foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Бесплатные шаблоны Joomla

Ом намо бхагавате васудевайа
Ом намо бхагавате васудевайа
Ом намо бхагавате васудевайа

Харе Кришна!

Итак, я подумал, что сегодня мы можем обсудить Бхагавад Гиту.

Я знаю, что вы все великие зантоки Бхагавад Гиты. Бхагавад Гита содержить в себе сущность обширной Ведической литературы. Стих на доске написан, но у нас нет времени повторять Санскрит. Поэтому мы переходим непосредственно к переводу и комментариям.

«Тот, кто никому не завидует, кто друг все живым существам, кто свободен от чувства собственности и ложного эго, кто непоколебим в счастье и горе, кто терпелив и всегда удовлетворен, кто, покорив чувства и сосредоточив на Мне свой ум и разум, кто полностью отдает себя преданному служению, очень дорог Мне».

Возвращаясь к описанию чистого преданного служения, Господь в этих стихах обсуждает качества чистого преданного. Такой преданный при всех обстоятельствах остается спокойным и невозмутимым. Он никому не завидует и ни к кому не питает вражды. Вместо того, чтобы отвечать враждебностью на враждебность, преданный думает: «Этот человек враждует со мной в наказание за мои прошлые грехи. Поэтому лучше безропотно сносить причиняемые им страдания» В Шримад Бхагаватам 10.14.78 сказано: тат те ‘ну кампам су сумикшамам еватма критам випакам, - «Попадая в беду или сталкиваясь с трудностями, преданный видит в них милость Господа. В наказание за прошлые грехи, думает он, я должен был бы страдать сильнее, чем страдаю сейчас. Только по милости Верховного Господа я не получил заслуженного наказания в полной мере. Милостью Верховной Личности Бога мне досталась лишь малая толика страданий». Поэтому преданный всегда остается спокойным и невозмутимым, и терпеливо сносит любые страдания. Преданный также неизменно добр ко всем живым существам, даже к своим врагам.

Нирмама. Он не придает особенного значения телесным страданиям., ибо прекрасно знает, что не является телом. Поскольку преданный не отождествляет себя с материальным телом, у него нет ложного эго, и он одинаково спокойно относится к счастью и горю. Он терпелив и довольствуется тем, что приходит к нему по милости Верховного Господа. Не ставя перед собой труднодостижимых целей, он всегда пребывает в радостном расположении духа. Неукоснительно следуя указаниям духовного учителя, преданный становится совершенным йогом. И, поскольку он обуздал свои чувства, ему присуща непоколебимая решимость. Его никогда не собьют с пути ложные аргументы, ибо никто и ничто не может поколебать его решимости заниматься преданным служением. Он полностью осознал, что Кришна – вечный Господь, и ничто не может поколебать его. Все это помогает полностью сосредоточить свой ум и разум на Верховном Господе. Разумеется, редко, кому удается достичь столь высокого уровня преданного служения, но каждый может подняться на эту ступень, если будет выполнять правила преданного служения. Более того, такой преданный очень дорог Ему, ибо Господь доволен всем, что тот делает в полном Сознании Кришны.

Ом агьяна тимирандасья
Гьянангьяна шалакая
Чакшур унмилитам ена
Тасмай шри-гураве намаха

В заключительных строках этих шлок Кришна говорит: сам ме приях, - Кто знает, что значит сам ме приях? «Он становится дорогим Мне». Так кто бы из вас хотел стать дорогим Кришне? Все? Только преданные санкиртаны? Хорошо, поднимите все руки. Это значит, что вы все хотите стать дорогими Кришне. «Не бесплатно». Кришна говорит: «Я защищу тебя и заберу назад к Богу». Но только, если ты предашься Мне. Таким образом, в этих двух строках Кришна дает нам определенные качества, которые необходимо развить. Он говорит, если вы разовьете эти качества, только тогда вы станете дорогими Мне. Кришна очень конкретен. Таким образом, Бхагавад Гита дает нам краткое содержание обширной Ведической литературы. И кому была поведана Бхагавад Гита? Для Арджуны. Она была поведана через Арджуну ради всего человечества. Особенно ради преданных из Азербайджана. Таким образом, Бхагавад Гита содержит наставления для всего человечества. Она описывает положение Верховного Господа, описывает Его сущность, а также сущньсть Кришны. Шрм Бхагаван увача. Говорит Всевышний Господь. А также, поскольку это знание поведано Всевышним Господом, его называют санатана дхармой. В Четвертой Главе Гиты Кришна также излагает историю Гиты. Он говорит: «Я передал это знание Богу Солнца Вивасвану». От него это знание перешло к Ману, прародителю человечества. От Ману оно перешло к Икшваку. Но с течением времени это знание утерялось. Поэтому Я передаю его тебе снова. Почему Арджуне? Почему ни кому-либо другому? Арджуна был домохозяином. Не каким-нибудь санньяси или бразмачарием. Но почему Кришна выбрал именно его? Он был Его преданным и другом. Не просто преданным. Поэтому ты сможешь понять эту великую науку. Таким образом, это великая наука. Путь преданного служения – это великая наука. В Девятой Главе Бхагавад Гиты Кришнаговорит: наука преданного служения – царь всего знания, раджа-видья. Иногда люди думают, что путь преданного служения – это какая-то сентименальность. Шрила Прабхупада наставляет нас изучать его книги. В ИСКОН преданных наставляют принимать участие в разнообразных образовательных программах. Прабхупада перевел сотни книг, и теперь они переведены на 90 языков мира. Почему мы читаем эти книги? Для того, чтобы понять философию и не быть сентиментальными. Таким образом, нам необходимо понять священные писания при помощи преданного Господа.

Бхагавад Гита описывает положение души, то, что душа вечна, а тело бренно. Однажды Прабхупада давал лекцию в одном знаменитом университете в Америке. Он сказал: «Есть ли в этом знаменитом университете факультет, где учат тому, что случается после смерти? В ответ было гробовое молчание. Молчание было потому что такого факультета, где учат тому, что случается после смерти, нет. Бхагавад Гита объясняет, что есть разница между душой и телом. Мы можем видеть, как наше тело постоянно изменяется. Душа продолжает существовать. Она переходит из одного тела в другое.

Затем в Бхагавад Гита объясняет положение времени. Время – это представитель Кришны. Что делает время? Оно уничтожает все. Сегодня у вас может быть красивое тело. Но время позаботится о том, чтобы эта красота не продлилась надолго. У вас может быть сильное тело сегодня. Время позаботится о том, чтобы с течением времени оно стало слабым. И поскольку время – представитель Господа, желание преданного состоит в том, чтобы каждая секунда использовалась в служении Господу. Чанакья пандит гворит: «Потерянную минуту невозможно вернуть даже за богатства всего мира». Поэтому преданный не желает тратить ни минуты, ни секунды. Он хочет использовать время в служении Господу. Он не хочет тратить понапрасну время на всякую чепуху.

И Бхагавад Гита также обсуждает роль материальной природы, то, как материальная природа действует согласно указаниям Господа. Материальная природа содержит в себе все компоненты, необходимые для нашей жизни. В вашей стране огромные запасы полезных ископаемых. В вашей стране огромные запасы нефти, газа и других ресурсов. В других странах много воды. В других – другие полезные ископаемые. И все это имеется благодаря Господу. Поэтому Бхагавад Гита говорит: майа дхйакшина пракритих - эта Моя материальная природа действует под Моим руководством.

Затем Бхагавад Гита обсуждает природу деятельности, карму. У нас, живых существ есть свобода выбора. Мы можем заниматься акармой или викармой. Викарма – это деятельность, противоречащая законам Бога. Акарма – это деятельность, которая не связывает вас. Таким образом к нам приходят и счастье, и страдания. Страдания приходят без приглашения, мы никогда не приглашаем страдания. Подобным образом, Прахлада Махарадж говорит, что счастье и страдания приходят без приглашения. Предположим, преданный испытывает страдания. Вы все испытывали страдания когда-либо? О, вы не страдаете? Мы испытываем страдания по-разному. Сейчас все страдают так или иначе. Экономическая борьба. Таким образом есть материальные трудности. Таким образом, страдания принимают различные формы. Таким образом, когда неофит испытывает страдания, он винит во всем Бога. «Почему Бог со мной это сделал?» Он не понимает, как действуют законы кармы. Он не понимает, что душа вечна. Он не понимает, как мы все испытываем последствия своей кармы. В Первой Песни есть замечательная молитва Царицы Кунти. Царица Кунти знала, что ее племянник – Верховная личность Бога. Пандавам пришлось пройти через множество трудностей. Так о чем была эта знаменитая молитва Царицы Кунти? Мой дорогой Господь, пусть мои страдания будут усиливаться. Кто-нибудь молится о том, чтобы его страдания усиливались? Нет, обычно мы говорим, пусть страдания уйдут. Но Царица Кунти гоорит: «Мой дорогой Господь, пожалуйста, усиль мои страдания». Она говорит, поскольку когда мои страдания будут усиливаться, я буду глубже медитировать на Твои лотосные стопы. А чем больше я буду медитировать на Твои лотосные стопы, тем быстрее я освобожусь от рождения и смерти. Таким образом, когда преданный испытывает страдания, это его не тревожит. Он рассматривает это как возможность еще глубже предаться Господу. И он еще глубже медитирует на Господа.

Как преданный реагирует, когда он испытывает счастье, Счастье означает, что он получает то, чего хочет. Вы можете стать олигархом. Здесь есть олигархи среди вас? Предположим, вы разбогатели. Тогда преданный говорит: «Я разбогател, благодаря своему усердному труду. Могу ли я теперь наслаждаться»? Нет. Кришна дает это мне. Это счастье все равно уйдет завтра. Сегодня я могу быть красивым, но это не означает, что я останусь красивым завтра. Поэтому пусть я не буду привлекаться к этому так называемому комфорту. Он может уйти в любой момент. Кришна говорит, что подобно тому, как зима и лето сменяют друг друга, мы испытываем и счастье, и страдания. Поэтому, когда вы обретаете так называемое счастье, не радуйтесь слишком. Когда вы испытываете страдания, не беспокойтесь. Потому что, когда вы практикуете духовную жизнь, вы поймете, как переносить их, не привязываясь ни к одному, ни к другому.

Каждое из этих качеств можно обсуждать часами. У нас нет столько времени. Я просто обсуждаю эти качества в кратце.

Затем Кришна говорит: «Тот, кто терпелив». Важно ли терпение? Кто также это упоминает? Господь Чайтанья. Где? В третьем стихе Шикшаштаки. Кришнадас Кавирадж говорит, что этот стих так важен, что его необходимо повязать на шею. Или, другими словами, необходимо понять важность воплощение в жизнь значения этого стиха. Затем Господь Чайтанья хочет, чтобы мы стали терпеливее дерева. Почему дерево считается терпеливым, Дерево остается невозмутимым в любых обстоятельствах. Когда слишком жарко, мы бежим в комнату с конденционером. Когда идет дождь, мы раскрываем зонтик или прячемся где-либо. Когда очень холодно, мы садимся рядом с обогревателем. Дерево тоже так поступает? Летом, вы ставите рядом с деревом конденционер? Или может быть вы включаете вентилятор? В сезон дождей вы раскрываете над деревом зонтик? Деревья терпит дождь, терпит солнце, терпит холод. Таким образом, дерево – образец терпения. Кто-то может сказать, что у дерева нет сознания. Это не так. Много лет назад я читал в одной канадской газете, что в одном исследовании в Англии показывалось, что деревья могут общаться друг с другом. Они выделяют особого рода запахи.

Таким образом, как преданные мы иногда проходим проверки. Иногда мы встречаемся с вызовами на пути преданного служения. Иногда нас унижают. Мы может быть ничего плохого и не сделали, но нас все равно кто-то ругает. Таким образом, что делать? Зуб за зуб? Таков рецепт? Нет, лучше терпеть. Священные писания говорят, терпите.

Затем, быть всегда удовлетворенным, сантушта. Преданный всегда удовлетворен. В Четвертой Песне мы читаем о наставлениях Нарады Муни Прачетам. В них Нарада Муни дает рецепт из трех составляющих, как удовлетворить Господа. Каков этот рецепт? Дайайа сарва бхутешу. Будьте милостивыми к каждому живому существу. Затем сантушта ева кевала. Будьте удовлетворенными в любых ситуациях. Таким образом, когда вы осознаете, что Всевышний Господь всем управляет, вы будете удовлетворены при любых обстоятельствах. Кто самый богатый человек в мире? Билл Гейтс. Он удовлетворен? Нет, никто не удовлетворен. Потому что, если вы преданный Господа, тогда вы можете быть удовлетворены. Бали Махарадж попросил у Господа Ваманадевы три шага земли. Почему он попросил столько? Ты не кажешься мне очень разумным. Кто приходит к большому человеку и просит о какой-нибудь мелочи? Попроси чего-то большего. Бали Махарадж ответил: «Мой дорогой Господь, тот, кто не покорил свои ум и чувства, никогда не будет удовлетворен, даже если ему дать весь мир». Поэтому, будьте удовлетворены. Вы видите, в материальном мире напряжение очень велико. И в результате этого мы получаем стресс. Поэтому будьте удовлетворены. Прабхупада приводил пример Говами Вриндавана. Рупа Госвами был столь богат, что когда он ушел в отставку, у него был целый корабль золотых монет. Но он раздал пятьдесят процентов брахманам. Двадцать пять процентов он раздал родственникам, и двадцать пять он оставил себе на случай непредвиденных расходов. А во Вриндаване он жил на мадхукари. Но он был полностью удовлетворен. Поэтому, если вы серьезны и духовно настроены, вы будете удовлетворены в любых обстоятельствах.

Затем Кришна говорит, самоконтроль. Что означает самоконтрполь? Контролировать ум, тело и чувства. Если вы хотите духовной жизни, вы должны держать их под контролем. Нам необходим самоконтроль.

Затем, с решимостью заниматься преданным служением. Решимость необходима для духовного прогресса. Как в материальной жизни, если вы не будете решительно настроены, вы ничего не добьетесь. Таким образом, решимость – это ништха. И вчера я объяснял, как ништха приходит в результате бхаджана-крии.

Затем Кришнаговорит, что необходимо сосредоточить на нем ум и разум. Что мы делаем с умом? Ум тоже представляет собой проблему? Чанчала манах, Кришна говорит, что управлять умом труднее, чем управлять ветром. Тогда Арджуна сказал, что ум непостоянен, беспокоен и ненадежен. Тогда даже если Арджуна так говорит, на что тогда надеяться нам? Арджуна сказал, есть ли для нас надежда? Да или нет? На что мы можем надеяться? Кришна говорит, что благодаря практике преданного служения ум станет устойчивым. Как, например, внимательно повторяя свои круги, изучая книги, следуя регулирующим принципам, ум станет стабильным. Это гарантировано. Таким образом, управляйте своим умом. Духовная жизнь означает управлять своим умом. К счастью у нас есть оружие, с помощью которого можно преодолеть натиск иллюзорной энергии. Кришна говорит: даиви еша дивья майа даиви майа дуратйайа. Очень трудно преодолеть иллюзорную энергию. Но если ты предашься Мне, то сможешь преодолеть ее. Нет сомнений, майа сильна. Но она слабее, чем преданное служение. Поэтому если мы предадимся Всевышнему, то мы сможем избавиться от майи.

Таким образом, в этих двух стихах Кришна перечислил множество качеств, которые нам следует развить. И если вы разовьете эти качества, что Кришна говорит? Вы станете дорогим ему. Вы все еще хотите стать дорогими Кришне, или уже передумали? Вы должны за это заплатить. И внимательное повторение кругов по-может. Поэтому, пожалуйста старайтесь, и если вы будете стараться, Кришна поможет. Бог помогает тем, кто помогает себе сам. Яшода старалась связать Кришну, и гопи смеялись, что она не может связать своего сына. Когда Кришна увидел, как Его мама старается связать Его, он позволил ей сделать это. Таким образом, Кришна видит, что мы стараемся служить Ему и понять Его, и тогда Он дает нам разум, посредством которого мы можем придти к Нему. В Чайтанья Чаритамрите вы читаете о том, как Господь описывает двадцать шесть качеств преданных. Поэтому, когда вы читаете об этих качествах, вы видите, что многие из них повторяются, некоторые описаны другими словами. Искренний преданный хочет быть очень смиренным. Только ради того, чтобы развить эти качества. Как их развить? Есть ли магический рецепт? Есть ли короткий путь? Каков ответ? Повторяйте святое имя. Повторяйте свои круги внимательно. Как был один отец, который сказал своему сыну: «Сын, ты должен повторять шестнадцать кругов». На следующий день он спросил: «Ты прочитал свои круги?» Сын ответил: «Да, я прочитал». Отец спросил: «Так быстро»? Сын сказал, что на первой бусине он прочитал всю мантру. Затем на каждой последующей бусине он повторял: «То же, то же, то же». Поэтому не повторяйте такие «то же» круги. Иногда мы спрашиваем преданных, прочитали ли они свои круги. Они говорят, да, но нам на самом деле необходимо улучшать качество своего воспевания. Это ключ к духовному прогрессу. Таким образом, если вы хотите стать дорогими Кришне, вам необходимо развить эти качества. И вам необходима сила, чтобы прилагать усилия. И сила придет от внимательного воспевания. Поэтому каждый божий день повторяйте свои круги. Это ваше самое главное занятие. Поэтому, если вы хотите стать дорогими Кришне, необходимо построить прочный фундамент. Вы согласны? Кто из вас согласен? Похоже, вы все чистые преданные. Харе Кришна! Харе Кришна!

Хорошо! Какие-либо вопросы?

В. На лекции Вы сказали, что нам нужно внимательно воспевать, и это совершит в наших жизнях чудеса. Что означает внимательно воспевать?

О. Как мы уже несколько раз объясняли, по крайней мере, когда вы повторяйте шестнадцать кругов и двадцать пять в Экадаши, старайтесь сосредоточиться на них и не отвлекайтесь ни на что другое. Чистое повторение и слушание. А не то, что вы повторяете джапу и отвлекаетесь на другие вещи.

В. В комментарии Шрила Прабхупада говорит, что преданный рассматривает свои проблемы как результат своих прошлых дурных поступков. Он сказал ему, чтобы он сражался, исполнял свой долг. Как тогда примирить это кажущееся противоречие?

О. Арджуна никогда не страдал. Он всегда пребывал в блаженстве. Арджуна не чувствовал, что онстрадал. Арджуна был настолько отрешенным, что он, сказал, пусть забирают все. Пусть оставят всего лишь пять деревень. Он был совершенно отрешен.

В. Мы должны работать над увеличением качества своего воспевания, но возможно ли увеличить качество воспевания без того, чтобы развивать качества, упомянутые в этом стихе?

О. По мере того, как вы будете увеличивать качество своего воспевания, вы автоматически будете развивать эти качества. Как, когда вы голодны, все части вашего тела слабеют. Но когда вы начинаете есть, тело становится сильным. Вам нет необходимости прилагать отдельные усилия, чтобы развить эти качества. Эти хорошие качества придут автоматически. Конечно, вы должны знать об этих качествах. Иначе вы может стараться изо всех сил. Потому что если вы будете стараться, просто думая, о, я не буду завидовать… Но если вы действительно должным образом будете воспевать святое имя, вы сможете преодолеть зависть.

В. Кто будет следующим ачарьей в нашей ученической преемственности?

О. Прабхупада говорил, что все его искренние ученики будут его преемниками. Все, кто серьезны и следуют наставлениям Прабхупады. Вот почему это движение распространяется по всему миру. Обычно после ухода Основателя-ачарьи все преаращается. Но ИСКОН расширяется взрывным образом. Потому что последователи Прабхупады действительно представляли наставления Прабхупады.

В. Вы говорили, что Харидаса Тхакура избивали на двадцати двух рыночных площадях. Но Кришна говорит, что Он приходит в этот мир, чтобы защитить Своих преданных и уничтожить демонов. Так почему же это случилось с Харидасом Тхакуром, и Господь Чайтанья не защитил его? Но мы знаем, что после того, как Харидас Тхакур умер, Господь Чайтанья танцевал с его телом на руках.

О. Господь Чайтанья защитил Харидаса. Он принял все удары на Свое тело. Он об этом впоследствии сказал Харидасу.