foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Шаблоны для Joomla 3 здесь

Харе Кришна! Сегодня мы отмечаем день ухода Намачарьи Харидаса Тхакура. Как вы знаете, Харидас Тхакур был воплощением Господа Брахмы. В нашей вайшнавской культуре мы отмечаем как авирбхавы, так и тиробхавы великих личностей. Сегодня день, в который Харидас Тхакур покинул этот мир, и в этот благоприятный день мы собрались на этом фестивале. Господь Брахма хотел проверить, насколько могущественным был этот чудо-мальчик Кришна. В десятой песне Бхагаватам описаны разные трансцендентные игры, которые Господь совершал вместе со Своими преданными. Брахма похитил друзей-пастушков Кришны и Его телят и уложил их спать. Он усыпил их при помощи долговременного хлороформа. Когда вы идете на операцию, хирурги дают вам анестезию, чтобы вы долго спали, но действие этой анестезии длится всего несколько часов. Брахма же поместил их в гораздо более долгий сон.

Но он увидел, что его план потерпел неудачу. Что сделал Кришна? Кришна распространил Себя в формы телят и пастушков, потому что подумал: «Что же я скажу мамам, если вернусь без друзей? Они же разозлятся!» Кроме того, когда другие гопи видели нектарные отношения Яшоды с Кришной, они думали: «Хотели бы мы иметь такого же сына как Кришна». Тем самым Кришна исполнил это желание – он принял облик пастушков и телят. Подобно тому, как Кришна нарушил все планы Индры, когда он хотел затопить Вриндаван, Он нарушил и планы Брахмы. После этого Брахма стал молить Господа, чтобы он мог как-то искупить свое оскорбление и послужить Господу смиренным образом. Брахма знал, что Господь собирается прийти как Шри Чайтанья Махапрабху, поэтому он попросил Господа о милости также участвовать в Его играх.

Итак, Господь Брахма пришел как Харидас Тхакур, и он явился за тридцать лет до явления Господа Чайтаньи. Другими словами, Харидас Тхакур был на тридцать лет старше Чайтаньи Махапрабху. Мы прочитаем также несколько стихов из Чайтаньи Чаритамриты. Мы начнем со стиха, который описывает возвышенное положение Харидаса Тхакура – это стихи 102 и 103 из 4 главы Антья лилы Чайтанья Чаритамриты:

«Некоторые ведут себя очень хорошо, но не проповедуют сознание Кришны, другие же проповедуют, но не ведут себя должным образом. Ты же одновременно совершаешь свои обязанности в отношении святого имени своим личным поведением и своей проповедью. Поэтому ты духовный учитель всего мира, поскольку ты самый возвышенный преданный в мире».

КОММЕНТАРИЙ

Санатана Госвами ясно говорит о том, кто является истинным духовным учителем этого мира. Качества, описанные в это связи таковы, что человек должен действовать в соответствии с предписаниями писаний и в то же самое время проповедовать. Тот, кто поступает таким образом, является истинным духовным учителем. Харидас Тхакур был идеальным духовным учителем, поскольку он регулярно повторял на четках предписанное количество раз святое имя. В действительности он повторял святое имя Господа триста тысяч раз в день. Подобным образом члены движения сознания Кришны повторяют минимум шестнадцать кругов в день, что можно делать без особого труда, и в то же время они должны проповедовать учение Чайтаньи Махапрабху в соответствии с посланием Бхагавад Гиты Как Она Есть. Тот, кто действует таким образом, становится достойным быть духовным учителем для всего мира

ЛЕКЦИЯ

Харидас Тхакур постоянно общался с Адвайтой Ачарьей. Харидас Тхакур родился в низкой семье, как вы знаете, он родился в семье мусульман. Харидас Тхакур общался с Адвайтой Ачарьей в Шантипуре. Оба они знали, что Господь скоро придет, и они молили Господа, чтобы Он пришел в этот мир, предлагая ганга-джал шалаграме-шиле. Харидас Тхакур был очень возвышенным преданным, он был намачарьей, он повторял святое имя с утра до вечера. Сколько кругов он повторял каждый день? Сто девяносто два круга – это триста тысяч святых имен. И он ни с кем не разговаривал, ничего не ел и ничего не пил, пока не дочитывал свои круги. По мнению Шрилы Прабхупады преданный, который не может дочитывать свои круги, находится в больном состоянии. Игры, связанные с Харидасом Тхакуром широко известны, и вы, наверняка, слышали о них много раз. Как я говорил вчера, мы снова и снова слушаем об этих играх для того, чтобы очиститься. Сегодня вы не услышите о каких-то играх, о которых вы никогда не слышали. Эти игры Харидаса Тхакура были описаны великими ачарьями, и мы уже много раз слышали о них.

Харидас был очень смиренным, терпеливым и решительным преданным. Невозможно проповедовать славу Господа, не будучи смиренным и терпеливым. С Харидасом Тхакуром связано много замечательных игр, но мы обсудим лишь три-четыре из них. Эти игры показывают славные качества Харидаса Тхакура, и в Чайтанья Чаритамрите говорится, что, когда мы слушаем об этих качествах, мы очищаемся и также можем обрести эти качества. Если вы хотите обрести эти трансценентые качества, слушайте о Харидасе и его качествах. Харидас Тхакур обычно повторял святое имя, сидя перед деревцем туласи, и слава о нем разнеслась очень широко. Люди шли издалека просто для того, чтобы получить возможность увидеть его. Это было подобно тому, как, когда Рагхунатха Дас Госвами совершал свой бхаджан на берегу Радха Кунды, тысячи людей стекались к нему, чтобы выразить ему почтение.

Местный Заминдар, которого звали Рамачандра Кхан очень завидовал ему и тому почтению, которое оказывали ему люди. Он начал говорить: «Я такой богатый землевладелец, но люди не выражают мне такого почтение, которое они выражают этому нищему, когда приходят поклониться ему». Зависть очень глубоко коренится в нашем сердце, зависть – это очень большое препятствие на пути преданного служения. Рамачандра Кхан начал думать, что ему нужно как-то опорочить этого святого: «Я сделаю так, что его соблазнит красивая проститутка». Он вызывал к себе разных проституток и говорил им: «У меня для вас есть особое задание. Я хочу, чтобы вы соблазнили этого мудреца Харидаса», - но все проститутки отказывались. Они говорили: «Мы не будем даже пытаться соблазнять этого великого святого». Но одна проститутка сказала: «Хорошо, я готова взяться за это дело». Он сказал: «Я заплачу очень хорошие деньги» Итак, все проститутки отказались, но одна согласилась соблазнить Харидаса.

Она очень нарядно разоделась, и пришла к хижине Харидаса, надеясь соблазнить его. Она подошла к его хижине, принесла поклоны туласи, встал у дверей, принимая соблазнительные позы, и, конце концов, предложила Харидасу насладиться с ней. Харидас на самом деле, собирался уйти из этого места в тот день, когда пришла проститутка - он уже знал, зачем она пришла, но он остался для того, чтобы попробовать освободить эту проститутку. Проститутка стала говорить Харидасу: «Ты такой красавец! Ни одна женщина не устоит перед твоей красотой!» Но Харидас прибегнул к трансцендентной хитрости. Он сказал: «Не волнуйся, я непременно исполню твое желание, но сначала просто джапу дочитаю». Когда Рамачандра Кхан посылал проститутку на дело, он отправил с ней своих стражников и сказал: «Как только Харидас согласиться вступить с тобой в отношения, мы схватим его и объявим мошенником». Он предложил это, но проститутка сказала: «Давай, я соблазню его, а на следующий день можно будет посылать стражников».

Проститутка вернулась к Рамачандре Кхану и сказала: «Сегодня мне не удалось его соблазнит, но он пообещал, что сегодня ночью он удовлетворит мои желания». На вторую ночь повторилось то же самое. К счастью для проститутки, она сидела там и внимательно слушал чистое повторение Харидаса Тхакура, и на третью ночь проститутка сама начала повторять святое имя вместе с Харидасом. Она призналась во всем Харидасу. И чему мы можем научиться из этой истории? Эта лила показывает важность духовного общения. Если есть возможность получить общение с возвышенным преданным маха-бхагаватой, то даже самый падший человек получает возможность очиститься. Ей повезло услышать святое имя от Харидаса, в результате чего она очистилась.

У нас у всех есть опыт того, что благодаря повторению святого имени мы очистились, и этот процесс продолжается. Также в этой истории мы видим, что повторение святого имени полностью защитило Харидаса. В этой связи Прабхупада приводил пример Вишвамитры Муни, которого соблазнило тинькание ножных колокольчиков Менаки, но Харидас был защищен от всех соблазнов, потому что он принял полное прибежище у повторения святых имен Господа. Мы находимся в материальном мире и участвуем здесь в проповеднической миссии. ИСККОН – это проповедническая миссия, и когда вы идете проповедовать, вы видите тысячи агентов майя-деви в действии. Что является нашей защитой? Святое имя. Если мы будем внимательно повторять святое имя, то это может защитить нас от всех атак майи. И когда мы общаемся с менее удачливым людьми, мы даем им возможность обрести духовную удачу.

Нарада Муни объясняет, что у нас может быть общение трех уровней. Это объяснение приводится в четвертой песне Шримад Бхагаватам. Он говорит, что можно общаться с теми, кто находятся на более высоком уровне, с равными и с теми, кто находятся на более низком уровне. Когда вы общаетесь с преданными, которые находятся на более высоком уровне, у вас появляется радость. Именно для этого тысячи преданных приехали на этот фестиваль. Почему они приезжают каждый год? Потому что они получают возможность общения с теми, кто находятся на более высоком духовном уровне. Когда мы общаемся с равными преданными, мы должны развивать с ними дружеские отношения. Мы должны вместе служить, мы можем вместе проповедовать, вместе раздавать прасад. Когда мы встречаемся с кем-то, кто находится на более низком духовном уровне, мы должны проявлять к нему сострадание.

Проститутке выпала возможность общаться с возвышенным преданным, но несмотря на ее злые намерения она очистилась, и сама стала преданной. Эта проститутка стала ученицей Харидаса и попросила его дать ей наставления. Харидас сказал: «Раздай все свое имущество брахманам» И она сама начала повторять святое имя триста тысяч раз в день перед этим деревцем туласи. Она стала настолько отреченной, что ела только если кто-то ей что-то предлагал. Если ей никто ничего не предлагал, она просто постилась. Вот таков результат духовного общения.

А что же случилось с Рамачандрой Кханом? Он завидовал такому возвышенному преданному, как Харидас Тхакур. Он пытался опорочить Харидаса. У вайшнава-апарадхи очень разрушительные последствия, поэтому говорится, что любой ценой нужно избегать вайшнава-апарадх. Однажды Господь Нитьянанда со Своими спутниками пришли в одно место. Господь Нитьянанда вместе со Своими спутниками пришли и сели в Дурга-мандапе в доме Рамачандры Кхана. Но когда он услышал, что Господь Нитьянанда и Его спутники пришли к нему домой, он проявил к ним неуважение. Ему не хватило учтивости для того, чтобы лично выйти к Господу Нитьянанде, и он послал своего слугу, который сказал: «У нас недостаточно места для всех вас. У нашего соседа большой коровник, вы можете посидеть там». Господь Нитьянанда сказал: «Да, это место не подходит для святых людей», - и они ушли. После этого Рамачандра Кхан сказал слуге: «Нитьянанда и Его спутники осквернили его. Вымой это место с коровьим навозом и мочой». Рамачандра Кхан был очень большим оскорбителем. До этого он оскорбил Харидаса Тхакура, оскорбил Нитьянанду, и что с ним случилось? Несколько дней спустя к нему пришли посланники мусульманского правителя, в той самой Дурга-мандапе, где Рамачандра Кхан оскорбил Господа Нитьянанду, они три дня подряд забивали коров. Рамачандра Кхан не платил налоги, и поэтому сборщики налогов забрали все, что у него было и ушли. Из-за своих оскорблений он лишился всего своего имущества.

Есть еще одна история. Однажды, Майядеви приняла облик очень привлекательной женщины. Она также решила испытать решимость Харидаса Тхакура. Майядеви всех нас испытывает. Майядеви также в образе проститутки пришла, чтобы попытаться соблазнить Харидаса. Она также пыталась сделать то, что до этого пыталась сделать проститутка. Харидас сказал: «Я дал обет повторять определенное количество кругов святого имени, и до того, как я исполню свой обет, я не могу с тобой разговаривать». В конце концов, Майядеви поняла, что ее планы не смогут исполниться. Майя все время нас испытывает, но она очень счастлива, когда терпит поражение. Майядеви была очень счастлива, что Харидас одержал над ней победу. Когда Майя пытается вас соблазнять, просто повторяйте святое имя, и она будет счастлива, что вы ее победили. Обычно никто не радуется, если его побеждают, но Майядеви счастлива, если ее побеждают преданные своей решимостью служить Кришне.

Однажды, пещере, где жил Харидас Тхакур завелась ядовитая змея, от который исходило ядовитое зловоние. Харидас повторял в пещере святое имя, но его не беспокоила змея, и запах, который от нее исходил. С нем вместе в одной пещере жила опасная ядовитая змея. Люди, которые приходили к Харидасу, говорили: «О мудрец, в твоей пещере живет ядовитая змея, и это зловоние исходит от нее». Харидас сказал: «Хорошо, если змея не уползет до завтра, то я сам отсюда уйду». И что произошло? Змея сама уползла оттуда до назначенного срока.

Как мы говорили, куда бы ни отправлялся Харидас, люди везде выражали ему почтение. Пятьсот лет назад Бенгалией правил мусульманский царь. Царь призвал Харидаса к себе во дворец. Царю донесли, что в его стране есть великий мудрец, который собирает толпы людей, выражающих ему почтение. Царь пригласил Харидаса, чтобы заставить его вернуться к религии, в которой он родился и заставить его прекратить повторять Харе Кришна. Харидас начал объяснять царю с философской точки зрения, что Бог один, и можно повторять любое Его авторитетное имя, к какой бы религиозной традиции оно не относилось. Царь изо всех сил пытался заставить Харидаса прекратить повторять Харе Кришна, но царю это не удалось. У царя был министр, которого звали Кази. Этот Кази был религиозным главой этого царства. Кази услышал беседу, которая происходила между царем и Харидасом Тхакуром, и в конце концов, он обратился к царю: «Харидас позорит нашу культуру! Тысячи наших людей могут пойти за ним, поэтому Харидаса нужно немедленно убить!»

Кази убедил царя приговорить Харидаса, чтобы четыре человека протащили его через двадцать две базарные площади, били его, пока он не умрет. Слуги царя стали тащить тело Харидаса с одной рыночной площади на другую и безжалостно бить его палками, но Харидас испытывал такой экстаз, повторяя святое имя Господа, что он не испытывал никакой боли. Так они протащил его через двадцать две рыночные площади, но Харидас вел себя так, как будто ничего не происходило. Эти слуги думали: «Если Харидас не умрет, то Кази очень разозлится и прикажет казнить нас». Поэтому они изо всех сила били его в страхе за свою жизнь. И что же думал Харидас? Он подумал: «Если я не умру, то этих людей, которые избивают меня, казнит Кази». Видите, насколько возвышенным преданным он был? Его хотели забить до смерти, но он беспокоился о судьбе этих людей. Если бы с нами такое происходило, мы бы желали этим людям лютой смерти, но Харидас думал о благе своих палачей.

В конце концов, палачи Харидаса обратились к нему: «Харидас, откуда ты черпаешь свою силу? Обычно, когда мы забиваем человека палками, обычно ко второй рыночной площади человек уже мертв, но мы тебя уже избиваем на двадцати двух рыночных площадях, а ты до сих пор еще жив. Ты знаешь, что с нами случится? Царь казнит нас!» И что же сделал Харидас? Харидас благодаря своему трансцендентному могуществу полностью остановил дыхание, и стало казаться, что он умер. Палачи пришли в восторг, они стали говорить: «Наконец то мы его убили!» - они стали плясать в экстазе: «Теперь царь нас не казнит». Они принесли тело Харидаса к царю и сказали: «Вот, мы убили его, вот его тело». Царь сказал им: «Хорошо, теперь похороните его, и если он будет похоронен правильно, то он будет прощен за все грехи, которые он совершил. Поскольку он повторял имя Кришны, он совершил серьезное оскорбление нашей религиозной традиции, поэтому его нужно похоронить». Но потом появился Кази и сказал: «Нет, его нельзя хоронить. Этот человек был настолько греховным, что мы не можем по нему проводить похоронных обрядов. Просто бросьте его тело в Гангу».

Итак, они пошли, чтобы бросить его тело в Гангу, но Господь Чайтанья лично вошел в тело Харидаса, и тело Харидаса стало таким тяжелым, что никто не мог его нести. Многие люди пытались поднять его, но не могли. В конце концов, им удалось сбросить тело Харидаса в Гангу, и как только его тело оказалось в Ганге, он вернулся в сознание, переплыл Гангу, вышел на берег и как ни в чем не бывало, стал повторять святое имя. До царя дошла весть о том, что Харидас, которого посчитали мертвым, удивительным образом воскрес, но царь не мог в это поверить. Он сказал: «Я же сам видел его тело, оно было мертвым». И царь понял, что этот человек был настоящим святым, он осознал, что совершил очень большую ошибку, поэтому он пришел к Харидасу и стал просить у него прощения за свои грехи. И царь издал указ, что Харидас может ходить повсюду в его стране и повторять любое имя Бога, которое он хочет». Чему мы можем научиться из этой истории? Мы можем узнать о возвышенных качествах преданного, насколько великодушен преданный. Он не беспокоился о себе, он думал о том, что произойдет с его палачами. Такова природа преданного – пара-духкха-духкхи. Говорится, что, слушая об этих деяниях Харидаса, мы очищаемся.

Господь Чайтанья начал Свое проповедническое движение и сказал Своим преданным: «Идите и проповедуйте от дома к дому. Чтобы сократить время, мы прочитаем только перевод:

«Слушай, Нитьянанда, слушай, Харидас, идите и проповедуйте Мой приказ повсюду. Идите в каждый дом и просите таким образом – повторяйте имена Кришны, поклоняйтесь Кришне и следуйте наставлениям Кришны, помимо этого вы не должны говорить ничего другого, и пусть другие тоже ничего не говорят. В конце дня приходите ко мне и отчитываетесь о том, что вы сделали. Я возьму чакру и отрублю голову тем, кто не будет повторять святые имена после того, как вы попросите их».

Это был стих, в котором Господь Чайтанья сказал Нитьянанде и Харидасу: «Идите и проповедуйте». Идите по домам и говорите людям – боло кришна бхаджо кришна коро кришна-шикша – повторяйте святое имя, поклоняйтесь Кришне и следуйте наставлениям Кришны. Харидас и Нитьянанда были проповеднической командой, которую создал Господь Чайтанья. Когда мы идем проповедовать, то часто мы идем проповедовать вместе с кем-то. Преданные не должны выходить проповедовать по одиночке, всегда лучше выходить проповедовать вместе с кем-то. Харидас и Нитьянанда знали, что Господь Чайтанья – Верховная Личность Бога, поэтому они решили узнать, кто в Навадвипе самые падшие люди. Они узнали, что есть два брата, которые родились в семье брахмана, но совсем опустились, и они попытались спасти их. Они обратились к ним и сказали: «Пожалуйста, поверяйте святое имя Господа» - что сделали два брата? Они прогнали Харидаса и Нитьянанду, но поскольку они были пьяницами, у них были большие животы, и они не смогли догнать Нитьянанду и Харидаса.

Нитьянанда и Харидас вернулись к Господу и рассказали Ему о том, что произошло. Господь сказал: «Возвращайтесь к ним и проповедуйте им снова». И именно тогда Мадхай напал на Нитьянанду. Это длинная история, у нас не так много времени, и я рассказываю ее вкратце. Когда Господь увидел, что Мадхай напал на Нитьянанду, Он пришел туда со Своей Сударшана Чакрой, но Нитьянанда сказал: «О Господь, это то, чего можно ожидать в Кали-югу». По милости Нитьянанды и Харидаса эти два брата были спасены.

Затем Харидас пришел в Джаганнатха Пури, туда же пришел Чайтанья Махапрабху, но из-за определенных условностей, Харидас не мог входить в храм Господа Джаганнатхи. Господь Чайтанья уделял очень большое значение Ратха Ятре. Каждый год во время Ратха Ятры Господь Чайтанья организовывал большие группы киртана, и Харидас Тхакур возглавлял эти группы. Как мы говорили, из-за определенных обычаев Харидас Тхакур не входил в храм Господа Джаганнатхи. Прабхупада не одобрял эту политику, которая запрещает входить в храм не-индусам. Но Харидас поселился в месте, откуда он мог видеть чакру на шпиле храма Джаганнатхи, и когда он видел чакру, он таким образом вспоминал о Господе, и Харидас целый день медитировал на чакру.

Но каждый день Господь Чайтанья лично приходил, чтобы навестить Харидаса. Каждый день Господь Чайтанья приходил навестить Харидаса, Рупу и Санатану. Также Господь Чайтанья каждый день через своего слугу Говинду махапрасад от Господа Джаганнатхи Харидасу. Харидас знал, что скоро Господь Чайтанья свернет Свои игры в этом мире, и он хотел уйти из этого мира до того, как Господь Чайтанья покинет этот мир. Харидас хотел уйти с Земли, пока еще Господь Чайтанья там оставался.

Однажды Говинда пришел и принес Харидасу прасад. Харидас сказал: «Я не могу принять прасад, поскольку я еще не дочитал свои круги». Поскольку он состарился, он не мог также повторять святые имена, как и раньше. Господь Чайтанья знал, что происходит. Слуга Господа Чайтаньи Говинда пришел к Нему и сказал: «Я принес Харидасу прасад, но он лежал на спине, медленно повторяя святое имя и сказал, что не может принять прасад, но может почтить маленький кусочек». Господь Чайтанья пришел к Харидасу и сказал: «Харидас, ты осознавшая себя душа, ты уже столько времени повторял сто девяносто два круга, теперь ты можешь уже меньше повторять». Харидас сказал, что его болезнь в том, что он не может дочитать свои круги и отказался уменьшить количество кругов, которые он повторял.

Если мы не можем дочитывать положенное нам число кругов, мы должны считать себя в больном состоянии. Прочитывать свои круги – это обязательно условие для тех, кто хочет преодолеть влияние майи. И чего же хотел Харидас? Он хотел покинуть тело в присутствии Господа Чайтаньи. Поэтому Харидас усадил Господа Чайтанью перед собой, он взял Господа за стопы и приложил их к своему сердцу, он собрал пыль со стоп всех вайшнавов, и посыпал ее себе на голову, он сосредоточил взгляд на лотосных стопах Господа Чайтаньи и затем стал повторять Шри Кришна Чайтанья Прабху Нитьянанда и святое имя. И, повторяя святое имя, он оставил тело. Великие мудрецы сравнивают уход Харидаса Тхакура с уходом Бхишмадевы. У Бхишмадевы тоже была возможность выбрать момент своего ухода. Перед ним также был Господь Кришна, и, медитируя на Его лотосные стопы он оставил тело. Подобным образом, Харидас медитировал на лотосные стопы Господа Чайтаньи, собрал пыль со стоп всех вайшнавов, и таким образом он оставил тело.

Сегодня как раз тот день, в который Харидас покинул этот мир. Это считается одним из самых благоприятных дней для вайшнавов. Что же сделал после этого Господь Чайтанья? Он поднял тело Харидаса. Все преданные устроили оглушительный киртан. Господь Чайтанья принес тело Харидаса на берег океана в Пури – это духовный пляж. К несчастью, там сейчас все коммерциализировалось. Кто из вас был на пляже в Пури? Русские преданные сперва едут в Пури перед тем, как ехать в Маяпур. Господь Чайтанья омыл тело Харидаса в водах океана. Затем Господь Чайтанья лично обошел всех торговцев в Джаганнатха Пури и попросил у них пожертвования, и затем Он организовал огромный пир в честь Харидаса. И Он раздавал людям столько прасада, которого хватило бы на пятерых.

Харидаса Тхакура называют намачарьей. Он проповедовал повторение святого имени. Когда Санатана Госвами увидел Харидаса, он произнес: «Ты совершенный духовный учитель. Некоторые следуют практике преданного служения, но не проповедуют, а другие проповедуют, но не следуют практике преданного служения, ты же делаешь и то, и другое». Своей чистотой Харидас Тхакур привлек тысячи и тысячи людей на путь преданного служения. Слава Харидаса безгранична. Однажды Адвайта Ачарья решил провести церемонию шраддхи по своему умершему отцу. Во время этой церемонии обычно кормят брахманов, но он сказал:

- Харидас, я хочу накормить тебя!
- Накормить меня? Я падший человек, низкорожденный! Ты лишишься своего положения в обществе, если ты будешь меня кормить!
- Если я накормлю тебя, это будет тому, что я накормлю тысячи брахманов.

Слава Харидаса безгранична. Мы должны молиться Харидасу, чтобы по его милости мы обрели такую же привязанность к святому имени Господа, как и он. Он повторял святое имя день и ночь. Из описаний Харидаса мы видим, что он был очень смиренным, терпеливым, великодушным и решительным. И даже, когда его избивали, он не прекращал повторять святое имя. Даже в вашей стране, когда здесь появилось движение сознание Кришны, многим преданным пришлось пройти через тюрьму. Несколько преданных даже умерли в тюрьме. Они пожертвовали своей жизнью. Для чего? Для распространения сознания Кришны. И во многих частях мира преданные жертвовали своей жизнью для распространения сознания Кришны.

Харидас родился в падшей семье, но в нашей сампрадайе мы не обращаем внимание на рождение. Мы обращаем внимание на гуну или качества. Прахлада Махарадж вообще родился в семье демонов. Ханума родился среди обезьян. Но служить Господу можно в любом положении. Мы можем молить Харидаса, чтобы по его милости мы обрели привязанность к святому имени. Харидас Тхакур повторял святое имя в уединенном месте, но это не означает, что мы должны подражать ему. Шрила Прабхупада очень ясно говорит об этом в своих книгах. Помню, однажды, один преданный приехал в Индию из Африки. Он был недоволен всеми храмами в Кении, и он хотел, чтобы Прабхупада разрешил ему повторять святое имя в уединении, подобно Харидасу. Прабхупада сказал ему: «Нет, это будет невозможно для тебя». – но он продолжал настаивать. Для него построили хижину в Маяпуре, и он там несколько дней повторял святое имя, но затем он куда-то исчез, и больше его никто не видел. Мы не должны пытаться подражать Харидасу. Мы не должны думать: «Хорошо, я тоже приглашу проститутку, буду рядом с ней повторять святое имя и сделаю ее преданной, я буду повторять в уединенном месте». Нет мы должны вдохновляться примером великих святых, но мы не должны подражать их поступкам. Господь Шива, например, выпил целый океан яда, но нас убьет даже одна капля этого яда. Если мы будем медитировать на Харидаса Тхакура, мы будем очищаться. Мы лишь вкратце рассказали о Харидасе Тхакуре, потому что у нас время ограничено. Пожалуйста, молите Харидаса Тхакура о милости, чтобы мы все обрели привязанность к святому имени. Кто из вас хочет обрести привязанность к святому имени? Харидас Тхакур ки – джая!