foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Компоненты, модули, шаблоны и другие Расширения Joomla

ПЕРЕВОД

Человек, который видит смысл жизни в чувственных наслаждениях, лишается рассудка. Словно одержимый, он бросается в омут материальной жизни и не задумываясь совершает самые тяжкие грехи. Он не знает, что получил свое тело в наказание за прошлые прегрешения и что именно это тело, хоть оно и не вечно, является причиной всех его страданий. На самом деле душе лучше было бы не воплощаться в материальном теле, но она все же получила его, чтобы испытывать в нем чувственные наслаждения. Поэтому Я считаю, что разумному человеку не подобает предаваться чувственным наслаждениям, ибо, стремясь к ним, он обрекает себя на бесконечные рождения в материальных телах.

КОММЕНТАРИЙ

В этом стихе осуждается безумная погоня за чувственными наслаждениями. Идя на поводу у своих чувств, человек готов делать все что угодно: влезать в долги, попрошайничать и даже воровать. Стремление наслаждаться ведет его в мучительные, адские условия жизни. Четыре основных греха — это вступать в недозволенные половые отношения, употреблять в пищу мясо, употреблять одурманивающие вещества и участвовать в азартных играх. Совершая эти грехи, живое существо обрекает себя на новое рождение в материальном теле, которое является источником бесконечных страданий. В Ведах сказано: асанго хй айам пурушах. По своей природе живое существо никак не связано с материальным миром, однако из-за стремления к чувственным удовольствиям оно запуталось в сетях материальной жизни. Чтобы вырваться из этих сетей и достичь совершенства, человек должен общаться с преданными и избегать действий, которые заставят его получить новое материальное тело.

ЛЕКЦИЯ

Ом агьяна тимирандхасья
гьянангьяна шалакая
чакшур унмилитам ена
тасмаи шри-гураве намаха

Харе Кришна! Итак, как я уже говорил, этот стих из главы, которая описывает наставления Господа Ришабхадевы. Кто такой Ришабхадева? Ришабха на Санскрите означает самый лучший. Господь Ришабхадева был воплощением Бога или аватарой. Сейчас слово аватар стало очень известным. Вы знаете, почему? Один голливудский режиссер снял фильм, который называется «Аватар». Он потратил на съемки фильма двести пятьдесят миллионов долларов, но этот фильм не имеет никакого отношения к Кришне или Ведическому учению. Но хорошая вещь в том, что название Ведическое. По всему миру была реклама, где кричалось: «Аватар, Аватар». Аватар означает тот, кто нисходит из духовного мира. И для чего аватары приходят из духовного мира? Господь всегда приходит для того, чтобы дать наставления.

Кришна говорит в Бхагавад Гите: йада йада хи дхармасйа гланир бхавати бхарата – Я прихожу в этот мир время от времени для того, чтобы установить принципы религии. Господь дает наставления в соответствии с местом, временем и обстоятельствами. Как Господь пришел в образе Чайтаньи Махапрабху пятьсот лет назад. Он увидел, насколько опустилось все человеческое общество. И что Он дал нам? Очень легкий метод. Что это за метод? Просто повторять святое имя и слушать о Господе.

В Сатья-югу методом самоосознания была глубокая медитация на Господа. Сейчас вы способны на это? Даже если вы поедете в Гималаи, вы все равно не сможете этим заняться. Потому что и там будут летать самолеты. И вообще где у нас способность к медитации? Затем наступила Трета-юга. Какой метод был в Трета-югу? Очень пышные ягьи. Для того, чтобы совершать такие ягьи, нужны настоящие брахманы. Эти брахманы были настолько могущественным, что могли зажигать жертвенный огонь просто мантрами – им не нужны были спички или зажигалки. Сейчас таких брахманов можно найти? Современные брахманы говорят: «Я приду к вам домой, но за посещение у меня такой-то тариф, это не бесплатно». И также для проведения этих ягьий нужны очень чистые ингредиенты – чистое масло, чистое молоко. И если бы вам приходилось проводить такие ягьи сейчас, вы бы сказали: «Махарадж, мы едва оплачиваем свои счета за пищу, какие уж там ягьи?» К тому же если вы постоянно будете проводить у себя дома ягьи, ваши соседи вызовут полицию. Поэтому вам придется уезжать куда-то в деревню, и там проводить ягьи.

Какой был следующий век? Двапара-юга. Какой метод был в Двапара-югу? Очень пышное поклонение Господу в храмах. В то время люди были очень богатыми, поэтому, когда они приходили в храмы, они приносили с собой очень богатые подношения – золото, серебро. Если бы вам сказали вам здесь в Сочи, что каждый день, когда вы приходите в храм, вам нужно было бы приносить золото, серебро и бриллианты, вы, вероятно, сюда бы не приходили. А если бы вы принесли золото и серебро, то воры сразу же стали бы думать, как это все украсть. Как только воры узнают, что где-то есть деньги, они сразу планируют это украсть. Если вы бедные, то вас никто не беспокоит. Но если у вас есть деньги, то тогда да. Так что этот метод в эту эпоху также невозможен. Поэтому Господь пришел как Чайтанья Махпрабху для того, чтобы дать очень простой метод воспевания святого имени Господа. Мы видим, что этот метод совершенно практичен, и ему можно следовать по всему миру. Люди любят петь, они любят танцевать. Поэтому можно просто петь святое имя и танцевать для Господа.

Существуют разные категории аватар. Существуют пуруша-аватары – это экспансии Господа, для того, чтобы творить материальный мир. Затем есть гуна-аватары, манвантара-аватары, шактьявеша-аватары, юга-аватары. Господь Чайтанья говорил, что точно также, как нельзя пересчитать все пылинки, влетающие в форточку, точно также нельзя пересчитать все воплощения Господа – их число огромно. Но в целом воплощения Господа можно распознать по тем описаниям, которые приводятся в шастрах. И также аватары совершают сверхчеловеческие деяния.

Итак, кто такой Господь Ришабхадева? Он был сыном Царя Набхи, и Его маму звали Мерудеви. Однажды, Царь Набхи и его жена Мерудеви совершали очень пышное жертвоприношение. Целью этого жертвоприношения было получить, который был бы подобен Богу. Господь был очень доволен этим жертвоприношением. Сегодня утром мы вам рассказывали историю о Дхруве Махарадже. Дхрува Махарадж совершал аскезы в течение пяти месяцев. Господь был очень доволен его аскезами, и поэтому предстал перед ним.

Подобным образом, Господь был очень доволен тем жертвоприношением, которое проводили Набхи и Мерудеви. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, наш духовный дедушка обычно говорил так: «Не пытайтесь увидеть Бога, лучше действуйте таким образом, чтобы Бог Сам захотел вас увидеть». Это же обычное дело – мы говорим: «Могу ли я увидеть Бога?» И что часто говорил Шрила Прабхупада на это? Он говорил: «А у вас есть глаза, чтобы увидеть Бога?» Вы не можете увидеть даже собственное веко, которое находится рядом с глазом, а вы хотите увидеть Бога! Поэтому Бхактисиддхантаджи говорил: «Не пытайтесь увидеть Бога, лучше действуйте таким образом, чтобы Бог захотел увидеть вас». Наша философия состоит в том, чтобы заниматься преданным служением Господу, и тогда, довольный этим служением Господь Сам явит Себя нам.

Даже такие возвышенные преданные, которые хотели получить Господа как сына, совершали очень суровые аскезы. Например, Васудева и Деваки, родители Верховного Господа, совершали аскезы в течении двенадцати тысяч небесных лет. Шесть земных месяцев равняются двенадцати часам по исчислению полубогов. В течение двенадцати тысяч таких лет они ничего не ели кроме воздуха и листьев, которые сами падали с деревьев. Вы на такой диете даже дня не протянете, но они совершали эту аскезу двенадцать тысяч небесных лет. И какое у них было желание? Они хотели, чтобы Господь стал их сыном.

Недавно мы отмечали день явления Радхарани. Царь Вришабхану и его жена Киртида тоже совершали очень суровые аскезы. Какое у них было желание? Чтобы сама Богиня Процветания стала их дочерью. Они совершали аскезы тысячи лет. Однажды, когда Вришабхану пошел на поле, он увидел там очень красивую девочку на лотосе. Она была очень красивой. Он принес ее домой. Когда все увидели эту девочку, все просто возликовали. Они никогда не видели ребенка такой красоты. Но затем они обнаружили, что девочка не видит и ничего не слышит и немая, поэтому они очень обеспокоились: «У нас появилась такая прекрасная дочь, но Она слепая, не говорит и не слышит». Но Она открыла глаза, когда туда принесли малыша Кришну. Первым, кого Она увидела, был Кришна.

Итак, Набхи и Мерудеви также совершали суровые аскезы, и Господь пришел как их сын. Когда Господь приходит в этот мир, Он дает наставления. В нашем движении сознания Кришны у нас есть наставления из стольких разных источников. У нас есть наставления Кришны, затем у нас есть эти наставления Господа Ришабхадевы, у нас есть наставления Нарады Муни, наставления брахманов, есть прославление игр Господа. В Шримад Бхагаватам очень много наставлений. Затем также в Чайтанья Чаритамрите есть наставления. Очень много наставлений! Есть еще одни наставления в другой знаменитой книге. Как называется эта книга? Бхагавад Гита, это наставления Кришны в Бхагавад Гите.

В материальном мире, когда люди дают нам наставления, как правило, возникают противоречия. Президент одной страны может что-то сказать, потом в другом месте он говорит другое, а президент другой страны может сказать вообще что-то другое. Но мы видим, что в писаниях нет никаких противоречий. Столько много личностей дают наставления, но по сути все они дают одни и те же наставления. И какое это наставление? Кришна – это Верховная Личность Бога, а преданное служение Кришне должно стать целью жизни. И нет никаких противоречий. Такова природа духовных наставлений. В них нет противоречий. Суть всего, что вы слышите одна и та же.

Мудрецы и Сам Господь являются нашими вечными доброжелателями. Когда Шрила Прабхупада писал письма своим последователям, он подписывал их «Ваш вечный доброжелатель». Вы знаете об этом? Вы видели письма Шрилы Прабхупады? Они всегда подписаны «Ваш вечный доброжелатель». Кто же является нашим вечным доброжелателем? Тот, кто хочет затащить нас в кино или в какой-нибудь бар? Нашим настоящим доброжелателем является тот, кто направляет нас на пути обратно к Богу. Господь является нашим вечным доброжелателем.

Однажды, Господь Чайтанья Махапрабху пришел проведать Харидаса Тхакура. Как вы знаете, Чайтанья Махапрабху – это Сам Верховный Господь. Шри Кришна Чайтанья Радха Кришна нахе анйа – Господь Чайтанья – это Радха и Кришна, которые пришли вместе. По определенным социальным обычаям Харидас, Рупа и Санатана не могли входить в храм Джаганнатхи. Так что, если вас не пускают в храм Джаганнатхи, вы не должны расстраиваться. Шрила Прабхупада резко выступал против того, что в храм Господа Джаганнатхи впускают людей только одной общины. Сейчас ИСККОН готовится к тому, чтобы в Джаганнатха Пури построился большой храм, в который будут впускать всех.

Однажды, Господь Чайтанья пришел к Харидасу и спросил: «Харидас, как можно спасти всех этих млеччх и яванов? Меня это очень беспокоит!» Обычно, мы впадаем в беспокойство, когда не получаем того, чего хотим, потому что мы все эгоисты. Но Господь и великие мудрецы испытывают беспокойства за других. Господь Чайтанья спросил: «Харидас, как же спасти всех этих яванов?» Харидас ответил: «Мой дорогой Господь, если они будут повторять святое имя без оскорблений, они будут спасены». Такова природа Господа – Он постоянно беспокоится о живых существах. Тысячи лет назад мудрецы собрались в святом месте под названием Наимишаранья. Вы знаете, где находится Наимишаранья? В северной Индии, ночь на поезде из Дели. Это место, в котором испокон веков собирались мудрецы и проводили обсуждения на духовные темы.

Итак, мудрецы собрались, чтобы обсудить важный вопрос. Собрались тысячи и тысячи мудрецов, и что они хотели обсудить? Как смогут спастись люди в Кали-югу. И они были очень могущественными духовными астрологами. Как сейчас вы идете к астрологу, чтобы узнать, что будет завтра. Конечно, в наше время люди не разбираются, кто квалифицированный астролог, а кто нет. Эти мудрецы обладали таким могуществом, что ясно могли видеть, что будет через тысячи лет. Тысячи лет назад они предсказали, что в Кали-югу память у людей будет очень слабой, люди будут склонны к ссорам. Сегодня люди склонны к ссорам или очень дружелюбны? Люди склонны ссориться по мелочам, и для юристов это очень хорошо, поскольку люди постоянно судятся друг с другом. Некоторые знаменитые адвокаты в Индии за свое выступление в суде берут пятьсот долларов за минуту. Неплохо?

В Кали-югу люди склонны к ссорам. В духовном плане люди очень ленивы, к тому же они сбиты с толку. Все это было предсказано мудрецами еще на этом собрании в Наимишаранье. Мысль, которую мы хотим этим проиллюстрировать состоит в том, что Господь и великие мудрецы беспокоятся о благе каждого. Есть знаменитая песня Бхактивинода Тхакура, день явления которого мы отмечали во время фестиваля. Бхактивинод Тхакур оставил нам много замечательных даров. Он трудился по двадцати одному часу в день. В течение дня он отдыхал максимум два с половиной-три часа, и его дневной рацион был всего лишь две чапати и несколько фруктов. Он написал около ста книг, включая разные песни и бхаджаны. Многие молитвы, которые мы поем, написал Бхактивинод Тхакур. Он обнаружил настоящее место явления Шри Чайтаньи Махапрабху, он восстановил учение Господа Чайтаньи в его изначальной форме.

В своей знаменитой молитве «Джив Джаго» Бхактивинод Тхакур говорит: «Кроме меня, обусловленные души, у вас нет настоящего друга». Преданные Господа, садху, духовные учителя являются нашими настоящими друзьями. В Чайтанья Чаритамрите говорится о двух видах деятельности – шреяс и преяс. Какая разница между этими двумя видами деятельности? Шреяс приносит сиюминутную выгоду, а преяс – выгоду в будущем. В обычной жизни к чему вы стремитесь – к сиюминутной выгоде или какой-то выгоде в будущем? В целом, вы хотите получить какую-то долговременную выгоду. Именно это и хотят дать вам мудрецы.

Итак, Господь Ришабхадева говорит: «Сейчас вы получили это редкое человеческое тело, пожалуйста, не тратьте даром эту человеческую жизнь. Не работайте тяжело, подобно животным». Что же делать? Нужно совершать аскезы, тапасью. Тапасья – это слово, которое мы часто используем. Тапасья означает наложение на себя определенных ограничений. Но существуют тапасьи разного вида. В действительности, материальная жизнь тоже полна тапасьи. Но Он говорит, что аскезы нужно совершать для удовольствия Господа. Он говорит тапо дивйа путрака ена саттвам - совершайте аскезы в преданном служении.

Кто-то может спросить: «А что я получу взамен?» Получите ли вы что-то взамен, если будете совершать аскезы для удовольствия Господа? Ваш материальный разум будет говорить вам: «Ты еще такой молодой, ты жертвуешь возможностью пойти в клуб, в кино, на какую-то тусовку!» Получаете ли вы какое-то благо взамен за свои духовные аскезы? Да, есть благо. Вы получаете бесконечное духовное счастье. То есть если мы добровольно накладываем на себя некоторые ограничения, то за это мы получаем бесконечное духовное счастье. В сознании Кришны есть три характеристики: павитрам, сусукхам, авьяяам. Павитрам означает, что оно абсолютно чистое. Бог абсолютно чист, поэтому метод преданного служения тоже абсолютно чист. Зачем мы следуем этой духовной дисциплине? Для того, чтобы очиститься и таким образом смогли понять Бога, который абсолютно чист. Вы же наверняка встречаете людей, которые говорят, что в нашем обществе много правил и запретов: «Посмотрите на нашего гуру – он такой либеральный! Он дает нам полную свободу!» Как говорят в деловых кругах, ты получаешь то, за что заплатил. Кришна тоже говорит подобное: йе йатха мам прападйанте – как человек предается Мне, настолько Я его и вознаграждаю. Кришна не говорит: «Делай, что хочешь и все равно получишь тот же результат». Он говорит, что те, кто поклоняются полубогам, идут к полубогам, но те, кто поклоняются Ему, идут к Нему. Сарва дхарма паритйаджйа – если ты предашься Мне, Я гарантирую, что заберу тебя к Себе. Мы все знаем в обычной жизни этот принцип – ты получаешь то, за что заплатил. Если ты заплатишь хорошие деньги, ты получишь качественный товар, изготовленный в Европе или Америке, но по дешевке ты купишь что-то, сделанное в Китае. Так что ты получаешь то, за что ты платишь. Этот принцип действует также и в духовном плане. Итак, взамен за эти аскезы вы можете обрести бесконечное духовное счастье.

Затем Господь Ришабхадева вдохновляет нас служить возвышенным преданным. Он говорит: «Служите махатмам, возвышенным преданным». Махатма – это человек, который не проводит никаких различий между живыми существами, для него все они равны. Он ни к кому не испытывает какого-то пристрастия. Надо служить махатмам и общаться с махатмами. Они умиротворены, поскольку постоянно заняты преданным служением. В большинстве своем мы все беспокойны. Почему? Потому что преданное служение не является нашим исключительным занятием. Но Господь Ришабхадева говорит, что махатмы удовлетворены, поскольку они заняты только преданным служением. Также они свободны от гнева и действуют во благо всех живых существ. Их главная цель – дать людям возможность встать на духовный путь.

В стихе, который мы читаем сегодня, Господь Ришабхадева говорит, что не нужно тратить жизнь на чувственные наслаждения. Сейчас у вас есть тело, которое причиняет вам одни беспокойства. Я вижу, все вы еще молодые, и вы можете сказать: «Ну где тут страдания? Я пока не видел никаких страданий. Похоже, это какая-то пропаганда кришнаитов, они пытаются нас запугать». Если вы хотите узнать о страданиях, просто ненадолго сходите в какую-нибудь больницу. Там вы увидите множество примеров страданий. Я часто говорю, что на бхакта программ преданных нужно отправлять в больницы на экскурсии, потому что когда вы будете в больнице, вы сможете понять, что произойдет с каждым из вас. Если кто-то болеет, а вы здоровы, вы думаете: «А, это он, у меня то все в порядке». Но это произойдет с каждым, это просто вопрос времени.

Семь видов страданий не пощадят никого. Какие это семь видов страданий? Рождение, смерть, старость, болезни. Наука продвинулась очень далеко, и невозможно это отрицать. Сейчас медицина оснащена современной техникой. Сейчас доступна компьютерная томография, благодаря которой можно увидеть все, что внутри тела, УЗИ, которое позволяет определить пол будущего ребенка. То есть прогресс беспрецедентен. Но это остановило болезни? Нет, сейчас больницы переполнены больше, чем когда бы то ни было. Врачи очень сильно заняты. Они вылечат одну болезнь – появляются десять новых. Образ жизни, целью которого являются чувственные наслаждения, является причиной очень большого количества болезней. Если вы будете следовать даже основам духовной дисциплины, вы сможете избежать большого количества болезней. И даже самая современная медицина не способна остановить болезни. В Америке у нас есть довольно много преданных, которые работают в больницах. Считается, что в Америке самая современная медицина. Я часто спрашиваю у врачей, как люди реагируют, когда им нужно ложиться на операцию. Они говорят, что они очень страдают, они в беспокойстве.

Мы получили это тело, которое у нас есть сейчас, в результате привязанности к чувственным наслаждениям. Господь Ришабхадева говорит, что если вы продолжите наслаждать свои чувства, то вы снова получите материальное тело. И что гарантирует вам это тело? То, что вы получите потом еще одно тело, которое будет причинять вам одни страдания. Разумный человек видит, что в материальном мире повсюду одни страдания, поэтому он думает: «Надо найти какое-то решение». Поэтому Господь Ришабхадева говорит, что решение – это преданное служение Господу. Займитесь той деятельностью, которая принесет вам настоящие чувственные наслаждения.

Другое качество преданного служения, о котором мы говорили – это сусукхам. Первое – это павитрам, что означает, что оно абсолютно чистое. Второе качество – это сусукхам, это значит, что оно совершается с радостью. Преданное служение – это деятельность, которая делает вас счастливыми. Если бы вы не получали удовлетворение от преданного служения, зачем бы вы им занимались? Есть ли в вашей стране закон, который говорил бы, что если вы не будете заниматься преданным служением, вы попадете за решетку? Конечно, было бы неплохо, если бы был такой закон, но пока такого закона нет нигде. Вы принимаете этот метод преданного служения, поскольку вы испытываете от него определенное удовлетворение.

В Шикшаштаке Господь Чайтанья перечисляет некоторые блага, которые приносит повторение святого имени. Первое благо, о котором Он говорит – это чето дарпана марджанам – благодаря повторению святого имени мы очищаем свое сердце. Мы сами можем видеть, что, когда мы начали повторять святое имя, постепенно наши материальные привязанности стали уменьшаться. Может быть, мы еще не достигли уровня абсолютной чистоты, но, если мы будем продолжать следовать этому методу, мы достигнем этого уровня.

Затем другой аспект – это ананда буддхи вардханам – повторение святого имени приносит безграничное духовное счастье. Шрила Прабхупада часто говорил, что у волн материального океана есть предел. Если вы придете на берег океана, вы увидите, что его волны не поднимаются выше определенного предела. Но есть ли предел высоты волн духовного океана? Нет, духовное счастье постоянно увеличивается. Итак, преданное служение совершается счастливо – сусукхам. Любой человек, который искренне следует этой практике, ощущает духовное счастье.

Затем авьяям – то, что оно неистощимо. Никогда невозможно устать от настоящего служения. В материальном мире вы можете слушать песню раз, два, три, но потом вам это надоедает, и вы хотите слушать другую песню. Но святые имена Господа можно петь день и ночь. Несколько дней назад мы отмечали день ухода Харидаса Тхакура. Он каждый день повторял сто девяносто два круга. Преданное служение неистощимо. Мы можем слушать Бхагавад Гиту или Шримад Бхагаватам каждый день, и мы никогда не устанем от этого. Господь Чайтанья для того, чтобы защитить нас от майи, дал нам следующий рецепт: повторять Харе Кришна и каждый день читать Гиту и Бхагаватам. Это наша страховка от майи.

Мы не должны иметь ни малейших сомнений в том, что если мы будем следовать по этому пути, то успех будет. В прошлом жил один великий ачарья по имени Шридхар Свами. Шридхара Свами говорил, что путь преданного служения настолько безопасен, что даже если вы будете бежать по нему с закрытыми глазами, вы не упадете. Другими словами, преданное служение настолько могущественно, что даже если кто-то занимается им неосознанно, он получает от этого благо. Например, преданные выходят на харинамы. Люди слышат святое имя. Каждый день я на час выхожу на прогулку читать джапу, и сегодня меня отвезли на набережную. Преданные рассказали, что на этом пляже всегда проводят харинамы, и недавно там состоялась Ратха Ятра. И я увидел эффект этого. Когда мы шли и читали джапу, мы встретили нескольких людей, которые сказали: «О, Харе Кришна!» Но они не понимают, что получают какое-то благо, когда произносят Харе Кришна. Но они произносят Харе Кришна и получают благо.

Таким образом, преданное служение настолько могущественно, что даже если вы побежите по этому пути с закрытыми глазами, вы получите от этого благо. Поэтому с полной убежденностью мы должны идти по этому пути, мы не должны делать это в полсердца: «Да, я хочу преданное служение, но и майю тоже хочу». Слишком много чего бы то ни было – это плохо. Вы слышали такую теорию? В преданном служении слишком много всего – пытается убедить в этом ваш материальный ум. Нужно заниматься преданным служением с полной убежденностью.

В заключительных строках комментария Шрила Прабхупада делает важное утверждение. Он говорит, что человек должен заниматься преданным служением, общаясь с преданными. Общение с преданными очень важно – старший вы преданный, средний или младший. Без садху санги невозможно сохранить свою духовную жизнь. Поэтому мы нуждаемся в духовном общении. Кем бы вы ни были – брахмачари, грихастхой, ванапрастхой или санньяси – всем нужно духовное общение.

И это общение может быть трех уровней. Общение с более продвинутыми, с равными и с менее продвинутыми. Если у нас есть возможность общаться с теми, кто находятся на более высоком духовном уровне, мы должны этому радоваться. Как павлин, когда он видит первые дождевые облака в начале сезону дождей, он начинает радоваться этому и танцевать в экстазе. Подобным образом, если у нас есть возможность общаться с преданными, находящимися на более высоком духовном уровне, мы должны радоваться этому. Ведь именно для этого вы все приезжали на фестиваль Садху Санга? Потому что там была возможность общаться с преданными, которые находились на более высоком духовном уровне.

Второй вид – это общение с равными. Когда у нас есть возможность общаться с равными, мы должны развивать с этими преданными дружеские отношения. Дружеские отношения означают, что мы должны вместе служить, вместе повторять святое имя, вместе выходить проповедовать, вместе выходить на харинамы, вместе есть прасад. И это называется духовная дружба.

И если вы встречаете кого-то, кто находится на более низком уровне, что нужно делать? Нужно его эксплуатировать? В материальной жизни если вы встречаете кого-то, кто находится на более низком уровне, вы пытаетесь его эксплуатировать. Как богатые обращаются с бедными? Они еще больше их эксплуатируют. Богатые страны эксплуатирую бедные страны. Что же делать нам, когда мы встречаем кого-то, находящегося на более низком уровне? Нет, мы должны проявлять к нему сострадание. Это значит, что мы проповедуем, мы даем им духовное общение. Жизнь преданного – в проповеди. Если мы встречаем кого-то, кто находится на более низком уровне, мы должны проявлять к нему сострадание. Есть разные способы проявлять сострадание. Мы выходим на харинамы, устраиваем фестивали, и самое высшее – это заниматься распространением книг. Итак, мы должны проявлять сострадание, и самой лучшей формой проявления сострадания является распространение книг Шрилы Прабхупады. Итак, когда вы встречаете кого-то, кто находится на более низком духовном уровне, нужно проявлять к нему сострадание.

Садху санга садху санга сарва шастра кахе
лава матра садху санга сарва сиддхи хайа

В писаниях говорится, что нужно пользоваться преимуществами духовного общения. Шрила Прабхупада создал это замечательное общество ИСККОН, в котором у нас есть огромные возможности для духовного общения. Рупа Госвами также дал нам наставления, каким образом нужно общаться с другими преданными. Он говорит:

Дадати пратигрихнати
Гухьям аччхати приччхати
бхункте бходжаяте чаива
Шад виддха прити лакшанам

Нужно раскрывать свой ум более возвышенным преданным. Когда вы находитесь в обществе преданных, вы должны открывать свой ум тем, кто находятся на более высоком духовном уровне. И принимать их наставления. Нет смысла говорить о том, что у вас на уме, если вы не готовы принять наставления. Иногда случается так, что мы не делимся своими сомнениями с другими, но в результате этого мы просто духовно ослабеваем. Итак, нужно раскрывать свои мысли и принимать наставления.

Иногда бывает еще такое отношение: «Я приму наставления, но только, если они мне подойдут, но если они не подходят, то я не приму их». Но нужно принимать все, что способствует нашему духовному развитию. Оставайтесь в обществе преданных, прежде всего, ищите хорошее в других вайшнавах и вайшнави, стремитесь общаться. Те из вас, кто живут в городах, где есть храмы, старайтесь любой ценой приходить на воскресные программы. Такое духовное общение поможет вам оставаться на верном пути. Также духовное общение будет напоминать вам о том, что правильно, а что нет. Общайтесь с теми, кто находятся на более высоком духовном уровне, с теми, кто утвердился в сознании Кришны. И это поможет нам духовно совершенствоваться. Харе Кришна!