foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Joomla шаблоны бесплатно http://joomla3x.ru

ПЕРЕВОД

 

О сын Притхи, о завоеватель богатств, достаточно ли внимательно ты слушал Меня? Рассеялась ли окутавшая тебя пелена невежества и иллюзии?

 

КОММЕНТАРИЙ

 

Господь выступал в роли духовного учителя Арджуны и потому должен был спросить его, верно ли он понял «Бхагавад-гиту». В противном случае Господь был готов объяснить ему любое положение «Бхагавад-гиты» с самого начала. Каждый, кто услышит «Бхагавад-гиту» в изложении истинного духовного учителя, такого как Кришна или Его представитель, ощутит, что он полностью освободился от невежества. «Бхагавад-гита» — это не обыкновенная книга, написанная каким-нибудь поэтом или писателем; она поведана Самим Верховным Господом. Каждый, кому посчастливится услышать эти наставления от Кришны или Его истинного представителя, непременно обретет освобождение и выйдет из тьмы неведения.

 

ЛЕКЦИЯ

 

Ом агьяна тимирандхасья

гьянангьяна шалакая

чакшур унмилитам ена

тасмаи шри-гураве намаха

 

Харе Кришна! Кришна, Верховный Господь произнес этот стих. К кому Он обращается? К Арджуне, но, на самом деле, Он обращается ко всем преданным, которые собрались здесь. Он обращается к преданным из Ярославля, Рыбинска, Вологды и всех других ятр. Что же Он говорит? Внимательно ли ты слушал Меня? Как вы знаете, Бхагавад Гита – это философия, поведанная Верховным Господом. Во второй главе Бхагавад Титы Арджуна сказал, что сбит с толку, и обратился к Господу за руководством. Арджуна сказал: «Я сбит с толку, я не знаю, в чем мой долг, пожалуйста, наставляй меня». Вы, преданные, бываете когда-либо сбиты с толку, относительно своего долга? В чем же состояла путаница Арджуны? Он думал не о том, сколько он должен получить чувственных наслаждений, он не выбирал, пойти ли ему на этот фильм или другой, купить эту машину или другую машину. Он не понимал, стоит ли ему участвовать в битве или нет.

 

С одной стороны, у него был долг кшатрия, то есть он должен был сражаться, чтобы защитить дхарму. Но с другой стороны, он не хотел сражаться с людьми, которых он очень сильно уважал. Поэтому он сказал: «Кришна, я сбит с толку, я не знаю, в чем мой долг, пожалуйста, объясни мне». Нет ничего необычного в том, что мы иногда бываем сбиты с толку. Даже Махараджа Парикшит во многих случаях высказывал замешательство. Он обращался за разъяснениями. Мы должны обращаться за руководством, но обращаться к верным источникам. Верный источник — значит Господь или Его истинный представитель. Бхагавад Гита – это самая древняя книга мудрости на Земле.

 

В четвертой главе описана история Бхагавад Гиты. Бхагавад Гита – это не какой-то трактат, составленный современными учеными. Кришна сказал, что Он дал это знание богу Солнца Вивасвану. Как в вашей стране есть Президент Господин Путин. В Америке тоже есть Президент. Подобным образом, на всех планетах тоже есть правители. И подобно тому, как у нас с вами есть имена, у них тоже есть имена. Правителя Солнца зовут Вивасван. Итак, Кришна поведал это знание богу Солнца Вивасвану, который, в свою очередь, передал его Ману, прародителя человечества, который передал его Икшваку, царю, в чьей династии родился Господь Рама. Но с течением времени это знание было утеряно, поэтому Кришна снова открывает его Арджуне, потому что он был Его другом и преданным. Поэтому Кришна говорит, что он сможет понять эту трансцендентную науку.

 

Если мы будем пытаться понять смысл этих книг с точки зрения академической науки, мы никогда не сможем понять его. Когда я впервые приехал в вашу страну в 1976 году, чтобы разместить книги Шрилы Прабхупады в библиотеках, я встречался с несколькими учеными-индологами. Они сказали, что уже перевели на русский Бхагавад Гиту, Махабхарату, Рамаяну, и они также хотели перевести книгу «Кришна». Но ни один из этих переводов не сделал ни одного человека преданным в России. Почему? Потому что эти переводы были лишены любви и преданности. Но Бхагавад Гита Как Она Есть сделала тысячи людей преданными, и продолжает вдохновлять других становиться преданными. Итак, Кришна говорит: «Я даю тебе это знание, поскольку ты Мой друг и преданный, поэтому ты сможешь понять трансцендентные тайны этой великой науки».

 

В чем же тайна этой науки? Вы можете спросить: «Как же это может быть тайной? Мы ведь свободно распространяем эти книги на улицах? Тайны или какие-то секретные документы так свободно не распространяют». Но одновременно это тайна и не тайна. Секрет в том, что только через преданное служение можно постичь Бога таким, как Он есть. Но это знание нужно принять через преданного. Если у нас есть сомнения, то мы должны обратиться к преданному Господа за разъяснениями. Кришна начал рассказывать Бхагавад Гиту только после того, как Арджуна предался Ему. Первая глава приводит описание армий. Философия начинается во второй главе. Вначале Кришна описывает азбуку духовного знания – Он говорит о различии между телом и душой.

 

Итак, Кришна объяснил философию, и затем в восемнадцатой главе он спрашивает Арджуну: «Внимательно ли ты выслушал Меня?» Это очень важный момент. Когда мы повторяем святое имя, мы должны делать это очень внимательно. Когда мы слушаем Бхагавад Гиту или Шримад Бхагаватам, мы должны делать это внимательно. Если вы общаетесь с каким-то важным человеком, вы внимательны или нет? Вы внимательны. И мы должны быть настолько же внимательны, когда мы повторяем имя Кришны или слушаем о Нем.

 

Итак, Кришна спрашивает: «Внимательно ли ты выслушал Меня? Избавился ли ты теперь от иллюзии и невежества?» Точно так же, как солнечный свет рассеивает тьму. Скоро будет темно, но потом Солнце снова встанет и рассеет тьму. Подобным образом, духовное знание рассеивает иллюзию и невежество. Господь Брахма получил задание творить в этой вселенной. Для кого он должен был сотворить этот мир? Для тех, кто хотели забыть о Боге, для тех, кто хотят быть соперниками Бога. Материалисты – это соперники Бога. И сначала Брахма создал разные аспекты иллюзии.

 

Здесь Кришна спрашивает Арджуну: «Избавился ли ты от иллюзии и невежества?» Каковы же различные аспекты иллюзии и невежества? Глубокое отождествление себя с телом. Мы отождествляем себя с телом, и забота о теле – наша единственная цель. Если кто-то скажет нам, что мы выглядим очень красивыми, то мы очень обрадуемся этому. Мы не говорим, что не нужно заботиться о теле – о теле нужно заботиться. В писаниях этот материальный мир сравнивают с бушующим океаном. Человеческое тело сравнивают с кораблем, на котором можно пересечь этот океан, а наставления духовного учителя сравнивают с попутным ветром. Когда ветер попутный, корабль плывет быстрее. Даже в случае современных реактивных самолетов с мощными двигателями, если ветер дует навстречу, то полет время, которое требуется самолету, чтобы достичь места назначения увеличивается. Иногда случается, что самолет садится раньше, чем было заявлено. Когда такое происходит? Когда ветер попутный, то есть ветер ускоряет движение самолета. Итак, в Ведах говорится, что наставления Вед и духовного учителя являются попутным ветром. А духовного учителя сравнивают с капитаном корабля. Мы привели этот пример для того, чтобы показать, что мы не должны игнорировать тело. Тело – это средство с помощью которого мы служим Господу.

 

Итак, один из аспектов невежества – это ложное отождествление себя с телом. Другой аспект невежества – это ложное чувство собственничества. Это мое моя страна, мой банк, мое то, мое это. Иногда люди говорят: «Если Бог есть, почему столько людей голодают?» На самом деле Бог дал столько пищи, что можно спокойно прокормить весь мир. Из-за того, что люди думают: «Это моя страна, а это ваша», - в некоторых странах есть много, а в некоторых нет ничего. Когда Шрила Прабхупада приезжал в вашу страну, он встречался с ныне покойным профессором Котовским. На самом деле, профессор Котовский был очень хорошим человеком. Я несколько раз встречался с ним в начале девяностых. Он прислал Шриле Прабхупаде приглашение в Советский Союз, иначе Шрила Прабхупада не смог бы сюда приехать. Письмо, которое он написал, послужило основанием для того, чтобы Прабхупада смог получить визу в Советский Союз. Так Кришна использовал его для того, чтобы он сделал очень важное служение.

 

Когда Шрила Прабхупада беседовал с профессором Котовским, тот объяснял ему, что такое коммунизм. Но процитировав Шри Ишопанишад, Прабхупада объяснил ему, что такое духовный коммунизм. Ишавасйа идам сарвам – человек должен владеть только тем, что ему необходимо, а остальное делить с другими. В чем же разница между коммунизмом Ленина и духовным коммунизмом? Разница в том, что духовный коммунизм признает то, что Бог является владельцем всего. И поскольку Бог является источником и владельцем всего, все должно использоваться в служении Богу. Итак, еще один аспект невежества – это ложное чувство собственничества – вместо того, чтобы признать, что все принадлежит Богу, мы считаем, что все принадлежит нам.

 

Затем Брахма создал страх смерти. Страх смерти – это еще один аспект невежества. Вы боитесь смерти? Я думал, вы все бесстрашны. У нас у всех есть страз смерти. Почему мы боимся смерти? Потому что мы не уверены, что произойдет после смерти. Но у духовного человека нет страха смерти. В девятой песне Бхагаватам описана история Господа Рамачандры. В девятой песне Бхагаватам приводится только краткое описание деяний Господа Рамы. В Бхагаватам говорится, что поскольку воплощение Рамы уже описано в другом месте, его нет смысла повторять, поскольку деяния Господа Рамы подробно описаны Вальмики в Рамаяне. Как например, в Чайтанья Чаритамрите Кришнадас Кавирадж лишь вкратце описал игры Господа Чайтаньи, которые подробно описал Шрила Вриндаван дас Тхакур в своей Чайтанья Бхагавате. Кришнадас Кавирадж пишет: «Зачем увеличивать объем этой книги, если Вриндаван Дас Тхакур уже подробно описал эти игры?»

 

Подобным образом, в девятой песне деяния Господа Рамачандры описываются всего в двух главах. Итак, мы читаем о Господе Рамачандре, как Он должен был взойти на престол. Отца Господа Рамы звали Царь Дашаратха. У него было две жены – Кайкейя и Каушалья – мать Господа Рамы. Однажды, у Дашаратхи заболел палец, и Кайкейя помогла ему в этой трудной ситуации. Поэтому Дашаратха чувствовал себя обязанным своей жене Кайкейе. Он спросил: «Что я могу для тебя сделать?» Она сказала: «Я попрошу тебя об этом в подходящий момент». У нее был сын по имени Бхарата, и когда Господу Раму на следующий день должны были короновать на царство, она пришла к Дашаратхе и сказала: «Ты помнишь, что обещал исполнить мою просьбу?» Он сказал: «Да». «Пожалуйста, изгони Раму в ссылку на четырнадцать лет и сделай моего сына Бхарату царем». Отец был потрясен, услышав это, потому что он хотел, чтобы его сын Рама стал царем.

 

Но когда отец сказал Раме, что Он должен отправиться в ссылку на четырнадцать лет, Он с радостью согласился. Он не сказал: «Что скажут люди? Они ведь думали, что я должен стать царем». В комментарии к этой истории Прабхупада пишет, что, когда освобожденной душе приходит время оставлять тело, он легко это делает, подобно птице, которой приходит пора вылетать из гнезда. Наша мыль в том, что у человека может быть страх смерти, но, если он использует свою жизнь в служении Господу, ему нечего бояться. Брахма создал страх смерти для тех, кто хотят оставаться в невежестве, а не для тех, кто хотят обрести просветление.

 

Затем Брахма создал гнев, вызванный разочарованием. Гнев – это одна из анартх. Когда обычно люди гневаются? Когда они не получают того, чего хотят. Вы можете сказать: «Разве Господь Чайтанья не гневался?» На кого Он гневался? На Мадхая. Почему? Потому что Он узнал, что Мадхай напал на Нитьянанду. Мы можем гневаться, когда оскорбляют Господа или Его преданных, но мы не должны гневаться, когда думаем, что не получаем того, что, по нашему мнению, мы должны получить.

 

Итак, Кришна спрашивает Арджуну: «Избавился ли ты теперь от иллюзии и невежества?» Мы привели вам описание пяти принципов невежества, которым мы все подвержены. Брахма создал эти пять принципов невежества, после чего подумал: «Что я сделал? Я создал только принципы иллюзии, которые будут порабощать людей. Я также должен дать людям знание». Тогда Брахма создал разные аспекты знания – йогу, санкхью, тапасью. Йога – это метод установления связи с Господом.

 

Выслушав вопрос Кришны, Арджуна ответил следующим образом. Арджуна сказал: «О непогрешимый!» Бог непогрешим. Мы с вами склонны к совершению ошибок, но Бог непогрешим. Он никогда не совершает никаких ошибок. Его слова являются вечной истиной. Как мы изучаем Бхагавад Гиту – это знание было рассказано снова пять тысяч лет назад. Господь Чайтанья читал Бхагавад Гиту. Мы читаем ее сейчас, и также будущие поколения будут читать ее, поскольку это знание исходит от непогрешимой личности. Итак, нам нужно понять, что Бог непогрешим. У нас есть четыре недостатка: склонность совершать ошибки, впадать в иллюзию, наши чувства совершенны, нет, они несовершенны, склонность к обману. Но в России у вас нет этого. Итак, эти четыре недостатка есть у всех.

 

И Арджуна говорит: «Я избавился от иллюзии». Точно так же, как Арджуна избавился от иллюзии, мы также можем избавиться от иллюзии. Конечно, Арджуна – это особая личность, вечный спутник Господа, но точно так же, как Арджуна избавился от иллюзии, мы тоже сможем избавиться от иллюзии, если будем читать Бхагавад Гиту Как Она Есть. Если вы будете слушать Бхагавад Гиту от истинных представителей Господа, вы также сможете избавиться от иллюзии. Однажды я увидел одну девушку в Торонто, она пришла в наш храм, и спросил ее, как она пришла в сознание Кришны. Она сказала, что купила Бхагавад Гиту Как Она Есть в букинистическом магазине и начала читать ее. И когда она закончила читать Бхагавад Гиту, она сразу начала читать шестнадцать кругов. До этого она не встречалась еще ни с одним преданным. Только потом она узнала, что в городе есть храм.

 

Если мы будем читать Бхагавад Гиту, особенно в обществе преданных, то мы тоже сможем избавиться от иллюзии. Шрила Прабхупада говорил, что религия без философии – это сентиментальность. Для того, чтобы освоить философию сознания Кришны, нужно регулярно читать Бхагавад Гиту и Шримад Бхагаватам. Итак, Арджуна отвечает: «Я избавился от иллюзии. По Твоей милости память вернулась ко мне». По милости духовного учителя, который действует как представитель Господа, мы можем вспомнить свое изначальное положение. Господь хочет, чтобы все обусловленные души занимались преданным служением, и для того, чтобы исполнить это желание, Господь принимает разные образы. Он приходит в разных воплощениях, Он приходит в образе книг, Он посылает Своих чистых преданных, таких как Шрила Прабхупада, чтобы установить дхарму. Господь хочет, чтобы мы восстановили свои отношения с Ним. Именно поэтому Кришна говорит в восемнадцатой главе Бхагавад Гиты, что самый дорогой для Него преданный – это тот, кто проповедует Его славу, поскольку проповедник помогает связать обусловленную душу с Господом. Поскольку проповедник помогает обусловленной душе восстановить отношения с Господом, Господь очень обязан ему. Иногда преданные хотят узнать, есть ли какой-то краткий путь к Богу. Становитесь проповедниками. Кришна говорит: «Тот, кто проповедует Мою славу, становится очень дорог Мне, и никого никогда не будет дороже, чем он». Это и есть короткий путь. Так Кришна говорит: «Тот, кто старается привести обусловленные души ко Мне, становится очень дорогим Мне», - поскольку Он хочет вернуть к Себе обусловленные души.

 

Дальше Арджуна говорит: «Теперь моя решимость сильна, и я свободен от сомнений». Если нам выпадет удача получить это знание от гуру, садху и шастр, наша решимость тоже будет тверда. Те из вас, кто регулярно и внимательно повторяют святое им, те, кто регулярно и внимательно читают книги Шрилы Прабхупады – вы убеждены в сознании Кришны. А решимость тех, кто не так хорошо принимают лекарство, не очень сильна, и они не свободны от сомнений. Кришна говорит, что для сомневающейся души нет счастья ни сейчас, ни потом. Но если вы будете регулярно повторять и слушать, у вас не будет сомнений. Итак, Арджуна говорит: «Теперь моя решимость тверда, и я свободен от сомнений. Теперь я готов действовать так, как Ты хочешь». Каково главное наставление Кришны? Как звучит этот знаменитый стих Бхагавад Гиты?

 

Сарва дхарма паритйаджйа

мам екам шаранам враджа

ахам твам сарва папебхйо

мокшаишйами ма шучах

 

Оставь все виды религиозности и предайся Мне. Я избавлю тебя от последствий всех грехов – не бойся. Итак, Кришна дал нам наставление, чтобы мы приняли у Него прибежище. В пятой песне описаны наставления Господа Ришабхадевы. Вчера мы читали лекцию по этому стиху в Нижнем Новгороде. Господь Ришабхадева говорит: «Мои дорогие сыновья, не используйте эту редкую человеческую жизнь, подобно животным, не используйте это редкое человеческое тело только для чувственных наслаждений». Для чего же ее нужно использовать? Нужно совершать аскезы для достижения высшей цели жизни. Какие аскезы нам нужно совершать? Нужно стать как Дхрува Махарадж? Нет, вы можете петь, танцевать, есть самый лучший прасад в мире, но просто нужно вести дисциплинированную жизнь, и все. Повторять Харе Кришна. Язык привык к праджалпе. Кришна говорит, что аскеза языка – это вместо праджалпы занимать его кришна-катхой. Язык привык есть все подряд. Кришна говорит: «Ешьте, но ешьте только кришна-прасад». Язык привык оскорблять других людей. Кришна говорит, что аскеза языка состоит в том, чтобы говорить правду, но приятным образом.

 

Итак, Господь Ришабхадева говорит: «Совершайте аскезы для удовольствия Господа». Иногда люди хотят узнать: «А что я получу взамен за эти аскезы»? Можно что-то ожидать? Можно ли ожидать что-то взамен, если вы повторяете Харе Кришна и ведете упорядоченный образ жизни? Какой у вас опыт? Это что-то сладостное или что-то горькое? Сладкое? Точно? Что же вы получаете взамен? Господь Ришабхадева говорит, что вы обретаете безграничное духовное счастье. Если бы вы не испытывали счастья от преданного служения, здесь бы никого не было, это было бы пустое помещение, никто бы не приезжал на Черноморский Фестиваль. Тот факт, что есть преданные, доказывает, что люди получают удовлетворение от этой деятельности. Этот метод работает – люди пробуют его, получают отдачу и продолжают следовать ему.

 

Бхагавад Гита переведена на более, чем семьдесят языков мира, и люди в разных странах читают ее. Почему? Потому что она дает направление в жизни. В девятой главе Кришна говорит – раджа видйа раджа гухйам - это знание – царь всего знания, постижение его радостно, и это вечное знание. Духовная жизнь совершается с радостью. Кто-то может сказать: «А разве в материальной жизни нет радости?» Но это счастье в гуне страсти. Оно сладкое в начале и горькое в конце.

 

Итак, Арджуна говорит: «Я готов поступать так, как Ты хочешь». И каковы наставления Кришны? Он говорит: «Посвяти Мне все, что у тебя есть». В этом известном стихе Бхагавад Гиты говорится?

 

Йад кароши йад ашнаси

йадж джугоси дадаси йад

йат тапасйаси каутейа

тат курушва мад апрпанам

 

Что-бы ты ни делал, делай это, как подношение Мне. Вы любите прасад? Прасад любят все. Даже те, кто несогласны с нашей философией, любят наш прасад. Однажды, я был в одной из стран СНГ, там немного фанатичные люди, и на встречу со мной пришел один журналист. Он спросил: «Зачем вы приехали сюда проповедовать сознание Кришны? У нас здесь свои обычаи». Вместо того, чтобы спорить с ним, мы просто накормили его прасадом. После того, как он поел прасада, он стал так доволен, что прекратил все критиковать. Поэтому даже если люди не согласны с нашей философией, они с удовольствием едят прасад. И Кришна говорит: «Что-бы ты ни ел, предлагай это Мне. Что бы ты ни делал, делай это для Меня». Допусти, кто-то из вас учится – вы хотите стать доктором наук или Нобелевским лауреатом. Кришна не говорит, не учись. Если вы работаете, занимаетесь бизнесом, если у вас есть какие-то способности, используйте их в служении Кришне. Кришна говорит: «Что бы ты ни делал, делай это, как подношение Мне». И это приведет вас к совершенству. В Бхагавад Гите приводится пример лотоса, который растет в воде, но не смачивается ей. Лотосы растут в воде, они также растут на Юге России. Итак, лист лотоса покоится на воде, но не смачивается ей. Кришна говорит, живите в материальном мире так, чтобы вас не затрагивали негативные эффекты материального существования.

 

Итак, мы должны регулярно читать Бхагавад Гиту. Когда Господь Чайтанья путешествовал по Южной Индии, Он пришел в храм Шри Рангам. Там был один неграмотный брахман. Каждый день он садился у колонны в храме и пытался читать все восемнадцать глав Бхагавад Гиты. Но он был неграмотным, поэтому некоторые шлоки он произносил правильно, а некоторые нет. Значение некоторых шлок он понимал, а других нет. Но он все равно каждый день читал Бхагавад Гиту. Почему? Потому что его духовный учитель приказал ему каждый день читать восемнадцать глав Бхагавад Гиты. Некоторые люди стояли вокруг него и смеялись над ним. Они говорили: «Посмотрите на этого неграмотного человека»! Он пытается изобразить из себя великого пандита!» - но это его не обескураживало.

 

Когда он читал шлоки Бхагавад Гиты, слезы текли из его глаз, волосы вставали дыбом, а по телу пробегала дрожь – в нем проявлялись признаки чистого экстаза. Господь Чайтанья распознал эти признаки и спросил: «Что в Бхагавад Гите приводит к тому, что ты испытываешь такой экстаз?» Он сказал: «Мой гуру приказал мне читать Бхагавад Гиту. Некоторые шлоки я неправильно произношу, и люди смеются надо мной. Но несмотря на это я продолжаю это делать. И когда я вижу, как Кришна стал колесничим Арджуны и выполняет его приказы, видя смирение Господа, я начинаю испытывать экстаз, и слезы начинают литься у меня из глаз». Господь Чайтанья обнял этого брахмана и сказал: «Ты по-настоящему понял учение Бхагавад Гиты». Затем в течении четырех месяцев Господь Чайтанья объяснял этому брахману Бхагавад Гиту. В комментарии к этой истории Шрила Прабхупада пишет, что этот брахман старался выполнять наставление своего гуру, в результате чего, Господь лично пришел, чтобы увидеть его. Если вы также будете регулярно читать Бхагавад Гиту, то в один прекрасный день вы тоже сможете обрести даршан Кришны. Если вы каждый день будете читать Бхагавад Гиту и повторять святое имя, то иллюзия и невежество не будут вас беспокоить, и вы обретете полную защиту. Вы хотите обрести защиту? Защиту от кого? От преданного служения? Нет, от майи. Итак, у нас есть все оружие, которое нам нужно, нужно просто им пользоваться. Шрила Прабхупада не спал ночами и переводил эти книги. Шрила Прабхупада просыпался в десять вечера и переводил книги до четырех утра. Почему? Он хотел, чтобы все мы были счастливы, и чтобы мы все были защищены от майи. И как мы можем обрести эту защиту? Если мы будем регулярно читать и слушать Бхагавад Гиту.

 

Итак, подведем итог нашего сегодняшнего обсуждения. Кришна спросил Арджуну о трех вещах. Первое – слушал ли ты внимательно. Если вы слушаете невнимательно, вы должны знать, что Кришна будет недоволен. Затем Он спросил: «Избавился ли ты от иллюзии? И избавился ли ты от невежества?» Это три вопроса, которые задал Кришна. И что сказал Арджуна? Он сказал: «Да, моя иллюзия прошла, о непогрешимый! Теперь я стал тверд и решителен. Теперь я последую Твоим наставлениям». Такова должна быть наша цель. Мы также должны сказать Кришне: «Теперь я непоколебим в своей решимости! Я утвердился в преданности, и я убежден в том, что Ты скажешь». Это совершенство человеческой жизни. В этом цель чистого преданного служения – делать то, что хочет от нас Кришна. Мы часто говорим: «Делайте то, что говорит гуру». Но что говорит гуру? Гуру – это просто слуга Кришны. Гуру будет говорить только то, что от вас хочет Кришна. Кришна хочет, чтобы мы предались Ему и очистились, и чтобы стали достойными того, чтобы вернуться в царство Бога.

 

Удобное ли место материальный мир? На самом деле, материальный мир – это тюрьма, и здесь нет ничего, кроме страданий. Здесь столько страданий. Поэтому Шрила Прабхупада говорил, что материальный мир — это не место для леди и джентльменов. Мы согласны с этим, и в то же время несогласны. Когда мы духовно сильны, мы согласны с этим, но, когда наша садхана слаба, мы с этим несогласны.

 

Итак, Арджуна сказал: «Теперь я готов действовать в соответствии с Твоими наставлениями». Такой должна быть наша цель. Харе Кришна!