foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Последние несколько дней я читал лекции в Краснодаре, это молитвы, которые возносит Прахлада Махарадж Господу Нрисимхадеву. Молитвы Прахлада Махараджа содержатся как в пятой песне, так и в седьмой. Вы хотите услышать эти молитвы? Все поклоняются Господу Нрисимхадеву, не правда ли? Да, потому что Нрисимхадева – это Господь, который дарует защиту. Он защищает жизнь, посвященную преданному служению.

йат-санга-лабдхам ниджа-вирйа-ваибхавам
тиртхам мухух самспршатам хи манасам
харатй аджо ’нтах шрутибхир гато ’нгаджам
ко ваи на севета мукунда-викрамам

ПЕРЕВОД

Общаясь с теми, кто всего себя отдал на волю Верховного Господа, Мукунды, можно услышать о Его великих деяниях и проникнуть в их смысл. Деяния Мукунды обладают таким могуществом, что, просто слушая о них, человек общается с Самим Господом. Если он регулярно и с огромным желанием слушает повествования о славных деяниях Господа, то Абсолютная Истина, Личность Бога, в Своем звуковом воплощении войдет в его сердце и очистит его от всякой скверны. Вода Ганги способна очистить тело и исцелить недуги, но, чтобы очистить сердце, тому, кто просто омывается в Ганге или посещает святые места, потребуется очень много времени. Какой же здравомыслящий человек откажется от общения с преданными, позволяющего быстро достичь совершенства?

ПЕРЕВОД

Регулярно омываясь в Ганге, человек может излечиться от многих болезней, однако таким образом невозможно очистить ум, который переполнен мирскими привязанностями и потому является источником всевозможной материальной скверны. Но кто непосредственно общается с Верховным Господом, слушая о Его деяниях, тот изгоняет из своего ума всю скверну и очень скоро обретает сознание Кришны. В «Шримад-Бхагаватам» (1.2.17) Сута Госвами подтверждает это:

шрнватам сва-катхах кршнах
пунйа-шравана-киртанах
хрдй антах-стхо хй абхадрани
видхуноти сухрт-сатам

Верховный Господь пребывает в сердце каждого, и Ему очень нравится, когда кто-то слушает о Его деяниях. Господь Сам очищает ум такого человека. Хрдй антах-стхо хй абхадрани видхуноти: Он изгоняет из ума все нечистоты. Именно эти скопившиеся в уме нечистоты заставляют живое существо влачить материальное существование. Тот, кто очистил свой ум, сразу возвращается в свое изначальное положение — в сознание Кришны — и достигает таким образом высшей цели жизни. Поэтому все великие святые, идущие путем преданного служения, подчеркивают важность метода слушания. Шри Чайтанья Махапрабху положил начало совместному пению мантры Харе Кришна, чтобы дать каждому возможность услышать святое имя Кришны, ибо, слыша звуки мантры — Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, — живое существо очищается (чето-дарпана-марджанам). Вот почему во всех странах мира участники Движения сознания Кришны занимаются главным образом тем, что повторяют и поют мантру Харе Кришна.

Очищая свой ум повторением мантры Харе Кришна, человек постепенно развивает в себе сознание Кришны. Он читает «Бхагавад-гиту», «Шримад-Бхагаватам», «Чайтанья-чаритамриту», «Нектар преданности» и все больше и больше очищается от материальной скверны. В «Шримад-Бхагаватам» (1.2.18) сказано:

нашта-прайешв абхадрешу
гнийам бхагавата-севайа
бхагаватй уттама-шлоке
бхактир бхавати наиштхики

«Регулярно слушая „Бхагаватам“ и служа чистому преданному, человек почти полностью очищает свое сердце от материальной скверны, и тогда любовное служение Господу, чье величие воспевают в изысканных, божественных стихах, навеки утверждается в его сердце». Таким образом, просто слушая о великих деяниях Господа, преданный почти полностью очищает свое сердце от материальной скверны, и ему открывается его изначальное положение — положение неотъемлемой частицы и вечного слуги Господа. Тот, кто преданно служит Господу, постепенно выходит из-под влияния гун страсти и невежества и начинает действовать исключительно в гуне благости. Такой человек становится счастливым и уверенно продвигается по пути сознания Кришны.

Все великие ачарьи призывают давать людям возможность слушать о Верховном Господе, ибо каждый, кто слушает о Нем, непременно достигнет совершенства. Чем больше мы очищаем свое сердце от скверны материальных привязанностей, тем больше нас привлекает имя Кришны, Его облик, качества, атрибуты и деяния. Этот принцип положен в основу Движения сознания Кришны.

ЛЕКЦИЯ

Ом агьяна тимирандхасья
гьянангьяна шалакая
чакшур унмилитам ена
тасмаи шри-гураве намаха

Харе Кришна! Красивый стих, не правда ли? Шри Чайтанья Махапрабху предсказал, что святое имя Господа будут петь в каждом городе и в каждой деревне. Когда Он это предсказал? Свыше пятисот лет тому назад. Также Шрила Бхактивинод Тхакур предсказал, что преданные со всего мира – он упомянул также Россию – приедут в Маяпур и вместе с бенгальскими преданными будут петь святые имена. И все это сбывается.

Итак, мы читаем восемнадцатую главу пятой песни Бхагаватам, и здесь упоминается, что Господь Нрисимхадева обитает на участке земли под названием Хариварша. И Прахлада Махарадж вместе со своими спутниками пришли сюда для того, чтобы прославить Господа. В седьмой песне Бхагаватам также описываются молитвы Прахлада Махараджа. В девятой главе седьмой песни Прахлада Махарадж прославляет Верховного Господа, и здесь в пятой песне Бхагаватам также описывается, как он прославляет Господа Нрисимхадеву.

Господь непостижим. Обычные люди имеют довольно примитивное понимание о Боге – это какой-то пожилой человек, что-то в роде Деда Мороза. Но наше понимание состоит в том, что у Господа бесчисленное множество форм. Каким же Он был Богом, если Его можно было бы оценить с помощью материальных чувств? На самом деле, Господь Ачинтья, Он непостижим.

Итак, здесь описывается, как Господь является в образе получеловека-полульва. Зачем Ему пришлось принять эту форму? Он принял эту форму для того, чтобы исполнить все обещания Своего преданного Господа Брахмы. Брахма дал различные заверения Хираньякашипу. В начале Хираньякашипу стремился стать бессмертным. И когда он попросил об этом Брахму, тот сказал ему: «Даже я сам не являюсь бессмертным. Как я могу дать тебе подобное благословение?» Господь Брахма живет триста одиннадцать триллионов четыреста миллиардов лет по земному исчислению. Потом ему тоже приходится умирать.

И Хираньякашипу попросил себе самые разные заверения, которые позволили бы ему косвенно стать бессмертным. И когда Господь пришел, Он должен был выполнить все эти обещания Брахмы. После того, как Господь убил Хираньякашипу, Он сказал Господу Брахм: «Пожалуйста, больше не давай таких обещаний, а то очень сложно было все вместе выполнить». Шрила Прабхупада произнес эти слова в шутливом тоне во время одной из лекций.

Прахлада Махарадж был так удачлив, что он получил духовное знание еще во чреве своей матери. В то время, когда Хираньякашипу совершал свои суровые аскезы, Прахлада находился еще во чреве матери, и полубоги подумали, что этот ребенок, который находится в лоне Миссис Хираньякашипу, наверное, будет еще большим демоном. Тогда появился Нарада Муни, который сказал:

- Куда вы ведете эту беременную женщину?
- Ты что, не знаешь, кто находится в ее лоне?
- Могущественный демон, сын Хираньякашипу!

Но Нарада Муни заверил их в том, что ребенок, который находился во чреве этой женщины был великим преданным Господа. И Нарада Муни дал прибежище в своем ашраме матери Прахлада. И чем обычно занимаются святые люди? Они проповедуют, и Нарада проповедовал матери Прахлада. Поэтому Прахлад выслушал все трансцендентное знание, еще находясь во чреве матери.

В начале этой главы Прахлада Махарадж говорит: «Точно так же, как Ты разорвал тело Хираньякашипу Своими острыми когтями, пожалуйста точно также разорви мои материальные желания». Затем Прахлада Махарадж просит благословения для всех обитателей Вселенной. Просто посмотрите, насколько он великодушен. Он не просит благословений для себя. Он просит: «Пусть будут мир и благоденствие во всей Вселенной, пусть все завистники успокоятся, занимаясь бхакти-йогой». Затем Прахлада Махарадж говорит: «Да, у нас могут быть родственники, но мы не должны чрезмерно привязываться к ним, наша привязанность должна быть направлена на Господа». В материальной жизни у нас всегда есть какие-то привязанности, и Прахлада говорит: «Привяжитесь к преданным Господа». Потому что если вы привяжетесь к преданным, то постепенно вы поймете философию и станете на путь истины.

Здесь он приводит много разных важных слов, которые Прабхупада подробно объясняет в своем комментарии. Когда мы изучаем Бхагаватам, Бхагавад Гиту и Чайтанья Чаритамриту, мы обязательно должны изучать комментарии. Когда Прабхупада писал эти комментарии, перед ним были комментарии разных ачарьев прошлого. Он брал самую суть этих комментариев и добавлял собственное осознание. Комментарии обсуждают основные моменты, которые содержатся в стихе.

В начале Прахлада Махарадж говорит, что нужно общаться с теми, кто отдал себя на волю Верховного Господа Мукунды. Снова и снова Прахлада Махарадж вдохновляет нас общаться с преданными. Все священные писания говорят

Садху санга садху санга сарва шастра кахе
лава матра садху санга сарва сиддхи хайа

Если у нас есть возможность хотя бы на мгновение получить возможность общаться с чистым преданным Господа, мы должны воспользоваться этим. И другом стихе из Чайтанья Чаритамриты - асат санга тьяга еи вашнава ачара - говорится, что нужно избегать общения с непреданными. Почему же священные писания призывают нас к общению со святыми людьми? В этом стихе это также объясняет Прахлада Махарадж. Прежде всего, общаясь с такими людьми, мы услышим, что Господь Мукунда является вездесущим. Поэтому необходимо общаться с теми, кто уже обрел истинную цель жизни. Каково определение преданного? Это тот, кто наносит тилаку и одевает дхоти или сари? Преданного можно распознать по его настроению и поступкам. В соответствии с этим стихом преданного можно посвятить так: это тот, кто понимает верховное положение Господа Мукунды, и посвящает себя служением Ему.

Общаясь с таким продвинутыми преданными, мы будем слушать повествования о Верховном Господе. Мы услышим о том, что Он является причиной всех причин. Итак, этот стих призывает нас слушать кришна-катху. Итак, этот стих призывает нас общаться с теми, кто поняли, что Мукунда – это тот, кто приносит освобождение и является причиной всех причин. И слушая о таких святых, мы сможем осознать то, что осознали они. Когда мы читаем первый раз Бхагавад Гиту, разве много мы можем там понять? Совсем немного. Но перечитывая ее снова и снова, мы все больше начинаем понимать ее смысл. То же самое относится и к Шримад Бхагаватам. Поэтому нужно читать и перечитывать эти книги снова и снова.

Итак, если мы попадаем в общество преданных Господа, нам приходится много слушать о славе Господа. По мере того, как мы будем все больше слушать, мы сможем все больше понять. Иногда, когда мы читаем Бхагавад Гиту, мы видим, что Арджуна задает совсем простые вопросы. Но он задает их ради нашего блага. И Кришна снова и снова повторяет те же самые важные моменты, потому что повторение помогает прийти к правильному заключению. Кришна мог бы изложить Бхагавад Гиту в нескольких стихах, но для того, чтобы объяснить нам все детально, Кришна произнес семьсот стихов.

Итак, если нам выпала удача общаться с преданными Господа, мы сможем услышать о славе Господа Шри Кришны. Он причина всех причин. Нет ничего, что было бы независимо от Господа.

Ишварах парамах кришнах
сач чид ананда виграхах
анадир адир говиндах
сарва карана каранам

Господь есть причина всех причин. Итак, чем больше мы общаемся с преданными, тем больше мы будем слушать о Господе, и по мере слушания наше осознание будет все больше углубляться. Когда вы учились в школе, вы видели, что понимание тех, кто более углубленно читали, увеличивалось. В этой пятой песне Шримад Бхагаватам Джада Бхарата объясняет Царю Рахугане метод преданного служения. В начале двенадцатой главы Царь Рахугана говорит: «Да, я уже многое понял, но, пожалуйста, объясни все это более детально». Поэтому этот образец уже есть в священных писаниях. Господь дает более детальное объяснение, чтобы мы глубже все поняли.

Далее Прахлада Махарадж говорит, что слушание настолько могущественно, что, просто слушая о Господе, мы непосредственно общаемся с Самим Господом. Кто из вас хотел бы общаться с Господом? Как же нам общаться с Господом? Необходимо следовать тому совету, который дается в этом стихе. Здесь говорится, что тот, кто постоянно слушает о Господе, непосредственно общается с Ним. Это означает, что, когда мы слушаем о Господе, это слушание неотлично от Самого Господа. Точно так же святое имя неотлично от Самого Господа. Иногда, когда мы встречаемся с друзьями или родственниками, они говорят: «Ну ты повторяешь одно и то же, одно и то же все время. Неужели ты не устал от этого?» Каков же ответ? Мы можем повторять святое имя снова и снова и не уставать при этом, потому что Господь вложил в святое имя все Свои трансцендентные энергии.

И откуда приходит к нам святое имя? Оно нисходит непосредственно из духовного мира. Святое имя неотлично от Самого Господа. Есть этот знаменитый стих:

Нама чинтамани кришнах
Чайтанья раса виграхах
Шуддхо пурно нитья-мукто
Бхиннатва нама наминох

Нама чинтамани кришна означает, что святое имя Господа подобно философскому камню чинтамани. Философский камень обладает таким свойством, что к чему бы он ни прикоснулся, все обращается в золото. И святое имя подобно такому философскому камню. Любой, кто принимает святое имя – осознанно или неосознанно – получает благо. Иногда люди говорят: «Посмотрите на этих сумасшедших Харе Кришна!» - они уже произнесли имя Кришны. Здесь у вас, похоже, хорошие соседи, потому что киртан был очень громким, но никто не прибегал жаловаться. Вам повезло, у вас хорошие соседи. Иногда, люди жалуются, они говорят: «Что эти Харе Кришна создают столько проблем!» - но они произносят имя Кришны и получают от этого благо. Итак, святое имя подобно философскому камню – любой, кто принимает святое имя, осознанно или неосознанно, получает благо.

Пурно означает, что святое имя является полным целым. Нитья мукто – оно дает нам вечное освобождение. Шуддха означает чистейшее. Бхиннатвам намо наминох означает, что нет разницы между Самим Господом и Его святым именем. И святое имя неотлично от Господа, и священные писания также неотличны от Господа.

В первой песне Шримад Бхагаватам описывается история ухода из этого мира Бхишмадевы. Кто из вас читал эту историю? У Бхишмадевы было такое благословение, что он мог по своему выбору оставить этот мир. Когда Пандавы были уже восстановлены на троне, он уже не видел причин, почему ему нужно оставаться в этом мире, поэтому он начал готовиться к уходу, и он лежал на ложе из стрел. В этом месте собрались все полубоги, великие мудрецы, Пандавы, и Сам Господь Кришна пришел туда. На примере Бхишмадевы Господь хотел показать, что Его преданные всегда находятся в здравом состоянии ума. Он предложил Юдхиштхире: «Спроси Бхишмадеву, какова цель жизни».

Когда в последние дни пребывания на этой планете Шрила Прабхупада, лежа в постели, переводил Шримад Бхагаватам, его сравнивали с Бхишмадевой. С материальной точки зрения Прабхупада был в тяжелом состоянии, его тело было больным, но он не прекращал свои переводы. Господь на примере Бхишмадевы хотел показать, что преданный даже на смертном одре находится в здравом состоянии ума. Бхишмадева обладал великой удачей. Почему? Потому что Господь лично присутствовал у его постели. Не только Сам Господь, но и все полубоги. Несомненно, это самый лучший способ оставить этот мир, когда Господь стоит рядом с вами. Кто из вас считает, что с вами произойдет то же, что произошло с Бхишмадевой, то есть Господь будет лично стоять рядом с вами, когда вы будете оставлять этот мир? Некоторые из вас хотели, чтобы это произошло, но считаете, что это, вероятно, не произойдет. Но в действительности, это возможно, и я хочу вам это доказать. Шрила Прабхупада говорит об этом как раз в той же самой главе об уходе Бхишмадевы. В комментарии Шрила Прабхупада пишет: «Если вам выпала удача в момент смерти слышать святое имя или такие повествования, как Бхагаватам или Бхагавад Гиту, вы обретете ту же удачу, которая выпала Бхишмадеве, когда рядом с ним лично присутствовал Сам Господь. Это доказывает то, что святое имя Господа и разные повествования о нем неотличны от Самого Господа.

И то же самое утверждается в этом стихе, который мы сегодня прочитали. Об этом говорит Прахлада Махарадж. Он говорит: «Деяния Мукунды обладают таким могуществом, что, просто слушая о них, человек общается с Самим Господом». Что же это означает? Это означает, что деяния Господа неотличны от Него Самого. Просто слушая о Господе, вы уже общаетесь с Господом. В первой песне Бхагаватам мы читаем о том, что Арджуна пребывал в большой печали после того, как Господь покинул этот мир. Он был очень расстроен. Но затем Арджуна начал медитировать на наставления Кришны, которые Он дал в Бхагавад Гите, и он почувствовал, что Кришна находится прямо рядом с ним, и вся его печаль ушла. В комментарии Шрила Прабхупада пишет, что точно так же как Арджуна медитировал на наставления Кришны из Бхагавад Гиты, каждый из нас должен медитировать на эти наставления. И что мы обретем, медитируя на эти наставления? Мы получим личное общение с Кришной.

Многие преданные любят читать книгу «Кришна» перед тем, как ложатся спать. Мы читаем о том, как Кришна убил этих могущественных демонов. И когда вы читаете эти истории, вы чувствуете, что вы как бы лично присутствуете там. Когда вы читаете Бхагаватам, Бхагавад Гиту вы можете почувствовать, что сами присутствуете в этих играх. Здесь Прахлада Махарадж ясно утверждает, что, если мы слушаем о Господе в присутствии преданных Господа, мы непосредственно общаемся с Самим Господом.

Что же дальше говорит Прахлад? Он говорит, что, если регулярно слушать повествования о Господе, ему открывается Сама Абсолютная Истина, личность Бога. Что это означает? Что означает открывается? Говорится, что Господь является в сердце и очищает его от всякой скверны. Есть ли у нас какая-то грязь в сердце, или оно уже совершенно чистое? А мне сказали, что вы уже полностью очистились на фестивале садху санга. Да, мы очищаемся, но нужно продолжать очищение. Шрила Прабхупада иногда говорил, что наше сердце чернее угля. Это означает, что там много скверны. Что мы имеем в виду, когда говорим, что в сердце есть какое-то осквернение? В третей главе Бхагавад Гиты Арджуна спрашивает Кришну: «Почему человек совершает грехи даже помимо его воли». Я знаю, что это неправильно, но все равно делаю. Кришна отвечает: «Это вожделение, всепожирающий враг этого мира, оно горит подобно огню и никогда не гаснет».

Затем Кришна говорит, где можно обнаружить этого врага. В уме, разуме и чувствах. Итак, в нашем сердце содержатся столько анартх. Кто-то из вас может сказать, что кардиологи сказали ему, что у него здоровое сердце. Нет, оно не здоровое. Нет ни одного здорового человека. Наше сердце переполнено скверной – вожделение, гнев, жадность, ненависть. Все эти материальные желания поселились в нашем уме, разуме и чувствах. Итак, мы определили, где находится скверна – в уме, разуме и чувствах, но как же освободиться от всех этих анартх? Есть надежда или нет? А я слышал, что нет никакой надежды. Надежда есть. И какова наша надежда? Нужно слушать о деяниях Господа, слушать о святом имени Господа, и это очистит зеркало нашего ума от пыли, накопившейся на нем с незапамятных времен.

Слушание из авторитетных источников очень важно не только для новичков, но и для опытных преданных. Кто-то может сказать: «Я уже опытный преданный, и мне необязательно все это повторять», - но мы здесь читаем о том, как осознавшие себя души продолжают слушать об этом. Махараджа Парикшит слушал Шримад Бхагаватам, и тысячи осознавших себя мудрецов собрались там, чтобы снова услышать Шримад Бхагаватам. Поэтому в нашей жизни никогда не должно быть такого момента, когда вы подумаете: «Все, мне больше слушать уже не надо». Слушание – это ключ к успеху в духовной жизни, и об этом говорится в различных стихах Шримад Бхагаватам. Почему? Потому что повторение необходимо для того, чтобы прийти к окончательному выводу.

В этом стихе говорится, что когда человек регулярно слушает повествования о Господе, то Господь войдет в его сердце и очистит его до конца, подобно тому, как мы убираем комнату. Итак, Господь очищает сердце, удаляет оттуда грязь. Вы можете вспомнить, что в тот день, когда вы следуете хорошей садхане и внимательно повторяете святое имя, вы просто наполняетесь духовной энергией. Но когда в какой-то день у вас слабая садхана, и вы невнимательно повторяете святое имя, то материальная энергия всплывает на поверхность, и начинает покрывать все ваши духовные желания.

Господь входит в ваше сердце. Как в Бхагаватам говорится:

Киртанах сва катхах кришнах
пунья шравана киртанам
хридйантхах стхо абхадрани
видхуноти сухрид сатам

Итак, здесь говорится о том, как Господь входит в наше сердце. Господь пребывает в сердце каждого, и Он становится очень доволен, когда кто-то воспевает Его имена и слушает о Нем. У нас у всех есть опыт, что когда мы внимательно слушаем и воспеваем, то все анартхи ослабевают и уходят из нашего сердца. До того, как мы присоединились к сознанию Кришны, какой только ерундой мы не занимались. Но у нас есть практический опыт того, что, когда мы начинаем общаться с преданными, повторять святое имя и слушать о Господе, все наши материальные привязанности начинают становиться слабее и слабее. В нашей философии нет ничего такого, что бы не было возможно проверить на практике. Иногда люди говорят: «Да вам просто мозги промыли – целый день повторяете Харе Кришна и все!»

В этой связи Шрила Прабхупада рассказывал историю. Жил да был один мужчина и как-то он решил позвать свою жену:

- Жена, иди сюда!
- Скоро приду – сейчас закончу готовить
- Жена, иди сюда!
- Скоро приду.
- Да ты что, глухая? Не слышишь, как я тебя зову?

На самом деле, он был глухим. Материалистам очень хорошо промывают мозги, чтобы они утвердились в мнении, что удовлетворение чувств – это смысл жизни, и когда мы пытаемся устранить этот эффект промывания мозгов, они говорят, что промыли мозги нам. Итак, если мы внимательно слушаем, воспеваем и общаемся с преданными, мы наполнены энтузиазмом. Наша философия состоит в том, что у нас есть тело, и внутри этого тела пребывает душа. То же самое говорится и в Библии – какой толк, если я обрету весь мир, но потеряю вечную душу. Кто-то может спросить: «А как вы можете доказать, что есть душа?» Очень просто. До тех пор, пока душа есть в теле, в теле есть сознание. Кода душа уходит, сознания не остается. Человек умирает, тело лежит прямо перед вами. Почему вы плачете, что он ушел? Он же прямо перед вами! Но есть что-то, что ушло, и это душа.

В 1968 году один известный канадский хирург написал статью, в которой говорил: «Я наблюдал, как люди умирают в течение тридцати двух лет, и пришел к выводу, что в теле есть нечто, и когда это нечто покидают тело, его объявляют мертвым, и теперь мы будем исследовать, что же это такое». Шрила Прабхупада написал письмо этому профессору, в котором написал: «Я очень рад, что вы признаете, что в теле есть что-такое, что покидает тело в момент смерти, но вы никогда не сможете понять, что это такое». И он процитировал стихи из Бхагавад Гиты. В конце концов, этот врач признал, что те выводы, которые содержатся в Ведах намного превосходят те, что делает современная наука. Эта переписка приводится в книге «Наука Самоосознания». Перечитайте ее как-нибудь.

Смысл всего вышесказанного состоит в том, что вся эта философия имеет практическое применение. Тут нет никакой фантастики, никакого воображения. Мы никогда не говорим, чтобы вы держали в тайне то, что мы рассказали. У нас в ИСККОН нет никаких секретов. Через минуту после заседания ДжиБиСи уже все знают, что там обсуждалось. В нашей философии тоже нет никаких секретов. Все написано в книгах. Мы не говорим: «Вот, я даю тебе секретную мантру, никому не рассказывай ее».

Прахлада Махарадж говорит, что, когда мы слушаем философию, мы непосредственно общаемся с Самим Господом. Кто-то может сказать: «А как на счет тиртх? Я думал, что если я поеду в святые места, а очищусь, и мне не нужно будет слушать и воспевать! А что, если я просто пойду и в Ганге омоюсь? Разве этого недостаточно?» Индусы часто говорят: «Вот, я отправлюсь в паломничество и омоюсь в Ганге, или совершу паломничество во Вриндаван». Это хорошо, но Прахлада Махарадж утверждает, что подобное паломничество очистит вас только через долгое время, но если вы постоянно слушаете повествования о Господе и воспеваете Его святые имена, то это очистит вас очень быстро.

Главный вывод, который можно сделать из этого стиха состоит в том, что мы должны полностью посвятить себя шраванам и киртанам. Если мы серьезно практикуем шраванам и киртанам, тогда мы сможем практиковать вишну смаранам. Именно для этого мы проводим многочисленные фестивали, такие как Садху Санга. Самый большой фестиваль, который проводится в Маяпуре и Вриндаване, был начат непосредственно Шрилой Прабхупадой. Также во время Карттики преданные едут во Вриндаван (те, кому позволяют возможности). И преданные едут во Вриндаван для того, чтобы слушать и воспевать, я знаю многих преданных, которые во время Карттики каждый день повторяют шестьдесят четыре круга.

Впервые, когда Шрила Прабхупада открыл первый храм в Нью Йорке, он попросил своих учеников повторять шестьдесят четыре круга. Мукунда Махарадж и несколько других ранних преданных попытались это делать несколько дней, но у них ничего не получилось. Они пришли к Шриле Прабхупаде и сказали: «Мы американцы, нам повторять шестьдесят четыре круга очень сложно». Прабхупада сказал: «Ну хорошо, тридцать два круга». Они попробовали повторять тридцать два круга, но потом пришли и сказали: «Шрила Прабхупада, очень трудно». И тогда Прабхупада сказал: «Ну тогда шестнадцать кругов, но не меньше. Это окончательно!» Итак, у нас минимальная квота – это шестнадцать кругов. Потому что ИСККОН – это проповедническое движение, нам нужно распространять книги, давать лекции, проповедовать и т.д.

В комментарии Шрила Прабхупада цитирует этот знаменитый стих шринватах сва катхах кришнах. В этом стихе Кришна говорит, что благодаря регулярному воспеванию святого имени и слушанию о Господе все неблагоприятное из нашего сердца уходит. Шрила Прабхупада в комментарии цитирует другой стих из Шримад Бхагаватам, который содержит то же послание.

Нашта прайешв абхадрешу
нитйа бхагавата севайа
бхагаватир уттама шлоке
бхактир бхавати наиштики

Благодаря регулярному чтению Шримад Бхагаватам и служению чистому преданному все неблагоприятное в сердце почти полностью уничтожается, и в нем утверждается любовное преданное служение. Слушание – вот ключ к успеху в духовной жизни. Очень часто можно видеть, как преданные засыпают во время лекции по Шримад Бхагаватам или чтения джапы. Но кто-нибудь из вас видел, как преданные засыпают перед тарелкой прасада? У нас уже есть естественный вкус к прасаду, но наш вкус ко святому имени еще не развился в полной степени. Вкус у нас есть, но он еще не такой глубокий. Иногда преданные говорят, что у них нет никакого вкуса, но если бы у вас не было вкуса, то что бы вы тогда здесь делали? Вы уже были бы в ночном клубе. У вас есть вкус, но он просто еще недостаточно глубокий. У нас есть вкус к Шримад Бхагаватам, но он еще не такой глубокий.

Как же его углубить? Слушая. Чем больше мы слушаем, тем больше очищаемся. Очищение означает, что влияние анартх будет ослабевать. Иногда анартхи кажутся нам очень опасными, но хорошее известие состоит в том, что их можно ослабить и устранить. В этом стихе из Бхагавад гиты гуна эша Кришна говорит: «Мою иллюзорную энергию очень сложно преодолеть, но тот, кто предается Мне, легко преодолеет ее влияние». Итак, этот метод сознания Кришны по сути состоит в очищении от анартх. В комментарии Шрила Прабхупада говорит, что Верховный Господь становится очень доволен, когда видит, что кто-то говорит о Нем. Господь говорит: «Вот кто-то говорит о Моей славе, давай-ка я помогу ему очистить сердце».

Например, мы читаем книги. Шрила Прабхупада так тяжело трудился, чтобы написать эти книги. Здесь Прабхупада говорит, что, когда Кришна видит, что мы читаем эти книги, Он становится очень доволен. Кришна говорит: «Вот, посмотрите, кто-то пытается понять Меня. Давайте Я дам ему понимание, с помощью которого он сможет прийти ко Мне». Итак, метод духовного развития описан совершенно ясно. Нам не нужно ничего выдумывать, не нужно делать каких-то предположений. Нужно просто с полной верой следовать этому методу, и наша вера будет становиться сильнее по мере того, как мы будем практиковать этот метод. В материальной жизни тоже есть такая поговорка – практика делает человека совершенным. В этом и состоит наша философия. Чем больше мы слушаем и воспеваем, тем сильнее становится наша вера в сознание Кришны. Чем больше мы слушаем и воспеваем, тем сильнее становится наша вера в наставления духовного учителя. Если мы этого не делаем, то вера ослабевает.

И единственная забота чистого преданного состоит в том, чтобы видеть, как люди будут спасены, как они встанут на путь к совершенству. Как, например, Прахлада Махараджа молится в одном из предыдущем стихе: «Да воцарится мир и благоденствие во всей Вселенной. Люди смогут стать счастливыми только, практикуя бхакти-йогу». Многие люди думают: «Если у меня будут деньги, если у меня будет власть, то тогда я смогу стать счастливым», - но это иллюзия. Если вы хотите истинного счастья, то примите этот путь преданного служения. Это единственный путь, как по-настоящему обрести счастье. Рупа Госвами говорит, что если вы можете где-то купить сознание Кришны, то заплатите любую цену, но примите сознание Кришны. В комментарии Шрила Прабхупада говорит, что самый лучший метод для того, чтобы очиститься – это изучать такие книги как Чайтанья Чаритамрита, Бхагавад Гита и Шримад Бхагаватам. Поэтому в наших храмах мы каждый день проводим лекции по Бхагавад Гите и Шримад Бхагаватам.

Вы можете сказать: «В нашем городе нет храма, ближайший храм так далеко, что же нам делать?» Читайте книги дома, слушайте лекции. Итак, у нас есть много возможностей для того, чтобы получить шраванам киртанам. Материалисты изобретают много вещей, а преданные используют их для Кришны. Например, материалисты изобрели Интернет, а преданные теперь каждый день получают даршан Радхи Мадхавы из Маяпура или Кришны Баларамы из Вриндавана. И самое главное – это воспользоваться возможностями, которые дают шраванам и киртанам. И это послание содержится не только в этом стихе. С первой песни по двенадцатую много стихов говорят о важности шраванам и киртанам. Почему? Для того, чтобы это дошло до нас, это повторяется снова, снова и снова. Итак, нужно общаться с теми, кто более продвинут, общаться с теми, кто утвердился в методе преданного служения, и свести к минимуму общение с непреданными. Невозможно просто взять и полностью отказаться от общения с непреданными. Вы ходите на работу или занимаетесь бизнесом, кто-то ходит в школу или учится в институте, кто-то выходит распространять книги или проповедовать. Вам же приходится встречаться с непреданными! Поэтому мы общаемся с непреданными только в той степени, насколько это необходимо. И тогда мы сможем духовно развиваться.

Итак, этот стих, который произносит Прахлада Махарадж, обращен ко всем нам. Бхагаватам это сплошные молитвы. Различные преданные возносят молитвы. Давайте же все будем читать эти молитвы, если вам сложно запоминать Санскрит – ничего страшного. Просто читайте эти молитвы и медитируйте на них, и тогда вы очиститесь. Харе Кришна!