foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Joomla модули на http://joomla3x.ru и компоненты.

ПЕРЕВОД

Подобно тому как плод или цветок на дереве с течением времени претерпевает шесть изменений — рождается, существует, растет, размножается, вянет и умирает, — материальное тело, в которое в силу тех или иных обстоятельств попадает вечная душа, тоже подвергается этим изменениям. Сама же душа всегда остается неизменной.

КОММЕНТАРИЙ

Это очень важный стих, ибо в нем объясняется различие между душой и материальным телом. Душа вечна, и в «Бхагавад-гите» (2.20) об этом сказано так:

на джайате мрийате ва кадачин
найам бхутва бхавита ва на бхуйах
аджо нитйах шашвато ’йам пурано
на ханйате ханйамане шарире

«Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерожденная, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело». Душа вечна: она не подвержена увяданию и другим изменениям, которые происходят с материальным телом. Приведенный в этом стихе пример с деревом и его плодами и цветами очень прост и нагляден. Дерево живет много лет, но каждый год его плоды и цветы претерпевают шесть изменений. Глупая теория современных ученых, утверждающих, что с помощью химической реакции можно создать жизнь, совершенно неприемлема. Конечно, материальное тело человека рождается благодаря слиянию сперматозоида с яйцеклеткой; но, хотя в результате полового сношения сперматозоиды всякий раз соединяются с яйцеклетками, беременность наступает отнюдь не всегда. Беременность не может возникнуть, пока в соединение сперматозоида и яйцеклетки не войдет душа; только после того, как она войдет туда, появляется тело, которое потом рождается, существует, растет, размножается, увядает и наконец умирает. Каждый год плоды и цветы появляются на дереве и затем исчезают, но само дерево как стояло, так и стоит. Подобно этому, тело, в которое попадает душа, подвергается шести изменениям, но сама душа всегда остается неизменной (аджо нитйах шашвато ’йам пурано на ханйате ханйамане шарире). Душа вечна, она существует всегда, но тела, которые она получает, бренны.

Есть два вида душ: Высшая Душа (Личность Бога) и душа индивидуальная (живое существо). Индивидуальная душа входит в материальное тело, которое претерпевает потом различные изменения, а Высшая Душа создает в каждую эпоху различные материальные миры. В этой связи Мадхвачарья говорит:

шад викарах шарирасйа
на вишнос тад-гатасйа ча
тад-адхинам шарирам ча
джнатва тан маматам тйаджет

Тело есть нечто внешнее по отношению к душе, поэтому душа от него не зависит; наоборот, тело зависит от души. Тот, кто постиг эту истину, не станет чрезмерно беспокоиться о сохранении своего тела. Сохранить тело навсегда невозможно. Антаванта име деха нитйасйоктах шариринах. Так сказано в «Бхагавад-гите» (2.18). Материальное тело бренно (антават), но душа, пребывающая в этом теле, вечна (нитйасйоктах шариринах). И Господь Вишну, и Его неотъемлемые частицы, индивидуальные души, никогда не умирают и не исчезают. Нитйо нитйанам четанаш четананам. Господь Вишну — главное из всех живых существ, а остальные — Его части. Любое материальное тело бренно, будь то огромное тело вселенной или тело муравья, но Сверхдуша и качественно равная Ей индивидуальная душа существуют вечно. Более подробно это объясняется в последующих стихах.

ЛЕКЦИЯ

Ом агьяна тимирандхасья
гьянангьяна шалакая
чакшур унмилитам ена
тасмаи шри-гураве намаха

Итак, здесь говорит Прахлада Махарадж. Вы слышали о Прахладе Махарадже? Кем был Прахлада Махарадж? Он является одним из духовных авторитетов. Когда Прахлада Махарадж находился во чреве матери, его отец совершал суровые аскезы. Хираньякашипу совершал суровые аскезы. Он стоял на цыпочках, воздев руки к небу, и по всему его телу ползало множество муравьев. Если вам на голову сядет хотя бы одна муха, это уже будет вас очень раздражать. Но по телу Хираньякашипу ползали миллионы муравьев. Его тело практически превратилось в муравейник. И муравьи съели всю плоть с его тела, но он продолжал стоять на цыпочках, воздев руки к небу.

Кто-то из вас занимается йогой? Асаны делает? Одно из упражнений йоги – это стоять на пальцах ног. Как долго вы сможете так простоять? На пуантах? Хираньякашипу стоял на цыпочках, воздев руки к небу, сто лет по исчислению полубогов. Шесть месяцев на Земле – это двенадцать часов по исчислению полубогов. Это просто для того, чтобы вы понимали, насколько суровые аскезы он совершал. Из-за его аскезы пламя стало вырываться у него из головы, и всю Землю заволокло дымом. Даже полубоги стали задыхаться. Полубоги знали, что Прахлад находится во чреве матери. Они пленили мать Прахлада, и их план был такой, что как только Прахлад родится, они его убьют. Как говорится, яблоко от яблони недалеко падает. Каков отец, таков и сын.

Там появился Нарада Муни и сказал:

- Что вы делаете, куда вы ведете эту невинную женщину?
- Ты что, не знаешь, кто эта женщина? Это жена Хираньякашипу!
- Нет! Ребенок во чреве этой женщины – это великий преданный. Он не будет демоном.

Поэтому Нарада приютил у себя мать Прахлада, и он обучал ее науке бхакти-йоги. Прахлад получил духовное знание, еще находясь во чреве матери. Это еще одно доказательство того, что жизнь начинается еще во чреве матери. Те, кто делают аборты, хотят верить в то, что человек начинает жить только с того момента, когда он появляется из чрева матери.

В этой главе Прахлада Махарадж рассказывает о том, что он узнал, находясь во чреве матери. От кого он все это узнал? От Нарады Муни. И в следующих нескольких стихах Прахлад говорит о душе. Понимание природы души – это важный аспект духовного образования. Духовное образование подразумевает понимание разницы между телом и душой. Где в Бхагавад Гите обсуждается эта тема? Во второй главе. Бхактивинод Тхакур говорил, что вторая глава – это самая важная глава Бхагавад Гиты, потому что, если вы поймете, что вы не тело, ваш подход к жизни станет совсем другим.

О чем же говорит Прахлад в этом стихе? Он говорит, что цветы и плоды проходят через шесть стадий развития, и то же применимо и к человеческому телу. Какие это шесть стадий? Рождение, рост, сохранение, размножение, увядание и, в конце концов, смерть. Однажды Шрила Прабхупада давал лекцию в 1976 году в Бомбее, и он сказал: «Кто сказал, что Бхагавад Гита – это сектантское знание? Это универсальная философия. Разве христиане не рождаются? Разве их тела не проходят через шесть стадий изменений? Разве они не умирают?» Какой бы цвет тела у вас ни был – белый, желтый, красный, черный, какой бы национальности в ни были – русский, американец, индиец, к какому бы вероисповеданию вы себя ни причисляли – христианин, мусульманин – все тела проходят через шесть стадий изменений. Это правда или нет?

В вашей стране была газета Правда. Она и сейчас есть, но в советское время она была очень популярна. Но это настоящая правда – что тело проходит через шесть видов изменений. Неважно, богатый вы или бедный. Сначала тело рождается. Это общее явление для всех людей? Потом оно растет, это тоже общее явление. Потом оно какое-то время сохраняется, затем оно размножается. Мужчина и женщина соединяются, у них появляются дети. Затем приходит старость. Кто-то может избежать старости? Кому-то нравится старость? Если молодому человеку сказать, что он выглядит старым, это его очень оскорбит. Но если вы скажете пожилому человеку, что он молодо выглядит, он почувствует себя польщенным и скажет: «Правда?» Никому не нравится старость. Ну и, несомненно, никому не нравится смерть.

Шрила Прабхупада говорит в комментарии, что это очень важный стих для понимания разницы между телом и душой. Если бы Кришна хотел, то Он мог бы описать эту тему о душе в одном стихе Бхагавад Гиты. Но Кришна рассказывает о душе во многих стихах для того, чтобы описать эту тему со всех сторон. Кришна говорит все это для того, чтобы мы поняли разницу между телом и душой. Суть всех этих наставлений в том, что душа вечна по своей природе. Если провести опрос в Ессентуках или любой другой части мира, большинство скажут, что они не верят в существование души, или не верят в то, что душа вечна. Но хорошая вещь в том, что сейчас все больше и больше людей начинают верить в реинкарнацию. Почему люди не хотят верить в то, что душа вечна? Просто если они признают, что душа вечна, им придется принять, что за все свои поступки им придется отвечать.

Утверждение о вечности души поддерживается в других писаниях, особенно в Библии. Например, в Библии говориться: «Какой прок в том, чтобы обрести весь мир, если я потеряю вечную душу?» Вы можете обрести богатства всего мира, но если вы потеряете вечную душу, то какой в этом прок? Вчера вечером мы говорили о Ваманадеве. Что сказал Ваманадева? Что если человек не научится обуздывать чувства, то даже если ему дать богатства всего мира, он все равно не будет счастлив. Мы должны понять, что, если мы хотим обрести подлинное счастье, мы должны принять прибежище у Господа.

Прахлада Махарадж говорит, что он получил это знание от Нарады Муни еще когда находился во чреве матери. Когда вы понимаете вечность души, у вас сразу открывается совсем другая перспектива. Как люди плачут, когда кто-то умирает. Но в Бхагавад Гите говорится, что мудрый не скорбит ни о живых, ни о мертвых. Преданные иногда проповедуют людям во время похорон, рассказывают философию, описанную во второй главе Бхагавад Гиты. Когда люди слышат о том, что душа вечна, о том, что никто не умирает, это их немного успокаивает. Как говорится в Бхагавад Гите, для души не существует ни рождения, ни смерти.

Что является доказательством присутствия души в теле? Есть ли какое-то доказательство? Можно ли ее увидеть? Можете ли вы показать мне ее? Сознание. Это так просто понять, и все равно люди сомневаются в этом, что в теле есть нечто, и когда это нечто покидает тело, тело объявляют мертвым. И Веды настолько точны, что они даже приводят точные размеры души. Какой размер души? Одна десятитысячная часть кончика волоса. Заметьте, что речь идет не о длине волоса, а о кончике волоса. То есть речь идет о кончике волоса, то есть это независимо от того, что, у вас волосы длинной в два километра, или вы вообще бритый кришнаит. И это духовное образование.

Затем Кришна говорит, что душу нельзя сжечь, нельзя намочить, нельзя рассечь. И подлинная красота – это красота души. То есть красота тела – это не настоящая красота. Однажды, Прабхупада написал в своем журнале «Обратно к Богу» статью «Жидкая красота». Этот журнал он начал издавать еще до того, как отправиться на Запад. Вы знаете эту историю? Как-то жила очень красивая девушка, которая также была великой преданной Господа. Она всегда повторяла святое имя, и она знала, что это тело – это просто комок материи. Ей не хотелось использовать тело для того, чтобы привлекать к себе мужчин и т.д. Но один прекрасный принц привлекся ее красотой. Он сказал ей: «Я никогда не встречал такую прекрасную девушку, как ты». Он предложил ей руку и сердце. Она сказала: «Хорошо, приходи через две недели. Мы поговорим снова». Она хотела преподать ему урок.

Она начала принимать слабительное и рвотное и через неделю стала очень худой и страшной. И когда этот принцип пришел через две недели, он даже не мог ее узнать. И когда принц увидел, что это та же девушка, он спросил: «Что с тобой случилось? Ты была такой красивой две недели назад!» Она объяснила ему, что произошло. Мы должны понять, что настоящая красота – это красота души, а не красота тела, которое состоит из материальных элементов и проходит через шесть стадий развития. Сегодня вы можете быть сильным человеком, но завтра стать очень слабым. Знаете, был знаменитый американский боксер Мухаммед Али, Касиус Клей, чемпион мира по боксу? Он собрал все олимпийские медали. Но в старости у него было много разных болезней, и в конце концов, он умер.

Время, представитель Господа, разрушает все. Кришна говорит: «Не отождествляйте себя с телом, которое неизбежно проходит через шесть стадий развития». Поймите, что настоящая красота – это красота души. И душа вечна. Нитья нитьянам четанаш четананам. Это знаменитый стих, который говорит о том, что мы вечны, и Господь вечен. В чем же тогда между нами разница? Значит ли это, что я тоже Бог? Есть один нитья, который поддерживает всех остальных нитья. Поэтому мы должны постоянно напоминать себе об атме. Есть атма, и есть Параматма. Что такое Параматма? Это Господь в сердце. Что же Параматма делает в сердце? Она там просто так находится? Нет, Она очень занята. Она является свидетелем всего. Я могу обмануть вас, вы можете обмануть меня, но никто не может обмануть Параматму. Параматма является свидетелем всего.

Она все записывает, и в Ее компьютере вирусов не бывает. Также Она является тем, кто на все дает санкцию. Есть знаменитое утверждение: «Человек предполагает, а Бог располагает». Правильнее будет сказать, что человек предполагает, а Параматма располагает. И в соответствии с каким принципом Параматма располагает? Просто так? По Своему капризу? Или это какая-то лотерея? Каждый четвертый человек России будет миллионером! Нет, все это происходит благодаря нашей карме. И в теле гигантского слона, и теле крохотного муравья есть атма и Параматма. Вы можете сказать: «Что, и в маленьком муравье все это тоже есть?» Да. Если хотите проверить, бросьте сахар, муравьи сразу побегут на сахар, а затем потяните палец к сахару. Муравьи тогда сразу начнут бежать в другую сторону. Даже маленький муравей знает, что происходит, и знает, что делать.

Однажды, я беседовал с одним христианским лидером в Индии. Я сказал ему: «Господь говорит не убий. Зачем вы убиваете животных?» Он сказал, что у животных нет мышления. Я сказал: «Конечно, у них есть разум». Я привел несколько примеров типа примера с муравьем. Он не знал, что ответить. Мы должны понять, что в каждом теле присутствует душа, и эта душа вечна. Нужно понять науку о душе. Она очень подробно описана во второй главе Бхагавад Гиты.

Как вы знаете, сегодня день явления великого мудреца. Мы в почтении склоняемся перед Бхактивинодом Тхакуром, который является воплощением милости Господа Чайтаньи. Он передает нам учение Рупы Госвами. Бхактивинод Тхакур восстановил чистое учение Шри Чайтаньи Махапрабху. Вечером мы поговорим о Бхактивиноде Тхакуре подробно и обсудим некоторые из его бхаджанов. При рождении Бхактивиноду Тхакуру дали имя Кедаранатха Датта. Он родился в очень аристократической семье. Он получил очень хорошее образование. Во времена британского правления он занимал очень высокое положение в обществе. Он был мировым судьей. Он исправил несколько пороков общества того времени. Однажды, Шрила Прабхупада давал лекцию на день явления Бхактивинода Тхакура, в которой сказал, что он, по сути дела, является основателем этого Движения Сознания Кришны.

Он начал проповедь по всему миру. В каком году это произошло? В 1896 году. В этом году, это год, в который явился Шрила Прабхупада, Бхактивинод Тхакур написал книгу о Господе Чайтанье на английском. Он разослал эту книгу по университетам по всему миру. Он предсказал, что русские, европейские и американские преданные соберутся вместе в Маяпуре и вместе с бенгальскими преданными будут воспевать святое имя и танцевать в экстазе. Он также предсказал, что скоро явится великий генерал, который разнесет святое имя по всему миру, махаратхи. Махаратхи – это могущественный воин, генерал. Кто этот могущественный генерал? Шрила Прабхупада. Он заложил основу проповеди, которую впоследствии продолжил его сын Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Харе Кришна!