foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Статьи и обзоры nachodki.ru

Материалисты никогда не могут понять, как преданные могут быть счастливы, просто танцуя и прославляя Господа. Они думают, что танцевать можно только, напившись и в обнимку с женщинами. Нам очень повезло, что мы узнали о более высоком уровне счастья. Итак, сегодня мы вкратце обсудим наставления Господа Ришабхадевы.

ршабха увача

найам дехо деха-бхаджам нрлоке
каштан каман архате вид-бхуджам йе
тапо дивйам путрака йена саттвам
шуддхйед йасмад брахма-саукхйам тв анантам

ПЕРЕВОД

Обращаясь к Своим сыновьям, Господь Ришабхадева сказал: Дети Мои, все живые существа в этом мире получают материальное тело, однако тем из них, кому посчастливилось родиться человеком, не подобает день и ночь трудиться ради чувственных удовольствий, доступных даже пожирателям испражнений — собакам и свиньям. Человек должен предаваться аскезе, чтобы вступить на божественную стезю преданного служения. Благодаря аскезе сердце его очистится, и он обретет вечную жизнь, исполненную непреходящего духовного блаженства, которое неизмеримо выше любого материального счастья.

КОММЕНТАРИЙ

В этом стихе Господь Ришабхадева говорит Своим сыновьям о важности человеческой жизни. Слово деха-бхак обозначает любое живое существо, воплотившееся в материальном теле. Из всех воплощенных существ те, кому выпала удача родиться в теле человека, не должны вести себя подобно животным. Животные вроде собак и свиней наслаждаются жизнью, поедая испражнения, и точно так же люди после изнурительного рабочего дня пытаются наслаждаться едой, выпивкой, сексом и сном. При этом они вынуждены постоянно заботиться о своей безопасности. Однако такую жизнь нельзя назвать человеческой. Человек должен стремиться к духовному совершенству и ради этого подвергать себя страданиям. Безусловно, живые существа в телах животных и растений тоже страдают, но их страдания вынужденные: они вызваны прошлыми грехами этих живых существ. Люди же должны страдать добровольно, то есть предаваться аскезе, цель которой — обрести духовное бытие. Поднявшись на духовный уровень, они смогут наслаждаться вечным счастьем. Стать счастливым пытается каждый, но, пока живое существо находится в темнице материального тела, ему не избежать всевозможных страданий. Из всех живых существ человек наделен наиболее развитым интеллектом. Поэтому он должен действовать под руководством духовных наставников, чтобы обрести вечное счастье и вернуться в царство Бога.

Кроме того, здесь Господь Ришабхадева личным примером показывает, что правитель, равно как и отец (которого сама природа побуждает заботиться о своем потомстве), должен воспитывать своих подопечных так, чтобы пробудить в них сознание Кришны. Все, кто не обладает сознанием Кришны, обречены на нескончаемые страдания в круговороте рождения и смерти. Чтобы вызволить живые существа из этого рабства и помочь им стать по-настоящему счастливыми, необходимо обучить их методу бхакти-йоги. Общество, в котором царит невежество, в котором никто не объясняет людям, как практиковать бхакти-йогу, мало чем отличается от стада животных. Иначе говоря, человек, не обладающий сознанием Кришны, ничем не лучше свиньи или собаки. Поэтому для современных людей наставления Ришабхадевы имеют особое значение. В наши дни человека воспитывают и обучают так, чтобы он всю жизнь трудился не покладая рук ради чувственных удовольствий. Никакой возвышенной цели у него нет. Чтобы заработать себе на жизнь, рано утром он выходит из дому, втискивается в вагон переполненного пригородного поезда и час или два стоя едет до города, где находится его учреждение. Затем он пересаживается в набитый автобус, который в конце концов привозит его к месту работы. Там он усердно трудится с девяти до пяти, потом два-три часа добирается домой, дома ужинает, ложится в постель с женой, занимается сексом и засыпает. Единственная награда, которую он получает за все свои мытарства, — это немного сексуального наслаждения. Йан маитхунади-грхамедхи-сукхам хи туччхам.

Ришабхадева прямо говорит, что человеку не пристало влачить такое существование, ведь подобные наслаждения доступны даже собакам и свиньям. Им, кстати, чтобы наслаждаться сексом, не нужно прилагать столько усилий. Человек создан не для того, чтобы подражать собакам и свиньям, — его жизнь должна быть иной. Как следует жить человеку, объясняется в этом же стихе. Человеческая жизнь предназначена для тапасьи, аскезы. С помощью тапасьи можно вырваться из оков материальной природы. Тот, кто занимается преданным служением в сознании Кришны, непременно обретет вечное счастье. Когда человек встает на путь преданного служения, бхакти-йоги, его жизнь очищается. Пытаясь найти счастье, живые существа снова и снова рождаются в этом мире, однако, чтобы решить все свои проблемы, им достаточно начать заниматься бхакти-йогой. Тогда они очень быстро получат право вернуться домой, к Богу. В «Бхагавад-гите» (4.9) сказано:

джанма карма ча ме дивйам
эвам йо ветти таттватах
тйактва дехам пунар джанма
наити мам эти со ’рджуна

«Тот, кто постиг трансцендентную природу Моего явления и деяний, покинув тело, никогда больше не родится в материальном мире, но вернется в Мою вечную обитель, о Арджуна».

ЛЕКЦИЯ

Ом агьяна тимирандхасья
гьянангьяна шалакая
чакшур унмилитам ена
тасмаи шри-гураве намаха

Итак, мы прочитали стих из пятой песни, в котором описываются наставления Господа Ришабхадевы. Шрила Прабхупада очень много раз читал лекции по наставлениям Господа Ришабхадевы, и вообще преданные часто цитируют наставления Господа Ришабхадевы в своих лекциях. Кто был Ришабхадева? Он был воплощением Бога. Все воплощения Бога описаны в писаниях. Воплощения Бога называют аватарами. Аватар означает тот, кто нисходит из духовного мира. Для чего они пришел? Для того, чтобы дать знание обусловленным душам и таким образом спасти их от рождения и смерти. Господь, чтобы все обусловленные души обрели счастье, вернувшись в духовный мир. Как Господь проявляет это желание? Приходя Сам в этот мир, воплощаясь в образе святого имени, воплощаясь в образе Божеств, через различные праздники, которые у нас происходят. Например, мы проводим праздник Ратха Ятра, на котором Господь Джаганнатха дает даршан тысячам людей.

Также время от времени Господь посылает Своих представителей. Как Господь Чайтанья предсказал, что святое имя Господа будут петь в каждом городе и деревне мира, и кто-то должен был прийти, чтобы исполнить это предсказание. Господь прислал Бхактивинода Тхакура, который уполномочил Бхактисиддхантаджи, который, в свою очередь, уполномочил Шрилу Прабхупаду. И Шрила Прабхупада наделил преданных движения сознания Кришны, чтобы они продолжали распространять сознание Кришны по всему миру. Все это план Господа, чтобы вернуть обусловленные души обратно к Богу.

Итак, Господь Ришабхадева был сыном Царя Набхи. Однажды, Царь Набхи и его жена Мерудеви совершали большое жертвоприношение, и целью их жертвоприношения было получить сына, подобного Богу. Может ли быть кто-то подобен Богу? Может ли быть сын подобным Богу? Господь был очень доволен их жертвоприношением и сказал: «Вы хотите, чтобы у вас был сын, подобный Мне? Это невозможно, поэтому Я Сам лично стану вашим сыном». Те, кто понимают Ведические писания, понимают, что Господь может явится в любом образе. Например, в Брахма Самхите говорится: адвайта ачьютам анадир ананта рупам – Господь может явиться в разнообразных формах. Господь может прийти в образе получеловека-полульва. Если рассказать об этом какому-то материалисту, он скажет: «Вы с ума сошли! Как Бог может явиться в образе получеловека-полульва?» Он также воплощается в образе Рыбы, как воплощение Вепря. Бог безграничен, и чтобы понять Бога по-настоящему, нужно очистить чувства и ум. Невозможно постичь Бога при помощи академического подхода. Например, в вашем нижегородском храме могут быть преданные, которые не являются знатоками Санскрита, они, может быть, наизусть ни одной шлоки не знают, но на практике занимаются преданным служением, повторяют святое имя. И их понимание Бога гораздо лучше понимания Бога каких-нибудь брахманов, которые знают много шлок, но не занимаются преданным служением на практике. Поэтому говорится: атах шри кришна намади на бхавед грахйам индрийаих – если вы будете пытаться постичь Бога при помощи своих материальных чувств, то это невозможно, но севонмукхе хи джихвадау – если вы примете метод преданного служения, вы сможете понять, насколько велик Господь. И когда Бог приходит сюда, он совершает здесь сверхчеловеческие деяния.

Слово Ришабха на Санскрите значит лучший. Кто может быть лучше Бога? Бог всегда самый лучший. У Господа Ришабхадевы была жена по имени Джаянти, и у Него было сто сыновей. Вы можете сказать: «Сто сыновей?» А почему нет? У Бога миллионы сыновей. Старшим их Его сыновей был Бхаратам, он стал императором вселенной, и в его честь Земля была названа Бхарата-варшей. У Него также были другие сыновья, которые были обучены обязанностям кшатриев. В наше время есть много стран со своими границами, но в то время был один царь, который правил всей планетой. Старшим сыном Махараджи Ришабхадевы был Бхарата, который унаследовал трон отца, и также были еще десять сыновей-кшатриев. Затем у Него было еще девять сыновей, которые в совершенстве изучили Шримад Бхагаватам. Они стали великими проповедниками, а остальные восемьдесят сыновей стали брахманами.

Итак, когда Бог приходит сюда, Он совершает сверхчеловеческие деяния. Из Шримад Бхагаватам, Бхагавад Гиты и Чайтанья Чаритамриты мы можем получить трансцендентное знание. В действительности, ИСККОН – это образовательное учреждение. Обычно, когда речь заходит об образовании, люди думают, что образование — значит пойти в школу, институт, стать доктором наук и т.д., но мы даем образование, которое больше не дает никто. Мы даем образование относительно высших ценностей жизни. Однажды, Шрила Прабхупада читал лекцию в одном очень важном университете в Америке, и среди слушателей было много ученых профессоров, и Шрила Прабхупада начал свою лекцию с вопроса: «Есть ли в этом знаменитом университете факультет, где объясняли бы, что происходит после смерти?» В ответ была полна тишина.

В вашей стране тоже много образовательных учреждений, но, к несчастью, никто в этих учреждениях не дает знание о высших ценностях жизни. Невежество можно разрушить, если вы придете в подходящее место. Если вы чем-то болеете, вы идете к компетентному врачу, вы не идете к кому попало. Подобным образом, писания избавляют нас от невежества и дают нам знание. Читаете ли вы наставления Прахлады Махараджа, Ришабхадевы Махараджа, Дхрувы Махараджа или Притху Махараджа – у всех у них одна цель. Они могут быть выражены в разных словах, но суть всех этих наставлений одна – принять прибежище у Господа, и этот стих Шримад Бхагаватам также обобщает суть всех наставлений

Нет разницы между учением Чайтаньи Махапрабху, учением Кришны в Бхагавад Гите и учением Шримад Бхагаватам. Чайтанья Махапрабху также каждый день слушал Шримад Бхагаватам, поскольку Бхагаватам обладает огромным могуществом. Шримад Бхагаватам является зрелым плодом древа Ведического знания, который спускается из духовного мира. Шрила Прабхупада объясняет, что если плод будут передавать из руг в руки люди, которые сидят на разных ветвях дерева, то этот плод может в целости и сохранности добраться до земли. Но если этот плод просто сбросить с верхушки дерева, то он просто упадет и разобьется. Нам очень повезло, что мы получили это знание через непрерывную ученическую преемственность, поэтому нам нужно регулярно слушать это знание, и если вы не можете слушать, то читайте.

Чтение очень важно, поскольку Шримад Бхагаватам неотлична от Господа. Говорится, что Господь вернулся в Свою обитель, но оставил Шримад Бхагаватам. Нет разницы между Господом и Шримад Бхагаватам, точно так же как нет разницы между Бхагавад Гитой и Самим Господом. В первой песне Бхагаватам описан уход Господа. Там описано, что, когда Господь покинул этот мир, Его вечный спутник Арджуна был очень опечален, и он стал вспоминать различные случаи, в которых он, по милости Господа мог совершать невозможное. Он был очень опечален, поскольку его вечный друг покинул планету. Но затем Арджуна стал медитировать на наставления Кришны в Бхагавад Гите, и когда он начал это делать, он ощутил непосредственное присутствие Кришны, и его печаль и грусть прошли. В комментарии к этой истории Шрила Прабхупада пишет, что, подобным образом, преданные должны медитировать на наставления Кришны в Бхагавад Гите, и тогда они ощутят личное присутствие Кришны. Но медитировать на Бхагавад Гиту вы сможете только, если ее прочитали. Пожалуйста, сделайте частью своей практики каждый день читать Бхагавад Гиту. Кто из вас читает Бхагавад Гиту каждый день? Даже если вы читаете хотя бы одну или две шлоки. А кто из вас читает Бхагаватам каждый день? Это чтение поможет вам.

В первой песне Бхагаватам также описывается уход Бхишмадевы. Бхишмадева получил благословение, что сам может выбрать время своего ухода из этого мира. После битвы на Курукшетре, когда был коронован Юдхиштхира, Бхишмадева посчитал, что ему пришло время покидать этот мир. Бхишмадеве выпала великая удача, потому что там присутствовали Кришна, полубоги, Пандавы, великие мудрецы, и я уверен, что все мы хотели бы, чтобы в момент нашего ухода рядом с нами находился Кришна, Пандавы, великие полубоги и мудрецы. Как вы считаете, это будет возможным? Может быть, Кришна приедет в Нижний Новгород? Шрила Прабхупада дает следующий рецепт: «Если вам выпадет удача в момент оставления тела слышать святое имя, Шримад Бхагаватам или Бхагавад Гиту, то это принесет тот же результат, как то, что Бхишма видел лотосные стопы Господа в момент оставления тела. Поскольку святое имя, Бхагавад Гита и Шримад Бхагаватам неотличны от Господа, то если мы будем слушать их в момент смерти, это будет тому, как если бы Кришна лично присутствовал рядом с нами. Поэтому мы должны выстроить свою жизнь таким образом, чтобы всегда иметь связь со святым именем, Бхагавад Гитой и Шримад Бхагаватам. Если мы будем пытаться, то мы сможем достичь этого, но если мы даже не будем пытаться, то как мы сможем достичь этой цели? И каким образом мы должны пытаться делать это? Устраивая свою духовную жизнь, находя время для того, чтобы как следует повторять свои круги, находя время для того, чтобы читать книги. Это очистит наши умы, сердца и чувства.

Что же говорит Господь Ришабхадева в этом стихе? Он делает очень много важных утверждений. Мы уже много раз их слышали, но природа нашего обусловленного ума такова, что мы очень быстро все это забываем, и даже если мы это не забываем, мы не воплощаем это в жизни, потому что иллюзорная энергия все время пытается нас обмануть. Каким образом нас обманывает иллюзорная энергия? Она говорит вам: «Зачем вам торопиться с духовной жизнью? У тебя еще долгий путь впереди. В любом случае, только небольшая часть людей следует по духовному пути, большая часть людей живет обычной и нормальной жизнью». – поэтому нам нужно регулярно общаться с преданными.

Итак, первое, о чем говорит Господь Ришабхадева, - это то, что человеческая жизнь очень редка. Как много людей осознают это? До того, как вы пришли в сознание Кришны вы часто слышали о том, что человеческая жизнь очень редка? Многие считают само собой разумеющимся, что каждое рождение будет человеческим, а когда кто-то умирает, они говорят: «О, он отправился в царство небесное». Но в райскую обитель не так-то просто попасть. Господь Ришабхадева говорит, что человеческое рождение очень редко. Когда у нас нет духовного знания, что является главным в нашей жизни? Чувственные наслаждения, мы не будем обсуждать подробности, все и так понимают, о чем идет речь. Но Господь Ришабхадева говорит, что эти чувственные наслаждения доступны и животным. У животных тоже есть возможности наслаждать свои чувства. Поэтому родиться теле человека для того, чтобы удовлетворять свои животные потребности, - это не является великим достижением.

Поэтому Господь Ришабхадева говорит: «Используйте человеческую жизнь для совершения аскез». Слово аскеза нас пугает. Когда люди слышат слово «аскеза», они думают: «Во что это мы влипли?» Шрила Прабхупада отправился в Америку, и перед тем, как поехать в Америку, ему пришлось преодолеть множество трудностей. Он уехал из Индии всего лишь с восемью долларами в кармане, но у него была вера в наставления духовного учителя и Господа. По дороге в Америку он испытал два небольших сердечных приступа, и он уже думал: «Наверное, моя миссия не увенчается успехом, и мне придется вернуться». Но когда он думал таким образом, Господь пришел к нему во сне. Во сне Прабхупада плыл на лодке, а Кришна лично сидел на веслах. И что сказал ему Кришна? «Не беспокойся, твоя миссия увенчается успехом». И в чем была миссия Шрилы Прабхупады? Сделать мир счастливым, в особенности сделать счастливыми преданными из Нижнего Новгорода. Шрила Прабхупада хотел сделать всех счастливыми в сознании Кришны.

Когда Прабхупада приехал в Америку и увидел, насколько люди погружены в материализм, он подумал: «Кто же примет это послание?» Затем Шрила Прабхупада написал свою знаменитую поэму. Шрилу Прабхупаду называли кави. Кави значит поэт. В ней Шрила Прабхупада говорит: «Кришна, Ты привел меня сюда, но кто здесь будет слушать Твое послание? Но по милости Радхарани даже невозможное может стать возможным».

Однажды, Прабхупада беседовал с разными садху, которые приехали из Индии в Америку для того, чтобы учить йоге и заниматься другими подобными делами. Они встретились со Шрилой Прабхупадой и начали давать ему советы. «Свамиджи, вы говорите об аскезах и каких-то ограничениях. Не нужно об этом говорить – американцам это не нравится», - но Шрила Прабхупада отказался идти на компромиссы. Сегодня утром мы рассказывали о Дхруве Махарадже, мы описывали те аскезы, которые он совершал, мы описывали те аскезы, которые он совершал. Но аскезы и ограничения, о которых говорим мы совсем не такие суровые, как те, что совершал Дхрува Махарадж. Очевидно, что в духовной жизни должна быть некоторая дисциплина. Не может быть духовной практики без каких-то ограничений. И как можно обрести силу, чтобы следовать этой дисциплине? Метод бхакти-йоги настолько силен, что он может дать вам силы контролировать ум, разум и чувства.

Господь Ришабхадева говорит, что человеческая жизнь предназначена для того, чтобы совершать аскезы, то есть нужна определенная дисциплина в духовной жизни. В Ведической философии есть наставления для всех укладов жизни. В Ведическом обществе люди делились на варны и ашрамы. Варны – это брахманы, вайшьи, кшатрии и шудры. Ашрамы – это брахмачари, грихастхи, ванапрастхи и санньяси. И существуют правила для каждого из этих ашрамов, чтобы, проходя через эти ашрамы, человек приближался к цели человеческой жизни, которой является обретение любви к Богу. Господь Ришабхадева говорит, что взамен за эти аскезы вы можете обрести безграничное духовное счастье. Все ищут счастья – и материалисты, и преданные.

Рупа Госвами описывает это в Нектаре Преданности. Нектар Преданности, который изначально назывался Бхакти-расамрита-синдху, по словам Шрилы Прабхупады является сводом законов этого движения сознания Кришны. Я был со Шрилой Прабхупадой в Лос Анжелесе в 1969 году, когда Нектар Преданности только напечатали в Японии и прислали ему сигнальный экземпляр. Храм в Лос Анжелесе – это штаб-квартира ИСККОН, и там замечательные Божества Рукмини Дваракадхиши, Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры и Гаура-Нитай. Весь храм был полностью набит преданными. Когда Прабхупада приезжал в какой-то город, то преданные со всех близлежайших городов приезжали, чтобы послушать его лекции. В то время еще не было трансляций по Интернету. Прабхупада поднял Нектар Преданности над головой и сказал: «Нектар Преданности – это свод законов движения сознания Кришны, каждый преданный должен изучать эту книгу».

Итак, в Нектаре Преданности Рупа Госвами описывает разные источники счастья. Прежде всего он описывает счастье, которое можно получить от материальной деятельности, затем он описывает счастье, которое можно обрести благодаря осознанию Брахмана, и затем он описывает счастье, которое можно обрести благодаря духовной деятельности. Есть ли какой-то четвертый источник счастья? Рупа Госвами описывает каждый из этих видов счастья. Он говорит, что счастье, которое приносит материальная деятельность, может закончиться в любой момент. Вы можете быть могущественным диктатором, кинозвездой или кем угодно – все это может закончиться в любой момент. Вы же часто слышите о том, как люди неожиданно умирают. Материальное счастье непременно закончится. К вам придет старость. Кто-то может избежать старости? Вы можете сказать: «А у меня хорошие связи с Ямараджем, поэтому старость меня не затронет». Сейчас в западных странах популярны так называемые антивозрастные магазины. И что продают в этих магазинах? Все что нужно, чтобы скрыть признаки старости. Там продают разные краски для волос, чтобы закрашивать седину. В наше время также стала очень популярной пластическая хирургия. Пластические хирурги сейчас зарабатывают гораздо больше денег, чем обычные хирурги. Зачем люди делают себе пластические операции? Чтобы скрыть признаки старости. Есть много способов для того, чтобы скрыть признаки старения, но как долго все это будет помогать? Старость все равно настигает каждого. И затем в любой момент может прийти конец. Несколько лет назад в Азии было цунами. В это время Принц Таиланда наслаждался серфингом, а затем пришла цунами и смыло его в мгновение ока. Поэтому с какой стороны ни посмотреть, материальное счастье очень недолговечно. А счастье, которое приносит осознание безличного Брахмана, даже если его увеличить в триллионы раз не сравнится и с каплей счастья, которое приносит преданное служение. Счастье, которое приносит преданное служение все время увеличивается. Что говорит Господь Чайтанья в стихе Шикшаштаки? Ананда буддхи вардханам. Шрила Прабхупада говорил, что если вы стоите на берегу океана, то у высоты волн океана есть предел.

Разумный человек видит, что материальное счастье кратковременно. В Бхагавад Гите Кришна описывает три гуны материальной природы. Кришна описывает характеристики этих гун. Какова характеристика благости? Благость приносит людям счастье, все девять врат тела освещены знанием. Каковы характеристики страсти? Вы очень много трудитесь и хотите наслаждаться плодами своего труда. Если вы работаете, вы думаете: «Зачем мне отдавать деньги кришнаитам? Я лучше потрачу их на себя», и у вас бесконечное число разных планов наслаждаться материальной жизнью. Затем есть невежество, главными характеристиками которого являются лень, бездеятельность и сон.

В восемнадцатой главе Бхагавад Гиты Кришна говорит, что и счастье тоже бывает в разных гунах. Кришна описывает счастье в благости. Что Он говорит о счастье в благости? Оно горькое в начале, сладкое в конце и пробуждает человека к самоосознанию. В начале счастье в благости может казаться вам горьким. Когда вы приходите к духовной жизни, и вам приходится следовать определенной дисциплине, в начале это может быть болезненным. Но затем вы начинаете ощущать сладость. В начале, когда вы только присоединились к движению, даже мысль о том, что нужно читать шестнадцать кругов приносила вам боль. Но затем вы начали повторять святое имя и обнаружили, что это вовсе не трудно, и сейчас вы уже сами проповедуете новым бхактам и новым бхактин. В свое время вы сами не были уверены, сможете ли вы превысить планку в один круг, а сейчас вы уже сами повторяете мантру и можете обучать этому других. Итак, Кришна объясняет, что в начале счастье в благости горькое – нужно вставать рано утром. Одним из очень важных аспектов, который приводит к духовной жизни, является ранний подъем. Говорится, что, кто рано встает, тому Бог подает. Поэтому просыпайтесь рано утром, лучше всего если вы будете просыпаться на мангала-арати. Вы думаете: «Но я-то привык просыпаться в семь утра!». Нужно менять эту привычку. Чем раньше утром вы проснетесь, тем больше будет вероятность, что вы прочитаете все свои круги утром. Даже если вы живете дома, нужно повторять свои круги утром. Конечно, если вы живете в храме, там к этому относятся гораздо более строго. Суть в том, что, когда вы начинаете следовать определенной дисциплине, в начале это может быть немного болезненным. Но если вы с решимостью продолжаете следовать этой практике, то в какой-то момент вы начинаете ощущать сладость этого. Зачем мы следуем четырем регулирующим принципам? Если вы соблюдаете эти принципы, то они становятся четырьмя столпами духовной жизни, но, если вы нарушаете эти принципы, это становится столпами вашей греховной жизни.

Что же Кришна говорит о счастье в страсти? В начале оно сладкое, но горькое в конце и происходит от соприкосновения чувств с их объектами. Чувственные наслаждения в начале кажутся сладкими, но затем они становятся горькими с двух точек зрения – с материальной и с духовной. С духовной точки зрения, за все, что вы делаете, что нарушает законы Бога, вам придется нести наказание – законы кармы неумолимы. И даже с материальной точки зрения, греховные поступки приводят к болезням и т.д.

В обществе преданных мы узнаем, что такое настоящее счастье. Господь Ришабхадева говорит, что пока человек не пытается постичь подлинную цель жизни, он находится в невежестве, и пока ваш ум нечист, ваше сознание тоже будет оставаться нечистым. Господь Ришабхадева говорит, что пока человек преследует чувственные наслаждения, он просто безумец. Почему Он называет его безумцем? Потому что сейчас у него есть тело, которое причиняет ему только боль, и если он будет жить путями чувственных наслаждений, в следующей жизни он опять получит тело, которое будет приносить ему только боль.

Совет Господа Ришабхадевы всему человечеству очень практичен. Очень приятно видеть, что столько преданных всерьез принимают сознание Кришны. Многие из вас были на фестивале на Гаура Пурнима в Индии, в этот раз приехало восемь-девять тысяч преданных. На самом деле в Маяпур могло бы приехать в два раза больше преданных, просто у нас ограниченное количество мест для жилья. Суть в том, что люди принимают этот метод сознания Кришны, поскольку он приносит им удовлетворение и счастье. Мы должны всегда молиться о том, чтобы всегда быть занятыми преданным служением. В соответствии с тем ашрамом, в котором мы находимся у нас может быть разное служение. Рупа Госвами говорит: «Дорогой друг, какую цену тебе не пришлось заплатить, заплати ее, но стань сознающим Кришну». Естественно, что для того, чтобы достичь успеха в духовной жизни, вам придется чем-то поступиться, это не бесплатно. И какую цену нужно заплатить? Рубли, доллары или евро? Эти валюты все дешевеют и скоро вообще ничего не будут стоить. Нет, цена такова, что для достижения высшей цели, нужно оставить чувственные наслаждения, и сила для этого приходит благодаря общению с преданными, повторению святого имени и изучению священных писаний.

Шрила Прабхупада создал это замечательное движение сознания Кришны, в котором у нас есть все необходимое для того, чтобы вернуться обратно к Богу, нам нужно просто использовать то, что он нам дал, и благодаря регулярному шраванам и киртанам, мы будем получать вдохновение оставаться на духовном пути. Мы должны стремиться слушать. Харе Криша!