foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Шаблоны Joomla здесь

Харе Кришна! Сегодня мы будем обсуждать знаменитый стих из Бхагавад Гиты. Это стих 8.6. В этом стихе нам дается очень ценный совет.

 

йам йам вапи смаран бхавам

тйаджатй анте калеварам

там там эваити каунтейа

 

ПЕРЕВОД

 

О сын Кунти, о каком бы состоянии бытия ни помнил человек, покидая тело, того состояния он и достигнет в следующей жизни.

 

КОММЕНТАРИЙ

 

Здесь говорится о смене состояния бытия, которая происходит в момент смерти. Тот, кто в конце жизни, покидая тело, думает о Кришне, обретает трансцендентную природу Всевышнего, однако не следует полагать, что такого же результата может достигнуть и тот, кто в момент смерти думает не о Кришне, а о чем-то другом. К этому необходимо отнестись очень серьезно. Как в момент смерти сохранить надлежащее состояние ума? В связи с этим очень поучительна история Махараджи Бхараты. Он был великим преданным, но, умирая, думал об олененке и в следующей жизни получил тело оленя. После смерти он помнил всю свою предыдущую жизнь, но, несмотря на это, был вынужден родиться в теле животного. Безусловно, мысли, которые возникали в уме человека в течение жизни, определяют характер его мыслей в момент смерти; так еще в этой жизни мы творим свою будущую жизнь. Тот, кто живет в гуне благости и постоянно думает о Кришне, сможет вспомнить о Нем и в свой последний час. Это позволит ему обрести трансцендентную природу Кришны. Если человек поглощен трансцендентным служением Кришне, его следующее тело будет трансцендентным, то есть духовным, а не материальным. Поэтому, чтобы в конце жизни достичь высшего состояния бытия, лучше всего повторять Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

 

ЛЕКЦИЯ

 

Ом агьяна тимирандхасья

гьянангьяна шалакая

чакшур унмилитам ена

тасмаи шри-гураве намаха

 

Харе Кришна! Я хочу поприветствовать всех на сегодняшней вечерней программе. Это очень знаменитый стих из Бхагавад Гиты, где Кришна объясняет искусство смерти. На английском есть выражение: «Точно, как смерть». Таким выражением обозначают событие, которое произойдет настолько же наверняка, как смерть. Бхагавад Гита учит нас как искусству жизни, так и искусству смерти. Если вы знаете искусство жизни, то вы также будете знать и искусство смерти. Бхагавад Гита призвана дать нам знание о высших ценностях жизни. Бхагавад Гита – это не сектантское знание, оно предназначено для всего человечества. Однажды, я летел из Нью Йорка в Москву, рядом со мной сидел профессор Санкт Петербургского Университета. Когда мы разговорились, я узнал, что он преподает философию, и он сказал мне, что преподает Бхагавад Гиту своим студентам. Этот человек не имел никакого отношения к Движению Сознания Кришны. Я спросил у него, почему он преподает Бхагавад Гиту, и он сказал, что Бхагавад Гита отвечает на все вопросы и дает умиротворение.

 

Каким образом Бхагавад Гита может принести умиротворение? Бхагавад Гита учит нас действовать для удовольствия Господа. Она учит на тому, что, в конечном счете Господь является хозяином всего. Поэтому совершенство жизни состоит в том, чтобы использовать все в служении Господу.

 

Восьмая глава Бхагавад Гиты называется «Достижение Всевышнего», и мы лучше поймем эту главу, если обсудим наставления, которые дал Кришна в шестой главе Бхагавад Гиты. Шестая глава Бхагавад Гиты называется «Дхьяна йога», и в этой главе Кришна объясняет, что вы должны подружиться с умом и не позволять ему быть вашим врагом. Что значит подружиться с умом? Это значит контролировать ум, чтобы ум думал о планах Господа. В каком случае ум считается вашим другом? Когда он действует под руководством Господа. А когда ум считается вашим врагом? Когда он действует в нарушение наставлений Господа. Кришна говорит в шестой главе Бхагавад Гиты, что человек, который контролирует свой ум, будет спокоен в любой ситуации. Но человек, который не контролирует ум не будет счастлив даже в самой хорошей ситуации. Есть очень много богатых людей, на планете нет недостатка в богатых людях. В какую-бы страну вы ни приехали, там есть свои олигархи. Но спокойны ли их умы? Нет, они не спокойны, поскольку они не контролируют свои умы.

 

В Ведических писаниях подчеркивается важность контроля ума. Контроль ума означает занимать свой ум позитивно. Как большинство из вас уже усвоили, ум очень беспокоен, и для того, чтобы понять это, не требуется какое-то специальное обучение. Он очень непоседлив, непокорный, напористый. Мы слушаем все, но при этом ум все равно не соглашается. Один из наших ачарьев говорил, что, когда вы просыпаетесь утром, вы должны сто раз бить ум палкой: «Я не буду слушать тебя, я не буду слушать тебя, я не буду слушать тебя». А также, когда вы ложитесь спать, вы тое можете бить ум сто раз ботинком. Но это символическое изречение, не нужно бить себя по голове палкой или ботинком, иначе потом вы все будете ходить в бинтах. Суть в том, что нужно дисциплинировать свой ум по утрам и вечерам.

 

И в этой восьмой главе Кришна снова говорит о том, как важно, чтобы ум занял правильное положение. Кришна говорит: «Любой, кто оставляет тело, помнит обо Мне, достигает Меня, и в этом нет сомнений». Иногда люди думают, что, если они будут следовать Бхагавад Гите, они станут бездеятельными и перестанут исполнять свой долг, но это неправильно. В седьмом стихе этой главы Кришна говорит: «Сосредоточь на Мне свой ум и разум и исполняй свой долг кшатрия, и, если твои ум и разум будут сосредоточены на Мне, ты достигнешь Меня, и в этом нет сомнений». Есть еще один знаменитый стих из Бхагавад Гиты, который, как я думаю, каждый из вас знает:

 

Ман мана бхава мад бхакто

мад йаджи мам намаскуру

мам эвайшйаси сатйам те

пратиджане прийо си ме

 

Думай об Мне, стань Моим преданным, поклоняйся Мне, выражай Мне свое почтение, и ты, несомненно, придешь ко Мне. Другим словами, если вы будете это делать, не сомневайтесь, что вернетесь обратно к Богу. Мы видим, что этот момент подчеркивается снова и снова. В Бхагавад Гите Кришна также дает рекомендации, как мы можем занять свой ум позитивно. Бхагавад Гита предлагает нам решение всех проблем. Есть много вопросов, ответы на которые мы ищем, и Бхагавад Гита дает нам ответы на эти вопросы. Например, один из вопросов, который у вас может возникнуть – это как нужно медитировать на Господа, о чем нужно думать, и Кришна дает наставления. Думайте о Господе, как о том, кто знает прошлое, настоящее и будущее. Все ли знаем мы с вами? Мы можем знать немножко о себе и все. Вы даже о своем соседе не все знаете, но Господь знает прошлое, настоящее и будущее, поэтому Его называют Трикалагьей. Господь знает все.

 

Знание Вед – это самое большое по объему знание, известное человечеству. В четвертой главе Бхагавад Гиты Кришна говорит: «Я передал это знание богу Солнца Вивасвану». Кришна рассказывает историю Бхагавад Гиты. Кришна говорит Арджуне: «Много-много раз приходили мы с тобой в этот мир, но Я помню все Свои предыдущие явления, а ты нет». Наша память настолько слаба, что, зачастую, мы не помним даже то, что делали восемь часов назад, но Господь знает все, и это относится к любой сфере знания. Когда Кришна учился в школе, Он там даже изучал язык птиц. Господь знает все. Как Параматма, Господь является свидетелем всех наших действий, и как Параматма, Он направляет нас в соответствии с нашими желаниями. Если вы хотите забыть о Господе, Он создает для вас соответствующую ситуацию, но, если вы, наоборот, хотите вспомнить о Господе, он тоже создает для вас соответствующую ситуацию. Господь не нарушает нашу свободу воли.

 

Затем Кришна говорит: «Думай обо Мне, как о старейшем». Адйам пуранам пурушам нава йауванам ча - В Брахма Самхите Господь Брахма говорит: «Ты наидревнейший». Если кто-то самый старший по возрасту, то мы можем ожидать, что это какой-то дедушка с седыми волосами. Некоторые представляют Бога, как кого-то, похожего на Деда Мороза. Они почему-то думают, что у Него седые волосы, Он носит очки, все щеки в морщинах, ноги слабые, ходит с костылями. Но Кришна выглядит всегда юным, поэтому Господь Брахма говорит, что, хотя Он старейший из всех, Он всегда юный. Почему Он старше всех? Потому что Он изначальная Личность. Кришна говорит: ахам сарвасйа прабхаво - Я источник всего материального и духовного. Итак, Бог самая старейшая личность, и Он знает все. Я, может быть смогу вас обмануть, но кто-то сможет обмануть Кришну? Даже атеисты не могут сделать это. Атеисты отрицают существование Бога, они говорят: «Где Бог? Покажите мне Бога! Если вы не покажете мне Бога, я не поверю в Него». Когда же атеисты встречаются с Богом? В момент смерти! Атеистам Бог приходит в образе смерти. Итак, Господь старейшая личность, и Он знает все.

 

И затем Он является Верховным Повелителем. Существую повелители на разных уровнях. Как в правительстве существует контроль на разных уровнях. Есть разные советники, депутаты, министры, и, в конце концов, есть Президент, который стоит над всеми. Господь Брахма говорит?

 

Ишварах парамах кришнах

сач-чид-ананда виграхах

анадир адир говиндах

сарва карана каранам

 

Существует много разных повелителей, но Кришна повелевает всеми. Полубоги также являются повелителями, но они крошечные повелители, но Он является Верховным Господом. Итак, Кришна говорит: «Думай обо Мне как о самым старейшем, думай обо Мне как о том, кто все знает, думай обо Мне как о том, кто всем повелевает». Он может стать меньше меньшего. Он входит в сердце муравья, Он пребывает в сердце каждого. Он поддерживает все. Не нужно думать, что все происходит как-то, само собой. Например, в Ярославле есть уличное движение, и есть Департамент Полиции, который за него отвечает. Каждое утро встает Солнце, затем в положенный срок оно заходит. Сейчас, в это время года у вас становится темно очень поздно, а в Петербурге сейчас вообще белые ночи. И кто всем этим управляет? Солнце испаряет воду с земли, и затем проливает эту воду из облаков как дождь. Материальна природа обеспечивает нас всем необходимым для жизни. Ученые просто манипулируют ресурсами, данными нам Богом. Ученые могут создать еще одну Волгу? Если смогут, то пусть сделают реку Волгу в пустыне Сахара. Есть многие части мира, где реки регулярно пересыхают. Предложите им создать там реки, но они неспособны на это. И Кришна говорит: «Думай обо Мне, как о верховном повелителе». Бог является высшим повелителем.

 

Затем Кришна говорит: «Думай обо Мне, как о том, кто вне материальных представлений». Бог вне любых материальных представлений. Что это значит? Это значит, что мы не можем постичь Бога, основываясь на каких-то материальных усилиях. Шрила Прабхупада приводил историю про одну лягушку, которая, сидя в колодце, пыталась понять, что такое Индийский Океан. Она раздувала брюхо, чтобы понять, во сколько раз Индийский Океан больше ее брюха. И что с ней произошло? Она лопнула. Бог вне любых материальных представлений. Если вы хотите постичь Бога, нужно встать на путь преданного служения. Только встав на путь преданности, вы сможете постичь Бога. Бог вне любых материальных представлений.

 

Он непостижим. Эти два преставления – что Бог непостижим, и что Он вне материальных представлений связаны. Кто может представить себе, что Бог может прийти в образе получеловека-полульва? Кто может представить себе, что Бог может явиться в образе Вепря? Когда Он явился, как Вепрь, сначала Он появился из ноздри Брахмы, сначала Он был размером с большой палец. Но затем Он мгновенно увеличился в размерах и достиг неба. Бог непостижим. Хираньякашипу получил много обещаний от Брахмы, он хотел, чтобы Брахма пообещал ему, что его не убьет ни человек, ни животное, ни полубог, поэтому Бог пришел в образе получеловека-полульва. Он принял этот образ для того, чтобы не нарушить обещание Своего преданного Брахмы. Итак, Бог непостижим, и Он вне любых материальных представлений.

 

Бог всегда личность. Вчера вечером мы говорили о поклонении Божествам и о разных уровнях постижения Бога. В конечном счете, высший аспект Бога – это личность. Даже в Библии говорится: «Человек создан по образу и подобию Божию». То есть Бог всегда личность, но Он трансцендентен – дивьям. Поэтому Кришна говорит: «Мой приход в этот мир, и Мой уход из этого мира трансцендентные». Поэтому утверждать, что поскольку Бог всепроникающий, он теряет свою изначальную природу – это ошибочное представление. И высший аспект Бога – это личность, но Он трансцендентен.

 

Он не стареет со временем. В теле Господа никогда не проявляются признаки старости. Он приходит в этот мир по своему желанию и уходит из него по своему же желанию. Кода Он приходит в этот мир, он принимает Своих преданных в качестве отца, матери, братьев и сестер. Кришна говорит в этой главе: «Думай обо Мне, как о трансцендентном, как о том, кто вне действия материальной природы».

 

Думай обо Мне, как о сияющем, подобно Солнцу. Солнце сияет. Когда вы смотрите на Солнце, кажется, что оно недалеко, но оно находится за миллионы миль от нас, но все равно вы видите Солнце и его свет. Но Господь сияет ярче Солнца. В этом стихе Кришна дает намек, как можно позитивно занять свой ум.

 

В других местах наши ачарьи дают еще более подробную информацию о том, как занять ум. Ачарьи говорят, что можно думать о трансцендентных имени, качествах, формах и играх Господа. Что, например, вы можете думать о святом имени Господа? Например, то, что святое имя нисходит из духовного мира. Или святое имя зародилось в материальном мире? Может быть оно сделано в Индии? Нет, святое имя Бога приходит из духовного мира, оно «Made in Vaikuntha». Бхактивинод Тхакур говорит, что, припав к стопам Господа, мы должны молить о святом имени. Как молить о святом имени? Повторяя святое имя Бога. Иногда преданные спрашивают: «Как же мне развить вкус к святому имени?» Ответ – повторять святое имя. Как развить решимость? Ответ – повторять святое имя. Как развить смирение? Ответ – повторять святое имя. Как контролировать ум и чувства? Ответ – повторять святое имя. Как очистить ум и чувства? Ответ – повторять святое имя. Таким образом повторение святого имени поможет вам достичь любой благоприятной цели, которую вы перед собой ставите. Думайте о том, что святое имя приходит из духовного мира.

 

Думайте о том, что святое имя неотлично от Господа. Материалисты удивляются, как мы можем повторять одно и то же имя снова и снова, и нам это не надоедает. По всему миру нам задают этот вопрос: «Вы не устаете повторять одно и то же снова и снова?» Нет – и в этом разница между духовным звуком и материальным. Харидас Тхакур, намачарья, повторял святое имя триста тысяч имен в день, и до того, как он заканчивал повторять свои круги, он ничего не ел и не пил. Рагхунатха дас Госвами повторял святое имя восемнадцать-двадцать часов каждый день, он отдыхал всего один час в день, пил всего немного пахты, и каждый день он дела по крайней мере две тысячи поклонов. Он был таким отреченным святым, что две тысячи людей приходили, чтобы увидеть его, и когда они кланялись ему, он, в ответ, кланялся им. Поскольку святое имя нисходит из духовного мира, можно повторять его день и ночь, и это вам не надоест.

 

В Упадешамрите Рупа Госвами дальше описывает святое имя. Он говорит, что святое имя Господа сладостно, как леденец. Все любят сладкое? Именно поэтому у стольких людей сейчас диабет, потому что все любят сладкое. В большинстве случаев люди едят сладкое в конце, но в Индии есть такое сообщество людей – жители Гуджарата, вы, наверное, про них слышали. В Гуджарате находится Дварака. Они едят сладкое в начале. Неважно, когда вы едите сладкое – в начале или в конце – все любят сладкое. Рупа Госвами говорит, что святое имя сладкое, как леденец. Игры Господа также сладкие, как леденцы. Но из-за того, что наш язык поражен болезнью авидьи, мы не способны ощущать эту сладость. Такова реальность – у нас нет глубокого вкуса к повторению святого имени. Мы немного повторяем святое имя, а потом это нам надоедает. И что происходит затем? Мы засыпаем. За прасадом мы никогда не засыпаем. Вы не увидите никого, спящего за тарелкой прасада, но на лекции по Бхагаватам можно увидеть, что люди засыпают. Это происходит потому, что у на еще нет вкуса к святому имени. Как же обрести вкус к святому имени7 Рупа Госвами говорит: «Однако, регулярно повторяя святое имя, вы вернете себе вкус». Если вы будете регулярно повторять святое имя, вы излечитесь от этой болезни.

 

Также думайте о славе святого имени. Бхактивинод Тхакур говорил: «Неважно, кто вы – брахмачари, грихастха или санньяси – повторяет святое имя. В счастье и в горе – повторяйте святое имя». Итак, один из способов занять свой ум позитивно – это думать о славе святого имен, о том, что святое имя неотлично от Господа, о том, что святое имя нисходит из духовного мира, о том, что Господь из сострадания к нам воплощается в Свое святом имени. И одно святое имя можете перенести нас из материального в духовный мир. Таким образом мы можем размышлять о наме.

 

Затем можно думать о рупе Кришны, Его форме. Медитируйте на форму Кришны. И сейчас благодаря Интернету можно получать даршаны всех главных Божеств в храмах ИСККОН. Находясь в Ярославле, Нижнем Новгороде, Владимире или других городах, вы можете по интернету получать даршан Кришны-Баларамы во Вриндаване. Можно каждый день получать даршан Радхи Мадхавы из Маяпура. Вы можете медитировать на эти прекрасные образы Господа.

 

Затем лилы – различные игры Господа. Различные замечательны деяния Господа Кришны описаны в десятой песне Шримад Бхагаватам. Читайте о сверхчеловеческих деяниях Кришны. Когда Бог приходит на Землю, Он совершает сверхчеловеческие деяния, и никто не способен повторить их. Как, например, Кришна поднял холм Говардхану. Когда нам нужно держать что-то очень тяжелое, мы держим это двумя руками и очень быстро устаем. Или, если вы несете что-то тяжелое, вы перекладываете это из одной руки в другую. Вы несете что-то в правой руке, она устает, и вы перекладываете в левую. Но Кришна поднял целый холм Говардхану мизинцем левой руки. И он не говорил: «О! Как тяжело!» Есть много удивительных игр Господа, медитируйте на эти игры.

 

Затем медитируйте на наставления Кришны в Бхагавад Гите. Арджуна медитировал на наставления Кришны в Бхагавад Гите, и почувствовал, что Кришна находится рядом с ним. Медитируйте на наставления Кришны в Бхагавад Гите.

 

Затем гуна – качества. Мы обсудили некоторые из Его качеств – то, что Он трансцендентен. Другое качество Господа состоит в том, что любой частью Своего тела Он способен выполнять функцию любой другой части. Вчера вечером мы говорили вам, что Господь может есть глазами и ушами. Но если вы будете пытаться есть глазами и ушами, вы будете голодать. Мы можете из пипетки закапывать дал себе в глаза, но далеко этот дал не проникнет. Но Кришна может есть все – дал, рис, самосы, пакоры – ушами и глазами, потому что Он способен выполнять функцию любой части тела любой другой частью. Итак, Кришна дает нам много наставлений, как позитивно занять ум.

 

Затем Кришна объясняет, что о каком бы состоянии бытия человек не думал, такое тело он и получает. В комментарии к этому стиху Прабхупада цитирует знаменитую историю о Бхарате Махарадже. Бхарата Махарадж был сыном Царя Ришабхадевы. В свое время вся Земля называлась Бхарата варша. Поскольку Бхарата Махараджа был очень великодушным, и его правление все подданные процветали, Землю назвали Бхарата варшей. Когда правители обладают сознанием Бога, материальная природа полностью сотрудничает. Но когда правители безбожны, материальная природа наказывает всех, лишая их всего необходимого. Что происходит, когда материальная природа объявляет забастовку? Начинаются землетрясения, наводнения, засухи, различные другие стихийные бедствия, цунами, и людям не хватает всего необходимого для выживания.

 

Царь Бхарата был настолько великодушен, что все люди были счастливы, поэтому в честь Бхараты всю Землю назвали Бхарата Варшей. После того, как он правил Землей несколько тысяч лет, он ушел в лес, для того, чтобы заниматься медитацией. В Ведические времена через какое-то время правители передавали бразды правления и уходили в лес, чтобы предаваться медитации. Итак, он отправился в лес. В лесу он, однажды, увидел, как за беременной оленихой гнался лев. Когда лев начинает рычать, все в испуге разбегаются. В страхе от этого рыка олениха родила детеныша и умерла. Царь подумал, что, видимо, по воле Бога ему суждено заботиться об этом олененке. Он очень привязался к олененку, он так привязался к нему, что, когда олененок исчезал из виду даже ненадолго, он начинал переживать. Однажды, когда олененок куда-то убежал, царь пошел искать его и умер. Поскольку он умер, думая об олене, в следующей жизни ему пришлось родиться оленем. Поскольку он совершал преданное служение, ему не пришлось долго оставаться в теле оленя, и в следующей жизни он родился в семье брахмана.

 

Суть в том, что нужно понять, каким бы возвышенным преданным ни был человек, этот закон работает – на чем-бы ни был сосредоточен ум в момент смерти, такого положения человек и достигнет. Кто-то может, услышав об этом, подумать: «Вот здорово! Я могу подурить, а в момент смерти вспомню о Боге, и все будет хорошо. В момент смерти вокруг меня будет квадро-стереосистема, я включу киртан Прабхупады, и все будет хорошо. На всех стенах я развешу красивые изображения Кришны». Это будет хорошей страховкой? Нет, потому что закон природы таков, что в момент смерти ваш ум будет сосредоточен на том, на чем он был сосредоточен большую часть жизни.

 

Если вы не готовились к экзамену, вы сможете сдать его, если просто попытаетесь сдать, если вы, конечно, не знаете, как можно обмануть? Но Кришну обмануть не получится. В момент смерти ваш ум будет сосредоточен на том, на чем он был сосредоточен большую часть жизни, поэтому писания советуют анте нарайана смрити – нужно построить свою жизнь так, чтобы в момент смерти вспомнить о Господе.

 

Мы снова и снова слышим о том, как важно контролировать ум. Мы читаем об этом в книгах и слушаем на лекциях. Но в то же время мы знаем, что контролировать ум – сложная задача. Кришна говорит, что с помощью практики бхакти-йоги вы сможете обрести желание достичь Его. Благодаря практике бхакти-йоги, мы сможем очистить свои ум о чувства, и подняться на уровень Вишну-смаранам. Прахлада Махарадж описал девять методов преданного служения, и что он сказал? Шраванам, киртанам, а потом Вишну-смаранам. Он не говорил – Вишну-смаранам, шраванам, киртанам. Это значит, что если вы будете практиковать шраванам-киртанам, то вы сможете совершать Вишну-смаранам, то есть медитировать на игры Господа, качества и т.д.

 

Итак, Бхагавад Гита информирует нас о том, как важно научиться искусству умирать, потому что в следующей жизни вы получите именно то тело, о каком состояния бытия будет думать ваш ум в момент смерти. Практика делает человека совершенным. Куда бы ваш ум ни убегал, возвращайте его к лотосным стопам Господа, и это совершенство. Хотя ум очень непокорный, его можно обуздать. Разве это не хорошая новость? Нам нужно просто следовать этому методу. Внимательное повторение святого имени, слушание, чтение книг, помогут нам обуздать свой ум, и в обществе преданных мы получаем замечательную возможность получать вдохновение на эту практику.

 

Давайте же с великой решимостью следовать этой практике, и тогда успех гарантирован. Харе Кришна!