foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Здесь нашел интересный обзор

ПЕРЕВОД

На пороге смерти Аджамила в отчаянии громко повторял святое имя Господа Нараяны. Одно это уже освободило его от последствий всех грехов. Поэтому, о слуги Ямараджи, не смейте уводить его к своему грозному господину, — Аджамиле не место в аду.

КОММЕНТАРИЙ

Вишнудуты, которые были наделены большей властью, чем ямадуты, приказали им отпустить Аджамилу, ибо, в отличие от них, знали, что Аджамиле уже простились все грехи и он не должен мучиться в аду. Когда Аджамила произносил имя Нараяны, он звал сына, но святое имя обладает огромным трансцендентным могуществом, и, поскольку Аджамила произнес его на пороге смерти (анте нарайана-смртих), он, естественно, обрел освобождение. В «Бхагавад-гите» (7.28) Кришна говорит:

йешам тв анта-гатам папам
джананам пунйа-карманам
те двандва-моха-нирмукта
бхаджанте мам дрдха-вратах

«Кто совершал благочестивые поступки и в этой, и в прошлых жизнях, кто полностью отрекся от греха и вышел из-под власти иллюзорной двойственности, тот с решимостью посвящает себя служению Мне». Не избавившись от последствий грехов, нельзя возвыситься до преданного служения.

В другом стихе «Бхагавад-гиты» (8.5) сказано:

анта-кале ча мам эва
смаран муктва калеварам
йах прайати са мад-бхавам
йати настй атра самшайах

Тот, кто, умирая, вспомнит Кришну, Нараяну, сразу вернется домой, к Богу.

ЛЕКЦИЯ

Ом агьяна тимирандхасья
гьянангьяна шалакая
чакшур унмилитам ена
тасмаи шри-гураве намаха

Итак, вторая глава шестой песни называется «Вишнудуты освобождают Аджамилу». Эта история об Аджамиле – очень известная история. Как все в ИСККОН слышали историю о Прахладе Махарадже, о Джагае и Мадхае и также об Аджамиле. Аджамила родился в семье брахманов. Сейчас в Индии мы строим храм в Канпуре, который находится недалеко от того места, где жил Аджамила. Аджамила родился в семье брахманов, у него была жена и дети, он был обучен принципам брахманической культуры. Однажды, он отправился в лес за цветами для пуджи – он пошел не в кино, или какой-то ночной клуб, он пошел за цветами для пуджи. Это была очень благородная цель, не правда ли?

Но на обратном пути он увидел проститутку с ее клиентом, они обнимались и целовались, оба они были пьяны, и эта сцена привлекла его, и постепенно это привело к его падению. Здесь всем нам дается очень важное послание, которое заключается в том, что мы всегда должным образом должны направлять свой ум. Если мы не направляем правильно свой ум, то они приводят к соответствующим поступкам. Поэтому Кришна говорит: ман мана бхава мад бхакто – занимайте свой ум правильно. Обычно у нас есть склонность размышлять о каких-то материальных вещах, и созерцание материальных объектов опасно, потому что мы имеем склонность привязываться к тому, о чем мы думаем. Таков вердикт мудрецов и священных писаний. Если мы думаем: «Я уже продвинутый преданный, могу думать, о чем захочу, мне ничего не страшно», - это иллюзия. Посмотрите на Аджамилу! Он родился в семье брахманов, он был обучен всем Ведическим ритуалам, у него была жена и дети, но все равно он был сбит с толку. Из этого примера мы можем научиться тому, что если такое может произойти с возвышенными личностями, то что уж говорить про нас? Поэтому мы всегда должны быть очень осторожными. Есть такое выражение – профилактика лучше, чем лечение. Лучше принять меры предосторожности, чем потом болеть, поэтому нужно стараться занимать ум позитивно.

Есть много способов того, как можно занимать ум позитивно – думать о наставлениях Господа, об играх Господа, о желаниях Господа, об облике Господа. У кого из вас есть доступ к Интернету? Те, у кого есть доступ к Интернету каждый день могут получать даршан Божеств во многих храмах ИССКОН – можно получить даршан Радхи Мадхавы в Маяпуре, Кришны Баларамы во Вриндаване, Радхи Расабихари в Бомбее. В большинстве крупных храмов сейчас организована видеотрансляция, и можно получать даршан Божеств целые сутки. В нашем храме в Бомбее установлено восемь-девять видеокамер, и поэтому целый день можно наблюдать за тем, что там происходит. Бхактисиддхантаджи говорил, что материалисты изобретают различные технологии для чувственных наслаждений, но преданные используют их в служении Господу. Конечно, все это было изобретено не для преданных сознания Кришны. Интернет является одновременно и проклятием, и благословением. Если вы используете Интернет для того, чтобы смотреть порнографию или что-то подобное, то это проклятие, но если вы используете Интернет для того, чтобы получать даршан или слушать лекции, то тогда это благословение. Это один из способов получать даршан и медитировать на Божества. Есть много позитивных способов занимать свой ум.

Аджамила развил большую привязанность к этой проститутке. Вначале он нанял ее в качестве служанки к себе домой, и, в конце концов, сделал ее своей женой. Для того, чтобы его материалистичная жена была счастлива, ему пришлось совершать множество греховных поступков. В начале у него были какие-то деньги, но скоро они закончились, и ему пришлось заниматься разными делами, чтобы добывать деньги. У Аджамилы было десять детей, и самого младшего он назвал Нараяной. Поскольку у него было духовное воспитание, он понимал, насколько благоприятно называть детей именами Бога. Традицию давать детям имена, связанные с Богом можно найти во всех мировых культурах. Преданные тоже называют своих детей именами Бога. Подоплека за этим состоит в том, что, когда вы зовете своих детей, вы также произносите святое имя Господа.

Хотя Аджамила занимался греховной деятельностью, он постоянно повторял имя Нараяны, поскольку был очень привязан к своему младшему сыну. Он не мог вынести разлуки с сыном даже на минуту, как только сын скрывался из глаз, он сразу спрашивал: «Где Нараяна? Нараяна, иди, сядь со мной». – однако, при этом он также совершал всевозможные грехи. Великий ачарья Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, что Аджамила повторял святое имя не для того, чтобы избавиться от последствий своих грехов, потому что в таком случае это было бы седьмым оскорблением. В чем заключается седьмое оскорбление? Совершать грехи, полагаясь на могущество святого имени. Он не думал: «Вот я совершаю грехи, и для того, чтобы избавиться от последствий своих грехов, я повторяю имя Нараяны». Шрила Прабхупада часто говорил, что из десяти оскорблений седьмое является самым серьезным. Кто-то может думать: «Я каждый день повторяю шестнадцать кругов, я инициированный, поэтому, если даже я совершаю грехи, Господь должен просить меня». Такого настроения нужно избегать. Преданный не хочет становиться бременем для Господа, он хочет служить Господу бескорыстно.

В истории о Мадхавендре Пури, когда он узнал, что мальчик, который принес ему молоко, был Самим Кришной, ему стало очень стыдно. Конечно это уже высшая цель, но мы должны знать, в чем заключается высшая цель для того, чтобы достичь этого уровня. Допустим, вы учитесь в школе, и вам нужно набрать пятьдесят баллов, чтобы сдать какой-то экзамен, я просто использую произвольную цифру, и учение должен стараться набрать больше баллов, чтобы, наверняка набрать пятьдесят. Если вы хотите получить пятьдесят баллов, чтоб хоть как-то сдать экзамен, то, может быть, вы и не наберете их. Поэтому Прабхупада говорил, что мы должны нацеливаться на большее, чем мы привыкли делать. Как например, если вы думаете, что ваша цель – повторять шестнадцать кругов и ни круга больше, то в таком случае, может быть, вы не будете как следует повторять шестнадцать кругов. Здесь в этих книгах описывается высшая философия.

Аджамила продолжал грешить, но при этом повторять имя Нараяны. Ямарадж является богом смерти, который наблюдает за всеми нашими поступками. Материалисты не могут понять, кто наблюдает за всеми нашими поступками. Если говорить с материалистами о карме, перевоплощении, вечности души, они поднимают вопрос: «А кто является свидетелем всех наших поступков?» Есть ли какой-то свидетель или нет? Солнце и Луна – это два глаза Господа, разные полубоги, такие как полубог огня или воздуха – они все наблюдают, и прежде всего за всем наблюдает Господь в сердце, Параматма. Есть очень много свидетелей всем нашим поступкам.

Ямарадж решил, что Аджамиле пришло время отправиться в ад, чтобы получить сполна. Милиционеры Ямараджа называются ямадутами, а милиционеры Вишну называются вишнудутами. Ямарадж послал трех ямадутов, чтобы они забрали Аджамилу в ад для наказания. Почему он послал троих? Потому что мы действуем через три вещи – ум, речь и тело. При помощи тела мы можем служить Господу, либо заниматься деятельностью, ведущую к забвению о Господе. При помощи ума мы можем либо служить Господу, либо делать прямо противоположное. Итак, он послал троих ямадутов, чтобы они забрали Аджамилу в ад для наказания. Ямадуты очень страшные, вы можете посмотреть на их изображения в шестой песне. Если вы увидите их, вы испугаетесь, и у вас возникнет желание с ними не встречаться.

Когда Аджамила увидел ямадутов, его охватила паника, и он сразу стал звать Нараяну. Как вы знаете, святое имя Господа неотлично от Самого Господа, и как только Аджамила произнес имя Нараяны, сразу появились посланники Господа Вишну, и как их называют? Вишнудутами. В отличие от ямадутов, вишнудуты очень красивые. Они посланники Господа Вишну, поэтому они выглядят красивыми, как Господь Вишну. Как только Аджамила произнес имя Нараяны, несмотря на то, что он звал своего сына, на сцене сразу же появились Вишнудуты и запретили ямадутам забирать Аджамилу в ад для наказания. После этого между ямадутами и вишнудутами состоялась беседа. Во время этой беседы Аджамила мог все слышать, хотя и находился в полубессознательном состоянии. Во время этой беседы вишнудуты объяснили ямадутам, что несмотря на то, что Аджамила был большим грешником, он постоянно и бескорыстно повторял имена Нараяны. Другими словами, вишнудуты объяснили ямадутам, что этот человек искупил все свои грехи, и он делал это не для того, чтобы искупить свои грехи.

Повторение святого имени – это наше самое главное оружие против майи. Часто преданные хотят узнать, как они могут развить в себе все трансцендентные качества, как развить терпение, как развить решимость – все эти качества можно развить, если вы будете регулярно и внимательно повторять святое имя Господа. Если вы используете историю об Аджамиле как вдохновение для того, чтобы уйти в майю, то тем самым вы совершите седьмое оскорбление. Если вы будете думать: «Подумаешь! Аджамила грешил, потом, произнеся святое имя, обрел спасение! Я тоже так поступлю!» - это станет седьмым оскорблением.

В Бхагаватам объясняется, что повторение святого имени может избавить человека ото всех грехов, которые он совершил. Это совершенное искупление для тех, кто воровал золото или серебро, даже если кто-то убил брахмана, искуплением этого греха является повторение святого имени. Просто повторяя святое имя Господа, человек может привлечь Его внимание. Господь говорит: «Поскольку этот человек повторяет Мое святое имя, Мой долг – защищать его». Господь чувствует Себя очень обязанным тому, кто повторяет святое имя. Кто-то может сказать: «Ну это же просто бессмыслица – кто-то может грешить всю жизнь, а потом просто повторить святое имя и таким образом избавиться от грехов! Что же это за культура, что можно все время грешить, а потом просто повторить святое имя и избавиться от грехов?» Но это будет работать только при условии, что вы больше этих грехов совершать не будете. Не нужно думать, что вы можете планировать: «Вот, сейчас я немного погрешу, потом пару лет буду повторять святое имя, а затем снова продолжу грешить». Однажды, Шрила Прабхупада давал инициацию преданному, у которого было очень греховное прошлое. Он вручил ему четки и сказал: «Больше не греши!» Господь Нитьянанда спас Джагая и Мадхая не для того, чтобы они снова стали Джагаем и Мадхаем.

Повторять святое имя можно в любое время и в любой ситуации. Как вы знаете, существуют три уровня повторения святого имени – стадия оскорбительного повторения святого имени, стадия, когда вы уменьшаете количество оскорблений и чистое повторение. Вначале мы повторяем святое имя с оскорблениями. Я знал одного человека в Индии, который каждый день повторял тридцать два круга, но при этом каждый день напивался, я его уже давно не видел, поэтому не знаю, продолжает ли он эту практику или нет. Это стадия оскорбительного повторения святого имени, то есть вы повторяете святое имя, но при этом не всегда следуете регулирующим принципам. С этого уровня мы все, как правило, начинаем повторять святое имя.

Но затем, когда, общаясь с преданными, вы начинаете принимать духовную жизнь и готовитесь к инициации, вы начинаете понимать, что важно избегать десяти оскорблений. «Человек может повторять святое имя жизнь за жизнью, но, если он не избавится от оскорблений при повторении святого имени, это не принесет ему главной цели жизни – любви к Богу». Знание об этих десяти оскорблений предназначено не только для новичков, каждый должен каждый день вспоминать их и стараться их избегать. Обычно во всех храмах ИСККОН мы повторяем десять оскорблений после мангала-арати. Поскольку большинство из вас живут дома, вы можете распечатать список десяти оскорблений и читать его дома, чтобы это напоминало вам о том, что нужно избегать этих оскорблений. Иначе мы склонны забывать об этом. Говорится: «С глаз долой – из сердца вон!» Поэтому нужно, чтобы список этих оскорблений был у вас перед глазами.

На среднем уровне мы стремимся к тому, чтобы свести оскорбления к минимуму. Это называется нама-абхасой, если вы продолжите свою практику, то постепенно вы достигнете уровня шуддха-намы. Как объясняет Шрила Прабхупада в комментарии, святое имя трансцендентно к гунам материальной природы. Поэтому можно повторять святое имя хоть день и ночь, и при этом это вам не надоест. Вы же встречаете людей, которые говорят: «Как вы можете повторять одно и тоже изо дня в день, и это вам не надоедает?» Но это возможно, поскольку святое имя нисходит из духовного мира. Господь Чайтанья устраивал киртаны на всю ночь. В ИСККОН тоже устраивают двадцатичетырехчасовые киртаны. Бхактивинод Тхакур написал множество замечательных песен, и в одной из них он говорит: «Я принес лекарство, чтобы избавить вас от болезни чувственных наслаждений», -и что это за лекарство? Повторение святого имени. Откуда нисходит святое имя? Из духовного мира, и для чьего блага пришло святое имя? Для блага всех и особенно для блага российских преданных. Так что воспользуйтесь этим благом, которое приносит святое имя.

В комментарии Шрила Прабхупада говорит, что святое имя трансцендентно, поэтому его можно повторять непрерывно. Аджамила произнес святое имя, умирая – анте нараяна смрити. Где бы ни находился ваш ум в момент смерти, такое тело вы и получите. Поэтому нужно выстроить свою жизнь так, чтобы м момент смерти наш ум был в правильном состоянии, и обычно в момент смерти ум сосредоточен на том, чем вы больше всего занимались по жизни. Если вы всю жизнь будете следовать практике преданного служения, то будет большой шанс, что в момент смерти вы вспомните о Кришне. В комментарии Шрила Прабхупада цитирует знаменитый стих из седьмой главы Бхагавад Гиты: «Люди, которые совершали благочестивые поступки в прошлой жизни и в этой жизни, и которые полностью освободились от последствий своих грехов могут с решимостью заниматься служением Мне».

Все мы, занятые преданным служением, совершали преданное служение в прошлой жизни. Кришна говорит о том, какие люди принимают преданное служение с решимостью – это те, кто поступали благочестивым образом в прошлой жизни, те, кто избавились от последствий своих грехов и те, кто свободны от двойственности и иллюзии. Такие люди совершают служение с решимостью. То есть, люди, которые занимались преданным служением в прошлой жизни, теперь получают возможность продолжить свое служение и достичь совершенства – вернуться обратно к Кришне. Затем Шрила Прабхупада цитирует еще один знаменитый стих из Бхагавад Гиты, в котором Кришна говорит, что тот, кто в момент смерти вспомнит о Нем, непременно вернется к Нему.

Выстройте свою жизнь таким образом, чтобы вы всегда могли думать о Кришне. Если вы будете повторять святое имя, общаться с преданными, читать книги Прабхупады, то это будет помогать вам оставаться на духовном пути. Мы не должны думать, что эти цели – это что-то невозможное для нас, в писаниях нет ничего теоретического, это все практичное знание, и мы можем применить его в жизни. При помощи разума мы можем увидеть, что материальный мир – это место бедствий. Вчера мы говорили о том, что даже преданным приходится проходить через различные испытания. Одна мысль, о которой я не сказал вчера, и о которой я хочу сказать сейчас, что преданные становятся еще более решительными, когда приходят страдания. Если бы Прахладу не пришлось пройти через столько трудностей, разве он стал бы таким знаменитым? Если бы отец-демон не преследовал Прахлада, то о не стал бы таким великим духовным героем. Или Пандавам пришлось встретиться со стольким разными испытаниями. Если бы ин не пришлось преодолевать столько трудностей, их жизнь не была бы такой героической. Если бы Харидасу не пришлось пройти через то, через что он прошел, мы бы просто считали его еще одним рядовым святым. Эти трудности дают преданному возможность еще больше предаться Господу и обрести славу в Его глазах. Поэтому выстройте свою жизнь таким образом, чтобы вы всегда думали о Господе.

Итак, Аджамила услышал эту беседу вишнудутов и ямадутов, и он понял, где совершил ошибку. Когда мы приходим к сознанию Кришны, мы понимаем, что совершили очень много ошибок, и наша цель должна быть в том, чтобы больше этих ошибок не повторять. Аджамила понял, что совершил ошибку, он раскаялся: «Да, я был не прав, что оставил свою брахманическую культуру, я был неправ, что оставил свою верную религиозную жену и детей и привязался к этой проститутке»., - и решил, что отныне он будет искренне повторять святое имя Господа и больше не совершать прошлых ошибок. В Бхагаватам приводится пример: «Огонь может сжечь сухую траву дотла, подобным образом святое имя дотла сжигает последствия греховных поступков человека независимо от того, осознанно вы повторяете его или нет». Прабхупада часто говорил, что огонь обжигает руку независимо от того, знаете вы, что он может обжечь руку или нет. Прабхупада говорил, что даже если ребенок сунет руку в огонь, огонь обожжет ее.

Подобным образом, святое имя, независимо от того, повторяют его осознанно или нет, приносит благо всем. Часто, при виде преданных, идущих по улице прохожие говорят: «Харе Кришна!» Недавно в Сочи мы гуляли по набережной. Мне сказали, что преданные часто проводят харинамы и Ратха Ятры на этой набережной. И люди, которые наслаждались на пляже тем не менее говорили нам: «Харе Кришна!» Однажды, Прабхупада был в токийском аэропорту, и один японец сказал ему: «Харе Кришна!» Шрила Прабхупада приводил это как пример того, что даже если кто-то неосознанно повторяет святое имя, он получает благо. Это показывает могущество святого имени.

Святое имя нужно повторять с уважением, и повторять с почтением значит повторять его внимательно. Если какой-то важный человек придет к вам в дом, вы будете выражать ему всяческое уважение, не правда ли? Или если вы, например, идете на встречу с каким-то важным человеком, вы что, придете и заснете перед ним в его офисе? Нет, вы будете ловить каждое его слово. Подобным образом, когда вы повторяете святое имя, вы должны быть максимально внимательными. Мы должны помнить, что мы получим тело, в соответствии с тем, о чем будет думать наш ум в момент смерти. Если вы будете регулярно повторять святое имя, то святое имя вернет вас обратно к Богу. Говинда Дас Кавирадж говорит: «О ум, тебя переполняют страхи». Наши умы полны страхов? Все мы полны страхов: «Что со мной завтра случится? Может быть преданное служение – это не самое лучший вариант использования своего времени? Кто обо мне будет заботиться в старости?» Даже главы государств дрожат от страха, все живут в страхе.

Говинда Дас говорит: «Примите прибежище у сына Махараджи Нанды, и тогда вы обретете бесстрашие». Отец Прабхупады хотел, чтобы он стал великим проповедником послания Господа и поэтому он назвал его Абхаем. Если вы хотите стать Абхаями дасами, то примете прибежище у святого имени, и это сделает вас бесстрашными.

Историю об Аджамиле можно рассматривать с разных точек зрения. В целом можно понять, что святое имя – это наше величайшее оружие, и нам нужно повторять святое имя и сделать свою жизнь совершенной. Харе Кришна!