foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Бесплатные шаблоны Joomla

Харе Кришна!

Ом намо бхагавате васудевая
ом намо бхагавате васудевая
ом намо бхагавате васудевая

Сегодня мы будем обсуждать наставления Господа Чайтанье Санатане Госвами о пяти ангах преданного служения. Это замечательные стихи из Чайтанья Чаритамриты – Мадхья Лила 22.128-129

садху-санга, нама-киртана, бхагавата-шравана
матхура-васа, шри-муртира шраддхайа севана

сакала-садхана-шрештха эи панча анга
кршна-према джанмайа эи панчера алпа санга

ПЕРЕВОД

«Человек должен общаться с преданными, петь святое имя Господа, слушать „Шримад-Бхагаватам“, жить в Матхуре и поклоняться Божеству с верой и благоговением. Эти пять видов преданного служения лучшие из всех. Даже кратковременное соприкосновение с ними пробуждает в человеке любовь к Кришне».

КОММЕНТАРИЙ

Шрила Бхактивинода Тхакур указывает, что здесь перечислены тридцать пять видов преданного служения, последним из которых является соблюдение особых обетов в месяц карттика. К этим тридцати пяти видам практики добавляются еще четыре: преданные наносят тилак на разные части тела, украшают свои тела именами Господа, надевают гирлянды, которые были до этого на Божествах, и пьют чаранамриту. Следует понимать, что Кавираджа Госвами включил эти четыре вида практики в арчану, поклонение Божеству. Хотя они здесь не упомянуты, их следует добавить к перечисленным тридцати пяти. Итого получается тридцать девять форм практики. К этим тридцати девяти добавляются еще пять: общение с преданными, пение маха-мантры Харе Кришна, регулярное чтение «Шримад-Бхагаватам», проживание в Матхуре (месте рождения Кришны) и поклонение Божеству с великим почтением и благоговением. Тридцать девять плюс эти пять — получается сорок четыре элемента. Если мы добавим предыдущие двадцать видов практики к этим сорока четырем, получится шестьдесят четыре. Пять элементов, перечисленных в предыдущем стихе, совпадают с некоторыми из упомянутых ранее. В «Бхакти-расамрита-синдху» Шрила Рупа Госвами пишет:

анганам панчакасйасйа
пурва-виликхитасйа ча
никхила-шраиштхйа-бодхайа
пунар апй атра шамсанам

«Я прославляю пять видов практики преданного служения (общение с преданными, пение и повторение святого имени и т. д.), чтобы подчеркнуть их исключительное превосходство».

Шестьдесят четыре элемента практики бхакти задействуют в служении Кришне всё: тело, ум и чувства. Таким образом, эти шестьдесят четыре вида деятельности полностью погружают человека в преданное служение.

ЛЕКЦИЯ

Ом агьяна тимирандхасья
гьянангьяна шалакая
чакшур унмилитам ена
тасмаи шри-гураве намаха

Как вы знаете, Чайтанья Махпрабху – это Сам Верховный Господь, а Санатана Госвами – это вечный спутник Господа. Шесть Госвами были воплощениями манджари. Манджари – это помощницы гопи, а гопи – это помощницы Радхарани. У них только одна цель – служить Кришне. Все Госвами Вриндавана были выходцами из очень аристократических семей. Например, Рупа и Санатана занимали очень важное положение в обществе. По сути дела, пятьсот лет назад они управляли богатейшим царством на планете. Пятьсот лет назад самой богатой страной мира была не Америка и не Россия. Это была Индия. Америку тогда еще даже не открыли. И самой богатой частью Индии была Бенгалия. Рупа и Санатана были практически главными министрами этого царства. Мусульманский правитель силой заставил их служить себе. Сначала Рупа Госвами ушел со службы, а затем за ним последовал и Санатана Госвами.

Однажды, Санатана Госвами изучал Бхагаватам вместе с тридцатью брахманами, но при этом царю он послал сообщение, что он заболел. Царь был уже недоволен тем, что Рупа Госвами ушел с правительственной службы. Царь оставил практически все управление страной на этих братьев, а сам регулярно уходил в завоевательные походы. Если у кого-то есть хороший менеджер, то он может переложить на него все дела, а сам заниматься чем-то другим. Рупа и Санатана были очень опытными менеджерами, и люди обращались к ним по самым разным вопросам. Они давали всем хороший совет, так что все были очень довольны.

Царь был очень недоволен тем, что Санатана почти месяц не появляется на службе, и он послал своего личного врача, чтобы тот проверил, что случилось с Санатаной. Врач зашел прямо в дом. Сейчас если кто-то приходит к вам домой, он сперва звонит в дверь, вы спрашиваете: «Кто там?», смотрите в глазок и только потом открываете дверь. Или, например, перед тем как ответить на звонок по сотовому телефону, вы сперва смотрите, кто звонит, и если это кто-то из налоговой инспекции, то вы не отвечаете. Но в то время таких возможностей не было. Врач увидел, что Санатана вместе с брахманами изучает Шримад Бхагаватам, он вернулся к царю и сказал, что Санатана абсолютно здоров, и что он вместе с тридцатью брахманами изучают Шримад Бхагаватам. Даже великие мудрецы изучают священные писания в обществе других мудрецов. Шрила Прабхупада сам читал свою Бхагавад Гиту каждый день, он говорил, что сам читает собственный перевод этой книги каждый день.

Царь позвал Санатану и сказал: «Твой брат оказался безответственным, и ты тоже решил последовать его примеру, ты должен вернуться к своим обязанностям». Санатана сказал: «Ваше величество, я больше не могу это делать». И из-за этого он был посажен в тюрьму. Почему? Потому что он отказался работать на царя, но потом ему удалось сбежать. Сейчас мы не будем рассказывать о том, как он сбежал. Потом в конце концов, ему удалось встретиться с Чайтаньей Махапрабху. По дороге в Варанаси, где он должен был встретиться с Чайтаньей Махапрабху, он остановился в одной гостинице, и хозяин гостиницы был очень гостеприимным. С кем путешествовал Санатана? С Ишаном? Президентом Сочи? Нет, он путешествовал с изначальным Ишаном.

У Ишана с собой было восемь золотых монет. У хозяина гостиницы работал астролог, который встречал гостей. Он мог определить, насколько богатым был постоялец. Неплохо было бы, если бы у вас, преданных, тоже были такие партнеры-астрологи. Особенно для тех из вас, кто продает картины, чтобы вы просто подходили к дому, и астролог сразу говорил вам, насколько богат человек, который живет в этом доме. Астролог сказал хозяину, что этот человек очень богат. Поэтому хозяин гостиницы был очень гостеприимен. Но Санатана заподозрил, что хозяин что-то хочет от него – слишком он был гостеприимен. Он спросил слугу:

- Ты несешь с собой какие-то деньги?
- Да, господин, у меня семь золотых монет.
- Что же ты раньше мне не сказал?

Санатана взял эти семь золотых монет и отдал их хозяину гостиницы. Хозяин гостиницы сказал: «Мне очень стыдно принимать это от тебя. Я собирался убить тебя сегодня ночью, поэтому мне стыдно, и я не буду брать у тебя денег». Санатана сказал: «Если ты не возьмешь их, то тогда кто-нибудь другой убьет меня и заберет эти деньги. Так что лучше ты возьми их». В конце концов, Санатане удалось встретится с Господом в Варанаси. Наставления Господа Чайтаньи Санатане Госвами очень подробно описаны в двадцать второй главе Чайтанья Чаритамриты. У кого из вас есть Чайтанья Чаритамрита на русском? В двадцать второй главе есть множество замечательных стихов, которые произнес Господь Чайтанья Санатане Госвами.

Нет разницы между наставлениями, которые давал Кришна в Бхагавад Гите, и наставлениями, которые Господь Чайтанья давал Рупе и Санатане Госвами. Господь Чайтанья отправил Рупу и Санатану Госвами во Вриндаван с двумя главными целями – писать книги о преданном служении и основать храмы. Большинство главных храмов Вриндавана были построены по вдохновлены как раз Госвами Вриндавана. И все места, где Кришна являл свои игры во Вриндаване, как раз были обнаружены Госвами Вриндавана в соответствии с указаниями Господа Чайтаньи.

В этом стихе Господь Чайтанья перечисляет пять главных принципов преданного служения. Конечно, до этого Господь Чайтанья подробно объяснил, как совершать преданное служение, но эти пять принципов являются самыми главными. Господь Чайтанья сказал, что даже небольшое выполнение одного из этих принципов, приблизит вас к Кришне. И сейчас мы будем обсуждать эти пять принципов. В наших лекциях мы слушаем о самых важных аспектах философии снова и снова. Это не так, что всякий раз на лекции вы будете слышать что-то новое, что до этого вы никогда не слышали.

Итак, первое, о чем говорит Господь Чайтанья – это общаться с преданными. Это называется садху-санга. Мы все знаем, насколько важна садху-санга для духовной жизни. Мы сейчас только вернулись с фестиваля Садху Санга. В ИССКОН проводится много фестивалей Садху Санга. Шрила Прабхупада начал проведение фестивалей Садху Санга – это фестивали в Маяпуре и Вриндаване. Постепенно все эти фестивали развиваются. Например, во Вриндаване на Карттику собирается много преданных. На празднование Дня Ухода Прабхупады во Вриндаване собираются восемь-десять тысяч человек. В Карттику в гостиницах во Вриндаване не остается свободных мест, потому что в них преданные ИСККОН бронируют места за год. В вашей стране тоже проводится много фестивалей.

Садху санга очень важна для того, чтобы мы оставались на верном пути. Есть этот знаменитый стих из Чайтанья Чаритамриты:

Садху санга садху санга сарва шастра кахе
Лава матра садху санга сарва сиддхи хая

Даже если вам выпадает возможность общаться с садху даже в течение четырнадцатой доли секунды, вы получаете большое благо от такого общения. Мы должны стремиться к духовному общению. И также в Чайтанья Чаритамрите говорится, что нужно свести к минимуму общение с непреданными. Мы должны стремиться к духовному общению. У нас проходят воскресные программы, различные фестивали и праздники. Господь Чайтанья также регулярно устраивал фестивали. В доме Шриваса Пандита каждую ночь Господь Чайтанья устраивал киртаны на восемь-девять часов. Однажды, после одного из таких киртанов преданные сказали Господу Чайтанье, что они проголодались. Господь Чайтанья немедленно посадил косточку манго, и из него сразу выросло большое дерево. И сколько на этом дереве было плодов? Двести. И каждый плод этого манго был таким большим, что его хватало для того, чтобы накормить человека досыта. И там была одна мякоть – не было ни кожуры, не косточки. В течении целого года Господь Чайтанья устраивал такой фестиваль садху санга. У нас был фестиваль, который длился всего шесть дней. Каждую ночь на дереве во дворе Шриваса Пандита созревало по двести манго.

В Чайтанья Чаритамрите описано множество праздников и фестивалей, которые устраивал Господь Чайтанья. Господь Чайтанья дал наставление Своим последователям идти и проповедовать, но при этом Он подчеркивал важность фестиваля Ратха Ятра. На время Ратха Ятры все Его преданные могли прийти к Нему в Джаганнатха Пури. Иногда, когда мы много общаемся с преданными, у нас появляется склонность становиться слишком критичными и мы начинаем больше придираться вместо того, чтобы видеть хорошее в других. Шрила Прабхупада вдохновлял нас на то, чтобы мы уподоблялись пчелам, а не мухам, чтобы мы старались видеть во всех хорошее.

Рупа Госвами вдохновлял нас выстраивать шесть видов отношений, рас, с преданными:

Дадати пратигрихнати
гухьям аччхати приччхати
бхункте бходжаяте чаива
шад видха прити лакшанам

Раскрывать свои мысли более возвышенным преданными. Когда мы общаемся с преданными, у нас есть возможность общаться с теми, кто стоят на более высоком духовном уровне. Мы должны открывать свой ум тем, кто стоит на более высоком уровне, задавать им вопросы. Сомнения появляются в сердце каждого. Даже у Арджуны были сомнения. Великий мудрец Юдхиштхира встретился с Нарадой Муни. Он сказал: «Я падший домохозяин, пожалуйста, дай мне наставления, как я могу достичь высшей цели жизни». Был ли Юдхиштхира Махарадж падшим домохозяином? Нет, но таково было его смирение. Он спросил: «Пожалуйста, дай мне наставления, как можно правильно жить в грихастха-ашраме». Если грихастхи хотят узнать, какие наставления Нарада Муни дал Юдхиштхире Махараджу, читайте эту главу в Седьмой песне Бхагаватам. В ответ на просьбу Юдхиштхиры Махараджа Нарада Муни дал очень подобное объяснение.

Если такой возвышенный преданный, как Юдхиштхира Махарадж задавал вопросы, то что уж про нас говорить? То есть обращайтесь за помощью к более продвинутым преданным и задавайте им вопросы и принимайте их наставления. Но те, кто находятся на более высоком духовном уровне, не должны эксплуатировать тех, кто приходят к ним с сомнениями. Признаком продвинутого преданного является то, что он готов всем помочь. Мы все знаем, что, если мы общаемся с преданными, мы ощущаем духовную силу. И если мы отделяемся от преданных, то это очень болезненно. Поэтому нужно стремиться к духовному общению.

Господь Чайтанья путешествовал по Южной Индии и там встретился с Раманандой Роем. Он задал ему много вопросов, и один из вопросов, которые Он задал, был таков: «Что приносит наибольшие страдания живому существу»? Рамананда Рой ответил: «Помимо разлуки с преданными Кришны, я не знаю невыносимой боли». Когда вы разлучаетесь с преданными Кришны, это причиняет невыносимую боль. Так что нужно искать духовного общения. Это первый принцип – садху санга.

Какое второе наставление дал Господь Чайтанья? Нама киртан. Что значит нама киртан? Повторять и петь святое имя Господа. Мы все знаем, насколько важно повторение святого имени Господа. Мы должны понимать, что святое имя неотлично от Самого Господа, и относиться к нему с почтением. Кали кале нама рупа кришна аватара – В Кали-югу Господь воплощается в образе святого имени. Не правда ли, что когда вы находитесь рядом с каким-то важным человеком, вы относитесь к нему уважительно? Или вы засыпаете? Вы не будете спать перед каким-то важным человеком. Подобным образом, святое имя неотлично от Самого Господа, поэтому, когда мы повторяем святое имя, мы должны быть максимально внимательными.

Итак, повторяйте святое имя внимательно. Сколько нужно повторять? С одной стороны, у нас есть пример Харидаса Тхакура, который каждый день повторял сто девяносто два круга. Бхактисиддханта Сарасвати говорил своим ученикам, что если они не повторяют шестьдесят четыре круга, то они падшие. Когда Шрила Прабхупада основал свое движение, он тоже попросил своих учеников повторять шестьдесят четыре круга, но он увидел, что они неспособны это делать. Тогда он попросил их повторять тридцать два круга, но через несколько дней он увидел, что эти американские преданные не могут повторять и тридцать два круга. Тогда Шрила Прабхупада сказал: «Шестнадцать кругов и не меньше».

В Чайтанья Чаритамрите описывается что, когда Говинда принес для Харидаса прасад, он лежал на спине и повторял святое имя. Говинда рассказал об этом Господу Чайтанье. Господь Чайтанья пришел к нему и сказал: «Ты уже достиг высот самоосознания, тебе не нужно повторять сто девяносто два круга». Харидас сказал, что его болезнь в том, что он не может каждый день заканчивать свою джапу. В комментарии Шрила Прабхупада говорит, что каждый член ИСККОН должен повторять шестнадцать кругов, а если он это не делает, он должен считать себя больным. Повторение шестнадцати кругов – это минимум, это не максимум.

Затем Он говорит читать Шримад Бхагаватам, слушать Шримад Бхагаватам.

Нашта прайешв абхадрешу
нитья бхагавата севая
бхагаватир уттама шлоке
бхактир бхавати наиштики

Благодаря регулярному слушанию и чтению Шримад Бхагаватам все неблагоприятное в сердце разрушается, и там утверждается любовное преданное служение Господу. Поскольку сейчас большинство преданных живут дома, очевидно, что они не смогут каждый день приходить на лекции по Шримад Бхагаватам. Например, в Москве ведут трансляцию лекций через Интернет по Шримад Бхагаватам из храма, и вы можете смотреть эти лекции в других городах. И вообще подобные трансляции через Интернет ведутся во многих храмах ИСККОН. Но даже если у вас нет такой возможности, не переживайте – вы можете каждый день читать Шримад Бхагаватам. Это то, что называется бхагават-шравана, слушание Шримад Бхагаватам.

Мы должны сделать своей привычкой читать Шримад Бхагаватам каждый день. Когда вы читаете Шримад Бхагаватам и другие книги, Кришна очень доволен. Кришна видит: «Вот человек, который пытается понять Меня, поэтому Я должен дать ему разум, чтобы он мог прийти ко Мне». Кришна очень доволен. Мы показываем свою искренность Господу, если мы регулярно читаем эти книги. Те, кто живут в храмах, должны приходить на лекции каждый день, но те, кто не живут в храмах, должны сделать себе такое правило – каждый день читать Бхагавад Гиту и Шримад Бхагаватам. И если вы будете следовать этому правилу, вы обнаружите, что ваш духовный разум будет становиться очень сильным. И если ваш духовный разум станет очень острым, вы легко сможете различать между тем, что правильно, а что нет. Острым лезвием можно легко что-то отрезать. Наш разум тоже должен стать острым. И двумя «точилами», которые помогут стать нашему разуму острым, являются повторение святого имени и чтение книг Шрилы Прабхупады.

Мы настолько обусловлены, что, несмотря на то, что много раз слышали об этом, мы склонны забывать об этом. Поэтому нам нужно, чтобы нам постоянно напоминали об этом. Если вы будете читать комментарии Прабхупады с первой песни до последней, вы увидите, что он подчеркивает одни и те же мысли, потому что мы настолько обусловлены, что мы забываем об этом.

Затем следующий принцип – это матхура-васа, жить в Матхуре. Вы можете подумать: «О, значит нам нужно уехать из Краснодара и поселиться в Матхуре, например, мы сможем тоже там заниматься юридическими делами». Что же это значит на практике? Это значит, что где бы вы ни жили, вы должны сделать свой дом духовной обителью Господа. Если все преданные Международного Общества Сознания Кришны переедут в Матхуру, то кто будет проповедовать по всему миру? Что нам тогда придется через спутники тогда проповедовать? Нет, просто, где бы вы ни жили, просто сделайте атмосферу в своем доме духовной.

В пятой песне Бхагаватам Господь Ришабхадева говорит, что не нужно становиться отцом или матерью, если вы не можете привести своих детей обратно к Богу. Бхактивинод Тхакур сказал своему сыну Бималу Прасаду не есть ничего, что не было предложено Господу, и, однажды, Бимал Прасад съел манго, которое не было предложено Господу, и Бхактивинод Тхакур с любовью сделал ему замечание. И Бимал Прасад, который позже стал Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром, настолько серьезно воспринял это, что дал обет никогда в жизни не есть манго. Если вы живете дома, у вас дома должен быть храм. Точно так же, как в храме проводят мангала арати, вы можете проводить мангала арати у себя дома. В храме предлагают прасад, и дома вы тоже можете предлагать прасад. Конечно, если вы живете вместе с родственниками, это может быть немного сложно, но если все родственники преданные, то вы можете превратить свой дом в духовную обитель.

Последний принцип – это шри муртера шраддхайа севана – служить Божествам с верой и преданностью. Господь проявляется в образе Арча Виграхи. Арча Виграха неотлична от Господа. Вчера я рассказывал преданным историю о Господе Джаганнатхе, о том, как Нила Мадхава стал Джаганнатхой. Господь приходит в образе Арча Виграхи для того, чтобы мы могли служить Ему. Божества неотличны от Господа, и Божества будут отвечать нам в соответствии с нашей верой. Есть знаменитая история про Сакши Гопала, в которой рассказывается, что молодому брахману был брошен вызов:

- Где доказательства того, что наш отец обещал выдать замуж за тебя свою дочь?
- У меня есть доказательства.
- Какое доказательство?
- У меня есть свидетель – Господь Гопал

И сын этого богатого брахмана просто рассмеялся: «Что, это Божество придет сюда и выступит свидетелем? Это же просто каменная статуя, как она может выступить свидетелем?» И где находилось это Божество? Во Вриндаване. Молодой брахман вернулся во Вриндаван и сказал: «Дорогой Господь, моя честь под угрозой. Ты был свидетелем того, что этот пожилой брахман пообещал отдать за меня замуж свою дочь». Господь сказал ему: «Я же не могу ходить! Как Я приду из Вриндавана в Ориссу?» И что сказал этот преданный? «Дорогой Господь, если Ты можешь говорить, то и ходить тоже можешь». Таким образом Господь был побежден. Господь очень рад, когда преданные побеждают Его – такого рода уникальное соревнование происходит между преданным и Господом. Господь Чайтанья отдавал заслугу за освобождение Джагая и Мадхая Господу Нитьянанде, а заслугу за распространения сознания Кришны Он оставил Шриле Прабхупаде. Господь очень хочет прославить Своих преданных.

Однажды, Господь Чайтанья танцевал в храме в Ремуне. Ремуна – это историческое место в Ориссе. Когда Господь Рама был на земле, Он, как вы знаете отправился в ссылку на четырнадцать лет. Когда они жили в ссылке, Господь Рама путешествовал по Индии, и одним из мест, которые посетил Господь Рама, была эта деревня Ремуна в Ориссе, и некоторое время Господь Рама и Сита прожили в Ремуне. Однажды, Сита спросила у Господа Рамы: «Как Тебе будут поклоняться в Двапара-югу? Как будет выглядеть Твое следующее воплощение?» Господь Рама увидел большой камень, похожий на Шалаграма-шилу, Он достал стрелу, и вырезал из этого камня форму Шьямасундары и сказал: «В таком образе Я приду в Двапара-югу». Он сделал Божества Радхи и Кришны. Но Он сделал Божества настолько тяжелыми, что, когда Господь Рама и Сита покидали Ремуну, Они не смогли забрать Их с Собой. Поэтому Они отдали эти Божества местным брахманам, чтобы они поклонялись Им, и эти Божества до сих пор находятся в храме Кшир-чор Гопинатхи.

Господь Чайтанья танцевал в этом храме, и в это время с Божеств упала гирлянда, и Господь Чайтанья вспомнил историю о Мадхавендре Пури. Кем был Мадхавендра Пури? Духовным дедушкой Чайтаньи Махапрабху. Гуру Господа Чайтаньи звали Ишвара Пури, а гуру Ишвары Пури был Мадхавендра Пури. Мадхавендра Пури был очень возвышенным преданным. Он ел только если кто-то что-то ему предлагал, если никто ничего ему не предлагал, то он просто постился. Однажды, во сне Господь явился к нему и сказал, что в определенном месте находится самопроявленное Божество. Это длинная история, но суть в том, что в конце концов это Божество Гопала было установлено. И через какое-то время, Господь опять явился ему во сне и сказал: «Мне до сих пор жарко, поэтому, пожалуйста, принеси Мне сандаловой пасты». Мадхавендра Пури передал поклонение Божествам своим помощникам, а сам отправился в Ориссу за сандалом.

Итак, он пришел в Ориссу. Он пришел в этот знаменитый храм в Ремуне. Этот храм в Ремуне славился сладким рисом, который там предлагали Божествам, его даже называли амрита-кели, то есть райский нектар. Мадхавендра Пури подумал: «Если бы я смог попробовать этот сладкий рис, то потом я смог бы готовить такой же сладкий рис для своего Гопала», - но это желание проявилось у него в тот момент, пока еще шло предложение, поэтому ему стало очень стыдно, и не попробовав сладкий рис, он ушел из храма. Господь знал, что хотел Его чистый преданный, и что Он сделал? Он украл горшочек сладкого риса и спрятал его за занавеской. Во сне Он сказал пуджари: «Я припрятал горшочек сладкого риса для Своего преданного Мадхавендры Пури, он повторяет святое имя на рынке, возьми этот горшочек и отнеси его Мадхавендре Пури».

Пуджари никак не мог в это поверить, но утром, когда он пошел будить Божества, он увидел, что там действительно стоял горшочек сладкого риса. Для Своих преданных Господь даже сладкий рис может воровать. Пуджари пошел на рынок и стал кричать: «Есть здесь кто-то, кого зовут Мадхавендра Пури?» Мадхавендра Пури услышал, что его зовут, и сказал: «Это я». Пуджари сказал: «Ты такой удачливый! Сам Господь украл для тебя сладкий рис».

Так что мы не должны считать Божества просто статуями из мрамора или металла. Божества неотличны от Кришны. Господь будет отвечать взаимностью в соответствии с тем, насколько вы предаетесь Ему, насколько вы верите в Него, насколько вы служите Ему. У большинства людей очень ограниченные представления о Боге. В Англии в свое время проводили исследование, людям задавали вопрос: «Как по-вашему выглядит Бог?» - и большинство людей ответило, что Бог похож на Санта Клауса. Но в Ведических писаниях приводится более подробное описание Бога. Бог приходит к нам в образе Божества, в образе шалаграмы, гирираджа – и все эти формы неотличны от Него. Итак, Господь Чайтанья сказал Санатане: «Поклоняйся Божествам с верой и преданностью». Если вы будете поклоняться Господу с верой и почтением, то Господь ответит вам взаимностью.

Итак, Господь Чайтанья дал Санатане Госвами пять самых главных наставлений: садху-санга, нама-киртана, бхагават-шравана, матхура-васа, шри-муртера шраддхая севана. Я посещал дома многих преданных по всему миру, и у многих преданных дома просто как храмы, повсюду на стенах изображения Кришны, красивые алтари. Многие преданные превратили свои дома в храмы. Если вы так поступите, то вам даже будет необязательно переезжать в Матхуру, но если вы не можете это сделать, то тогда переезжайте в Матхуру. То есть свой дом нужно сделать духовной обителью. Господь Чайтанья сказал, что даже если вы будете следовать одному из этих принципов, то вы будете очень сильно духовно развиваться. Лучше всего, если вы будете следовать всем пяти принципам. Харе Кришна!