foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Шаблоны Joomla 3 тут

Сегодня мы поговорим о Харидасе Тхакуре. Что означает имя Харидас? Слуга Хари. В этом смысле вы все Харидасы и Харидаси. Но есть изначальный Харидас. Харидас Тхакур родился в семье низкого происхождения, это была мусульманская семья. Истоком этой истории является древняя история, когда Брахма попытался украсть мальчиков и телят. Брахма их украл и усыпил. Когда вам делают операцию, вам вкалывают анестезию, и вы засыпаете, и Брахма дал им очень сильную дозу анестезии. Им хватило на целый год. Обычно, когда вам делают операцию, вас усыпляют на три-четыре часа.

И затем, когда Брахма вернулся на место событий, он увидел, что там точно такие же мальчики и телята. Брахма был очень удивлен: «Как же так? Я же их усыпил. Неужели они проснулись и нашли дорогу обратно? Пойду ка я проверю – это те, которые спали или какие-то другие». Он вернулся в пещеру, где он их спрятал, и увидел, что они все так же спали. И тогда он понял, что Кришна перехитрил его. Кришна создал точные копии этих пастушков и телят. Брахма подумал, что в качестве очищения ему было бы неплохо родиться в низкой семье, чтобы очиститься от этого греха. Это все материальные соображения – низкое происхождение или высокое происхождение. С абсолютной точки зрения человек, который повторяет святое имя, – это и есть высший класс, а те, кто не повторяют святое имя – это люди низкого класса. Это духовная философия.

В течение какого-то времени Харидас жил в области Шантипура недалеко от дома Адвайты Ачарьи. Когда Господь нисходит на эту Землю, перед Своим приходом Он отправляет Своих вечных спутников. Некоторые приходят до прихода Господа, некоторые вместе с Ним, некоторые чуть позже. Адвайта Ачарья явился задолго до прихода Господа Чайтаньи, он считается воплощением Маха Вишну. Адвайта Ачарья и Харидас проводили вместе целые дни, изучая Шримад Бхагаватам и воспевая святые имена. Они смотрели вокруг и видели, как сильно деградировало общество. Они медитировали на то, как же спасти этих людей. Такова природа духовных личностей. Такого человека не волнует собственное освобождение. Вы все относитесь к этой категории? Есть надежда, что, однажды, вы достигнете этого уровня. Такой трансценденталист медитирует только на то, как спасти других.

Итак, они молились о явлении Господа, и Господь явился как Гауранга. Харидас Тхакур был очень привязан к святому имени. Сколько раз в день он повторял святое имя? Триста тысяч раз. До тех пор, пока он не заканчивал свои круги, они ничего не ел, не пил и ни с кем не разговаривал. Огромное количество людей выражало ему почтение. В любом обществе почитают святых людей, особенно в Индии. Из дальних мест приходили люди, чтобы выразить почтение Харидасу. В то время был один крупный землевладелец по имени Рамачандра Кхан. Он очень сильно завидовал Харидасу: «Этот человек просто ни за что получает столько почтения, а я, крупный землевладелец, и никто ко мне даже не идет. Из дальних мест люди приходят с подарками, склоняются перед Харидасом. Нужно его как-то опорочить».

Он собрал собрание проституток города и спросил их: «Кто из вас готов соблазнить Харидаса? Любое вознаграждение гарантировано». Большинство проституток сказали: «Нет, мы даже не возьмемся за это. Это просто святой», - но одна из них вдохновилась: «Хорошо, я соблазню его за один день». Заминдар сказал: «Я пошлю с тобой полицейского, и как только Харидас соблазнится, он сразу его арестует». Проститутка сказала: «Нет, сначала я его соблазню, а на следующий день ты можешь послать за ним полицейского». Она отправилась в то место, где Харидас был погружен в воспевание святых имен. Харидас увидел, как она подошла и присела. Чтобы привлечь ум Харидаса, она начала принимать соблазнительные позы. Харидас сказал ей: «Не беспокойся, я знаю, зачем ты пришла. Сегодня я должен закончить свой обет, а завтра я удовлетворю твое желание».

Она вернулась к Рамачандре Кхану и сказала: «Все, он пообещал – завтра». Когда она пришла в первый раз, Харидас сказал: «У меня в этот месяц особый обет. Я должен исполнить его. Присаживайся и просто слушай». Итак, целую ночь она слушала воспевание чистого преданного. На следующую ночь случилось то же самое. Харидас Тхакур сказал: «Я все еще не закончил свои круги». Итак, она слушала чистое воспевание Харидаса. На третью ночь она очистилась и сказала: «Я раскаиваюсь, я должна сказать, зачем я пришла. Рамачандра Кхан нанял меня, чтобы я соблазнила тебя». Харидас Тхакур ответил: «В первую ночь, когда ты пришла ко мне, я уже собрался уходить, но я решил остаться, чтобы спасти тебя». Так на третью ночь проститутка очистилась и тоже начала повторять святые имена. Она раскаялась: «Я хочу оставить свое греховное занятие. Что мне теперь делать? Я душа, предавшаяся тебе, пожалуйста, дай мне наставления». Харидас сказал ей: «Раздай все свои накопления брахманам». Так эта женщина стала великой святой и духовным учителем. Каждый день она съедала столько приготовленных зерен риса, сколько кругов она прочитывала.

Итак, слушание – это важнейшая вещь в духовной жизни, особенно, если вы слушаете чистых преданных. Эта проститутка изменилась, просто слушая чистого преданного. В другой раз, когда Харидас жил в пещере, там поселилась ядовитая змея. От нее исходили такие ужасные ядовитые испарения, что никто туда даже не мог приблизиться. Харидас вообще никак не беспокоился из-за того, что рядом была ядовитая змея. Окружающие стали жаловаться: «Харидас, здесь живет ядовитая змея. Может быть тебе перебраться в другое место?» Харидас сказал: «Эта змея меня не беспокоит». В конце концов, Харидас пошел на уговоры со стороны преданных. Он решил: «Все! Если змея не покинет это место, я уйду отсюда». И тогда в присутствии всех остальных преданных змея покинула это место.

В другой раз Харидасу задали вопрос: «Как лучше повторять святые имена: громко, шепотом или в уме?» Некоторые так тихо повторяют, что практически сложно услышать, что они повторяют. А некоторые повторяют в уме и засыпают. А некоторые очень громко повторяют Харе Кришна. У Харидас спросили: «Что же из этого лучше?» Харидас сказал, что громкое воспевание лучше всего. Он сказал, что, когда вы громко повторяете святые имена, их могут слышать не только вы, но и другие. Когда к Харидасу пришла проститутка, он повторял святые имена, и как бы она их услышала, если бы он не повторял их громко? Поэтому он посоветовал повторять святые имена громко. Не нужно повторять громко, можно повторять потише, но, когда мы идем на харинаму, нужно петь громко, чтобы все слышали. Осознанно или неосознанно – каждый, кто слышит святое имя, обретает благо. Когда ребенок нечаянно помещает свою руку в огонь, он обжигается или нет?

Однажды, Майядеви решила проверить Харидаса. Майядеви всегда готова устроить проверку, или в Волгограде Майя не работает? Итак, Майядеви пришла и села на пороге хижины Харидаса. Она начала делать очень привлекательные жесты. Но это никак не обеспокоило Харидаса. Он продолжал повторять святые имена. Святое имя – это наш лучший защитник. Более того, это наш единственный защитник. Мы живем в таком окружении, где Майядеви очень сильна. У Шукадевы Госвами спросили, как могут спастись люди Кали-юги. Махараджа Парикшит спросил: «Как могут спастись люди Кали-юги. И он ответил стихом калир доша ниддхи раджа – Кали-юга – это океан порока. Когда вы видите рекламные щиты или рекламные ролики по телевизору – это все для того, чтобы соблазнить нас. Но в этот век есть одно благословение. Киртанад эва кришнасйа – это могущество святого имени. Поэтому, в какой бы части света мы ни жили, оно дарует нам защиту.

Вы можете сказать: «Ну это же было с Харидасом! Он такой возвышенный, а я такой падший». Нет сомнения в том, что вы падшие, но святое имя не падшее. Если мы повторяем святые имена, которые нисходят из духовного мира, они могут защитить нас от всех соблазнов майи. В Чайтанья Бхагавате описывается следующая история. В свое время различными районами Индии управляли кази, которые были мусульманами. Кази, который управлял в районе, где жил Харидас, был фанатиком. Он оправился к царю и сказал: «Этот Харидас просто уничтожает нашу культуру. Мы должны его наказать». Царь отправил своего посланника, чтобы привели Харидаса. И брахманы, которые тоже завидовали Харидас, подумали: «Ну наконец то царь его накажет». И мусульмане тоже подумали: «Наконец то царь его накажет».

Итак, Харидаса привели во дворец царя. Царь начал отчитывать его: «Ты родился в такой возвышенной мусульманской семье. Почему ты повторяешь имена Кришны? Харидас ответил: «Есть только один Бог, и мы можем прославлять Его, называя разными именами». Царь попытался остановить Харидаса, чтобы он перестал повторять имена Кришны. Царь сказал ему: «Ты заслужишь прощение только, если перестанешь повторять Харе Кришна», -- но Харидас не прекращал повторять святые имена. Он был бесстрашен. Кази сказал: «Этот Харидас никогда не поменяется! Мы должны наказать его избиением на рыночных площадях». Это было одном из наказаний в те времена – хлестать людей кнутом прямо на рыночной площади. Харидасу присудили двадцать две рыночные площади. То есть это было двадцать две рыночные площади, на которых проходило наказание. Обычно люди уже умирали после избиения на второй или третьей рыночной площади.

Кази выбрал самых жестоких и беспощадных палачей, которые избивали людей до смерти. Они потащили Харидаса на рыночную площадь, с одной рыночной площади на другую, избивали его изо всех сил, но Харидас просто продолжал повторять святое имя. В Чайтанья Бхагавате опыт, пережитый Харидасом, сравнивается с Прахладой Махараджем. История Прахлада Махараджа замечательно описана в седьмой песне Бхагаватам. Прахладу пришлось пройти столько неудобств. И в чем состояло его преступление? Его привлекал Кришна. Он не принимал своего отца как всевышнего. Его отец был страшно расстроен? «Прахлад, ты меня не слушаешься». Он решил наказать его. Его бросали к ядовитым змеям, бросали в огонь, в кипящее масло, сбрасывали со скалы, но он все равно выжил. Они чувствовал никакой боли. Если вас сбросят с трех метров, вы уже переломаете себе кости, а его бросали с вершины скалы сотни метров в высоту. Мы боимся ядовитых змей, а его бросали в клетку с этими змеями. Ему подкладывали яд в пищу, но он все равно выжил. Говорится: ракхе кришна маре кем аре кришна ракхе ке – Кого Кришна хочет уничтожить, никто не может защитить, кого Кришна хочет защитить, никто не может уничтожить.

Итак, Харидаса Тхакура волочили по двадцати двум рыночным площадям. Его палачи покрылись потом, но Харидас не чувствовал никакой боли, он повторял святое имя. В конце концов, истощенные палачи взмолились: «Харидас! Теперь наша жизнь в опасности». Они боялись, кто Кази их сам накажет, потому что на теле Харидаса не было ни одного шрама, ни капли крови. Он выглядел, как обычно. Харидас начал размышлять: «Из-за меня этих людей казнят». Посмотрите на его сострадание. И тогда Харидас остановил дыхание и сделал вид, что он умер. И тогда палачи подумали: «А, Харидас не дышит. Похоже, у него сердечный приступ». Они пришли в экстаз: «Все! Харидас мертв!» Они принесли тело Харидаса к царю и доложили: «Вот, мы убили его». Царь сказал: «Вы должны похоронить его в соответствии с мусульманской традицией». Но кази начал возмущаться: «Мы не можем оказать ему такую привилегию. Выбросьте его тело в Гангу! Это единственное, чего он заслуживает». И они бросили его тело в Гангу, а Харидас, как ни в чем не бывало, переплыл на другой берег Ганги, сел под дерево и продолжил повторять святое имя. Царю доложили, что Харидас жив, сидит под деревом и повторяет святое имя. Тот начал выяснять, действительно ли это так, и царь воочию увидел, что Харидас живее всех живых, сидит и повторяет святые имена. Тогда царь понял, что это не обычный человек, он действительно уполномочен Господом, у него особая защита Господа. И тогда царь попросил прощения у Харидаса.

Если мы просто слушаем о Харидасе или говорим о нем, мы уже духовно продвигаемся. По социальным причинам Харидас Тхакур никогда не входил в храм Господа Джаганнатхи, также, как Рупа и Санатана Госвами. Но Господь Чайтанья каждый день приходил к Харидасу Тхакуру. Также Он посылал Своего слугу Говинду, чтобы он заносил ему махапрасад. Однажды, Господь Чайтанья пришел к Харидасу и спросил: «Как могут спастись все эти яваны? Яванами называют людей, которые отвергают наставления Вед». Харидас сказал: «Мой дорогой Господь, пожалуйста, не переживай. Просто, повторяя святое имя без оскорблений, все эти яваны будут освобождены».

И однажды, в очередной раз, Говинда принес махапрасад Харидасу. Он увидел, что Харидас лежал на спине и пытался повторять святое имя, и увидел, что Харидас нездоров. Затем Господь Чайтанья пришел, чтобы навестить Харидаса и сказал: «Теперь ты можешь сократить количество кругов». Харидас сказал: «Моя болезнь состоит в том, что я не могу закончить свои круги». Таково было смирение Харидаса. У Харидаса было только одно желание. Харидас предчувствовал, что Господь вот-вот покинет эту планету. Для него жить без Господа было невыносимым. В нашем обусловленном состоянии нам очень трудно понять, например, взаимоотношения между Господом и гопи. В чем гопи обвиняли Господа Брахму? Они обвиняли Господа Брахму за то, что он создал глаза, которые моргают, потому что на это мгновение они не могли видеть Своего Господа. Кто-нибудь из нас так думает? «Глаза моргнули, и я целое мгновение не вижу Кришну»! Нет, мы настолько обусловленные.

Поэтому, когда нам говорят, что Харидас хотел уйти до Господа, нам не понять, что это была такая за любовь. Итак, Харидас хотел покинуть тело, пока Господь еще был на планете. В первой песне Шримад Бхагаватам можно прочитать описание ухода Бхишмадевы. У Бхишмадевы было особое благословение: он мог сам по своему желанию выбрать момент оставления тела. Он уже лежал на ложе из стрел. У его смертного одра был Сам Кришна, Пандавы, все полубоги. Созерцая лотосные стопы Господа, Бхишмадева оставил тело. В комментарии Шрила Прабхупада пишет, что любой, кто слушает Шримад Бхагаватам или Бхагавад Гиту, повторяет святое имя, может обрести ту же удачу, которую обрел Бхишмадева, созерцая Господа.

Когда Харидас Тхакур вот-вот должен был оставить тело, Господь Чайтанья вместе со Своими спутниками устроил очень экстатичный киртан. Сосредоточившись на лотосных стопах Господа и слыша святое имя, Харидас оставил этот мир. Затем в сопровождении киртана Господь Чайтанья отправился на берег океана, омыл тело Харидаса и провозгласил: «Теперь этот океан очистился!» Затем Господь Чайтанья организовал большой пир в честь ухода Харидаса. Господь Чайтанья отправился к главным воротам Храма Симхадваре и стал лично просить пожертвования на пир у лавочников. Тогда Говинда и Сварупа Дамодара Госвами сказали: «Господь, отправляйся домой. Мы сами соберем все необходимое». Господь Чайтанья организовал большой пир в честь ухода Харидаса Тхакура.

По этому поводу Бхактивинод Тхакур говорит: «Неправ тот, кто говорит о смерти вайшнава. Он продолжает жить в звуке». О таком возвышенном вайшнаве можно сказать, что он никогда не умирает. Он живет в своих наставлениях. То же самое пишет Шрила Прабхупада в посвящении к Первой Песне Бхагаватам, в отношении своего духовного учителя: «Он живет в своих божественных наставлениях, и его последователи живут вместе с ним».

Итак, позавчера был день ухода Харидаса Тхакура. Чайтанья Чаритамрита говорит, что тот, кто слушает описание игры ухода Харидаса Тхакура, обретет любовь к Богу. Сегодня вы все получили это благословение чистой любви к Богу. Продолжайте слушать об этом. Есть столько замечательных тем, которые мы можем обсуждать, слушать. В духовной жизни у нас нет проблем: никогда не закончатся темы, которые мы можем обсуждать. Есть столько трансцендентных тем. Слушание очень важно. Пример показывает, что проститутка поменялась, просто слушая святое имя. Поэтому, когда мы повторяем святое имя, пожалуйста, слушайте внимательно. И когда вы читаете Бхагаватам или Гиту, направляйте на это все внимание. Слух играет важнейшую роль. Пожалуйста, слушайте, это вам поможет. Харе Кришна!