foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Интернет-магазин nachodki.ru

В вашей стране есть много знаменитых городов, но Сочи, наверное, идет третьим по популярности после Москвы и Санкт Петербурга. Обычно, я сюда приезжаю после фестиваля, но в этом году мы решили приехать до фестиваля. Кто из вас из Сочи? Мы были неделю в Москве. Там уже похолодало, но в Сочи хорошая погода. Кто-то из вас видел новый фильм о Прабхупаде?

Харе Кришна! Добро пожаловать на нашу программу.

Ом намо бхагавате васудевая
ом намо бхагавате васудевая
ом намо бхагавате васудевая

Я говорил вам о новом фильме о Шриле Прабхупаде. Один из учеников Прабхупады из Америки, Ядувара Прабху снял новый фильм о Шриле Прабхупаде. Этот фильм называется: «Харе Кришна мантра, Движение и Свами, который все это начал». Вы будете рады узнать, что на одном из кинофестивалей в Америке этот фильм пару месяцев назад получил первый приз, как лучший документальный фильм. Этот фильм идет полтора часа. В Москве я рассказывал о Шриле Прабхупаде перед началом его показа. В этом фильме показывается, как Прабхупада принес святое имя на Запад, и как потом оно распространилось по всему миру. Может быть, этот фильм как-нибудь покажут и в Сочи. Прокатом этого фильма в России занимается одна российская кинокомпания.

Я думал, о каком стихе сегодня говорить, и мне встретился этот хороший стих из Чайтанья Чаритамриты. Какого уровня философию вы хотите услышать – серьезную, среднего уровня или легкую философию? Иногда преданные говорят: «Мы хотим послушать философию, но что-то легкое. Не просите нас слишком сильно предаваться». Какую философию хотят преданные в Сочи? Так или иначе, вам этот стих понравится. Это стих Чайтанья Чаритамрита, Мадхья Лила 25.278.

йе лила-амрта вине,
кхайа йади анна-пане,
табе бхактера дурбала дживана
йара эка-бинду-пане,
утпхуллита тану-мане,
хасе, гайа, карайе нартана

«Люди становятся сильными и крепкими, если едят достаточное количество злаков, но преданные, которые просто питаются злаками, не вкушая трансцендентных игр Господа Шри Чайтаньи Махапрабху и Кришны, постепенно слабеют и в конце концов падают с духовного уровня. Однако стоит кому-либо попробовать хотя бы каплю нектара игр Кришны, как тело и ум такого человека словно пробуждаются от крепкого сна, и он начинает смеяться, петь и танцевать».

КОММЕНТАРИЙ

Преданные, связанные с Движением сознания Кришны, должны читать все переведенные книги («Чайтанья-чаритамриту», «Шримад-Бхагаватам», «Бхагавад-гиту» и другие); в противном случае через некоторое время они станут просто есть и спать и упадут со своего уровня. Так они упустят возможность достичь вечной жизни, полной трансцендентного блаженства.

ЛЕКЦИЯ

Ом агьяна тимирандхасья
гьянангьяна шалакая
чакшур унмилитам ена
тасмаи шри-гураве намаха

Харе Кришна! Каждый стих из Шримад Бхагаватам, Бхагавад Гиты и Чайтанья Чаритамриты сладок, как леденец. Вы все едите злаки? В Москве у меня взяли интервью на радио как раз по поводу проката этого фильма о Шриле Прабхупаде, и ведущий, который брал это интервью, оказался очень дружелюбным человеком. Я пригласил его к нам в кафе на прасад на следующий день. В Москве у нас есть хорошее кафе. Он рассказывал, что у него есть знакомые, которые совсем не едят злаков. Но мы едим злаки, но только Кришна-прасад. Что говорит Кришнадас Кавирадж в этом стихе? Он говорит, что люди становятся сильными и крепкими, когда едят злаки. Но если вы не слушаете Кришна-катху, Гаура-катху или Прабхупада-катху, то что произойдет? Вы станете духовно слабыми, а что произойдет, если вы ослабеете в духовном плане? Со временем вы можете вообще утратить духовную жизнь.

Очевидно, что вы обратились к духовной жизни, потому что вы хотите духовно развиваться, и очень важный элемент, необходимый для духовного развития – это проявлять интерес к слушанию о духовных темах. Есть одно положительное развитие. У всех у вас есть смартфоны? У большинства преданных в смартфонах есть книги Шрилы Прабхупады. Что это означает? Это означает, что вы легко, в любой момент можете читать книги Шрилы Прабхупады. Вам не нужно все время носить с собой тяжелые и большие книги. Представляете, если бы вам нужно было все время носить с собой в сумке полный комплект Шримад Бхагаватам на русском? Сейчас все для вас стало очень легко. Вы можете всегда носить с собой все книги Шрилы Прабхупады и читать их при первой же возможности.

В этом стихе говорится, что подобно тому, как когда человек ест злаки, он становится сильным, если человек слушает о Господе и Его преданных, он становится духовно сильным. И у нас есть большое множества материала для медитации. Две недели назад мы отмечали Явление Верховного Господа, и я уверен, что вы слышали об удивительных играх Господа. Родили Господа были заключены в тюрьму. Камса услышал, что восьмой сын его сестры убьет его. У Васудевы и Деваки один за другим рождались шесть сыновей, и Камса убил их всех. Эти шесть сыновей олицетворяют шесть анартх. Если вы хотите постичь Господа, вы должны уничтожить эти анартхи. Какие есть анартхи? Кама, кродха, лобха, моха, мада и матсарья. Вожделение, гнев, жадность, иллюзия, безумие и ненависть. То есть нужно очистить сердце, и как можно очистить сердце? Слушая кришна-катху.

Как же Господь предстал перед Своими родителями? Господь хотел убедить Своих родителей, что Он пришел, и что им не о чем больше беспокоиться. Как Он предстал перед ними? Он явился перед ними в Своем четырехруком образе. На Нем были прекрасные украшения, красивые одежды. У Него был камень Вайдурья. Вы слышали о камне Вайдурья? Он меняет цвет каждую секунду. Где можно купить этот камень? Только на Вайкунтхе. Итак, Господь предстал в Своем четырехруком образе. Он хотел убедить родителей в том, что Он явился. Но затем, когда Его родители попросили Его принять облик обычного ребенка, он с легкостью это сделал.

Такова природа Бога – для Него нет ничего невозможного. Кто-то может спросить: «Как кто-то может родиться с четырьмя руками и украшениями?» Но Бог – Ачинтья. Что значит Ачинтья? Непостижимый. Что значит непостижимый? Вы не можете понять Бога или оценить Его своими материальными чувствами. Бог всегда делает то, что кажется нам невозможным. По просьбе родителей Господь принял облик обычного ребенка. Существует традиция, что, если рождается сын, его родители раздают богатую милостыню. Что же сделал Васудева? По этому случаю он раздал десять тысяч коров, на которых были красивые украшения. Он раздал их брахманам. В комментарии Шрила Прабхупада объясняет, что, если человек находится в ситуации, где он не может служить Господу на физическом плане, он может делать это в уме, и от этого служения можно получить такое же благо, как и от физического служения.

В Нектаре Преданности Рупы Госвами описана такая история. Как-то жил очень бедный брахман. Брахманы часто бедные. Тогда вы можете сказать: «Ну, тогда я не хочу быть брахманом, мне нужно положение, в котором я буду богатым». Это был один бедный брахман. Он слушал одну лекцию по священным писаниям, на которой говорили, что, если вы не можете служить Господу на физическом плане, вы можете делать это в уме. Этот брахман в уме построил очень красивый храм, установил в нем Божества, и стал заботиться об этих Божествах. Что он делал? Он установил очень красивые Божества. В своей медитации он обходил все священные реки, чтобы набрать воды для абхишеки. Он омывал Божества. Когда вы приходите в храм, вы пьете чаринамриту? Это вода, которой омывали Божества. Он регулярно делал разные подношения Божествам.

Каждый день на протяжении многих лет, этот брахман служил Божествам – он готовил для Них, проводил Им арати и т.д. В один из дней он приготовил сладкий рис. Те, кто готовил сладкий рис, знают, что, когда он готов, сначала он горячий, а затем его остужают и предлагают Божествам. Он приготовил в уме сладкий рис, затем в уме же решил прикоснуться к нему, чтобы понять остыл ли он, и можно ли его уже предлагать Божествам. И что же произошло, когда он коснулся сладкого риса? Он обжег палец. Он был потрясен: «Я же просто медитировал! Как я мог обжечь палец наяву?» В это время Господь наблюдал за этим с Вайкунтхи, и когда Он увидел, как удивился брахман, увидев свой обожженный палец, Он стал улыбаться. Когда Лакшми спросила у Господа, почему Он улыбается, Он ничего не ответил. Господь послал за этим брахманом самолет Vaikuntha Airlines, чтобы забрать его к Себе.

Преданное служение настолько могущественно, что, если вы не можете служить Господу на физическом плане, вы можете делать это в уме и получите такое же благо. Но это не означает, что теперь вы все должны прекратить служить Господу на физическом плане, и переключиться на служение в уме. Однажды, одна женщина пришла на встречу к Шриле Прабхупаде. Прабхупада обычно всем проповедовал, чтобы они повторяли Харе Кришна, и ее он тоже попросил повторять Харе Кришна. Она сказала:

- Я всегда повторяю.
- А как это Вы всегда повторяете?
- Я всегда повторяю мантру в уме.
- Если Вы голодны, Вы едите в уме или наяву?
- Наяву.
- Почему бы Вам тогда и не есть в уме?

Вы должны прилагать усилия, чтобы служить Господу на физическом плане, но если вы находитесь в такой же ситуации, как и Васудева, который хотел раздать милостыню, но не мог этого сделать, поскольку находился в тюрьме, то вы можете служить Господу в уме.

Мы должны проявлять интерес к обсуждению кришна-катхи. Есть столько удивительных игр Господа. Как, однажды, мама спросила у Господа: «Ты что, ел грязь?» Господь ответил: «Нет, это наветы Моего брата. Мама сказала: «У нас дома столько молока, масла и йогурта, зачем Тебе есть грязь?» Господь сказал: «Если ты не веришь Мне, что Я не ел грязь, то Я могу открыть рот и показать тебе». Когда Господь открыл рот, что там увидела Яшода? Она увидела всю вселенную, полубогов, как живые существа страдают от последствий своих поступков. Когда она увидела это, она не могла понять, был ли это сон или явь.

Для обычного мирского человека это может показаться какой-то сказкой. Также мы говорим о явлении Господа в образе Нрисимхадевы – получеловека-полульва. С материальной точки зрения, это вообще за гранью понимания, но для Бога нет ничего невозможного. Эти игры Господа начинают приносить нам радость и счастье, если мы пытаемся постичь их через путь преданного служения. Как говорится в писаниях:

Атах шри кришна намади
на бхавед грахйам индрийаих
севонмукхе хи джихвадау
свайам ева спхуратй адах

Невозможно постичь Господа – Его святое имя, форму качества и т.д. – при помощи материальных чувств, но если мы будем служить Ему, Он Сам Себя нам раскроет. Каждый может подтвердить, что по мере служения, наше понимание философии и игр Господа становится все более четким и ясным. Шрила Прабхупада очень хотел, чтобы у преданных было авторитетное описание игр Господа. Перед тем, как поехать на Запад, Прабхупада издал первую песнь Бхагаватам в трех томах. Еще в 1921 году Бхактисиддхантаджи сказал Прабхупаде: «Вы образованный юноша, Вы должны принести учение Господа Чайтаньи людям Запада». Для того, чтобы начать исполнять это указание, ему потребовалось сорок лет. Ему пришлось столкнуться со множеством испытаний и трудностей, но он всегда оставался решительным. И когда Прабхупаде удалось издать первую песнь Шримад Бхагаватам в трех томах, он посчитал, что у него есть все необходимое, чтобы отправиться проповедовать на Запад. Когда Прабхупада зарегистрировал ИСККОН, он написал и опубликовал книгу «Кришна». В этой книге он представил авторитетное описание игр Господа.

Так или иначе, нам нужно усиливать свой духовный вкус – вкус к играм Господа, к прославлению Господа, к повторению Его святого имени. Относительно этого в седьмом стихе Упадешамриты говорится следующее. Кто знает, о чем говорится в этом стихе? В нем говорится, что святое имя Господа сладкое, как леденец, игры Господа, также сладкие, как леденцы, качества Господа также сладкие, как леденцы. Все любят сладости, и именно поэтому у многих людей сейчас диабет. Почему же мы не можем ощутить сладость имени, качеств и игр Господа? В этом стихе из Чайтанья Чаритамриты говорится, что нужно больше слушать об играх Господа, но у нас нет сильного вкуса к этому. У нас также нет вкуса и к святому имени Господа – мы какое-то время повторяем святое имя, а потом это нам надоедает, мы какое-то время читаем книгу «Кришна», а потом это нам надоедает.

И хотя Рупа Госвами говорит, что все это сладкое, мы не испытываем этой сладости. Почему? Потому что мы страдаем от болезни, которая называется авидья. Есть видья, и есть авидья, и у них противоположные значения. Видья означает знание, а авидья означает невежество. Мы страдаем от авидьи или нет? Да, и именно поэтому мы не повторяем святое имя все время, именно поэтому мы не обсуждаем кришна-катху. Мы должны признать, что страдаем от этой болезни невежества. В комментарии к этому стиху из Нектара Наставлений Прабхупада приводит пример человека, больного желтухой. В России, может быть, это не такая известная болезнь, но, если вы ей болеете, вы не можете ощущать вкус сладкого. Таким образом, из-за этой желтухи невежества мы не можем оценить сладость святого имени и игр Господа. Мы должны погружать свое сознание в кришна-катху, но мы этого не делаем. Какое же решение? Рупа Госвами говорит, что несмотря на то, что человек страдает от желтухи невежества, если он будет продолжать повторять святое имя и слушать об играх Господа, он постепенно избавится от этой болезни. Когда эта болезнь пройдет, вы сможете ощущать сладость имени, игр и качеств Господа. Это хорошая новость – мы признаем, что у нас нет вкуса, но когда мы слышим утверждение Рупы Госвами, у нас появляется надежда, что мы сможем, в конце концов, развить этот вкус.

Слушание также очень важно. В Бхагаватам есть стих:

Нашта прайешв абхадрешу
нитья бхагавата севая
бхагаватир уттама шлоке
бхактир бхавати наиштики

Если человек будет регулярно слушать Шримад Бхагаватам, то все неблагоприятное уйдет из его сердца, и там воцарится чистое преданное служение. То есть, есть проблема, но эту проблему можно решить: для этого нужно лишь регулярно читать и слушать о Господе. Что же происходит, когда мы начинаем регулярно слушать? Что говорит Чайтанья Махапрабху? Чето дарпана марджанам - благодаря повторению святого имени наше сердце очищается от грязи. В Бхагавад Гите Кришна говорит об аскетизме тела, ума и речи. Какие принципы составляют аскетизм речи? Один из них – это регулярно декламировать Ведические писания, и также очень важно слушать о трансцендентных играх Господа. Этих игр очень много, им нет предела.

Например, в Бхагаватам есть история о бедном брахмане Судаме. Судама был бедным брахманом, он не был таким богатым брахманом, как все вы. У него была жена, очень верная жена. Он был бедным брахманом, но при этом в любой ситуации он оставался довольным. Такова природа брахмана – брахман всегда удовлетворен. Обычно, в материальном плане мы можем быть удовлетворены только тогда, когда получаем то, чего хотим, но брахман должен быть удовлетворен, даже если он сталкивается с какими-то трудностями. Посмотрите на жизнь Прабхупады – сколько трудностей ему пришлось преодолеть! Если бы он не преодолел все эти трудности, мы бы здесь с вами сегодня не сидели.

Жена брахмана знала, что у него есть очень богатый друг. В Двараке было очень много дворцов – более шестнадцати тысяч, и это не сказки. Каждый из этих дворцов был очень богатым. Жена этого брахмана часто говорила ему: «Почему бы тебе не навестить своего богатого друга в Двараке?» В конце концов, он согласился проведать своего богатого друга, но у него были другие цели. Он просто хотел увидеть своего друга, потому что он понимал, что это сам Бог, а его жена думала, что если он навестит своего богатого друга, то, может, ему чего-нибудь перепадет. В конце концов, он согласился и спросил: «А у нас есть что-то, что бы я мог подарить своему другу?» Жена сказал: «Дома у нас ничего нет, пойду по соседям, может быть у них удастся что-то попросить», - она набрала немного плющенного риса. Она завязала его в узелок и дала мужу.

После этого ее муж отправился в Двараку. Он пришел в один из дворцов, где Кришна сидел на ложе вместе с Рукмини. Кришна увидел, что к Нему во дворец пришел Его друг детства. Кришна заулыбался, побежал к нему навстречу и сказал: «О! Судама, Мой друг детства!» Господь обнял его несмотря на то, что на нем было старое и грязное дхоти. Кришна говорит в Бхагавад гите: «Ты можешь предложить Мне просто листок, но, если ты предложишь его с любовью, Я приму его». Господь не говорит, что ты можешь стать Моим преданным только, если ты олигарх. Он также не говорит, что для того, чтобы стать Моим преданным, нужна степень доктора наук. К Нему пришел Его друг детства, одетый в старое и грязное дхоти. Когда Господь обнял его, все жители дворца были потрясены: как это Господь обнимает этого нищего? Они стали говорить: «Как повезло этому человеку! Сам Господь обнимает его».

И что потом сделал Господь? Он омыл стопы Судамы, и побрызгал водой со стоп брахмана Себе на голову. Господь показал, как нужно принимать брахманов. Затем они стали вспоминать свои детские игры, как они вместе учились в ашраме Сандипани Муни. Однажды, их Гуру отправил их на что-то вроде невозможной миссии. Начался сильный шторм, потом он их спас. Брахман Судама думал: «Я принес Кришне такой дешевый плющенный рис. Как я могу вручить Господу такой подарок?» Поэтому он пытался прятать этот узелок, но Кришна все знает. Кришна сказал: «Судама, Я знаю, что ты принес Мне какой-то подарок». В вашей стране тоже есть традиция, что когда вы идете в гости, вы несете с собой какие-нибудь подарки, цветы и т.д. Кришна спросил: «Ты принес Мне какой-нибудь подарок?» С большой неохотой брахмана дал Господу этот плющенный рис. Господь съел одну пригоршню этого плющенного риса, и Рукмини сказала: «Господь, хватит, Тебе достаточно».

После того, как они повспоминали свои детские игры, Судаме пришло время возвращаться домой. По дороге он думал: «Я проделал такой долгий путь в Двараку, потому что моя жена попросила попросить Господа о чем-то, но я так ничего не попросил». В Бхагавад Гите Кришна говорит: ишварах сарва бхутанам хрид-деше ‘рджуна тиштхати – Я пребываю в сердце каждого и являюсь причиной памяти и забвения. Именно Он является причиной того, что кто-то помнит, а кто-то забывает. Почему Он является причиной памяти и забвения? Может быть это типа игры в лотерею, или случайно выбирают на компьютере, что кто-то должен забыть, а кто-то должен помнить? Вот этот будет преданным, а этот не будет?» Это так происходит? Все зависит от нашего желания. Кришна может понять наши желания подобно тому, как, проходя через сады, мы можем по запаху понять, какие в нем растут цветы. Господь подобным образом может чувствовать наши желания, и если у нас есть желание служить Ему и слушать кришна-катху, Он дает нам подходящее общение.

Судама так ни о чем Господа и не попросил. Он думал о чем-то, но слишком стеснялся, чтобы об этом попросить. Но Господь знал, насколько великим преданным был Судама. У жены Судамы были определенные цели для того, чтобы отправить его увидеть Господа, но Судама хотел просто увидеть Его, поскольку он в совершенстве знал Ведические писания. Нам нужно знать, что нам не о чем беспокоиться – Господь знает все наши желания, и Он отвечает на них взаимностью. Кришна говорит: «Насколько человек предается Мне, настолько Я его вознаграждаю». В бизнесе говорят: «Сколько заплатишь, на столько и купишь». Также, насколько мы предаемся Господу, настолько Он отвечает нам взаимностью. Судама ни о чем не попросил Господа, но по пути домой он думал: «Что же мне жене то сказать? Ведь она отправила меня в этот поход, а я у Господа ничего не попросил», - но Господь думал: «Брахман Судама настолько предан Мне, настолько чист, что даже ни о чем не попросил Меня, но Я одарю его милостью, о которой никто не мог и помыслить». Господь был очень доволен преданностью Судамы.

И что увидел Судама, когда пришел домой? Его хижина превратилась во дворец, это был очень красивый дворец. Его жена, которая всегда ходила в драном сари, теперь выглядела как царица. Судама понял, что все это случилось по милости его друга. Кто-то может подумать: «А мне можно надеяться на подобное – я сегодня поеду домой, и вместо моего дома будет стоять дворец?» Кришна знает, что, если Он нам даст такое благословение, мы можем очень сильно духовно пострадать. Поэтому Кришна держит нас в черном теле.

Есть много других удивительных игр, и мы должны развивать в себе интерес к этим играм. В десятой песне есть история о торговке яблоками. В то время была система натурального обмена. Когда Кришна услышал, что эта женщина продает яблоки, Он взял несколько зернышек, чтобы поменять их на яблоки, но, когда он подошел к ней, практически все зернышки выпали из Его ладошки. Но красота Кришны настолько пленила эту женщину, что Она отдала Ему яблоки просто так. И когда что она увидела, когда заглянула в свою корзину? В ее корзине было много золотых яблок. То есть идея в том, что, если вы служите Господу, если вы что-то Ему отдаете, вы никогда ничего не потеряете. В сознании Кришны вы должны использовать язык для того, чтобы прославлять Господа, уши для того, чтобы слушать о Господе, ум для того, чтобы думать о Господе. Любые ваши действия в преданном служении никогда не пройдут даром. Взамен вы обретаете вкус к преданному служению. Если бы у вас не было вкуса, вас бы здесь не было, или вам кто-то платит за то, что вы сюда приходите? Вам приходится сидеть в довольно простых условиях, на полу, здесь даже нет кондиционера. Почему же вы сюда приходите? Потому что у вас есть интерес к кришна-катхе, вы ощущаете вкус, вы чувствуете высший вкус. Вы будете ощущать все более сладкий вкус по мере того, как будете погружаться в повторение святого имени.

Вся цель садху санги состоит в том, чтобы создать атмосферу для этого. Скоро вы поедете на фестиваль Садху Санга. В чем цель этого фестиваля? Это тоже садху-санга. Цель садху-санги состоит в том, чтобы развить вкус к духовным темам. У вас нет этого вкуса, но есть какое-то понимание. Нам нужно просто напоминать себе об этом и постоянно слушать о Господе.

Итак, в стихе, который мы прочитали сегодня, Кришнадас Кавирадж говорит следующее. Он говорит: «Точно так же, как, когда вы едите злаки, вы становитесь крепкими и сильными, если вы слушаете трансцендентные повествования о Господе, вы становитесь духовно сильными». И тогда вы сможете петь, танцевать и пировать. Все наши программы в сознании Кришны заканчиваются прасадом. И это настоящий нектар. В этом фильме о Шриле Прабхупаде Прабхупада сам говорит: «Когда мы начали это движение, я сам готовил воскресные пиры для всех преданных – самосы, ладду, разные сладости, и многих людей привлек именно прасад». Так что пировать – это один из принципов нашей Ведической культуры, служить вайшнавам.

Воспользуйтесь советом, который дает этот стих. Харе Кришна!