foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Здесь нашел интересный обзор

Добро пожаловать. Сегодня мы будем говорить о важности изучения Бхагавад Гиты.

Почему люди обращаются к духовной жизни? Потому что они очень разумны. Вы, на самом деле, настоящая интеллигенция Ростова. Вы можете спросить: «Почему мы разумны?» Потому что вы поняли, что если вы хотите достичь счастья в жизни, то это как раз тот путь, который ведет к счастью. Если рыбу достать из воды, будет ли она счастлива? Если вы положите ее на золотой поднос, она будет счастлива? Если вас поселить на корабле и запретить сходить на землю, вы будете счастливы? Нет. Почему? Потому что люди живут на земле, а рыбы живут в воде.

В Бхагаватам есть история о Гаджендре и крокодиле. Кто из вас знает эту историю? Гаджендра был слоном, а слоны живут на суше, а крокодилы живут в воде. Крокодил схватил за ногу Гаджендру, и Гаджендра изо всех сил пытался вырваться из пасти крокодила, но он день ото дня слабел, а крокодил, наоборот, становился все сильнее, потому что крокодил – это животное, которое живет в воде.

Подобным образом, человеческое тело предназначено для того, чтобы заниматься духовной деятельностью. Как вы знаете, сейчас люди в обществе очень сильно страдают. От чего страдают люди? От депрессии – это реальность или я выдумываю? Стрессы, разные психические расстройства, напряжение. На Западе лучше всего продающееся лекарство – это снотворное. Несколько месяцев назад я был в Вашингтоне и беседовал с одной преданной, которая работает психиатром. Она сказала: «Махарадж, у меня все приемы уже расписаны до конца года». Я спросил: «Почему?» Она сказала: «Сейчас очень сильная напряженность, особенно после того, как Трамп пришел к власти. Поэтому все приемы у меня уже расписаны до конца года».

Такова реальность: в обществе очень сильная напряженность. По всему миру выросла статистика самоубийств. Все это последствия того, что в обществе присутствует духовный вакуум. ИСККОН пытается заполнить этот духовный вакуум. ИСККОН в действительности это образовательное учреждение. Кто-то может сказать: «Я думал, что образование – это то, что нам дают в школе или институте». Мы даем такое образование, которое никто не дает. Кто-то в школе или институте рассказывает вам, кто вы есть на самом деле? Есть ли какой-то институт в Ростове, где обучают тому, кто вы есть, в чем цель человеческой жизни. Никто об этом даже не говорит.

Но Бхагавад Гита и Шримад Бхагаватам отвечают на эти вопросы. Человеческая жизнь предназначена для того, чтобы вопрошать. Посмотрите на какие-то пресс-конференции – все задают вопросы, а кто-то отвечает. Повсюду люди задают вопросы, и Арджуна тоже задавал вопросы. Вы можете спросить: «Что, Арджуна стал как мы?» Все знают Арджуну? Кто такой Арджуна? Он вечный спутник Господа. Кто-то может спросить: «Как вечный спутник Господа может оказаться в иллюзии? Откуда у него какие-то вопросы?» Эти вопросы кажутся логичными. На самом деле, Арджуна был помещен в иллюзию для того, чтобы для блага всего человечества и в особенности для преданных из Ростова была поведана Бхагавад Гита. Поэтому ростовские преданные должны завести себе за правило регулярно читать Бхагавад Гиту.

Есть два вида знания: материальное знание и духовное знание. Материальное знание вы можете получить в школах и институтах, а духовное знание вы можете получить из священных книг. И то и другое важно – мы не говорим, что материальное знание не важно, но духовное знание гораздо более важно, и Бхагавад Гита призвана вывести нас из тьмы на свет. Мы повторяем молитву: ом агьяна тимирандхасья, которая переводится: «Я был рожден во тьме невежества, но мой духовный учитель открыл мне зрение, озарив мое сердце светом знания».

Кто-то из вас может знать, что сегодня день, когда Шрила Прабхупада принял санньясу в 1959 году. Кто из вас знал, что Шрила Прабхупада принял санньясу в 1959 году? Вы знаете, что такое санньяса? В Ведической системе существуют четыре уклада жизни: брахмачари, грихастхи, ванапрастхи и санньяси. Санньяса по сути дела означает социальную смерть. Шриле Прабхупаде было незачем принимать санньясу, потому что он был отреченным с самого рождения, но он принял санньясу для того, чтобы доказать авторитетность Ведической системы. Господь Чайтанья также принял санньясу, хотя Он Сам Бог, но Он принял санньясу по разным причинам. Его целью было установить дхарму, и санньяси проще проповедовать.

Как вы знаете, Шрила Прабхупада получил указания от своего духовного учителя: «Вы образованный юноша, принесите учение Господа Чайтаньи на Запад». Шрила Прабхупада принял это наставление близко к сердцу, и, в конце концов, в 1965 году в возрасте почти семидесяти лет он отправился в Америку. Какое настроение живет в сердце великого мудреца? Кто из вас был здесь вчера? Вчера мы говорили о Харидасе Тхакуре. Как вы помните, Господь Чайтанья спросил Харидаса: «Как могут спастись все эти яваны?» Таково настроение святого человека – он думает о том, как спасти людей от ада. Большинство из нас не беспокоятся о других людях – он идет в ад, и пусть себе идет, кому какое дело? Главное, что я сам спасен. Но преданный Господа думает о том, как сделать счастливыми всех.

В восемнадцатой главе Бхагавад Гиты Кришна говорит о трех видах счастья: о счастье в благости, страсти и невежестве. Что такое счастье в благости? Оно горькое в начале, сладкое в конце и приводит к самоосознанию. Что такое счастье в страсти? Оно сладкое в начале, горькое в конце, и человек испытывает его в результате соприкосновения органов чувств с их объектами. Счастье в невежестве основано на лени, бездействии, невежестве и т.д. Кто-то может спросить: «Почему счастье в благости горькое в начале, сладкое в конце и приводит к самоосознанию?» Кто знает почему? Когда вы приходите к духовной жизни, вы узнаете следующее. Вам говорят:

- Повторяйте Харе Кришна.
- Повторять Харе Кришна? Когда же я буду петь свои обычные мирские песни? Когда же я буду болтать с друзьями? Когда же я смогу заниматься праджалпой? Хорошо, я буду повторять один круг.

Но это только начало:

- О, есть еще какие-то правила и ограничения! О Боже! Какой смысл жить, если мне нужно следовать этим принципам?

Однажды в Индии ко мне подошел один человек и спросил: «Какой смысл жить, если нужно следовать вашим четырем принципам? Лучше сразу умереть». Таким образом, в начале это может казаться очень трудным. Конечно, это не так трудно, но это кажется трудным, потому что с детства нам привили эти дурные привычки. Однажды, Шрила Прабхупада читал лекцию в Австралии. Там присутствовал один журналист и он спросил Шрилу Прабхупаду: «Если ваше сознание Кришны такое совершенное, как вы говорите, то почему здесь не так много людей?» Недавно я был в Москве, и рядом с нашим храмом есть большой стадион. Как раз там был какой-то футбольный матч. После матча тысячи людей шли домой, было много машин и образовалась гигантская пробка. Мы тоже попали в эту пробку – то есть люди буквально ломятся туда, чтобы посмотреть футбольный матч. Вы не увидите такие же толпы людей на лекциях в ИСККОН. Мы бы хотели, чтобы так было, но этого нет. Прабхупада ответил этому журналисту: «Если вы продаете бриллианты, то не многие смогут купить их, но если вы продаете дешевую бижутерию, то ее смогут купить многие».

Сознание Кришны – это настоящий бриллиант. Сколько людей носят настоящие бриллианты? Все? Люди обычно носят кристаллы сваровски. В Кали-югу все пытаются имитировать. У одного из наших преданных в Канаде дочка изучала бриллианты. Я спросил его: «А что там изучать? Двухлетний курс по изучению бриллиантов?» Довольно большое количество времени в этом курсе посвящено тому, как отличить настоящий бриллиант от поддельного, потому что есть столько поддельных бриллиантов! Сейчас разработаны технологии изготовления поддельных бриллиантов, причем очень высокого качества.

Но сознание Кришны – это настоящий бриллиант. Как можно увеличить блеск бриллианта? Чем больше вы его полируете, тем больше он будет сиять. Подобным образом, чем больше вы следуете практике сознания Кришны, тем больше будет результат. Итак, мы говорили о том, что счастье в благости в начале кажется горьким, потому что нам нужно повторять джапу, читать книги, а мы привыкли к различным глупостям. Но затем по мере практики вы внезапно обнаруживаете: «О! Оказывается, это приносит более высокий вкус!» Если бы это не приносило высший вкус, почему бы вы здесь вообще были? Сейчас многие из вас собираются ехать на фестиваль Садху Санга. Там ожидают около шести тысяч преданных. На фестивале в Одессе, который начался несколько дней назад, собралось около семи тысяч преданных. И откуда эти тысячи преданных? Они приезжают, потому что у них есть понимание ценности духовной жизни. Итак, счастье в гуне благости в начале может казаться горьким, но потом оно становится сладким.

Что такое счастье в страсти? Оно сладкое в начале, горькое в конце и происходит в результате соприкосновения органов чувств с их объектами. Давайте рассмотрим традиционные источники так называемого счастья. Например, вы пьете вино или курите сигареты, пьете водку, и какое-то удовольствие вы можете вначале почувствовать. Но что происходит затем? Есть побочные эффекты – по сути дела это просто вас убивает, поэтому продолжительность жизни мужчин в России очень маленькая благодаря водке и сигаретам. То есть, в начале эти вещи могут приносить какое-то удовольствие, но затем все это становится очень горьким. Люди, которые нарушают законы Бога и ведут беспорядочный образ жизни, часто страдают от СПИДа и других болезней.

Во второй главе Бхагавад Гиты Арджуна спросил у Кришны: «Я не знаю, в чем мой долг. Пожалуйста, объясни мне, что мне нужно делать, а что не нужно». Вы бываете иногда в положении, когда вы не знаете, в чем ваш долг? Почему Арджуна был сбит с толку? С одной стороны, он был кшатрием, его обязанностью было защищать слабых людей в обществе – стариков, женщин, детей. Ведическая концепция такова, что все эти категории людей должны быть под защитой. Но с другой стороны, ему предстояло сразиться с родственниками и людьми, которых он почитал и уважал, и он не знал, что ему делать.

И каждый из нас оказывается в подобной ситуации: «Что мне делать? Принять ли мне серьезно духовную жизнь или нет?» И Арджуна сказал Кришне: «Пожалуйста, наставляй меня». И Кришна начал давать ему наставления. Кришна сказал: «Работай для Меня. Ты не тело». Мы себя отождествляем с телом. Сколько раз в день мы подходим к зеркалу? Я не буду вас на людях спрашивать, сколько раз в день вы подходите к зеркалу, но мы все подходим к зеркалу. Зачем мы подходим к зеркалу? Чтобы посмотреть на себя красивых. Красота Кришны увеличивается каждое мгновение, и люди думают, что их красота тоже увеличилась.

Один преданный рассказал мне такую историю, которая произошла взаправду. Хозяин одного многоквартирного дома во Флориде был очень жадным. В его доме был лифт, который был очень медленным. Американцы очень страстные люди, они все хотят быстро, и все жильцы этого дома жаловались владельцу: «Замените этот лифт, он такой медленный и старый». Естественно, что владелец дома не хотел тратиться на новый лифт, поэтому он решил обратиться к одному из своих друзей:

-Что мне делать? Мне так не хочется устанавливать новый лифт.
- У тебя в лифте зеркала есть?
- Нет.
- Просто повесь на все стены лифта зеркала в полный рост.

Он повесил зеркала в полный рост на все стены лифта, и люди сразу перестали жаловаться, потому что теперь они ехали в лифте, смотрели на свое отражение в зеркале и любовались собой, и уже забыли о том, что лифт был медленным.

Мы все отождествляем себя с телом, но Кришна во второй главе Бхагавад Гиты говорит: «Вы не тело». Кто же вы? Кришна объясняет и это. Он говорит о положении души. Кто-то может сказать: «Ну, это уже какое-то устаревшее знание, эти люди пытаются нас запугать». Если вы говорите им правду о реальности, они говорят, что вы пытаетесь их запугать. Бхагавад Гита не проповедует отказ от деятельности. Бхагавад Гита говорит о том, что нужно действовать, но действовать ради правильной цели. Бхагавад Гита приводит пример листа лотоса, который плавает на воде, но ей не смачивается.

Также в Бхагавад Гите Кришна описывает историю самой Бхагавад Гиты. Кто знает, сколько лет Бхагавад Гите? Пять тысяч лет и все? В Бхагавад Гите Кришна говорит: «Раннее Я уже рассказывал эту науку богу Солнца Вивасвану», - и пять тысяч лет назад Кришна просто снова рассказал это знание Арджуне.

В восемнадцатой главе Кришна задал Арджуне вопрос: «Рассеялась ли твоя иллюзия? Слушал ли ты то, что Я говорил внимательно?» Иногда мы спрашиваем у детей: «Избавился ли ты от иллюзии?»

Кришна также спросил Арджуну:

- Слушал ли ты Меня внимательно?
- Да, я выслушал все внимательно. Моя иллюзия рассеялась, и теперь я готов действовать в соответствии с Твоими указаниями. Я предаюсь Тебе.

И каковы были указания Кришны? Говорит ли Кришна что-то, что невозможно выполнить? Кришна говорит: «Что бы ты ни ел, предлагай это Мне». В девятой главе Бхагавад Гиты Кришна говорит:

Йат кароши йад ашнаси
йадж джугоси дадаси йад
йад тапасйаси каунтейа
тат курушва мад арпанам

«Что бы ты ни делал, что бы ты ни ел, что бы ты ни дарил и отдавал, и какие бы ты аскезы ни совершал, делай это, О сын Кунти, как подношение Мне».

Разве Кришна проповедует отказ от деятельности? Он говорит: «Что бы ты ни делал». Все что-то делают. Если у вас спросить, мы узнаем, что кто-то из вас учится, кто-то работает, кто-то занимается чем-то еще. И Кришна говорит: «Что бы ты ни делал, делай это для Меня». Если вы учитесь, вы можете думать, что с помощью этого знания я смогу доказать, что даже травинка не шелохнется без воли Господа. Мы не говорим, что не нужно учиться. Или если вы бизнесмен – вы можете стать очень крупным бизнесменом, если ваша цель состоит в том, что благодаря своему бизнесу вы хотите строить храмы для Господа.

Как кто-то вчера задал вопрос: «Можно ли использовать плоды деятельности других людей в служении Кришне?» Я сказал: «Конечно, можно при условии, что вы действуете законно». Вы не можете просто войти в супермаркет и сказать: «Я забираю это бесплатно, чтобы предложить это Кришне».

Затем Кришна говорит: «Что бы вы ни ели». Сегодня утром мы говорили о Дхруве Махарадже, как он постился. Но вы не сможете так поститься. Господь Чайтанья не хочет, чтобы мы постились. У нас много пиров. Кришна говорит: «Что бы ты ни ел, предлагай это Мне». Кришна также объясняет, что Ему можно предлагать, а что нет.

Затем Он говорит: «Что бы ты ни отдавал». Вы можете делать какие-то подаяния. Кришна говорит: «Делай и это для Меня». Затем аскезы. Что такое аскезы? Что является аскезой речи? Говорить правдивые слова, регулярно декламировать Ведические писания, и говорить правду, но делать это учтиво. Чанакья Пандит говорил: «Обращайтесь с другими так, как вы хотите, чтобы обращались с вами». Вы все знаете Чанакью Пандита? Он был премьер-министром при очень могущественном царе, но сам он жил в маленькой хижине. Царь предложил ему дворец, но он сказал: «Нет, я не хочу принимать от тебя таких даров, я не хочу быть тебе обязанным. Если я буду в долгу перед тобой, тогда мне придется соглашаться со всем, что ты говоришь». Он жил очень просто, но он был очень мудрым человеком. Если вы почитаете его высказывания, вы увидите, что они основаны на Ведических писаниях. Он говорит: «Общайтесь с другими так, как вы хотите, чтобы общались с вами». Это здравое предложение? Как вы хотите, чтобы с вами обращались? Вежливо.

Допустим, вы работаете. Один преданный говорил мне: «Мой начальник очень грубый человек. Он бросает документы прямо в лицо». Это никому не понравится. То есть нужно говорить учтиво, и это аскеза. Аскеза означает о того, что пагубно влияет на духовную жизнь и принимать то, что благоприятно для духовной жизни. В наставлениях Санатане Госвами Господь Чайтанья сказал: «Принимай все, что способствует духовному развитию и отвергай все, что мешает духовному развитию».

Итак, Арджуна сказал Кришна: «По Твоей милости моя иллюзия рассеялась, и я готов делать то, что Ты говоришь». Такое же должно быть и у нас настроение – действовать в соответствии с указаниями Кришны. Господь Чайтанья дал нам несколько простых принципов. Первое Он сказал: «Будьте в обществе преданных». Помогает ли, если вы находитесь в обществе преданных? Иначе, зачем бы вы сюда приходили? Если вы общаетесь с преданными, вы получаете подлинное знание. Затем Он сказал: «Повторяйте святое имя». Повторение святого имени творит чудеса, оно очищает ваше сердце. Вы можете сказать: «Но, у меня сердце и так чистое». У нас есть много анартх, и они являются препятствиями на нашем пути. Святое имя Господа сладкое как леденец, но из-за болезни желтухи невежества наш язык не может ощутить сладость святого имени.

Благодаря садху-санге вы начинаете повторять святое имя. Если у вас спросить, как вы узнали о святом имени, то, скорее всего, у вас будут такие ответы. Кто-то может сказать: «Я пришел на лекцию в ИСККОН и узнал о святом имени», - или «Я прочитал книгу», - или «Кто-то мне просто сказал повторять святое имя», - и мы начинаем повторять святое имя. Почему вы продолжаете повторять святое имя? Потому что это приносит вам какое-то удовольствие. Харидас Тхакур повторял святое имя двадцать четыре часа в сутки, и святое имя защитила Харидаса от всех соблазнов майи. И также святое имя может и нас защитить от всех нападок майи.

Затем Господь Чайтанья сказал, что нужно читать Шримад Бхагаватам и Бхагавад Гиту. В Чайтанья Чаритамрите рассказывается такая история. Господь Чайтанья был в Южной Индии и пришел в храм в Шри Рангаме. Кто-то из вас был в этом храме в Шри Рангаме? Это очень большой храм в Южной Индии. В этом храме был один не очень грамотный брахман, который каждый день садился у колонны и вслух читал все восемнадцать глав Бхагавад Гиты. Но он был не очень образованным, поэтому, когда он читал эти шлоки, он делал много ошибок. Гуру приказал ему, чтобы он каждый день повторял все восемнадцать глав Бхагавад Гиты, и он делал это из чувства долга. Господь Чайтанья пришел туда и увидел, что этот брахман читает Бхагавад Гиту, и при этом слезы катятся из его глаз, волосы встают дыбом. Господь Чайтанья увидел, что у этого брахмана проявляются признаки экстаза.

Господь Чайтанья спросил его:

- Почему ты проявляешь эти признаки экстаза?
- Мой духовный учитель приказал мне каждый день читать Бхагавад Гиту, но я не очень образован – некоторые шлоки я произношу правильно, а некоторые с ошибками. И люди надо мной смеются, но я делаю это из чувства долга, но, когда я вижу, как Кришна стал слугой Своего преданного, колесничим Арджуны, мое сердце тает, и слезы текут из моих глаз.

Господь так смиренен, что становится колесничим Своего преданного, его слугой. Вы видели картину, на которой изображено, как Кришна несет тапочки Нанды Махараджа на Своей голове? Господь Чайтанья сказал этому брахман: «Ты по-настоящему понял смысл Бхагавад Гиты».

Бхагавад Гиту нужно читать каждый день. У кого из вас есть «Бхагавад Гита Как Она Есть?» Я знал, что будет стопроцентный отклик, тогда следующий вопрос: «Кто из вас читает Бхагавад Гиту каждый день?» Почему мы не читаем? Мы слишком заняты, но, если вы захотите найти время, вы его найдете. Этому брахману сказали каждый день читать все восемнадцать глав, но мы вас об этом не просим. Мы даем вам задание попроще: читайте каждый день хотя бы один стих с комментарием. Книга у вас уже есть, вам осталось ее только открыть. Кто из вас готов принять этот обет – каждый день читать одну шлоку с комментарием? Вы обнаружите, что это принесет вам мир на душе, ваша напряженность уменьшится, вы избавитесь от стресса. Вы можете представить себе жизнь без стресса и напряжения?

Также это избавит вас от зависти, от жадности. От этого так трудно избавиться. Но если вы будете читать Бхагавад Гиту каждый день, ваш ум будет очень спокойным. Несколько лет назад в Америке проводили опрос общественного мнения, на котором задавали вопрос: «Чего бы вы хотели иметь такого, что невозможно купить за деньги?» На первом месте был ответ: «Спокойствие ума». Если вы хотите спокойствия ума, то повторяйте святое имя и читайте Бхагавад Гиту. Прочитать один стих с комментарием не занимает много времени. Если вы можете читать еще больше, то это будет еще лучше. Начинайте с первой главы и читайте дальше по порядку. Если у вас дома есть все эти книги, почему бы вам их ни читать? Пожалуйста, читайте эти книги.

Если вы хотите быть счастливы, примите этот возвышенный метод: повторяйте Харе Кришна, общайтесь с преданными, читайте Бхагавад Гиту, ешьте Кришна-прасад и все! Никто не говорит, что вы не можете улыбаться или есть. Вы можете быть в любом из четырех ашрамов, но научитесь действовать ради удовольствия Господа. То, что вы здесь находитесь, доказывает то, что у вас есть интерес к духовной жизни. Примите этот метод серьезно, и будьте вечно счастливы. И это настоящее счастье. Прикладывайте усилия – как говорил Прабхупада, если вы делаете один шаг к Кришне, Кришна делает десять шагов к вам, потому что Он хочет, чтобы вы вернулись к Нему в духовную обитель. Следуйте наставлениям Кришны и будьте счастливы. Харе Кришна!