foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

nachodki.ru интернет-магазин

Харе Кришна! Мы приветствуем вас на сегодняшней программе.

Ом намо бхагавате васудевая
ом намо бхагавате васудевая
ом намо бхагавате васудевая

Кто из вас был на фестивале Садху Санга? Мы нуждаемся в садху санге, и утром на лекции мы говорили о важности духовного общения. Сейчас мы будем обсуждать Бхагавад Гиту. Мы написали знаменитый стих из Бхагавад Гиты на доске. Я думаю, большинство из вас знают этот стих наизусть. Мы искали в ростовском храме английскую Гиту, но нашли только на хинди. Потом мы послали преданного на квартиру, и там нашли Гиту на английском, которая была напечатана в Индии. А теперь нет Гиты на русском. Так, раньше не было ни одной Гиты на английском, а теперь их целых две.

йат кароши йад ашнаси
йадж джухоши дадаси йат
йат тапасйаси каунтейа
тат курушва мад-арпанам

ПЕРЕВОД

Чем бы ты ни занимался, что бы ты ни ел, какие бы ни приносил дары, что бы ни отдавал и какую бы тапасью ни совершал, делай это, о сын Кунти, как подношение Мне.

КОММЕНТАРИЙ

Долг каждого человека — строить свою жизнь таким образом, чтобы никогда, ни при каких обстоятельствах не забывать о Кришне. Всем нам приходится трудиться, чтобы поддерживать душу в теле, и здесь Кришна рекомендует весь свой труд посвящать Ему. Никто не может обходиться без еды, но питаться следует остатками пищи, предложенной Кришне. Каждый цивилизованный человек совершает какие-либо религиозные обряды и ритуалы; поэтому Кришна говорит: «Делай это ради Меня». Подобный образ действий называется арчаной. Каждый человек склонен делать пожертвования, поэтому Кришна говорит: «Приноси свои дары Мне». Это значит, что все имеющиеся у нас излишки денег необходимо использовать для развития Движения сознания Кришны. В наше время многие стремятся заниматься медитацией, что в нынешний век не очень практично, но тот, кто постоянно медитирует на Кришну, повторяя на четках мантру Харе Кришна, безусловно, самый великий йог и мистик — подтверждение этому есть в шестой главе «Бхагавад-гиты».

ЛЕКЦИЯ

Ом агьяна тимирандхасья
гьянангьяна шалакая
чакшур унмилитам ена
тасмаи шри-гураве намаха

Как я говорил раньше, это известный стих из Бхагавад Гиты, в котором Кришна говорит, что мы должны действовать ради Его удовлетворения. Сегодня мы хотим сказать о важности регулярного изучения Бхагавад Гиты. Чайтанья Махапрабху дал наставление, чтобы мы каждый день читали Бхагавад Гиту и Шримад Бхагаватам, поэтому во всех храмах ИСККОН утром мы изучаем Шримад Бхагаватам, а вечером Бхагавад Гиту. Бхагавад Гита дает нам знание о настоящей цели человеческой жизни. В первой песне Бхагаватам можно прочитать об уходе Господа с Земли. Затем там описан своевременный уход Пандавов.

Когда Арджуна увидел признаки, по которым он понял, что Господь покинул этот мир, он очень опечалился. Для нас в нашем обусловленном состоянии постичь силу чувств, которую испытывает Арджуна или гопи в разлуке с Кришной просто непостижимо. Даже великие мудрецы не могут понять глубину любви, которую испытывают гопи к Кришне. Однажды, у Кришны в Двараке заболела голова, и Нарада Муни пришел Его проведать. Кришна сказал: «У Меня очень сильно болит голова, и вылечить Мою головную боль можно только, если Я получу пыль со стоп Моих преданных». Это подобно тому, как вы мажете виски бальзамом «Золотая звезда», чтобы избавиться от головной боли. Кришна хотел нанести наголову пыль стоп Своих преданных. Кришна всегда чувствует Себя в большом долгу перед преданными.

Нарада Муни обращался к разным категориям преданных. Он обращался к гьяни, к йогам, он даже обращался к женам Кришны, но все они отказывались. Нарада Муни пришел к Кришне и сказал: «Я обращался к многим преданным, но все они отказались, сказав, что за это они попадут в ад. И гьяни, и йоги, и даже Твои жены – все отказались». Кришна спросил у него:

- А ты был у гопи во Вриндаване?
- О! забыл!

Затем он отправился во Вриндаван. Там он увидел, что все гопи смотрели в сторону Двараки. Когда гопи узнали, что у Кришны болит голова, и для того, чтобы вылечиться Ему нужна пыль со стоп Его преданных, они с радостью сказали: «Бери, бери, сколько нужно!» - и Нарада Муни принес пыль с их стоп Кришне.

Арджуна также является вечным спутником Господа. Кришна сказал: «Много раз мы приходили с тобой в этот мир, о Арджуна, но Я помню все эти явления, а ты нет». Арджуна очень тосковал в разлуке с Кришной, но затем он начал вспоминать различные трудные ситуации, из которых он выходил победителем только благодаря помощи Кришны, его друга. Один из случаев, который вспомнил Арджуна, был случай, когда Арджуна поразил глаз рыбы, подвешенной под потолком. Друпада был отцом Драупади, и он поставил практически невыполнимое условие для тех, кто хотел взять в жены его дочь. Под потолком было закреплено колесо, которое постоянно вращалось, на нем была рыба. Нужно было стрелой попасть в глаз этой рыбы, но смотря не на нее, а смотря на ее отражение в воде, которая постоянно колебалась. Это невозможная цель, но Арджуна поразил эту мишень. Почему? Потому что ему помог Кришна.

Затем Арджуна вспомнил еще одну историю, как, однажды Дурваса Муни вместе со своими десятью тысячами учеников навестили дворец Дурвасы Муни. Дурйодхана принял их очень хорошо, он всех накормил прасадом. Дурваса Муни не путешествует один. К счастью, ему не нужно покупать билеты Аэрофлота или получать визы. Он путешествует в пространстве благодаря своим мистическим силам. Кто-то из вас способен на это? Дурваса Муни остался очень доволен приемом, который оказал Дурйодхана, и из учтивости он спросил его: «Могу ли я что-нибудь сделать для тебя?» Если кто-то что-то для вас сделает, вы чувствуете себя очень обязанными ему и спрашиваете: «Могу ли я Вас как-то отблагодарить?» Дурйодхана сказал: «Если ты хочешь меня отблагодарить, пожалуйста, навести моего двоюродного брата Юдхиштхиру. Точно так же, как ты освятил мой дом своим присутствием, освяти дом Юдхиштхиры, но приди к нему домой после того, как он уже пообедает». Дурйодхана знал, во сколько Юдхиштхира обедает каждый день.

Дурваса Муни пришел к Юдхиштхире. Юдхиштхира сказал: «Проходите, вкусите с нами прасада». Ведический этикет таков, что даже если к вам в дом приходит враг, вы должны тепло встретить его и накормить прасадом. Прабхупада хотел, чтобы каждый, кто приходил в наш храм ИСККОН, особенно в Индии, получал прасад. Иногда мы проводим программы в Индии, на которые приходят тысячи человек, и каждого мы угощаем по крайней мере каким-то прасадом. Во многих храмах мы постоянно раздаем очень вкусный киччри и халаву.

Итак, Юдхиштхира пригласил Дурвасу отобедать. Дурваса сказал: «Хорошо, мы только примем дневное омовение, а потом придем». Санньяси должен принимать минимум три омовения в день. В некоторых обществах люди не моются неделями. Вы знаете, что это за общество? Одно из таких обществ – это французы. Когда я учился во Франции, я обнаружил, что люди там не моются целыми неделями. Именно поэтому Франция стала родиной парфюмерной промышленности. Поскольку люди не мылись, и тело их попахивало, они изобрели столько разных духов и одеколонов, чтобы скрыть этот запах.

Итак, Дурваса Муни отправился омываться, а Юдхиштхира сказал Драупади: «Пожалуйста, приготовь прасад на Дурвасу Муни и его учеников». Драупади очень обеспокоилась. Она сказала: «Я не смогу! Мы ведь уже пообедали! Мой акшая-патра ничего не приготовит до следующего утра!» Акшая-патра – это особый горшок, который Бог Солнца подарил Драупади. Этот акшая-патра мог приготовить еды для бесконечного количества людей, но только, пока Драупади сама не поест. Драупади уже пообедал, и именно поэтому Дурйодхана сказал Дурвасе прийти к Юдхиштхире только после того, как они пообедают. Дурйодхана и его отец перепробовали все, что можно было найти под солнцем, чтобы уничтожить Пандавов.

Но говорится: «Кого Кришна хочет защитить, никто не сможет уничтожить, а кого Кришна захочет уничтожить, никто не сможет защитить». Дурваса Муни известен тем, что его очень легко удовлетворить, и также очень легко разгневать. Поэтому Драупади была очень обеспокоена. Она думала: «Вот сейчас Дурваса Муни со своими учениками придет, а у нас ничего нет поесть. Тогда он разгневается и проклянет нас». У преданного и в счастье, и в горе есть только один близкий друг – Кришна. Драупади обратилась к Кришне: «Кришна, спаси нашу честь. Мы сейчас в трудной ситуации!» И в этот момент она услышала стук в дверь. Кто там? Кришна. Кришна вошел и сказал: «Я очень голоден, накорми меня скорее». Она сказала: «Я уже поела, и ничего не осталось». Кришна спросил: «А ты точно уверена, что ничего не осталось? Я буду доволен даже если ты дашь мне одно зернышко. Покажи свой горшок». Он увидел, что на дне горшка осталось какое-то зернышко риса. Кришна сказал: «Ты говоришь, что ничего нет, но мне этого хватит».

Когда вы поливаете корень дерева, вы питаете все дерево, если пища попадает в желудок, то все тело получает насыщение. Подобным образом, если вы поклоняетесь Кришне, тем самым вы выполняете все свои другие обязанности, включая обязанности по отношению ко всем полубогам. У нас есть долг перед очень многими полубогами. Бог Солнца каждый день поставляет нам свет. Вам приходит счет за свет от Вивасвана? У нас здесь есть Вивасван дас, но это не изначальный Вивасван. Индра посылает дожди. Чандра дает свет ночью. Мы пользуемся благами от многих полубогов. Как всем заплатить по счетам? Если вы поклоняетесь Кришне, то тем самым вы оплачиваете все долги всем полубогам.

Когда Кришна съел это зернышко риса, то все брахманы вдруг почувствовали, что они объелись. Когда Дурваса Муни и его ученики омывались в реке, их неожиданно охватила икота. Дурваса понял, что происходит какая-то лила Кришны – неожиданно они почувствовали себя так, как будто они много поели. Дурваса подумал: «Сейчас мы пойдем к Юдхиштхире домой, они там наготовили много прасада, мы не сможем поесть, и это будет большим оскорблением». Дурваса сказал своим ученикам: «Пойдемте отсюда поскорее. Не пойдем к Юдхиштхире на обед». Кришна сказал Бхимасене: «Иди, позови Дурвасу. Скажи ему, что прасад готов, и чтобы он шел обедать». Бхимасена отправился на реку и стал звать: «Дурваса Муни, прасад готов, мы вас ждем, идите скорее!» Но никто не ответил. Дурваса Муни уже один раз обжегся, когда оскорбил Амбаришу Махараджа. Иногда люди начинают завидовать возвышенным преданным.

Арджуна вспомнил историю, как Кришна спас честь Пандавов. Это подробно описано в первой песне Шримад Бхагаватам. Так Арджуна вспоминал разные случаи, когда Кришна помогал ему. Но затем Арджуна стал вспоминать наставления Кришны в Бхагавад Гите, и когда он начал медитировать на наставления Кришны в Бхагавад Гите, он почувствовал, что Кришна находится рядом с ним, и вся его скорбь прошла. До этого он сокрушался: «Кришна ушел, Кришна ушел», - но затем его скорбь прошла. Шрила Прабхупада объясняет, что подобным образом мы должны медитировать на наставления Кришны, и тогда мы тоже будем ощущать присутствие Кришны. Но медитировать вы сможете только, если прочитаете Бхагавад Гиту.

Итак, в этом стихе Кришна вдохновляет нас действовать для Его удовольствия. Мы никогда не должны думать, что, если мы будем действовать ради удовлетворения Кришны, мы останемся в проигрыше. На самом деле, мы всегда будем в большом выигрыше. Бхагавад Гита не проповедует отказ от деятельности. Кришна сказал Арджуне: «Сражайся в этой битве, сосредоточив на Мне ум и разум». Итак, мы должны научиться действовать ради удовлетворения Господа, как объясняется в этом стихе. Сначала Кришна говорит: йат кароши – что бы ты ни делал. Все ведь что-то делают – то или иное. Кришна говорит: «Делай это для Меня». Но это не означает, что вы делаете что-то неодобренное, например, что-то, что нарушает законы государства. Мы должны воздерживаться от таких действий. Или если что-то противоречит философии сознания Кришны – мы должны воздерживаться от такой деятельности. Но так или иначе, все в целом заняты какой-то деятельностью, и эту деятельность нужно посвятить Господу.

Затем Он говорит: ашнаси – что бы ты ни ел. Мы все что-то едим. Дхрува Махарадж отправился искать Бога, Нарада Муни дал ему мантру и сказал ему сделать образ Господа и медитировать на него. Дхрува Махарадж совершал очень суровые аскезы. Если бы вам сказали следовать таким аскезам, вы бы сразу убежали. В первый месяц своих аскез он ел раз в три дня. Во второй месяц он ел уже раз в шесть дней. Но нам необязательно следовать таким строгим аскезам. Вы можете есть столько раз в день, сколько хотите. Я видел много случаев того, как, когда преданные присоединяются к движению, они худые, а через какое-то время становятся полными. Иногда преданные в таком экстазе вкушают прасад, что говорят: «Мы в самадхи, нас не беспокойте». Не беспокойтесь – можно есть, но ешьте Кришна-прасад. Кришна-прасад – это пища, предложенная Господу. Когда вы готовите прасад, вы должны думать, что вы готовите это для Господа.

В Чайтанья Чаритамрите описана прекрасная история о Мадхавендре Пури. Во сне Господь пришел к нему и сказал, что в земле закопано Его Божество. Мадхавендра Пури рассказал об этом сне другим бриджабаси. Они пошли в то место, которое он увидел во сне, начали копать там, и обнаружили то Божество, которое он увидел во сне. Мадхавендра Пури провел установление Божества, в котором приняли участие все бриджабаси, но после того, как поклонение продолжалось два года, Господь опять пришел к нему во сне и сказал: «Мне все равно еще очень жарко, пожалуйста, принеси для Меня сандаловой пасты».

После этого Мадхавендра Пури отправился от Говардханы в Ориссу, чтобы принести сандаловой пасты. Он пришел в знаменитый храм Радхи Гопинатхи. Это очень древний храм, и в нем очень красивые Божества Радхи и Кришны. Говорят, что эти Божества находятся там с того времени, когда Рамачандра был на Земле. Господь Рама рассказывал Сите, что в Двапара-югу Он придет на Землю вместе с Радхарани. Он лично сделал эти Божества, и Им поклоняются в этом храме. Это очень древний храм. В этом храме Божествам предлагают особый сладкий рис. Его даже называют амрита-кели, райским нектаром. Мадхавендра Пури подумал: «Если мне удастся попробовать этого сладкого риса, то, когда я вернусь, я смогу готовить такой же сладкий рис своему Божеству». Но это желание появилось у него в тот момент, когда предлагали сладкий рис, поэтому ему стало стыдно, и, не попробовав сладкий рис, он ушел из храма. Когда мы готовим прасад, мы должны думать, что мы готовим это для Господа, и Господь должен первым поесть это. Мы можем поесть только после того, как подношение завершено. Итак, Кришна вдохновляет нас есть только кришна-прасад. Кришна говорит: «Те, кто едят пищу, непредложенную Мне, едят один лишь грех».

Затем Кришна говорит: «Что бы ты ни предлагал, делай это для Меня. Какие-бы аскезы ты ни совершал, делай это для Моего удовольствия». Кришна вдохновляет нас следовать определенному виду аскезы. В Бхагавад Гите Кришна говорит, что от трех вещей никогда нельзя отказываться – от ягьи, даны и тапасьи, аскезы. Без какого-то вида аскезы невозможно духовно развиваться или постичь Господа. Обычно, люди боятся аскез: «Аскеза! О! Это так болезненно!» Но духовные аскезы приносят безграничное счастье. Это подтверждает Господь Ришабхадева в Пятой песне. Господь Ришабхадева также был воплощением Бога, как и Капиладева. Утром мы говорили о наставлениях Капиладевы о привязанности к преданным. Капиладева говорит, что привязанность к материалистам становится причиной рабства, а привязанность к святым людям становится причиной освобождения. Господь Капиладева сказа, что совершение преданного служения в обществе преданных приносит человеку отвращение к чувственным наслаждениям. Выполняя преданное служение в обществе преданных, вы начинаете обретать отвращение к чувственным наслаждениям. Поэтому мы должны стремиться выполнять служение в обществе преданных.

Точно так же, как Господь Капиладева давал наставления, Господь Ришабхадева тоже давал наставления. Ришабха на Санскрите значит лучший. Кто-то может быть лучше Бога? Нет. Господь Ришабхадева говорит: тапо дивйам путрака ена саттвам шуддхйед йасмад брахма-саукхйам тв анантам – Мои дорогие сыновья, совершайте аскезы ради удовлетворения Всевышнего Господа. Но что я получу взамен? Я терпеть не могу аскезы, но Господь Ришабхадева дает вам надежду. Он говорит, что в результате аскез вы обретете безграничное духовное счастье. Господь Чайтанья говорил, что одно из благ повторения святого имени – это ананда буддхи вардханам, безграничное духовное счастье. Материальная аскеза приносит боль. Вам нравится, когда врач во время операции разрезает ваше тело? Нет, поэтому принимают наркоз, чтобы вы не чувствовали боли. Но духовное счастье безгранично. Господь Ришабхадева говорит, что, если вы будете совершать аскезы, вы получите безграничное духовное счастье.

В восемнадцатой главе Бхагавад Гиты Кришна объясняет три вида счастья. До этого Кришна уже описал три гуны материальной природы. Кришна описывает, что является счастьем в благости, страсти и невежестве. Как Кришна определяет счастье в благости? Оно горькое в начале, сладкое в конце. Вы можете сказать: «А нельзя ли, чтобы оно было сладким и в начале, и в конце?» Нет, оно горькое в начале, сладкое в конце и пробуждает человека к самоосознанию. Что является характеристикой счастья в страсти? Оно сладкое в начале, горькое в конце и происходит в результате соприкосновения органов чувств с объектами восприятия. Почему счастье в страсти сладкое в начале и горькое в конце? Если проанализировать традиционные так называемые источники счастья, будь то мясоедение, незаконный секс или одурманивание себя, в начале они приносят какую-то радость, но затем становятся источниками страданий. Все они ведут к болезням, и потом также вам придется страдать за то, что вы нарушили законы Бога. Если вы хотите узнать, какие бывают наказания за нарушение законов Бога, почитайте пятую песнь Шримад Бхагаватам. Там есть глава, которая называется «Адские планеты». Кто из вас читал эту главу? Это очень пугает!

Кришна говорит, что счастье в страсти сладкое в начале и горькое в конце. В наше время рак – это широко распространенная болезнь. Раньше заболеть раком мог заболеть один человек из десяти тысяч, но сейчас люди болеют раком гораздо чаще. Главным образом рак вызван дурными привычками. Если вы проанализируете многие болезни, вы увидите, что все они вызваны дурными привычками. Так что это все сладкое в начале и горькое в конце. Но счастье в благости горькое в начале и сладкое в конце и пробуждает человека к самоосознанию. Духовная жизнь в начале может казаться немного горькой. Вам будет немного горько вставать рано утром, вам также будет немного горько повторять Харе Кришна, потому что вы так привыкли к праджалпе и мирским песням. Иногда, когда люди слышат о наших регулирующих принципах, они говорят: «А тогда какой смысл жить, если всего этого нельзя делать?» Один человек пришел ко мне и сказал: «Лучше сразу умереть, чем жить по этим принципам». В начале это горькое, потому что мы так привыкли ко всяким глупостям, но, когда вы начинаете повторять святое имя, читать книги, общаться с преданными, служить Господу, вы начинаете испытывать другой уровень счастья. Почему? Потому что духовное счастье совершенно отличается от материального счастья. У материального счастья есть начало и конец, но духовное счастье усиливается по мере того, как мы предаемся Господу. Даже если вы не достигли высокого уровня духовного развития, вы должны знать философию и в каком направлении нужно двигаться. Если бы повторение святого имени не приносило удовлетворение, зачем бы тогда тысячи людей делали это? Итак, мы должны совершать аскезы для удовольствия Кришны, и это также принесет нам удовольствие.

В восемнадцатой главе Бхагавад Гиты Кришна спросил Арджуну: «Внимательно ли ты выслушал эту философию?» Во второй главе Бхагавад Гиты Арджуна сказал Кришне: «Я не знаю, в чем мой долг», - и Кришна начал объяснять ему философию. Затем Кришна спросил его: «Выслушал ли ты это внимательно?» Что тем самым говорит нам Кришна? Мы должны слушать философию и святое имя внимательно. Когда вы ведете машину, в особенности, когда скользко или идет дождь, разве вы не внимательны при этом? Что может случиться, если вы будете невнимательными? Авария. Мы должны слушать внимательно. Арджуна сказал: «О, непогрешимый! Моя иллюзия рассеялась. По Твоей милости память вернулась ко мне». Когда по милости Прабхупады и садху мы приходим к сознанию Кришны, мы начинаем понимать, что должны заниматься служением Богу. Затем Арджуна сказал, что теперь он готов действовать, как приказал ему Кришна.

Каждый должен сделать себе правилом регулярно читать Бхагавад Гиту. Кто из вас читает Бхагавад Гиту каждый день? В Чайтанья Чаритамрите есть одна очень замечательная история. Я уже рассказывал эту историю раньше, но духовные истории никогда не надоедают. Однажды, Господь Чайтанья пришел в храм в Шри Рангаме. Там был один необразованный брахман, но он пытался читать все восемнадцать глав Бхагавад Гиты. Люди там знали, что он неграмотен и высмеивали его, говоря: «Этот неграмотный брахман пытается делать вид, что он великий пандит». Некоторые шлоки он произносил неправильно, но ему было все равно. Он даже не понимал значение некоторых стихов, но его это также не волновало. Его гуру приказал ему каждый день читать восемнадцать глав Бхагавад Гиты. Несмотря на то, что люди дразнили и высмеивали его, он каждый день читал восемнадцать глав Бхагавад Гиты.

Когда Господь Чайтанья увидел его, Он увидел, что, читая Бхагавад Гиту, он проявляет все признаки экстаза. Какие есть признаки экстаза? Слез льются из глаз. У вас, когда вы повторяете святое имя, из глаз слезы льются? А волосы у вас дыбом встают? А тело дрожь пробивает? Нет? Но у этого брахмана проявлялись все эти признаки. Господь Чайтанья увидел, что этот брахман испытывает экстаз. Он спросил его: «Что в Бхагавад Гите заставляет тебя проявлять эти признаки экстаза?» Брахман рассказал свою историю. Он сказал: «Я неграмотный, я не все понимаю, я просто стараюсь следовать наставлению своего гуру, но, когда я вижу изображение Кришны, где Он становится колесничим Арджуны и вывозит его колесницу посреди армий, у меня проявляются все эти признаки экстаза». Господь Чайтанья обнял его и сказал: «Ты говоришь, что не понимаешь Бхагавад Гиту, но ты на самом деле понял суть Бхагавад Гиты». После этого четыре месяца Господь Чайтанья подробно объяснял ему Бхагавад Гиту. Шрила Прабхупада объясняет, что, хотя этот брахман был необразованным, он, следуя наставлениям гуру просто читал ее, и в результате этого Господь лично пришел к нему, поскольку Господь Чайтанья это Сам Бог.

Также мы должны стараться читать Бхагавад Гиту. Даже если вы в день прочитаете один стих и один комментарий, это будет очень хорошо. Вы можете спросить: «Что же это мне даст?». Это заострит ваш разум, а какое благо даст вам острый разум? Какой нож вы выбираете, когда готовите на кухне? Ржавый или острый? Острый, потому что им легко резать. Также нужно затачивать свой разум, чтобы было легко разрезать майю, шинковать ее. И как можно заострить свой разум? Повторяя мантру и читая книги. Если вы не читаете, ваш разум становится тупым, но, когда вы регулярно читаете, ваш разум становится острым. Когда вы каждый день повторяете святое имя, ваш разум становится острым. Старайтесь читать.

И также проповедуйте, давайте это знание другим. Утром на лекции я говорил, что мы не должны быть скупцами. Нужно делиться этим знанием с другими. Хотите узнать самый короткий путь обратно к Богу? Иногда преданные спрашивают: «Махарадж, есть ли какой-то более короткий путь вернуться обратно к Богу?» Проповедуйте – это самый короткий путь. Участвуйте в различных проповеднических программах – распространении книг, харинамах и т.д. Бхакти-врикши, намахатты – все это разные способы проповеди. Участвуйте во всех этих проповеднических программах, и это поможет вам духовно развиваться. Мир страдает. Почему? Потому что люди забыли о Боге. Мы должны помочь им, дав им знание. Когда Шрила Прабхупада приехал в вашу страну в 1971 году, здесь не было преданных. Он посадил здесь семя сознания Кришны, и теперь здесь тысячи преданных. Кто-то прилагал усилия, и благодаря этому проповедь развивалась. Если вы все также будете прилагать усилия, проповедь будет расширяться.

Бхагавад Гита является сутью всего Ведического знания. Читайте ее регулярно, и это вам поможет. Господь Чайтанья обобщил все принципы преданного служения в пяти главных. Садху-санга – духовное общение. Вы сможете прожить без общества преданных? Иногда есть преданные, которые все время придираются к преданным: «У него такой-то недостаток, у него такой-то», - но мы должны стараться видеть во всех хорошее.

Второе наставление – это повторение святого имени. Вы можете сохранить духовную жизнь, не повторяя святое имя? Третье - это слушать Шримад Бхагаватам и Бхагавад Гиту. Четвертое – это жить в Ростове. Там говорится матхура-васа, но если вы все уедете жить в Матхуру, то кто останется проповедовать в Ростове? На практике в современном мире это означает, что вы должны жить, где живете, но принести в свой дом атмосферу сознания Кришны. Вриндаван можно создать везде. То место, где вы прославляете Господа, становится Вриндаваном. Так что превратите Ростов во Вриндаван. Это возможно, если все вы будете стараться это делать. Итак, четвертый принцип – это матхура-васа.

Пятый принцип – это поклонение Божествам с верой и преданностью. Я знаю, что у многих преданных дома есть Божества Гаура Нитай. Но даже у тех, у кого дома Божеств нет, есть изображения Божеств. Это тоже хорошо. Бог — это личность, и Он приходит к нам в образе Арча Виграхи. Так что нужно поклоняться Господу с верой и преданностью.

В заключении, я прочитаю письмо Шрилы Прабхупады, в котором он описывает, какие у нас должны быть отношения друг с другом. Это письмо Прабхупада написал Тамалу Кришне Махараджу в 1968 году.

«Преданные должны ценить ценность других преданных, никто не должен никого критиковать. Поскольку все заняты служением Господу в соответствии со своими способностями, Кришна хочет видеть, насколько преданный искренен в служении Ему. С материальной точки зрения мы можем видеть, что служение одного человека важнее, чем служение другого, но это наше материальное видение. С духовной точки зрения служение, которое оказывает Кришне теленок, и служение, которое оказывают Кришне Радхарани и Ее спутницы, одинаковы. Кришна настолько добр, что принимает служение любого, если оно искренне предлагается Ему».

Здесь Прабхупада делает много разных высказываний. Он говорит, что все должны ценить других преданных. Вы не должны думать: «Важно только то, что делаю я! То, что делает он совершенно неважно! Кому какое до этого дело!» Потом он говорит, что никто не должен критиковать других. Мы обожаем критиковать других, но мы не должны это делать. Двиджа Кришна никогда никого не критикует. Все заняты служением Господу в соответствии со своими способностями. У кого-то может быть больше способностей, у кого-то меньше. Когда Господь Рама строил мост на Ланку, Хануман бросал в океан огромные валуны. Там был маленький паучок. Он также пытался как-то расплескивать воду, чтобы сделать проход для Господа Рамы. По сравнению с усилиями Ханумана усилия этого паучка были совершенно ничтожными. Хануман сказал ему: «Уходи с дороги! Не мешайся!» Но Рама отчитал его: «Этот паучок служит в соответствии со своими способностями».

В сознании Кришны кто-то может быть Хануманом, а кто-то паучком, но, если мы служим в соответствии со своими способностями, это нужно уважать. Для того, чтобы выжить в сознании Кришны, не нужно быть господином Геркулесом. Кришна ценит наше служение в соответствии с нашими способностями. На духовном уровне Кришна уважает служение каждого. Мы также должны уважать друг друга, избегать праджалпы и критики. Рупа Госвами говорит, что праджалпа разрушает духовную жизнь. Иногда преданные говорят: «Как же я проживу без праджалпы?» Без нее можно прожить очень легко. Харе Кришна!