foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Итак, мы приветствуем вас на этой программе, в этом городском центре. Как часто у вас здесь программы проходят? Я не знаю, что вы читаете на Бхагаватам, но я выбрал стих ШБ 7.6.2

Это медицинский центр? У нас настоящая медицина. В 1968 году один преданный в Канаде стал брахмачари. Перед этим он закончил Медицинский Институт МакГила в Канаде. Этот мединститут является одним из самых престижных в Северной Америке. И он еще закончил вуз с золотой медалью, и сам он был из очень богатой семьи. И он стал «освобожденным» преданным. В то время наше движение в Америке было всего несколько лет. Этот мединститут выпускал свой медицинский журнал – многие мединституты в Америке выпускают подобные журналы. И они взяли у него интервью: «Вы только что закончили мединститут, стали врачом, почему Вы решили стать монахом?» Потом они опубликовали его интервью под таки заголовком: «Сознание Кришны – это лучшее профилактическое средство». Сознание Кришны – это лучшее профилактическое средство. Люди обращаются к врачам, ложатся в клиники, но если они обратятся к сознанию Кришны, они избавятся от материального тела, которое является источником болезней и всех проблем.

йатха хи пурушасйеха
вишнох падопасарпанам
йад эша сарва-бхутанам
прийа атмешварах сухрт

ПЕРЕВОД

Родившись человеком, живое существо обретает возможность вернуться домой, к Богу. Поэтому все, особенно люди, должны поклоняться лотосным стопам Господа Вишну и преданно служить Ему. Преданное служение — естественное занятие для каждой души, ибо Господь Вишну, Верховная Личность Бога, очень дорог всем живым существам и Он — их повелитель и благожелатель.

КОММЕНТАРИЙ

В «Бхагавад-гите» (5.29) Господь говорит:

бхоктарам йаджна-тапасам
сарва-лока-махешварам
сухрдам сарва-бхутанам
джнатва мам шантим рччхати

«Мудрецы, полностью осознавшие, что Я — единственный, кто наслаждается всеми жертвоприношениями и плодами подвижничества, что Я — верховный владыка всех планет и полубогов, а также друг и благодетель всех существ, избавляется от материальных страданий и обретает полное умиротворение». Просто поняв эти три истины, а именно: Верховный Господь, Вишну, — владыка всего мироздания, Он лучший друг и благожелатель всех живых существ и Он же верховный наслаждающийся, — человек обретает покой и счастье. В поисках этого трансцендентного счастья душа скитается по вселенной, рождаясь в разных телах и на разных планетах, но, поскольку она забыла о своих изначальных отношениях с Вишну, ей приходится жизнь за жизнью испытывать одни лишь страдания. Вот почему так важно, чтобы человек получал образование, позволяющее ему осознать свои сокровенные отношения с Вишну, Верховным Господом. Каждое живое существо находится в очень близких отношениях с Богом. Поэтому нужно благоговейно прославлять Господа в настроении, именуемом шанта- расой, либо, возродив свои вечные отношения с Вишну, быть Его слугой (в дасья-расе), другом (в сакхья-расе), отцом или матерью (в ватсалья-расе) или возлюбленной (в мадхурья-расе). Основой всех этих отношений между душой и Богом является любовь. Вишну — средоточие любви всех живых существ, поэтому каждый должен с любовью служить Господу. Сам Господь, Верховная Личность, говорит об этом так: йешам ахам прийа атма суташ ча сакха гурух сухрдо даивам иштам (Бхаг., 3.25.38). Каждая душа, в каком бы теле она сейчас ни находилась, связана с Вишну теми или иными отношениями: для кого-то Он возлюбленный, а для кого-то — Сверхдуша, сын, друг или гуру. Родившись в человеческом теле, мы получаем возможность возродить свои вечные отношения с Богом, и именно этой цели должно служить образование. Именно в этом заключается совершенство человеческой жизни и совершенство получаемых человеком знаний.

ЛЕКЦИЯ

Ом агьяна тимирандхасья
гьянангьяна шалакая
чакшур унмилитам ена
тасмаи шри-гураве намаха

Итак, этот стих произнес Прахлада Махарадж. Кто такой Прахлада Махарадж? Сын Хираньякашипу, но Прахлада Махарадж известен по другой причине. Он является одним из махаджан. Что означает слово махаджан? Духовный авторитет. Подобно тому, как в материальном мире есть юристы, которые разбираются в юридических вопросах – кто-то из них разбирается в уголовном праве, кто-то в гражданском. В медицине есть также специалисты в разных областях медицины. Подобным образом, есть также специалисты в духовном знании, и их называют махаджанами. Сколько существует махаджанов? Двенадцать.

Свайамбху нарада шамбхух
каумара капило манух
прахладо джанако бхишмо
балир вайасакир вайам

И Прахлада – один из них. Почему Прахлад является махаджаном? Он же был сыном демона! Но на самом деле в глубине сердца его отец был преданным. Прахлада является махаджаном, поскольку он получил духовное знание от великого мудреца Нарады. Хираньякашипу совершал суровые аскезы. Сто небесных лет он стоял на цыпочках, воздев руки к небу, и по всему его телу ползали муравьи. Никто из нас не выдержит простоять на цыпочках больше, чем несколько минут, но он так стоял сто лет по исчислению полубогов. Из его головы исходил огонь.

В то время Прахлад находился во чреве матери, и полубоги подумали, что эта женщина, наверняка, родит еще одного демона. Почему? Потому что она была миссис Хираньякашипу. Как говорится, каков отец, таков и сын. Полубоги хотели ее похитить, и вмешался Нарада Муни. Он сказал:

- Куда вы тащите эту невинную женщину?
- О! Она невинна? В ее чреве могущественный демон!
- Ребенок в ее чреве не демон. Он могущественный преданный!

И он приютил мать Прахлада в своем ашраме. Прахлада обрел духовное знание, находясь во чреве своей матери. Это опровергает теорию атеистов, которые утверждают, что жизнь начинается, когда ребенок появляется на свет. Жизнь появляется еще во чреве матери, и Прахлад – это живой пример этого.

С самого детства Прахлада Махарадж был осознавшей себя душой. Отец Прахлада не мог понять, откуда у Прахлада это знание. Он позвал учителей Прахлада – Шанду и Амарку и спросил: «Откуда мой сын набрался этому знанию о Боге? Кто у вас учит этому на лекциях?» Учителя сказали: Господин, мы совсем невиноваты. Мы очень следим за ним, чтобы никто не пришел, и не промыл ему мозги. Наверное, какие-то вайшнавы, переодевшись, проникают к нему, но мы то никого не подпускаем к нему». Так что это было загадкой, откуда Прахлад приобрел это знание. Это было загадкой и для его учителей Шанды и Амарки, и для самого Хираньякашипу.

Прахладу выпала великая удача получить это трансцендентное знание, когда он был в утробе матери. И что Прахлада говорит в этом стихе? Он говорит, что человеческая жизнь дает шанс вернуться к Богу. Человеческое тело предоставляет нам эту редкую возможность. Есть ли такая возможность в других телах, например, в телах животных? Иногда мы слышим истории о том, как животные возвращаются обратно к Богу. Однажды, когда Господь Чайтанья был еще маленьким, у Него появился щенок. Его мама сказала: «Ты что! Мы же брахманы! У нас дома не может жить собака!» А друзья Нимая стали корить Его и говорить: «Нимай! Ты обманул нас и забрал Себе самого красивого щенка!»

Однажды, Нимай пошел плавать, а Шачимата отвязала щенка, и он убежал. Друзья Нимая прибежали к Нему и стали говорить: «Нимай, Нимай, Твоя мама отвязала щенка, и он убежал». В то время Нимай был маленьким мальчиком. Нимай вместе со Своими друзьями стали искать щенка. Где они нашли этого щенка? Они нашли его в центре города. Он танцевал на задних лапах, воздев передние к небу, шесть на его теле встала дыбом, из глаз текли слезы, и он пел Харе Кришна мантру так же четко, как человек. Затем с неба спустилась колесница. Щенок взошел на нее, и, помахав всем лапой, отправился обратно к Богу. Я специально привел вам этот пример. Здесь говорится, что человеческое тело – это редкий шанс вернуться обратно к Богу, но вы можете сказать: «А вот щенок вернулся обратно к Богу». Но у этого щенка была уникальная возможность – он общался с Самим Чайтаньей Махапрабху. Поэтому, если вы захотите завести щенка, то вы должны гарантировать, что он вернется обратно к Богу, как было в случае с Нимаем.

Как мы знаем, человеческое тело дает нам возможность вернуться обратно к Богу. В писаниях дается такое объяснение. Материальный мир сравнивается с бушующим океаном. Легко ли переплыть такой бушующий океан? Кто-то из вас был моряком? Любой моряк знает, что, когда в океане шторм, его переплыть очень трудно. Есть преданные, которые работают капитанами кораблей или главными бортмеханиками. Они говорят, что во время шторма плыть очень трудно, и они просто заглушают двигатели. Материальный мир сравнивают с таки бушующим океаном, но на корабле можно пересечь океан. Человеческое тело сравнивают с кораблем, который поможет вам пересечь этот океан материального существования.

Но на любом корабле есть капитан, не правда ли? Кто является капитаном на этом корабле? Духовного учителя сравнивают с капитаном этого корабля. Что делает капитан? Он дает вам наставления, которые передаются по цепи ученической преемственности. Он не придумывает и не создает какие-то новые наставления. Вот это настоящая квалификация авторитетного капитана. С одной стороны, он должен обладать вачо вегам манаса кродха вегам джихва вегам ударопастха вегам - контролем над умом и чувствами. Также он должен быть прозрачной средой, которая передает наставления ученической преемственности такими, как они есть.

Как вы знаете, если ветер попутный, то корабль или самолет быстрее достигает места назначения. Наставления Вед сравнивают с таким попутным ветром, и если вы будете следовать наставлениям Вед, вы будете духовно развиваться. Смогли бы вы перепрыгнуть через огромный океан? Но что будет, если огромный океан сожмется до размеров лужи, содержащейся в следе копытца теленка? Сможете вы тогда перепрыгнуть эту лужицу? Легко! Даже ребенок сможет сделать это. Когда вы принимаете прибежище в преданном служении Господу, этот океан сжимается до размера лужице в отпечатке копытца теленка.

Затем Прахлада Махараджа говорит: «Достаточно разумный человек». Кто такой достаточно разумный человек? Это тот, кто видит, что материальный мир исполнен страданий, и что нужно что-то с этим сделать. Признаком разума является стремление найти настоящее счастье. Не нужно полагать, что, если вы придете к духовной жизни, вы должны жить в страданиях. В материальной жизни люди ищут счастья, и в духовной жизни мы тоже ищем счастья. В Бхагаватам Прахлада Махарадж сказал такие слова – на те видух свартха гатим са вишнух - люди не знают, как найти настоящее счастье. Не нужно полагать, что мы против концепции счастья. Счастье – это наше прирожденное право. Господь всегда счастлив, поэтому это счастье принадлежит нам по праву.

Но как обрести настоящее счастье описывается в писаниях. К настоящему счастью ведет путь сознания Бога. Надо признать, что, как говорил Прахлада Махарадж в предыдущем стихе, человеческую жизнь можно получить очень редко. Как вы знаете, существуют 8,400,000 форм жизни, и из них только 400,000 форм жизни относятся к человеческим формам. Как же вернуться к Богу? Дальше Прахлада Махарадж объясняет это. Он говорит, что все люди должны заниматься служением Господу. Как можно заниматься преданным служением? В седьмой песне Шримад Бхагаватам описывается, как, однажды, Хираньякашипу усадил сына у себя на колени. Хираньякашипу был очень недоволен, что кто-то тайно обучает его сына науке о Боге, поэтому он очень сильно отругал Шанду и Амарку – учителей Прахлада. Однажды, Шанда и Амарка пришли к Хираньякашипу и сказали: «Господин, мы сделали свое дело. Мы полностью промыли мозги твоему сыну и настроили его против Вишну. Поэтому если ты спросишь его, он скажет, что, папа, ты Всевышний».

Отец был очень рад этому, потому что это было как раз тем, что он хотел услышать. Он не мог вынести, что его сын был предан его злейшему врагу. И вот, однажды, Прахлад вернулся из школы. Отец усадил его на колени и спросил: «Сажи мне, сынок, что самое лучшее ты узнал в школе?» Тогда Прахлада сказал:

Шраванам киртанам вишнух
смаранам пада севанам
арчанам ванданам дасйам
сакхйам атма-ниведанам

Он описал девять методов преданного служения. Как только Хираньякашипу это услышал, он сбросил сына с колен. Каким же образом мы можем заниматься преданным служением? Метод достаточно прост. На самом деле, философия сознания Кришны очень простая. В комментарии Шрила Прабхупада очень просто представляет эту философию. Он говорит, что нужно понять всего три вещи, он говорит – три факта. Первый состоит в том, что есть Верховный Господь Шри Кришна. Он владелец всего, и поэтому Он всем наслаждается. И Он является для всех доброжелателем. Святой человек тоже является для всех доброжелателем. Вы видели когда-нибудь, как Шрила Прабхупада подписывал свои письма? Ваш вечный доброжелатель. Что значит «Ваш вечный доброжелатель»? Это тот, кто хочет, чтобы вы были по-настоящему счастливы.

Однажды, мудрецы Наимишараньи собрались, чтобы обсудить духовные темы. Тысячи мудрецов собрались вместе, и темой их обсуждения было, как спасти людей в Кали-югу. Такова природа трансценденталиста. Он не является эгоистом и не думает только о собственном освобождении. Именно поэтому преданные проповедуют. Проповедь - это непростое служение, но почему они делают это? Потому что они желают добра всему обществу. Преданный является доброжелателем для всех людей. Почему он является доброжелателем? Потому что Господь является доброжелателем. Почему Господь пришел, как Вьясадева? Потому что Господь беспокоился о благе всех живых существ.

В Чайтанья Чаритамрите описана беседа Харидаса Тхакура и Господом Чайтаньей. Чайтанья Махапрабху каждый день приходил навестить Харидаса Тхакура, а Его слуга Говинда каждый день приносил для него махапрасад из храма. Однажды, Господь Чайтанья пришел к Харидасу Тхакуру и спросил: «Харидас, как могут спастись все эти яваны?» Кто такой явана? Это человек, который отвергает учение Господа. И что ответил Харидас? Он сказал: «Дорогой Господь, не беспокойся, просто, приняв повторение святого имени, все эти яваны смогут обрести спасение». Мы хотим сказать, что Господь является доброжелателем для всех

Если вы почитаете любые писания, вы увидите, что в них говорится совершать аскезы, отвергать неблагоприятное для духовного развития и идти на какие-то жертвы ради высшей цели. Шрила Прабхупада часто приводил нам простой пример. Он говорил, что если ребенок уходит из дома, то родители очень переживают, что хотят папа и мама? Они хотят, чтобы ребенок вернулся домой. Именно этого Господь и хочет. Материальный мир создан для тех, кто хотят попытаться забыть о Боге. Вначале Брахма создал различные аспекты невежества. Брахма создал идеальную среду, в которой, если вы хотите забыть о Боге, у вас это очень хорошо получится. Он создал разные аспекты невежества, такие как ложное отождествление себя с телом. Вы очень привязаны к телу, вы считаете, что тело – это и есть вы. Разве не так думает большинство людей? Это ложное отождествление себя с телом.

Затем он создал ложное чувство собственничества. Что значит ложное чувство собственничества? Это мое, я сам буду наслаждаться этим, почему я должен хоть копейку дать этим кришнаитам? Я заработал все эти деньги своим тяжким трудом! Поэтому я куплю себе шикарный дом, буду останавливаться в шикарных отелях. В материальном мире мы видим, что в каких-то странах переизбыток материальных богатств, а в каких-то нищета. Во многих странах люди даже голодают. Они могут сказать: «Почему так происходит?», - потому что по милости Бога земли столько, что можно накормить даже в десять раз большее население, чем есть. Даже в вашей земли есть столько земли, которую не обрабатывают! И даже в Америке и Канаде, когда вы едите, вы видите столько земли, на которой ничего не выращивают. Из-за ложного чувства собственничества, они боятся, что если вырастить слишком много пищи, то цены упадут. Много лет назад зерно даже вываливали в море, чтобы цены не упали, потому что был слишком большой урожай. Это все вызвано ложным чувством собственничества – это мое.

Затем Брахма создал страх смерти. Мы все боимся смерти, но вы, преданные, не боитесь смерти. Обычно люди боятся смерти. Но в писаниях говорится, что как только человек обретает самоосознание, он перестает бояться смерти. Это подобно тому, как когда у птицы вырастают крылья, она легко покидает гнездо. Подобным образом, осознавшая себя душа не боится смерти, но обычные люди боятся смерти.

Затем Брахма создал другой аспект невежества – гнев, вызванный разочарованием. Когда мы гневаемся? Когда не получаем того, чего хотим.

Итак, Брахма создал эти разные аспекты невежества и подумал: «Что я наделал? Я создал только аспекты невежества, благодаря которым все увязнут в этом материальном мире, самсаре рождения и смерти! Тогда Брахма создал разные аспекты знания. Прежде всего он создал санкхья-йогу, которую замечательно описал Господь Капиладева в третьей песне Шримад Бхагаватам. Санкхья-йога – это аналитическое изучение материи и духа, но кульминацией этого является преданное служение. Затем он также создал путь йоги, сейчас йога – это очень большой бизнес. В Америке – это очень большой бизнес. Сейчас йога используется просто как средство улучшить здоровье тела, но само слово йога на самом деле означает связь с Богом. Одно из имен Кришн – Йогешвара. Йога – это метод, направленный на обуздание ума и чувств. И кто, по словам Кришны, является самым совершенным йогом? Как звучит этот знаменитый стих? Йогинам апи сарвешам – Совершенный йог – это тот, кто всегда медитирует на Меня. Брахма создал путь йоги.

Затем он также создал путь тапасьи. Тапасья означает добровольное принятие дискомфорта ради обретения высшей цели. ВЫ добровольно ограничевавете себя в чем-то потому что знаете, что, в конечном счете, эта деятельность вредна. Кришна говорит в Бхагавад Гите, что нельзя отказываться от трех вещей, даже осознавшие себя души не должны от них отказываться. Что это за три вещи? Ягья, дана и тапасья. Тапасья означает добровольно принимать неудобства. Таким образом, Брахма создал путь тапасьи. Тапасья – это вещь добровольная. Вы пришли в сознание Кришны не потому что есть какой-то закон или указ Правительства, что все должны прийти в сознание Кришны, как в случае с обязательной службы в армии. Было бы хорошо, если бы был такой указ правительства по всему миру, но вряд ли это произойдет. Вы сами добровольно решаете – я хочу прийти к сознанию Кришны. У нас добровольное движение. Итак, он создал путь тапасьи. Затем Брахма создал вайрагью. Вайрагья означает отречение, когда человек отвергает соблазны майи.

Итак, Брахма создал путь тьмы и путь света. В любой стране у каждого гражданина есть свобода – либо следовать законам государства, либо нет. Если человек – законопослушный гражданин, то его ждет один результат – он будет на свободе. Если же он будет нарушать законы, то он станет преступником. То же относится и к законам Бога – если вы будете следовать законам Бога, вы будете свободны, а если вы будете нарушать их, вы станете духовным преступником.

Итак, Прахлада Махарадж говорит, что каждый человек должен заниматься преданным служением Г Господу. Затем он говорит, что преданное служение Богу – это нечто совершенно естественное. Служить Богу – это естественное желание всех разумных людей. Если бы это не было естественным, то почему бы вы стали преданными. В материальном мире есть много объектов, на которые люди направляют свою любовь. В материальном мире люди путают вожделение и любовь. В Чайтанья Чаритамрите приводится пример золота и железа. Что объединяет золото и железо? Оба они являются металлами, но их цена одинаковая? Можете ли вы, заплатив, как за тонну железа, ожидать, что вам дадут тонну золота? Нет, золото гораздо дороже. Железо тоже дорогое, но не такое дорогое, как золото. Подобным образом, люди в материальном мире ошибочно принимают вожделение за любовь.

Здесь говорится, что преданное служение является чем-то естественным, потому что Господь является настоящим объектом нашей любви. О, это для меня новость! Я думал, что мой самый любимый человек – это моя спутница жизни, но здесь говорится, что нашим самым большим возлюбленным является Господь. Он настоящий объект нашей любви, и нас связывают с Ним вечные отношения. В материальном мире у вас могут быть с кем-то замечательные отношения, но они закончатся – не сегодня, так завтра. Но эти отношения с Богом вечны.

Итак, Прахлада Махарадж говорит, что Господь является нашим высшим возлюбленным. Он настоящий господин всего, и Он настоящий наслаждающийся. В Чайтанья Чаритамрите говорится: экала ишвара кришна ара сарва бхритйа – Только Кришна является единственным Верховным Повелителем, а все остальные – Его слуги, включая полубогов.

И мы должны признать, что Господь является нашим настоящим доброжелателем. Нельзя сказать, что люди этого совсем не понимают. Миллионы людей принимают путь преданного служения, и нельзя сказать, что все являются слепыми материалистами. Если мы посмотрим на историю, мы увидим, что очень многие люди принимали путь преданного служения. Весь Шримад Бхагаватам направляет нас на путь преданного служения Господу. Откроете ли вы первую песнь или двенадцатую – везде одна и та же цель, и что это за цель? Заниматься преданным служением. Заключение Бхагавад Гиты такое же – нужно предаться Господу и служить Ему.

Прахлада Махарадж говорит, что так называемое материальное счастье, к которому вы так жадно стремитесь, можно получить в любой форме жизни. Животные тоже испытывают материальное счастье. Вчера мы ехали из Краснодара в Ростов, остановились на заправке. Там были собаки, преданные дали им прасада, и когда они поели прасада, они были так счастливы – они завиляли хвостами. Когда кошка находит на кухне молоко, она очень счастлива. Прахлада Махарадж говорит, что счастье чувственных наслаждений можно получить в любой форме жизни. Но вы получите ровно столько, сколько вам отпущено, и ни капли больше. Вы можете сказать: «Я хочу счастья, я хочу большую дачу, крутую машину!» - но получите ли вы это? Что вы получите? То, что вам положено, и ни каплей больше.

Кто-то молит о страданиях? Обычно, никто. Царица Кунти молилась о том, чтобы к ней приходило больше страданий, потому что таким образом она смогла бы больше думать о Господе, но обычно, никто не молит Бога о страданиях. Кто-то молится: «О Господь, пошли мне инфаркт, или, чтобы я попал в аварию?» Но страдания все равно приходят. Мы стараемся изо всех сил, чтобы избежать страданий. Что делает современная наука? Она пытается избавить нас от страданий. Если ваши щеки стали морщинистыми, идите к хорошему косметическому хирургу, и он вам натянет кожу на щеках. Если ваши волосы седеют, от этого есть краска. Если у вас ухудшился слух, есть практически незаметные слуховые аппараты – очень маленькие. Если ваши глаза ослабли, и вы не хотите носить очки, есть контактные линзы. Если ваше сердце не работает, как следует, можно поставить искусственное сердце. Мы не хотим страданий, но они все равно приходят. Наши друзья-ученые пытаются помочь нам избавиться от страданий, но они не способны это сделать.

Прахлада Махарадж говорит, что точно так же, как сами собой приходят страдания, точно также придет и материальное счастье. Поэтому ради обретения материального счастья не нужно прикладывать слишком много усилий. Занимайтесь лучше своей духовной жизнью. Развивать свою духовную жизнь можно в любом их четырех варн и ашрамов. Например, в этом собрании есть и брахмачари, и грихастхи. В каком-бы ашраме вы ни находились, вы можете развивать свою духовную жизнь. Священные писания очень подробно все нам объясняют, и в обществе преданных заниматься духовной жизнью становится гораздо проще. Поэтому для духовного развития всем нам необходимо духовное общение. Если мы достаточно удачливы, и у нас есть духовное общение, то нам будет гораздо проще духовно развиваться.

С Господом у нас могут быть разные расы. Господь может быть вашим сыном. Эти отношения, когда Господь является вашим сыном, гораздо выше, чем, когда Господь является вашим отцом. Если Господь ваш сын, то вы хотите Ему служить. Если же вы относитесь к Богу, как к отцу, то Он должен все время исполнять ваши желания – О Бог, дай мне то, дай мне это! Большинство людей, что Бог должен исполнять все наши желания. Кришна, конечно, говорит, что к Нему приходят четыре типа людей. Какие это четыре вида людей? Те, кто страдают, любознательные, те, кто ищут истинного знания, и те, кто хотят денег. Но вы то денег не хотите или хотите? Кришна говорит, что люди приходят к Нему из-за четырех причин. Он говорит, что все они благочестивы – пуньятма, но лучший из них -тот, кто приходит в поисках истины или бескорыстный преданный.

На начальных стадиях наше преданное служение может быть движимо какими-то корыстными желаниями. Даже служение Дхрувы Махараджа вначале было движимо материальными мотивами. Он хотел, чтобы у него было богатое царство, но благодаря медитации на Господа он очистился. И когда Господь предложил ему любые благословения, он сказал: «О Господь! Я искал битое стекло, но нашел бриллиант». В начале преданного служения у нас могут быть какие-то корыстные мотивы, но по мере практики преданного служения мы очищаемся от этих мотивов. Поэтому отнеситесь к этому методу с величайшей серьезностью. Иногда мы говорим: «О! Это очень трудно». А вы понимаете, насколько трудна материальная жизнь? Вы понимаете, какие страдания приносит самсара рождения и смерти?

В пятой песне Господь Ришабхадева говорит следующее. Он говорит: нунам праматтах куруте викарма – Люди, которые занимаются викармической деятельностью очень глупы, праматта. Почему? Потому что у них сейчас есть тело, которое приносит им одни страдания, и, когда они будут пытаться просто наслаждать свои чувства, то тем самым они купят себе новое тело, которое будет приносить им одни страдания.

Если мы будем регулярно читать Шримад Бхагаватам, мы буде получать напоминания, в чем состоит цель жизни. Поэтому в Бхагаватам говорится:

Нашта прайешв абхадрешу
нитья бхагавата севая
бхагаватир уттамашоке
бхактир бхавати наиштики

Благодаря регулярному слушанию Шримад Бхагаватам человек избавляется от всего неблагоприятного в сердце, и в нем утверждается чистое преданное служение Господу. Очень хорошо, что в центре Ростова проводятся четыре лекции по Шримад Бхагаватам в неделю. Поскольку Батайск находится немного далеко, у вас проходят четыре лекции в центре города. Пользуйтесь возможностями, которые предоставляют эти лекции. Но если по какой-то причине вы сами не можете приходить на лекции, читайте Шримад Бхагаватам дома. Чтение Шримад Бхагаватам означает чтение слов Самого Бога. У нас есть эти книги, и мы должны их читать. Вы можете обнаружить, что, если вы будете регулярно читать джапу, регулярно читать книги, регулярно общаться с преданными, то ваше духовное развитие будет идти очень быстро. Общение с преданными и шраванам киртанам дадут вам силы, чтобы бороться с майей. Майя сильная или слабая? С каждым днем она становится все сильнее.

Но хорошая новость заключается в том, что преданное служение тоже становится все сильнее. Я помню, как приезжал в Ростов лет пятнадцать-двадцать назад. Тогда было мало преданных, а сейчас у вас преданных гораздо больше. То есть преданное служение тоже становится сильнее. Кришна говорит в этом известном стихе Бхагавад Гиты: даиви хй еша гуна майи мама майя дуратйайа - Очень трудно преодолеть влияние Моей иллюзорной энергии. Кто-то может сказать: «Если Сам Кришна сказал, что очень трудно преодолеть влияние майи, то что мы здесь делаем?» Но что Кришна говорит дальше в следующем предложении? Если вы предадитесь Мне, вы сможете очень легко преодолеть это влияние. Повторение святого имени, чтение книг и общение с преданными должны привести нас к полному преданию Господу. Это очень могущественные методы, которые уже были испытаны тысячами и тысячами людей по всему миру, и эти методы работают очень четко. В материальном мире вы можете пойти на операцию даже к самому лучшему хирургу, но операция может быть успешной, а может и нет. Но эта духовная деятельность дает вам стопроцентную гарантию. Если вы следуете этому методу, он, непременно, приведет вас к успеху.

Но нам необходимо заниматься преданным служением с решимостью. Поэтому шраванам киртанам и садху-санга помогают нам обрести эту решимость. Харе Кришна!