foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Интернет-магазин nachodki.ru

Сегодня мы поговорим о Бхактивиноде Тхакуре. Все знакомы с Бхактивинодом Тхакуром? Практически все бхаджаны, которые мы поем, написал он. Гаура Арати, которую мы поем, написал Бхактивинод Тхакур. Вы едите прасад? Вы повторяете молитву перед прасадом? Что это за молитва? Шарира авидья джал – и эту молитву написал Бхактивинод Тхакур. Он написал около ста книг и песен. Бхактивинода Тхакура называют воплощением милости Чайтаньи Махапрабху. Он явился для того, чтобы исполнить предсказание Чайтаньи Махапрабху. Какое предсказание сделал Чайтанья Махапрабху? Святое имя Господа будут петь в каждом городе и деревне мира и особенно в Волгограде. Очень здорово видеть, как вы все поете.

Также Бхактивинод Тхакур был строгим последователем учения Рупы Госвами. Рупа Госвами считается лидером всех Госвами Вриндавана, всех последователей Господа Чайтаньи. Мы следуем учению Рупы Госвами, поэтому преданных ИСККОН также называют рупанугами. Рупануга – это тот, кто строго следует учению Рупы Госвами. Наставления Рупы Госвами основаны на учении Господа Чайтаньи. Рупа и Санатана пятьсот лет назад занимали очень важное положение в обществе. Пятьсот лет назад Индия была самой богатой страной мира. В то время еще не было Америки. Америке всего триста пятьдесят лет. Самой богатой частью Индии в то время была Бенгалия. Рупа и Санатана по сути дела были Премьер-министром и Госсекретарем Бенгалии, но в сердце они хотели служить Чайтанье Махапрабху. Должно быть вы читали в Чайтанья Чаритамрите наставления Господа Чайтаньи Рупе и Санатане Госвами.

Господь Чайтанья говорил, что живое существо после многих рождений и смертей получает бхакти-лата биджу. Бхакти-лата биджа – это семя преданного служения. Что же это означает на практике? По сути дела, это знание о том, что преданное служение Господу – это высшая деятельность. Как вот все вы, кто сидит здесь, почему вы здесь сидите? Чтобы приехать сюда, нужно преодолеть немало трудностей. У кого-то из вас есть машины, но многим приходится приезжать сюда на автобусе и потом идти пешком от автобусной остановки. Почему вы это делаете? Потому что вы знаете, что преданное служение – это высшая цель жизни, и вы хотите услышать что-то о духовном.

И получив знание о том, что преданное служение – это высшая деятельность, нужно делать что-то, чтобы развить эту преданность. Может быть самая лучшая почва, но когда семя сможет прорасти? Если вы поливаете это семя. У вас может быть лучший чернозем, как, например, в Краснодаре, самые лучшие семена, но воды нет. И тогда семена не прорастут. И семя преданного служения, то есть знание о том, что преданное служение – это высшая деятельность, прорастет только, если вы будете поливать это семя. Что значит поливать семя преданного служения? Это означает повторять святое имя и слушать о Господе. Если каждый из вас рассмотрит свою духовную жизнь, вы обнаружите следующее. Вначале, когда вы пришли, у вас было немного знания и немного веры, но по мере того, как вы стали повторять святое имя, общаться с преданными, служить, ваша вера стала усиливаться.

И росток преданного служения растет по мере того, как мы повторяем святое имя и слушаем о Господе. Вчера мы рассказывали о Харидасе Тхакуре. Сегодня утром мы говорили о явлении Ваманадевы, и сейчас мы будем говорить о Бхактивиноде Тхакуре. Нам нужно развить вкус к слушанию и чтению о Господе. Вначале у нас нет вкуса, но если прикладывать усилия, то вкус разовьется. В английском есть выражение: практика делает человека совершенным. Чайтанья Махапрабху дал наставления Рупе и Санатане Госвами, и позже они подробно описали это в своих книгах. Бхактивинод Тхакур был истинным последователем учения Шрилы Рупы Госвами. Он родился в 1838 году в богатой семье в Ориссе. Он получил хорошее образование. Он свободно говорил по-английски и, конечно же, на бенгальском и орийском. Во времена Британского правления он получил очень высокий пост. Он получил пост окружного судьи.

Бхактивинод Тхакур был великим преданным Господа. Однажды, Бхактивинод Тхакур разыскивал экземпляр Чайтанья Чаритамриты на орийском, и не мог найти. Это очень сильно его расстроило. Он в одиночку восстановил чистое учение Господа Чайтаньи, и он был очень смелым человеком, смелым проповедником. Из двадцати четырех часов в сутках он отдыхал всего два-три часа, и ел он тоже очень немного – одну чапати, молоко и одно сабджи. Мы не будем требовать от вас этого, не беспокойтесь. Преданные любят пировать – это наша диета. Почти каждый день у преданных ИСККОН пир.

В то время жил один самозванец, который называл себя воплощением Махавишну. Этот человек крутил романы с женами, сестрами и дочерями разных людей. Люди жаловались Британским властям, чтобы они разобрались с ним. Британские власти поручили разобраться с этим Бхактивиноду Тхакуру. Они знали, что он строгий последователь ведической культуры. У Бхактивинода Тхакура не было сомнений в том, что этот человек был обманщиком. У этого «аватара» были некоторые мистические силы, он мог как-то колдовать. Он жил в лесу, и Бхактивинод Тхакур отправился к нему в лес. Он взял с собой полицейских-мусульман. Он не взял с собой полицейских-индусов, потому что знал, что они не осмелятся его арестовать. И когда они подошли к хижине этого йога, йог знал, кто пришел к нему. Материальное имя Бхактивинода Тхакура было Кедаранатха Датта. Этот йог-мистик из-за двери сказал: «Кедаранатха Датта, я знаю, зачем ты пришел, но ты не понимаешь, кто я такой. Я Махавишну! Я изгоню англичан из Индии и назначу тебя Вице-королем Индии!»

Бхактивинод Тхакур сказал ему: «Если ты Махавишну, то что ты делаешь здесь в джунглях? Ты должен быть в храме в Джаганнатха Пури! Это твой дом!» Йог сказал: «Джаганнатха – это просто статуя из дерева, а я настоящий Махавишну». Бхактивинод Тхакур приказал полицейским: «Арестуйте его и отведите его в тюрьму». И все жители города стали просить его освободить йога, они говорили ему: «Это ошибка, что Вы арестовали Бога». И в это же время жена и дети Бхактивинода Тхакура очень сильно заболели, и все стали говорить: «Это наказание за то, что он арестовал Бога». Начался суд. В тот день, когда Бхактивинод Тхакур должен был написать приговор, вся правая часть его тела оказалась парализованной. В наше время есть диктофоны, но в то время диктофонов еще не было, нужно было все писать от руки. Правая часть его тела была парализована так, что Бхактивинод Тхакур не мог даже пошевелить пальцем. Но он был решительно настроен и в конце концов, ему удалось написать приговор. И в конце концов, этот лже-Махаваишну совершил самоубийство. Дети Бхактивинода Тхакура и его жена выздоровели.

Также Бхактивинод Тхакур восстановил изначальное место явления Господа Чайтаньи Махапрабху. Бхактивинод Тхакур не был согласен с тем, что современную Навадвипу считали местом явления Господа Чайтаньи. Он попросил власти перевести его в Кришна-нагар. Вы были в Кришна-нагаре? Это по пути в Маяпур. Бхактивинода Тхакура назначили главным администратором Кришна-нагара, и все выходные он тратил на то, что ездил по округе и пытался найти изначальное место явления Господа Чайтаньи. Однажды, сидя в своем бхаджан-кутире на берегу Джаланги, он увидел, что на другом берегу вдалеке Господь Чайтанья танцует со Своими спутниками, и от них исходит сияние. Бхактивинод Тхакур продолжил свои исследования, и в конце концов, нашел то место, которое, по его мнению, было изначальным местом явления Чайтаньи Махапрабху. Но он хотел, чтобы другие вайшнавы подтвердили его находку. Его шикша-гуру был Джаганнатха Дас Бабаджи, который был вайшнавом высочайшего уровня. В то время ему было уже сто сорок четыре года. Из-за старости он уже не мог ходить. У него был верный слуга, которого звали Бихари, и он носил его в корзине у себя на голове. Веки Джаганнатха Даса Бабаджи с трудом поднимались. Бхактивинод Тхакур пригласил его определить, правильно ли он нашел место явления Господа Чайтаньи. Его принес туда Бихари, и как только он принес его туда, он выскочил из корзины, стал прыгать и кричать: «Это оно! Это оно! Это оно! Гауранга! Гауранга! Гауранга!»

У Бхактивинода Тхакура было очень много разных достижений. Он написал книгу, которая называлась «Нектар наставлений Шри Чайтаньи Махапрабху», и в 1896 году, году, когда явился Шрила Прабхупада, он разослал эту книгу во все главные университеты мира. Бхактивинод Тхакур также предсказал, что скоро явится махаратхи, который распространит учение Господа Чайтаньи по всему миру. Кто этот махаратхи? Шрила Прабхупада. Бхактивинода Тхакура также называли Седьмым Госвами. Бхактивинод Тхакур также предсказал, что скоро преданные со всего мира, включая Россию, приедут в Маяпур и вместе с бенгальскими преданными будут петь святое имя.

Мы в большом долгу перед Бхактивинодом Тхакуром. Один из его знаменитых бхаджанов – это джив джаго. Он говорит: джив джаго джив джаго гаурангера боле, кота нидра джао майя пишачира коле – Господь Чайтанья зовет нас: «Проснитесь, проснитесь, спящие души! Вы так долго спали на коленях у ведьмы майи!» Вы можете сказать: «Я не сплю, разве вы не видите?» С материальной точки зрения, может быть, мы и не спим, но с духовной точки зрения мы все: «Хррр…», - храпим и очень глубоко спим. Мы спим так глубоко, что даже, если нас будут будить сто человек, мы не проснемся. Господа Чайтанью называют самым милостивым воплощением. Почему? Он все очень упростил. Например, в Сатья-югу для того, чтобы обрести самоосознание, нужно было медитировать шестьдесят-семьдесят тысяч лет. Вы скажете: «Что? Шестьдесят тысяч лет? Это все сказки!» Но в Сатья-югу продолжительность жизни людей была сто тысяч лет.

Затем наступила Трета-юга, продолжительность жизни людей уменьшилась в десять раз. Сколько получается? Десять тысяч лет. Какой метод самоосознания был в Трета-югу? Очень сложные ягьи. Если бы вам сказали: «Каждый день, у себя дома вы должны проводить ягьи». Для ягьи нужно чистое молоко, чистое масло, чистые брахманы и огонь. Вы можете сказать: «Мы еле-еле оплачиваем свои счета. Где накупить столько молока на ягью? Масло сейчас тоже очень дорогое, и где найти этих брахманов?» - потому что брахманы бесплатно не придут. Затем наступила Двапара-юга. Продолжительность жизни людей уменьшилась еще в десять раз. Получается тысяча лет. И какой метод был предписан для Двапара-юги? Принесение роскошных даров Господу в храме. Если бы сделали такое правило, что каждый, кто хочет прийти в храм в Волгограде, должен принести хотя бы унцию золота, а если золота нет, то извините, не приходите, вы бы сказали: «Что это за такая капиталистическая религия? Только олигархи смогут следовать этой религии».

Затем наступила Кали-юга. Продолжительность жизни людей уменьшилась еще в десять раз, то есть максимум сто лет. И в эту эпоху Господь Чайтанья сказал: «Забудьте о медитации, забудьте о ягьях, забудьте о подношениях. Просто повторяйте святое имя». И нет строгих правил относительно повторения святого имени. Господь Чайтанья все упростил. Он знал, что в это век люди сильно сбиты с толку. Что это значит? Мы пребываем в иллюзии. Кто-то мне задал вопрос: «Что значит иллюзия?» Иллюзия означает, что мы принимаем истинное за ложное, а ложное за истинное. Что ложно? Ложное отождествление себя с телом и представление о том, что я могу найти счастье в материальной жизни. Что является истинным? Что в теле есть душа. Как можно преодолеть эту иллюзию? Как можно избавиться от тьмы? Светом. И также от невежества можно избавиться с помощью знания. Нам нужно развивать в себе знание.

Господь Чайтанья продолжает в этой песне: «Ты уже столько раз рождался и умирал в этом мире. И каждый раз ты обещал, что будешь служить Господу». У Господа е Его преданных только одна миссия – пробуждать обусловленные души. Как Шрила Прабхупада приехал в вашу страну в 1971 году. Он уехал из Индии, из Вриндавана почти в семьдесят лет. Почему? Кто-то вообще уезжает из Вриндавана в этом возрасте? У него не было какого-то конкретного адреса, не было друзей, не было даже денег. Когда вы едете в Маяпур, вы везете с собой по крайней мере несколько сот долларов или несколько тысяч долларов. Во всех магазинах в Маяпуре уже появились вывески на русском, они знают, что преданные из России хорошие клиенты. Но Шрила Прабхупада поехал в Америку, имея с собой всего лишь четыре доллара. Но им двигало сострадание, он хотел спасти людей.

Господь Чайтанья знал, что в Кали-югу люди будут сбиты с толку. Наши чувства постоянно сбивают нас с толку. Общество, в котором мы живем, постоянно хочет ввести нас в заблуждение. В Кали-югу люди духовно ленивы и склонны к ссорам. В Волгограде люди ссорятся? Суды здесь загружены работой? Да, потому что люди ссорятся и идут в суд. Господь Чайтанья дал очень простой и возвышенный метод. «Перед тем, как появиться на свет, ты молил меня, мой дорогой Господь, когда я явлюсь, я буду служить тебе, но теперь ты все забыл». Если вы оказываетесь в трудной ситуации, к кому вы обращаетесь? К Богу. Даже атеисты это делают. Ребенок, если он удачлив, находясь в утробе матери, вспоминает: «Да, столько лет я не служил Господу, и сейчас, когда я рожусь, я готов исправиться». Но затем мы забываем об этом обещании. Когда у нас трудная ситуация, мы готовы пообещать все, что угодно, но, когда трудности заканчиваются, мы забываем о своих обещаниях. Если вы заболеваете, вы говорите: «Больше не буду есть жаренное, или водку не буду пить», - но вы выздоравливаете и снова возвращаетесь к водке и всему остальному. Такое обычно отношение у людей.

Затем Господь Чайтанья говорит: «Я ваш единственный настоящий друг». Почему говорится, что Господь – наш лучший друг? Почему говорится, что преданный Господа – это наш лучший друг? Потому что Господь и Его преданные по-настоящему беспокоятся о вас, и они говорят нам правду, призывают нас принять духовную жизнь: «Не тратьте даром эту человеческую жизнь! Вы можете еще долго не получить такое человеческое рождение». Но кого мы считаем своим лучшим другом? Тех, кто помогают нам услаждать чувства. Тех, кто берут нас с собой в ночные клубы, на дачи. Вот это хороший друг. Но настоящий друг – это тот, кто говорит нам: «Прекратите пить яд, пейте лучше нектар». Но люди говорят: «Не хочу нектара, буду дальше пить яд». Что тогда поделать? По крайней мере, вы должны попытаться предложить им нектар.

Господь Чайтанья говорит: «Я принес лекарство, которое сможет вылечить вас от этой болезни». Что это за лекарство? Святое имя. Святое имя нисходит из духовного мира, чтобы спасти нас от этой иллюзии. Каждый из нас может подтвердить, что, когда мы стали повторять святое имя, наше сердце стало очищаться. Конечно, мы не можем сказать, что сердце уже полностью очистилось. Когда оно полностью очистится, вы станете чистыми преданными, но, по крайней мере, вы знаете, что вы на верном пути. Кто-то из вас был во Владивостоке? Кто-то ездил из Москвы во Владивосток? На поезде ехать семь дней. Но если вы садитесь в поезд, который едет во Владивосток, вы знаете, что туда доедете. Это далеко, но если вы не будете никуда выходить из поезда, то, в конце концов, вы доедете до Владивостока.

Подобным образом, вы пришли к сознанию Кришны. Человеческое тело называют кораблем, на котором можно пересечь океан материального существования. Наставления духовного учителя и Веды сравнивают с попутным ветром, который двигает корабль. Даже эти большие реактивные самолеты, когда они летят с попутным ветром, они быстрее долетают до места назначения. Но если самолет летит навстречу ветру, то время полета увеличивается. Человеческое тело сравнивают с кораблем, а наставления духовного учителя и Вед с попутным ветром, который двигает корабль. И как можно обрести это знание? Благодаря садху-санге. Поэтому очень рекомендуется духовное общение, и духовное общение нужно нам не только вначале, оно нужно нам до самого конца жизни. Святое имя, как пишет здесь Бхактивинод Тхакур, нисходит из духовного мира и способно очистить наше сердце.

Затем он говорит, что святое имя нужно петь в любой ситуации – и в счастье, и в горе. Обычно, когда у нас материальное счастье, мы не повторяем святое имя. Мы думаем, что можем купить все за деньги. Затем он говорит: «Есть ли у вас то, чего вы хотите, или нет – все равно повторяйте святое имя. Неважно, кто вы – брахмачари, грихастха, ванапрастха или санньяси – пойте святое имя.

Бхактивинод Тхакур молился, чтобы Господь послал ему преемника, который продолжит миссию после его ухода. И кого послал ему Господь? Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура, который продолжил это движение. Очень хорошо вспоминать жертвы, которые принесли предыдущие учителя для того, чтобы мы могли здесь сегодня собраться. Если бы ни усилия Бхактивинода Тхакура, Бхактисиддхантаджи и Шрилы Прабхупады, нас бы здесь сегодня не было. Мы заняты служением самой важной личности – Богу. В материальной жизни все хотят общаться с важными людьми.

Однажды, в деревне жил один простой человек, и у него было желание служить самому великому. Он начал изучать этот вопрос, и через какое-то время подумал, что самый великий человек в деревне – это лавочник. Этот юноша спросил у лавочника: «Могу ли я служить тебе? Мне кажется, что ты тут самый главный человек». Лавочник сказал: «Конечно». Они говорили по-русски в этой индийской деревне. Он начал служить этому лавочнику, но затем он увидел, что лавочник выражает почтение царскому казначею. И он понял, что, если его хозяин выражает почтение этому казначею, значит он важнее его. Он просил казначея: «Можно ли служить тебе?» Он сказал: «Да, ты можешь мне служить». Но через какое-то время он увидел, что казначей также выражает кому-то почтение. Он приходил и кланялся царю, потому что он был слугой царя. Этот человек понял, что царь важнее, чем казначей, и он попросился стать слугой царя. Царь разрешил ему служить себе. Он стал служить царю, но затем он увидел, что царь тоже ходит и склоняется перед садху, поэтому он пришел к заключению, что садху важнее царя. Даже сам царь предлагал ему дандаваты. Он спросил садху: «Можно ли служить тебе?» Он стал служить садху, думая, что это самый великий человек. Но затем он увидел, что садху тоже ходит и кланяется кому-то. Кому кланялся садху? Божеству Кришны. Тогда он спросил: «Могу ли я служить Кришне?» И так он стал преданным Господа. Он хотел служить самой великой личности.

И мы заняты служением самой великой личности. Мы не поклоняемся каким-то выдуманным персонажам. Мы поклоняемся Господу, и мы должны служить Господу с энтузиазмом, смиренно. И мы должны сотрудничать. Шрила Прабхупада видел, что преданные ссорятся, и говорил: «Ваша любовь ко мне проявится в том, как вы сможете сотрудничать друг с другом». Мы должны быть очень смиренными в отношениях друг с другом. Что означает смирение в духовной жизни? Просто кланяться друг другу, предлагать дандаваты? Это один аспект, но другой аспект – это понимание того, что я нуждаюсь в замечаниях, нуждаюсь в том, чтобы меня поправляли, чтобы мне говорили, что я делаю правильно, что неправильно, и готовность принимать руководство.

Господь Чайтанья хотел, чтобы мы развивали смирение. Развивайте смирение, и, если вы будете стараться это делать, Кришна поможет. Прабхупада говорил, что если вы делаете один шаг к Кришне, Кришна делает десять шагов к вам. Кришна говорит в Бхагавад Гите: «Тем, кто поклоняется Мне с любовью и преданностью, я даю то, чего им не достает, и сохраняю то, что у них есть». Какие-то качества у нас уже могут быть. По милости Кришны у нас есть язык, глаза, уши, руки, ноги. Нам нужно просто использовать все это в служении Господу.

В обществе преданных мы постоянно слышим о важности духовной жизни, и это помогает нам оставаться на духовном пути. Оставайтесь на духовном пути и будьте счастливы. И это настоящее счастье, не иллюзорное. И если вы будете искренне прикладывать усилия, Кришна вам поможет. Оставайтесь на этом пути, будьте счастливы и возвращайтесь обратно к Богу, где все полно в себе. Представьте себе жизнь, где нет врачей, нет больниц, нет аптек, нет костылей. Просто одно блаженство. Мужчины там в миллионы раз красивее мужчин здесь, и женщины в миллионы раз прекраснее, чем здесь. Но они не привлекаются друг к другу, их привлекает только Кришна. Кто-то может сказать: «Ну это похоже на сказку, это какие-то выдумки». Но Вьясадева не писал сказки. Но просто нужно развить веру. По мере духовной практике ваша вера будет развиваться. Будьте решительны, и оставайтесь на пути, который дал нам Шрила Прабхупада, и вы сможете обрести настоящее блаженство. Харе Кришна!