foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Шаблоны Joomla 3 тут

ПЕРЕВОД

О Дхрува, на мой взгляд, никто, кроме Верховного Господа, чьи глаза подобны лепесткам лотоса, не сможет утешить тебя и помочь твоему горю. Многие полубоги, в том числе и Господь Брахма, ищут случая угодить богине процветания, но сама богиня процветания, держащая в руке лотос, всегда готова служить Верховному Господу.

КОММЕНТАРИЙ

Смысл этих слов Сунити сводится к тому, что благословение, даруемое Верховной Личностью Бога, и благословения, даруемые полубогами, далеко не равнозначны. Глупцы утверждают, что, кому бы ни поклонялся человек, результат будет одним и тем же, однако это не соответствует действительности. В «Бхагавад-гите» тоже говорится, что блага, даруемые полубогами, преходящи и прельщают только недалеких людей. Иначе говоря, полубоги не могут даровать вечного блаженства, поскольку сами принадлежат к бренному материальному миру, хотя и занимают в нем очень высокое положение. Лишь духовное благословение нетленно, как нетленна духовная душа. В «Бхагавад-гите» также говорится, что полубогам поклоняются только люди, лишенные разума. Поэтому Сунити посоветовала сыну не пытаться умилостивить полубогов, чтобы облегчить свои страдания, а обратиться за помощью прямо к Верховной Личности Бога.

Материальные богатства принадлежат Верховному Господу, и Он распределяет их с помощью Своих различных энергий и в первую очередь с помощью богини процветания. Поэтому те, кто жаждет материального богатства, стараются умилостивить богиню процветания и снискать ее благосклонность. Богине процветания поклоняются высокопоставленные полубоги, но сама богиня процветания, Маха-Лакшми, всегда старается доставить удовольствие Верховной Личности Бога. Поэтому любой, кто начинает поклоняться Верховному Господу, сразу же получает благословения богини процветания. В тот период своей жизни Дхрува Махараджа стремился обрести материальное богатство, и его мать дала ему хороший совет, сказав, что, даже если он хочет обрести материальное богатство, ему лучше поклоняться не полубогам, а Верховному Господу.

Чистый преданный никогда не просит у Верховного Господа материальных благ, однако, как утверждается в «Бхагавад-гите», благочестивые люди даже с материальными просьбами обращаются только к Господу. Те, кто обращается к Верховной Личности Бога в надежде получить что-либо материальное, благодаря общению с Верховным Господом постепенно очищаются. В результате они избавляются от всех материальных желаний и начинают вести духовную жизнь. До тех пор, пока человек не поднимется на духовный уровень, он не сможет полностью избавиться от материальной скверны.

Будучи дальновидной женщиной, Сунити, мать Дхрувы, посоветовала сыну не поклоняться никому, кроме Верховного Господа. Она называет здесь Господа лотосооким (падма-палаша-лочанат). Когда утомленный человек смотрит на лотос, всю его усталость как рукой снимает. Подобно этому, когда подавленный горем человек видит лотосный лик Верховного Господа, он забывает о своих несчастьях. Цветок лотоса является также одним из символов, которые держат в руках Господь Вишну и богиня процветания. Те, кто поклоняется супружеской чете — богине процветания и Господу Вишну, — ни в чем не знают нужды. Даже в материальном отношении у них есть все. Господа иногда называют шива-виринчи- нутам. Это значит, что даже Господь Шива и Господь Брахма в глубоком почтении склоняются к лотосным стопам Верховной Личности Бога, Нараяны.

ЛЕКЦИЯ

Ом агьяна тимирандхасья
гьянангьяна шалакая
чакшур унмилитам ена
тасмаи шри-гураве намаха

В Шримад Бхагаватам много философии и разных историй. Это настоящие истории, это не сказки, и каждая из этих историй содержит глубокий смысл, который поможет нам духовно развиваться. И эти истории стали еще нектарнее, поскольку наши ачарьи объяснили их в своих комментариях. Говорится, что Шримад Бхагаватам стала еще слаще, поскольку ее рассказал Шукадева Госвами, но она стала еще слаще, потому что к ней написали комментарии Шрила Прабхупада и великие ачарьи.

Итак, Дхрува Махарадж был маленьким мальчиком пяти лет. Его отец был императором всей земли. Его звали Царь Уттанапада. У его отца было две жены – Сунити и Суручи, но отец был больше привязан к Суручи, мачехи Дхрувы. Однажды, когда Дхрува хотел залезть на колени к отцу, мачеха запретила ему это сделать. Она сказала: «Ты родился не у меня, поэтому ты не можешь сидеть на коленях своего отца». Таким образом она хотела ему сказать: «Сначала ты должен умереть, затем родиться у меня, и тогда ты сможешь сидеть на коленях своего отца», - и когда мачеха сказала это, его отец промолчал. Он был подкаблучником. Он никак не защитил своего сына.

Дхрува очень обиделся и в слезах побежал к своей маме, но еще до того, как он добежал до нее, она уже знала, что произошло, потому что мачеха так громко кричала, что служанки Сунити все услышали. Они побежали к ней и рассказали, что мачеха сильно отругала Дхруву. Мама откровенно сказала Дхруве, что ничем ему помочь не может. Он спросил: «А кто-то может мне помочь?» И вот она дает этот совет. Она сказала: «Прими прибежище у Верховной Личности Бога». В первом абзаце комментария Шрила Прабхупада говорит, что метод бхакти-йоги, который описала Сунити, является общепринятым методом познания Бога. Дальше Прабхупада говорит, что любой может продолжать выполнять свои предписанные обязанности и в то же время хранить Верховного Господа в своем сердце.

Как Кришна сказал Арджуне: «Сражайся, сосредоточив на Мне свой ум и разум». Шрила Прабхупада часто объяснял, что сознание Кришны – это прежде всего перемена сознания, а не перемена деятельности. Конечно, если деятельность противоречит принципам сознания Кришны, ее нужно изменить, но если нет, то главным образом, вам нужно изменить свое сознание. Арджуна по разным причинам колебался принимать участие в битве, но Господь сказал ему, что, сосредоточив свой ум и разум на нем, он должен сражаться. Сознание Кришны – это очень практичный метод, которому может следовать любой человек в любой варне и любом ашраме. Когда Кришна говорит сарва дхарма паритйаджйа мам экам шаранам враджа, Он дает наставления всему человечеству.

Итак, Сунити здесь говорит Дхруве: «Прими прибежище у Верховной Личности Бога». Что значит принять прибежище? Это означает следовать наставлениям Господа. Эти наставления подробно объясняются в писаниях, и в конце концов, их объясняют ачарьи и гуру. Есть такое понятие – гуру, садху и шастры, то есть это три источника духовного знания. То, что говорит гуру, соответствует тому, что говорили предыдущие садху, а садху говорят то, что согласуется с тем, что говорят священные писания. Таким образом, совершенство человеческой жизни состоит в том, чтобы принять прибежище у Верховного Господа, а если вы не примете прибежище у Господа, вы будете продолжать оставаться в прибежище у иллюзорной энергии. И этот метод, который представляет движение сознания Кришны – это метод предания Господу.

Затем Сунити говорит, что Господь очень добр к Своим преданным. Мы все рады, когда кто-то по-доброму к нам относится, если кто-то разговаривает с вами очень вежливо, вы чувствуете себя обязанным этому человеку. Господь очень добр к Своим преданным, и Кришна сказал Арджуне: «Смело объяви всему миру, что Мой преданный никогда не погибнет». То, что Кришна добр к своим преданным, не значит, что у преданного не будет препятствий или трудностей в жизни. Возможно, вам придется столкнуться с трудностями в соответствии с историей вашей кармы, но, по милости Господа, они сведутся к минимуму.

Кришна настолько добр к Своим преданным, что для того, чтобы защитить Своего преданного, Он готов даже нарушить Свое слово. Перед началом битвы на Курукшетре, Кришна пообещал обоим сторонам, что не будет участвовать в битве ни на одной из сторон. Битва продолжалась уже много дней, но Пандавы оставались целыми и невредимыми. Дурйодхана пошел к Бхишмадеве. Бхишмадева был величайшим воином. Дурйодхана пошел к Бхишмадеве и сказал: «Дорой дед, я знаю, что ты питаешь слабость к Пандавам, прошло уже столько дней битвы, а Пандавы все еще целы и невредимы. Я надеюсь, ты не проявляешь мягкость по отношению к ним». И Бхишмадева приготовил пять особых стрел, он спрятал их для того, чтобы на следующий день использовать в битве против Арджуны.

Эта битва на Курукшетре отличалась от современных политических войн, это была цивилизованная война. Битва проводилась только днем, а по вечерам противоборствующие стороны общались вместе, как ни в чем не бывало, а днем потом они снова начинали сражаться. Итак, Бхишмадева подготовил особые стрелы, и спрятал их для того, чтобы использовать на следующий день. Только Кришна, который является Сверхдушой в сердце каждого, знал, где Бхишмадева спрятал эти стрелы, и на следующее утро, когда Бхишмадева пошел забрать эти стрелы, он их найти не смог. Бхишмадева понял, что это было делом рук Кришны, поскольку кроме Него никто не мог знать, где он спрятал эти стрелы, и Бхишмадева принял обет, что он будет сражаться так, что, либо Кришне придется нарушить свое обещание, либо Арджуна погибнет. И когда Кришна увидел, что жизнь Арджуны в опасности из-за того, что Бхишмадева так яростно сражался, Ему пришлось вступить в битву, чтобы защитить Арджуну.

Кришна очень добр к Своим преданным. Господь все время думает, как можно спасти обусловленные души. Как вчера была Ратха Ятра, и мы также говорили, что Джаганнатху называют Патита Паваной. Когда Господь Джаганнатха выезжает на улицы города, столько людей, увидев Его, получают духовное благо и возможность духовно развиваться. Есть множество историй, которые показывают, как Господь добр к Своим преданным, и как Он их защищает.

Затем Сунити говорит, что те, кто хотят избавиться от рождения и смерти, должны принять прибежище у Верховного Господа. Какой же настоящий вызов стоит перед нами? Как разбогатеть? Богатых людей и так полно. Как найти побольше возможностей для чувственных наслаждений? Нет, главная задача в жизни, которая стоит перед нами – это как освободиться от череды рождений и смертей, потому что какое бы положение в ни заняли в этом мире, вы не сможете избежать семи видов страданий. Суть в том, что истинное счастье можно найти только в преданном служении Господу. Цикл рождения и смерти причиняет страдания всем. Шрила Прабхупада часто говорил, что материальный мир – это тюрьма, в которой все мы заключенные, поэтому разумный человек стремится выбраться из материального мира. И как можно выбраться из материального мира? Следуя методу бхакти-йоги. Итак, рождение и смерть – это очень болезненный опыт для каждого. И как можно освободиться из цикла рождения и смерти? Что нужно принять? Какой путь йоги? Путь бхакти-йоги. Бхакти-йога – это решение, которое рекомендуется в этом стихе.

Итак, Царица Сунити говорит: «Прими прибежищу у Господа, который очень добр к Своим преданным, и следуй методу преданного служения, который дан Господом, освободись от скверны, следуя этому методу». Метод бхакти-йоги может очистить даже самого падшего грешника. В материальном мире сейчас очень много падших людей, и Царица Сунити объясняет, что, следуя методу бхакти-йоги, можно очиститься. То есть с помощью метода преданного служения мы очищаемся. Мы все можем четко увидеть различия между нашей жизнью такой, как она была до сознания Кришны и сейчас. Может быть, мы еще не стали чистыми преданными, но по крайней мере, наша жизнь сейчас гораздо чище, чем до того, как мы приняли сознание Кришны. Именно это и говорит Царица Сунити – что, следуя методу бхакти-йоги можно освободиться от рождения и смерти и очистить свою жизнь. Господь самый чистый, и для того, чтобы постичь этого Господа, мы тоже должны очиститься, и как это возможно? Следуя методу бхакти-йоги. Просто поместите Верховного Господа в свое сердце и служите Ему без отклонений.

Итак, Сунити дает этот совет – заниматься служением Господу и поместить Господа в сердце. Кто-то может сказать: «Но Господь и так уже в моем сердце». Разве Кришна не пребывает в сердце каждого живого существа? Он живет как в сердце преступника, так и в сердце садху, в сердце человека и в сердце животного, но мы не признаем Его присутствия, потому что нам не хватает духовного знания. Но правильное понимание таково, что Господь пребывает в нашем сердце, и не отвлекаясь ни на минуту, нужно заниматься преданным служением. В этом стихе говорится, что, не отклоняясь ни на мгновение, нужно заниматься служением Верховному Господу. Что это значит? Это значит, что двадцать четыре часа в сутки нужно непрерывно служить Господу.

В материальной жизни, если вы делаете снова и снова что-то одно и тоже, вы быстро устаете. Если вы работаете пять дней, то вы хотите два выходных. Вы учитесь в школе несколько месяцев, а потом вы хотите, чтобы у вас были каникулы. Почему? Потому что вам становится скучно, и вы хотите разнообразия. В газетах заголовки каждый день одни и те же? В таких больших городах, как Лондон, например, есть газеты, которые выходят каждые четыре-пять часов, и в каждом выпуске газеты новые заголовки.

В материальном мире наш опыт такой, что мы все время устаем, и нам нужно что-то новое, но в духовной жизни несмотря на то, что мы уже много раз слушали и читали одно и то же, всякий раз мы чувствуем его новизну. Как, например, мы повторяем Харе Кришна Маха-мантру. Вы можете повторять ее день и ночь, и не уставать. Материалисты никогда не смогут это понять, они считают, что нам промыли мозги. Шрила Прабхупада, однажды, рассказывал историю про глухого мужа. Глухой муж звал свою жену:

- Иди сюда! – а она готовила на кухне
- Я иду! – но он не слышал
- Иди сюда!
- Я иду! – но он не слышал
- Ты что глухая? Не слышишь, что я зову тебя?

Но кто был глухим? Муж был глухим.

Итак, материалистам полностью промыла мозги иллюзорная энергия, но при этом они устраивают пропаганду, что промыли мозги преданным. С помощью метода бхакти-йоги мы пытаемся очиститься от скверны, поэтому вы можете видеть, что, когда вы следуете практике бхакти-йоги, в вашей жизни уменьшается влияние вожделения, гнева, зависти, безумия, иллюзии, ненависти и т.д. Итак, здесь рекомендуется заниматься преданным служением без отклонений. То есть, другими словами, преданное служение должно быть деятельностью, которая занимает все наше время, и мы способны заниматься им без отклонения, поскольку оно приносит нам огромное счастье. Если бы этот метод не приносил нам удовлетворения, чего ради бы мы занимались им? Вы получаете какую-то экономическую выгоду от этого? Может быть, вам за это платят взятки, или вам за это дают какой-то важный пост? Нет, зачем же вы повторяете мантру и принимаете этот метод? Потому что этот метод приносит вам удовлетворение. Почему он приносит удовлетворение? Потому что он исходит от Верховного Господа, и поэтому он свободен от любых недостатков, и если вы занимаетесь преданным служением, то, естественным образом, Господь ответит вам взаимностью.

Другая прелесть практики бхакти-йоги состоит в том, что следовать ей может любой. Сколько лет было Дхруве? Только пять, то есть даже пятилетний ребенок способен следовать этой практике. Дхрува решил, что он должен найти Бога, и по совету матери он отправился в лес, потому что она сказала ему, что слышала, что Бога можно найти в лесу. Когда он шел в лес, ему встретился Нарада Муни. Другое имя Нарады Муни – Трикалагья, он знает и прошлое, и настоящее, и будущее. Нарада Муни сказал Дхруве:

- Мальчик, куда ты идешь?»
- Я иду искать Бога, если ты можешь мне помочь, я буду с тобой разговаривать, а если нет, я пойду дальше.

Нарада Муни хотел испытать решимость этого мальчика, чтобы понять, насколько он искренен. Есть много духовных организаций, в которых можно получить инициацию в первый же день, как только вы туда приходите, но в ИСККОН для того, чтобы получить инициацию, нужно пройти определенный процесс. Цель этого состоит в том, чтобы убедиться, что кандидат искренне относится к духовной жизни, проверяется, насколько искренен этот человек. Итак, Нарада Муни тоже решил испытать Дхруву, и когда он увидел, что этот мальчик решительно настроен, он дал ему метод? И в чем был этот метод? Он дал ему мантру. Что это была за мантра? Ом намо бхагавате васудевая, но мантра для этого века – это Харе Кришна. Подобно тому, как для каждой болезни есть свое лекарство, для каждой эпохи есть свой метод самоосознания.

Итак, Дхрува отправился в лес Мадхуван. Когда вы идете на Враджа Мандала Парикраму, одно из мест, где она останавливается – это Мадхуван. Кто-то из вас был в Мадхуване? Это как раз тот лес, где Дхрува совершал свои аскезы. И что же он делал? В первый месяц аскез он ел только раз в три дня, и что он ел раз в три дня? Фрукты и ягоды, которые едят обезьяны. Что он делал на следующий месяц? Он стал есть раз в шесть дней, причем сухую траву. На третий месяц он только пил раз в девять дней. Он последовательно усиливал свои аскезы, и в то же время он повторял эту мантру. В то же время он сделал образ Господа из глины и воды, и на него медитировал. В конце концов, этот маленький мальчик смог привлечь внимание Верховного Господа.

Итак, этот метод бхакти-йоги настолько практичен, что любой человек может следовать ему. Вчера мы рассказывали историю о Шивананде Сене, как он проявил сострадание к собаке, в результате чего она получила милость Господа Чайтаньи, когда Он дал ей прасад. Дхрува Махарадж смог привлечь внимание Господа, поскольку он следовал методу, который дал ему Нарада Муни. Этот метод бхакти-йоги, который пришел к нам по цепи ученической преемственности, применим для каждого, и очень действенен. Когда мы слышим историю о Дхруве Махарадже, мы слышим об его очень суровых аскезах, и кто-то может подумать: «Ну, на такое я не готов, это не для меня». Как можно ответить на это? Ответ таков, что нам не нужно следовать подобным аскезам, аскезы, которые нам дали ачарьи, очень простые. Первая наша аскеза – это повторять святое имя. Почему это называется аскезой? Потому что по своей природе мы привыкли к праджалпе. Поэтому для нас прекратить праджалпу и привыкнуть к кришна-катхе – это очень серьезная задача, потому что вы выросли в такой атмосфере, где только одна праджалпа.

В Бхагавад Гите Кришна объясняет, что является аскезой для речи, и первый принцип аскезы речи – это регулярно декламировать Ведические писания, описывать славу Господа, говорить правду, и по крайней мере в духовных отношениях мы должны быть правдивыми. В бизнесе вы можете говорить: «На вас я не наживаюсь, для вас у меня особые условия сделки». Шрила Прабхупада говорит об этом в Бхагавад Гите. Но что касается духовных отношений мы должны быть очень правдивыми. Другой аспект аскезы языка – это есть кришна-прасад. Мы так привыкли есть всякую ерунду, но теперь, когда мы пришли в сознание Кришны, мы должны есть освященную пищу. Язык играет очень важную роль в нашей духовной жизни. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати говорил, что язык, желудок и половые органы расположены на одной линии. Это значит, что, если вы контролируете язык, вы сможете контролировать желудок, а если вы сможете контролировать свой желудок, вы сможете контролировать половые органы. Другими словами, можно контролировать язык, прославляя Господа и вкушая кришна-прасад. Другой принцип аскезы речи состоит в том, чтобы говорит правду, но делать это приятным образом. Правду нужно говорить, но приятным образом. Мы не должны говорить грубо и оскорблять других людей. Дхрува Махарадж показал пример того, что даже маленький мальчик может быть занят преданным служением, и этому методу могут следовать все. Прахлада Махарадж – это еще один пример маленького мальчика, который достиг совершенства.

Итак, Кришна описан в этом стихе как очень добрый. Иногда, мы видим страдания в обществе, и люди говорят: «Почему же Бог допустил это?» Однажды один человек в Канаде спросил меня: «Почему этот ребенок родился инвалидом? Он же еще не успел согрешить!» Люди не понимают, как работает закон кармы, они также не понимают, что мы вечны. Суть в том, что материальный мир – это тюрьма, и единственный способ из нее освободиться – это преданное служение. И лучше всего преданное служение можно выполнять в обществе преданных, именно поэтому преданные стремятся к духовному общению. Шрила Прабхупада создал это замечательное общество ИСККОН, которое дает нам столько возможностей для духовного общения. Общение позволяет нам оставаться на верном пути, а недостаток духовного общения может привести к тому, что мы пойдем по неверному пути. Мы должны стремиться к духовному общению, и это общение поможет нам развиваться в духовной жизни.

Одно из качеств преданного состоит в том, что он не хочет тратить даром ни секунды. В Бхагаватам говорится, что с каждым восходом и закатом Солнце сокращает жизнь каждого, кроме тех, кто посвятил свою жизнь преданному служению Господу. Каждый день, когда Солнце садится, оно посылает вам напоминание о том, что ваша жизнь стала на один день короче. Вы об этом задумывались? Мы более или менее принимаем все как само собой разумеющееся – я сам решу, когда захочу оставить тело. Чанакья Пандит говорит, что потерянную минуту не вернуть даже за богатства всего мира.

Итак, в этом стихе Сунити говорит, что нужно заниматься преданным служением без отклонений, нужно всегда быть занятым служением. Такова должна быть наша цель, и если мы будем стараться, то Кришна поможет. Есть это знаменитое выражение, что Бог помогает тем, кто сам себе помогает. Кришна говорил, что, если вы делаете один шаг по направлению к Кришне, Кришна делает десять шагов навстречу вам, поэтому будьте решительны, чтобы добиться успеха в духовной жизни. Без решимости в не достигнете успеха ни в материальном плане, ни в духовном. Даже для того, чтобы добиться успеха в материальном плане, нужна решимость, и чтобы добиться духовного успеха, также нужна решимость. Как мы можем развить решимость? Если мы будем следовать методу бхакти-йоги, суть которого – это шраванам киртанам. Рупа Госвами объясняет, что, следуя методу бхаджана-крии, человек постепенно разовьет в себе ништху. Если вы будете искренне прикладывать усилия, то это время придет.

Итак, подведем итог. Здесь Сунити дает наставления своему сыну. Она направляет своего сына принять прибежище у лотосных стоп Верховного Господа. Она описывает Господа как того, кто очень добр к Своим преданным, и она говорит, что именно благодаря этому методу можно избавиться от рождения и смерти. Цикл рождения и смерти – это настоящая проблема, которая у нас есть, и Царица Сунити вдохновляет нас заниматься преданным служением без отклонения. В этом должна быть наша цель – заниматься преданным служением без отклонения. В Бхагаватам есть знаменитый стих на эту тему.

Са ваи пумсо паро дхармо
йатах бхактир адхокшадже
ахайтукй апратихатам
йайатма супрасидати.

В этом стихе говорится, что нужно заниматься преданным служением беспрерывно, и регулярно служение поможет тому, чтобы мы оставались на верном пути и защитит от того, чтобы мы сошли с этого пути. Шрила Прабхупада очень ясно описал нам путь преданного служения, и эти описания строго основываются на наставлениях Господа и великих ачарьев. Все, что нам нужно делать – это просто следовать методу, который подробно описан ачарьями, и тогда успех гарантирован. Но если мы будем что-то выдумывать и давать собственные толкования, то тогда мы можем просто потеряться. Книги Шрилы Прабхупады все очень ясно объясняют, мы должны регулярно их изучать. Прабхупада говорил, что Кришна очень доволен, когда видит, что мы читаем эти книги. О чем это сообщает Кришне, когда мы читаем книги? Это говорит Ему о том, что мы пытаемся Его понять, когда мы читаем эти книги, мы пытаемся понять Господа, и когда Кришна видит, что мы искренне стараемся, Он помогает понять Себя.

Давайте же будем решительными, чтобы добиться успеха в духовной жизни, и также будем решительными делать и других людей удачливыми. И как можно сделать других людей удачливыми? Знакомя их с сознанием Кришны. Такова природа преданного – пара духкха духкхи - когда он видит страдание других людей, он испытывает к ним сострадание, поэтому он всегда думает о разных способов, как занять всех преданным служением. Вот вы здесь сейчас в этом новом месте, нужно дать этому проекту духовное имя, но какая цель у этого проекта? Знакомить людей с сознанием Кришны, чтобы дать людям возможность понять, что есть позитивная альтернатива. Ананда буддхи вардханам – этот метод может дать бесконечное духовное счастье. Давайте же пожертвуем эту жизнь служению Господу. Давайте испытаем настоящее счастье, которое возможно только благодаря практике бхакти-йоги.

Совет, который дала Сунити своему сыну, обращен ко всем нам, и мы должны стараться применять его в своей жизни. Харе Кришна!