foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Joomla модули на http://joomla3x.ru и компоненты.

ПЕРЕВОД

Шукадева Госвами сказал: После того. как Господь Брахма произнес слова, восхвалявшие деяния и доблесть Верховной Личности Бога, Всевышний Господь, который, в отличие от обыкновенных живых существ, не знает смерти, явился в этот мир из лона Адити. В Его четырех руках красовались раковина, булава, лотос и диск, Он был облачен в желтые одежды, а глаза Его напоминали лепестки цветущего лотоса.

КОММЕНТАРИЙ

В этом стихе особенно важно слово амрта- бхух. Иногда Господь как будто рождается, словно обыкновенный ребенок, однако это не значит, что Он подвержен мукам рождения, смерти или старости. Нужно обладать незаурядным разумом, чтобы постичь явление и деяния Верховного Господа в разных Его воплощениях. Подтверждением этому служат слова «Бхагавад-гиты» (4.9): джанма карма ча ме дивйам эвам йо ветти таттватах. Надо постараться понять, что явление, уход и все деяния Господа обладают божественной природой (дивйам). Господь не имеет ничего общего с материальной деятельностью. Тот, кто постиг природу явления, ухода и деяний Господа, сразу обретает освобождение. Такому человеку никогда больше не придется получать материальное тело: покинув свое нынешнее тело, он попадает в духовный мир (тйактва дехам пунар джанма наити мам эти со ’рджуна).

ЛЕКЦИЯ

Ом агьяна тимирандхасья
гьянангьяна шалакая
чакшур унмилитам ена
тасмаи шри-гураве намаха

В соответствии с утверждениями Ведических писаний Господь время от времени приходит в этот мир. Как это называется? Аватар. Как кто-то из вас знает, в свое время выпустили голливудский фильм, который назывался «Аватар». Он стал очень популярным, но он не имел никакого отношения к настоящим аватарам. Кто-то мне сказал, что это просто научно-фантастический фильм. Его снял очень знаменитый голливудский режиссер. Кто-то вдохновил его назвать этот фильм «Аватар». Но мы не говорим о научно-фантастических аватарах. Бхагаватам говорит о настоящих аватарах.

Бог воплощается в разных образах. Если спросить обычного человека на улице, как выглядит Бог, он скажет: «Это старик с бородой, что-то вроде Деда Мороза». Много лет назад проводили опрос и спрашивали у людей: «Как выглядит Бог»? И большинство людей ответили, что Он похож на Деда Мороза. Бог может воплотиться в разных формах. Он может принять облик рыбы, вепря, получеловека-полульва, но в любом воплощении Он всегда совершает сверхчеловеческие деяния. Богом не может быть тот, кому нужно ходить к зубному или ложиться на операцию. Так называемым современным «богам» нужно ходить к зубному, делать операции, и, в конце концов, их хоронят или кремируют. И если такого так называемого «бога» попросить сделать что-нибудь сверхчеловеческое, он скажет: «Не сегодня». Он скажет «завтра», но это «завтра» так и не наступает.

И здесь мы читаем о явлении Господа в образе Ваманадевы. Явление Господа, которое описано здесь, очень похоже на описание явления Господа в десятой песне Бхагаватам. Вы заметили? Как пришел Кришна? Он сначала явился в четырехруком образе. На Нем были всевозможные украшения. У Него был камень Ваидурья. Вы слышали о камне Ваидурья? Он каждую секунду меняет цвет. Можете себе представить? Он постоянно меняет цвета: то красный, то синий, то желтый, то зеленый… Какой-нибудь олигарх скажет: «Хочу себе такой драгоценный камень! Где его можно купить»? Его купить можно только на Вайкунтхе, и чтобы попасть на Вайкунтху, нужно обрести необходимые качества.

Итак, Кришна явился в четырехруком образе. Его родители в то время были в тюрьме. Они боялись, что Камса узнает, что Господь пришел, и попросили Господа принять облик обычного ребенка. Господь с легкостью это сделал. Здесь мы видим похожее описание. Господь явился в четырехруком образе, на Нем были всевозможные украшения. В Его четырех руках были лотос, раковина, булава и диск. Затем Он принял облик обычного ребенка. В комментарии Шрила Прабхупада делает очень важное утверждение. Кто помнит, о чем говорит Шрила Прабхупада? Шрила Прабхупада цитирует знаменитый стих из Бхагавад Гиты джанма карма ча ме дивьям – тот, кто постигнет трансцендентную природу Моего явления и деяний, сможет избавиться от рождения и смерти. То есть это становится так просто: нужно понять, что Кришна может прийти в любом облике, и что Его явление и уход трансцендентны.

Слово «трансцендентный» может означать разные вещи. Обычно слово «трансцендентный» означает «вне действия материальных гун». Но «трансцендентный» также означает то, что Господь непостижим. Невозможно постичь Бога материальными чувствами. Господь может явиться в четырехруком образе, почему нет – Он Бог! Вы не можете Его ничем ограничить. Человек, который понимает непостижимость Господа, готов делать то, что Господь просит его делать. И если вы будете делать то, чего хочет от вас Господь, то естественным образом вы освободитесь от рождения и смерти.

Итак, Господь явился как Ваманадева – сын Адити и Кашьяпы Муни. Вскоре Он принял облик маленького мальчика-брахмана, и Он пришел на арену жертвоприношения Бали Махараджа. Бали Махарадж был очень щедрым и сострадательным царем. Когда Бали Махарадж увидел этого сияющего и красивого мальчика-брахмана, он и все остальные встали, и он сказал: «Какая удача, что Ты пришел к нам». От лица Ваманадевы исходило сияние подобное сиянию миллионов солнц. Бали Махарадж понял, что этот мальчик особенный. Бали Махарадж и все мудрецы встали, чтобы поприветствовать этого мальчика. Бали Махарадж сказал: «Это огромная удача для меня и всех моих предков, что такой замечательный брахман пришел ко мне на жертвоприношение, чтобы просить подаяние. Что я могу для Тебя сделать?»

Есть разные типы людей. Даже в России среди материалистов есть разные типы людей. Кто из вас выходит проповедовать? Наверняка, у вас есть опыт, что иногда вы встречаете человека, который относится к вам очень благосклонно. Он говорит: «Так здорово! Ты делаешь такое хорошее дело! Как я могу тебе помочь?» А иногда вы можете встретить грубияна, который скажет вам: «Убирайся отсюда!» Когда Господь Нитьянанда и Харидас Тхакур начали проповедовать в соответствии с приказом Господа Чайтаньи, разные люди встречали их по-разному. Некоторые встречали их очень радушно и говорили: «Это великая удача, что такие святые пришли в наш дом». Другие говорили: «Убирайтесь! Вы нас не пускали на свои киртаны, поэтому к нам тоже не ходите!» А другие говорили: «Это наводчики, переодетые в санньяси. Они пришли, чтобы посмотреть, что у нас дома, и чтобы потом пришли воры и все украли». И когда люди говорили так, Нитьянанда и Харидас смеялись от души, - когда их обвиняли, что они воры.

Когда вы идете проповедовать, вы можете ожидать разную реакцию людей. И когда Бали Махарадж увидел Ваманадеву, он сразу захотел что-то для него сделать: «Пожалуйста, скажи мне, что я могу для Тебя сделать, что я могу Тебе дать. Я повелитель всех планетных систем, Ты можешь просить у меня чего угодно». Ваманадева сказал:

- Если ты хочешь мне что-то дать, то дай Мне земли, где Я смогу сделать три шага.
- И все? Ты серьезно? Ты пришел попросить у меня всего три шага земли? Я могу дать Тебе целую планету! Почему Ты просишь у меня так мало? Проси у меня большего!
- Тот, кто не обуздал ум и чувства, не будет счастлив даже, если подарить ему весь мир, но тот, кто обуздал ум и чувства, может быть счастлив в любой ситуации.

Это так или нет? Если человек не обуздал свои ум и чувства, то можно дать ему все, что он хочет… Как в материальной жизни люди пытаются наслаждать свои чувства, они уже все попробовали тысячу раз, но при этом все равно остаются неудовлетворенными. Но человек, который обуздал свои чувства, может быть счастлив в любой ситуации. Прахлада Махарадж сказал: пунах пунаш чарвана чарвананам – материальная жизнь – это просто жевание уже жеванного. Человек посмотрел какой-то фильм, но это не принесло ему полного удовлетворения, и он думает: «Ну вот, посмотрю еще один фильм. Может быть он принесет мне счастье». В Индии есть одна компания, которая продает сотовые телефоны, и они вышли на рынок с уникальным предложением. Они предложили тарифный план, при котором можно скачать почти миллион песен бесплатно и более шести тысяч разных телешоу и фильмов. То есть вы покупаете этот тарифный план и можете сидеть и один за другим смотреть эти фильмы. Они стали предлагать и многие другие блага, и все абоненты стали переходить на этот тарифный план. В Индии есть штат, который называется Бихар, там как раз находится лес Джарикханда. В прошлом году очень высокий процент выпускников школ завалили свои экзамены, и власти стали проводить исследование, почему это произошло. Они обнаружили, что все смотрели бесплатные фильмы, подключившись к этому тарифному плану. Люди забросили работу, забросили учебу и сидели, смотрели фильмы.

Но материальная жизнь – это просто жевание жеванного. Ваманадева сказал Бали Махараджу: «Ты пытаешься соблазнить Меня большим, но человек, который не умеет контролировать ум и чувства, не будет удовлетворен, сколько бы ему ни дали, а если человек контролирует ум и чувства, он будет доволен даже малым». И как можно научиться контролировать ум и чувства? Это происходит благодаря преданному служению, и основа для этого служения – это шраванам и киртанам. Это фундамент нашей духовной жизни. Если фундамент крепкий, то и здание будет крепким, но если фундамент слабый, то можно построить красивое здание, но оно в любой момент может рухнуть.

У Бали Махараджа был гуру, которого звали Шукрачарья, и он знал, кто на самом деле этот мальчик-брахман. Он знал, что это Господь, который принял образ мальчика-брахмана, который пришел, чтобы забрать все богатства его ученика. Почему Шукрачарья так беспокоился из-за этого? Он думал, что если его богатый ученик лишится всех своих богатств, то он тоже окажется на улице нищим. Есть два вида духовных учителей. Шукра означает семя. Шукрачарья означает духовный учитель, который становится таковым благодаря своему рождению, независимо от его качеств. И также есть гуру на основе качеств.

Шукрачарья сказал Бали Махараджу: «Скажи Ваманадеве, что ты просто пошутил, как друзья шутят друг с другом». То есть он сказал не выполнять свое обещание Вамане дать три шага земли, и сказать, что это была шутка. Бали Махарадж ответил: «Земля может вынести вес гор и океанов, но для нее невыносим вес лжеца». Земля держит на себе огромный вес: все эти машины, которые ездят по поверхности Земли, горы, реки. Бали Махарадж сказал: «Земля может вынести вес гор, океанов и рек, но для нее невыносим вес лжеца, поэтому я не буду лгать». Какой урок из этого для нас? В Бхагавад Гите Кришна говорит об аскезе речи. Он говорит, что одна из составляющих аскезы речи – это говорить правду. Вы слышали раньше слово «правда»? В Советское время главная газета вашей страны называлась «Правда». Сейчас тоже печатают «Правду», но тираж уже совсем маленький, и я говорил в то время преданным, что настоящая правда – это Бхагавад Гита. Кришна говорит: матах паратарам нанйад – нет истины, выше Меня.

Итак, нужно говорить правду. Конечно, в бизнесе вы можете говорить: «У меня для вас особые условия, я продаю вам эту вещь практически себе в убыток». Прабхупада говорит об этом в Бхагавад Гите. Но в общем и целом, особенно в общении с преданными, мы должны избегать лжи. И мы должны говорить правдивые слова, но приятным образом. Мы должны говорить очень вежливо, мы не должны быть грубыми, не должны оскорблять людей. Бали Махарадж сказал: «Я не буду лгать». Бали Махарадж думал: «Даже если это пришел Сам Господь в облике мальчика-брахмана, чтобы все забрать, пусть забирает! Все равно все и так Ему принадлежит. В конце концов, Бог хочет забрать мои богатства, а не какая-то мафия. Поэтому, если Бог хочет забрать мои богатства, пускай забирает». Шукрачарья думал: «Мой ученик станет нищим, и я тоже стану нищим».

Преданный счастлив, если его богатства, его разум могут как-то послужить Господу. Есть гьята-сукрити и агьята-сукрити. Гьята-сукрити значит, что вы осознанно служите Господу, понимая, какое благо вы от этого получите. Агьята-сукрити – это неосознанное служение, когда вы совершаете какой-то благочестивый поступок, не понимая, какое благо вы от этого получите. Например, мы выходим распространять книги, и какому-то человеку понравилось, как вы рассказывали, ему понравилось, какой был вдохновленный брахмачари, поэтому он покупает книгу. Но он не знает, что благодаря этому он получит духовное благо. Но он купил книгу, дал пожертвование, и за это он получит благо. Когда вы выходите на харинаму или проводите Ратха Ятру, люди получают даршан Господа Джаганнатхи, подходят и тянут за канат колесницу. Они не знают, что получают благо, но они участвуют в этом служении и получают благо. Преданное служение настолько могущественно, даже если кто-то говорит: «Посмотрите на этих сумасшедших кришнаитов», - он от этого получает благо, потому что он произносит имя Кришны.

Бали Махарадж совсем не переживал от того, что, если Господь заберет все его богатства, он станет нищим. Мы прикладываем столько усилий, чтобы заработать деньги, и потом не меньше усилий уходит на то, чтобы сохранить эти деньги. Люди строят большие заборы, ставят на каждый угол по собаке, вешают разные камеры, ставят сигнализацию. Почему? Потому что хотят защитить свое богатство. Самые умные и хитрые держат деньги на счетах в швейцарских банках. Люди прикладывают много усилий для того, чтобы защитить свое богатство, но как долго это богатство останется с вами? Вечно? Во время смерти у вас все заберут, а смерть может прийти в любой момент, неважно, богатый ли вы или бедный. Как говорится в Шримад Бхагаватам, опасность в этом мире подстерегает нас на каждом шагу.

И Бали Махарадж ничуть не колебался в том, чтобы исполнить свое обещание. Дугой момент, который возникает здесь, состоит в том, что Бали Махарадж ослушался своего гуру. Ведь обычно мы слышим, что нужно действовать противоположным образом, нужно всегда слушаться гуру. Почему же вот этот отказ выполнять указания своего гуру прославляется в Шримад Бхагаватам? Потому что гуру говорил Бали Махараджу не предаваться Кришне, не отдавать свое богатство Кришне. В чем настоящее дело гуру? Он должен направлять ученика на служение Кришне. Чему учил нас Шрила Прабхупада? Повторять святое имя, но чье имя мы повторяем? Имя Кришны. Мы не повторяем все время имя Прабхупады, наша главная мантра – это Харе Кришна. Чьи книги мы читаем? Книги Кришны. Бхагаватам и Гита в конечном счете поведаны Кришной. Наш Основатель Ачарья Шрила Прабхупада учил нас посвящать все служению Кришне. Но если в движении появляется гуру, который говорит: «Не нужно никому ничего отдавать, отдавайте все мне. Не нужно повторять Харе Кришна, вот вам новая мантра», - тогда вы можете отвергнуть такого гуру.

Бали Махарадж получил совет не предаваться Кришне, но Бали Махарадж хотел предаться Кришне. Другой момент в том, что, когда Господь приходит, Он совершает сверхчеловеческие деяния. Как человек может называть себя богом, и при этом не быть способен сделать что-то, что может сделать Бог? Вы можете предложить пройти испытание всем этим новым современным божкам. Вы можете сказать: «Кришна поднял огромный холм Говардхана – ногтем мизинца левой руки, а вы можете поднять вот этот маленький стол ногтем мизинца левой руки? Хорошо, вам скидка – можете поднять целой рукой. Но держать нужно будет не минуту. Кришна держал холм Говардхана семь дней и семь ночей, и при этом была сильная гроза. В этом дожде каждая капля воды была тяжелой, как колонна. Если вы не способны на это, то прекратите называть себя Богом».

Когда мы читаем книгу «Кришна», мы видим описание Его удивительных сверхчеловеческих деяний. Какой-то неофит может подумать: «Ну это все выдумки!». Но это не выдумки. Но для того, чтобы постичь Бога по-настоящему, нужно очиститься. Именно поэтому Шукадева Госвами описывает эту важную тему в Десятой Песне для того, чтобы к тому моменту, когда читатель дойдет до десятой песни, у него не оставалось никаких сомнений, кто такой Кришна.

И Ваманадева также проявил удивительные сверхчеловеческие деяния. Что он сделал? Первым шагом Он покрыл всю Землю. Кто-то способен на это? В вашей стране повсюду есть цирки. В Индии тоже каждые несколько месяцев появляются афиши: «Приехал русский цирк!» В Ростове мы проезжали цирк, и преданные сказали, что сюда приезжают разные цирковые труппы. Можно попросить какого-нибудь циркача, чтобы он одним шагом перешагнул всю Землю, но он не сможет этого сделать. Но Ваманадева одним шагом покрыл всю Землю. Вторым шагом Он покрыл все пространство от Земли до Сатья-локи. Таким образом после этих двух шагов Бали Махарадж отдал все свое богатство.

И Ваманадева спросил у него: «А куда Мне сделать третий шаг?». И Бали Махарадж сказал: «Наступи мне на голову». И такое же должно быть у нас настроение. Все, что у нас есть, принадлежит Господу. Есть замечательная молитва Бхактивинода Тхакура. Я уверен, вы ее слышали раньше: «Мой дорогой Господь, я предлагаю свой ум, тело, семью, дом – все, что у меня есть – Твоим лотосным стопам».

И слушая о Господе и Его преданных, мы очищаемся. Вчера вечером я рассказывал историю о Харидасе Тхакуре. Говорится, что любой, кто слушает это повествование, обретет любовь к Богу, и любой, кто слушает о Господе Ваманадеве, тоже обретает любовь к Богу. И нам нужно развить высший вкус, и для этого очень важно слушать. Слушание очень важно на духовном пути, надо повторять и слушать, и тогда мы будем духовно развиваться. И тогда вы будете довольны, иначе вас будет постоянно мучать мысль: «Вот только мне еще это получить, и я буду счастлив». Но этого никогда не произойдет. Но если вы будете прилагать усилия в духовной жизни, тогда вы сможете обрести удовлетворение. Харе Кришна!