foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Вы ходили сегодня на парикрамы? Вы все праздновали вчера уход Шрилы Прабхупады? Вы слушали, как прославляли Шрилу Прабхупаду? Преданные говорят, что, когда мы вспоминаем игры Шрилы Прабхупады в день его ухода, мы вспоминаем больше, чем в другие дни. Завтра будет Ратха Ятра в Дели, поэтому я собираюсь завтра в Дели и вернусь обратно в воскресенье. Сегодня я хотел обсудить стих из шестой песни Шримад Бхагаватам. Это стих ШБ 6.2.18.

аджнанад атхава джнанад
уттамашлока-нама йат
санкиртитам агхам пумсо
дахед эдхо йатханалах

ПЕРЕВОД

Как огонь сжигает дотла сухую траву, так и святое имя Господа сжигает дотла все последствия грехов, даже если его произносят неосознанно.

КОММЕНТАРИЙ

Огонь сделает свое дело независимо от того, зажег ли его несмышленый ребенок или взрослый, знающий о силе огня. Неважно, кто подожжет сухую траву в поле, — она в любом случае выгорит. Точно так же тот, кто повторяет мантру Харе Кришна — знает он о ее силе или нет, — навсегда избавится от всех последствий своих грехов.

ЛЕКЦИЯ

Ом агьяна тимирандхасья
гьянангьяна шалакая
чакшур унмилитам ена
тасмаи шри-гураве намаха

Итак, святое имя – это наша самая главная ценность. В шестой песне Бхагаватам описана история об Аджамиле, которая еще больше прославляет святое имя. В пятой песне описываются адские планеты. Там описываются разные наказания, которые полагаются за соответствующие греховные поступки. Иногда, прочитав пятую песнь, люди пугаются. Они не могли даже и подумать, насколько суровым может быть наказание. Но преданный желает каждому добра, поэтому преданные всегда думают о том, как спасти людей от ада.

Махараджа Парикшит спросил у Шукадевы Госвами: «Как можно устранить из сердца эти греховные наклонности?» Он привел такой пример. Слон омывается в озере, затем выходит на берег, начинает кататься в пыли и снова становится грязным. Он сказал, что не заинтересован в таких методах, при которых человек грешит, затем кается, а затем снова грешит. И тогда Шукадева Госвами сказал, что избавиться от этой склонности грешить можно избавиться только, очистив сердце от желания наслаждаться. Практически на каждой лекции по Бхагаватам или Гите вы слышите о важности очищения сердца, потому что это наш самый главный враг, наше самое главное препятствие. И это очень глубоко укоренилось в нашем сердце.

Шукадева Госвами сказал: «В древних Пуранах я слышал историю об Аджамиле». Уже пять тысяч лет назад эта история считалась очень древней. Можно представить себе, что эта история произошла по крайней мере шесть или семь тысяч лет назад. О чем же эта история?

Давным-давно жил брахман по имени Аджамила. Он жил в городе, который теперь называется Канпур, что находится приблизительно в шести часах на машине отсюда. Сейчас мы там строим новый большой храм. Аджамила был воспитан в семье брахманов. У него была жена и дети, родители, его воспитали в ведической культуре. Однажды, он отправился в лес, чтобы набрать цветов для проведения пуджи. Он пошел ни куда-нибудь в кино или ночной клуб. Его намерения были совершенно благородными – набрать цветов для проведения пуджи. По дороге домой он увидел проститутку, которая была со своим клиентом. Они обнимались и целовались, и оба они были пьяны. Так или иначе, эта картина привлекла Аджамилу, и он начал медитировать на увиденное.

Писания говорят, что контроль ума очень важен для духовного развития – будь вы младший преданный или старший. Если мы не будем занимать свой ум позитивным образом, у нас могут начаться духовные неприятности. В Бхагаватам рассказывается история о мудреце по имени Саубхари Муни. Он сидел под водой, медитируя. В вашей стране производят подводные лодки, которые плавают под водой. Россия очень известна своими подводными лодками. У этого йога не было никой подводной лодки, но благодаря своему мистическому могуществу он мог находиться под водой и медитировать там.

Так получилось, что, находясь под водой он увидел двух резвящихся рыбок, и эта картина привлекла его. Постепенно это привело к его падению. Поэтому даже если вы очень опытный преданный, если вы не укрепите свой ум как следует на чем-то позитивном, это будет очень опасно. Поэтому писания рекомендуют занимать свой ум позитивным образом. Несмотря на то, что ум непостоянен, упрям и непослушен, его можно обуздать, если занять его позитивным образом. Мы не должны думать: «Даже Арджуна говорит, что контролировать ум сложнее, чем контролировать ветер, поэтому я даже не буду и пытаться». Кришна говорит, что благодаря практике преданного служения ум можно обуздать. Какие же есть практические средства для того, чтобы обуздать ум? Думать об играх Господа. Например, в Карттику мы поем о Дамодара-лиле Господа. Несколько дней назад мы подробно обсуждали эту Дамодара-лилу. Медитируйте на то, как Кришна, в конце концов, даст Себя пленить, если вы будете следовать Его наставлениям.

В эти дни вы каждый день отправляетесь на парикрамы в разные места. Вы слышите истории, связанные с этими местами, и это не сказки. Это настоящие исторические события, и Пураны представляют авторитетную философию. Мы должны практиковать искусство медитации на разные игры Господа. Не так давно мы также ходили на парикраму вокруг Говардхана. Когда мы обходим его, мы тоже вспоминаем лилу, как Господь поднял Холм Говардхану. Мы тоже как-то об этом говорили. Мы говорили о славе месяца Карттика. Также мы можем думать о Его детских играх. На Враджа Мандала парикраме преданные каждый день обходят много разных мест, потому что есть столько разных мест, где Господь совершал Свои игры.

Я смогу попасть на Враджа Мандала парикраму только четырнадцатого ноября. Четырнадцатого ноября парикрама отправляется в особенное место, которое я очень люблю и каждый год стараюсь посещать. Это место, которое называется Брахманда-гхат, где Господь явил еще одну из Своих лил. Мама Яшода спросила у Господа: «Ты ел грязь?» Почему она спросила это? Потому что Баларама наябедничал ей, что Кришна ел грязь. Когда Яшода спросила Его об этом, Он сказал: «Нет, почему Я должен есть грязь? Мой брат проиграл Мне, и это все просто Его наветы. Но если ты Мне не веришь, Я готов открыть рот». И когда Он открыл рот, что в нем увидела Его мама? Всю вселенную, все планетные системы. И тогда мама начала думать: «Сон это или явь?».

В книге «Кришна» описывается множество разных лил. Прабхупада очень хотел, чтобы мы получили изложение игр Господа в правильном свете. Поэтому после того, как Прабхупада перевел первые две песни Бхагаватам он принялся за изложение десятой песни. Потому что много людей пытались представить Кришну не в том свете и толковать Его игры по-своему. Они не понимают отношения Господа с гопи. Вьясадева сперва описал детские и другие игры Господа, для того чтобы утвердить Его верховное положение. И только после этого он начинает описывать раса-лилу. Но многие идут напрямую к десятой песне. Поэтому Прабхупада дал нам книгу «Кришна», которая является изложением десятой песни. Прабхупада описал эти игры в форме историй. И мы должны стараться регулярно читать книгу «Кришна». Кто из вас регулярно читает книгу «Кришна»? Те, кто не читают, пожалуйста, постарайтесь читать ее.

Аджамила начал медитировать на то, что увидел. Сначала он нанял эту проститутку в служанки. В конце концов, он бросил свою целомудренную жену, детей и родителей и остался с ней. Говорится: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Если вы находитесь в хорошем окружении, вы будете поступать хорошо, но если вы находитесь в дурном окружении, вы будете поступать дурно. И поскольку он находился в дурном окружении, ему приходилось совершать всевозможные греховные поступки. Ему приходилось воровать, грабить и заниматься другими подобными делами. У него было десять сыновей, и самого младшего звали Нараяной. Он был исключительно привязан к своему младшему сыну. Он не мог пробыть без него ни минуты. Когда он садился есть, он звал Нараяну. Когда он куда-то шел, он звал с собой Нараяну. Он говорил: «Нараяна, принеси воды». А если Нараяна пропадал куда-то даже на минуту, он начинал беспокоиться.

Практически во всех религиях мира есть традиция называть детей именами Бога. Это практикуют и христиане, и мусульмане, и индусы. Логика, которая стоит за этим, заключается в том, что, если вы будете произносить имя ребенка, косвенно вы будете произносить имя Господа. Так или иначе мы должны повторять имена Господа. Аджамила был очень привязан к своему младшему сыну. Этот сын родился, когда ему было восемьдесят восемь лет. Аджамила стал большим грешником. Кто управляет смертью? Это Ямарадж – он следит за всей нашей деятельностью. Иногда люди спрашивают: «А кто наблюдает за нашими поступками?» Прабхупада описывал, как он учился в Шотландском Колледже, где все преподаватели были из Англии. Однажды, один из учителей спросил: «А кто наблюдает за нашими поступками?» Конечно, есть много свидетелей – Солнце, Луна, звезды, разные полубоги, и также Господь в сердце. Все они наблюдают за нашими поступками.

Итак, Ямарадж решил, что пришло время, чтобы забрать Аджамилу в ад для наказания. Он послал за ним своих ямадутов. Кто такие ямадуты? Это милиция Ямараджа, и они выглядят очень страшно. Ямарадж решил послать трех ямадутов, чтобы забрать Аджамилу в ад для наказания. Почему именно трех? Потому что есть три пути того, как мы можем служить Господу или забыть о нем. Это через тело, язык и ум. Через эти вещи мы можем служить Господу, или забыть о Нем. В Бхагавад Гите Кришна объясняет, в чем состоит аскеза тела, речи и ума. Это пути служения о Господе и того, как забыть о Нем.

Когда Аджамила увидел приближающихся к нему страшных ямадутов, он перепугался – что ему делать? И что он сделал? Он стал звать своего сына Нараяну, который играл неподалеку. Но что произошло, поскольку он произнес имя Нараяна? Пришли вишнудуты, посланники Господа Вишну. Ямадуты уже были готовы вытащить душу Аджамилы из тела, но Вишнудуты остановили их. После этого между ними состоялся диалог, и сразу прояснилось, как пал Аджамила. На самом деле, это длинная история, я ее просто коротко пересказываю.

Ямадуты были сбиты с толку, потому что это был первый раз, когда Ямарадж послал их на задание, и кто-то остановил их. Ямадуты вернулись к Ямараджу и сказали: «По твоему приказу мы отправились, чтобы привести эту грешную душу к тебе для наказания, но какие-то красивые личности остановили нас. Есть ли какой-то более высокий авторитет, чем ты? С нами такого до этого никогда не случалось». И что же им ответил Ямарадж? Он сказал:

- Да, есть кто-то выше меня.
- И кто это?
- Кришна, поэтому в будущем даже не приближайтесь к тому, кто повторяет святое имя Господа.

Эта история, описанная в шестой песне Бхагаватам подчеркивает важность повторения святого имени Господа. О чем говорится в сегодняшнем стихе? В нем говорится, что, если сухую траву поджечь, она превращается в пепел. Подобным образом, если вы будете повторять святое имя, осознанно или неосознанно, это принесет вам благо. Кто-то может сказать: «А что будет, если я последую по стопам Аджамилы? Я уже исправно занимался преданным служением двадцать пять лет. Теперь я могу на какое-то время упасть, буду нарушать регулирующие принципы, а потом, когда придет время умирать, я просто вспомню о Кришне. Точно! Я поставлю у себя в комнате сильную стереосистему, чтобы я на всю громкость смог слышать имя Кришны». Можем мы так сделать? Нет? Почему? Аджамила ведь смог! Почему это не рекомендуется?

С одной стороны, матаджи Урмила правильно сказала – мы не знаем, когда придет смерть. Другая причина состоит в том, что никто не может гарантировать, что мы произнесем имя Кришны в момент смерти. Писания не рекомендуют нам это. Все эти причины частично верны, на самом деле, они все верны, но великий ачарья Вишванатха Чакраварти Тхакур приводит другую причину. Он говорит, что это будет седьмым оскорблением. В чем заключается седьмое оскорбление? Это совершать греховные поступки, полагаясь на могущество святого имени. Я могу думать: «Я получил посвящение, я брахман, я санньяси, я уже столько лет занимаюсь преданным служением. Поэтому, если я сделаю что-то не то, Кришна просто обязан будет простить меня». В этом заключается седьмое оскорбление. Поэтому, если мы последуем по стопам Аджамилы, это будет седьмым оскорблением. Поэтому преданный старается не заниматься греховной деятельностью.

Господь Чайтанья дел наибольший акцент на повторении святого имени. Бхактивинод Тхакур был великим ачарьей. Он написал большинство бхаджанов, которые мы поем. Его называют воплощением милости Чайтаньи Махапрабху. Что же говорит Бхактивинод Тхакур? Он говорит: грихе тако ване тако, сада боло-хари тако – неважно, брахмачари ли вы, грихастха, ванапрастха или санньяси, пожалуйста, повторяйте святое имя. Это повторение святого имени – наше самое главное занятие. Конечно, сейчас вы находитесь во Вриндаване, и вы исполнены энтузиазма. Любой в любом месте может воспроизвести атмосферу Вриндавана.

Вчера, когда я зачитывал свое подношение Прабхупаде, я процитировал один из комментариев к Чайтанья Чаритамрите. Это комментарий к стиху, в котором Господь Чайтанья говорит: «По моему приказу станьте гуру и повсюду проповедуйте святое имя». В комментарии Прабхупада пишет, что если вы будете внимательно повторять шестнадцать кругов и следовать регулирующим принципам, то, в какой бы ситуации вы ни находились, вы вернетесь обратно к Богу. Прабхупада говорит, что неважно, находитесь ли вы в Маяпуре, Вриндаване, Двараке или каком-то другом городе, где материальная жизнь очень сильна, если вы будете следовать всем стандартам, вы с гарантией вернетесь к Богу.

Этому пути следовать очень легко. В Сатья-югу нужно было медитировать на протяжении шестидесяти тысяч лет. Возможно ли это сегодня? В Трета-югу нужно было совершать для Господа сложные жертвоприношения, для которых требовались чистые брахманы и чистые ингредиенты. В Двапара-югу необходимо было совершать богатые подношения Господу в храме. Если бы вам сказали, что каждый раз, когда вы приходите в Кришна Баларама Мандир, вам нужно было бы приносить с собой унцию золота, вы, вероятно, больше бы не пришли. Но даже, если вы принесете золото, могут прийти воры и украсть его. Наши воры даже утащат ваши тапочки, если вы их оставите где-то не там. Кто-нибудь терял свои тапочки? Это очень распространенное явление. Люди приходят в храм, и умудряются стащить чьи-то цепочки с шей матаджи. Они настолько мастерски это сделают, что вы даже и не заметите. Сейчас, когда мы проводим Сандья арати в Бомбее или Дели, мы не бросаем цветы и воду. Люди бросаются за махапрасадом, а воры пользуются этим и срывают ценные вещи. Поэтому в Дели у нас установлены видеокамеры, и охранники в штатском постоянно наблюдают. Представляете себе, какая была бы у нас ситуация, если бы в наши храмы приносили золото?

Но в наш век нам рекомендуется только повторять святое имя. Святое имя очень сладкое, но на начальных стадиях повторения мы не можем испытывать его сладость. Оно кажется горьким. Почему? Потому что мы очень привыкли к обусловленной жизни. Вся цель этих фестивалей Садху Санга – будь то в Маяпуре, Вриндаване или на Черном Море – состоит в том, чтобы вдохновить нас на повторение святого имени. В материальном обществе нас пытаются заставить поверить в то, что это пустая трата времени. Поэтому нам необходимо общение с преданными. У всех у вас есть сотовые телефоны? Сейчас вопрос стоит не в том, есть ли у вас сотовый телефон, а сколько их у вас – два или четыре? Как работают эти сотовые телефоны? Вы используете его, батарейка разряжается, и вы снова ее заряжаете. Эти духовные фестивали предназначены для того, чтобы подзарядить наши духовные батарейки. Мы не должны думать, что побывали на фестивале и подзарядили духовные батарейки, и теперь мне не нужно повторять святое имя. В действительности, нам нужно подзаряжать свои духовные батарейки каждый день. Когда мы приезжаем на фестивали, мы получаем хороший заряд, но нам нужно подзаряжать их каждый день.

И как вы подзаряжаете свои духовные батарейки? Следуя хорошей садхане, внимательно повторяя святое имя, читая книги и т.д. Пожалуйста, отнеситесь к этому серьезно, и тогда вы будете счастливы. Харе Кришна!