобы потом пришли воры и все украли». Когда люди называли Нитьянанду и Харидаса наводчиками, они просто громко смеялись. И если люди не открывали им дверь, они также не обижались на них. Если вы идете проповедовать, не ждите, что все будут расстилать перед вами красную ковровую дорожку. Даже в случае Нитьянанды и Харидаса такого не случалось, что уж о нас говорить? Если вы идете проповедовать, и кто-то отказывается покупать книгу, критикует вас, ругает, вы не должны обижаться.

Итак, Господь Чайтанья обратил всех этих санньяси-маявади в вайшнавизм, и они все вместе вышли на большую харинаму.

Теперь мы почитаем стих из другой главы. Это из пятнадцатой главы Мадхья лилы.

«Поэтому, Амогха, встань и повторяй маха-мантру Харе Кришна! Если ты сделаешь это, Кришна непременно прольет на тебя Свою милость».

Это еще одна история, которая описывает одну из трансцендентных лил Господа. Кто был Амогха? Он был зятем Сарвабхаумы Бхаттачарьи. У Сарвабхаумы Бхаттачарьи был дочь Сати, и у нее был муж Амогха. В первый день мы рассказывали о том, как Господь Чайтанья обратил Сарвабхауму Бхаттачарью, который был убежденным имперсоналистом. Когда Господь Чайтанья путешествовал, разные преданные-грихастхи приглашали Его к себе домой на обед. Сарвабхаума Бхаттачарья пригласил Господа к себе домой и сказал:

- Пожалуйста, каждый день обедай у меня дома
- Один месяц? Нет, Я санньяси, Я не могу целый месяц у тебя питаться.
- Хорошо, хотя бы пятнадцать дней.
- Нет, это тоже много.
- Десять дней.
- Нет, это тоже много.

В общем, они договорились на пять дней. Господь Чайтанья согласился в течении пяти дней обедать в доме Сарвабхаумы Бхаттачарьи. Зять Сарвабхаумы Бхаттачарьи Амогха был очень завистливым человеком. Зависть – это достояние или порок? В материальной жизни мы все друг другу завидуем. Когда кто-то обгоняет нас в чем-то, мы начинаем ему завидовать. И Амогха с завистью относился к Господу Чайтанье, а его тесть Сарвабхаума Бхаттачарья знал об этом. Хотя Господь Чайтанья был санньяси, и показывал идеальный пример поведения, со своей стороны, преданные старались предлагать Ему самые шикарные блюда. Зависть – это одна из анартх, от которых нам нужно избавиться.

Какие есть другие анартхи? Кама, вожделение. В Бхагаватам есть история о царе Яяти. В течении десяти тысяч лет он без всяких ограничений предавался чувственным наслаждениям, но все равно так и не смог обрести удовлетворение. Бхагаватам объясняет, что нужно использовать разум и не становиться жертвой своего вожделения. Затем есть гнев. Мы гневаемся, не так ли? У вас есть проблемы с гневом? Куда бы я ни поехал, преданные везде спрашивают: «Махарадж, как преодолеть гнев?» Потом жадность. Это большая проблема? Жадность – это большая проблема. В Бхагавад Гите Кришна говорит, что есть три дороги, которые ведут в ад: вожделение, гнев и жадность. Мудрый человек старается обуздать их.

Затем еще есть ненависть. Сарвабхаума Бхаттачарья не пускал Амогху в комнату, где обедал Господь Чайтанья, чтобы он не смог посмотреть, что Он ест. Когда жена Сарвабхаумы Бхаттачарьи готовила и предлагала обед Господу Чайтанье, Сарвабхаума Бхаттачарья стоял у двери в комнату с палкой, чтобы отгонять Амогху. Однажды, Сарвабхауме Бхаттачарье пришлось отлучиться, чтобы помочь жене, и Амогха проскользнул вовнутрь и увидел блюда, которые предлагали Господу. Амогха сказал: «Только полюбуйтесь на этого так называемого санньяси! Он в одиночку есть прасад, которого хватило бы на двенадцать санньяси!»

Сарвабхаума Бхаттачарья очень расстроился. Он погнался за Амогхой, но победила молодость. Он и его жена так разозлились, что сказали: «Пусть наша дочь станет вдовой, потому что этот негодяй оскорбил Верховную Личность Бога!» После этого Сарвабхаума Бхаттачарья и его жена стали поститься – настолько они были расстроены тем, что Амогха в их доме оскорбил Господа Чайтанью. Но Господь Чайтанья оставался невозмутимым – еще один пример смирения. Он оставался абсолютно невозмутимым.

На следующее утро Амогха очень сильно заболел. Чем он заболел? Он заболел холерой. Он так сильно заболел, что находился практически при смерти. Господь Чайтанья спросил у дяди Амогхи Гопинатха Ачарьи: «Как дела у семьи Сарвабхаумы Бхаттачарьи?» Гопинатха Ачарья сказал: «Амогха при смерти из-за того оскорбления, которое он нанес Тебе». Сарвабхаума Бхаттачарья был очень дорогим преданным Господа, и Господь Чайтанья Сам пошел в то место, где жил Амогха. Господь Чайтанья положил руку на грудь Амогхи: «Пока в твоем сердце зависть, Кришна не поселится там, поскольку Кришна не любит жить в грязном месте».