foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Шаблоны Joomla здесь

На самом деле, это очень сокровенная тема, но как же мы будем обсуждать эту тему перед таким количеством преданных? Это же очень сокровенная тема. Нужно ли обсуждать это или нет? Мы будем говорить об этом в довольно доступной форме.

Ом агьяна тимирандхасья
гьянангьяна шалакая
чакшур унмилитам ена
тасмаи шри-гураве намаха

Кто такая Радхарани, и каковы Ее отношения с Верховным Господом? Менее разумные люди думают, что Радхарани – это просто подружка Кришны. В Индии и других местах есть профессиональные чтецы, которые любят рассказывать раса-лилу. Эти профессиональные чтецы говорит, что, если у Кришны были такие отношения, то и у нас могут быть такие отношения. У Кришны было много подружек, и у нас может быть много подружек. Но они не понимают, что это духовные отношения. В Чайтанья Чаритамрите говорится о каме и преме. Кама – это вожделение или материальные отношения, нацеленные на чувственные наслаждения. Према – это любовь к Богу, это чистое духовное желание служить Господу.

Почему Радхарани настолько дорога Господу? Потому что у Нее никогда не бывает никаких желаний, кроме желания служить Господу. В вашем случае это так? У нас есть столько желаний, столько разных мотивов. Но у Радхарани и гопи есть только одно желание – служить Кришне. Их тела, умы, разум, речи – все это сосредоточено только на одной цели: сделать Кришну счастливым. Тема о Радхарани и гопи – это очень возвышенная тема, которую неспособны понять обычные люди. Даже Шукадева Госвами, сын Вьясадевы, который поведал Шримад Бхагаватам, очень осторожно относился к тому, чтобы произнести имя Радхарани и гопи в Шримад Бхагаватам. Махараджу Парикшиту оставалось жить семь дней. Шринги прислал ему сообщение, что он умрет через семь дней. Шукадева Госвами знал, что никто в истории никогда не мог сравниться с преданностью Радхарани и гопи. Шукадева Госвами знал, что стоит ему произнести имя хоть одной гопи, он не сможет продолжать повествование.

Шримати Радхарани явилась на две недели позже Верховного Господа. Когда было Джанмаштами? 15 августа, а сегодня 29 августа. Отца Радхарани звали Царь Вришабхану, а мать – Киртида. Есть несколько версий описания явления Радхарани. Одна версия такая: Киртида и Вришабхану были давно женаты, но у них не было детей. Киртида сказала своему мужу, что нужно поклоняться богине Катьяяни. Вришабхану поклонялся Катьяяни, и через какое-то время он услышал божественный голос: «Повторяй Харе Кришна мантру, чтобы очиститься и исполнить свое желание!» - и затем явилась Радхарани.

Другая версия такая. Царь Вришабхану медитировал, находясь в воде, и к нему подплыл тысячелепестковый лотос, на котором был ларец, и в этом красивом ларце он обнаружил Радхарани. Другая версия такая. Царь Вришабхану вспахивал землю, и обнаружил ларец, в котором была Радхарани.

Брата Радхарани звали Шридам. В своих путешествиях Нарада Муни прибыл в материальный мир. Он посещал разные места, и он знал, что Господь уже явился. Он пришел в дом Нанды Махараджа и там увидел маленького Кришну. Он знал, что поскольку Кришна явился, то и Радхарани должна явиться где-то во Врадже. Нарада Муни стал обходить все дома во Врадже, чтобы найти, где же явилась Радхарани, и он пришел в дом Царя Вришабхану. Царь Вришабхану принял его очень тепло. Нарада Муни спросил у него: «Есть ли у тебя сын или дочь?» Вришабхану показал своего сына и сказал, что это Шридам, и Нарада Муни сказал:

- О, этот мальчик станет большим другом Кришны и Баларамы.
- Но у этого мальчика есть сестра. Она настолько прекрасна, что никто в мире не может сравниться с Ее красотой.

Когда явилась Радхарани, Ее красота настолько пленила людей, что все жители Враджа пришли, чтобы получить Ее даршан. Люди восхищались Ее красотой, хотя Она была еще совсем маленькой девочкой.

Царь Вришабхану сказал: «Но есть одна невеселая новость: Она красивая, Она удивительная, но при этом слепая. Она не видит. Можешь благословить нас, чтобы Она обрела зрение?» Немного погодя Яшода принесла младенца Кришну в дом Вришабхану. Мама Яшода и Мама Киртида стали очень хорошими подругами. Маленький Кришна был на коленях у мамы, и мама опустила Кришну с колен и взяла Радхарани. Когда Кришну сняли с колен, Он начал плакать, и тогда мама тоже взяла Кришну на колени. На одном колене была Радха, а на другом Кришна. И когда Кришна оказался рядом с Радхарани, Она открыла глаза, и первый, кого Она увидела, был Кришна. Когда Кришна собрался прийти на Землю, Радхарани сказала: «Я не хочу идти туда. Я соглашусь только при одном условии – если первый, кого Я увижу, будешь Ты, Верховный Господь», - поэтому Она оставалась слепой, и как только Кришна оказался рядом, Она открыла глаза, и к Ней вернулось зрение.

Когда зрение вернулось к Радхарани, Ее родители и все остальные очень сильно обрадовались. У Радхарани очень много гопи – более шестисот сорока миллионов. Вы можете подумать: «Как это возможно?» Энергии Господа непостижимы, и Шримати Радхарани является Хладини Шакти, или внутренней энергией наслаждения Верховного Господа. Что же означает энергия, дарующая наслаждение Господу? Это значит, что Она приносит счастье Кришне, а Кришна приносит счастье Ей. Единственная цель Радхарани в том, чтобы приносить счастье Кришне. Эта тема настолько возвышенна, что даже в таком священном писании, как Шримад Бхагаватам, она упоминается лишь вкратце. И даже в Ведах эта тема остается скрытой, потому что люди могут неправильно понять это. Если вы слушаете лекции Шрилы Прабхупады или читаете, вы очень редко сможете услышать в них описание отношений Радхи и Кришны, потому что это очень возвышенная философия.

Однажды, когда Радхарани была еще маленькой, Она готовила для Дурвасы Муни. Он очень легко проклинает и также легко благословляет. Дурваса пришел в дом Вришабхану и сказал: «Я хочу, чтобы Радхарани для меня приготовила». То, что приготовила Радхарани, было таким вкусным, что Дурваса сказал: «Все, что Ты приготовишь, будет несравненным». Поэтому Радхарани была великим поваром. У Радхарани и всех гопи есть только одно желание. Как есть знаменитая история, которую вы, наверняка, знаете. Однажды, у Кришны очень сильно разболелась голова. Он позвал Нараду Муни и сказал: «Если до вечера ты не принесешь Мне пыль со стоп Моих преданных, Я могу даже умереть». Благодаря влиянию энергии Йога-майи Господа, когда Кришна приходит в этот мир, люди, видя Его, думают, что это обычный человек. Если бы они знали, что это Сам Верховный Господь, у них бы не было вообще никаких беспокойств.

Кришна сказал Нараде: «Пожалуйста, как можно быстрее принеси Мне пыль со стоп Моих преданных». Нарада Муни сказал: «Дорогой Господь, у Тебя миллионы преданных. Конечно, они с радостью дадут пыль со своих стоп». Сначала Нарада обратился к Рукмини. Рукмини сказала: «Пыль с моих стоп? Это же нарушение этикета!» Затем он пошел к Сатьябхаме, одной из Цариц Кришны: «Кришне нужна пыль с твоих стоп». Она тоже очень сильно засомневалась. Потом Нарада обращался к гьяни, к йогам: «У Кришны болит голова, Ему к вечеру нужна пыль со стоп Его преданных». Все они отвечали: «Если пыль с наших стоп коснется головы Господа, нам очень долго придется страдать в аду». Нарада был разочарован. Он думал, что получить пыль со стоп преданных будет очень легко. Нарада вернулся к Господу и рассказал, что произошло. Тогда Господь сказал:

- А ты обращался к Радхарани и гопи?
- Ой! Я везде был, но там не был.

Тогда Нарада отправился во Вриндаван. Господь в это время находился в Двараке, но гопи и Радхарани не поехали в Двараку с Господом. Почему? Потому что они знали, что Кришна хотел, чтобы они оставались во Вриндаване, испытывая чувства разлуки с Ним. Поэтому они терпеливо сносили разлуку с Кришной, понимая, что таково было его желание. Такое же отношение должно быть и у нас: если Кришна хочет, чтобы мы приняли какое-то трудное дело, мы должны принять это, не сомневаясь.

Мадхавендра Пури был великим преданным. Господь явился ему во сне и сказал: «Я здесь закопан, пожалуйста, откопай Меня и установи». Мадхавендра Пури установил Божество Гопала и поклонялся Ему два года. Но через два года ему приснился еще один сон. Господь сказал ему во сне: «Я очень благодарен тебе за то, что ты спас Меня, установил и поклоняешься Мне, но Мне все еще очень жарко. Пожалуйста, принеси для меня чандан, сандал». Для того, чтобы принести сандал, ему нужно было отправиться за две тысячи миль. Пешком, не на самолете. Но он тем не менее согласился это сделать. Он не думал: «Как же я пройду две тысячи миль! Купите мне билет на самолет». Природа преданного такова, что для удовольствия Господа он готов вынести любые неудобства.

Когда Нарада прибыл во Врадж, он увидел, что Радхарани и гопи постоянно плачут в разлуке с Кришной, они сидят, и их глаза обращены в сторону Двараки. Нарада Муни был потрясен тем, как они сидят и неотрывно смотрят в сторону Двараки, и слезы текут у них из глаз. Гопи поприветствовали Нараду Муни: «Добро пожаловать во Вриндаван! Ты пришел с какой-то целью? Может быть, ты пришел, чтобы здесь в лесу собрать целебные травы для Кришны? Может быть ты принес какое-то послание от Кришны из Двараки, потому что мы все еще ждем, когда Он вернется?». Тогда Нарада Муни заговорил: «У Кришны очень сильно болит голова, и он послал меня принести пыль со стоп Его преданных, чтобы Он мог нанести эту пыль Себе на лоб как бальзам». Вы иногда наносите себе на лоб бальзам «Золотая звезда?» Кришне тоже нужен был бальзам. Вы готовы дать пыль со своих стоп, чтобы Кришна мог нанести ее Себе на лоб?

Радхарани сказала: «Конечно! Смысл нашей жизни в том, чтобы порадовать Кришну». И гопи тоже сказали: «Да, мы с радостью дадим пыль со своих стоп для Кришны». Нарада Муни сказал: «А вы знаете, на что вы подписываетесь? Я обошел весь мир, но повсюду преданные отказывались дать пыль с их стоп, потому что они говорили, что, если пыль с их стоп коснется головы Господа, им придется страдать в аду в течение многих тысяч лет». Нарада Муни так испытывал гопи. Радхарани сказала: «У нас нет другого желания кроме желания видеть Кришну счастливым. Мы с радостью готовы отправиться в ад на тысячу лет». И Радхарани взяла пыль со Своих стоп и передала ее Нараде Муни, и все гопи сделали то же. Таким образом Нарада Муни принес пыль из Вриндавана в Двараку. Кришна сказал: «Теперь ты увидел разницу между любовью Радхарани и гопи и всех остальных преданных? Даже когда ты сказал им, что им придется отправиться в ад на тысячи лет, они все равно без колебаний отдали пыль со своих стоп». Это лишь один маленький пример любви Радхарани.

Однажды в Нью Йорке преданные нарисовали картину для книги Шрилы Прабхупады. Как вы знаете Шрила Прабхупада хотел, чтобы в его книгах были красивые иллюстрации, и он лично наставлял художников, как рисовать и что рисовать. На этой картине было изображено, как гопи подталкивают Радхарани вперед, чтобы она встретилась с Кришной, а Радхарани, наоборот, подталкивала гопи: «Вы будьте впереди». Шриле Прабхупаде очень понравилось настроение, изображенное на этой картине. Он сказал: «Такова природа преданного. Он не хочет никакого почета к себе, он говорит, ты иди вперед, ты служи Кришне, а я потом, позади тебя». Итак, Радхарани всегда вдохновляла своих подруг-гопи: «Вы идите к Кришне». У Радхарани никогда нет желания полностью «монополизировать» Кришну, чтобы Она была впереди, а все гопи позади. Радхарани всегда подталкивает вперед других: «Иди, служи Кришне», - а гопи в свою очередь говорят Радхарани: «Пожалуйста, Ты иди вперед». Гопи испытывают счастье в миллионы раз большее, когда они видят, как служит Кришне Радхарани, чем, когда они сами служат Кришне, и Радхарани тоже испытывает в миллионы раз большее счастье, когда видит, что другие гопи служат Кришне.

Радхарани и другие гопи старались себя украсить как можно лучше. Они делали это только для того, чтобы доставить удовольствие Кришне, потому что знали, что Кришне нравится, когда они выглядят красивыми. Радхарани и гопи испытывали огромное счастье, видя Кришну, служа Ему. И когда Кришна видел гопи и Радхарани, Он испытывал в десять миллионов раз большее счастье, чем они. А когда они видели, что Кришна испытывает счастье в десять раз миллионов большее, чем они, они испытывали счастье еще в десять миллионов раз большее, чем Кришна. А когда Кришна видел, что они испытывают счастье в десять миллионов большее, чем Он, Он испытывал счастье еще в десять миллионов раз большее. Достояния Господа увеличиваются с каждой секундой.

В Шримад Бхагаватам очень научным образом описана наука о Боге. Прежде, чем я перейду к этой теме, я хотел сказать еще одну вещь. Господь Кришна хотел постичь глубину любви Радхарани к Нему. Даже Господь Кришна не мог понять глубину любви Радхарани и гопи к Нему и на какие жертвы они готовы пойти ради Него, и тогда Он решил явиться в образе Чайтаньи Махапрабху. Шри кришна чайтанья радха кришна нахе анйа – Радха и Кришна явились в образе Чайтаньи Махапрабху. Цвет тела Радхарани золотой.

Тапта канчана гауранги
радхе вриндаванешвари
вришабхану суте деви
пранамами хари прие

Одно из имен Радхарани – это Хариприя, та, кто очень дорога Кришне. Какой цвет тела был у Чайтаньи Махапрабху? Гауранга, золотой. Чайтанья Махпрабху говорил, что самая высшая любовь, которая существует между преданными и Кришной, это любовь между гопи и Кришной. Однажды, Господь Чайтанья сидел и повторял: «Гопи, гопи, гопи, гопи». Он прославлял гопи за их удивительное служение Верховному Господу, но там был один глупый брахман, который считал себя очень ученым. Он совершенно неправильно понял настроение Господа Чайтаньи. Он сказал Ему: «Что Ты тут повторяешь гопи-гопи-гопи? Это неправильно, Ты должен повторять Харе Кришна». Господь Чайтанья настолько разозлился на этого мальчика-брахмана, что побежал за ним, а тот побежал к своим друзьям-одноклассникам. И все брахманы потом пришли к Нему с палками, они были готовы драться с Чайтаньей Махапрабху: «Ты погнался за нашим другом! Если Ты снова будешь гоняться за нашими друзьями-брахманами, то мы Тебя побьем!» Господь Чайтанья увидел, насколько деградировали люди, и решил принять санньясу, потому что санньяси все выражают почтение. Господь Чайтанья говорил, что любовь гопи – это самая высшая любовь, которую можно достичь.

В Шримад Бхагаватам очень систематическим образом представлена наука о Боге. В первых девяти песнях Шримад Бхагаватам описаны различные воплощения Господа, философия. Затем в начале десятой песни Бхагаватам описаны детские игры Господа, и затем идет описание раса-лилы. К тому времени, как читатель подойдет к описанию раса-лилы, у него не останется никаких сомнений, что Кришна Верховный Господь. Иногда люди спрашивают: «Почему имя Радхарани не упоминается в Ведах?». На самом деле, оно упоминается. Например, в двадцать восьмом стихе тридцатой главы десятой песни говорится

Анайарадхито нунам
бхагаван харир ишварах
йан но вихайа говиндах
прито йам анайад рахах

Перевод этой шлоки такой: «Несомненно, эта гопи лучше всех поклонялась Верховной Личности Бога Говинде, так что Он, довольный Ей, бросил всех нас, и уединился с Ней». Комментарий: «Шрила Вишванатха Чакраварти объясняет, что слово арадхита относится к Шримати Радхарани. Он пишет, что мудрец Шукадева Госвами всеми силами пытался скрыть Ее имя, но здесь оно появилось само собой, словно яркий свет, идущий с его луноподобных уст. Случилось это лишь благодаря Ее милости, и теперь слово арадхита, как гром литавр, возвещает миру Ее великую удачу. На первый взгляд может показаться, что гопи ревновали Кришну к Шримати Радхарани, но в действительности, они были в восторге от того, что Ей удалось пленить Шри Кришну.

Шрила Вишванатха Чакраварти в своем комментарии приводит подробное описание знаков на стопах Шримати Радхарани, взятое из книги Шрилы Рупы Госвами Шри удджвала лиламрита. У основания большого пальца Ее левой стопы располагается знак ячменного колоса, под ним диск, под диском зонтик, а под зонтиком браслет. От середины стопы идет вертикальная линия, заканчивающая между первым и вторым пальцами. У основания среднего пальца находится лотос, под ним флаг с древком, а под флагом лиана с цветком. У основания мизинца находится стрекало погонщика слонов, а на пятке полумесяц. Таким образом на Ее левой стопе всего находятся одиннадцать знаков.

У основания большого пальца Ее правой стопы находится знак раковины, а под ним копье. У основания мизинца Ее правой стопы знак жертвенного алтаря. Под ним расположен знак серьги, а под серьгой вновь копье. У оснований второго, третьего и четвертого пальцев и мизинца располагается знак горы. Под ним знак колесницы, а на пятке знак рыбы. Таким образом, на лотосных стопах Шримати Радхарани есть девятнадцать отличительных знаков».

Мы не будем сейчас это подробно обсуждать, но в этом месте Шримад Бхагаватам говорится о Шримати Радхарани. Радхарани настолько дорога Кришне, что преданные часто молятся Ей: «О Радхарани! Пожалуйста, представь меня Кришне!» Во Вриндаване все преданные все время говорят: «Джая Радхе!» Если Радхарани скажет Кришне: «Этот парень Ачьютаградж такой хороший преданный», - Кришна не сможет отказать. И как мы можем установить отношения с Радхарани? Когда мы повторяем Харе Кришна мантру, мы также повторяем имя Радхарани. Слово Харе – производное от слова Хара. Хара – это Радхарани, олицетворение Хладини-шакти. Когда вы повторяете Харе Кришна мантру, вы взываете к Радхарани: «Пожалуйста, займи меня преданным служением».

Мы должны рассматривать Радхарани не с материальной точки зрения, а понимать, что это величайшая преданная Кришны. Радхарани служит не только Кришне, но и Его преданным. Рупа и Санатана Госвами оставили свое высокое положение в обществе, оставили богатства и пришли во Вриндаван жить на подаяние. Каждый день Рупа и Санатана встречались и вместе вкушали прасад. У Санатаны как-то появилось желание поесть сладкого риса, но дома у них не было ничего, из чего его можно было бы приготовить. Радхарани приняла облик девочки и принесла сахар, рис и молоко к Рупе Госвами. Она сказала: «Я пришла, чтобы приготовить кое-что для вас с братом. Ты пойди собери мадхукари, а Я пока приготовлю это». Она приготовила сладкий рис и ушла. Когда Санатана пришел к Рупе на обед, он предложил ему замечательный сладкий рис. Санатана попробовал сладкий рис и понял, что кто-то из духовного мира пришел и приготовил его. Он спросил у Рупы: «Кто приготовил этот сладкий рис?». Рупа сказал: «Пришла одна девочка из деревни, принесла все продукты, приготовила сладкий рис и ушла, но я не знаю, кто Она такая». Санатана сказал: «Эта девочка была Радхарани. Больше никогда не принимай служения от Радхарани». Преданные хотят служить Господу, а не принимать от Него служение.

Нарада Муни хотел узнать, кто является самым лучшим преданным на планете. Нарада Муни увидел одного брахмана, он очень строго следовал всем правилам, и очень хорошо поклонялся Шалаграму. Нарада Муни сказал: «Я думаю, что ты самый лучший преданный Господа. Ты так замечательно поклоняешься и строго следуешь всем правилам». Брахман сказал: «Я совсем не лучший преданный. Лучший преданный – это царь в Южной Индии. Он царь, но все время занят преданным служением. Он должен заниматься правлением и сражаться, но он целыми днями занят только бхакти. Поэтому он лучший преданный».

Нарада Муни отправился к этому царю. Он сказал ему: «Ты самый лучший преданный». Царь сказал: «Я совсем не лучший преданный. Самый лучший преданный – это Господь Шива». Когда Нарада Муни пришел к Шиве, Шива сказа: «Я не лучший преданный. Самый лучший преданный – это Прахлад». Когда Нарада пришел к Прахладу, он сказал: «Я совсем не самый лучший преданный. Когда я был маленьким, у меня было какое-то влечение к Господу. Но вообще то, самый лучший преданный – это Хануман». Потому ему сказали: «Преданные Двараки лучше нас». Когда Нарада Муни пришел в Двараку, преданные Двараки сказали ему: «Мы не лучшие. Лучшие преданные – это преданные Враджа». И из всех преданных Враджа самые лучшие преданные – гопи, а среди гопи лучшая – это Радхарани.

У Кришны миллионы гопи, из них сто восемь – это главные гопи, и из них восемь - это более главные гопи, ашта-сакхи. Кто-то был из вас в Маяпур дхаме? Там есть ашта-сакхи, и также в нашем храме в Тирупати есть ашта-сакхи. Ашта-сакхи – это лучшие из всех гопи. И из восьми гопи четыре являются главными. Кто эти четыре? Радхарани, Чандравали, Лалита и Вишакха. Во многих храмах ИСККОН – в Дели, Вриндаване, Бомбее – есть Лалита и Вишакха. И из четырех главных гопи самыми главными считаются две, и из них Радхарани главная.

Главная цель Радхарани состоит в том, чтобы служить Кришне и Его преданным. Однажды, Рагхунатха Дас Госвами совершал свой бхаджан в очень жаркий день на берегу Радха Кунды. Как вы знаете, Рагхунатха Дас был сыном миллионера, но он отрекся от всего, чтобы служить Господу. Он совершал свой бхаджан на солнце. Радхарани прониклась к нему состраданием. Она подошла к нему сзади и платком Своего сари стала прикрывать Рагхунатха от солнечных лучей.

Насколько я понимаю, скоро вы будете качать Радху и Кришну на качелях. Есть одна замечательная история. Нарада Муни стал часто посещать Радхарани, и когда Кришна узнал об этом, Он стал с большим подозрением к этому относиться. Он стал говорить Радхарани: «Будь осторожна. Что-то к Тебе зачастил Нарада Муни. Это может создать проблемы». Нарада Муни трансцендентен, у него одно желание – всем давать Нараяну. Для Радхи и Кришны устроили праздник качелей. Нарада Муни пришел туда со своей виной, а Кришна был очень доволен тем, как Нарада Муни играет на вине. Кришна сказал Нараде: «Проси у Меня любое благословение». Нарада сказал: «Когда придет время, я попрошу о благословении».

Все были готовы начать качать Радху и Кришну на качелях, Радхарани тоже готовилась к этому празднику качелей. Нарада Муни подошел к Кришне и сказал: «Помнишь, Ты обещал мне благословение, когда я захочу? Пока Радхарани готовится, Ты пока покачайся на качелях с Лалитой». Кришна согласился и стал качаться на качелях с Лалитой. Нарада Муни пошел к Радхарани и сказал:

- Что Ты здесь делаешь?
- Я собираюсь, чтобы качаться на качелях.
- Ты что не знаешь, что Кришна там качается на качелях с Лалитой, пока Ты тут собираешься?
- Правда?

Радхарани очень расстроилась. Тогда Кришна сказал Радхарани: «Я же говорил Тебе, что Нарада задумал какую-то интригу».

Радхарани является олицетворением чистого преданного служения. Ее тело, чувства, ум посвящены служению Кришне. Однажды, один бедный брахман пришел к Кришне и сказал: «Помоги мне выдать мою дочь замуж». Ему нужны были деньги для того, чтобы устроить свадьбу для дочери, ему нужно было приданное. Вы, наверное, не знаете, что такое приданное. В некоторых странах приданное дает родня со стороны жениха, как в мусульманских странах, а в Индии приданное дают родители невесты. Кришна дал этому брахману золото, равное весу Радхарани.

Мы всегда должны помнить о высшем положении Радхарани. В Чайтанья Чаритамрите очень подробно описана бескорыстная любовь Радхарани. Чему мы можем научиться из всего этого? Радхарани показывает нам, как нужно служить Верховному Господу, как быть бескорыстным. У нас есть глаза – их нужно использовать в служении Господу, все остальные органы чувств тоже надо использовать в служении Господу. И когда Радхарани видит, что вы приносите какие-то жертвы ради духовного совершенствования, Она очень довольна этим.

В этот благоприятный день мы молимся Радхарани о Ее милости, но это не означает, что мы просто молимся о Ее милости и не делаем того, чего от нас хочет Господь. Это будет лицемерием. Мы делаем то, что просит Кришна, и при этом полагаемся на милость Радхарани. И мы должны понять, что такое настоящая према. Подобно тому, как золото и железо металлы, но они абсолютно разные. Можно встретить неразумных людей, которые считают отношения между Радхой и Кришной мирскими, но мы должны понять эти отношения через слова чистых преданных, через слова великих ачарьев.

Радхарани обладает бесчисленными качествами, и описаны двадцать пять Ее главных качеств, и из них самым выдающимся качеством является Ее бесконечное сострадание и милосердие. Она очень милостива и очень сострадательна. И в этот благоприятный день мы припадаем к стопам Радхарани и молим Ее о милости, чтобы мы могли духовно совершенствоваться. Чайтанья Махапрабху говорил: «Я слуга, слуги, слуги, слуги гопи». Гопи и Радхарани показали нам своим примером, что значит настоящее смирение, и что значит вдохновлять других на служение. В Кади-югу можно достичь любви к Богу при помощи метода повторения святого имени Господа. Самое лучшее служение Господу – это петь Его святое имя. Когда мы поем святое имя, мы поклоняемся Радхе и Кришне. Есть еще много историй, но наше время подошло к концу. Радхарани ки! Джая! Гаура према ананда! Харибол! Харе Кришна!