foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Интернет-магазин nachodki.ru

ПЕРЕВОД

Человек, который видит смысл жизни в чувственных наслаждениях, лишается рассудка. Словно одержимый, он бросается в омут материальной жизни и не задумываясь совершает самые тяжкие грехи. Он не знает, что получил свое тело в наказание за прошлые прегрешения и что именно это тело, хоть оно и не вечно, является причиной всех его страданий. На самом деле душе лучше было бы не воплощаться в материальном теле, но она все же получила его, чтобы испытывать в нем чувственные наслаждения. Поэтому Я считаю, что разумному человеку не подобает предаваться чувственным наслаждениям, ибо, стремясь к ним, он обрекает себя на бесконечные рождения в материальных телах.

КОММЕНТАРИЙ

В этом стихе осуждается безумная погоня за чувственными наслаждениями. Идя на поводу у своих чувств, человек готов делать все что угодно: влезать в долги, попрошайничать и даже воровать. Стремление наслаждаться ведет его в мучительные, адские условия жизни. Четыре основных греха — это вступать в недозволенные половые отношения, употреблять в пищу мясо, употреблять одурманивающие вещества и участвовать в азартных играх. Совершая эти грехи, живое существо обрекает себя на новое рождение в материальном теле, которое является источником бесконечных страданий. В Ведах сказано: асанго хй айам пурушах. По своей природе живое существо никак не связано с материальным миром, однако из-за стремления к чувственным удовольствиям оно запуталось в сетях материальной жизни. Чтобы вырваться из этих сетей и достичь совершенства, человек должен общаться с преданными и избегать действий, которые заставят его получить новое материальное тело.

ЛЕКЦИЯ

Ом агьяна тимирандхасья
гьянангьяна шалакая
чакшур унмилитам ена
тасмаи шри-гураве намаха

Это очень известный стих из Шримад Бхагаватам. В Бхагаватам описаны лили и философия. И то, и другое важно для нашего очищения. Этот стих, который мы прочитали, произнес Ришабхадева. Ришабха на Санскрите означает лучший. Господь Ришабхадева считается Аватарой или воплощением. Его отца звали Царь Набхи, а мать Мерудеви. Они проводили ягью с целью получить сына подобного Богу. Господь был очень доволен их жертвоприношением. Он сказал им: «Вы хотите получить сына, подобного Мне, но это невозможно. Поэтому Я Сам стану вашим сыном».

Господь Ришабхадева дал очень важные наставления, которые описаны в пятой главе пятой песни Шримад Бхагаватам. Эти наставления – это его лекция, которую он прочитал своим ста сыновьям в присутствии брахманов. Но через своих сыновей, он, на самом деле, читает лекцию для всех преданных Золотого Кольца и всего остального человечества. В одном из первых стихов он говорит: «Вы получили эту редкую человеческую жизнь. Не тратьте ее даром». Проблема в том, что большинство не верят в то, что человеческая жизнь – это что-то редкое. Они считают это чем-то само собой разумеющимся и думают, что каждое рождение будет в теле человека. И люди настолько ослеплены чувственными наслаждениями, что даже если вы говорите о том какие последствия будут, если они будут жить неправильно, они говорят: «Ну что? Стану собачкой. Что в этом плохого?» Когда вы говорите людям, к каким последствиям приведет их неправедная жизнь, они говорят: «Ну что? Стану кошечкой, собачкой, что такого?» Это называется пить яд в человеческом теле.

Затем Господь Ришабхадева говорит: «Вы должны совершать аскезы для удовольствия Господа». Затем Господь Ришабхадева говорит о важности служения махатмам. Махатма – это осознавшая себя душа, которая полностью посвятила себя служению Господу. Если мы служим махатмам, мы будем духовно развиваться. Затем Господь Ришабхадева говорит, что человек, который стремится к духовному совершенству, к сознанию Кришны, не занимается никакой деятельностью, которая мешает ему на этом пути.

И после того, как Господь Ришабхадева объяснил все это, в этом стихе он говорит следующее. Нунам праматтах куруте викарма. Викарма – это деятельность в нарушение законов Бога. Существуют такие понятия, как акарма, карма и викарма. Викарма – это деятельность, нарушающая законы Бога. Акарма – это деятельность в соответствии с законами Бога. Акарма означает, что за эти действия у вас не будет последствий. Викарма – это деятельность в нарушение законов Бога, за которую будут последствия. И есть также карма.

Затем Господь Ришабхадева говорит, что люди, которые считают чувственные наслаждения смыслом жизни, - это просто безумцы. Вы можете сказать: «За что вы назвали меня сумасшедшим? У меня степень доктора наук». Потому что сейчас у нас есть тело, которое, несмотря на все наши усилия, приносит нам ничего, кроме страданий. Никому не нравится боль. Никому не нравится страдать. Никому не нравится стресс. Но не смотря на все наши усилия мы испытываем все это. Кому-то нравятся болезни? Большинству людей не нравятся. То, что вы болеете, нравится только врачам, больницам и производителям лекарств. Сейчас люди покупают столько лекарств, что, не знаю, как в России, а на Западе цена акций фармацевтических компаний постоянно растет. Даже в вашей стране аптеки буквально на каждом углу. Аптек не открывали бы на каждом углу, если бы не было достаточно клиентов. Никто не любит болезни, и никому не нравится старость. Вы можете сделать какие-то пластические операции, чтобы скрыть признаки старости, но это поможет вам ненадолго. И конечно же, никому не нравится смерть.

И Господь Ришабхадева говорит, что до тех пор, пока у вас есть материальное тело, оно не будет причинять вам ничего, кроме страданий. В чем разница между видением материалиста и преданного? Материалист думает: «Это все пропаганда. Где тут страдания? Я немного оглох, но я куплю себе слуховой аппарат. Глаза слабеют, но я куплю контактные линзы». Материалист не хочет признавать, что есть страдания. Даже если вы придете к больному человеку в больницу, что он вам скажет? Вы спросите его: «Как дела?» Он ответит: «Хорошо, врач говорит, что я на семьдесят процентов выздоровел». Все в материальном мире надеются изо всех сил обрести счастье в нем. Господь Ришабхадева говорит, что, хотя это материальное тело и временное, оно является источником страданий.

Затем он говорит, что на самом деле нам не нужно получать материальное тело. Это не является нашим подлинным занятием. Наше подлинное занятие — это не наслаждать свои чувства. Священные писания объясняют эту мысль снова, снова и снова. Некоторые говорят: «Вы говорите на всех лекциях одно и то же», - но, если вы будете читать Бхагаватам, вы увидите, что все основные идеи подчеркиваются снова и снова.

В Бхагаватам приводятся примеры того, как животные находят свою смерть в попытках наслаждать чувства. Как попадается на крючок рыба? Коварный рыбак нанизывает наживку на крючок, забрасывает удочку, рыба заглатывает наживку, и так, пытаясь удовлетворить язык, находит свою смерть. Мотыльку очень нравится свет, и он стремится порадовать свои глаза, подлетая как можно ближе к источнику света. И ночью, когда загораются фонари, мотыльки летят к свету. И что происходит? Когда мотылек садится на горячую лампочку, он сгорает. Это можно наблюдать в Маяпуре. Это пример из Шримад Бхагаватам того, как мотылек погибает, пытаясь удовлетворить свое зрение. Затем есть пример оленя, его очень трудно поймать. Здесь у вас заводы, здесь оленей нет. Но во многих местах, где у нас есть храмы, рядом живут олени. В Вашингтоне наш храм находится рядом с лесом, и в этом лесу живет много оленей. Как можно поймать оленя? Его очень трудно поймать. Охотник начинает играть определенную мелодию, и олень застывает в попытке насладиться этим звуком. И как только он останавливается, охотник его пристреливает. Затем есть пример пчелы. Пчела ищет чего-то вкусно пахнущее, и в конце концов, находит цветок лотоса. Ее привлекает аромат этого лотоса, и она погружается в самадхи. Но вечером, когда лотос закрывается, пчела оказывается в ловушке и погибает. Эти примеры приводятся в Шримад Бхагаватам. Это не мы придумали.

И что хочет нам сказать Шримад Бхагаватам этими примерами? Подобно тому, как эти животные встречают свою смерть в попытках удовлетворить чувства, если мы станем рабами своих чувств, нас тоже ожидает смерть. И до тех пор, пока вашей целью будет удовлетворение чувств, вы будете снова и снова получать материальны тела, которые будут причинять вам только боль. Поэтому необходимо избавиться от самой тенденции к чувственным наслаждениям. Чувства требуют какого-то удовлетворения. Это так? Да, мы это признаем. Мы не отвергаем чувственные наслаждения! Правда? Вроде, вы все время осуждаете чувственные наслаждения. Мы осуждаем неправильное использование чувств. Например, перед лекцией у вас был киртан. Вы наслаждались киртаном.

Однажды, в одном российском городе у нас была лекция в зале, а в соседнем зале была вечеринка с бальными танцами, люди там выпивали. Звуки нашего киртана доносились до их зала, а звуки их оркестра доносились до нашего. Людям из этого зала стало интересно, что там у нас происходит. Они заглянули и увидели, что преданные танцуют в киртане, улыбаются. Они говорили: «Очень странно. Они не пьют, за руку женщин не держат, а все равно танцуют». Поэтому не нужно думать, что духовная жизнь лишена счастья. Мы едим самый лучший прасад. Просто метод состоит в том, чтобы очистить наши чувства. И Бхагаватам напоминает нам снова и снова. Как Прабхупада говорит в Гите: «Повторение необходимо для того, чтобы усвоить тему». Все знают телефоны фирмы «Эппл»? Почему же вы повсюду видите рекламу этих телефонов? Они вам напоминают: «Если вы хотите купить телефон, купите наш телефон». Было бы очень хорошо, если бы повсюду были рекламные щиты «Повторяйте Харе Кришна и будьте счастливы», но пока мы не можем позволить себе этого. Поэтому для того, чтобы напоминать себе о том, что хорошо, а что плохо, нам нужно регулярно читать книги и слушать Шримад Бхагаватам.

То, что говорит здесь Господь Ришабхадева, - это то же самое, что будет говорить Джага Бхарата в последующих главах, обращаясь к Царю Рахугане. Позже, в пятой песне описаны наставления Джады Бхараты. Затем, в седьмой песне описаны наставления Прахлада Махараджа. В них он также осуждает чувственные наслаждения. Есть ли кто-то в Шримад Бхагаватам, кто выступает за чувственные наслаждения? Прямо до конца двенадцатой песни эта мысль подчеркивается снова и снова.

В комментарии Шрила Прабхупада пишет, что человек должен общаться с преданными для того, чтобы обрести правильное понимание. И эта мысль также подчеркивается снова и снова – важность общения с преданными. Давайте процитируем слова Шрилы Прабхупады: «Человек должен сделать свою жизнь совершенной, общаясь с преданными». Общество преданных будет вести нас по верному пути. Как говорится в материальном мире, скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. То, с кем мы общаемся, очень сильно влияет на наш образ жизни. Поэтому если мы будем общаться с преданными и слушать о Господе, мы будем оставаться на верном пути. У нас не должно быть никаких компромиссов в отношении принципа слушания.

Махараджа Парикшита прокляли, что он умрет через семь дней. Ему повезло, потому что его предупредили за семь дней. Мы тоже можем получить предупреждение о смерти за семь дней, а можем даже не получить его и за семь секунд. Вопрос Махараджа Парикшита актуален для всех: «Как правильно приготовиться к смерти?» Махараджа Юдхиштхира был человеком философского склада. Ямарадж спросил его: «Что самое удивительное на Земле?» Вы слышали о семи чудесах света? Можете спросить у Яшоматинанданы. Так или иначе, Ямарадж спросил у Юдхиштхиры: «Юдхиштхира, ты человек философского склада ума. Что является самым удивительным на этой планете?» Юдхиштхира глубоко задумался и ответил: «Каждое мгновение тысячи живых существ умирает, но при этом глупое живое существо думает, что никогда не умрет. И даже если мне предстоит умереть, это произойдет по моему плану».

В свое время Прабхупада начал издавать газету «Обратно к Богу». Это началось с газеты, а теперь «Назад к Богу» издается в форме журнала. В этом журнале Прабхупада напечатал статью, которая называлась «Извините, нет времени». Вы, вероятно, подумали, что за интересное название. Шрила Прабхупада также издал книгу, которая называлась «Легкое путешествие на другие планеты». Эту книгу он издал в начале шестидесятых. Очень замечательное название! Потому что в то время ученые хвастались, что очень скоро они доставят нас на другие планеты при помощи механических приспособлений. И в своей книге Прабхупада пишет, что на другие планеты можно попасть, но не механическими средствами, а при помощи духовной практики. И Прабхупада подробно описал метод достижения высших планет. Бхакти-йога – это легкий метод для путешествия на другие планеты.

В своей статье «Извините, нет времени» Прабхупада пишет о своей встречи с одним важным человеком в Индии. Эту статью он написал еще задолго до своего приезда на Запад. Прабхупада проповедовал этому человеку: «Пожалуйста, примите духовную жизнь. Не растрачивайте свою ценную человеческую жизнь». Этот человек сказал: «Извините, Свамиджи, вы даже не представляете, сколько у меня важных дел. У меня нет времени». Через два дня после этой встречи с ним случился сердечный приступ, и он умер.

Итак, Юдхиштхире был задан вопрос: «Что самое удивительное на Земле?» - и он ответил: «Каждое мгновение тысячи живых существ умирает, и все равно каждый думает, что он никогда не умрет». Поэтому писания говорят: «Не тратьте даром редкую человеческую жизнь. Не пейте яд, пейте нектар». Но где можно получить знание об этом нектаре? Что говорит Прабхупада в комментарии? Общаясь с преданными и слушая. Общение с преданными будет иметь ценность только, если вы будете слушать. Я ничего не хочу слушать! Тогда в чем смысл этого общения? Рупа Госвами описывает шесть рас в отношениях между преданными. Открывать свои мысли и выслушивать наставления. Общение с преданными принесет вам благо только, если вы готовы их слушать. Если ваш ум говорит вам: «Сходи не лекцию по Бхагаватам, мы все равно будем делать, что хотим», - то особого смысла в этом нет. Когда мы говорим о слушании мы имеем в виду, что вы будете слушать, и затем воплощать то, что вы услышали, в жизни.

Вы знаете, что такое туннель? С одной стороны вы въезжаете в него, а с другой выезжаете. И у нас в голове тоже есть туннель – от правого уха к левому. Бывает так, что в правое ухо входит, а из левого сразу же выходит. Или вы можете задерживать в голове то, что входит в уши, задерживать это там, обдумывать, а потом применять в жизни. В обществе преданных мы можем открывать свой ум тем, кто находятся на более высоком духовном уровне и принимать их наставления. Также в обществе преданных мы можем обсуждать кришна-катху. Это тоник, который позволит нам обрести духовную силу. Когда вы едите злаки, это дает вам силу. Подобным же образом слушание кришна-катхи наделяет вас духовной силой. И когда мы следуем методу бхакти-йоги, анартхи начинают слабеть.

В этой главе Господь Ришабхадева дает разные наставления, но все они направлены на одну цель: вдохновить нас принять путь бхакти-йоги, что является окончательной целью жизни. Пути гьяны и йоги не являются совершенными, но путь преданности является совершенным. Вьясадева записал все многочисленные Ведические писания, но при этом он чувствовал, что чего-то не хватает. Он был не удовлетворен и думал, что же он упустил. И кто появился, когда он медитировал, в чем причина его неудовлетворения? Появился Нарада Муни и сказал: «Ты не описал исключительность метода чистой бхакти».

Итак, давайте подведем итог. Господь Ришабхадева дает здесь такие наставления. Тот, кто предается чувственным наслаждениям, - дурак. Почему? Потому что сейчас у него есть материальное тело, которое не приносит ему ничего, кроме страданий, и, наслаждая чувства, человек обретает на то, что он вновь получит материальное тело, которое не принесет ему ничего, кроме страданий. Писания говорят: атхато брахма джигьяса – ты получил эту редкое человеческое тело, не трать его даром. Нет гарантии, что ты снова получишь человеческое тело. Скорее всего, ты получишь тело животного. Поэтому Господь Ришабхадева говорит: «Тот, кто предается чувственным наслаждениям, - это просто безумец». Он использует слово праммата, безумец. Поэтому он говорит: «Не тратьте даром эту редкую человеческую жизнь. Используйте ее для того, чтобы совершать аскезу». И в комментарии Прабхупада говорит: «Общайтесь в преданными для того, чтобы обрести правильное знание».

Писания снова и снова повторяют одни и те же вещи, и ачарьи объясняют их так же в соответствии со своим пониманием. Но их послание одно и то же: избегайте пагубной деятельности и совершайте благотворную для духовного развития. И знание о том, что благотворно для духовного развития можно почерпнуть в обществе преданных. Как мы говорили вчера вечером, есть два вида общения с преданными. Один способ – это общение с книгами Шрилы Прабхупады, читать их, перечитывать, распространять их. И другой способ – это регулярно приходить на программы и общаться с преданными. Если вы будете делать это, Господь, несомненно, поможет вам. Господь Ришабхадева поможет вам, ведь вы делаете то, что говорит вам Господь Ришабхадева. Харе Кришна!