foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Шаблоны Joomla 3 тут

ПЕРЕВОД

Верховный Господь сказал: О царь, все, что существует во всех трех мирах, не удовлетворит того, кто не обуздал свои чувства.

КОММЕНТАРИЙ

Материальный мир — это творение иллюзорной энергии, предназначение которой — уводить живых существ с пути самоосознания. Любой, кто находится в материальном мире, горит желанием иметь все больше и больше возможностей для удовлетворения чувств. Однако истинный смысл жизни заключается не в том, чтобы наслаждаться, а в том, чтобы познать себя. Поэтому тем, кто слишком привязан к чувственным наслаждениям, рекомендуется заниматься мистической йогой, или аштанга- йогой, которая состоит из восьми ступеней: ямы, ниямы, асаны, пранаямы, пратьяхары и др. Так человек сможет обуздать свои чувства. Обуздать чувства нужно для того, чтобы вырваться из круговорота рождений и смертей. Ришабхадева говорит:

нунам праматтах куруте викарма
йад индрийа-притайа апрноти
на садху манйе йата атмано ’йам
асанн апи клешада аса дехах

«Человек, который видит смысл жизни в чувственных наслаждениях, со временем лишается рассудка. Словно одержимый, он бросается в водоворот материальной жизни и совершает всевозможные грехи. Он не знает, что получил свое тело в наказание за прошлые прегрешения и что именно это тело, хотя оно и невечно, является причиной всех его страданий. На самом деле душе лучше было бы не воплощаться в материальном теле, но она все же получила его, чтобы испытывать в нем чувственные наслаждения. Поэтому Я считаю, что разумному человеку не подобает предаваться чувственным наслаждениям, ибо, стремясь к ним, он обрекает себя на бесконечные рождения в материальных телах» (Бхаг., 5.5.4). Господь Ришабхадева объясняет, что обитатели материального мира подобны безумцам, совершающим поступки, которые не следует совершать. Но они, тем не менее, совершают их только ради чувственных наслаждений. Ничего хорошего в такой деятельности нет, ибо тем самым они обрекают себя на очередное рождение в материальном теле, как наказание за их прегрешения. Получив такое тело, живое существо вынуждено снова страдать в этом мире. Вот почему ведическая, брахманическая культура учит человека довольствоваться лишь необходимым минимумом.

Чтобы люди усвоили эту высочайшую культуру, им рекомендуется следовать варнашрама-дхарме. Смысл деления общества на варны и ашрамы — брахманов, кшатриев, вайшьев, шудр, брахмачари, грихастх, ванапрастх и санньяси — состоит в том, чтобы научить каждого человека владеть своими чувствами и довольствоваться только самым необходимым. Здесь мы видим, что Господь Ваманадева, как идеальный брахмачари, отверг предложение Махараджи Бали, который был готов дать Господу все, что Он пожелает. Ваманадева сказал, что если человек не умеет довольствоваться малым, то он не будет счастлив, даже завладев миром или целой вселенной. Поэтому нужно поддерживать в человеческом обществе культуру брахманов, культуру кшатриев, культуру вайшьев и учить людей довольствоваться только тем, что им действительно нужно. В современном мире этому не учат; каждый стремится иметь все больше и больше и потому не чувствует удовлетворения и счастья. Вот почему Движение сознания Кришны организует многочисленные сельские общины, особенно в Америке, чтобы показать людям, как, довольствуясь самым необходимым, можно жить счастливо и располагать временем для самоосознания, которого совсем не трудно достичь, если повторять маха-мантру — Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

ЛЕКЦИЯ

Ом агьяна тимирандхасья
гьянангьяна шалакая
чакшур унмилитам ена
тасмаи шри-гураве намаха

Как мы уже говорили, завтра благоприятный день явления Господа Ваманадевы, поэтому мы выбрали стих из восьмой песни Шримад Бхагаватам, который несет очень важное послание. Существует бесчисленное количество воплощений Господа, но это не значит, что каждый может сказать: «Я аватар, примите меня в качестве аватара». Есть один голливудский фильм, который называется «Аватар». Вы слышали о нем? Это был большой хит, конечно никакого отношения к настоящему аватару он не имел. Так или иначе, режиссер вдохновился дать фильму название «Аватар».

Аватары описаны в священных писаниях. Стих, который мы прочитали сегодня, произнес Господь Ваманадева. Ваманадева явился в образе мальчика-брахмана. Он был сыном Адити и Кашьяпы Муни. Как мы знаем, Господь выбирает Своих преданных на роли матери и отца, также как Кришна принял в качестве своих отца и матери Васудеву и Деваки. В течении двенадцати тысяч лет полубогов они питались только воздухом и листьями, которые падали с деревьев. На что они медитировали? Чтобы Господь стал их сыном. Адити также совершала аскезы в соответствии с советом своего мужа, и Господь согласился стать их сыном. Когда Адити узнала, что Господь решил явиться, как ее сын, она была в экстазе.

Итак, Господь явился в образе мальчика-брахмана. Завтра мы также будем отмечать годовщину открытия нашего храма в Бомбее на Мира-род. Итак, Господь явился в образе Ваманадевы и пошел на жертвоприношение, которое совершал Бали Махарадж. Когда Бали Махарадж увидел этого мальчика-брахмана, Он его очень сильно поразил. Бали Махарадж сказал: «Мне выпала огромная удача, что ты пришел сюда, чтобы благословить меня и всех моих предков. Что я могу для Тебя сделать?» Если святой человек приходит в ваш дом, вы его спрашиваете: «Чем я могу Вам послужить?» Но в наше время, когда к нам приходит святой, мы думаем: «Как бы поскорее его спровадить, чтобы он не успел у меня денег попросить». Но Бали Махарадж был очень щедрым. Бали Махарадж сказал: «Ты пришел ко мне, проси у меня, чего хочешь».

Ваманадева сказал:

- Дай мне столько земли, чтобы Я мог сделать три шага
- Это все? Все, что ты хочешь у меня попросить? Я император, я могу подарить Тебе целую планету. Проси у меня чего-то большего. Ты просишь о такой мелочи.
- Если человек не обуздал свои чувства, то он все равно будет недоволен.

Мы видим, что в материальной жизни никто не бывает по-настоящему доволен. Мы все время думаем, что, если мы сделаем еще что-то, мы будем счастливы. Если ваши чувства не обузданы, то вы можете обрести весь мир, но вы при этом все равно не будете удовлетворены. По всему миру миллионеры только богатеют, даже в Индии, потому что они хотят получить все больше, больше и больше. Они не довольны тем, что у них есть, они думают, что слишком бедные и нужно еще побольше денег. Если вы не обуздали чувства, мы можете получить все, но при этом оставаться недовольными. Шрила Прабхупада приводил пример Рупы, Санатаны и Рагхунатхи Даса Госвами. Как вы знаете, Рупа Госвами в свое время занимал очень важное положение в обществе. Когда он ушел с правительственной службы, у него была целая лодка золотых монет.

И он очень примерным образом раздал свое богатство. Что он сделал? Пятьдесят процентов он отдал брахманам, двадцать пять процентов родственникам, а еще двадцать пять процентов он оставил на будущие непредвиденные расходы. Позже эти деньги были использованы для того, чтобы освободить Санатану Госвами. Но когда они пришли во Вриндаван, они вели там жизнь, полную отречения. Они жили за счет мадхукари, но в свое время они жили во дворцах. Но во Вриндаване они жили под деревьями. В свое время во Вриндаване было много лесов. Сейчас там есть леса? Вы видите только многоэтажные дома. Они жили во Вриндаване на мадхукари, но при этом были полностью счастливы. Они жили настолько просто, что, однажды, Радхарани прониклась к ним состраданием. Они приняла облик девочки и принесла им сахар, рис и молоко. Она пришла к Рупе Госвами и сказала: «Я хочу приготовить для тебя сладкий рис. Я думаю, тебе нравится сладкий рис. Ты можешь пойти собирать мадхукари, а Я приготовлю сладкий рис и уйду».

Немного погодя Санатана Госвами пришел, чтобы пообедать со своим братом, и Рупа Госвами дал ему этот сладкий рис. Когда Санатана Госвами попробовал сладкий рис, он спросил: «Кто приготовил этот сладкий рис? У него такой божественный вкус». Рупа Госвами сказал, что пришла девочка, принесла продукты и сказала, что хочет приготовить сладкий рис. Санатана Госвами сказал: «Эта девочка – Радхарани, мы приняли служение от Радхарани». И он отругал своего брата. На высоком уровне духовного развития преданный не хочет принимать никакого служения от Господа. Шрила Прабхупада приводит этот пример, чтобы показать, как Рупа и Санатана Госвами жили на мадхукари, но их чувства были под контролем, поскольку у них было святое имя.

Шрила Прабхупада приводит пример Махатмы Ганди. Вы слышали о Махатме Ганди? Когда он возглавлял движение за свободу Индии, ему помогал один известный и богатый юрист. Но однажды, Ганди сказал ему: «Мне больше не нужны твои деньги, мне нужен ты сам». Этот юрист очень сильно сомневался, но в коне концов, он присоединился к Ганди, но через месяц у него случился сердечный приступ, и он умер. Шрила Прабхупада приводил этот пример, чтобы показать, что, если человек обуздал свои чувства, он будет счастлив в любой ситуации. Рагхунатха Дас Госвами, как вы знаете, был сыном миллионера, но он отрекся от всего и, в конце концов, пришел во Вриндаван.

Ваманадева говорит здесь: «Ты предлагаешь Мне просить большего, но, если человек не обуздал чувства, даже если ему предложить все планеты, он все равно будет недоволен». Мы должны понять, что общество, в котором мы живем, постоянно бомбардирует людей новыми идеями. Мы живем при системе, которая называется капитализм. Вы знаете, что такое капитализм? Что пытается сделать капитализм? Возбудить ваш аппетит, чтобы вы покупали все больше и больше товаров. Он говорит: «Попробуйте этот продукт, который рекламирует известный киноактер, и вы будете счастливы». В материальном мире мы все стараемся обрести счастье.

В комментарии Прабхупада цитирует известный стих из пятой песни Шримад Бхагаватам. В пятой песне кто давал наставления? Ришабхадева. Ришабхадева говорит: нунах праматтам куруте викарма – человек, который совершает викарму, просто глупец. Этот глупец не понимает, что сейчас у него есть тело, которое причиняет ему одни страдания, и в результате своей материальной деятельности он снова получит тело, которое будет причинять ему страдания. И Ришабхадева говорит, что человек, который не понимает, что его тело является источником страданий, является глупцом. Так как же можно обуздать свои чувства? Невозможно обуздать свои чувства, если не занять их правильным образом. В Бхагаватам описана история о Царе Яяти. У него была возможность без всяких ограничений наслаждать свои чувства в течении десяти тысяч лет. Но к какому выводу он пришел в конце? «Я был подобен похотливому козлу».

Суть в том, что вы должны воспользоваться наставлениями, которые дают священные писания. Бали Махарадж предложил Ваманадеве просить у него большего, но Ваманадева ответил, что, если человек не может контролировать чувства, то даже, если ему дать богатства всего мира, он все равно будет недоволен. Вы знаете, что означает Шукрачарья? Шукра означает семя. Есть два вида учителей: один учитель – это тот, кто обладает гуной или качествами, и есть также наследственные учителя – учителя, которые принадлежат к семье учителей. Шукрачарья знал, что этот мальчик – это сам Верховный Господь, и что этот мальчик пришел, чтобы забрать все богатства Бали Махараджа, и что, если его ученик станет бедным, то и Шукрачарья сам станет бедным. Некоторые думают, что стать гуру – это очень хороший бизнес, и Шукрачарья думал, что если его ученик лишится всех богатств, то на что он будет жить.

Он сказал своему ученику: «Ты не знаешь, кто этот мальчик. Это Сам Господь, который принял облик мальчика-брахмана, чтобы забрать все твои богатства. Скажи Ему, что ты пошутил и на самом деле не имел в виду обещание дать три шага земли». И тогда Бали Махарадж ответил так, это тоже очень важно для всех нас: «Земля может нести на себе вес гор и океанов. Земля несет на себе горы и океаны, но она не может вынести вес лжеца. Я не собираюсь лгать». Он сказал, что для Земли невыносим вес лжеца. Правдивость – это один из основных принципов религии. Правдивость – это также одна из аскез речи. В Бхагавад Гите Кришна описывает аскезы тела, ума и речи. И что говорит Кришна относительно аскезы речи? Нужно говорить правду. Преданный должен говорить правдивые слова. В советское время в вашей стране была газета «Правда». Помните ее? Она еще издается, но сейчас тираж очень маленький, но в свое время это была газета номер один, и в то время я часто говорил преданным, что настоящая «Правда» - это Бхагаватам и Бхагавад Гита. Итак, Кришна говорит: «Говорите правдивые слова».

Мы должны стремиться к этому: говорить только правду. Если мы будем правдивыми, то наше общество будет более гармоничным. По крайней мере, в отношениях с вайшнавами и вайшнави мы должны быть правдивыми, говорить правдивые слова и повторять послание Господа таким, как оно есть. Но при этом говорить учтиво. Говорите правду, но говорите ее вежливо. Вы можете сказать: «Ты, дурак! Ты что, не можешь понять философию?» - или вы можете сказать это вежливо. Самые разные люди приходили к Шриле Прабхупаде. Некоторые не соглашались с тем, что он говорил, но все, кто встречались со Шрилой Прабхупадой соглашались в одном: он говорил со всеми очень вежливо, что это был настоящий джентльмен. Шрила Прабхупада говорил, что наше общество призвано сделать людей порядочными мужчинами и женщинами. Итак, нужно говорить правду, но приятным образом.

Другой принцип – это регулярно декламировать Ведические писания и также регулярно повторять святое имя. Святое имя нисходит из духовного мира, и оно настолько могущественно, что можно повторять его день и ночь и не уставать. Иногда люди спрашивают: «Вы повторяете каждый день одни и те же слова. Вы не устаете от этого?» Устаете вы от этого? Просите вы каникулы от повторения святого имени? Пишете вы своему гуру письмо с просьбой взять на месяц отпуск от джапы? Вот сейчас август, месяц отпусков. Нет, по крайней мере, разумные преданные так не делают, потому что повторение святого имени приносит нам удовлетворение. Если мы искренне повторяем святое имя, то, несомненно, мы обретем это удовлетворение. Итак, Кришна говорит регулярно декламировать Ведические писания.

Нужно говорить правдивые слова, и другое понимание этого принципа – это представлять учение Господа таким, как оно есть. Часто люди спрашивают: «Почему Бхагавад Гита называется Бхагавад Гита, Как Она есть?» Что говорит Прабхупада во введении к Бхагавад Гите? Почему он назвал свой перевод «Бхагавад Гита, Как Она Есть?» Прабхупада пишет, что, однажды, его попросили порекомендовать правильный перевод Бхагавад Гиты, и он не мог порекомендовать ни один из переводов. То есть правдивость означает излагать послание Бога без искажений. И также в отношениях друг с другом мы должны быть правдивыми. Если бизнесмен говорит: «На вас я не зарабатываю, я предлагаю вам особые условия сделки», - то это может быть нормально. Шрила Прабхупада говорит об этом в Бхагавад Гите.

Итак, Бали Махарадж отказался принять совет своего духовного учителя. Он сказал, что Земля не может вынести веса лжеца. Что мы видим в наше время? Едва ли кто-то говорит правду. Конечно, это время хорошо для юристов. В Кали-югу правдивость практически отсутствует. Но и в Кали-югу, если представлять истинное послание Бога, то искренние люди принимают его. Итак, Шукрачарья пытался повлиять на своего ученика. Кто-то может спросить: «А почему Бали Махарадж отверг совет Шукрачарьи? Это же неправильно». У него не было никаких колебаний. Когда ему сказали, что Господь хочет все забрать, он сказал: «Ну и что? Все равно все принадлежит Богу». Если искреннему преданному сказать, что все его богатства пойдут к Господу, он от этого будет только счастлив. В любом случае все принадлежит Господу. В Бхагавад Гите Кришна говорит, что Он является Высшим Наслаждающимся. Поэтому Бали Махарадж поступил правильно, отвергнув совет своего духовного учителя. Если ваш духовный учитель вдохновляет вас служить Господу, то вы не должны ослушиваться его, но, если духовный учитель отговаривает вас от того, чтобы предаться Господу, вы можете отвергнуть его совет.

В чем же разница между современными так называемыми аватарами и настоящими аватарами Господа? Эти современные так называемые аватары не могут совершить ничего сверхчеловеческого. Однажды, я участвовал в одной межрелигиозной конференции в Индии, и один известный проповедник сказал: «Почему вы говорите, что есть только один Кришна? Почему мы все не можем стать Кришной?». Я сказал: «Вы хотите стать Кришной? Сможете повторить какое-нибудь из Его деяний, например, поднять холм Говардхана?» Он сказал: «Если я не могу сделать это сейчас, это не значит, что я не смогу сделать это завтра». Я спросил его: «Сколько Вам нужно времени, чтобы научиться поднимать холм Говардхана? Для Вас скидка – вместо того, чтобы поднимать Говардхан мизинцем левой руки, можете поднять его двумя руками». Но он ничего не ответил.

Деяния настоящих аватар сверхчеловеческие. Когда явился Кришна, Он совершил столько сверхчеловеческих деяний. Все Его деяния были сверхчеловеческими. Он как-то показал целую вселенную у себя во рту. Он поднял этот огромный холм Говардхан. Он поднял его в то время, когда Индра послал на него нескончаемые потоки дождя. Каждая капля этого дождя была тяжелой, как колонна. И все бриджабаси уместились под зонтом Говардханы. Все они неотрывно смотрели на лицо Кришны и, пока они смотрели на Кришну, они не испытывали ни голода, ни жажды. Почему? Они были полностью довольны, просто видя Кришну, и, если мы будем заниматься преданным служением, мы также будем довольны и бесстрашны. Итак, когда Господь является, Он совершает сверхчеловеческие деяния.

Также и Чайтанья Махапрабху совершал сверхчеловеческие деяния. Чайтанья Махапрабху – это Сам Господь, который явился в образе преданного, и Он тоже совершал сверхчеловеческие деяния. И Ваманадева тоже совершал сверхчеловеческие деяния. Первым шагом Он покрыл всю землю, одним шагом. Шукрачарья сказал Бали Махараджу: «Ты глупец! Ты не понял даже, что ты наделал!». Представьте, одним шагом Он покрыл всю Землю. Таков Бог, Он вершит сверхчеловеческие деяния. Вторым шагом Он покрыл все пространство от Земли до неба. Кто-то из вас способен на такое? Затем Он спросил у Бали Махараджа: «А куда мне сделать третий шаг? Ты обещал Мне земли на три шага». Бали Махарадж сказал: «Поставь ногу мне на голову». Сначала Бали Махарадж отдал Господу все свое богатство, а потом сам предался Ему.

В Шримад Бхагаватам мы читаем столько удивительных историй, но мы должны всегда помнить: джанма карма ча ме дивьям – деяния и явления Господа полностью трансцендентны. Какие-то современные ученые могут сказать: «Вы глупцы! Кто-то может покрыть все пространство Земли одним шагом?» С материальной точки зрения конечно кажется, что невозможно покрыть всю Землю одним шагом. Поэтому говорится, что, чтобы постичь Бога, нужны чистые чувства.

Атах шри кришна намади
на бхавед грахйам индрийайх
севонмукхе хи джихвадау
свайам эва спхуратй адах

Только благодаря тому, что чувства очищаются посредством преданного служения, человек становится все больше и больше, иначе он будет говорить, что все, что описано в Ведах – это просто сказки. Но это не сказки, это реальность. Но для того, чтобы постичь Бога, нужно духовное видение, невозможно постичь Бога своими оскверненными умом и чувствами. Или, когда люди слышат о явлении Нрисимхадевы. В свое время в Америке был суд против нас, и наши противники принесли в зал суда изображение Нрисимхадевы. Они сказали судье: «Вот это их Бог – получеловек-полулев». Это непостижимо – Бог в образе получеловека-полульва. Какое это воплощение? Нрисимхи. Какие еще есть воплощения? Воплощение Вепря, Рыбы, Черепахи – все это непостижимо. Все это можно постичь только если мы очистимся. И по мере того, как мы повторяем святое имя, читаем книги, общаемся с преданными, мы постепенно очищаемся.

Этот метод садхана-бхакти призван очистить нас. В начале следование ему может быть болезненным, но, в конце концов, это приносит нам счастье. В восемнадцатой главе Бхагавад Гиты Кришна описывает три вида счастья. Это счастье в благости, страсти и невежестве. Что Он говорит относительно счастья в гуне благости? Оно горькое в начале, сладкое в конце, и пробуждает к самоосознанию. Счастье в гуне страсти сладкое в начале, горькое в конце и происходит в результате соприкосновения чувств с их объектами. Когда мы начинаем следовать садхана-бхакти, в начале это может казаться немного болезненным, но если мы продолжаем следовать этому методу, то горечь превращается в сладость.

Поэтому все вы – и те, кто живут дома, и те, кто живут в храме – должны поддерживать строгую садхану. Шрила Прабхупада ничего не придумывал. Он передал нам настоящее знание, такое, как его передает ученическая преемственность. Господь Чайтанья подчеркивал важность пяти вещей: садху-санга, нама-киртанам, бхагават-шраванам, матхура-васа и поклонение Божествам с любовью и преданностью. Первое, что подчеркивал Господь Чайтанья, - это садху-санга. Выстройте свою жизнь так, чтобы в ней было место для духовного общения. В ИСККОН есть столько возможностей. Если вы находитесь в садху-санге, то тогда у вас есть возможность понять ценность воспевания святого имени и ценность слушания Шримад Бхагаватам. Вы сможете поклоняться Божествам с верой и преданностью. У вас в храме такие красивые Божества, у вас есть Божество Шрилы Прабхупады, у вас есть Божества Гаура Нитай, и есть Божество Прахлада Нрисимхи.

При поклонении этим Божествам не думайте, что это просто статуи. Это Сам Бог, который проявился в образе Божества. Нужно поклоняться Божествам с верой и преданностью. Очень хорошо, что многие из вас сейчас участвуют в поклонении Божествам. Мне сказали, что здесь около тридцати преданных время от времени поклоняются Божествам. Получается, что у вас даже больше пуджари, чем во Вриндаване. Поклоняйтесь Божествам с верой и преданностью. Если вы хотите поехать в дхаму, то можете поехать туда, хотя в принципе, вы можете оставаться в Краснодаре и превратить свой дом в дхаму, постоянно проводя там киртаны.

Следуйте этому методу очищения, и тогда вы сможете обуздать ум и чувства. Поскольку завтра День Явления Ваманадевы, мы можем молиться Ему благословить Его нас принять Его учение серьезно. И послезавтра будет день явления Бхактивинода Тхакура. В нашем вайшнавском календаре очень много праздников. У нас больше праздников, чем у кого бы то ни было. Практически каждый день какой-то праздник. Молитесь Ваманадеве, чтобы Он благословил вас духовной силой. Также можно молиться Бхактивиноду Тхакуру. Прабхупада говорил, что, по сути дела, Бхактивинод Тхакур является основателем этого движения сознания Кришны. Он восстановил чистое учение Шри Чайтаньи Махапрабху. Он начал предпринимать усилия по проповеди по всему миру. Харе Кришна!