foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Я хочу поприветствовать вас на воскресной программе. Есть ли кто-то, кто в первый раз пришел на лекцию в храм ИСККОН? Давайте особенно поприветствуем тех, кто в первый раз пришел на лекцию в наш храм.

Когда Прабхупада открыл первый храм ИСККОН в Нью Йорке он начал проводить там воскресные программы, и сейчас во всех храмах ИСККОН проходят воскресные программы. Эти программы дают возможность преданным, которые живут дома, работают, занимаются бизнесом и т.д., приходить в храм каждое воскресенье, слушать философию, участвовать в киртане и вдохновляться на духовную жизнь. Кто из вас приходит в храм на каждую воскресную программу? Все преданные каждую неделю должны приходить на воскресную программу в храм.

Конечно, сейчас наши возможности немного ограничены – когда у нас был пандал, каждое воскресенье собиралось до тысячи человек. Кто знает, может быть когда-нибудь у нас будут еще лучшие возможности, чем сейчас. Это движение сознания Кришны основывается на философии, содержащейся в Ведических писаниях, а также данной Шри Чайтаньей Махапрабху и ачарьями. Чайтанью Махапрабху называют самым милостивым воплощением – патита павана хету тава аватара. И для чего пришел Господь Чайтанья? Для того, чтобы спасти падших людей Кали-юги. Вот вы, преданные, к какой категории людей относитесь – падших или парамахамс? Я просто хочу понять, актуальны ли наставления Господа Чайтаньи для этой аудитории или нет. Господь Чайтанья пришел для того, чтобы спасти падших людей Кали-юги, и все мы падшие люди Кали-юги.

Господь Чайтанья подробно описал метод преданного служения Санатане Госвами и Рупе Госвами. В свое время эти два брата руководили самым богатым царством на Земле. Пятьсот лет назад самой богатой страной мира была Индия. Америки в то время еще не было. Ее открыли уже попозже. И самым богатым царством в Индии была Бенгалия. Рупа и Санатана по сути дела управляли этим царством от имени царя, но в глубине души они хотели одного – присоединиться к Чайтанье Махапрабху и путешествовать вместе с Ним.

Первым с правительственной службы ушел Рупа Госвами, и когда он ушел со службы, у него было столько золотых монет, что понадобился целый небольшой корабль, чтобы увезти их. В наше время используют бумажные купюры, и с каждым годом они становятся все тоньше, и в металлических монетах металла становится все меньше. Но пятьсот лет назад использовали золотые монеты. Рупа Госвами распределил свое богатство очень показательным образом: половину своего богатства он раздал брахманам, настоящим брахманам, а не каким-то показным. В наше время есть много показных брахманов. Двадцать пять процентов он раздал родственникам, а остаток он оставил на непредвиденные расходы. Спустя какое-то время Санатана тоже оставил службу у царя.

Чайтанья Махапрабху очень подробно объяснил метод преданного служения Рупе и Санатане Госвами. Поскольку наше время ограничено, мы лишь вкратце расскажем об основных наставлениях, которые Господь Чайтанья дал Санатане Госвами. Для того, чтобы подробно описать наставления, которые Господь Чайтанья дал Рупе и Санатане, потребуются недели. Господь Чайтанья описал пять главных принципов преданного служения. Он описал много принципов, и потом сказал, что эти пять – самые важные. Я уверен, что вы уже раньше о них слышали, но метод сознания Кришны заключается в том, что вы слушаете снова и снова, а не так, что вы один раз услышали и больше нет. Как работает реклама? Здесь есть специалисты по рекламе? Как работает реклама? Вас снова и снова бомбардируют одними и теми же слоганами. Все знают, что есть телефоны Самсунг, но, куда бы вы ни пошли, вы всегда увидите их рекламные щиты. Те, кто смотрят телевизор, наверное, видели их рекламу по телевидению, а те, кто слушают радио, наверное, слышали их рекламные ролики по радио. Они постоянно вам напоминают: «Если вы хотите купить телефон, покупайте Самсунг». Если бы у нас было достаточное количество денег, то мы бы повсюду развесили рекламные щиты: «Повторяйте Харе Кришна и будьте счастливы!» Но пока, по милости Кришны, у нас нет столько денег, чтобы выбросить их на ветер. Мы проводим лекции, преданные приходят, слушают снова и снова, и постепенно это послание входит в их сердце.

Итак, Господь Чайтанья описал пять главных принципов бхакти, и они таковы. Первое – это садху-санга. Потом – нама-киртанам, повторение святого имени. Третье – слушание Бхагаватам. Четвертое – матхура-васа или москва-васа. Пятое – поклонение Божествам с верой и преданностью. Мы вкратце обсудим эти пять главных принципа преданного служения.

Первое, о чем говорит Господь Чайтанья – это садху-санга. Это также было темой наших лекций на недавно завершившемся фестивале на Черном Море. Садху-санга – это тема всех наших фестивалей. В третьей песне Бхагаватам приводится описание беседы Девахути и Капиладевы. В истории было два Капиладевы – один настоящий, а другой самозванец. Поэтому, когда Прабхупада выпустил книгу, которая была основана на его лекциях о наставлениях Капиладевы, он назвал ее: «Учение Господа Капилы, сына Девахути». Девахути знала, что ее сын – воплощение Бога. Как называют воплощения Бога? Аватарами. Как я объяснял, сейчас «Аватар» стало модным словом по всему миру благодаря голливудскому режиссеру, который снял фильм «Аватар». Фильм не имеет никакого отношения к преданного служения, но он называется «Аватар».

Девахути обратилась к нему и сказала: «Ты мое трансцендентное око. Пожалуйста, скажи мне, как я могу освободиться от рождения и смерти. Ты топор, которым можно срубить древо материальных привязанностей». Господь был очень доволен ее вопросами. Точно так же, как Шукадева Госвами был очень доволен вопросом Махараджа Парикшита: «Что должен делать человек, стоящий на пороге смерти?» Господь сказал: «Нужно перенести свою привязанность на святых людей». Господь объяснил, что привязанность к материалистам – это причина рабства, а привязанность к преданным – это причина освобождения.

Затем Господь сказал, что преданное служение нужно совершать в обществе преданных, особенно в обществе возвышенных преданных. Господь сказал, что когда вы начинаете служить в обществе преданных, у вас развивается отвращение материальным наслаждениям, а когда у вас появляется отвращение к чувственным наслаждениям, к чему у вас появляется вкус? К преданному служению. Итак, Господь Капиладева вдохновляет нас общаться с преданными, особенно с возвышенными преданными. В четвертой песне Бхагаватам можно прочитать наставления Нарады Муни Дхруве Махараджу. Мачеха оскорбила Друву Махараджа, и когда он обратился за помощью к родной матери, она сказала: «Я не могу тебе помочь. Только Бог может помочь тебе». Тогда Дхрува решил пойти в лес, чтобы найти Бога. Когда он уходил из дома, появился Нарада Муни. Нарада Муни хотел испытать Дхруву. Он сказал: «Не принимай всерьез слова своей мачехи. Иди играй. Сейчас возраст для игр», - но Дхрува был решительно настроен и сказал: «Если ты не хочешь помочь мне, то я пойду дальше».

Тогда Нарада Муни дал ему ряд наставлений. Нарада Муни убедился, что мальчик решительно настроен и дал ему мантру ом намо бхагавате васудевая. Он объяснил ему, как сделать образ Господа из глины и воды. Также он объяснил ему, что у каждого цивилизованного человека могут быть три вида общения. Можно общаться с более продвинутыми, с равными и с менее продвинутыми. Когда у вас есть возможность общаться с более продвинутыми, вы должны радоваться этому. Почему? Потому что, общаясь с ними, вы услышите философию, которая поможет вам усилить желание служить Господу. Например, на недавно закончившемся фестивале были разные семинары, которые читали старшие преданные. Были ли там семинары по мировой экономике, мировой политике, спорту или кино? Нет, потому что эти темы не интересуют тех, кто утвердился на пути преданного служения. Находясь в обществе более продвинутых, вы услышите то, что поможет вам на пути самоосознания. В Чайтанья Чаритамрите говорится:

Садху санга садху санга
сарва шастра кахе
лава матра садху санга
сарва сиддхи хайа

Если человеку выпадает возможность общаться с садху даже двенадцатую долю секунды, это может начать его духовную жизнь. Есть много примеров того, как люди встречались с Прабхупадой всего на протяжении нескольких минут, но это становилось началом их духовной жизни. Прабхупада приехал в вашу страну, посадил семя бхакти в сердце одного преданного, он начал проповедовать, и сейчас в вашей стране тысячи преданных. Первым преданным, которого сделал Прабхупада в вашей стране был Ананта Шанти Прабху, недавно он оставил тело. Итак, когда-мы встречаем кого-то более продвинутого, мы должны радоваться этому.

Что происходит, когда мы встречаемся с равными? Нарада Муни говорит, что нужно развивать с ними дружеские отношения. Мы вместе работаем, вместе проповедуем, вместе изучаем писания, вместе вкушаем прасад. В обществе преданных мы будем вдохновлять друг друга, если прежде всего будем обращать внимание на хорошие качества в других преданных. Для того, чтобы развить гармоничную атмосферу в среде преданных, нужно избегать придирок, критики, праджалпы. Мы должны дружить и вместе проповедовать. Когда Господь Чайтанья начал Свое проповедническое движение, Он посылал преданных проповедовать в парах.

Если вы встречаете кого-то менее продвинутого, вы должны проявлять к нему сострадание. Что значит сострадание? Нужно давать им знание, которое поможет им сделать жизнь совершенной. Если бы не сострадание Шрилы Прабхупады, были ли бы мы здесь сегодня? В пожилом возрасте, в шестьдесят девять лет он отправился проповедовать на Запад.

Итак, мы должны построить свою жизнь таким образом, чтобы в ней всегда было общение с преданными. Все, кто работают, учатся, должны завести селе за правило каждую неделю по воскресеньям приходить в храм, получать даршан Божеств, слушать лекцию, общаться с преданными в конце вкушать кришна-прасад. Без прасад любая программа незакончена. Часто можно увидеть, что на лекции двести человек, а на прасаде уже четыреста. Это международный феномен, это происходит не только в Индии. В Индии, конечно, это более явно, но я видел это и в других местах. Люди могут не соглашаться с нашей философией, но никто никогда не будет возражать против вкуса нашего прасада. У меня был такой опыт во многих местах.

Однажды, я проповедовал в одной из мусульманских республик СНГ, и на встречу со мной пришел один журналист. Он начал спорить: «Зачем вы нам это проповедуете? Нам это здесь не нужно». Вместо того, чтобы спорить с ним, преданные принесли хороший прасад, поскольку они знали, что он придет, и приготовили его. Ему так понравился прасад, что он забыл про свою критику и на следующий день пришел на лекцию. Прасад – это наше сладкое оружие, чтобы приводить людей в сознание Кришны. Когда Прабхупада начал проводить воскресные программы в Нью Йорке, он лично готовил воскресные пиры и готовил столько блюд, что люди приходили снова и снова просто ради прасада. Итак, это должно стать нашим правилом – регулярно общаться с преданными. Большие мы или маленькие, мы все нуждаемся в общении.

Затем Господь Чайтанья говорит: «Повторяйте святое имя – нама-киртанам». К чему приводит нас духовное общение? Нужно повторять святое имя. Что вы видите почти в каждом комментарии Прабхупады? Повторяйте святое имя. Снова и снова Прабхупада напоминает нам: «Пожалуйста, повторяйте святое имя». Я знаю много случаев, когда люди покупали книги Шрилы Прабхупады там, где не было преданных, начинали их читать и начинали повторять святое имя. И только потом они уже находили храмы. Повторение святого имени – это специальная ягья для этого века. Когда Махараджа Парикшит спросил Шукадеву Госвами, как спасти людей в Кали-югу, он ответил:

Калер доша ниддхи раджан
асти хй еко махан гунах
киртанад эва кришнасйа
мукта-сангах парам враджет

О царь! Кали-юга – это океан порока, но в этот век есть одно особое благословение –

Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе

Это так просто, правда? Допустим, вам сказали бы: «Для самоосознания в этот век нужно заучить сто шлок Шримад Бхагаватам, и сто шлок Бхагавад Гиты, и по сто шлок из каждого писания», - смогли бы вы это сделать? Это было бы очень трудно. Но повторять Харе Кришна мантру так просто, что любой может это делать. Однажды, я посетил одну семью в Канаде, и у них даже попугай повторял Харе Кришна, хотя по-попугайски. Повторять Харе Кришна очень просто. Я еще не встречал ни одного человека, который говорил бы, что Харе Кришна мантру трудно выучить и повторять.

Когда Прабхупада начал движение, он попросил своих учеников повторять шестьдесят четыре круга в день. Преданные несколько дней попробовали повторять шестьдесят четыре круга в день, но затем пришли к Прабхупаде и сказали: «Свамиджи, мы американцы, и нам очень трудно повторять шестьдесят четыре круга». Прабхупада сказал: «Хорошо, тридцать два круга, но не меньше». Через несколько дней они пришли и сказали: «Это тоже трудно». Тогда Прабхупада сказал: «Ну все, окончательный вердикт такой – шестнадцать кругов, и ни кругом меньше». Конечно, можно повторять день и ночь, нет проблем, но, если вы хотя бы шестнадцать кругов будете повторять внимательно, это очень сильно вам поможет.

В первых строках Шикшаштаки Господь Чайтанья говорит: чето дарпана марджанам – повторение святого имени очистит вас от всей скверны. Повторение святого имени – это наше самое главное занятие. Многие преданные спрашивают меня: «Махарадж, какое служение я могу делать?» Я говорю всем: «Повторяйте Харе Кришна». Если вы будете делать это самое важное служение, все остальное для вас станет простым. В Чайтанья Чаритамрите говорится, что по милости Господа Чайтаньи даже самые сложные вещи становятся простыми, а без Его милости даже самые простые вещи становятся сложными.

Бхактивинод Тхакур дал нам много замечательных книг и бхаджанов. В действительности, большинство бхаджанов, которые мы поем, включая Джая Радха Мадхаву, были написаны Бхактивинодом Тхакуром. В одном из своих бхаджанов он поет: грихе тако ване тако сада хари боло тако – неважно, кто вы – семейный человек, брахмачари или санньяси – всегда пойте святое имя. Повторять святое имя – это приказ Господа всему человечеству. Я уверен, что все, собравшиеся здесь, имеют твердую веру в повторение святого имени, иначе бы вас здесь не было. Тот факт, что вы приходите сюда, доказывает, что у вас есть интерес к преданному служению и повторению святого имени. Мы должны придавать самое большое значение повторению святого имени. Иногда преданные говорят: «Я служу, но у меня нет времени на повторение святого имени», - но нужно находить время для этого самого главного занятия. Повторение святого имени приносит благо в любом случае, но гораздо большее благо приносит нам внимательное повторение святого имени. Итак, повторяйте святое имя.

Потом Господь Чайтанья сказал: «Изучайте и слушайте Шримад Бхагаватам». Бхагавад Гита и Шримад Бхагаватам являются главными источниками знания для преданных этого движения. Господь Чайтанья советовал брахману Курме не только повторять святое имя, но также каждый день читать Шримад Бхагаватам и Бхагавад Гиту. В Шримад Бхагаватам говорится:

Нашта прайешв абхадрешу
Нитья бхагавата-севая
бхагаватир уттама-шлоке
бхактир бхавати наиштики

Благодаря регулярному слушанию Бхагаватам, сердца освободится от всего неблагоприятного, и в нем воцарится чистое преданное служение. В Москве можно слушать лекции по Бхагаватам по Интернету. Итак, читайте и слушайте Шримад Бхагаватам. Шрила Прабхупада очень напряженно трудился, чтобы перевести все эти книги. Прабхупада перевел почти сто книг, которые сейчас доступны на семидесяти языках мира. И мы должны не только распространять эти книги, таким образом проповедуя, но и сами должны их изучать. Кто из вас слушает или читает Шримад Бхагаватам каждый день? А кто из вас слушает или читает Бхагавад Гиту каждый день? По крайней мере, старайтесь делать это каждый день.

Затем Господь Чайтанья сказал жить в Матхуре. Мы сейчас продаем землю в Матхуре. Кто из вас хотел бы купить ее? Я сейчас работаю агентом по недвижимости в Матхуре. Если все уедут в Матхуру, то кто останется проповедовать в Москве, одном из самых главных городов мира? Поэтому я сказал: «Или матхура-васа, или москва-васа». Сделайте атмосферу в своем доме такой, чтобы она способствовала духовному развитию с самого начала. Если у вас есть дети, воспитывайте их в сознании Кришны. Если у вас есть семья, старайтесь делать всех членов семьи преданными. Конечно, кто-то из вас может быть в ситуации, когда другие члены семьи не принимают сознание Кришны и не интересуются этим, но вы должны все равно стараться. Любое место, где прославляют Кришну, становится Вриндаваном. Этот храм здесь – это не храм на Динамо. Это Вайкунтха, потому что здесь поклоняются Господу и прославляют Его. Но если мы куда-то отсюда переедем, то тогда это станет «Динамой». Сейчас это Вайкунтха, потому что здесь прославляют Господа. Где бы вы ни были, используйте это место для прославления Господа.

При помощи материальной технологии зимой можно сделать лето, а летом зиму. Вы знаете – в странах Ближнего Востока очень жарко, но, когда вы там находитесь, вы особой жары не ощущаете – там кондиционеры везде – в магазинах, в офисах, в домах, в гостиницах, в транспорте. А сейчас, когда в вашей стране начнется зима, у вас везде включат отопление, поэтому зиму вы будете ощущать только на улице. Точно так же, при помощи духовной технологии можно превратить любое место во Вриндаван или Вайкунтху. Когда Прабхупада прибыл из Америки вместе со своими Западными учениками во Вриндаван, его встретили там очень тепло, и мэр Вриндавана сказал: «Вы принесли Вриндаван всему миру».

В конце Господь Чайтанья говорит: «Поклоняйтесь Божествам с верой и преданностью». Господь приходит в образе Арча Виграхи, чтобы дать нам возможность поклоняться Ему. Нужно поклоняться Божествам с верой и преданностью. Из-за того, что мы долго находились под имперсональным влиянием, нам нужно какое-то время, чтобы поверить в Божества. Мы должны понять, что Божества неотличны от Самого Господа.

Господь Чайтанья сказал: «Просто делайте эти пять вещей, не беспокойтесь о длинном и подробном списке». Это трудно? Это легко. Я уверен, что это легко, иначе бы вас здесь не было. В жизни ничто не дается легко. Даже если вы хотите получать хорошие оценки в школе, вам нужно напряженно трудиться. Если вы хотите поступить в лучший ВУЗ в России, вам нужно хорошо потрудиться, чтобы у вас были хорошие оценки. И если вы хотите обрести любовь к Богу, если вы хотите вернуться на Вайкунтху, если вы хотите освободиться от рождения и смерти, то это тоже имеет свою цену. В начале это может быть немного горьким, но потом вы ощутите его сладость. Кришна говорит, что счастье в благости горькое в начале, сладкое в конце и пробуждает человека к самоосознанию. А что такое счастье в страсти? Прямо противоположное. Оно сладкое в начале и горькое в конце. Харе Кришна!