foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Бесплатные шаблоны Joomla

Харе Кришна!

Ом агьяна тимиранхасья
гьянангьяна шалакая
чакшур унмилитам ена
тасмаи шри-гураве намаха

Семь видов страданий никого не щадят, неважно преданный вы или нет. Кто-то может сказать: «А почему это преданные должны болеть?» Это благословение Господа, это призвано напомнить нам, что это тело не предназначено для наслаждений, иначе мы очень легко впадем в иллюзию и будем думать: «Да где эти материальные страдания? Материальная жизнь такая счастливая!» Недавно мы отмечали сорокалетие приезда Шрилы Прабхупады в Москву. Я немного расскажу о том, что было связано с проповедью в Советском Союзе в 1976-1977 годах.

Господь Чайтанья Махапрабху предсказал, что святые имена Господа будут воспевать в каждом городе и каждой деревне во всем мире, и Бхактисиддхантаджи, духовный учитель Шрилы Прабхупады пытался исполнить это предсказание. Он посылал своих нескольких учеников-санньяси в Западные страны для того, чтобы попытаться распространить там движение санкиртаны Господа Чайтаньи, но они вернулись без особого успеха. И многие Гаудия Вайшнавы даже думали: «Конечно, Господь Чайтанья предсказал, что святое имя распространится по всему миру, но, похоже, Кали-юга слишком глубока, и этого, возможно не случится». Но Бхактисиддхантаджи и Шрила Прабхупада твердо верили, что это несомненно произойдет. Их вера была непоколебимой. Поэтому в 1921 году при первой встречи Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати со Шрилой Прабхупады он посадил семя этой миссии в сердце Шрилы Прабхупады.

Отца Шрилы Прабхупады звали Гаура Мохан Де. Он был торговцем тканями среднего класса в Калькутте. И он регулярно приглашал садху к себе домой. Некоторые из этих садху были настоящими садху, а некоторые не настоящими, но он приглашал всех. Когда друг Шрилы Прабхупады сказал ему: «Пойдем, я познакомлю тебя с одним особенным садху», - Прабхупада сначала был не очень вдохновлен этим. Он сказал: «Я уже встречал столько разных садху, и никто из них особо не впечатлил меня». Но друг Шрилы Прабхупады сказал: «Нет, обязательно пойдем, этот садху очень особенный». И на первой же встречи Шрила Бхактисиддханта увидел, что это тот человек, который пришел, чтобы исполнить предсказание Шри Чайтаньи Махапрабху.

Несколько недель назад мы отмечали день Явления Бхактивинода Тхакура. Бхактивинод Тхакур также был великим провидцем, и он также предсказал, что скоро явится великий сенапати, который распространит движение Господа Чайтаньи по всему миру, и этим сенапати был Шрила Прабхупада. Сенапати означает великий воин. Шрила Прабхупада был великим воином, который сражался с майей. Преданные очень спокойны, но идет война с майей. Они не хотят терпеливо сносить влияние майи, потому что они знают, что майя опасна. Они знают, что майя может действовать как грубыми способами, так и более тонкими. Они знают, что нужно исправлять влияние майи, а иначе она будет как рак распространяться все больше и больше. Поэтому преданные являются воинами, которые сражаются с майей.

Шрила Прабхупада предпринимал усилия, чтобы отправиться на Запад. Ему пришлось приложить немало усилий для того, чтобы получить паспорт и бесплатный билет в Америку. По пути в Америку у него было два сердечных приступа, и когда у него случился второй сердечный приступ, он подумал, что, видимо, его миссия не увенчается успехом, и он уже стал думать о том, как вернуться в Индию. Но в ту же ночь Господь пришел к нему во сне. Шрила Прабхупада плыл в лодке, и Господь был на веслах в этой лодке, и Господь сказал ему: «Не беспокойся, твоя миссия увенчается успехом». Таким образом, Шрила Прабхупада начал движение сознания Кришны в Америке.

Когда Шрила Прабхупада сошел на берег в Бостоне, он посмотрел на атмосферу, которая царила в Америке и подумал: «Кто же вообще захочет здесь слушать о сознании Кришны?» Шрилу Прабхупаду также называли кави, поэтом. С детства он регулярно писал стихи. В 1932 году он написал свое знаменитое стихотворение как подношение на Вьяса-пуджу своего духовного учителя. Это подношение, которое он написал в 1932 году каждый год печатается в книге Вьяса Пуджа самого Шрилы Прабхупады. Бхактисиддханте Сарасвати особенно понравились следующие строки в его стихотворении: «Ты доказал, что Абсолют имеет чувства и избавил нас от катастрофы имперсонализма. Господь Чайтанья проповедовал против представления о Боге как о чем-то безличном. Представление о том, что Бог – это что-то безличное, просто ограничивает Бога. В соответствии с этим представлениями считается, что у Бога нет глаз, нет рук, нет ног и т.д. Конечно безличностное понимание Бога лучше, чем атеизм, но по сравнению с представлениями о Боге как о личности, это менее полное представление. В своем подношении Шрила Прабхупада написал: «Вы доказали, что Господь — это личность, обладающая чувствами, и вы разрушили эти ошибочные представления о Боге, как о чем-то безличном».

Когда Шрила Прабхупада сошел на берег в Бостоне и увидел материалистичную атмосферу, которая царила в американском обществе, он написал стихотворение, в котором сказал, что по милости Радхарани возможно все. Затем, в конце концов, Шрила Прабхупада основал движение сознания Кришны в Америке. В первый год ему пришлось преодолеть очень много трудностей. У него даже не было какого-то постоянного места жительства. Однажды, в Нью Йорке он жил в одной мансарде, то есть это было более похоже на склад. Это место принадлежало одному наркоману. Однажды этот молодой человек в час ночи под влиянием наркотиков пришел к Шриле Прабхупаде и напал на него, и ему пришлось срочно уйти оттуда с двумя чемоданами в руках.

Шрила Прабхупада преодолел множество трудностей в Америке, и в Индии, чтобы распространить движение сознания Кришны. После того, как Шрила Прабхупада установил движение сознания Кришны в Америке, Канаде и Европе, он постоянно думал о том, как распространить движение сознания Кришны в Советском Союзе. Наверное, вы подробно слышали эту историю от Шьямасундары и других преданных. В Германии был один преданный, которого звали Кришнадас, и он поддерживал контакт с разными индологами в Советском Союзе. И Прабхупада вдохновлял его: «Давай, развивай связи с этими профессорами». И это привело к тому, что у него завязался контакт с профессором Котовским, который в конце концов, выслал Шриле Прабхупаде приглашение в Советский Союз.

Уже позже, где-то в 1992 году я встречался здесь с профессором Котовским. В то время наш храм был на Беговой. Я пригласил профессора Котовского к нам в храм на Беговую. На встрече он сказал: «Я очень сильно рисковал, что пригласил вашего Свамиджи в Советский Союз». В любом случае, он сделал очень важное служение. Как вы знаете, Шрила Прабхупада приехал в Советский Союз, посадил семя преданного служения и сделал одного преданного. В то время фотографии, на которых Шрила Прабхупада изображен на фоне Кремля, сразу стали хитом в ИСККОН. В то время попасть в Советский Союз было очень великим достижением. Каждый день Шрила Прабхупада ходил на утренние прогулки в течение часа. Шьямасундара Прабху, вероятно, рассказывал о том, как он приехал со Шрилой Прабхупадой, и как он встретился с Ананта Шанти. Поэтому я не буду вам об этом ничего говорить.

В 1976 году по милости Кришны издательство Бхактиведанта Бук Траст в Бомбее получило письмо из агентства Международная Книга в Советском Союзе. Как вы знаете, Шрила Прабхупада создал две основные организации. Первая организация – это ИСККОН, Международное Общество Сознания Кришны, которая открывает храмы по всему миру. Вторая организация, которую он создал, называется Бхактиведанта Бук Траст. Задачей этой организацией является переводить книги на все языки мира, печатать их и распространять по храмам. Вы будете счастливы узнать, что ББТ уже напечатало книги Шрилы Прабхупады на более, чем семидесяти языках мира, и с каждым годом книги переводятся на другие языки.

Я также являюсь руководителем ББТ в Индии, но помимо меня там были и другие преданные, менеджеры издательства. И менеджеры сказали мне: «Вот мы получили письмо из Советского Союза, они спрашивают о наших книгах». Я сказал: «Из Советского Союза? Точно? Вы не шутите?». Они сказали: «Нет, мы не шутим, вот письмо из Советского Союза, мы получили запрос из Советского Союза», — это была простая почтовая карточка, на которой было написано, что они хотят получить каталог всех книг издательства ББТ Бомбей. Отделения ББТ есть в каждой стране, но Советский Союз и Индии, особенно в то время, имели очень близкие связи. В то время Индия находилась в конфронтации с Америкой, и Советский Союз, естественно тоже был в конфронтации с Америкой. Поэтому на почве антиамериканизма они были лучшими друзьями.

Поэтому это агентство прислало в ББТ в Бомбее письмо с просьбой выслать каталог всех наших изданий. Мы получили это письмо в Феврале 1976 года. Как вы знаете, в Марте проходит фестиваль Гаура Пурнима. Мы получили это письмо в феврале 1976 года, к несчастью, я не знаю, где находится сейчас это письмо. Я отправился на маяпурский фестиваль. Там я пришел к Шриле Прабхупаде и сказал: «Шрила Прабхупада, нам пришел запрос о ваших книгах из Советского Союза». Шрила Прабхупада был очень счастлив. Он сказал: «Правда?» - потому что главной миссией Прабхупады было печатать книги и распространять.

Духовный учитель Шрилы Прабхупады приказал ему: первое – это распространять сознание Кришны по всему миру, и второе – это печатать книги. Однажды, Шрила Прабхупада был с Бхактисиддхантаджи на Радха Кунде. В это время Бхактисиддхантаджи вел Враджа Мандала Парикраму, в которой участвовало пять тысяч преданных. Бхактисиддхантаджи нарисовал изображение мриданги и сказал: «Если Кришна даст тебе деньги, печатай и распространяй книги». Он назвал это служение брихад-мридангой. Что значит брихад мриданга? Большая мриданга! Когда вы играете на мриданге, ее звук может распространиться только на небольшое расстояние. Если подставить к мриданге микрофон, то звук распространится на большее расстояние. Но если вы распространите книгу в Москве, то ее могут прочесть и в Африке, и в Индии, и в любом другом месте.

Итак, Бхактисиддхантаджи дал это указание Прабхупаде, и он начал писать книги и статьи. В 1944 году Прабхупада начал издавать журнал «Обратно к Богу». Главная миссия Шрилы Прабхупады была переводить и издавать книги. Он просыпался в десять тридцать-одиннадцать ночи и до четырех утра переводил. Пока весь мир спал, Прабхупада переводил.

Международная Книга была государственной организацией, которая занималась закупкой книг из-за границы. Я не знаю, существует ли сейчас это агентство или нет. Прабхупада был очень счастлив, что коммунистическая страна хотел закупить наши книги. Через несколько дней во время фестиваля Гаура Пурнима Шрила Прабхупада позвал меня, это было утром в 6.30. Поскольку Шрила Прабхупада ночью не спал, он иногда вызывал к себе в комнату слуг и секретарей даже в двенадцать ночи. Он позвал меня и сказал: «Ты Гопал, должен отправиться в Советский Союз. Поскольку они просят книги, пошли им каталог». В нашем движении есть замечательный преданный Тамал Кришна Махарадж. Он сделал очень много служения для Шрилы Прабхупады, особенно в начале. На том же фестивале Шрила Прабхупада сказал Тамал Кришне Махараджу отправляться в Китай. Как и сейчас, Китай тогда также был коммунистической страной.

Нам нужно было получить визу, чтобы приехать в вашу страну, я отправился в Дели, чтобы получить визу. В Советском посольстве я показал запрос из Международной Книги и представился как вице-президент ББТ. По милости Кришны я получил визу на пятнадцать дней. Это было чудом. Затем я прилетел в Москву. До приезда в Москву я общался со своим духовным братом Хамсадутой. Он был учеником Шрилы Прабхупады из Америки, и Шрила Прабхупада сказал ему и его жене заниматься санкиртаной по всему миру. Я помню, что как раз в то время, когда я получил визу, они были в Индии. Они сказали мне: «Если ты поедешь в Советский Союз, там есть преданный, которого зовут Ананта Шанти», - и дали мне его телефон. Тогда я о нем вообще ничего не знал. Мне просто было очень страшно ехать в Советский Союз.

Я в конце концов, прибыл в Москву и остановился в гостинице Берлин. Я видел, что эту гостиницу реконструировали, но она все еще там. В то время это была гостиница среднего уровня. Я отправился в офис агентства Международная Книга. Я принес им каталог, показал книгу «Кришна» и другие на английском. На русском в то время еще не было книг. Им очень понравились книги, они хотели их заказать, но была одна проблема. У них не было твердой валюты. В то время они называли это золотой валютой. Когда они в первый раз сказали, что у них нет золотой валюты, я вообще не мог понять, о чем они говорят. Потом они объяснили, что у них нет долларов или фунтов стерлингов, чтобы заплатить за книги. Они предложили: «Вы пришлите нам ваши книги, а мы по обмену пришлем вам советские книги по инженерному делу или медицине. У нас также есть эти книги, переведенный на английский, и вы сможете продать их в Индии».

Так или иначе, эти переговоры продолжались где-то целую неделю. Помимо встречи с Международной Книгой я посещал разные библиотеки в Москве. По этим библиотека меня обычно водил Ананта Шанти, потому что я не знал, где в Москве что находится. В то время в Москве вообще очень немногие говорили по-английски. Еще до приезда в Москву преданные говорили мне, что мне там будет нечего есть, но я должен сказать, что директор ресторана в Гостинице Берлин был очень хорошим человеком. Я сказал ему, что я строгий вегетарианец, и каждый день он организовывал для меня хлеб с зеленым горошком. То есть у меня было одно и то же блюдо на обед, на завтрак и на ужин. Я просто сказал ему, чтобы в этом горошке не было никакого мяса.

Мы посетили несколько библиотек. Одна была Библиотека Иностранной Литературы. На самом деле, после этой поездки в Советский Союз я отправил Прабхупаде отчет на четырех страницах. У Анируддхи есть копия этого отчета. В этом отчете приводится подробное описание всех библиотек, которые я посетил. И во всех библиотеках люди очень хотели получить книги Шрилы Прабхупады. Особенно, когда они видели книгу «Кришна» в серебристой суперобложке, они все хотели ее заполучить. Некоторые из них говорили со мной, могут ли они организовать перевод этих книг на русский. Я сказал: «Почему нет?» - и я написал об этом Шриле Прабхупаде. После Москвы я поехал в Ленинград. Сейчас этот город называется Санкт Петербург. Там также много библиотек, и мы также смогли получить заказы из этих библиотек.

После этой поездке я послал Шриле Прабхупаде подробный отчет, в котором, в частности, написал, что они все хотят наши книги, но у них нет денег, чтобы заплатить, поэтому они хотят поменять свои книги на наши. Сначала Шрила Прабхупада сказал: «Унай, может быть у нас есть какой-то спрос на эти советские книги», - но потом сказал: «Да ладно, пошлем им бесплатно». Потом мы отправили комплекты книг Шрилы Прабхупады в библиотеку имени Ленина в Москве. Когда потом в конце восьмидесятых я приезжал в Советский Союз, многие первые преданные говорили, что в первый раз читали книги Прабхупады в Ленинской библиотеке. Я думаю, что Ленинская Библиотека – это самая большая библиотека в мире. В то время для того, чтобы получить заказ этих книг из-за границы, нужно было встречаться с директорами этих библиотек, потому что у других для этого не было необходимых полномочий.

Итак, к концу лета 1976 года книги Прабхупады попали во многие библиотеки Москвы и Ленинграда. Когда я был в 1976 году по вечерам мы вместе с Ананта Шанти проводили программы на квартирах. Многие из вас, наверное, в то время еще не родились. В то время здесь было всего несколько преданных. Я не буду рассказывать вам о том, как за нами следило КГБ. Было также непросто попадать в эти библиотеки, потому что все время за нами кто-то следил.

Затем в 1977 году мы получили приглашение участвовать в Международной Книжной Ярмарке в Москве. ББТ зарегистрировали, поскольку мы уже имели отношения с Международной Книгой. Мы стали регулярно получать от них письма. Насколько я помню, эта ярмарка проходила в августе 1977 года. И поэтому я снова приехал в вашу страну в августе 1977 года. Я приехал из Индии, и вместе со мной приехали еще двое преданных из Франции. Один преданный был Притху Путра Махарадж, он был из Франции. Другого преданного звали Бхугарбха. Притху Путра уже оставил тело, а где сейчас находится Бхугарбха, я не знаю. Мы приехали, чтобы участвовать в этой книжной ярмарке. У меня было много фотографий с этой ярмарки, но не знаю, может быть, они куда-то пропали или их украли. У Бала Кришны сохранились две фотографии. Вот они здесь. Вам нужен бинокль, чтобы разглядеть их.

Здесь вы можете увидеть вывеску ББТ, рядом стоят Притху Путра и Ананта Шанти, а посередине сижу я. А рядом со мной один из профессоров или библиотекарей, и я подписываю с ним контракт о поставке книг. Здесь еще одна фотография – с другим профессором. На этой ярмарке были представители двадцати-двадцати пяти библиотек, с которыми мы заключили договоры о поставке книг. В тот момент мы стали действовать немного более нагло. Помимо книг у нас был еще прасад. Сотни и сотни людей подходили к нашему стенду, и мы давали им прасад. Я не помню, откуда появился прасад, но, скорее всего, это организовал Ананта Шанти. Потому что в тот момент мы остановились в Гостинице Россия. Это была пятизвездочная гостинца. Ее недавно сломали – плохо.

Наш стенд был очень популярен. Наш стенд находился в той части, где были представительства других Индийских издательств. Наша экспозиция на этой выставке пользовалась большой популярностью. Люди приходили, брали в руки книги Шрилы Прабхупады, разглядывали их. Книги Шрилы Прабхупады стояли на стеллажах. Многие люди по вечерам после закрытия ярмарки приходили к нам в гостиницу. Они приходили специально в гостиницу для того, чтобы посмотреть книгу «Кришна» и другие книги. Хотя многие из них не знали английский, но они смотрели иллюстрации, и их это очень вдохновляло. В 1977 году, я помню, мы были в Москве как раз на Джанмаштами. Как раз на Джанмаштами организаторы этой ярмарки пригласили все участников-иностранцев посетить балет в Большом Театре. Так что на Джанмаштами в 1977 году мы были вынужден пойти на балет. Нам нужно было поддерживать с ними хорошие отношения.

Очень здорово видеть, что с того времени сознание Кришны совершило такой большой прогресс в вашей стране. Замечательно видеть, что книги Шрилы Прабхупады есть и на русском языке. Замечательно видеть, что преданные могут хоть каждый день выходить на харинамы. Замечательно видеть, что по всей России организуются столько много разных фестивалей. Шрила Прабхупада твердо верил, что придет время, когда сознание Кришны будет широко распространяться в вашей стране. Господь Чайтанья описывал Санатане Госвами метод преданного служения. Он очень подробно описал разные принципы преданного служения. Как вы знаете, Санатана Госвами был важным министром в правительстве Хуссейна Шаха. Его посадили в тюрьму из-за того, что он отказался в правительстве, но потом он сбежал и, в конце концов, получил наставления от Господа Чайтаньи. Очень интересно, как ему удалось сбежать из тюрьмы, но мы расскажем об этом в другой раз.

Господь Чайтанья дал ему очень подробные наставления. Господь Чайтанья отправил Рупу и Санатану во Вриндаван для того, чтобы они выполнили следующие задачи – Строить храмы, устанавливать в них Божества, восстанавливать места, где проходили игры Господа и писать книги о преданном служении. Из наставлений, которые Господь Чайтанья дал Санатане Госвами, следующие пять являются особенно важными. Общаться с преданными. Общение с преданными – это очень важно. Шрила Прабхупада создал это движение для того, чтобы люди по всему миру могли общаться с преданными. Поэтому, где бы вы ни находились, ищите общества преданных. У нас проходят воскресные программы, бхакти-врикши, намахатты. Вы должны пользоваться всеми этими возможностями.

Затем следующее наставление – это повторять Харе Кришна. Это наше самое главное служение. Бхактивинод Тхакур говорил: «Припадите к стопам Господа и молите Его о святом имени. У меня есть решение всех ваших проблем». Что это за решение? Повторять Харе Кришна. Он говорит, что мы должны молить о святом имени. Он говорит: «Неважно, кто вы – брахмачари, грихастха, ванапрастха или санньяси, пожалуйста, пойте святое имя». В счастье вы или в горе, повторяйте святое имя». Итак, следующее наставление – это повторять Харе Кришна.

Затем читать Шримад Бхагаватам и Бхагавад Гиту. Это книги, которые произнес Сам Господь. Регулярное чтение этих книг сделает наш духовный разум очень острым.

Нашта праешв абхадрешу
нитья бхагавата севая
бхагаватир уттама шлоке
Бхактир бхавати наиштики

Благодаря регулярному слушанию Бхагаватам все неблагоприятное уйдет из вашего сердца, и там воцарится любовное преданное служение Господу. Мы должны установить для себя такое правило – каждый день читать Шримад Бхагаватам и Бхагавад Гиту. Неважно, насколько у вас плотный график. Старайтесь находить время каждый день, чтобы читать эти книги. Господь Чайтанья сказал, что нужно читать Бхагаватам и Бхагавад Гиту каждый день.

Следующее наставление – это поклоняйтесь Божествам с верой и почтением. По мере практики методу преданного служения наша вера и почтение к Господу будут увеличиваться. Иногда преданные спрашивают, как обрести решимость. Вы сможете обрести решимость, следуя методу преданного служения.

Последний принцип, о котором сказал Господь Чайтанья – это жить в Матхуре или в Москве, или в Ярославле, или в любом другом городе в России. Потому что любое место, где прославляют Господа, становится Вриндаваном. Иногда у людей есть ложная концепция, что им надо поехать жить только в настоящий Вриндаван. Поскольку я ДжиБиСи во Вриндаване, я регулярно встречаю там русских преданных, но служения у них там нет. Я говорю им: «Езжайте обратно в Россию и занимайтесь там служением». Гораздо важнее служить Господу, и это место становится Вриндаваном. Обретайте привязанность к слушанию святого имени Господа. Обретите привязанность к слушанию о трансцендентных деяниях Господа.

В Чайтанья Чаритамрите говорится, что точно так же как, когда мы едим злаки, наше тело становится сильным, если мы занимаемся преданным служением, мы становимся духовно сильными. Обретайте привязанность к слушанию о трансцендентных деяниях Господа и стремитесь общаться с преданными. Смотрите на хорошее в преданных. У нас есть склонность выискивать недостатки в других вместо того, чтобы замечать позитивные аспекты. Если мы будем замечать хорошее в других, это будет помогать создавать гармоничную атмосферу.

Все вооружение, которое нам нужно для того, чтобы сражаться с майей Шрила Прабхупада нам дал, нам просто нужно использовать это оружие. Пожалуйста, будьте решительны в отношении духовной жизни. Будьте решительны улучшать качество повторения джапы. Пожалуйста, имейте решимость обсуждать кришна-катху. В Упадешамрите Рупа Госвами говорит, что святое имя сладостно, как леденец, деяния Господа тоже сладостны, как леденцы, качества Господа сладостны. Все любят сладкое? Именно поэтому у многих людей диабет. Все любят сладкое, а карми любят шоколад. Надеюсь, преданные шоколад не едят. Для стоматологов, конечно очень хорошо, когда вы едите шоколад. Чем больше они едят шоколад, тем больше у них кариеса.

Святое имя сладостно как леденец, но поскольку наш язык поражен болезнью авидьи, мы не можем ощутить эту сладость. Когда у вас на языке есть нарывы и кто-то дает вам какое-то вкусное блюдо, вы не можете насладиться вкусом. Но Рупа Госвами говорит, что благодаря регулярному повторению и слушанию святого имени вы избавитесь от этой болезни авидьи, и постепенно станете ощущать этот вкус. Мы должны последовать этому совету.

Есть еще одна последняя вещь, о которой я забыл сказать. После того, как закончилась эта ярмарка, ББТ получило диплом от организаторов этой ярмарки. В нем было написано: «Мы выражаем благодарность издательству ББТ, которое вносит вклад в дело мира во всем мире». Я передал этот диплом Шриле Прабхупаде. Это было, может быть, уже в сентябре или октябре 1977 года. Шрила Прабхупада покинул этот мир в ноябре 1977 года. Это было буквально за несколько недель до его ухода. Он был так рад, что мы получили этот диплом, что показывал его всем, кто приходили к нему. Он говорил, что даже Советские власти ценят его книги. К несчастью, я не знаю, куда потом делся этот диплом. Большое спасибо. Харе Кришна!