foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Здесь нашел интересный обзор

Мне сказали, что вы читаете главу «Молитвы Царицы Кунти», и я выбрал один из самых известных стихов из этой главы для обсуждения. Я уверен, что вы слышали этот стих раньше. Стихи Шримад Бхагаватам подобны сахарному тростнику, и в каком бы месте вы ни вкусили сахарный тростник, он сладкий. Подобным образом, каждый стих из Шримад Бхагаватам очень сладостный, и в нем содержится очень глубокое послание. Это стих из Шримад Бхагаватам 1.8.25

випадах санту тах шашват
татра татра джагад-гуро
бхавато даршанам йат сйад
апунар бхава-даршанам

ПЕРЕВОД

Пусть эти беды повторяются вновь и вновь, чтобы мы могли вновь и вновь видеть Тебя, ибо видеть Тебя — значит не видеть больше круговорота рождения и смерти.

КОММЕНТАРИЙ

Как правило, люди, попавшие в беду, нуждающиеся, разумные и любознательные, если они совершили в прошлом какие-то благочестивые поступки, поклоняются Господу или становятся на этот путь. Те же, кто строит свое счастье только на грехе, не могут достичь Всевышнего, кем бы они ни были, так как их сбивает с пути Его иллюзорная энергия. Поэтому у благочестивого человека в трудную минуту нет иного выхода, кроме как искать прибежища у лотосных стоп Господа. Постоянно помнить о лотосных стопах Господа — значит готовиться к освобождению от рождения и смерти. Поэтому, если нам и приходится сталкиваться с так называемыми бедствиями, мы должны приветствовать их, так как они дают нам возможность помнить о Господе, а это и есть освобождение.

Лотосные стопы Господа — самый подходящий корабль, на котором можно пересечь океан невежества, и каждому, кто нашел у них свое прибежище, так же легко достичь освобождения, как перепрыгнуть через след от копыта теленка. Таким людям уготована обитель Господа, и их ничего не связывает с местом, где опасности подстерегают нас на каждом шагу.

В «Бхагавад-гите» Господь называет этот материальный мир опасным местом, исполненным страданий. Но неразумные люди пытаются приспособиться к этим несчастьям, не ведая о том, что они заложены в самой природе этого мира. Им ничего не известно об исполненной блаженства обители Господа, где нет и намека на несчастья. Следовательно, здравомыслящий человек не должен обращать внимания на материальные несчастья, которые будут везде и всегда. Страдая от всевозможных неизбежных неприятностей, нужно продолжать идти по пути духовного самоосознания, ибо в этом заключается миссия человеческой жизни. Духовная душа трансцендентна ко всем материальным бедам, поэтому так называемые беды — всего лишь иллюзия. Человеку может присниться, что на него набросился тигр, и он закричит. Но на самом деле нет ни тигра, ни страданий — это лишь сон. Точно так же и все несчастья, случающиеся в жизни, можно назвать сном. Если человеку настолько повезет, что он соприкоснется с Господом через процесс преданного служения, это высшее достижение человеческой жизни. Связь с Господом с помощью любого из девяти видов преданного служения — всегда шаг вперед на пути, ведущем обратно к Богу.

ЛЕКЦИЯ

Ом агьяна тимирандхасья
гьянангьяна шалакая
чакшур унмилитам ена
тасмаи шри-гураве намаха

Кто из вас запомнил этот стих? Как я уже говорил, это один из самых известных стихов Шримад Бхагаватам, который Прабхупада часто цитировал. Обычно люди думают, что, если они пришли к духовной жизни, у них не должно быть никаких несчастий. Иногда преданные говорят: «Я же инициированный, я повторяю шестнадцать кругов, почему это со мной произошло? У меня все должно было быть хорошо». Но преданный Господа обращается к преданному служению не как к средству избавиться от страданий. Преданный обращается к преданному служению как к средству очищения, и он понимает, что служить Господу нужно в любой ситуации – и в приятной, и в неприятной.

Кто была Царица Кунти? Она была тетей Верховного Господа. Когда Господь приходит в этот мир, Его преданные также приходят с Ним. Чтобы играть разные роли. Она знала, что ее племянник – это Верховная Личность Бога, который играет роль обычного человека. Пандавы также знали, кто такой Кришна. Перед началом битвы на Курукшетре у противоборствующих сторон был выбор – можно было выбрать или армию Кришны с оружием, или Самого Кришну. До этого Кришна уже сказал, что поскольку обе стороны Его родственники, Он не будет сражаться. Первому возможность выбора была дана Дурйодхане. Он сказал: «Поскольку Кришна решил не участвовать в битве, я беру Его армию и оружие». Но Пандавы были гораздо разумнее. Они сказали: «Мы выбираем Кришну».

В предыдущих стихах Царица Кунти уже объяснила, что Кришна Верховная Личность Бога. Она говорила: «Ты изначальная Личность Бога». Как, например, в этом знаменитом стихе из Брахма Самхиты говорится:

Ишварах парамах кришнах
сач чид ананда виграхах
анадир адир говиндах
сарва карана каранам

Ты изначальный Господь, причина всех причин. Она сказала: «Ты изначальная Личность Бога, Ты присутствуешь повсюду – внутри всего и вне всего. На Тебя не оказывают никакого влияния качества материального мира». Это важно понять, потому что иногда люди думают, что, когда Господь приходит в материальный мир, Он оскверняется и становится подобным нам. В каком знаменитом стихе из Бхагавад Гиты говорится о том, что на Него не влияют гуны материальной природы? Джанма карма ча ме дивйам – Тот, кто поймет трансцендентную природу Моего явления и деяний, освободится от череды рождения и смерти. Царица Кунти говорит, что несмотря на то, что Кришна приходит в материальный мир, он на Него не оказывает никакого влияния.

Поэтому у нас не должно быть сомнений в том, начто, когда Он приходит в этот мир, Он остается трансцендентным к качествам материальной природы. Господь является главным среди всех живых существ – нитья нитьянам четанас четананам эко бахунам йо видадхати камам – среди многих вечных живых существ есть Один вечный, который поддерживает всех остальных. Итак, Царица Кунти говорит: «Хотя Ты пришел в этот материальный мир, гуны материальной природы на Тебя не влияют, и Ты невидим для всех». Что это значит? Это означает, что для непреданных Господь невидим, но преданные могут видеть Его. Когда преданный видит изображение Господа или Его Божество, он думает: «Вот Господь, который пришел в этом облике для того, чтобы мы могли Ему поклоняться». Таким образом, Господь является видимым для преданных и невидимым для непреданных.

И для чего приходит Господь? Царица Кунти говорит: «Ты пришел в этот мир для того, чтобы утвердить трансцендентное преданное служение». В этом как раз смысл слова дхарма – дхарма означает слова Бога. Господь приходит для того, чтобы утвердить принципы религии. Религиозные принципы — это не то, что можем установить мы с вами. Религиозные принципы устанавливает Господь, и поэтому они называются санатана-дхармой или вечной религией. Итак, Господь приходит для того, чтобы защитить Своих преданных и утвердить принципы религии.

Когда Господь приходит в этот мир, Он выбирает Своих преданных в качестве Своих родителей, как, например, Он выбрал Своими родителями Васудеву и Деваки. Почему Он принял их в качестве родителей? Потому что в течении двенадцати тысяч лет полубогов, они ничего не ели и не пили. Они питались только листьями, упавшими с деревьев и воздухом. Вы сможете прожить на такой диете? Сейчас я видел, как преданные резали овощи на прасад, но, если вам объявят: «Сегодня на обед будут сухие листья», вы, наверное, больше сюда не придете. Но Васудева и Деваки питались сухими листьями двенадцать тысяч лет полубогов.

Затем Царица Кунти говорит о том, как Господь спасал их в разных очень опасных ситуациях. Как раз незадолго до этого Господь спас их от смертоносного оружия Ашватхамы. До этого их, однажды, кормили отравленным пирогом, и по милости Господа они спаслись. Однажды, их поселили в доме из шеллака, и по плану Дхритараштры это дом должны были сжечь вместе с ними. Дом сожгли. Дхритараштра был уверен в том, что Пандавы погибли. Внешне он стал проявлять скорбь, объявил траур, стал проводить все необходимые обряды, но Пандавам удалось убежать через подземный ход потому что их предупредил об опасности Видура.

Царице Кунти и ее сыновьям пришлось пройти через очень непростые испытания, но это ни коим образом не ослабило их веру в Господа. Они никогда не говорили: «Почему это с нами происходит?» Также трудности, которые выпали на долю Прахлада Махараджа – это то, на что мы должны медитировать. Мы читали о том, как ему пришлось столкнуться с большими опасностями. Его бросили в яму с ядовитыми змеями. Его бросали с вершины горы. На него напускали слонов, которые должны были затоптать его. Но во всех этих опасных ситуациях он выжил. Отец Прахлада не мог понять, откуда Прахлад берет столько сил, чтобы выдержать все это. Когда он спросил об этом Прахлада, Прахлад сказал: «Папа, я черпаю свою силу из того же источника, что и ты». Прахлад это еще один пример.

Недавно мы отмечали день ухода Харидаса Тхакура. Харидас был настолько привязан к повторению святого имени, что, несмотря на все опасности, он продолжал повторять святое имя. На скольких рыночных площадях его избивали? На двадцати двух. Но он был настолько сострадательным и великодушным, что он не думал, как убежать. Он думал: «О, если я не умру, то этих двух человек, которые меня избивают, самих казнит царь». Если бы били нас, мы, наверное, вынашивали бы план мести. Но здесь Харидас Тхакур думал о том, что же сделать, чтобы эти люди смогли избежать наказания.

Конечно, Царица Кунти и Пандавы это очень возвышенные преданные. Конечно, Харидас тоже очень возвышенный преданный, он воплощение Господа Брахмы. Конечно, Прахлад тоже является очень возвышенным преданным, и мы не можем сравнить себя с ними, но слушая о них, мы должны понять, что даже если таким возвышенным преданным пришлось преодолеть столько трудностей, то почему мы должны бояться чего-то?

Здесь Царица Кунти говорит: «Дорогой Господь, пусть все эти бедствия приходят снова и снова». Кто-то может сказать: «Что это за молитва такая? Обычно мы молимся о том, чтобы Господь спас нас от всех проблем и беспокойств. Не нужен нам такой метод, где вы молитесь Богу, чтобы он посылал нам все больше и больше страданий». Почему Царица Кунти так молится? Есть причина, и она объясняет ее: «Чем больше у нас будет страданий и бедствий, тем больше я буду медитировать на Твои лотосные стопы». Чем больше вы медитируете на Господа, тем лучше у вас идут дела в духовном плане. Она говорит: «Когда с нами случаются эти бедствия, мы снова и снова видим Тебя».

Вы можете сказать: «Если бы я видел Кришну, я тоже был бы не против всех этих бедствий и страданий». Но вы можете видеть Кришну даже сегодня. Вы можете видеть Кришну в образе Божеств, вы можете видеть Его на картинах, повторяя святое имя. Святое имя Кришны неотлично от Кришны. Бхишмадеве выпала большая удача видеть Господа перед оставлением тела. Бхишмадева мог сам выбрать момент ухода из этого мира. У нас есть такая свобода? Нет, мы находимся во власти кармы и законов материального мира, но у Бхишмадевы было такое благословение. Господь пришел к его смертному одру. Харидас Тхакур тоже имел подобное благословение – он сам мог выбрать момент своей смерти. Точно также как Бхишмадеве выпала удача медитировать на стопы Господа Кришны, когда он оставлял тело, Харидасу Тхакуру выпала удача видеть стопы Господа Чайтаньи, когда он оставлял тело. Вы можете сказать: «Я бы тоже хотел, чтобы у меня была подобная возможность». Если в момент оставления тела вы будете слышать Бхагавад Гиту, Шримад Бхагаватам или святое имя, то по воздействию это будет подобно случаю с Бхишмадевой. Шрила Прабхупада пишет об этом в одном из комментариев в первой песне Бхагаватам.

Царица Кунти говорит, что чем больше будет приходить страданий, тем больше она будет медитировать на лотосные стопы Кришны. Подобным образом, мы можем достичь этого, если будем повторять святое имя. Господь очень милостив – Он пришел к нам в трансцендентных звуках святого имени, Бхагавад Гиты и Шримад Бхагаватам. Когда преданный оказывается в трудной ситуации, он просто повторяет святое имя и обращается к священным писаниям.

В седьмой главе Бхагавад Гиты Кришна говорит, что к Нему обращаются четыре вида людей, и Шрила Прабхупада в начале комментария упоминает об этом. Какие четыре причины побуждают благочестивых людей обращаться к Богу? И неважно, к какой вере человек себя относит – эти четыре фактора универсальны. Какие это четыре фактора? Обращаются к Богу те, кто страдают, любознательные, также люди, которые обладают духовным знанием, и понимают, что человеческая жизнь принадлежит Богу, и поэтому они должны служить Ему. Какая еще четвертая категория? Те, кто хотят богатства. Но это тоже хорошо, по крайней мере, вы обращаетесь к Богу. Кришна говорит, что все эти четыре типа людей пуньятмы, благочестивы. Но кто из них самый лучший? Тот, кто обращается к Нему в результате знания.

Кришна говорит, что тот, кто обращается к Нему в результате знания, является нишкамой, то есть свободным от материальных желаний. Другие три категории это преданные сакама, то есть они имеют материальные мотивы. Но даже если вы обращаетесь к Богу с какими-то мотивами, неважно, потому что вы обращаетесь к Богу. В материальном мире мы видим, что, когда случаются экономические спады, гораздо больше людей начинают ходить в церкви и храмы. Несколько месяцев назад я прочитал статью, в которой говорилось, что в этом году в церкви стало приходить в несколько раз больше людей из-за экономического кризиса в Европе. Эти четыре причины универсальны, и люди по всему миру обращаются к Богу из-за этих причин. Все, что говорится в священных писаниях – это универсальное знание.

В комментарии Шрила Прабхупада также говорит, что материальный мир – это место страданий. Правда? Я знаю, что недавно у вас здесь было наводнение, многие погибли. Также случаются землетрясения, засухи, столько других природных бедствий. И спрашивают ли вас эти бедствия: «Ну что, ты готов? Можно ли ударить по тебе?» - и вы говорите, что не готовы? Нет, они не спрашивают, они приходят. Несколько лет назад было цунами в Азии. Неожиданно ни с того ни с сего пришла огромная волна. Одной из жертв этого цунами был принц Таиланда. Он катался на серфе, пришла огромная волна, и за секунду его просто смыло.

Материальный мир – это место опасностей. Вы можете сказать: «А! Я молодой и здоровый, у меня хорошая страховка, много денег, красивая жена и послушные дети». Но ничто из этого не защитит вас. Никакие эти ненадежные воины не смогут защитить вас. В Бхагавад Гите говорится, что у материального существования есть две главные характеристики. Первая это духкхалаям – материальный мир – это место страданий. Пожалуйста, ни на минуту не думайте, что это сукхалаям. Люди строят большие дома и радуются этому. Если у них много денег, они тоже очень радуются. Если в какой-то стране большая армия, то они тоже очень рады этому. Но это мир страданий. В Бхагаватам говорится, что опасности подстерегают нас здесь на каждом шагу – падам падам йад випадам на тешам.

Если вы едете на машине, вы не знаете, в какой момент может случиться авария. Кто-то может сказать: «Ну хорошо, материальный мир – это место страданий, и что теперь мне делать? Сидеть у себя дома целый день?» Нет, это означает, что мы всегда должны находиться в духовном положении. В комментарии Шрила Прабхупада говорит, что преданный принимает прибежище у лотосных стоп Господа, и эти лотосные стопы подобны кораблю, который может перевезти нас через океан материальных страданий. Как можно пересечь океан? Вы сможете переплыть океан вплавь? Какой-нибудь олимпийский чемпион по плаванию сможет переплыть океан? Никто не сможет переплыть океан.

Но если каким-то чудом океан сожмется до размеров отпечатка копыта теленка, вы сможете перепрыгнуть через такой океан? Вам даже не придется прыгать, вы просто перешагнете его и все. Но когда вы принимаете прибежище в преданном служении Господу, в повторении святого имени, в изучении священных писаний, то тогда весь этот океан материальных страданий сжимается до размеров лужицы в отпечатке копытца теленка. Сложно ли перешагнуть такую лужицу? Нет, даже малыш сможет перешагнуть такую лужицу. Я видел у вас здесь много детей, даже они смогут перешагнуть через такую лужицу. То есть даже непреодолимые вещи становятся преодолимыми, если мы принимаем прибежище в преданном служении Господу.

Затем Царица Кунти говорит: «Дорогой Господь, постичь тебя могу лишь те, у кого не осталось материальной собственности». То есть, если вы хотите постичь Господа, вам нужно чем-то пожертвовать, то есть нужно пожертвовать своими материальными амбициями. Пожертвовать материальными амбициями не означает, что вы не можете учиться, не можете работать или заниматься бизнесом, не можете быть семейным человеком, и вообще не иметь цели стать самым богатым олигархом в России. Нет, если вы думаете, что, если вы можете сполна получать преданные служения, положенные вам, и при этом заниматься преданным служением, тогда это не получится, потому что Царица Кунти говорит: «Ты собственность тех, у кого нет ничего материального».

Другими словами, для того, чтобы достичь успеха в преданном служении не нужны никакие богатства. Не нужно думать, что постичь Бога могут только миллионеры, или только очень ученые, очень красивые или из аристократической семьи. Что нужно, чтобы постичь Бога? Преданность, то есть нужно заниматься преданным служением, и благодаря преданному служению мы очищаемся. Выв сами можете непосредственно получить этот опыт. Когда вы едите прасад, вы сами чувствуете удовлетворение – вам не нужен кто-то, кто мог бы выдать вам справку, что вы наелись.

В комментарии Шрила Прабхупада говорит, что возможность заниматься преданным служением – это огромная удача, и каждое действие в преданном служении – это шаг на пути обратно к Богу. Все, кто связан с ИСККОН очень удачливы.

Брахманда бхрамите коно бхагйаван джива
гуру кришна крипая пая бхакти лата биджа

Господь Чайтанья говорил, что после многих рождений в этом мире удачливое живое существо получает бхакти-лата-биджу – семя преданного служения. Если мы хотим добиться успеха в духовной жизни, то для этого сильно рекомендуется духовное общение. Находясь в ИСККОН, вы получаете достаточно возможностей для общения с преданными. У нас проходят большие фестивали – недавно закончился фестиваль Садху Санга. Также есть ежегодные фестивали в Маяпуре и Вриндаване. Затем в каждом храме ИСККОН проходят воскресные фестивали. Есть другие программы – бхакти-врикши, намахатты. Пользуйтесь этими возможностями духовного общения. Неважно, насколько вы заняты – это духовное общение будет позволять вам оставаться на верном пути.

Майя все время пытается сбить нас с толку. Или здесь майя не действует? Майя сказала, что Новороссийск – это не ее территория? Нет, весь мир – это территория майи. Конечно, это территория Кришны, но здесь работает майя. Поэтому мы постоянно должны быть начеку.

Царица Кунти молит Господа: «Мой дорогой Господь, пусть мои страдания усиливаются, потому что чем больше будет страданий, тем больше я буду видеть Тебя, а чем больше я буду видеть тебя, тем быстрее я освобожусь от череды рождения и смерти». Нам нужно преодолеть этот цикл рождения и смерти. Есть много школ и институтов, но нигде не учат тому, как покончить с рождением и смертью, и это главная задача, которая стоит перед нами. Семь видов материальных страданий не щадят никого, и единственное настоящее решение – это чистое преданное служение, которое является сутью всех священных писаний.

Примите этот метод с энтузиазмом и решимостью. Энтузиазм и решимость это два существенных момента. Рупа Госвами упоминает решимость как один из важных факторов духовного развития. Как можно усилить свою решимость? С помощью практики преданного служения. Как говорится, благодаря практике человек может достичь совершенства. В то же время нужно иметь энтузиазм. Нужно с энтузиазмом служить Господу. Нужно служить Господу в соответствии со своими способностями. И тогда, даже если у вас будут какие-то недостатки, Кришна это восполнит. Кришна очень хочет нам помочь. Разве это не плохо? Но мы должны быть готовы принять Его помощь. Что значит быть готовым принять Его помощь? Нужно действовать в соответствии с наставлениями Кришны.

Когда мы следуем наставлениям Кришны, которые приходят через ученическую преемственность, Кришна видит: «Вот человек, который хочет предаться Мне, поэтому Мне нужно дать ему разум, чтобы он смог понять Меня». Но если вы будете продолжать заниматься разными глупостями и при этом просить: «Кришна, Кришна, помоги», - то ничего не получится.

Итак, подведем итог. Здесь мы читаем знаменитые молитвы Царицы Кунти. В предыдущих стихах она перечислила различные бедствия, через которые пришлось пройти Пандавам, и после этого она говорит: «Дорогой Господь, пусть эти бедствия приходят снова и снова, потому что эти бедствия заставляют нас снова и снова видеть Тебя. А чем больше мы будем думать о Тебе и медитировать на Тебя, тем быстрее мы освободимся от рождения и смерти». Иногда преданные приходят и спрашивают: «Почему мне была послана эта болезнь?» - и я говорю им, что очень хорошо, что приходят страдания, иначе мы бы просто не поверили, что в этом мире есть страдания. Кто-то мог бы подумать: «А где же страдания? Это, похоже, кришнаитская пропаганда!»

Но писания просто напоминают нам о реальности. Нам просто нужно принять метод преданного служения с твердой верой и великой решимостью и без каких-то сомнений. Мы не должны думать: «Вот я служу, но не знаю, правильно ли я делаю, или заняться чем-то другим». Надо заниматься служением Господу с энтузиазмом, и тогда Кришна, несомненно, поможет вам. Прабхупада говорил, что, если вы делаете один шаг по направлению к Кришне, Кришна делает десять шагов навстречу вам. Кришна очень сильно хочет помочь вам. Но мы готовы принять Его помощь? Харе Кришна!