foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Все для Joomla . Бесплатные шаблоны и расширения.

Харе Кришна! Здесь, похоже, у вас комары? Маленькие, это русские комары. Если вы приедете в Индию, там индийские комары. Но это для вас создает проблемы? Вы к ним уже привыкли?

Сегодня мы выбрали для обсуждения стихи из Бхагавад Гиты: Глава 18, стихи 57 и 58

СТИХ 57

четаса сарва-кармани
майи саннйасйа мат-парах
буддхи-йогам упашритйа
мач-читтах сататам бхава

ПЕРЕВОД

Во всех делах и начинаниях всегда полагайся на Меня и помни, что ты находишься под Моей защитой. Таким образом занимаясь преданным служением, всегда думай обо Мне.

КОММЕНТАРИЙ

Тот, кто действует в сознании Кришны, никогда не ведет себя так, словно является хозяином мира. Подобно слуге, преданный должен всегда действовать, исполняя волю Верховного Господа. Слуга никогда не действует по собственному усмотрению. Он делает только то, что велит ему господин. Слуга, исполняющий приказы высшего господина, не радуется приобретениям и не скорбит о потерях. Он просто честно исполняет свой долг, действуя по воле Верховного Господа. Нам могут возразить: Арджуна действовал под личным руководством Кришны, но что делать тому, у кого нет возможности общаться с Кришной? Если человек действует в соответствии с указаниями, которые Кришна дал в «Бхагавад- гите», и под руководством Его представителя, он достигнет того же самого результата. Особое значение имеет употребленное в данном стихе слово мат-парах. Это значит, что у преданного нет другой цели, кроме того, чтобы действовать в сознании Кришны ради удовлетворения Господа. При этом, занимаясь чем-либо, преданный должен думать только о Кришне: «Кришна велел мне сделать это дело». Тогда он, естественно, будет думать о Кришне и таким образом достигнет совершенства в сознании Кришны. Необходимо, однако, отметить, что человек, сделав что-то по собственному усмотрению, не должен предлагать Господу результаты такого поступка. Такая деятельность не относится к преданному служению в сознании Кришны. Преданный должен действовать строго в соответствии с указаниями Кришны. Это очень важно. Мы получаем указания Господа по цепи ученической преемственности, от истинного духовного учителя. Поэтому исполнение указаний духовного учителя должно стать для преданного главной обязанностью в жизни. Если человек принимает истинного духовного учителя и действует в соответствии с его указаниями, он непременно достигнет совершенства жизни в сознании Кришны.

СТИХ 58

мач-читтах сарва-дургани
мат-прасадат таришйаси
атха чет твам аханкаран
на шрошйаси винанкшйаси

ПЕРЕВОД

Всегда думая обо Мне, ты Моей милостью преодолеешь все препятствия обусловленной жизни. Если же ты будешь действовать, побуждаемый ложным эго, не слушая Моих указаний и не памятуя обо Мне, то потеряешь себя.

КОММЕНТАРИЙ

Человек, обладающий сознанием Кришны, не беспокоится об удовлетворении своих физических потребностей. Глупцам никогда не понять того, как можно быть свободным от всех треволнений. Для того, кто действует в сознании Кришны, Господь Кришна становится самым близким другом. Господь Сам заботится о благополучии Своего друга и отдает Себя ему, видя, как преданный без устали служит Ему, стараясь доставить Ему удовольствие. Поэтому мы не должны идти на поводу у ложного эго, вырастающего из материальных представлений о жизни. Никто не должен воображать себя независимым от законов материальной природы и думать, что обладает полной свободой действий. Каждый человек находится под властью неумолимых законов природы. Но стоит человеку начать действовать в сознании Кришны, как он сразу же обретает свободу и избавляется от материальных затруднений. Необходимо обратить внимание на слова Кришны: тот, кто не действует в сознании Кришны, теряется в водовороте материального мира, в океане рождений и смертей. Ни одна обусловленная душа в действительности не знает, что можно делать и чего делать нельзя, однако человек, обладающий сознанием Кришны, может не бояться действовать, ибо Сам Кришна, находящийся в его сердце, подсказывает ему изнутри, что делать, а духовный учитель подтверждает указания Кришны.

ЛЕКЦИЯ

Ом агьяна тимирандхасья
гьянангьяна шалакая
чакшур унмилитам ена
тасмаи шри-гураве намаха

Итак, мы хотим поприветствовать вас на воскресной программе. Когда Шрила Прабхупада открыл первый храм в Нью Йорке в 1966 году, он начал проводить там воскресные программы. Эти программы были предназначены для людей, которые живут дома, чтобы они могли приходить по воскресеньям в храм, и вдохновляться на духовную жизнь. Во всех храмах ИСККОН проводятся такие воскресные фестивали. В материальной жизни люди любят праздники, и в духовной жизни мы также любим праздники. У нас есть фестивали в Маяпуре и Вриндаване, которые начал проводить Шрила Прабхупада. У нас есть много и других фестивалей, как фестиваль Садху Санга, который только недавно закончился.

Но воскресная программа – это тоже фестиваль, во время которого вы танцуете, поете, пируете и слушаете философию. Наша философия основана на Ведах. Слово Веда означает знание. Это знание, которое пришло от Верховного Господа. Веды очень обширны, и если вы будете изучать их каждый день, то к концу жизни вы не закончите. Суть всей Ведической философии изложена в Бхагавад Гите. Господь Чайтанья вдохновлял нас читать Бхагавад Гиту каждый день. Однажды, Господь Чайтанья путешествовал по Южной Индии. После того, как Господь Чайтанья обратил Сарвабхауму Бхаттачарью в вайшнавизм, Он отправился в путешествие по Южной Индии.

Он пришел в знаменитый храм в Шри Рангаме. В этом храме был один брахмана, который приходил каждый день, садился у колонны и повторял все восемнадцать глав Бхагавад Гиты. С материальной точки зрения этот брахман не был образован, поэтому он не всегда правильно произносил санскритские шлоки. И он даже не понимал значение многих шлок. Но гуру приказал ему каждый день читать вслух восемнадцать глав Бхагавад Гиты, поэтому он читал их каждый день. Люди, окружавшие его, смеялись над ним, поскольку они знали, что он неграмотен. Они думали, что он просто строит из себя великого пандита. Когда он читал Бхагавад Гиту, слезы лились из его глаз, волосы на теле вставали дыбом, и тело пробивала дрожь. Дрожь в теле это признак чего – высокой температуры? Это признак духовного экстаза! Конечно, когда у вас высокая температура, вас тоже пробивает озноб.

Господь Чайтанья увидел, что у этого человека проявляются признаки чистого преданного служения. Он спросил у него: «О брахман, что в Бхагавад Гите приводит тебя в такой экстаз?» И брахман рассказал Ему свою историю: «Я неграмотный, не умею правильно читать санскритские шлоки, и даже не понимаю значение многих из них, но мой гуру сказал мне каждый день читать все восемнадцать глав. Поэтому я стараюсь делать это каждый день. Некоторые шлоки я понимаю, а некоторые нет. Но когда я думаю о том, как Сам Верховный Господь стал колесничим Арджуны, когда я думаю о смирении Господа, слезы сами начинают течь у меня из глаз». Господь Чайтанья обнял его и сказал: «Ты по-настоящему понял Бхагавад Гиту». Затем Господь Чайтанья в течении четырех месяцев объяснял Ему Бхагавад Гиту.

Зачем мы рассказали вам эту историю? Мы сделали это с определенной целью. Гуру приказал этому брахману каждый день читать Бхагавад Гиту, и он искренне следовал наставлению своего гуру. Подобным образом, у нас, у преданных движения сознания Кришны тоже есть такой приказ. Господь Чайтанья дал всем нам наставление каждый день читать Бхагавад Гиту и Шримад Бхагаватам. Мы должны стараться следовать этому приказу. Может быть, вы не сможете прочитывать каждый день все восемнадцать глав. Но читайте хотя бы два, три, четыре стиха и комментария Бхагавад Гиты каждый день. Кришна будет доволен. Ваше духовное знание будет становиться более обширным. Ваш разум будет заостряться. И по мере развития духовного знания ваши анартхи будут становиться слабее.

Итак, этот брахмана выполнял приказ своего гуру, и что произошло? Он получил даршан Господа Чайтаньи, который является Самим Богом. И четыре месяца Господь Чайтанья наставлял его. Бхагавад Гита в действительности является книгой знания. Это не просто какая-то религиозная книга, это книга знания. Но при этом это знание универсально по своей природе. Это не какое-то сектантское знание. Если рассмотреть главные наставления Бхагавад Гиты, мы увидим, что это знание применимо ко всем людям. Душа пребывает в сердце каждого или нет? И Бхагавад Гита объясняет это. Она говорит, что существует душа, и по своей природе душа вечна. Что является доказательством существования души? Сознание. До тех пор, пока душа в теле, в нем есть сознание. Как только душа покидает тело, тело объявляют мертвым.

В Бхагавад Гите также описывается, что тело проходит через шесть стадий развития. Оно рождается, растет, сохраняется каткое-то время, порождает другие тела, увядает и, конце концов, исчезает. Любое тело – будь то русское, американское, индийское, немецкое, грузинское – проходит через эти стадии. Это не сектантское знание.

В Бхагавад Гите также говорится, что материальная природа действует только под управлением Верховного Господа. Материальная природа не подчиняется каким-то политикам или правительствам разных стран. Мы все хотим экономического успеха, и Бхагавад Гита объясняет, как этого можно добиться. В Бхагавад Гите объясняется, что зерно вырастает благодаря дождям. Дожди идут, когда люди проводят жертвоприношения. Жертвоприношение означает выполнение своих религиозных обязанностей. Когда люди на Земле слишком много грешат, это приводит к тому, что на Земле становится больше природных катаклизмов. Если посмотреть на статистику за тридцать лет, можно увидеть, что сейчас землетрясения, наводнения и засухи случаются чаще, чем пятьдесят-шестьдесят лет назад. Но если люди следуют законам Бога, то материальная природа сотрудничает с ними.

Третья и пятая главы описывают карма-йогу или деятельность в сознании Кришны. Третья и пятая главы Бхагавад Гиты описывают, как действовать в служении Господу. Кришна говорит: «Нужно действовать таким образом, чтобы ваши поступки приводили вас к освобождению, а не к рабству». Неправильно думать, что, если вы становитесь сознающим Кришну, вы должны прекратить действовать. Как вы знаете, Арджуна сомневался в том, стоит ли ему принимать участие в битве. Он сказал: «Как я могу сражаться с людьми, которых я должен почитать?» И что сказал Кришна? «Ты должен сражаться из чувства долга, но при этом ты должен сосредоточить на Мне свой ум и разум». Кришна побуждает нас действовать. Неправильно думать, что стать преданным Харе Кришна означает, что нужно все дела забросить и целый день только повторять Харе Кришна. Конечно, если вы сможете целый день повторять Харе Кришна, то это очень хорошо. Если вы сможете следовать по стопам Харидаса Тхакура, это очень хорошо, но для большинства из нас, скорее всего, это не будет практичным. К тому же у нас есть семейные обязанности и т.д. Кришна вдохновляет нас действовать в соответствии с принципами сознания Бога.

Также Кришна объясняет, что это знание – царь всего знания. Оно вечно, и постижение его радостно. Это духовное знание, которое поведал Господь, передается по цепи ученической преемственности. Оно предназначено для того, чтобы разрушить наше невежество. Какую молитву мы произносим перед началом лекции? Ом агьяна тимирандхасья. Что мы говорим в этой молитве? Я был рожден в невежестве. Мы все родились в невежестве, не правда ли? Когда вы родились, вы не знали русского языка, но затем постепенно выучили его, и продолжили учить его в школе. Кто-то из вас инженер или врач, но, когда вы родились, вы ничего не знали ни об инженерии, ни о медицине. Вы поступили в институт, учились там и избавились от невежества. Подобным образом, нам нужно избавиться от своего духовного невежества. Подобным образом, как солнечный свет рассеивает тьму, духовное общение рассеивает тьму невежества. Поэтому нас вдохновляют получать духовное общение. Поэтому нас также вдохновляют общаться с книгами, потому что, когда вы изучаете эти книги, вы избавляетесь от невежества. Нам нужно получить это трансцендентное знание.

В Бхагавад Гите Кришна побуждает нас действовать, но действовать ради удовлетворения Господа. Каким образом можно получить указания от Господа? Что говорит Кришна в четвертой главе Бхагавад Гиты? Тад виддхи пранипатена парипрашнена севайа - Чтобы обрести трансцендентное знание, ты должен обратиться к духовному учителю. Осознавшая себя душа может дать тебе знание, поскольку она узрела истину. Другими словами, мы должны принять прибежище у истинного духовного учителя. Первая его квалификация состоит в том, что он должен принадлежать к цепи ученической преемственности. Также он должен обладать контролем над умом и чувствами. Он должен давать вам чистое знание. Он должен быть примером в своем поведении.

Получив истинное духовное знание и применяя его в своей жизни, человек может духовно развиваться. Существует духовное знание и материальное знание. Материальное знание мы можем получить из материальных источников, но материальное знание подвержено недостаткам. Духовное знание – это знание, которое исходит от Господа. Это знание также называют вечным знанием или санатана-дхармой.

Что же является темой Бхагавад Гиты? В этих двух стихах вкратце описана тема Бхагавад Гиты. Кришна говорит: «Во всех поступках просто полагайся на Меня и действуй всегда под Моей защитой. Действуя в таком преданном служении, полностью осознавай Меня». Наверняка вы слышали это знаменитое выражение – человек предполагает, а Бог располагает. То есть мы можем прилагать какие-то усилия, но, в конечном счете, мы зависим от Кришны. Кришна говорит: «Действуй, но под Моим руководством». Это руководство приходит через духовного учителя. Гуру, садху и шастры – это три параллельных пути, которые ведут нас обратно к Богу. Шастры означают слова Бога. Гуру – это духовный учитель. Садху – это святые мудрецы. Мудрецы объясняют слова Бога. Гуру объясняет нам слова великих мудрецов, чтобы мы смогли лучше понять их.

В комментарии Шрила Прабхупада объясняет, что преданный в сознании Кришны действует, как слуга Господа, а не как хозяин этого мира. Он с верой выполняет свои обязанности для удовольствия Господа и наставления он получает от духовного учителя. Что будет происходить, если мы будем следовать наставлениям Господа? Кришна говорит: «Тогда, по Моей милости, ты преодолеешь все препятствия материальной жизни». Что это значит – «По Моей милости, ты преодолеешь все страдания материальной жизни?» Как вы знаете, материальная жизнь полна страданий. Или в Ростове нет страданий? Чуть-чуть. Материальная жизнь полна страданий. Здесь есть семь видов страданий. Если бы было всего четыре вида страданий – рождение, старость болезни и смерть, то было бы еще не все так плохо. Но помимо этих четырех есть еще три. Какие? Это страдания, которые причиняют нам тело и ум, другие живые существа и сама материальная природа. Эти семь видов страданий делают для всех людей счастье в этом мире невозможным.

Кому-то нравится болеть? Болезни нравятся только врачам и производителям лекарств. Если вы не будете болеть, то как же буду жить врачи? Однажды, я спросил одного врача в Индии:

- Как идет Ваш бизнес?
- Почему?
- Потому что в это время года люди здоровые
- А когда они болеют?
- В сезон дождей.

Я думаю, что в России тоже есть времена года, когда люди здоровые. Кому-то старость нравится? В Бхагаватам есть история про Махараджа Яяти. Его прокляли, и он стал стариком, но он получил одно благословение – если кто-то вместо него согласится принять его старость, то он снова станет молодым. Но у нас таких благословений нет. Иначе, богатые люди никогда бы не старели, потому что тогда они бы могли находить молодых людей и говорить: «Возьми десять тысяч долларов и отдай мне свою юность». Так что у нас с вами нет такого благословения, которое было у Махараджа Яяти. Старость непременно придет.

Затем есть смерть. В Сатья и Трета юги можно было самим выбирать момент своей смерти. Вы, неверное, слышали о правлении Господа Рамачандры. Он правил в Трета-югу, но поскольку люди были в таком сознании Бога, что Трета-юга была подобна Сатья-юге. Так что у людей была свобода – они сами могли выбирать, когда умирать. Вы можете выбрать момент своей смерти? Вы можете сказать смерти: «Сегодня я не готов, приходи завтра?» Смерть вас послушает? Однажды, один адвокат был при смерти. Он сказал Ямараджу: «Ямарадж, ты же не присылал мне никаких уведомлений о приближающейся смерти». Вы знаете, как работают адвокаты? Они посылают вам разные уведомления: «Вы должны сделать то-то и то-то, а иначе я сделаю то-то и то-то». Здесь есть юристы?

Адвокат сказал Ямараджу:

- Ты хочешь, чтобы я умер сейчас, но ты же не посылал мне никаких уведомлений!
- Кто сказал, что я не посылал никаких уведомлений? Сколько у тебя сейчас волос на голове?
- Я полностью лысый.
- А двадцать пять лет назад сколько волос у тебя было?
- У меня было много волос.
- Как у тебя сейчас зрение?
- Я почти ничего не вижу.
- А какое у тебя было зрение двадцать пять лет назад?
- Очень хорошее.
- А ноги у тебя сейчас сильные?
- Да нет, я почти не могу ходить.
- А какие у тебя были ноги сорок лет назад?
- Я был членом Российской Олимпийской Сборной.
- А какие у тебя сейчас щеки?
- Все в морщинах.
- А тридцать лет назад?
- Очень румяные.
- Видишь, сколько я посылал уведомлений? Зубы начали выпадать, ноги ослабели, твой слух стал падать, руки стали дрожать, но ты проигнорировал все мои уведомления, так что тебе сейчас придется умереть.

Так что каждый день нам приходят такие уведомления. В Бхагаватам говорится, что с каждым восходом и закатом Солнце сокращает жизнь всех, кроме тех, кто отдал свою жизнь преданному служению Господу. Каждый день Солнце посылает вам уведомление. Вот сейчас Солнце уже село. О чем оно нам сообщает? Ваша жизнь стала короче на один день. Мы об этом задумываемся когда-либо? Нет, мы не думаем об этом. Конечно, поскольку вы, преданные, используете свою жизнь в служении Господу, вам не о чем беспокоиться. Но просто мы должны стать серьезными преданными.

Никому не нравится смерть, но смерть – это реальность. Поэтому в английском языке, когда вы хотите подчеркнуть неизбежность чего-то, вы говорите: «Точно, как смерть». Чайтанья Махапрабху вдохновлял Своих последователей писать множество книг, но Сам Он оставил после Себя восемь стихов, которые называются Шикшаштака. И в Шикшаштаке Он обобщил все Ведическое послание. Например, в первом стихе Шикшаштаки – чето дарпана марджанам маха бхава давагни нирвапанам – Господь Чайтанья говорит о важности повторения святого имени. Слава Шри-кришна-санкиртане, поскольку она очищает сердце от пыли, накопившейся в нем за долгие годы материального существования.

Иногда, вы ездите в Индию в паломничество. Перед отъездом вы закрываете свою квартиру на замок, и что вы обнаруживаете, когда возвращаетесь из паломничества? Там накапливается столько пыли! Подобным образом, на зеркале нашего сердца накопилось много пыли. Наша кожа может быть темной, светлой или красной, но сердце наше черное, его переполняют материальные желания – кама, кродха, лобха, матсарья – эти шесть анартх. Господь Чайтанья говорит: «Слава Шри-кришна-санкиртане!» Почему Он прославляет святое имя? Потому что святое имя обладает способностью очистить наше сердце от пыли, накопившейся в нем за долгие годы. Я уверен, что у всех у вас есть подобный опыт. С тех пор, как вы пришли в сознание Кришны, ваши материальные желания, конечно не исчезли совсем, но они стали меньше. Кто-то может сказать: «А вот у меня материальные желания не уменьшились». Но это значит, что вы повторяете святое имя не как следует.

Эти наши анартхи мы тащим за собой из жизни в жизнь. Поэтому, как говорил Шрила Прабхупада, наши сердце чернее угля. Повторяя святое имя, мы очищаем свое сердце, именно поэтому мы повторяем святое имя. Итак, первое благо, которое приносит повторение святого имени – это то, что оно очищает сердце, особенно, если мы повторяем святое имя внимательно и следуем другим принципам. Что же происходит дальше? Повторение святого имени дает конец самсаре рождения и смерти. Точно так же, как когда есть пожар, вы вызываете пожарных. Они заливают огонь водой и тушат его. Перед нами стоит эта большая проблема – цикл рождения и смерти. Сейчас мы родились в таких телах – российских или индийских. Само рождение – это тоже очень болезненная вещь. Если вы хотите узнать, насколько болезнен весь этот процесс, почитайте третью песнь Шримад Бхагаватам. Ребенок, находясь во чреве матери, испытывает множество страданий.

Этот пожар материального существования можно погасить при помощи воды святого имени. Также повторение святого имени – это главное благословение для всего человечества. Другими словами, повторение святого имени – это главное послабление для всего человечества, потому что повторение святого имени – это очень простой метод, который быстро приводит вас к духовному совершенству. В Сатья-югу методом самоосознания была глубокая медитация на Господа. В Трета-югу методом самоосознания было проведение пышных жертвоприношений, для проведения которых были нужны чистые брахманы и чистые ингредиенты. В Двапара-югу методом самоосознания было пышное поклонение Господу в храме. Но все те блага, которые можно было получить благодаря всем перечисленным методам, в Кали-югу можно получить, просто повторяя святое имя. Это можно сравнить с тем, как что-то продавалось за сто тысяч рублей, а потом пришла пора скидок, и теперь эту вещь можно купить за десять рублей. Все сразу ринутся скупать этот товар. Так что метод самоосознания сейчас очень сильно подешевел. В Сатья-югу нужно было медитировать шестьдесят тысяч лет. В Трета-югу люди жили уже десять тысяч лет, в Двапара-югу тысячу лет. Но в Кали-югу можно повторять святое имя всю жизнь, сколько бы вы ни жили, и достичь совершенства.

Также повторение святого имени сравнивается с лучами Луны. Свет Луны охлаждает. Конечно, в России всегда холодно, но, когда вы приезжаете в Индию, вы можете почувствовать, как там жарко. Все там потеют, жалуются на жару. Но затем вечером всходит Луна, и ее свет охлаждает. Но в Ростове, конечно, все наоборот – днем было Солнце, вы наслаждались погодой, а сейчас на улице становится холодно. Но в тех местах, где очень жако, люди ждут, не дождутся охлаждающих лучей Луны. И повторение святого имени сравнивается с успокаивающими лучами Луны.

Затем говорится, что повторение святого имени – это жизнь трансцендентного знания. Что является сутью трансцендентного знания? Иногда есть люди, которые много говорят, все время говорят о религии, но что является сутью религии? Служение Богу, стать чистым, избавиться от греховных поступков – это суть всех религий. Так что повторение святого имени – это жизнь трансцендентного знания. Суть трансцендентного знания – это понять, что в век Кали люди очень неудачливы и им дан простой метод самоосознания – повторение святого имен. Так что повторение святого имени Господа – это суть всего трансцендентного знания. Кали-кале нама-рупа кришна-автара – В Кали-югу Кришна воплощается в звуках Своего святого имени. И суть трансцендентного знания – это не какие-то словесные построения, а повторение святого имени Господа.

Какое благо еще приносит повторение святого имени? Оно увеличивает трансцендентное блаженство. Если бы повторение святого имени не приносило вам трансцендентное блаженство, делали бы вы это сегодня? Нет, вы бы не делали это. Вам же не платят за это! Наоборот, в начале нашего движения здесь, многим преданным из-за этого пришлось отправиться в тюрьму! Им говорили: «Прекратите повторять Харе Кришна, и тогда мы вас освободим»., - но они не прекращали. Их посадили в тюрьму, но они сказали: «Хорошо, мыс сядем в тюрьму, но продолжим повторять святое имя». Харидасу Тхакуру тоже сказали: «Прекрати повторять Харе Кришна», - он сказал: «Как я могу прекратить повторять имена Бога? Тогда Кази сказал: «Протащите этого человека по двадцати двум рыночным площадям и бейте его, пока он не умрет», - но он продолжал повторять святое имя.

И повторение святого имени приносит трансцендентное блаженство – ананда буддхи вардханам – повторение святого имени усиливает блаженство. Часто люди спрашивают: «А вам не надоедает каждый день повторять одно и то же имя?». Они говорят: «Тебе просто промыли мозги! Ты вообще лишился разума!» По поводу промывания мозгов Прабхупада приводил такую историю, хотите ее услышать? В Америке, однажды, был суд. В итоге этот суд постановил, что Харе Кришна – это авторитетное религиозное движение, что там никому не промывают мозги. В связи с этим Шрила Прабхупада рассказывал такую историю. Однажды, был один глухой муж, а жена была нормальной. И он стал звать жену:

- Иди сюда! – А она готовила на кухне
- Я иду! – Но он то не слышал.
- Иди сюда!
- Сейчас чапати доделаю и приду.
- Иди сюда!
- Да иду я!
- Ты что глухая? Не слышишь, что я тебя зову?

Но глухим был он, но при этом говорил: «Ты что, глухая? Не слышишь, что я тебя зову? Материалисты с детства промывают нам мозги своей системой образования, своими телепрограммами, своими рекламными щитами и т.д. Они пытаются промыть нам мозги, чтобы внушить: «Вот для этого надо использовать свою жизнь». У нас пока нет денег для того, чтобы развернуть такую же рекламную компанию по телевидению или на рекламных щитах. Почему люди повторяют святое имя? Поскольку это приносит им удовлетворение. Иначе, чего бы они повторяли святое имя? Поэтому Господь Чайтанья говорит, что повторение святого имени расширяет океан трансцендентного блаженства. Иногда люди говорят: «О! Мне нужно следовать всем этим правилам и запретам, так тогда какой смысл жить?». Однажды, в Индии ко мне пришел один человек. Я рассказал ему о четырех регулирующих принципах, и он сказал: «Ну тогда лучше умереть!». Он просто не понимает, что для обретения истинного трансцендентного блаженства нужно чем-то пожертвовать.

Повторение святого имени – это наше самое главное занятие – вы можете быть брахмачари, грихастхой, ванапрастхой или санньяси. Если вы хотите духовно развиваться, то самый быстрый метод – это повторение святого имени. Повторение святого имени принесет вам духовное блаженство. Кришна говорит в Бхагавад Гите – брахма бхута прасаннатма на шаучати на канкшйати - тот, кто достиг трансцендентного уровня, всегда радостен, он ни о чем не скорбит, и ни к чему не стремится. То есть он не скорбит о материальных вещах и не стремится к ним, но он может скорбеть и стремиться к духовным вещам. Например, вы можете стремиться к тому, чтобы все люди в Ростове приняли сознание Кришны. Вы можете сокрушаться: «Столько жизней я потратил зря, а теперь каждую секунду своей жизни я должен использовать в сознании Кришны».

Это повторение святого имени принесет вам трансцендентное блаженство, и на каждом шагу вы будете испытывать этот нектар. В этой связи Шрила Прабхупада приводил такой пример: «В дереве уже в скрытом виде содержится огонь, поэтому, когда вы подносите спичку, дерево возгорается». Подобным образом, повторение святого имени Кришны пробуждает в вас спящую любовь к Богу и позволяет вам ощутить трансцендентное блаженство, и, в конце концов, позволяет вам погрузиться в преданное служение Господу.

Когда мы повторяем святое имя, Кришна общается с нами, Кришна танцует у нас на языке. Бхактивинод Тхакур говорит, что святое имя Господа пришло к нам из духовного мира. Кришна говорит в Бхагавад Гите: «Если ты будешь действовать в соответствии с Моими наставлениями, ты преодолеешь все препятствия материального мира, но если ты не будешь следовать Моим наставлениям, движимый аханкарой, ты сгинешь!» Вы очень удачливы, поскольку вы приняли этот метод преданного служения. Брахманда бхрамите коно бхагйаван джива, гуру-кришна крипая пая бхакти лата биджа – После многих рождений и смертей удачливая душа получает семя бхакти. И теперь мы должны поливать это семя, и мы поливаем это семя с помощью повторения святого имени и слушания о Господе. Чем бы вы ни занимались, всегда повторяйте святое имя Господа и не идите ни на какие компромиссы. Повторение святого имени Господа – это наше самое важное занятие.

В первом стихе Шикшаштаки Господь Чайтанья объясняет, что повторение святого имени очищает сердце от грязи, скопившейся в нем за долгие годы материального существования, оно является жизнью трансцендентного знания и расширяет океан нашего трансцендентного блаженства. В Шримад Бхагаватам Махараджа Парикшит спросил у Шукадевы Госвами: «Как могут спастись люди в Кали-югу». Он услышал от Шукадевы Госвами описание признаков Кали-юги. Природа преданного такова, что он постоянно беспокоится о благе других. Он спросил: «Как же смогут спастись люди в Кали-югу?». Что сказал Шукадева Госвами? Он сказал: кали-юга дошер раджан - О царь! Кали-юга – это несомненно океан порока, но в этот век есть одно великое благословение, одно особое послабление – повторение святого имени Кришны.

Любой и в любое время может повторять святое имя. Нет никаких строгих правил. Сегодня мы вкратце обсудили первый стих Шикшаштаки, а завтра мы обсудим второй и третий стих. Относительно повторения святого имени нет никаких строгих правил, но если вы хотите духовно развиваться, то вам нужно стараться повторять святое имя внимательно. Что является признаком того, что вы духовно совершенствуетесь? У вас усиливается привязанность к святому имени, у вас появляется смирение, у вас появляется решимость: «Я должен во что бы то ни стало, служить Господу, что бы ни случилось!» У вас появляется смирение, у вас усиливается желание общаться с преданными, служить преданным, читать книги. И когда вы повторяете святое имя в обществе преданных, это имеет еще больший эффект.

Так что вам, преданным, очень повезло. Если бы вы не пришли к сознанию Кришны, что бы с вами было? Вы бы просто жили материальной жизнью. Вы можете сказать: «Я видел, что в обычной жизни люди такие счастливые, они улыбаются, танцуют». Но, как говорится, не все то золото, что блестит. Вот это настоящее счастье. Есть шреяс и преяс – есть деятельность, которая может принести вам мимолетное счастье, а есть деятельность, которая может принести вам счастье на длительном отрезке времени.

В восемнадцатой главе Бхагавад Гиты Кришна описывает три уровня счастья – счастье в благости, страсти и невежестве. Это то, что сладкое в начале, горькое в конце, и происходит в результате соприкосновения органов чувств с объектами восприятия. Что является счастьем в благости? Это то, что горькое в начале, сладкое в конце, и то, что пробуждает вас к самоосознанию. Когда мы приходим к духовной жизни и слышим об этих правилах и запретах, вначале это нам кажется немного горьким. Но затем, когда вы следуете духовной практике, постепенно это становится сладким. Нет ничего слаще, чем служение Господу. Нет ничего слаще, чем прославлять Господа. Поэтому повторение святого имени Господа должно стать нашим главным приоритетом. И повторение святого имени должно для нас стать самым главным занятием. Также читайте книги – это тоже очень важно. Харе Кришна!