foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Компоненты, модули, шаблоны и другие Расширения Joomla

У всех все хорошо? Сегодня мы будем обсуждать наставления Притху Махараджа. Притху Махарадж говорил о том, какие качества должен развивать вайшнав. Вам интересно об это услышать? Шримад Бхагаватам – это зрелый плод древа Ведического знания. Мы все пытаемся стать вайшнавами, или вы уже стали? В этом стихе Бхагаватам описывается, какие качества нужно развивать. Если вы говорите на основе священных писаний, то вам не нужно беспокоиться о том, правильно ли вы говорите или нет. Это всегда правильно. Наш материальный ум может быть неправ, но Вьясадева всегда прав. У кого из вас, кто имеет смартфоны, есть в них Шримад Бхагаватам на русском? Итак, Шримад Бхагаватам 4.21.37.

ма джату теджах прабхавен махарддхибхис
титикшайа тапаса видйайа ча
дедипйамане ’джита-деватанам
куле свайам раджа-кулад двиджанам

ПЕРЕВОД

Брахманы и вайшнавы славятся своей терпимостью, аскетичностью, глубокими познаниями и образованностью. Благодаря этим духовным достояниям вайшнавы обладают большим могуществом, чем члены царских семей. Поэтому говорится, что правители должны стараться не оскорблять брахманов и вайшнавов и не кичиться перед ними своим материальным могуществом.

КОММЕНТАРИЙ

В предыдущем стихе Притху Махараджа объяснил, насколько важно, чтобы глава государства и его подданные занимались преданным служением Господу. Теперь же он говорит о том, как можно утвердиться в этом служении. Давая наставления Шриле Рупе Госвами, Шри Чайтанья Махапрабху сравнил преданное служение Господу с лианой. У лианы слабый стебель, поэтому для того, чтобы расти, она нуждается в опоре в виде другого дерева. Кроме того, пока лиана растет, необходимо всячески оберегать ее, чтобы она не погибла. Говоря о том, как нужно ухаживать за лианой преданного служения, Шри Чайтанья Махапрабху особо подчеркивал, что ее необходимо оберегать от оскорблений, наносимых лотосным стопам вайшнавов. Такие оскорбления называют вайшнава-апарадхами. Апарадха значит «оскорбление». Тот, кто совершает вайшнава-апарадхи, перестает духовно развиваться. Какого бы высокого уровня в преданном служении ни достиг человек, если он нанесет оскорбление лотосным стопам вайшнава, все его достижения будут сведены на нет. В шастрах рассказывается о великом йоге Дурвасе Муни, который, спасаясь от последствий вайшнава-апарадхи, целый год метался по вселенной, и даже когда он в конце концов достиг Вайкунтхалоки и попросил защиты у Верховной Личности Бога, то получил отказ. Поэтому мы должны быть очень осторожными и стараться не наносить оскорблений лотосным стопам вайшнава. Самая тяжкая вайшнава-апарадха — это гурв-апарадха, оскорбление лотосных стоп духовного учителя. Среди оскорблений, которые можно нанести святому имени Господа, гурв-апарадха считается самым тяжким. Гурор аваджна шрути- шастра нинданам (Падма-пурана). Из десяти оскорблений святого имени самые серьезные — это неповиновение духовному учителю и поношение ведических писаний.

Самое простое определение вайшнава дал Шри Чайтанья Махапрабху: вайшнавом следует считать человека, при виде которого мы сразу вспоминаем о Верховной Личности Бога, Кришне. В данном стихе говорится о вайшнавах и о брахманах. Вайшнав — это брахман, обладающий знанием, поэтому вайшнавов иногда называют брахманами-вайшнавами, брахманами-пандитами или вайшнавами и брахманами одновременно. Иными словами, вайшнав всегда является брахманом, тогда как брахман может и не быть чистым вайшнавом. Осознав свою духовную природу, брахма джанати, человек сразу становится брахманом. Представления человека, достигшего уровня брахмана, об Абсолютной Истине в основе своей являются безличными. Но когда брахман постигает Верховного Господа как личность, он становится вайшнавом. Вайшнав трансцендентен даже по отношению к брахману. С материальной точки зрения брахман занимает в обществе самое высокое положение, но вайшнав превосходит даже брахмана. И брахман, и вайшнав находятся на очень высокой ступени духовного развития. Качества брахмана перечислены в «Бхагавад-гите»: правдивость, уравновешенность, умение сдерживать чувства, терпимость, простота, знание Абсолютной Истины, непоколебимая вера в священные писания и применение брахманических качеств в повседневной жизни. А когда человек, обладающий всеми этими качествами, посвящает себя трансцендентному любовному служению Господу, он становится вайшнавом. Притху Махараджа призывает своих подданных, уже занятых преданным служением Господу, быть осторожными и не наносить оскорблений брахманам и вайшнавам. Оскорбления лотосных стоп брахманов и вайшнавов столь пагубны, что из-за таких оскорблений погибли даже потомки Яду, ближайшие родственники Господа Кришны. Верховная Личность Бога не прощает оскорблений, нанесенных лотосным стопам брахманов и вайшнавов. Случается, что цари или чиновники, облеченные огромной властью, проявляют неуважение к брахманам и вайшнавам, не ведая того, что подобные оскорбления неминуемо приведут их к гибели.

ЛЕКЦИЯ

Ом намо бхагавате васудевая
ом намо бхагавате васудевая
ом намо бхагавате васудевая

Ом агьяна тимирандхасья
гьянангьяна шалакая
чакшур унмилитам ена
тасмаи шри-гураве намаха

Вы внимательно слушали перевод и комментарий? Это очень сильный стих и комментарий. Этот стих произнес Притху Махарадж. Кто был Притху Махарадж? Он был царем, могущественным царем, шактьявеша-аватарой. Он считал своих поданных о том, в чем состоят их обязанности. Ведическая концепция такова, что царь был подобен отцу. Он наставлял подданных на пути к совершенству. В этой главе приводятся очень подробное описание наставлений Притху Махараджа своим подданным, но не в этом стихе. В этом стихе Притху Махарадж говорит следующее: два основных момента. Прежде всего, он описывает качества брахмана и вайшнава, которые нужно в себе развивать. Другой момент, о котором он говорит, - это быть осторожным и не оскорблять брахманов и вайшнавов. Мы будем обсуждать эти две темы. В комментарии Шрила Прабхупада говорит о вайшнава-апарадхе.

Итак, вначале Притху Махарадж говорит о качествах, которые должны развивать в себе брахманы и вайшнавы. Кто помнит четыре качества, о которых он говорит? Терпение, аскетичность, знание и образованность. Притху Махарадж говорит, что вайшнав и брахман должен обладать этими качествами. Первое – это терпение и образованность, знание и аскетичность. Если кто-то стремится развиваться духовно, он должен обладать этим качеством терпения. Мы слышим об этом все время. В знаменитом стихе Шикшаштаки также подчеркивается это качество. Там говорится, что нужно быть терпеливее дерева. Кто может быть терпеливее дерева? Это почти невозможно.

Вайшнав должен быть терпеливым. В третьей песне Бхагаватам Господь Капиладева описывает метод бхакти-йоги. Кем был Капиладева? Воплощением Бога. Он описал своей маме Девахути метод преданного служения. Его мама хотел знать, как обрести знание о преданном служении. Он ответил, что его можно обрести благодаря общению со святыми людьми. Мама спросила: «Как распознать святого человека?» - и тогда Господь произнес знаменитый стих?

Титикшава каруниках
сухрида сарва-дехинам
аджата шатрава шантах
садхава садху-бхушана

Преданный должен быть очень терпеливым. Если вы хотите духовной жизни, вы должны быть очень терпеливыми. В материальной жизни всегда будет двойственность: уважение и позор. Сегодня вас прославляют, говорят, что вы хороший преданный, а на следующий день говорят, что вы вообще бесполезны. Вы бы были счастливы, если бы вам говорили, что вы великий преданный, но, когда вам говорят, что вы плохой преданный, вы чувствуете себя оскорбленным. Затем есть победы и поражения, жара и холод. В материальной жизни всегда будет эта двойственность. Господь Чайтанья говорит, что нужно быть терпеливым.

Почему Господь Чайтанья говорит, что нужно быть терпеливым? Для этого есть причина. Если вы терпеливы, вы можете всегда повторять святое имя. И что происходит, если вы не терпеливы, если вы склонны гневаться? У кого-то из вас есть эта склонность гневаться? Что Кришна говорит о гневе? Гнев – это хорошее качество? Нет. Что говорит Кришна? Какие дороги ведут в ад? Вожделение, гнев и жадность – это три пути, ведущие в ад, и один из них – это гнев. Если мы станем терпеливыми, нам будет легче повторять святое имя. Что происходит, если вы не терпеливы? Вы все время думаете о том, как отомстить – «зуб за зуб». Он мне сделал такое, а я ему в ответ сделаю такое, но, если вы терпеливы, вы будете думать: «Вот, он мне сделал что-то плохое, значит я сделал ему что-то плохое в прошлом».

Может быть, я вам уже рассказывал эту историю, но я ее повторю. В июне 1968 года я был на лекции, которую Шрила Прабхупада читал в одной из школ в Монреале. Это была христианская школа. Прабхупада прочитал лекцию и в конце, как обычно спросил, есть ли вопросы. Среди слушателей был один человек, который стал сильно критиковать Прабхупаду. Он стал говорить: «Зачем вы проповедуете эту философию?» - но Прабхупада просто терпеливо все это слушал. И несколько месяцев спустя, Прабхупада благословил этого человека. Он воспринял его нападки очень легко, он сказал, что, вероятно, сделал ему что-то плохое в прошлом.

В писаниях мы также встречаем множество примеров терпения. Шри Чайтанья Махапрабху еще в юном возрасте стал великим ученым. В те времена жил другой ученый – Кешава Кашмири, но он был лишен бхакти. Он написал письмо пандитам Навадвипы, говорящее о том, что он собирается прийти в Навадвипу и устроить дебаты с самыми лучшими пандитами Навадвипы. Все испугались, услышав имя Кешавы Кашмири, каждый говорил, что он не готов вступать с ним в дебаты. Они были уверены, что он их победит, и решили, что выставят своим представителем Нимая Пандита. Нимаю Пандиту в то время было всего одиннадцать лет, а им было по тридцать, по сорок, по пятьдесят, по шестьдесят лет. Они рассуждали так: если Нимай Пандит проиграет в этих дебатах, то что тут такого? Он всего лишь ребенок. Но если, каким-то чудом, победит Нимай Пандит, мы скажем: «Даже ребенок в нашем городе смог победить этого знаменитого пандита! Что уж говорить о нас!»

Кешава Кашмири приехал в Навадвипу в окружении большой свиты и встретился с Нимаем Пандитом на берегу Ганги. Между ними состоялись дебаты. Кешава Кашмири сочинил сто стихов, прославляющих Гангу, всего за час. После этого он спросил Нимая: «Как тебе нравятся мои стихи?». Нимай сказал: «Стихи хорошие, но в них есть некоторые недостатки». Кешава Кашмири не знал, что ответить на замечания Нимая Пандита. ОН был потрясен тем, что Нимай запомнил все сто стихов, услышав их один раз. Когда Кешава Кашмири не смог ответил, все ученики Нимая Пандита начали смеяться над ним, но Нимай остановил их. Он выступил в защиту Кешавы Кашмири: «Он просто устал с дороги, завтра он ответит на все замечания».

Вайшнавы всегда терпеливы и свободны от мстительности. Каждый из нас, лидер он или обычный преданный, должен развивать в себе терпение. В материальной жизни всегда будут какие-то недостатки, всегда будет причина раздражаться на что-то. Если вы разовьете в себе качество терпения, то для вас есть хорошая новость: ваше давление будет всегда в норме. Если вы не будете развивать терпение, то есть риск того, что у вас будет высокое давление. К чему приводит высокое давление? К сердечным приступам, к стрессу, напряжению. Если вы воспользуетесь советом Господа Чайтаньи, ваши расходы на лечение сразу уменьшатся. Господь Чайтанья говорит, что нужно развить в себе качество терпения.

Притху Махарадж говорит в этом стихе то же самое. Что он говорит еще? Аскетизм. Что значит аскетизм? Это значит совершать аскезы. Аскетизм означает добровольный отказ от того, что мешает духовному развитию. Мы все время слышим слово аскеза. Многие проповедники не говорят об аскетизме. Знаете, почему? Они боятся об этом говорить, потому что, если говорить об аскезах и ограничениях, люди убегут. Однажды, я спросил одного известного проповедника в Индии6 «Вы так много проповедуете. Почему же вы не говорите об аскезе?» Он сказал: «Если говорить об аскезе, люди убегут». Но писания говорят об этом снова и снова. Но когда мы говорим об аскезе, мы не имеем в виду те аскезы, о которых говорил Дхрува Махарадж или Прахлада Махарадж. Аскезам для этого века следовать очень легко. Мы не говорим, что нужно отказаться от еды. Ешьте, но просто ешьте Кришна-прасад. Можете готовить самые разные блюда: китайской кухни, итальянской, русской, индийской. Вы можете использовать свои таланты в пении, в танце.

Чайтанья Махапрабху говорил, что нужно просто оставить то, что мешает духовному развитию, и принять то, что способствует духовному развитию. Откуда взять силу, чтобы быть терпеливым, чтобы совершать аскезы? Вчера мы обсуждали стих из Чайтанья Чаритамриты, в котором говорилось, что подобно тому, чтобы стать сильным нужно есть злаки, для того, чтобы стать духовно сильным, нужно слушать кришна-катху. У вас может возникнуть вопрос: «Я согласен быть терпеливым, совершать аскезы, как говорит Притху Махарадж, но где взять силы, чтобы все это делать?» Кто знает ответ? Силу можно обрести благодаря практике бхакти-йоги. Например, контролировать ум трудно, но Кришна говорит в Бхагавад Гите, что благодаря практике бхакти-йоги вы можете обрести способность контролировать ум. Подобно тому, как, если вы едите злаки, вы становитесь сильным, если вы будете следовать практике бхакти-йоги, вы обретете способность быть терпеливым.

Также благодаря терпению можно избавляться от нашего сильного отождествления себя с телом. В нашем сознании глубоко сидит это отождествление себя с телом. Если кто-то скажет вам, что вы очень красивы, вы чувствуете себя польщенным, но, если кто-то скажет вам, что вы очень страшный, вы будете чувствовать себя очень неприятно. В чем же настоящая красота тела? Причиной этого является присутствие души. Перед тем, как отправиться на Запад проповедовать, Прабхупада издавал журнал «Назад к Богу» в очень простом формате. В одном из выпусков этого журнала он опубликовал статью, которая называлась «Жидкая красота». Вы знаете эту историю?

Когда-то жил очень красивый принц, и его привлекала очень красивая женщина. Но она была преданной, и она знала, что настоящая красота заключается не в теле, а в душе, которая находится в теле. Этот царевич сделал ей предложение. Она сказала ему: «Хорошо, подожди две недели». Она хотела преподать урок этому царевичу. Эти две недели она пила очень сильное слабительное и стала худой и некрасивой, и когда через две недели они встретились в назначенное время, царевич даже не мог ее узнать. Он спросил: «Что случилось с твоей красотой?» - и тогда она стала проповедовать ему философию. Если вы развиваете в себе терпение, то постепенно вы избавляетесь от привязанности к телу. Таким образом, практика терпения очень полезна.

Следующий момент – это образованность и знание. Как вы знаете, есть два вида образования: материальное и духовное. Материальное образование тоже важно, но неполно. Есть много университетов, много образовательных курсов, но нигде не говорится о том, что происходит после смерти. Что говорит Кришна в девятой главе? Раджа видья раджа гухьям – это знание – царь всего знания. Кто-то может попытаться оспорить это утверждение: «Почему это знание – царь всего знания? На основании чего вы так утверждаете?» Кто знает ответ? Потому что это знание описывает природу души помимо знания о материальном теле, о материальной природе. Мы должны развивать в себе знание, развивать в себе духовное знание. Как можно обрести духовное знание? Установив связь с авторитетным преданным Господа. Есть знание, и есть осознанное знание. Это знание вы должны применять на практике – гьяна, вигьяна. У вас может быть знание, но если вы не применяете его на практике, то какой в нем толк?

Как же развивать в себе знание? Приходя на лекции по Шримад Бхагаватам, Бхагавад Гиты. Например, вы все ждете фестиваля Садху Санга. И что же мы будем обсуждать на этом фестивале? Трансцендентное знание, не правда ли? Или там будут обсуждать чемпионат мира по футболу? Или там будут обсуждать самые популярные фильмы в России? Нет, там будет обсуждаться только трансцендентное знание. Кто бы ни читал лекции, темы одни и те же. Мы должны развивать в себе знание. Знание делает наш разум сильным, а сильный разум позволяет легко понять, что правильно, а что неправильно.

Притху Махарадж также говорит: «Вы никогда не должны недооценивать брахманов и вайшнавов». Они обладают большим богатством. В чем их богатство? В терпении, аскетизме, образованности и знании. Это их богатства. Например, в материальной жизни мы любим украшать себя, но это именно те качества, которыми мы должны себя украшать. И сила для развития этих качеств приходит благодаря повторению святого имени и слушанию Шримад Бхагаватам. Повторение святого имени – это ключ к духовному развитию, это ключ к развитию всех хороших качеств. В Шри Чайтанья Чаритамрите Господь Чайтанья говорит о двадцати шести качествах преданных, которые мы должны стараться развить. Все эти качества можно развить просто благодаря повторению святого имени. Что происходит, если вы не повторяете святое имя? Вы не сможете развить эти качества.

Брахманы и вайшнавы развиваются благодаря тому, что обретают эти качества. Вайшнав по определению является брахманом, но брахман не всегда является вайшнавом. Шрила Прабхупада говорит об этом в комментарии. Брахман становится вайшнавом, когда он решает идти по пути преданного служения.

Также в комментарии Шрила Прабхупада говорит о вайшнава-апарадхе. Помните об этом? На духовном пути нужно быть очень осторожным и избегать оскорблений. Господь Чайтанья очень милостиво даровал Свои благословения всем. Преданные говорили Ему: «Ты всех одариваешь Своей милостью. Почему же Ты не прольешь Свою милость на Свою маму?» Господь говорил: «Моя мать совершила оскорбление». В чем было ее оскорбление? У нее были всего лишь какие-то недобрые чувства к Адвайте Ачарье. Она думала, что Адвайта Ачарья лицемер. Она думала, что из-за его влияния ушел из дома ее старший сын, и вот теперь из-за него же собирается уйти из дома ее младший сын. Когда преданные говорили об этом Адвайте Ачарье, он говорил: «Это невозможно. Как может она совершить оскорбление?» Господь хотел показать, что даже если Его Собственная мать совершает оскорбления, это очень пагубно для духовного развития. Однажды, когда Адвайта Ачарья приносил поклоны Господу, Шачимата подошла к нему сзади, коснулась его стоп, и нанесла пыль с его стоп себе на голову. Тогда Господь сказал: «Теперь моя мама прощена». Тем самым Господь показал пример, насколько серьезно мы должны относиться к этому. Если вы терпеливы и аскетичны, вы сможете избегать вайшнава-апарадх.

Если оба человека совершают ошибки, то их этого не получится чего-то правильного. Шрила Прабхупада посвящает весь комментарий теме вайшнава-апарадхи. Господь Чайтанья говорил о том, что прекрасный сад преданного служения может быть разрушен вайшнава-апарадхой.

Итак, подведем итог. Этот стих произнес Притху Махарадж. К кому он обращается? К своим подданным, но через своих подданных он обращается к преданным сочинской ятры. Что же говорит Притху Махарадж? Он говорит, что у вайшнавов и брахманов должны быть следующие качества. Должно быть терпение, аскетичность, знание и образованность. Четыре этих качества могут помочь вам справиться с любыми соблазнами. Служение в обществе преданных и выполнение принципов бхакти-йоги помогает вам обрести все эти качества. И также нужно быть очень осторожным и избегать вайшнава-апарадх. Никто не может избежать последствий вайшнава-апарадх, поэтому на пути духовной жизни нужно быть очень осторожным в этом. Если вы будете осторожными, Господь поможет. Санатану Госвами посадили в тюрьму. В чем было его преступление? Он больше не хотел служить мусульманскому правителю. Но он просто терпел это. Прахлада Махараджа бросили с вершины скалы. Мы не говорим, что вас будут бросать с горных вершин, но мы должны понять, что даже возвышенным преданным приходится очень многое терпеть. И способность терпеть приходит к нам благодаря практике преданного служения. Харе Кришна!