foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Здесь нашел интересный обзор

ПЕРЕВОД

Каждый должен руководствоваться таким правилом: при встрече с тем, кто обладает бо́льшими знаниями и опытом, нужно радоваться, при встрече с тем, кто обладает меньшими знаниями и опытом, нужно отнестись к нему с состраданием, а встретив равного, нужно подружиться с ним. Тот, кто придерживается этих принципов, избавляется от тройственных страданий материального мира.

КОММЕНТАРИЙ

Обычно, встречая того, кто превосходит нас в чем-либо, мы завидуем такому человеку, при встрече с тем, кто обладает меньшими знаниями или опытом, мы насмехаемся над ним, а при встрече с равным начинаем хвастаться своими достижениями. Такое поведение является причиной всех материальных страданий. Поэтому великий мудрец Нарада говорит, что преданный должен быть безупречным во всех отношениях. Вместо того чтобы завидовать более знающему человеку, нужно радоваться встрече с ним. Вместо того чтобы с презрением смотреть на менее знающего, следует отнестись к нему с состраданием и помочь ему подняться на должный уровень. Встретив же равного, вместо того чтобы кичиться перед ним своими достижениями, следует смотреть на него как на своего друга. Мы также должны с состраданием относиться к обычным людям, которые мучатся из-за того, что забыли Кришну. Тот, кто придерживается этих важных принципов, сможет обрести счастье в материальном мире.

ЛЕКЦИЯ

Ом агьяна тимирандхасья
гьянангьяна шалакая
чакшур унмилитам ена
тасмаи шри-гураве намаха

Харе Кришна! Добро пожаловать на вечернюю программу. Нарада Муни здесь дает совет Дхруве Махараджу. Все знают Дхруву Махараджа? Он одна из знаменитых духовных личностей. Нараду Муни называют трикалагьей, поскольку он знает прошлое, настоящее и будущее. Как вы знаете, Дхрува Махарадж был сыном Царя Уттанапады. У его отца были две жены: Сунити и Суручи. Дхрува был сыном Сунити, а его сводный брат Уттама был сыром Суручи. Его отец был больше привязан к Суручи. Однажды, Уттама сидел на коленях своего отца, Царя Уттанапады, рядом с ними сидела Суручи. Дхрува подошел к ним и захотел тоже взобраться на колени к своему отцу. Он предпринял попытку сделать это. Дхрува сидел на одном колене отца, а Дхрува хотел взобраться на другое.

Но Суручи возразила против этого. Она стащила его и сказала: «Если ты будешь достаточно удачливым и в следующей жизни родишься из моего чрева, тогда ты сможешь сидеть на коленях у царя». Иначе говоря, она сказала, что тебе нужно умереть, затем, если на то будет милость Господа, родиться из моего чрева, и тогда ты сможешь сидеть на коленях у царя. Она стащила его. Можно совершенно четко сказать, что отец Дхрувы находился под каблуком жены. Он сохранял молчание. Разрыдавшись, Дхрува побежал к своей матери, но она сказал:

- Я ничем не могу тебе помочь.
- А кто может мне помочь?

Дхрува подумал: «Моя мачеха не дала мне сидеть на коленях у отца, поэтому я должен получить царство больше, чем у моего отца, и даже деда и прадеда». В таком состоянии, рыдая, Дхрува пришел к матери. Он был маленьким мальчиком, но у него была кровь кшатрия. Он воспринял все это очень серьезно, он почувствовал себя оскорбленным. И к тому времени, когда он прибежал к матери, она уже все знала. Поскольку Суручи говорила очень громко, все слуги во дворце это слышали, и они прибежали к Сунити и сказали: «Сегодня твоего сына очень сильно отругали». Тогда мать сказала Дхруве: «Пожалуйста, прими прибежище у Верховной Личности Бога. Те, кто желают спасения из круговорота рождения и смерти, ищут прибежища у Верховной Личности Бога, и ты должен заниматься преданным служением без отклонений и без перерывов». В конце концов, Дхрува решил: «Я пойду в лес искать Бога».

Кто из вас был на Враджа Мандала парикраме? Одна из последних остановок на Враджа Мандала парикраме – это лес Мадхуван. Я всегда стараюсь в этот день поучаствовать в парикраме. Мадхуван – это как раз тот лес, где Дхрува совершал свои аскезы. Дхрува решил: «Теперь я буду искать Бога. Только Бог поможет мне обрести это великое царство». Кришна признает, что четыре типа людей приходят к Нему: те, кто хотят денег. Вы все хотите денег? Затем те, кто в беде, любознательные и те, кто ищут Абсолютную Истину. Кришна говорит, что все они благочестивые души, потому что они приходят к Нему. Также Кришна говорит, что скудоумные люди обращаются к полубогам, но все, что исходит от полубогов, исходит от Него, поэтому обращайтесь ко Мне, говорит Кришна. Полубоги не могут быть независимыми от Господа. Они подчинены Господу.

И Дхрува принял решение: «Я отправляюсь в лес на поиски Бога». Когда он покидал дворец, там появился Нарада Муни: «Мальчик, куда же ты идешь? Сейчас не тот возраст, в котором ищут Бога. Сейчас тебе нужно играться». В каком бы возрасте люди ни присоединялись к сознанию Кришны, родственники говорят: «Сейчас еще не время искать Бога». Когда присоединяются молодые люди, родственники говорят: «Что? В таком возрасте ты хочешь служить Богу?» И даже если люди присоединяются в пожилом возрасте, родственники все равно говорят: «Еще не время служить Богу». Когда же нужно служить Богу? Когда вы уже наполовину хромой, наполовину слепой, наполовину глухой, и никто уже рядом с вами не хочет находиться? Что, тогда нужно искать Бога? Так на это смотрят материалисты. А как смотрят на это преданные? Нам нужно служить Богу, пока у нас есть энергия, которую мы можем предложить Ему. Когда нечего будет предлагать, как я буду служить?

Итак, Нарада Муни проверял Дхруву. Он сказал: «Мальчик! Не нужно так серьезно воспринимать слова мачехи! Маленькие дети обычно играются. Зачем ты так затронут всем этим?» Внешне может показаться, что Нарада Муни отговаривал Дхруву отправиться в Мадхуван, чтобы искать там Бога. Но если посмотреть на это глубже, Нарада Муни проверял Дхруву. Также как в нашем Движении Сознания Кришны перед тем, как получить посвящение, нужно пройти испытательный срок. В некоторых духовных организациях вы получите посвящение в тот же день, когда пришли. Вы вошли туда первый раз, и уходите, уже получив духовное имя. Но в ИСККОН у нас строгие стандарты. Каждый кандидат в ученики должен пройти испытательный срок, когда за ним наблюдают, и тогда он может получить посвящение.

Внешне может казаться, что Нарада Муни отговаривает Дхруву, он говорит: «Мальчик, иди играй. Тебе только с игрушками играться». Но, если посмотреть на это глубже, он просто проверял Дхруву. Он хотел понять, насколько тот серьезен. Нарада Муни сказал: «Человек должен оставаться удовлетворенным при любых обстоятельствах». По высшей воле мы иногда получаем, чего хотим, а иногда нет. Если вы получаете, чего вы хотели, вы счастливы, а если нет, вы страдаете. Все хотят получать только то, что они хотят: «Я хочу большую дачу, новую машину, новый костюм». Но при этом Господь смотрит, каков же остаток на счету вашей кармы: «По твоей карме тебе вообще то ничего не полагается. Поскольку ни Мерседесы ни БМВ тебе не полагаются, пока поезди на Ладе». В соответствии со своей кармой мы получаем долю счастья и страданий. Нарада Муни говорит: «Будьте удовлетворены при любых обстоятельствах, и тот, кто может быть удовлетворен при любых обстоятельствах, пересекает океан рождения и смерти».

В этом стихе Нарада Муни дает нам очень важный совет. В этой главе Нарада Муни дает много наставлений. Здесь он говорит: «Каждый человек должен руководствоваться таким правилом. При встрече с тем, кто обладает большими знаниями и опытом, нужно радоваться. При встрече с тем, кто обладает меньшими знаниями и опытом, нужно отнестись к нему с состраданием. А при встрече с равным преданным, нужно подружиться с ним. Так, придерживаясь этих принципов, можно избавится от тройственных страданий». Шрила Прабхупада объясняет, что, обычно, встречаясь с тем, кто превосходит нас в чем-то, мы завидуем ему: «Почему это у него есть то, чего у меня нет!» А если мы встречаем кого-то менее квалифицированного, чем мы, мы пытаемся эксплуатировать его.

Такова история: богатые стараются эксплуатировать бедных. Богатые люди становятся еще богаче. Когда мы встречаем равного, мы хвастаемся, чтобы доказать, что мы лучше. Таков материальный подход. Но Нарада Муни здесь говорит о духовном подходе. Вместо того, чтобы завидовать, когда мы встречаем кого-то продвинутого, нужно радоваться. Нужно быть очень довольным. Почему? Потому что вы сможете услышать от такого человека что-то, что поможет вам духовно развиваться. Как сейчас у нас был фестиваль Садху Санга, у нас была возможность общаться с более продвинутыми преданными, с равными. Садху санга садху санга сарва шастра кахе, лава матра садху санга сарва сиддхи хайа. Слово сарва-сиддхи указывает на полное совершенство. В этом стихе объясняется, что благодаря садху-санге мы сможем следовать по пути к совершенству. Поэтому подчеркивается важность духовного общения. И когда мы встречаем более продвинутых преданных, мы должны радоваться.

И мы должны быть готовы принять от них наставления. Шрила Рупа Госвами дал нам множество замечательных книг, и среди них Шри Упадешамриту. В Шри Упадешамрите Шрила Рупа Госвами объясняет шесть видов любовного обмена между преданными. Как звучит этот стих?

Дадати пратигрихнати
гухьям аччхати приччхати
бхункте бходжаяте чаива
шад виддхи притти лакшанам

Здесь описываются шесть видов любовного обмена с преданными. Открывать свой ум тем, кто более продвинут. Открывать свой ум имеет смысл только в том случае, если мы готовы принять наставления. Нет смысла идти к врачу, если вы не будете принимать прописанное лекарство. Вы приходите ко врачу, высказываете свою жалобу. Врач говорит:

- Принимай это лекарство.
- Извините, я не хочу.

Зачем тогда нужно было идти? Поэтому открывайте ум и принимайте наставления. Угощайте прасадом и принимайте прасад, раздавайте подарки и принимайте подарки. Поэтому, если вы встречаете кого-то более продвинутого, не завидуйте ему, а постарайтесь получить наставления, которые помогут вам развиваться духовно. Таков духовный подход. И те, кто продвинуты, готовы дать вам совет, потому что преданный хочет, чтобы все продвигались духовно. Поэтому следует радоваться, когда мы встречаем кого-то, кто более продвинут, чем мы. Ищите такого общения. Мы можем общаться со всеми, но наставления следует принимать только от тех, кто строго следует по этому пути. Необходимо тщательно избегать зависти на духовном пути. Более продвинутые всегда готовы обучать тех, кто только встал на этот путь.

Господь Чайтанья вместе со Своими спутниками провел знаменитую игру уборки храма Гундича. Гундича – это имя жены Царя Индрадьюмны. Господь Чайтанья был лично занят тем, что чистил стены, потолок, пол, алтарь. Они собирали всю пыль и грязь и выносили ее из храма. Господь Чайтанья лично следил за тем, кто сколько собирает грязи. В соревновании, конечно же, победил Господь Чайтанья, Он собрал грязи больше, чем все вместе взятые. Тех, кто собирал больше грязи, Господь Чайтанья вдохновлял обучать других, чтобы они лучше работали. В нашем Движении тоже преданные, боле опытные в чем-то, обучают других преданных. Более опытные распространители книг обучают менее опытных.

И каков следующий уровень общения? Это общение с теми, кто находятся на одном с вами уровне. И Нарада Муни здесь советует подружиться с теми, кто находятся на одном с вами уровне. Подружиться вместо того, чтобы хвастаться или доказать, что я лучше, чем ты. Что же значит дружба в духовной жизни? Дружба в духовной жизни означает, что мы помогаем друг другу духовно продвигаться. Мы работаем вместе, чтобы продвигать миссию Господа. Шрила Прабхупада любил цитировать выражение на английском: «Вместе мы победим, а порознь – проиграем». Мы будем оставаться вместе, если у нас будет дружба. На духовном пути мы должны прикладывать усилия, чтобы между нами была дружба. Нужно вдохновлять друг друга и видеть в других хорошие качества. Нужно также стараться помогать друг другу в служении. Всегда можно видеть преданных, которые имеют дружеское расположение и готовы помочь другим.

Даже когда Господь Чайтанья начал Свою проповедническую миссию, Он отправлял преданных проповедовать парами. Одна из пар была очень знаменитая. Это были Харидас Тхакур и Нитьянанда. Итак, когда мы встречаем кого-то, кто находится на одном с нами уровнем, нужно подружиться с ним и вместо того, чтобы хвастаться, что я лучше, чем ты, искать способы вместе служить Кришне. Как же преданные служат вместе? Они повторяют джапу вместе, вместе изучают книги, вместе приходят на лекции, как сейчас, вместе вкушают прасад, готовят прасад вместе и вместе проповедуют. Проповедуйте и служите в обществе преданных.

И что же, говорит Нарада Муни, делать, когда мы встречаем кого-то менее продвинутого, чем мы? Проявляйте сострадание. Каруника означает проявлять сострадание. Вайшнавы очень сострадательны. Пара-духкха-духки – когда они видят, что кто-то страдает, они тоже испытывают боль. Настроение вайшнава должно быть таким: как сделать неудачников настоящими удачливыми людьми. Однажды, Господь Чайтанья отправился к хижине Харидаса. Каждый день после посещения Храма Господа Джаганнатхи Господь Чайтанья заходил навестить Санатану Госвами и Харидаса Тхакура. По социальным причинам Санатана Госвами и Харидас не имели возможности посещать храм Джаганнатхи. Тогда Господь Чайтанья сказал Харидасу: «Ты можешь просто медитировать на чару храма, это то же самое, что и медитировать на Господа».

И однажды, при таком посещении Господь Чайтанья спросил Харидаса: «Как эти яваны будут спасены? Как яваны и млеччхи могут обрести спасение?» В комментарии Шрила Прабхупада объясняет, что таково желание преданного – как спасти обусловленные души. Что ответил Харидас? «Мой дорогой Господь, пожалуйста, не беспокойся, когда они примут безоскорбительное воспевание святых имен, они будут освобождены». В комментарии Прабхупада объясняет, что таково желание Господа и преданных, - чтобы все обусловленные души вернулись обратно к Богу. В восемнадцатой главе Бхагавад Гиты Кришна говорит, что самый дорогой Мой преданный – это тот, кто проповедует Мою славу. Итак, когда мы встречаем кого-то, кто менее продвинут, чем мы сами, мы должны проявлять сострадание. Сострадание означает, что нужно проповедовать, давать людям знание о Боге. Вы можете сказать: «А я не чувствую никакого сострадания». Но даже если у вас нет сострадания, если вы будете помогать обусловленным душам вернуться обратно к Богу, Господь даст вам все необходимые качества.

Итак, вайшнавы сострадательны. И есть разные способы проповеди. И один из важнейших видов проповеди – это распространение книг. Почему Шрила Прабхупада вдохновлял нас распространять книги? Потому что, читая эти книги, люди обретут знание о том, какова цель жизни. Иногда мы склонны преуменьшать ценность этих книг. Это ошибка, которую мы совершаем. Недавно я встретился с одним лидером санкиртаны в Америке, он брахмачари. Я спросил его, как он стал преданным. Он присоединился всего два-три года тому назад. Однажды, он ехал на машине со своим другом, это было во Флориде, сзади машины лежала Бхагавад Гита Как Она Есть Шрилы Прабхупады. Он спросил у друга: «А могу я взять эту книгу на время почитать?» Друг сказал: «Почему на время? Забирай ее совсем. Я уже четыре месяца, как купил эту книгу, я еще не открывал ее – интереса так и не возникло. Просто мне встретился один монах Харе Кришна, он был очень приятным человеком, я не мог ему отказать и купил эту книгу. Забирай». И парень взял Гиту, начал читать, еще до того, как встретился с преданными, он уже повторял мантру, потом встретился с преданными, начал ходить в храм в Атланте и сейчас полностью посвятил себя преданному служению.

Это всего лишь один пример, в вашей стране тоже тысячи примеров. Когда я разговариваю с распространителями книг, они описывают столько историй. Например, один человек купил книгу двадцать лет тому назад. Двадцать лет она лежала в его библиотеке, он ее не открывал. В какой-то момент в его жизни произошла трагедия. Он решил почитать какие-то духовные книги и открыл Бхагавад Гиту, которую он купил двадцать лет тому назад. Он начал ее читать, потом он начал повторять мантру и стал преданным. Для нас это очень важный вид проповеди – распространение книг, - и я очень рад, что в Сочи много преданных посвятили себя этому служению.

Сейчас во всех концах света проходит программа «Санкиртана выходного дня», когда преданные из общины тоже выходят на распространение книг. Сейчас по всей стране развивается эта программа, особенно в городах Золотого Кольца. Кто из вас не хочет милости Господа? Но когда вы выходите проповедовать, вы получаете очень много этой милости, но если вы будете скупцами, то сколько милости вы получите?

Есть также программа харинам. Это очень могущественный способ распространения святого имени. Святое имя настолько могущественно, что любой, кто услышит его, получает великое благо. Даже если человек говорит: «Посмотрите на этих сумасшедших Харе Кришна», - он все равно получает благо.

Есть также программа бхакти-врикш, намахатт. Это тоже очень хороший способ привести людей к сознанию Кришны. Также в каждом храме проводятся воскресные программы. Сейчас был большой фестиваль на Черном Море. Шрила Прабхупада сказал, что мы должны организовать программы в храмах таким образом, чтобы каждую неделю у нас проходил фестиваль. И такой фестиваль у нас проходит по воскресеньям, когда мы приглашаем гостей, чтобы они могли получить опыт сознания Кришны. И если вы будете проводить программы с большим энтузиазмом, если будут хорошие лекции и киртаны, то вы увидите, что после программ люди будут уходить очень вдохновленными. А если на киртане у нас два молодых бхакты, а мы все ходим на улице и болтаем между собой, и человек десять слушает лекцию, а мы занимаемся сплетнями, тогда вы обнаружите, что такие воскресные программы, которые должны привлекать людей, не будут выполнять свою цель.

Воскресная программа – это мини-фестиваль, который проходит в каждом храме. Когда наше движение только начиналось, Шрила Прабхупада лично следил за тем, как проводились воскресные программы. Шрила Прабхупада говорил, что у нас будут очень большие общины прихожан, и все они должны приходить по воскресеньям в храм. Я хочу обратиться к преданным сочинской ятры и преданных из других ятр, которые присутствуют здесь: «Пожалуйста, сделайте воскресные программы настоящими фестивалями и с большим энтузиазмом участвуйте в них».

Шрила Прабхупада создал это Международное Общество Сознания Кришны и дал нам все необходимое для того, чтобы сражаться с майей. У вас есть замечательный храм, замечательные преданные, замечательные воскресные фестивали, замечательные лидеры, которые проповедуют. Рупа Госвами подчеркивает: «Всегда сохраняйте энтузиазм, каким бы служением вы ни занимались». Пожалуйста, с энтузиазмом участвуйте в воскресных программах. Это поможет нам расширить проповедь, и прилечь людей в храм. Если оценить состояние общества в целом, оно находится сейчас в состоянии больших страданий. И хотя люди ездят на машинах по дорогам, нельзя не заметить, что все они страдают. И как им избавиться от страданий? Следуя методу сознания Кришны.

Итак, что говорит Нарада Муни делать, когда мы встречаем менее продвинутых? Проповедовать им, проявляйте сострадание. Даже если вы еще не чувствуете этого сострадания, следуйте по стопам гуру и предыдущих ачарьев. И если вы будете поступать так, то Кришна даст вам необходимый разум. Итак, Нарада Муни дает очень ценный совет, и через Дхруву Махараджа он дает совет всем нам. Нарада Муни лично убедился, что Дхрува Махарадж очень серьезно настроен найти Бога. И что тогда сделал Нарада Муни? Он дал Дхруве мантру ом намо бхагавате васудевая. Затем он рассказал, как сделать форму Божества из земли и воды. Господь приходит в форме Арча Виграха, которая неотлична от Господа.

И затем Дхрува начал совершать аскезы. В течение первого месяца он ел один раз в три дня, а наше меню – это три раза в день: завтрак, обед, ужин. Но Дхрува ел один раз в три дня. Вам дается уступка – вы можете есть не три раза в день, а даже четыре раза в день, но ешьте только кришна-прасад. Это очень важно. Благодаря своим аскезам в преданном служении Дхрува привлек внимание Господа. И когда Господь, появившись перед ним, предложил ему любые благословения, Дхрува сказал: «О Господь, я искал битое стекло, но нашел бриллиант». И что это за бриллиант? Сознание Кришны. И каковы свойства бриллианта? Чем больше его полируют, тем больше он блестит. И чем больше мы прилагаем усилий в духовной жизни, тем больше мы испытываем удовлетворение и блаженство.

Когда мы находимся в обществе преданных, у нас есть множество возможностей для того, чтобы прикладывать усилия, поэтому мы должны всегда желать быть в обществе преданных. Гораздо проще служить в обществе преданных. Когда вы несколько дней находитесь в стороне от преданных, у вас возникает желание снова встретиться с преданными. Пожалуйста, воспользуйтесь советом, который дает Нарада Муни в этом стихе и так сделайте свою жизнь совершенной. Харе Кришна!