foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Мы рады приверстывать вас на утренней программе. Вы все были на фестивале? Вероятно, пара человек осталось в храме, чтобы поддерживать порядок в храме, а все остальные были на фестивале. Для обсуждения сегодня мы выбрали стих из четвертой песни Шримад Бхагаватам.

там эва ватсашрайа бхртйа-ватсалам
мумукшубхир мргйа-падабджа-паддхатим
ананйа-бхаве ниджа-дхарма-бхавите
манасй авастхапйа бхаджасва пурушам

ПЕРЕВОД

Мой мальчик, тебе также следует искать покровительства Верховного Господа, который так добр к Своим преданным. Все, кто стремится обрести освобождение и разорвать заколдованный круг рождений и смертей, укрываются под сенью лотосных стоп Господа, посвятив себя преданному служению Ему. Очистившись в процессе выполнения предписанных обязанностей, помести Верховного Господа в свое сердце и непрестанно служи Ему, не отвлекаясь ни на что другое.

КОММЕНТАРИЙ

Система бхакти-йоги, о которой царица Сунити рассказала сыну, является общепринятым методом познания Бога. Человек может продолжать исполнять свои обязанности и в то же время хранить память о Верховной Личности Бога в своем сердце. Такое же наставление получил от Самого Господа и Арджуна в «Бхагавад-гите»: «Продолжай сражаться, но ни на мгновение не забывай обо Мне». Это должно стать девизом каждого искреннего человека, стремящегося достичь совершенства в сознании Кришны. Царица Сунити сказала сыну, что Верховного Господа называют бхртйа-ватсала, имея в виду, что Он очень добр к Своим преданным. Она сказала: «Оскорбленный мачехой, ты прибежал ко мне весь в слезах, но я ничем не могу тебе помочь. Однако если ты обратишься к Кришне, то убедишься в том, что Его любовь и нежность к Своим преданным превосходит нежность миллионов любящих матерей, подобных мне. Кришна помогает преданному даже тогда, когда никто другой не способен облегчить его страдания». Вместе с тем царица Сунити предупредила сына, что приблизиться к Верховной Личности Бога совсем не просто и что многие великие мудрецы, достигшие высот духовного самоосознания, ищут этот путь. Давая свой совет, царица Сунити исходила также из того, что Дхрува Махараджа был всего лишь маленьким мальчиком пяти лет от роду, поэтому он не мог рассчитывать на то, что очистится, идя путем карма-канды. Что же касается метода бхакти- йоги, то им может воспользоваться человек любого возраста, даже ребенок, которому нет еще и пяти лет. В этом заключается особое преимущество бхакти-йоги перед всеми прочими методами. Поэтому Сунити посоветовала Дхруве Махарадже не тратить время на поклонение полубогам или другие формы духовной практики, а обратиться за помощью прямо к Верховной Личности Бога, пообещав Дхруве, что результат превзойдет все его ожидания. Когда человек помещает в сердце Верховную Личность Бога, он без особого труда преодолевает все препятствия и во всем добивается успеха.

ЛЕКЦИЯ

Ом агьяна тимирандхасья
гьянангьяна шалакая
чакшур унмилитам ена
тасмаи шри-гураве намаха

Харе Кришна! Итак, мы читаем эту историю о Дхруве Махарадже, которая описана в четвертой песне. Как вы знаете, Шримад Бхагаватам состоит из двенадцати песен, из восемнадцати тысяч стихов, и с самого начала, и до конца в ней содержится много чудесных историй. В материальной жизни всех привлекают какие-то истории. Но какие истории они читают? Истории из жизни кинозвезд, политиков, спортсменов. Это полубоги Кали-юги. Но у преданных есть высший вкус. Преданных больше интересуют духовные истории, которые имеют настоящий смысл. Все истории, описанные в Шримад Бхагаватам – это реальные истории, не думайте, что здесь какая-то выдумка или фантастика. Здесь описываются события, которые происходили в действительности. И кульминация этих историй – это преданное служение Господу. У каждой из этих историй есть смысл. Они передают нам совершенно очевидное послание, и, если мы погружаемся в слушание этих историй, мы очищаемся.

Конечно же, мы все слушали эти истории уже много раз. Не думайте, что каждый раз вам нужно рассказывать какую-то новую историю, которую вы никогда не слушали. Но природа духовных повествований такова, что, чем больше мы слушаем их, тем большую мы обретаем радость, и тем более глубоко они остаются в нашем сердце. Просто, слушая эти трансцендентные повествования, мы очищаемся. Поэтому слушание является самым главным методом для тех, кто идут по духовному пути. Поэтому их девяти методов преданного служения шраванам стоит на первом месте.

Есть много предметов для слушания. Сейчас, когда у каждого в кармане есть сотовый телефон, слушание стало более активным. Многие люди становятся глухими, потому что постоянно что-то слушают. Один врач сказал мне, что проблемы с ушами – это одни из самых распространенных проблем, с которыми обращаются к врачам. Но если вы будете слушать духовные повествования, у вас не будет проблем.

Как вы знаете, Дхрува был маленьким мальчиком пяти лет от роду, и его отец был царем. Поскольку он был кшатрием, у него было две жены. Однажды, Дхрува захотел сесть на колени к своему отцу, но мачеха остановила его. Она сказала ему: «Если ты хочешь сидеть на коленях у своего отца, ты должен заново родиться из моего чрева». Иначе говоря, она хотела сказать, что, для того, чтобы сидеть на коленях у своего отца, ты должен умереть, а затем заново родиться из моего чрева. И хотя отец слышал эти жестокие слова мачехи Дхрувы, он не сказал ни слова.

Но Дхрува воспринял эти слова всерьез, и, рыдая, он побежал к своей матери. Его мать уже слышала о том, что произошло. Как она узнала об этом? Мачеха говорила так громко, что все слуги услышали их. Они побежали к Сунити и сказали, что Суручи оскорбила ее сына. Поэтому мать Дхрувы уже знала о том, что произошло. Дхрува обратился к своей матери: «Есть ли кто-нибудь, кто мог бы мне помочь? Я очень обижен словами своей мачехи». В конце концов, он был маленьким мальчиком пяти лет от роду. И хотя он был маленьким мальчиком, он подумал: «Мачеха не дала мне сидеть на коленях у моего отца, поэтому я хочу получить милость Господа, чтобы Он даровал мне царство, более богатое, чем у моего отца, деда и даже прадеда».

В этом стихе мама рассказывает Дхруве, как он может исполнить свое желание. Мама ответила Дхруве: «Единственный, кто может тебе помочь – это Бог». Кришна действительно говорит в седьмой главе Бхагавад Гиты, что люди приходят к Нему по четырем причинам. Каковы эти четыре причины? Первый – это тот, кто хочет богатства, любознательный, те, кто ищут истину, и те, кто страдают. Кришна говорит: «Каковы бы ни были ваши мотивы, обращайтесь ко Мне». В Бхагавад Гите Кришна объясняет, что люди со скудным запасом знания обращаются к полубогам. Кто такие полубоги? Полубоги — это уполномоченные администраторы. В вашей стране есть Президент, и есть кабинет министров, который управляет страной. У Кришны тоже есть свой кабинет министров. Но у Него не сто и не двести министров. У него миллионы министров – тридцать три миллиона полубогов. Это все уполномоченные администраторы. И от кого же они получают эти полномочия? Зависят ли они от Бога или они равны Богу? Они не являются равными Богу и также не обладают независимостью от Него.

Из десяти оскорблений святого имени какое второе? Считать имена полубогов равными или независимости от имени Вишну. Поэтому мы никогда не должны думать, что полубоги равны или независимы от Верховного Господа. В Бхагавад Гите Кришна говорит, что все свое могущество полубоги получают от Него. В любой стране министры получают полномочия от своего Президента. Кришна также объясняет, что любые благословения, которые вы получаете от полубогов, изначально исходит из Него, поэтому обращайтесь ко Мне, зачем вам идти к полубогам? В четвертой песне Бхагаватам Нарада Муни приводит следующий пример. Он говорит, что если вы поливаете корень дерева, то все его ветви автоматически получают питание. Точно так же, если мы поклоняемся Кришне, который является корнем всего, полубоги также удовлетворены.

Если рассмотреть все в масштабах вселенной, мы увидим, что эти четыре типа личностей обращаются к Кришне. Независимо от того, какую мы возьмем страну – Россию, Англию, Америку или Индию – люди обращаются к Богу по этим четырем причинам. Когда люди страдают, они обращаются к Богу. Некоторые обращаются к Богу из любознательности. Некоторые, ища богатства. А также те, кто по-настоящему ищут Абсолютную Истину. Они имеют веру в священные писания. Они понимают: «Я должен обратиться к Богу, иначе моя жизнь пройдет впустую». В Европе с прошлого года очень большой экономический кризис и в Америке также. В одной из статей я прочитал, что сейчас в церкви, как никогда, приходят много людей, потому что люди теряют свою работу. И они идут к Богу и молятся Богу. И то, что говорит Бхагавад Гита об этих четырех факторах - это правда. Но даже если мы приходим к Господу с какими-то материальными мотивами, преданное служение так могущественно, что мы очищаемся. Поэтому Кришна говорит: «Какие бы мотивы у вас ни были, обращайтесь ко Мне», - потому что Кришна подобен Солнцу, которое очищает даже нечистые места.

Здесь Сунити дает Дхруве замечательный совет, но мы должны понять, что этот совет не просто для Дхрувы, он для всех нас. Никогда не думаете, что этот совет для Дхрувы, а для нас он не подходит. Через посредство этих различных преданных это послание передается для всех нас. Итак, Сунити советует сыну «Прими прибежище у Верховной Личности Бога». В самом начале Бхагаватам говорится: «Эта Шримад Бхагаватам есть зрелый плод всего Ведического знания». И этот зрелый плод очень тщательно передается от одного ачарьи к другому по ученической преемственности. В комментарии Прабхупада объясняет, что, если плод передается бережно из рук в руки с ветки на ветку, он доходит до земли, не повредившись. Но если плод сбросить с вершины, он полностью разобьется. И если нам выпала удача получить это знание через авторитетную ученическую преемственность, мы получим его таким, как оно есть, без изменений.

Итак, Сунити советует Дхруве: «Пожалуйста, прими прибежище у Верховной Личности Бога». Что же значит принять прибежище? Принять прибежище означает делать то, что хочет Господь. То, чего от нас хочет Господь, отражено священными писаниями, а также это передается парампарой. Три параллельные линии, которые ведут нас по духовному пути – это гуру, садху и шастры. Шастры – это слова Бога или писания. Мирское знание наполнено недостатками. Почему? Потому что все мы несовершенны. У нас есть склонность обманывать, наши чувства несовершенны, мы склонны совершать ошибки и впадать в иллюзию. Но Господь свободен от этих недостатков.

Именно ачарьи объясняют слова Бога. Само слово ачарья указывает на того, кто учит своим примером. Ачарьи имеют ясное понимание слов Бога, и поэтому ради блага всех остальных они объясняют их в своих комментариях. Наши ачарьи, такие как Вишванатха Чакраварти Тхакур, Баладева Видьябхушана, Шридхар Свами, подробно в своих комментариях объясняют слова Бога. Баладева Видьябхушана написал очень подробные комментарии, объясняя слова Кришны в Бхагавад Гите. И когда Шрила Прабхупада писал свои комментарии к Бхагавад Гите, он основывал их на комментариях Баладевы Видьябхушаны. Подобным образом, когда Прабхупада писал комментарии к Шримад Бхагаватам, он использовал комментарии многих великих ачарьев. Он взял суть этих комментариев, а также добавил то, что нужно для того, чтобы мы, обусловленные души, в современной обстановке могли понять эти книги. Поэтому, когда мы читаем эти книги, нужно обязательно читать комментарии. Садху относится к ачарьям, а гуру – это представитель всех ачарьев.

Итак, Сунити советует своему сыну принять прибежище у Бога – это означает следовать Его наставлениям. Мы видим, что Дхрува был очень решительно настроен найти Бога. Когда Дхрува отправился в лес Мадхуван, который находится во Вриндаване, ему повстречался Нарада Муни, который решил его испытать. Само имя Нарада означает того, кто дает другим Нараяну. И в действительности, у Нарады Муни нет никакого иного занятия, кроме как всем давать Нараяну. С кем бы ни повстречался Нарада – будь то с Мригари, с Вьясой или Дхрувой – у него нет другого занятия, кроме как давать Нараяну. Когда Дхрува Махарадж отправлялся в лес, на сцене появился Нарада Муни. Что сказал Нарада? «Ты маленький мальчик. Зачем тебе искать Бога в таком возрасте? Не принимай так близко к сердцу слова своей мачехи. Ты же маленький мальчик! Иди, играйся. Сейчас не возраст искать Бога».

Кто-нибудь говорил вам такие слова: «Сейчас не возраст искать Бога»? Сейчас, в Кали-югу, в каком бы возрасте ни находились, люди будут говорить: «Сейчас не возраст искать Бога». Даже когда люди обращаются к Богу в возрасте шестидесяти-шестидесяти пяти лет, люди говорят: «Тебе еще не время искать Бога». Когда же нужно обратиться к Богу? Когда вы уже наполовину глухой, наполовину слепой, наполовину хромой – вот тогда можно. Тогда можно будет обратиться к Богу и отправиться во Вриндаван. Но пока в теле есть силы, наслаждай свои чувства. Наша философия противоположная. Мы хотим служить Богу, пока у нас есть силы, когда мы можем сделать что-то полезное, а не тогда, когда мы уже наполовину умерли. Когда мы наполовину глухие, мы тоже можем служить Богу, но давайте служить Богу, пока мы здоровы.

Поэтому Дхрува ответил Нараде: «Если ты не можешь мне помочь найти Бога, то не мешай мне». Он был очень решительно настроен найти Бога. Точно так же мы должны быть решительно настроены достичь успеха на духовном пути. Конечно же всегда будут какие-то препятствия и на духовном пути. Иллюзорная энергия не позволит нам пройти этот путь без каких-то приманок. Столько разных приманок будет на нашем пути, но мы должны быть решительно настроены не обращать на них внимание. Несколько дней назад мы отмечали уход Харидаса Тхакура. Пример Харидаса Тхакура показывает насколько он был решителен повторять святые имена Бога. Сперва его пыталась соблазнить проститутка, но он продолжал искренне повторять святое имя. Затем олицетворенная Майядеви пыталась соблазнить его, но он, тем не менее продолжал повторять святые имена. Затем его избивали на двадцати двух рыночных площадях, его били, били и били. Единственным условием, которое поставили перед ним было: «Если ты прекратишь повторять святые имена, мы прекратим тебя бить», но он был очень решительно настроен повторять святые имена. И благодаря своей решимости он не чувствовал никакой боли от этого избиения.

На примере вашей страны мы видим, как в ранние годы вашим преданным пришлось пройти столько испытаний. Многих преданных посадили в тюрьму, некоторые даже умерли в тюрьме, но все они были решительно настроены практиковать сознание Кришны. Все преданные по всему миру, которые распространили сознание Кришны прошли через столько трудностей. Рупа Госвами говорит нам, как достичь успеха на духовном пути. В известном стихе из Нектара Наставлений он описывает те факторы, которые способствуют духовному развитию:

Утсаха нишчайад дхайрйат
тат-тат карма правартанат
санго-тйага сатто-вриттех
шадбхир бхактих прасиддхйати

Описывая эти факторы, способствующие преданному служению, Рупа Госвами также упоминает решимость. В соответствии с Ведической концепцией есть четыре варны и четыре ашрама – брахмачари, грихастхи, ванапрастхи и санньяси. Брахмачари ведут жизнь в воздержании и аскезах и посвящают свою жизнь служении миссии Господа и духовного учителя. С полным погружением они служат миссии Господа. Но есть также грихастха-ашрам, где человек живет в соответствии с религиозными принципами и тоже служит Господу. В седьмой песне Йудхиштхира Махарадж задает Нараде Муни вопросы. Как вы знаете, Йудхиштхиру Махараджа называют также Дхармарадж, поскольку он показывал пример идеального преданного. Но природа продвинутого преданного такова, что он чувствует большое смирение. Очень смиренно Йудхиштхира Махарадж спрашивает: «Пожалуйста, мы в грихастха-ашраме, скажи нам, как нам продвигаться духовно?» И тогда Нарада Муни с тал описывать жизнь идеального грихастхи. Даже в грихастха-ашраме человеку нужна решимость, если он хочет достичь успеха на духовном пути. Следующий этап – это ванапрастха и потом санньяса. Если вы достигли этапа санньясы, это не значит, что ничто не будет соблазнять вас. Соблазны всегда будут, но мы должны быть решительно настроены: «Я хочу достичь успеха на духовном пути».

Поэтому Дхрува ответил на предложение Нарады, что он ищет только Бога, и он был решительно настроен практиковать и оставаться на духовном пути. В этом стихе Сунити говорит, что Господь очень добр к Своим преданным. Это правда, что Господь добр к Своим преданным? Но почему же преданные также страдают? Посмотрите, сколько трудностей испытал Прахлада Махарадж! А сколько испытаний прошел Харидас Тхакур! Сколько испытаний прошел Шрила Прабхупада! Иногда, когда люди страдают, они говорят: «Почему Бог позволяет все это?» Господь очень добр к Своим преданным. В Бхагавад Гите Кришна говорит Арджуне: «Заявляй смело каждому, что Мой преданный никогда не погибнет». Даже когда преданный проходит все эти испытания, он знает, что это для его же блага. Кришна говорит Арджуне: «Заявляй смело всему миру, что Мой преданный никогда не погибнет».

Господь очень добр к Своим преданным. С одной стороны, мы видим, что мачеха сильно оскорбила Дхруву Махараджа. Было ли это проклятием или благословением? Это было скрытое благословение, потому что именно это подтолкнуло Дхруву пойти на поиски Бога. И чтобы встреть Бога, он совершал суровые аскезы. Господь, довольный аскезами Дхрувы, в конечном счете явил себя Ему и сказал: «Пожалуйста, проси Меня о любом благословении». Что же сказал Дхрува? Он сказал: «Я был подобен торговцу. Я искал битое стекло, а сейчас я нашел настоящий бриллиант. Больше мне не о чем просить». Увидев Бога, Дхрува испытал такое счастье, что ему уже было ничего не надо. Поэтому эти слова его мачехи были скрытым благословением.

Господь очень добр к Своим преданным, и Он всегда защищает их. Мы приводили пример Харидаса Тхакура. Его столько раз били, но кто принял на Себя эти побои? Чайтанья Махапрабху. Прахлад проходил столько трудностей, но Кришна защищал его. Поскольку преданный знает, что Господь очень добр к Своим преданным, когда он сталкивается с какими-то трудностями, он использует это, как возможность еще больше полагаться на Господа и молиться Ему. Иногда, преданный заболевает, иногда это даже может быть смертельной болезнью, но преданный не обвиняет Бога: «Почему Ты позволил этому со мной случится? Я же преданный, почему это со мной произошло?» Преданный использует эту возможность, чтобы углубить свою веру в Господа и предаться Ему.

Поэтому у нас есть эта замечательная молитва Царицы Кунти. Она молится: «О Господь, пожалуйста, добавь мне еще страданий». Вы можете сказать: «Что-то я никогда не слышал молитв, в которых кто-то просил добавить ему страданий». Обычно мы молимся: «О Господь, сделай так, чтобы было поменьше трудностей», - а тут мы прославляем Царицу Кунти, которая составила такие молитвы. Она говорит: «Пусть эти беды приходят снова и снова». Почему? Потому что чем больше будет приходить трудностей, тем больше я буду медитировать на Твои лотосные стопы. В этом заключается большая разница между преданным и непреданным. Когда преданный испытывает трудности, еще больше обращается к Богу, он увеличивает свое предание Богу. Но когда материалист испытывает затруднения, он обращается к наркотикам, алкоголю и т.д. Почему люди принимают наркотики, алкоголь? Потому что испытывают столько беспокойств. Почему люди курят? Исследования показали, что одна из причин, почему люди курят – это беспокойства, но на самом деле, это не уменьшает беспокойства, все становится только еще хуже.

Итак, Господь всегда добр к Своим преданным, даже когда преданный испытывает трудности. Здесь Сунити говорит, что те, кто хотят освободиться от страданий, должны принять прибежище у Верховной Личности Бога, и, занимаясь преданным служением, можно очиститься. Итак, можно очиститься, занимаясь преданным служением. Преданное служение – это средство для очищения. Можно вспомнить, насколько мы были загрязненными до того, как присоединились к сознанию Кришны. Мы не становимся чистыми преданными за минуту, но, по крайней мере, мы не такие грязные, как были. Мы на практике видим, что в процессе преданного служения наши сердца очищаются. К сознанию Кришны присоединяются даже люди, которые имеют дурное прошлое.

Однажды в Индии у Шрилы Прабхупады спросили: «Свамиджи, Вы можете показать чудо?» Многие люди думают, что, если вы какой-то духовный человек, вы должны уметь творить чудеса. Прабхупада сказал: «Нет, я не могу сотворить никакого чуда, но одно чудо я совершил – я превратил тысячи млеччх в брахманов». Млеччха означает человек греховного происхождения. Однажды фокусник пришел к Шриле Прабхупаде во Вриндаван показать свои фокусы. Он показывал что-то Шриле Прабхупаде, а потом эта вещь исчезала. Он что-то показывал, говорил: «Вот, посмотрите», - а потом эта вещь исчезала. Прабхупада сказал: «Вы хороший фокусник, а Вы можете сделать так, чтобы исчезли рождение и смерть?» Он сказал: «Нет, этого я не могу». Шрила Прабхупада сказал: «А я могу! Значит, я лучший фокусник, чем Вы». Итак, принимая метод преданного служения, мы можем освободиться от всей скверны.

Итак, мама Сунити вдохновляет своего сына принять метод преданного служения. Дальше она говорит: «Занимайся преданным служением, не отклоняясь ни на мгновение». Она просит нас заниматься преданным служением постоянно, без отклонения. Преданное служение – это не какая-то временная деятельность. Конечно, если мы частично заняты преданным служением, это лучше, чем если бы мы совсем им не занимались. Но если мы хотим достичь успеха на пути преданного служения, мы должны занимаются им постоянно. Итак, Сунити утверждает, что преданным служением нужно заниматься, не отклоняясь ни на одно мгновение. Это очень важно. Мы должны так устроить свою жизнь, чтобы двадцать четыре часа в сутки заниматься преданным служением.

Кто из вас был в Индии? Конечно у вас здесь железнодорожные станции не так переполнены, как в Индии. Допустим, вы стоите на вокзале в Индии, и рядом с вами ваш чемодан. Если вы даже на одно мгновение отвернетесь от своего чемодана, вы расстанетесь с ним навсегда. Наверное, в Сочи у вас тоже есть такие места, где можно легко расстаться со своими вещами. Если вы отвлеклись хотя бы на мгновение, майя может вас поймать. Майя всегда рядом. Она всегда готова обмануть вас, сбить с толку. Итак, Сунити советует ни на мгновение не отвлекаться от пути преданного служения. Кто-то может спросить: «А что теперь и спать перестать?» Если вы заняты преданным служением, то сон тоже будет зачитываться как вспомогательное преданное служение. Если вы поглощены преданным служением – повторением святых имен, слушанием, - то даже во сне вы будете думать о Кришне.

В комментарии Прабхупада пишет, что путь, который здесь описывает Сунити, является стандартным путем преданного служения. Шрила Прабхупада цитирует известное наставление Кришны в Бхагавад Гите:

Тасмад сарвешу калешу мам анусмара йудхйа ча

Сражайся с умом, сосредоточенным на Мне. У всех у нас есть разные обязанности, но какими бы они ни были, наши ум и чувства должны быть сосредоточены на служении Господу. И занять свои ум и разум должным образом можно благодаря практике преданного служения. В Бхагавад Гите Кришна говорит: «Тем, кто поклоняются Мне с любовью и преданностью Я сохраняю то, что у них есть и даю то, чего им недостает». Мы можем думать: «У меня нет никаких способностей, чтобы полностью посвятить свои ум и разум служению Господу». Но если мы искренне стараемся, Кришна поможет. Вы знаете эту знаменитую пословицу: «Бог помогает тем, кто сам себе помогает»? Снова и снова Кришна напоминает: «Посвятите Мне свой ум, посвятите Мне свой ум, посвятите Мне свой разум». Не нужно думать, что у людей нет разума – разум есть. Посмотрите, как они сейчас развивают технологию! Это просто поразительно, не правда ли? Но нужно использовать этот разум для служения Кришне.

Итак, Дхрува Махарадж получил здесь наставление, как с решимостью совершать преданное служение. Слушая подобные истории, мы должны получать вдохновение, чтобы с решимостью служить Господу. И очень большой импульс для практики преданного служения дает общество преданных – садху-санга. Устройте свою жизнь таким образом, чтобы всегда быть в общении с преданными. Сейчас вы были на фестивале, который так и назывался – Садху Санга. Он проходил рядом с Туапсе, но поскольку там было столько садху, это место выглядело просто как Вайкунтха. Но если вы отправитесь туда сегодня, оно будет выглядеть, как пустыня Сахара, потому что все преданные уже разъехались. Но во время фестиваля это был просто Вриндаван, потому что там было много преданных.

Итак, нам очень необходимо общение с преданными. Нам очень повезло, что Прабхупада создал общество ИККОН, которое предоставляет все возможности для общения с преданными. Это общение мы имеем на разных уровнях. У нас есть книги Шрилы Прабхупады, которые являются самым главным видом общения. Мы должны сделать своим правилом регулярно читать эти книги. Кто из вас регулярно читает книги Прабхупады? Также у нас есть общение с преданными. У нас есть храмы ИСККОН. Шрила Прабхупада говорил, что эти храмы находятся не в Лондоне, Бомбее или Нью Йорке, а на Вайкунтхе. Затем у нас есть различные проповеднические программы, такие как намахатты, бхакти-врикши. Все эти проповеднические программы дают нам возможность получать больше общения с преданными.

Мы должны искать этого духовного общения. Это необходимое условия для духовного развития. Без духовного общения мы засыхаем. Господь Чайтанья спросил Рамананду Роя: «Какое самое большое страдание в этом мире?» Что ответил Рамананда Рой? «Я не знаю большего страдания, чем разлука с преданными Кришны». Не иметь возможности общения с преданными – это невыносимая боль. Иногда, у нас бывает невыносимая боль, и мы обращаемся к врачу: «Пожалуйста, дайте мне какое-нибудь обезболивающее». Если вы разлучены с преданными Кришны, то это огромная боль. Но частенько, даже находясь в среде преданных, мы не ценим это. Мы думаем, что это само собой разумеющееся. Но мы никогда не должны принимать все, как само собой разумеющееся. Нужно всегда ценить общество преданных и стремиться к нему. И если мы будем искренне прилагать усилия, мы будем духовно развиваться.

Подведем итог всему сказанному. Сунити обращается к своему сыну, и через своего сына она дает совет всем преданным Российской ятры – занимайтесь преданным служением. Господь очень добр к Своим преданным. Занимайтесь преданным служением без отклонения. Занимайтесь преданным служением двадцать четыре часа в сутки. В комментарии Шрила Прабхупада говорит, что это наставление предназначено для всех, кто стремится к духовной жизни. Следует работать, сосредоточив свой ум и разум на Кришне. У нас много занятий и разных видов работы, но следует совершать все это, сосредоточив свой ум и разум на Кришне. И общение с преданными дает нам необходимую силу, чтобы противостоять различным влияниям майи.

Майя когда-нибудь устанет вас соблазнять? Скажет ли она когда-нибудь: «Я устала, пусть идет гулять?» Устает ли когда-нибудь майя? Нет, до самого конца жизни майя будет пытаться нас соблазнять. Как мы можем от нее защититься? Повторяя Харе Кришна мантру. Пожалуйста, каждый день повторяйте шестнадцать кругов. Господь Чайтанья сказал Харидасу: «Харидас, ты уже достиг самоосознания, ты можешь сократить количество кругов». Харидас сказал: «Моя болезнь в том, что я не могу закончить свои круги». Поэтому, если мы не заканчиваем свои круги, это означает, что мы больны, и, если мы больны, мы не сможем защититься от майи. Поэтому, пожалуйста, каждый день внимательно повторяйте свои круги. Харе Кришна!