foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Интернет-магазин nachodki.ru

Мы приветствуем всех вас на сегодняшней вечерней программе. Мы прочитаем очень красивый стих, который произнес Дхрува Махарадж. Вы все хорошо знаете Дхруву Махараджа? Кто такой Дхрува Махарадж? Если у вас есть смартфоны, и вы пользуетесь ими по назначению, то открывайте ШБ 4.9.11.

бхактим мухух правахатам твайи ме прасанго
бхуйад ананта махатам амалашайанам
йенанджасолбанам уру-вйасанам бхавабдхим
нешйе бхавад-гуна-катхамрта-пана-маттах

ПЕРЕВОД

Дхрува Махараджа продолжал: О беспредельный Господь, прошу Тебя, дай мне возможность общаться с великими преданными, чье трансцендентное любовное служение Тебе ни на мгновение не останавливается, как полноводная река, несущая свои воды к морю. Жизнь таких возвышенных преданных чиста и свободна от скверны. Я знаю, что с помощью преданного служения мне удастся пересечь океан невежества материального бытия, на поверхности которого, как языки пламени, вздымаются волны невзгод и опасностей. Мне не составит никакого труда пересечь его, ибо я одержим желанием слушать о Твоих трансцендентных качествах и деяниях, над которыми не властно время.

КОММЕНТАРИЙ

Самыми важными в этом стихе являются слова Дхрувы Махараджи о его стремлении к общению с чистыми преданными. Без общения с преданными трансцендентное преданное служение не может быть совершенным и не приносит наслаждения. Именно для того, чтобы предоставить людям возможность такого общения, мы основали Международное общество сознания Кришны. Любой, кто пытается действовать в сознании Кришны, оставаясь вне Общества сознания Кришны, пребывает в глубокой иллюзии, ибо это невозможно. Из слов Дхрувы Махараджи явствует, что, если человек не общается с преданными, его служение не достигнет зрелости и будет мало чем отличаться от материальной деятельности. Господь говорит: сатам прасанган мама вирйа-самвидо бхаванти хрт-карна-расайанах (Бхаг., 3.25.25). Только в общении с чистыми преданными слова Господа Кришны обретают полную силу и начинают услаждать слух и сердце. Дхрува Махараджа не скрывал своего стремления к общению с преданными. Такое общение в преданном служении подобно волнам полноводной реки, непрерывно несущей свои воды к океану. В нашем Обществе сознания Кришны мы занимаемся служением Кришне круглые сутки. Каждое мгновение нашей жизни мы посвящаем служению Господу. Это и называется непрерывным потоком преданного служения.

Философ-маявади может спросить нас: «Очень может быть, что общение с преданными приносит вам счастье, но как вы собираетесь пересечь океан материального бытия?» Дхрува Махараджа отвечает, что это совсем не трудно. Он ясно говорит, что тому, кто опьянен нектаром повествований, прославляющих Господа, пересечь этот океан не составляет никакого труда. Бхавад-гуна-катха: каждый, кто постоянно слушает «Шримад Бхагавад-гиту», «Шримад-Бхагаватам» и «Чайтанья-чаритамриту», кто не может прожить без них, как пьяница без вина, легко преодолевает невежество материального бытия. Океан материального невежества иногда сравнивают с лесным пожаром, но преданный, полностью поглощенный своим служением, не обращает на этот огонь никакого внимания. Хотя материальный мир охвачен пожаром, преданному он кажется исполненным блаженства (вишвам пурна-сукхайате).

Смысл этой молитвы Дхрувы Махараджи сводится к тому, что преданное служение в обществе преданных является залогом дальнейшего совершенствования в преданном служении. Только благодаря преданному служению можно попасть на трансцендентную планету Голока Вриндавана, а попав на эту планету, живое существо тоже занимается преданным служением, так как преданное служение в этом мире не отличается от служения в духовном мире. Природа преданного служения остается неизменной. Можно привести пример с манго. Зеленое манго — это тоже манго, и когда оно созреет, то останется тем же самым манго, только станет вкуснее и слаще. Приблизительно так же соотносятся друг с другом преданное служение под руководством духовного учителя, в соответствии с предписаниями и регулирующими принципами шастр, и преданное служение в духовном мире, позволяющее непосредственно общаться с Верховной Личностью Бога. И в том, и в другом случае природа преданного служения остается неизменной. Между ними нет принципиальной разницы. Отличие состоит только в том, что на начальной ступени преданное служение еще не достигло зрелости, а на высшей ступени оно достигает зрелости и приносит более глубокое удовлетворение. Зрелость же в преданном служении приходит к человеку только в общении с преданными.

ЛЕКЦИЯ

Ом агьяна тимирандхасья
гьянангьяна шалакая
чакшур унмилитам ена
тасмаи шри-гураве намаха

Кто из вас был на фестивале в прошлом году? В материальной жизни люди тоже устраивают фестивали. Они устраивают какие-то фестивали, вечеринки, на которых напиваются. В духовной жизни также есть фестивали. Господь Чайтанья каждый день проводил фестиваль. Например, Он каждый день проводил харинамы в Шривасангаме. Однажды, после длительного киртана, преданные сказали Господу Чайтанье, что хотят есть: «Мы хотим манго из Южной России». Что тогда сделал Господь Чайтанья? Он посадил косточку манго, из которой сразу выросло дерево. На нем появилось двести манго, зрелых и вкусных. Так что каждый день после киртана преданные угощались манго.

Когда Шрила Прабхупада основал наше движение, он начал устраивать небольшие фестивали в форме воскресных пиров. Прабхупада лично готовил пир с разными блюдами, и это было очень привлекательным. Он готовил самосы, халаву, сладкий рис... Если я буду перечислять дальше, то у вас потекут слюнки. Каждая такая воскресная программа тоже была своего рода фестивалем. После этого Прабхупада начал проводить фестивали в Маяпуре и Вриндаване. В то время на эти фестивали приезжали в основном преданные из Америки, потому что в России тогда еще не было движения. Вы слышали о самолете Боинг 747? Это двухпалубный лайнер. Однажды преданные заказали чартером целый такой самолет в Индийских Авиалиниях. Во время полета из Лос Анжелеса в Калькутту все время они пели киртан. Затем начались ваши фестивали на Черном Море, насколько я помню, в 1999 году. Постепенно этот фестиваль увеличивал свои размеры.

Почему люди приезжают и участвуют в этих фестивалях? Потому что здесь они получают духовное общение. Вы общаетесь с кем? Вы можете сказать: «Я не садху! У меня есть столько материальных желаний! Какое же благо получат люди, общаясь со мной?» Вы можете так думать, но, по крайней мере, вы знаете, что Кришна Всевышний, что повторение святого имени – это метод достижения Господа. Может быть, вы еще не стали до конца садху, но вы учитесь на садху. Например, если вы поступите в мединститут, само это поступление не сделает вас сразу же врачом. Но если вы будете учиться в институте и каждый год успешно сдавать экзамены, то, окончив его, вы станете врачом. Подобным образом, если вы регулярно будете общаться с теми, кто убеждены в важности духовной жизни, вы тоже будете духовно развиваться.

Что же говорит здесь Дхрува Махарадж? «О Господь, мне не нужны никакие благословения, кроме возможности общаться с Твоими великими преданными». В четвертой песне Шримад Бхагаватам описана удивительная история о Дхруве Махарадже. Господь Чайтанья со Своими спутниками не обсуждали раса-лилу, они в основном обсуждали истории о Дхруве Махарадже и Прахладе Махарадже. Мы видим, насколько решителен был Дхрува Махарадж в своем желании служить Господу. О чем он попросил Господа? Он попросил о возможности общения с великими преданными, потому что в таком общении он мог услышать философию. Садху-санга приносит благо, когда в обществе преданных вы занимаетесь духовной деятельностью. Если вы находитесь в обществе преданных и общаетесь по каким-то материальным вопросам, это не принесет вам благо.

С первой по двенадцатую песни Шримад Бхагаватам рассказывается о том, как, общаясь с преданными, человек может духовно возвыситься. Например, в первой песне описана история о Нараде Муни. Его мать была служанкой в доме великих мудрецов. Обычно мудрецы путешествуют, но в течении четырех месяцев сезона дождей они остаются в одном месте. У Нарады Муни была возможность слушать их лекции и вкушать остатки их пищи. Благодаря этому общению, впоследствии он обрел возвышенное положение. Иногда, когда некоторые слушают подобные описания, они говорят: «Это Нарада. Это Дхрува. Я неофит, как я могу сравнивать себя с ними?» Но эти истории говорят о принципе, о важности духовного общения. Например, кто-то из вас работает, кто-то занимается бизнесом, кто-то учится, кто-то домохозяйка, но при этом у вас есть возможность принимать участие в этих фестивалях.

Мы должны стремиться к духовному общению. Нарада Муни говорит, что у каждого может быть три вида общения. Какие это три уровня? Общение с более продвинутыми, общение с равными и общение с менее продвинутыми. Как мы должны вести себя в этих трех разных случаях? Нарада Муни рассказал это. К счастью, великие мудрецы все нам объяснили. Нарада Муни объясняет, что, если вы встречаете кого-то более продвинутого, вы должны радоваться этой возможности. Почему? Потому что вы сможете услышать то, что поможет вам в духовной жизни. Разве вы не будете рады, если кто-то скажет, что он может рассказать секретный рецепт того, как стать миллионером? Мы должны радоваться возможности общения с более продвинутыми, поскольку это поможет нам в духовной жизни. Природа обусловленного ума такова, что мы постоянно забываем. Мы слушаем, и в одно ухо влетает, а из другого вылетает. Вы знаете, что такое туннель? Вы въезжаете в одну сторону туннеля, а выезжаете из другой. У нас между ушами тоже есть туннель – в одно ухо влетает, а из другого вылетает. Нужно перекрыть этот туннель.

Когда вы встречаете кого-то более продвинутого, вы радуетесь. В этой связи в Бхагаватам приводится такой пример: когда павлины в начале сезона дождей видят облака, они начинают танцевать в экстазе. Не спрашивайте меня, почему, только павлины смогут ответить, почему они танцуют в экстазе. Но раз в Бхагаватам так говорится, значит так оно и есть. Когда вы приезжаете на эти фестивали, вы получаете возможность общаться со многим числом продвинутых преданных, которые готовы помочь вам духовно развиваться. В материальной жизни все очень эгоистичны. Они могут вам помочь только, если могут получить что-то от вас. Если они от вас ничего не могут получить, то и помогать не будут. Но у преданных не такое настроение. Преданный любой ценой хочет помочь вам. Отец Прахлада причинил ему столько страданий, но, когда он был убит, Прахлад начал молить Господа: «Пожалуйста, сделай так, чтобы он получил освобождение». Итак, когда вы встречаете кого-то более продвинутого, вы должны радоваться этому.

Что нужно делать, когда вы встречаете кого-то равного? Нужно развивать с ним дружеские отношения. Что такое дружба в духовной жизни? Дружба в материальной жизни – это когда мы помогаем друг другу наслаждаться, а дружба в духовной жизни – это когда мы вместе служим миссии Господа. Шрила Прабхупада преодолел множество трудностей с одной целью – спасти человечество, поэтому в июне 1971 года он приехал в вашу страну. Многие из вас в то время еще не родились. Шрила Прабхупада заложил фундамент движения, которое несет людям счастье, которое мы можем развивать.

Для того, чтобы поддерживать духовную дружбу, необходимо духовное смирение. Вы не сможете развить дружбу в духовной жизни, если вы все время будете показывать, какой вы умный, а все другие дураки. У вас могут быть друзья-преданные, но если кто-то из них будет хвалиться, что он лучше всех остальных, то в конце концов, вы будете избегать такого друга. Поэтому Чайтанья Махапрабху сказал нам:

Тринад апи суничена
тарор апи сахишнуна
аманина манадена
киртанийа сада харих

Нужно развивать в себе смирение. В Шаранагати Бхактивинод Тхакур говорит: «Считай себя самым ничтожным и бесполезным». Это означает, что вы должны быть уважительным к окружающим вас преданным. Тогда между вами может быть дружба. Если в ваших отношениях не будет смирения, уважения, то настоящей дружбы не будет. Есть преданные, которые все время вежливые, уважительные, и есть преданные, которые все время хвалятся. С кем вы выберете общаться? Вы будете общаться с тем, кто грубый? Нет вы будете стремиться общаться со смиренными преданными. Чанакья Пандит дает очень актуальный совет. Вы все слышали о Чанакье Пандите? Он был очень простым человеком. На самом деле, он был премьер-министром при дворе могущественного царя. Царь предложил ему для жительства роскошный дворец. Поскольку Чанакья Пандит был очень мудрым человеком, он сказал: «Спасибо. Я лучше буду жить в своей маленькой хижине. Если я не буду от тебя ничего брать, то я не буду обязан плясать под твою дудку». Чанакья Пандит сказал: «Поступайте с другими так, как вы хотите, чтобы поступали с вами». Поэтому вы всегда должны думать, что вы должны общаться с другими преданными так, как вы хотите, чтобы общались с вами. Если у вас будет такое настроение, то ваша духовная дружба будет становиться все крепче и крепче. Тогда у вас будет много друзей.

И какая третья категория? Это общение с менее продвинутыми. Что означает менее продвинутые? Это означает менее продвинутые в духовной жизни. С материальной точки зрения, эти люди могу иметь десять степеней докторов наук, а у вас может быть ни одной степени, но вы знаете, в чем цель жизни. Эти люди могут не знать этого, они могут пить яд. Вы скажете им: «Пожалуйста, не пейте яд, пейте нектар». Большинство скажет: «Нет, позвольте мне пить этот яд», - но кто-то может сказать: «Да, я хочу пить нектар». Если бы никто не хотел нектара, то почему бы вы все здесь были? Есть люди, которые ищут нектар. Иногда мы думаем, что нектар не ищет никто.

Вчера мы ходили с преданными на прогулку на набережную и к нам подошла одна женщина. Она сказала: «Я так искала преданных Харе Кришна». Мы с ней немного поговорили. Она сказала: «Я сейчас на перепутье жизни. Я не знаю, что делать, а что не делать». Она дала свое имя и телефон и сказала, что будет рада, если кто-то позвонит ей из храма. Также, когда мы там вчера там гуляли, три или четыре человека сказали нам Харе Кришна и проявили какой-то интерес. Суть в том, что повсюду есть люди, которые ждут, когда к ним подойдут преданные ИСККОН и расскажут им философию. Иначе никто бы из вас здесь не был.

Когда вы встречаете кого-то менее продвинутого, проявляйте к нему сострадание. Однажды, один человек стал сильно критиковать Прабхупаду за то, что он очень резко высказывался против майи. В ответ на эту критику Прабхупада сказал: «Если у вас нарыв, вы что, просто дуете на него, или выдавливаете гной?» Вы выдавливаете гной. У нас должно быть настроение проповеди и сострадания. К несчастью, многим из нас не хватает этого настроения: мы спасены, а остальные могу идти в ад, нас это не волнует. Но мы должны проявлять сострадание к людям. Поэтому наши ачарьи уделяли такое внимание к проповеди и говорили, что это очень важное служение.

Для того, чтобы развивать гармоничные отношения в среде преданных Рупа Госвами в четвертом стихе Упадешамриты дает очень важный совет. Что это за знаменитый стих?

Дадати пратигрихнати
гухйам аччахати приччхати
бхункте бходжаяте чаива
шад-виддха прити-лакшанам

Он говорит о шести расах между преданными. Кто знает эти шесть рас? Дарить подарки, принимать подарки, открывать свои мысли. Что мы можем назвать подарком? Наш подарок – это знание о том, как избавиться от рождения и смерти. Когда мы выходим на харинамы, это тоже благотворительность – мы даем людям возможность услышать святое имя. Мы распространяем прасад, распространяем книги Шрилы Прабхупады. Сегодня в конце лекции здесь тоже будут распространяться книги. Мне рассказали, что из зала никого без книг не выпустят. У Амбариши Махараджа здесь повсюду воины санкиртаны. Наш подарок людям – это знание о том, как избавиться от рабства рождения и смерти. Не будьте скупыми, будьте сострадательными. Давайте людям трансцендентное знание. Мы можем дарить людям знание, и что мы можем принять от них в подарок? Какие-то пожертвования.

Следующий принцип – это поверять свои мысли более продвинутым. Часто у нас в уме бывают сомнения, мы боимся раскрыть свои мысли кому бы то ни было. Мы все держим в себе. Что тогда случается? В конце концов, я пакую вещи и ухожу домой. Но мы не хотим, чтобы это происходило. Поэтому делитесь своими мыслями с более продвинутыми преданными. Разве у Арджуны не было вопросов? Он сказал: «Я не знаю, в чем мой долг, пожалуйста, наставляй меня, я предаюсь Тебе». Махараджа Парикшит спросил: «Что должен делать человек, стоящий на пороге смерти?» Даже великие мудрецы задают вопросы. Поэтому вам не нужно стесняться, если у вас есть какие-то вопросы. Но за разрешением этих вопросов нужно обращаться к правильному источнику. Итак, поверяйте свои мысли и принимайте наставления.

Раздавайте прасад и принимайте прасад. Господь Чайтанья лично раздавал прасад Своим преданным. Несколько дней назад мы отмечали день ухода Харидаса Тхакура. Господь Чайтанья лично раздавал прасад на пиру в честь его ухода.

Прабхупада пишет, что Международное Общество Сознания Кришны было создано для того, чтобы преданные могли обмениваться этими шестью расами. Мы хотим, чтобы все вы были всегда счастливы. Вы хотите быть всегда счастливыми? Но за это нужно заплатить. Ничто не дается бесплатно, и цена за это – быть смиренным, уважительным, говорить учтиво, общаться с преданными, читать книги Прабхупады. Чтение книг Прабхупады очень важно, потому что чтение напоминает вам о том, что говорит Кришна, а если вы знаете о том, что говорит Кришны, вы будете склонны следовать тому, о чем Он говорит.

Постройте свою жизнь таким образом, чтобы вы могли регулярно общаться с преданными. В Чайтанья Чаритамрите есть шлока: асат санга тьяна сеи вайшнава-ачара – оставьте общение с людьми мирского склада ума. Но с практической точки зрения вы не сможете полностью избежать общения с непреданными. Даже когда вы выходите проповедовать, вы общаетесь с непреданными. Когда вы выходите на харинаму, вы также поете для непреданных. Нам приходится общаться с непреданными, но нужно общаться ровно столько, сколько нужно по делу, и не более того.

Есть очень много стихов, которые говорят о важности духовного общения. В третьей песне описана беседа между Капиладевой и его мамой Девахути. Девахути знала, что ее сын был воплощением Бога. Она задала ему ряд вопросов. Она хотела узнать, как освободиться от рабства рождения и смерти. У кого из вас есть такой же вопрос? Похоже, здесь общество чистых преданных… Даже если вы не стали совсем чистыми, вы, тем не менее, находитесь на пути к чистоте. Девахути сказала: «Мой дорогой сын, ты мое трансцендентное око, пожалуйста, наставляй меня». Что ответил сын? «Моя дорогая мама, твой вопрос заслуживает прославления, потому что ответ на него принесет благо всем. Направь свою привязанность на тех, кто утвердились на духовном пути». Привязавшись к святым людям, вы тоже можете стать святыми. Есть выражение: скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Эта поговорка есть во всех культурах. Алкоголики тусуются с другими алкоголиками. Где? По барам. Те, кто играют в азартные игры, общаются с другими игроками. Где? В казино. Итак, скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Капиладева говорит, что нужно перенести привязанность с материалистов на преданных. Общение с возвышенными преданными делает обсуждение духовных тем более радостным, оно делает для нас преданное служение более легким. Риджубхир означает очень легкий. Если бы вы приехали в Джубгу одни, вам бы было трудно заниматься здесь духовной жизнью. Вы бы не остались здесь больше, чем на день. Но сейчас, когда здесь соберется такое количество преданных, вы стремитесь сюда приезжать. Шрила Прабхупада создал это удивительное общество ИСККОН, отделения которого есть повсюду, и у вас есть возможность общаться с преданными. Это делает преданное служение легким. Оставайтесь в обществе преданных. Капиладева говорит: «Дорогая мама, общайся с преданными, перенеси свою привязанность на осознавшие себя души».

Почему же это наставление повторяется снова и снова? Потому что без садху-санги развиваться в духовной жизни невозможно. Господь Чайтанья путешествовал по Южной Индии и встретился с великим преданным Раманандой Роем. Где они встретились? На берегу реки Годавари. Господь Чайтанья задал ему множество вопросов. Преданный хочет прославлять Господа, а Господь хочет прославлять преданного. Один из вопросов, которые Он задал был такой: «Что является величайшим страданием для преданного?» Рамананда Рой ответил: «Помимо разлуки с преданными Кришны, я не знаю невыносимой боли». Иногда у вас может быть невыносимая боль, и вы говорите врачу: «Я больше не могу это терпеть». Рамананда Рой говорит, что разлука с преданными – это очень болезненно. Поэтому мы всегда должны беспокоиться о том, чтобы не разлучиться с преданными. Для этого нужно избегать критиканства и придирок, избегать вайшнава-апарадх. Нужно избегать гордыни, высокомерия и грубости в поведении. Нужно считать себя слугой слуги. Если вы будете считать себя слугой слуги преданных, ваше духовное развитие будет идти гораздо легче.

Итак, наша тема – это садху-санга, и мы рассказали несколько историй из Шримад Бхагаватам, которые говорят о садху-санге. Сегодня мы упомянули о Дхруве Махарадже и Капиладеве. Завтра мы тоже будем обсуждать садху-сангу, но в другом разрезе. Харе Кришна!