foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Здесь нашел интересный обзор

Кришна говорит в Бхагавад Гите: «Насколько человек предается Мне, соответственно Я его вознаграждаю». Кришна ничего от нас не скрывает. Наставления Кришны очень ясны, но часто бывает так, что мы начинаем толковать наставления Кришны для своего удобства. Конечно, все вы следуете практике сознания Кришны, но очевидно, что вы более серьезно относитесь к этому

Ом намо бхагавате васудевая
ом намо бхагавате васудевая
ом намо бхагавате васудевая.

адвешта сарва-бхутанам
маитрах каруна эва ча
нирмамо нираханкарах
сама-духкха-сукхах кшами

сантуштах сататам йоги
йататма дрдха-нишчайах
майй арпита-мано-буддхир
йо мад-бхактах са ме прийах

ПЕРЕВОД

Тот, кто никому не завидует и дружелюбно относится ко всем живым существам, кто избавился от собственнического инстинкта и ложного эго, кто остается невозмутимым в радости и в горе, кто терпелив и всегда удовлетворен, кто, обуздав чувства и сосредоточив на Мне свой ум и разум, с решимостью отдает себя преданному служению, — такой человек очень дорог Мне.

КОММЕНТАРИЙ

Возвращаясь к описанию чистого преданного служения, Господь в этих двух стихах перечисляет духовные качества чистого преданного. Такой преданный при любых обстоятельствах остается спокойным и невозмутимым. Он никому не завидует и ни к кому не питает вражды. Вместо того чтобы отвечать враждебностью на враждебность, преданный думает: «Этот человек враждует со мной в наказание за мои прошлые грехи. Поэтому лучше безропотно сносить причиняемые им страдания». В «Шримад- Бхагаватам» (10.14.8) сказано: тат те ’нукампам сусамикшамано бхунджана эватма-кртам випакам. Попадая в беду или сталкиваясь с трудностями, преданный видит в них милость Господа. «В наказание за прошлые грехи, — думает он, — я должен был бы страдать гораздо сильнее, чем страдаю сейчас. Только по милости Верховного Господа я не получил заслуженного наказания в полной мере. Милостью Верховной Личности Бога мне досталась лишь малая толика страданий». Поэтому преданный всегда остается спокойным и невозмутимым и терпеливо сносит любые страдания. Преданный также неизменно добр ко всем живым существам, даже к своим врагам. Нирмама: он не придает особого значения телесным страданиям, ибо прекрасно знает, что не является телом. Поскольку преданный не отождествляет себя с материальным телом, у него нет ложного эго и он одинаково спокойно относится к счастью и горю. Он терпелив и довольствуется тем, что приходит к нему по милости Верховного Господа. Не ставя перед собой труднодостижимых целей, он всегда пребывает в радостном расположении духа. Неукоснительно следуя указаниям духовного учителя, преданный становится совершенным йогом, и, поскольку он обуздал свои чувства, ему присуща непоколебимая решимость. Его никогда не собьют с пути ложные аргументы, ибо ничто не может поколебать его решимости заниматься преданным служением. Он полностью осознал, что Кришна — вечный Господь, и ничто не может поколебать его. Все это помогает ему полностью сосредоточить свой ум и разум на Верховном Господе. Разумеется, редко кому удается достичь столь высокого уровня преданного служения, но каждый может подняться на эту ступень, если будет выполнять правила преданного служения. Более того, Господь говорит, что такой преданный очень дорог Ему, ибо Господь неизменно доволен всем, что тот делает в полном сознании Кришны.

ЛЕКЦИЯ

Ом агьяна тимирандхасья
гьянангьяна шалакая
чакшур унмилитам ена
тасмаи шри-гураве намаха

Харе Кришна! В Бхагавад Гите содержится суть всех Вед, в Бхагавад Гите содержатся наставления для всего человечества. Первый раз Бхагавад Гита была поведана миллионы лет назад богу Солнца Вивасвану. У нас здесь тоже есть Вивасван, но Бхагавад Гита была рассказана изначальному Вивасвану. Затем это знание было передано Ману, прародителю человечества, а затем он передал его Икшваку, но затем с течением времени это знание было утеряно, и Кришна вновь рассказал его Арджуне. Уже на Земле это знание существовало с начала Трета-юги. Царь Икшваку, о котором говорится в Бхагавад Гите, правил Землей в начале Трета-юги, то есть на Земле это знание уже существует более двух миллионов лет.

Бхагавад Гита дает наставления для всего человечества. В Бхагавад Гите описывается положение Верховного Господа. В каждой шлоке говорится шри бхагаван увача – Верховный Господь сказал. Также Бхагавад Гита описывает положение живого существа. Кто мы? Каково наше изначальное положение? И вторая глава Бхагавад Гиты описывает эту важную тему, она объясняет разницу между телом и душой. Для души не существует ни рождения, ни смерти, она не возникала и никогда не исчезнет. Бхактивинод Тхакур объяснял, что вторая глава – это самая важная глава, потому что если вы постигнете вечную природу души, то изменится все ваше отношение к жизни. Поэтому эта тема очень подробно развивается во второй главе.

Есть много материалистов, которые отрицают" вечную природу души. Иногда они говорят: «А вы можете показать мне душу?» Что является доказательством существования души? Увидеть ее нельзя. И какое есть доказательство? Доказательством является сознание. До тех пор, пока душа пребывает в теле, в теле есть сознание, а когда душа покидает тело, тело лишается всякого значения. В Канаде в начале шестидесятых годов один из ведущих хирургов написал следующее: «В течение тридцати двух лет я наблюдал за тем, как люди умирают, и я пришел к выводу, что в теле есть нечто, и когда это нечто покидает тело, его объявляют мертвым». Это было написано на первой странице в статье в одной из газет в Канаде. И врач написал: «Теперь нам только остается понять, что это за нечто».

Мы послали эту статью Шриле Прабхупаде. Он часто вступал в переписку с лидерами из разных стран мира. В начале Шрила Прабхупада прославил его, он сказал: «Это хорошо, что вы признали, что в теле есть нечто, и когда это нечто покидает тело, его объявляют мертвым». Но затем Прабхупада написал: «При помощи материальных способов вы никогда не сможете обнаружить душу». Сейчас в мире есть много ученых, которые признают, что в теле есть что-то, и что это что-то и есть душа, и Бхагавад Гита очень подробно описывает это во второй главе.

Также в Бхагавад Гите описывается время, как время все разрушает. Кришна говорит: «Я время, разрушитель всего». Сегодня у вас может быть красивое тело, вы хотели бы всегда выглядеть красивым, но будете ли вы оставаться красивым вечно? Время сделает так, что вы не будете долго оставаться красивым. Сегодня у вас может быть здоровое тело, но время устроит так, что слишком долго ваше тело здоровым не будет. Время – это еще одна из тем, которая описывается в Бхагавад Гите.

Затем в Бхагавад Гите описывается материальная природа и то, как она действует под управлением Господа. Пракрити не является независимой от Господа. Кришна говорит, что материальная природа действует под Его управлением. Сейчас мы видим, что количество стихийных бедствий, вызванных материальной природой, увеличивается. Наводнения, землетрясения, засухи происходят все чаще и чаще. Во многих странах мира в этом году засуха. Люди не понимают, как действует материальная природа. Если люди следуют законам Бога, то материальная природа соответственно отвечает им, но если люди нарушают законы Бога, то тогда материальная природа наказывает их.

В Бхагаватам описана история о Царе Вене. Он был безбожным царем, он запретил проводить все виды жертвоприношений, он также приказал сжечь дома брахманов, в результате чего материальная природа прекратила давать все, что нужно людям – прекратились дожди, океаны пересохли, и люди начали голодать. В одной из своих лекций Прабхупада говорил, что с течением Кали-юги будет происходить так, что будут облака, но дожди идти не будут. Но когда царем стал Царь Притху, он дал наставления своим подданным прославлять Господа, и когда они стали это делать, материальная природа стала давать все необходимое. Материальная природа действует под руководством Господа. В третьей главе Бхагавад Гиты, Кришна объясняет, что злаки растут благодаря дождям, дожди выпадают в результате совершения жертвоприношений, а жертвоприношения означают следование религиозным принципам. Затем Бхагавад Гита описывает карму или деятельность. Мы можем действовать в соответствии с законами Бога или в нарушение законов Бога.

Благодаря восемнадцати главам Бхагавад Гиты мы можем выйти из тьмы на свет.

Теперь после обсуждения основных тем Бхагавад Гиты мы перейдем к обсуждению стиха, который написан на доске. Итак, Кришна говорит, что, если вы разовьете эти качества, вы можете стать дорогими Ему. Когда я спросил вас, кто хочет стать дорогим Кришне, вы все подняли руки и сказали: «Мы хотим». Для того, чтобы стать дорогим Кришне, нужно соответствовать определенным критериям, и эти критерии описаны в этих двух стихах Бхагавад Гиты.

Адвешта сарва бхутанам, адвешта означает независтливый. Зависть очень глубоко коренится в нас. Господь Чайтанья сказал Амогхе, что до тех пор, пока в его сердце остается зависть, Кришна не поселится там. Итак, Кришна прежде всего говорит: «Тот, кто не завидует». Зависть – это одна из анартх, которые мешают нам духовно развиваться. Итак, Кришна говорит: «Тот, кто независтлив». Он говорит: «Оставьте зависть». В Чайтанья Чаритамрите описана история об Амогхе, зяте Сарвабхаумы Бхаттачарьи. Он очень завидовал Чайтанье Махапрабху, и позже он заболел холерой. Как можно избавиться от зависти? Если вы признаете тот факт, что Кришна является тем, кто всем управляет, и, если вы научитесь ценить всех. Если у кого-то есть какие-то способности, нужно ценить это вместо того, чтобы критиковать. Нужно избавиться от зависти, и преодолеть эту анартху можно будет по мере того, как мы будем духовно развиваться.

Затем Кришна говорит: сарва бхутанам – дружелюбен ко всем живым существам. Такова природа преданного – сухрида сарва дехинам. В третьей песне Бхагаватам Господь Капиладева описывает качества садху. Садху означает человека, который хочет идти путем духовной жизни. У него может быть женское тело или мужское – это неважно, - главное, что целью его жизни является идти по духовному пути. Здесь Кришна говорит: «Стань другом всем живым существам». Преданный является другом всех. Он даже является другом по отношению к тому, кто может его критиковать. Преданные очень великодушны – это одно из качеств преданного. Во время битвы на Курукшетре Дхритараштра потерял всех своих родственников, и Юдхиштхира пытался его утешить, он предложил ему все что нужно для того, чтобы хорошо жить. Такова природа преданного. Преданный остается дружелюбным по отношению ко всем.

Отец Прахлада делал все для того, чтобы поставить его в трудную ситуацию. Прахладу пришлось преодолеть множество трудностей, но после того, как Нрисимхадева убил Хираньякашипу, Прахлад обратился к Нему с молитвой: «Дорогой Господь, хотя мой отец был демоном, пожалуйста, освободи его». Господь сказал: «Тебе даже не нужно об этом просить». У нас также есть пример Харидаса Тхакура. Его избивали на двадцати двух рыночных площадях, поскольку он не соглашался прекратить повторять святое имя. Царь и его люди попросил его прекратить повторять святое имя Кришны, но он не перестал этого делать, он продолжал повторять святое имя.

И двум палачам был отдан приказ протащить его через двадцать две рыночные площади и избивать. Они переходили с одной рыночной площади на другую. Обычно было достаточно двух рыночных площадей, на которых избивали человека для того, чтобы он умер, такой у них был предыдущий опыт, но Харидаса уже тащили через много рыночных площадей, а он все равно не умирал. В итоге они прошли двадцать две рыночные площади, и о чем думал при этом Харидас? Он думал: «Что же произойдет с этими людьми, которые пытаются меня убить?» Он переживал о том, что произойдет с ними, он переживал о том, что если они его не убьют, то царь казнит их. Царь не был таким жестоким, но Кази был очень недружелюбно настроен. Кази был мусульманским лидером, который отдал приказ: «Убейте его любой ценой».

Но Харидас думал о благе тех людей, которые его избивали. Таково было сострадание Харидаса. Он не беспокоился о собственной жизни. И что сделал Харидас? Он притворился мертвым, своей мистической силой он остановил дыхание, и палачи, которые избивали его очень обрадовались, они были в экстазе, что наконец то он умер. Вначале царь хотел похоронить его по мусульманским обрядам. Но Кази сказал: «Нет, мы не можем похоронить его по мусульманским обрядам. Он был очень греховным, и, если мы похороним его таким образом, он обретет освобождение». Итак, Харидас Тхакур своей мистической силой остановил дыхание. В итоге они выбросили его тело в Гангу, но Харидас просто переплыл на другой берег и продолжил повторять Харе Кришна. И царь осознал свою ошибку. Он понял, что несмотря на то, что он казался мертвым, он продолжил повторять святое имя, поэтому он был великим святым. Таким образом, преданный является другом всех живых существ.

На примере Харидаса Тхакура и Прахлада Махараджа мы видим, каковы качества преданного. Однажды, в 1968 году была программа в христианской школе со Шрилой Прабхупадой, и мы там тоже были. Это была христианская школа, в зале были ученики и учителя. После лекции Шрила Прабхупада всегда спрашивал, есть ли вопросы. Там встал один человек, который начал критиковать Шрилу Прабхупаду, Прабхупада терпеливо выслушал его, ничего не сказал. Преданные очень разозлились, но Прабхупада оставался совершенно невозмутимым, он благословил этого человека.

Итак, Кришна говорит: прежде всего, никому не завидуйте. И второе – это будьте другом всем живым существам. Что еще говорит Кришна? Тот, кто не считает себя владельцем чего бы то ни было. Это духовное понимание – что Кришна является хозяином всего. Бхоктарам йагья тапасам – Кришна является высшим наслаждающимся. Сначала Господь Брахма создал различные аспекты невежества, а затем он создал разные аспекты знания. Первый аспект невежества, который он создал, было ложное отожествление себя с телом. Поскольку материальный мир создавался для тех, кто хотел забыть о Боге, Брахме нужно было создать этот аспект невежества, чтобы обусловленные души могли находиться здесь. И поэтому он создал ложное отождествление себя с телом.

Другой аспект невежества – это страх смерти. Все боятся смерти, не правда ли? Все боятся смерти? В Бхагаватам говорится, что человек, получивший духовное понимание, не боится смерти, подобно тому, как птица, когда у нее вырастают крылья, покидает гнездо. Итак, Брахма создал этот принцип страха смерти. Затем он создал другой аспект невежества – это гнев, вызванный разочарованием. Затем он создал ложно чувство собственничества. У нас у всех есть это ложное чувство собственничества. Я хозяин, я владелец. По милости Бога на планете земли достаточно, чтобы прокормить в десять раз больше человек, чем есть сейчас. Но из-за ложного чувства собственничества и каких-то экономических факторов, некоторые люди голодают, а у других, наоборот, есть больше, чем нужно. Когда Шрила Прабхупада приехал в вашу страну, он встречался с профессором Котовским. Профессор Котовский рассказывал Шриле Прабхупаде о коммунизме, в котором все принадлежит государству. И что ответил Прабхупада? Ишавасйа идам сарвам – Все принадлежит Верховному Господу. Человек, имеющий духовное знание, понимает, что всем владеет Господь, и, если Он дает ему какой-то успех, он использует его в служении Господу.

Рупа Госвами дал нам принцип юкта-вайрагьи, то есть подлинного отречения. Если Кришна дает вам какой-то успех или какие-то ресурсы, нужно использовать их в служении Ему. Имперсоналисты говорят: «Весь этот мир ложен, митхйа, мы ни к чему не хотим прикасаться». Но преданный понимает, что Господь является владельцем всего, и поэтому все нужно использовать в служении Господу. Преданный понимает, что он не является владельцем чего бы то ни было, а настоящим владельцем является Кришна.

Следующее качество – это свобода от ложного эго, аханкары. Наше тело может весить пятьдесят килограмм, а аханкара может весить сто килограмм. Обычно вес ложного эго больше, чем вес тела. Из-за ложного эго мы не принимаем наставления Господа и великих святых. Под влиянием ложного эго мы верим в то, что сами знаем, что для нас лучше. Как можно преодолеть ложное эго? Обретая духовное знание. Преданный понимает, что он просто первейший глупец. Господь Чайтанья в юности стал выдающимся знатоком Санскрита. Он победил всех выдающихся пандитов, включая Кешаву Кашмири. Пятьсот лет назад Навадвипа была центром интеллигенции, и все санскритские пандиты жили там. Кешава Кашмири был выдающимся знатоком Санскрита, но у него не было чистой преданности Господу.

Он услышал, что в Навадвипе жил знаток Санскрита по имени Нимай Пандит, и он послал весть, что он хочет приехать в Навадвипу и сразиться в дебатах с самыми главными учеными Навадвипы. Пандиты очень перепугались, когда узнали, что к ним хочет приехать Кешава Кашмири и сразиться с ними в дебатах. Они подумали: «Мы выставим нашим представителем Нимая. В конце концов, Он всего лишь мальчик, Ему одиннадцать лет. Если победит этот Кешава Кашмири, мы скажем, это же всего лишь мальчик из нашего города, что тут такого? Но если победит Нимай, то мы скажем, если даже такой мальчик смог победить этого ученого, что что уж говорить про нас?»

Между Нимаем и Кешавой Кашмири состоялся интересный разговор. Кешава Кашмири пришел в сопровождении целой свиты – там звучали литавры, были флаги и т.д. Начались дебаты, Кешава Кашмири сочинил сто стихов, посвященных Ганге и спросил Нимая: «Ну как тебе понравилось мое искусство?» Нимай сказал: «Да, очень хорошие шлоки», но Он потом повторил все сто шлок и отметил содержавшиеся в них недостатки. Когда Кешава Кашмири услышал, как Нимай полностью повторил все сто шлок, которые он написал, он был потрясен. Он сказал: «Я же произнес эти шлоки со скоростью вера! Как же Ты смог все запомнить?» Человека, который может все запомнить, услышав только раз, называют шрути-дхарой. Сута Госвами был шрути-дхарой.

Когда тот же Нимай был в Варанаси, санньяси-маявади пригласили Его сесть с ними на возвышение. Они сказали: «Ты такой знаменитый знаток Санскрита, почему бы Тебе не изучать Веданту, зачем эти безумные песни и пляски на улице?» И что ответил на это Нимай? Он сказал: «Мой духовный учитель считал Меня глупцом, и что Я могу только повторять Харе Кришна». Это был пример смирения, который проявил Господь Чайтанья. До тех пор, пока мы будем находиться под влиянием ложного эго, наше духовное развитие будет находиться под угрозой. Истинное эго означает заниматься преданным служением, и, если вы хотите духовно развиваться, нужно преодолеть влияние ложного эго.

Затем Кришна говорит, что нужно сохранять спокойствие и в счастье, и в горе. В материальном мире нас ожидают и счастье, и страдания. Что Кришна говорит во второй главе Бхагавад Гиты?

Матра спаршас те каунтейа
шитошна сукха духкха дах
агамапаинйам нитйа
тамс титикшасва бхарата

Точно также, как зима сменяет лето, счастье сменяет горе, и мудрый человек должен это терпеть. Как ведет себя преданный, когда получает то, что хочет – так называемое счастье? В материальном мире человек считается счастливым, если ему удается заработать денег, и на эти деньги купить чувственных наслаждений. Но в духовной жизни человек счастлив, когда у него есть возможность служить Господу. Допустим, вы занимаетесь преданным служением – к вам пришел материальный успех, и вы заработали много денег. На преданного это не влияет. Он думает: «Кришна дал мне этот успех, и я должен использовать его для служения Ему».

Затем бывают страдания. Иногда, когда люди начинают страдать, они говорят: «За что это Бог со мной так обошелся? Что я сделал не так?» Это правильное отношение? В первой песне Шримад Бхагаватам есть одна замечательная молитва Царицы Кунти. Недавно мы читали лекцию по этому стиху. В этой молитве она говорит: «Дорогой Господь, пусть мои страдания увеличиваются». Кто так молится? Если кто-то услышит о такой молитве, он подумает: «Что это за религия у вас такая странная? Обычно мы молим Господа, чтобы Он забрал наши страдания, а в этой молитве говорится, чтобы Господь послал еще больше страданий. Какая-то у вас странная религия». Почему она просит Господа посылать все больше страданий? Она говорит: «Чем больше у нас страданий, тем больше мы медитируем на Твои лотосные стопы». Если вы посмотрите на историю великих преданных, многим их них пришлось преодолеть много трудностей. Прахладу Махараджу пришлось испытать столько трудностей. Нам не выпадает даже и капли этих испытаний. Но когда преданному приходится проходит через разные трудные испытания, Кришна таким образом дополнительно прославляет его. Прахлада не был бы таким великим героем, если бы ему не пришлось пройти через все эти испытания. Он с честью прошел через все эти испытания и остался невозмутимым.

Также и Харидас Тхакур, мы только говорили о нем. Его избивали на двадцати двух рыночных площадях, проститутка приходила, чтобы соблазнить его, Майядеви сама пыталась его соблазнить, но он всегда выходил победителем. Преданный не беспокоится даже, когда случаются какие-то страдания. Если вы почитаете о Шриле Прабхупаде, вы увидите, через сколько трудностей ему пришлось пройти, хотя с самого начала у него были чистые мотивы. Иногда мы говорим: «Я же просто хочу служить Кришне! Почему мне приходится испытывать столько трудностей?» Но чистым преданным Господа приходилось испытывать эти трудности. Поэтому преданный остается невозмутимым и в счастье, и в горе. Кришна говорит: «Равно относись к счастью и горю». Если приходит какой-то материальный успех, мы принимаем это, как беспричинную милость Господа, не привязываемся к нему, и стараемся использовать его в служении Господу. Если же приходят какие-то трудности, преданный думает: «Я должен был бы страдать в тысячу раз больше, но по Своей милости, Господь послал мне лишь небольшую толику страданий».

Жил один царь, который, однажды, лишился двух пальцев. У царя был премьер-министр, который был великим преданным. Царь пришел к премьер-министру и сказал: «Я лишился двух пальцев! За что?» Он ответил: «Что бы ни делал Господь, Он делает это для нашего блага, нужно сохранять спокойствие и в счастье, и в горе». Царь очень разозлился: «Ты мне не посочувствовал», - и велел бросить премьер-министра в тюрьму. Этот царь регулярно ездил на охоту. И вот он поехал на охоту, и его поймали разбойники. Эти разбойники хотели принести его в жертву богине Кали. В пятой песне Бхагаватам есть подобная история о том, как Джаду Бхарату похитили разбойники и хотели принести в жертву богине Кали. Конечно, история про Джаду Бхарату очень интересная, но сейчас мы ее не будем обсуждать. Итак, царя поймали разбойники. У этих разбойников тоже были определенные стандарты. Прежде чем предлагать в жертву какого-то человека, они осматривали его, на месте ли все части его тела. Они омыли его, умастили ароматными маслами, одели в чистые одежды, а потом один разбойник заметил: «Глядите, а у него двух пальцев нет! Его нельзя предлагать Кали», - и они его отпустили.

Царь был очень рад, он вернулся во дворец, и сказал освободить премьер-министра, он сказал правду, что бы ни делал Господь, Он делает это для нашего блага. Он рассказал всю эту историю, как он попал к разбойникам, как они уже собирались принести его в жертву богине Кали, но из-за того, что у него не было двух пальцев, он спасся. Затем царь сказал: «Но ты такой великий преданный! За что Бог сделал так, чтобы я посадил тебя в тюрьму?» Премьер-министр сказал: «Похоже, ты не очень разумный. Ели бы ты не посадил меня в тюрьму, то я, как обычно, поехал бы с тобой на охоту, меня бы тоже поймали. У меня все на месте, поэтому меня бы принесли в жертву, так что из-за того, что ты посадил меня в тюрьму, я спасся». И когда приходят страдания, преданный не обвиняет в этом Господа, он думает, что заслуживает гораздо большего, но по милости Господа, он получил лишь незначительную толику страданий.

Затем Кришна говорит: «Тот, кто терпелив». Преданный развивает в себе терпение. В третьем стихе Шикшаштаки Господь Чайтанья вдохновляет нас развивать это важное качество. Что говорит Господь Чайтанья?

Тринад апи суничена
Тарор апи сахишнуна
аманина манадена
киртанийа сада харих

Если вы хотите непрерывно повторять святое имя, нужно обрести терпение. В материальном мире всегда будет двойственность: честь и бесчестье, победа и поражение, но преданный просто терпеливо выносит все это. Это немного похоже на то, что уже сказал Кришна – равно относиться к счастью и горю.

Другое качество – это быть всегда удовлетворенным. Преданный всегда удовлетворен. В свое время Рупа Госвами служил самому богатому царю на Земле. Он жил в роскоши. Когда он ушел со службы, у него была целая лодка золотых монет, но он не хотел уже служить царю, но историки говорят, что царь заставил их служить. Через какое-то время после того, как он выполнял это служение, он ушел в отставку и потом отправился во Вриндаван. Вчера вечером мы говорили вам о наставлениях Господа Чайтаньи Санатане Госвами. Санатана Госвами тоже занимал высокое положение в обществе, но, когда он пришел во Вриндаван, он вместе с братом жил на мадхукари, и они каждый день жили под новым деревом. Но при этом они были полностью довольны и ни на что не жаловались. Рагхунатха Дас Госвами был сыном миллионера, но, когда он пришел жить во Вриндаван, он был полностью доволен. Шрила Прабхупада в одной из своих лекций привел такой пример. Это пример Рупы, Санатаны и Рагхунатхи даса Госвами, которые оставили все свои богатства и пришли во Вриндаван жить на мадхукари.

Вы, наверное, слышали про Махатму Ганди. Махатма Ганди возглавлял движение за независимость Индии от британцев. Многие богатые люди давали ему пожертвования на его деятельность. Там был один очень крупный юрист, он давал Ганди очень много денег, но Ганди сказал ему: «Ты мне нужен сам, мне не нужны твои деньги», - и этот человек присоединился к движению Ганди, но это продлилось всего один месяц. Он не мог вынести такой аскетичной жизни и через месяц умер.

Но преданный всегда остается удовлетворенным – когда его почитают, когда его ругают, когда есть удобства и когда нет. В четвертой песне описаны наставления Нарады Муни Прачетам. В этих наставлениях Нарада Муни говорит, что если вы хотите удовлетворить Джанардану, то нужно делать всего три вещи

Дайайа сарва бхутешу
сантушта ена кена ва
сарвендрийупашантйача
тушйатй ашу джанардана

Дайайа - быть милосердным и сострадательным. Сантушйа – значит оставаться удовлетворенным во всех ситуациях, и здесь Кришна также говорит, что нужно быть всегда удовлетворенным. В материальном мире все всегда к чему-то стремятся и постоянно о чем-то сокрушаются. Мы стремимся к тому, чего у нас нет и скорбим о том, что потеряли. Когда вы начинаете стареть, вы скорбите о днях своей молодости, если вы видите у соседа машину, вы думаете: «О, я тоже хочу себе такую машину». Но преданный, как объясняет Кришна, находится на трансцендентном уровне – он ни к чему не стремится и ни о чем не сожалеет, при этом имеется в виду, что он не стремится ни к чему материальному, у него есть духовные стремления и сожаления. Он стремится к тому, чтобы все обрели сознание Кришны и скорбит по тому времени, которое потрачено без служения Кришне.

Следующее качество – это самообладание. Преданный должен контролировать ум, разум и чувства. Никто не может быть преданным и при этом говорить, что он не властен над своими чувствами, что он годаса. Нет, все должны стать госвами. Кто-то может подумать: «А я думал, что только санньяси должны быть госвами». Кто-то может подумать: «А я думал, что только санньяси должны быть госвами». Нет, во всех четырех ашрамах говорится о важности контроля чувств. В четвертой песне Бхагаватам описаны наставления Нарады Муни Юдхиштхире Махараджу о грихастха-ашраме. Там он также говорит о важности контроля чувств. Контроль ума и чувства означает занимать их позитивным образом.

Затем Кришна говорит, что нужно с решимостью заниматься преданным служением Ему. Решимость – это одно из ключевых качеств для самоосознания. Что говорит Рупа Госвами в Упадешамрите?

Утхсаха нишчайад дхайрайт
тат тат карма правартанат
санго тйага сато вриттех
шадбхир бхактих прасиддхйати

Решимость – это одно из качеств, которое способствует духовному развитию. Шрила Прабхупада часто говорил, что ничего невозможно добиться без веры и решимости. Шрила Прабхупада приводил собственный пример: «Мне пришлось преодолеть множество препятствий, чтобы установить это движение сознания Кришны». Он много раз пытался отправиться заграницу, но при этом он все время сохранял решимость. У него была вера в наставления духовного учителя, поэтому он был очень решителен. Если вы хотите добиться успеха в духовной жизни, то решимость – это очень важный фактор. И как можно обрести решимость? С помощью практики преданного служения. Даже если вы хотите добиться успеха в материальной жизни, вам нужна решимость. Подобным образом, нам нужна духовная решимость. Как приходит к нам духовная решимость? С помощью практики преданного служения.

Рупа Госвами говорит, что в начале должна быть шраддха в то, что преданное служение – это цель жизни. И если у вас есть эта шраддха, то Господь приведет вас в подходящее общество. Это называется садху-санга. Когда вы оказываетесь в садху-санге, то какое знание вы получаете? Вы узнаете о методе бхаджана-крии. Бхаджана-крия значит следование правилам и запретам преданного служения: повторение святого имени, изучение священных писаний, следование садхана-бхакти, следование регулирующим принципам – все это называется бхаджана-крией. И если вы будете следовать практике бхаджана-крии, то постепенно вы достигнете ништхи или твердой веры.

Кришна говорит: «Совершайте преданное служение Мне с решимостью и сосредоточив на Мне свой ум и разум». Как же достичь уровня, когда мы совершаем преданное служение с решимостью? С помощью практики преданного служения.

В этих двух стихах Кришна перечисляет множество трансцендентных качеств, которые мы должны стараться развить в себе, и если вам удастся развить эти качества, то что, по словам Кришны, произойдет тогда? Вы станете очень дорогими Ему. Перед началом лекции я спросил, кто хочет стать дорогим Кришне, и все вы подняли руки. И это достижимо. Иногда, когда мы слышим эту философию, мы думаем: «О, это очень трудно», - но это достижимо. Кришна не говорит ничего, что невозможно было бы достичь. Каким образом можно достичь этой цели? Вы хотите узнать, какая тайна стоит за этим? Это секрет и одновременно не секрет. Достичь этого можно благодаря совершению преданного служения, которое начинается со внимательного повторения святого имени Господа.

Каждый день мы перечисляем десять оскорблений. В большинстве храмов ИСККОН зачитывают десять оскорблений после мангала-арати, но поскольку большинство из вас сейчас живут дома, для вас это также было бы здоровой практикой каждый день зачитывать эти десять оскорблений. Шрила Прабхупада говорил, что мы должны напоминать себе о том, что нужно избегать этих десяти оскорблений. Именно поэтому мы зачитываем по утрам эти десять оскорблений. И десятое оскорбление святого имени имеет две составляющие. Первая – это сохранять материальные привязанности, несмотря на повторение святого имени, и вторая часть – это невнимательное повторение святого имени. Что значит невнимательное повторение?

Прежде всего, невнимательность означает, что вы повторяете святое имя и при этом пытаетесь еще чем-то заниматься. Вы повторяете джапу и в то же время звоните по сотовому телефону. Сейчас у всех появилась новая любовь. Знаете, какая сейчас у всех самая последняя любовь? Ваши сотовые телефоны. В Англии недавно проводили опрос, и выяснили, что около сорока процентов людей на ночь на подушку рядом с собой кладут сотовые телефоны и оставляют их включенными. И утром, когда они просыпаются, даже перед тем как сказать всем «Доброе утро», они первым делом хватаются за свои сотовые телефоны, чтобы узнать, что там им прислали. Это еще один новый тренд, посредством которого отвлекает нас Кали-юга от внимательного повторения джапы. Поэтому если вы хотите повторять свою джапу как следует, то во время джапы отключайте свои сотовые телефоны. То есть не нужно повторять джапу, отвечать на звонки или делать параллельно еще какие-то дела.

Есть три стадии повторения святого имени – оскорбительное повторение, стадия, на которой мы уменьшаем свои оскорбления и чистое повторение. Вы сами увидите, что чем внимательнее вы будете повторять святое имя, тем быстрее вы будете избавляться от анартх. И одна из анартх – это зависть. Мы уже об этом говорили. И что Кришна говорит? Это первое, что Он упоминает. Нужно избавиться от зависти. Затем Кришна говорит: «Станьте терпеливыми, будьте удовлетворены в любой ситуации, будьте невозмутимыми и в счастье, и в горе, сосредоточьте на Мне ум и разум, следуйте практике преданного служения с решимостью, будьте дружелюбны ко всем живым существам». Мы все это только что услышали.

Вы можете подумать: «О, такой длинный список, я не смогу этого сделать». В Чайтанья Чаритамрите также есть список двадцати шести качеств преданного, и иногда преданные спрашивают: «Как мне развить эти качества, есть ли вообще какая-то надежда в Кали-югу в России? Есть ли какая-то надежда?» Прежде всего, нужно внимательно повторять свои круги, следовать хорошей садхане, изучать книги, общаться с преданными, поклоняться Господу с верой и преданностью. Если вы будете это делать, вы сможете развить эти качества. К счастью, в ИСККОН есть достаточно общения и возможностей для того, чтобы развивать эти качества. Шрила Прабхупада создал это замечательное общество ИСККОН, которое дает нам множество возможностей для садху-санги. Пользуйтесь благом, которое приносит духовное общение.

У нас есть возможность общаться с теми, кто находятся на более высоком духовном уровне, чем мы, также у нас есть возможность общаться с равными и с теми, кто находятся на более низком уровне. Если есть возможность общаться с теми, кто находятся на более высоком духовном уровне, что нужно делать? Нужно радоваться этому. Это подобно тому, как павлины радуются при появлении первых облаков при наступлении сезона дождей и начинают танцевать в экстазе. В вашем городе есть хороший парк. Я сегодня там ходил и читал джапу, и там есть вольер, в котором было десять-двенадцать павлинов. Они там, конечно не танцевали в экстазе. Тем не менее, в писаниях говорится, что, когда павлины видят первые облака в небе, когда начинается сезон дождей, они танцуют в экстазе. Когда у вас есть возможность общаться с теми, кто находятся на более высоком духовном уровне, у вас есть возможность развеять свои сомнения, и вы должны радоваться этому.
А что нужно делать, если у вас есть возможность общаться с равными? Нужно развивать дружбу с ними. Что означает дружба в духовной жизни? В материальной жизни дружба означает, что мы помогаем друг другу наслаждаться. Отношения в материальной жизни продолжаются только до тех пор, пока два человека помогают друг другу наслаждаться. Но что значит дружба в духовной жизни? Мы служим Кришне вместе, вместе выходим проповедовать, вместе раздаем прасад, вместе танцуем во время киртанов, вместе слушаем лекции. Харидас выходил проповедовать вместе с Нитьянандой, и они проповедовали Джагаю и Мадхаю.

И что же нужно делать, если вы встречаете кого-то, кто находится на более низком уровне? Эксплуатировать его? Нужно проявлять сострадание. Что значит проявлять сострадание? Проповедовать. Проповедь является сутью жизни преданного. Кришна говорит, что из всех видов преданных, тот, кто проповедует Его славу, самый дорогой для Него. Нужно проповедовать – джаре дахо тахе кахо кришна упадеш. Господь Чайтанья сказал Своим преданным: «Идите от дома к дому в Краснодаре и говорите людям следующее: боло кришна, бхаджо кришна, коро кришна шикша – повторяйте имена Кришны, поклоняйтесь Кришне и следуйте наставлениям Кришны, которые описаны в Бхагавад Гите.

Мы должны проповедовать. Нужно участвовать в проповеди. Проповедовать можно разными способами. Один из способов – это харинамы. С нами здесь господин Пада Ятра, Ними Прабху. Они летом каждый день выходят на харинамы. Несколько дней назад мы были в Сочи. Мы повторяли джапу и ходили там по набережной. Преданные сказали мне, что здесь регулярно проходят харинамы и Ратха Ятры, но в тот день, когда мы там ходили, там не было ни харинам, ни Ратха Ятр, но многие люди, которые видели, что мы повторяли джапу, подходили и говорили: «Харе Кришна!» Это вот один из способов проповеди. В Нью Йорке есть парк, который называется Томпкинс Сквер Парк. Именно там Шрила Прабхупада начал свое движение. Сейчас американские власти установили там памятный знак, на котором написано, что это то место, в котором основатель движения Харе Кришна начал свое движение. Нужно регулярно выходить на харинамы. Конечно, некоторые преданные в Нью Йорке подготовили то, что изготовили эту табличку. Нужно регулярно устраивать Ратха Ятры, харинамы, фестивали.

Помимо этого есть ли еще какие-то способы проповедовать? Распространение книг. Шрила Прабхупада сказал, что проповедь – это суть, и проповедь означает распространение книг Шрилы Прабхупады. Наши ачарьи подчеркивали важность проповеди. Бхактивинод Тхакур написал книгу о Господе Чайтанье в 1896 году и отправил ее в разные университеты по всему миру. Мы должны проповедовать, распространять книги. Шрила Прабхупада вдохновлял нас распространять его книги. Он говорил, что пока распространяются его книги, он не умрет. Поэтому участвуйте в распространении книг. Распространители книг занимаются деятельностью, которая может очень быстро приблизить их к Богу. Мы хотим, чтобы все стали удачливыми. Иногда преданные спрашивают: «Есть ли какой-то короткий путь к Богу?» Я говорю им: «Начинайте проповедовать». Распространение книг – это один из способов проявлять сострадание к тем, кто не знают, в чем подлинная цель жизни. И ачарьи вдохновляют нас на распространение книг. И хорошая новость в том, что в вашей стране люди очень дружелюбны и с радостью принимают книги Шрилы Прабхупады.

Участвуйте в распространении книг. Кто-то из вас постоянно распространяет книги, кто-то время от времени, но сколько бы вы времени не могли уделить этому, пожалуйста, участвуйте в этой важной деятельности. Почему мы вдохновляем преданных распространять книги? Потому что эти книги избавляют людей от невежества. Точно так же, как солнечный свет рассеивает тьму. Люди живут в невежестве, они думают, что они тело, что они должны наслаждаться. Но мы даем им знание о том, как обрести настоящее наслаждение. Эти книги могут спасти людей от ада. Поэтому мы распространяем книги Шрилы Прабхупады. Для этого мы также сами читаем эти книги. Пожалуйста, участвуйте в распространении книг. Харе Кришна!