foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Здесь нашел интересный обзор

Сегодня мы будем читать очень важный стих из Шримад Бхагаватам, который обобщает всю философию.

тасмад экена манаса
бхагаван сатватам патих
шротавйах киртитавйаш ча
дхйейах пуджйаш ча нитйада

ПЕРЕВОД

Поэтому нужно, сосредоточив все свое внимание, постоянно слушать повествования о Личности Бога, прославлять, помнить Его и поклоняться Ему — защитнику преданных.

КОММЕНТАРИЙ

Поскольку осознание Абсолютной Истины — высшая цель жизни, человек должен использовать все возможности для ее достижения. Четыре процесса: прославление, слушание, памятование и поклонение — общие обязанности для всех, кто принадлежит к вышеупомянутым кастам и укладам жизни. Без этих принципов жизни никто не может существовать. Вся деятельность живого существа протекает в сфере этих четырех принципов существования. Любая деятельность, особенно в современном обществе, в той или иной мере зависит от слушания и прославления. Человек, какое бы общественное положение он ни занимал, очень быстро может стать знаменитостью, если его начинают заслуженно или незаслуженно прославлять в газетах. Иногда газеты делают рекламу политическим лидерам какой-либо партии, и благодаря такого рода прославлению заурядный человек в мгновение ока становится важной персоной. Но незаслуженное прославление человека, не обладающего должными качествами, не может принести ничего хорошего ни отдельному человеку, ни обществу. Такая пропаганда может иметь некоторые временные последствия, но глубокого влияния она не оказывает. Поэтому подобная деятельность — пустая трата времени. Истинный объект прославления — Верховная Личность Бога, создатель всего, что нас окружает. Это подробно объяснялось в «Бхагаватам», начиная со шлоки джанмадй асйа. Склонность прославлять других и слушать других нужно обратить на истинный объект прославления — Верховное Существо. И это принесет счастье всем.

ЛЕКЦИЯ

Ом агьяна тимирандхасья
гьянангьяна шалакая
чакшур унмилитам ена
тасмаи шри-гураве намаха

Итак, этот стих обобщает всю философию. Основу нашей философии составляют Бхагавад Гита, Шримад Бхагаватам и Чайтанья Чаритамрита, но суть всего представлена в этом стихе. Этот стих произнес Сута Госвами. Он произносит его, обращаясь к тысячам мудрецов, которые собрались в Наимишаранье. Мальчик-брахман Шринги проклял Махараджа Парикшита на то, что он умрет через семь дней. Когда обычный человек узнает, что через несколько дней он умрет, он начинает паниковать. Но Махараджа Парикшит никак не обеспокоился. Он подумал, что это возможность углубить свои отношения с Господом. Как в первой песне Царица Кунти говорит: «Дорогой Господь, сделай так, чтобы у меня было больше несчастий». Кто-то молится Богу о том, чтобы у него было больше несчастий? Наоборот, обычно люди приходят в храмы, церкви, мечети и синагоги и молят Господа: «Дорогой Господь, пожалуйста, избавь меня от страданий».

Но здесь Царица Кунти говорит: «Дорогой Господь, пожалуйста, увеличь мои страдания». Почему? Она говорит, потому что, чем больше у нее будет несчастий, тем больше она будет медитировать на Него, и чем больше она будет медитировать на Него, тем быстрее она освободится от рождения и смерти. Преданный не теряет самообладания даже если находится в казалось-бы сложной ситуации. Наоборот, он использует эту возможность для того, чтобы больше зависеть от Господа, и увеличить свое сознание Кришны.

Махараджа Парикшит был императором, и он мог услышать советы разных мудрецов. Он задал такой вопрос: «Что должен делать человек, который находится на пороге смерти». Из всех советов, которые дали ему мудрецы, он выбрал совет Шукадевы Госвами. Шукадева Госвами сказал, что человек, который находится на пороге смерти, должен погрузить свое сознание в слушание о Верховном Господе Шри Кришне. После этого Шукадева Госвами стал рассказывать Шримад Бхагаватам для удовольствия Махараджа Парикшита. Но когда он рассказывал Шримад Бхагаватам, там присутствовали тысячи других мудрецов. И один из них был Сута Госвами. Через какое-то время в Наимишаранье состоялась беседа великих мудрецов. Там собрались тысячи мудрецов, и они задались таким вопросом: «Как можно спасти людей в Кали-югу».

Обычно, нас интересует только собственное благо. Но мудрецов интересует благополучие всех, поэтому вайшнавы идут проповедовать. Потому что они беспокоятся о благе каждого. Все эти мудрецы обратились к Суте Госвами за наставлениями. Кто-то из вас был в Наимишаранье? Это в северной Индии рядом с Лакноу, и с незапамятных времен там устраивали различные духовные обсуждения. Сута Госвами стал рассказывать Шримад Бхагаватам, которую он запомнил, услышав Шукадеву Госвами только один раз. Того, кто может запомнить все, услышав только раз, называют шрути-дхарой. Среди вас есть шрути-дхары? В этом стихе Сута Госвами делает несколько очень важных утверждений.

Он говорит, что Господь является защитником преданных. Кришна говорит: «Насколько человек предается Мне, настолько Я его и вознаграждаю». В той степени, насколько мы предаемся Господу, Он дает нам разум и защиту. В деловых кругах говорят: «Ты получаешь то, за что ты заплатил». В соответствии с тем, насколько мы предаемся Господу, Он дает нам разум, защищает нас, направляет. Кришна говорит: «Если ты предашься Мне, Я буду тебя полностью защищать». Какой есть знаменитый стих из Бхагавад Гиты, который подводит итог всей Бхагавад Гиты?

Сарва дхарма паритйаджйа
мам экам шаранам враджа
ахам твам сарва папебйо
мокшаишйами ма шучах

Оставь все виды религиозности и просто предайся Мне, и Я буду защищать тебя от последствий твоих грехов. Кришна говорит: «Я защищаю тех преданных, которые предаются Мне». Чем же должен быть занят преданный? Сута Госвами говорит, что преданный должен сосредоточить свое внимание. Сута Госвами говорит о четырех видах деятельности. Что это за виды деятельности? Первое – слушать, потом прославлять, поклоняться и памятовать. Это все – список не длинный. Это трудно? У нас есть много разных тем, о которых мы можем слушать. Но когда здесь говорится о том, что нужно слушать и прославлять, то имеется в виду святое имя Господа.

Повторение святого имени Господа – это рекомендованный метод самоосознания для этого века. Господь Чайтанья обобщил все Свои наставления в пяти самых важных принципах, которым мы должны следовать. Итак, есть пять видов деятельности, которыми мы должны заниматься. Первое – это слушать и прославлять. Слушать святое имя и кришна-катху, и повторять святое имя и кришна-катху. Затем общаться с преданными. Как несколько дней назад закончился фестиваль Садху Санга. Итак, нужно общаться со святыми людьми. Мы должны стремиться к духовному общению. Затем нужно поклоняться Божествам. Несколько лет назад мы были здесь, когда проходило установление ваших Божеств. Господь Чайтанья сказал, что нужно поклоняться Божествам.

Это образ Господа Арча Виграха. Менее разумные люди говорят: «Посмотрите – эти люди поклоняются статуе и говорят, что это Бог». Но почему же Бог не может явить Себя в образе Божества? Господь может явиться в любой форме, и если возвышенный преданный устанавливает Божество в соответствии с предписаниями шастр, то Господь входит Божество, чтобы мы могли поклоняться Ему. Пятый принцип, о котором говорил Господь Чайтанья – это жить в дхаме, или сделать атмосферу в своем доме подобной дхаме. Господь Чайтанья сказал, что если вы будете следовать этим принципам, то вы все время будете с Ним, а Он все время будет с вами.

Что же делает с нами повторение святого имени? Святое имя сравнивают с философским камнем чинтамани.

Нама чинтамани кришнах
чайтанья раса виграхах
Шудхо пурно нитья-мукто
Бхиннатвам намо наминох

Святое имя подобно философскому камню чинтамани. Любой, кто повторяет святое имя – осознанно или нет – получает благо. Также пурно – это означает, что святое имя полно в себе. Если вы повторяете святое имя, вам уже не нужны другие методы самоосознания. Одного повторения Харе Кришна мантры достаточно для того, чтобы вы обрели любовь к Богу. Шуддхо – святое имя абсолютно чистое. Оно абсолютно чисто, поскольку оно исходит из духовного мира, а не из материального. Нитья-мукто – оно способно даровать освобождение. Бхиннатва намо наминох – святое имя неотлично от Самого Господа.

Повторение и слушание святого имени очень важно, особенно, если вы делаете это внимательно. Это повторение святого имени позволяет нам избавиться от всех беспокойств. Даже самый опытный пловец не сможет переплыть океан материальных проблем и беспокойств. Но повторение святого имени освобождает ваш ум от беспокойств и делает его умиротворенным. Повторение святого имени может даровать нам настоящее счастье. Повторение святого имени очищает сердце от всех анартх. У нас у всех есть опыт, что до того, как мы начали повторять святое имя, мы были привязаны к разным греховным привычкам. Но когда вы начали повторять святое имя, постепенно, все греховные привычки ушли из вашей жизни. Также повторение святого имени избавляет вас от анартх. У вас есть анартхи, или вы избавились от всех анартх на фестивале Садху Санга? Как проявляются эти анартхи? Как вожделение, гнев, жадность, зависть и т.д.

Кришна говорит в Бхагавад Гите, что есть три пути, ведущие в ад – вожделение, жадность и гнев. Повторение святого имени очищает сердце от этих анартх. В Бхагавад Гите Арджуна спросил Кришну: «Что заставляет человека грешить даже помимо его воли?» Кришна говорит: «Это вожделение, вечный враг живого существа, которое пылает как огонь и никогда не насыщается». Затем Кришна говорит, где можно найти этого врага. В уме, разуме и чувствах. Это те места, где таится этот вечный враг. Затем Кришна говорит: «Срази этого врага оружием знания».

Суть всего знания – это принять Харе Кришна Маха Мантру. Повторение святого имени избавляет человека от анартх. У нас есть опыт, что, если мы внимательно повторяем свои круги, анартхи нас не беспокоят. Но если вы невнимательно повторяете свои круги, не следуете хорошей садхане, не встаете утром, то влияние анартх начинает усиливаться. Повторение святого имени избавляет вас от анартх.

Также повторение святого имени помогает контролировать язык, и когда вы сможете контролировать язык, вы сможете контролировать ум и чувства. Какую молитву мы произносим перед прасадом? В этой молитве Бхактивинод Тхакур говорит, что язык очень прожорливый, но Господь очень милостив, и Он послал замечательный кришна-прасад. Повторение святого имени помогает человеку контролировать язык. У языка есть две главных функции. Первое – это можно либо повторять святое имя, либо заниматься праджалпой. Второе – это мы можете есть либо прасад, либо какую-то обычную пищу. Но как говорит Господь Чайтанья, если повторять святое имя, то можно контролировать язык. Если вы контролируете язык, вы можете контролировать ум и чувства.

В своем комментарии Бхактисиддхантаджи объясняет, что язык, желудок и половые органы находятся на одной линии. Если человек контролирует язык, то он будет контролировать желудок и, соответственно, половые органы. Итак, повторение святого имени помогает контролировать язык, что, в свою очередь, помогает контролировать ум и чувства. Иначе контролировать язык очень трудно. Мы каждый день можем слушать, что нужно избегать праджалпы, но тем не менее мы можем все равно заниматься праджалпой. Очень трудно контролировать язык.

Однажды, Господь Чайтанья слушал, как Сарвабхаума Бхаттачарья рассказывал Веданта-сутру. Сарвабхаума Бхаттачарья думал, что это санньяси очень красивый. Он думал, что майя может пленить Его – Он был такой красивый, высокий, Его тело было золотистого цвета, поэтому он сказал Ему: «Я буду обучать Тебя Веданта-сутре». Целую неделю Сарвабхаума Бхаттачарья объяснял Ему Веданта-сутру, но Господь Чайтанья не произнес ни слова. В конце концов, на восьмой день он спросил: «Ты понимаешь вообще, о чем я говорю?» Господь Чайтанья был настолько терпелив, что за семь дней Он не произнес ни слова. Мы не можем даже семь секунд помолчать, нам нужно все время говорить, и сейчас, когда появились сотовые телефоны, общаться стало еще проще. Теперь люди все время говорят. Несмотря на то, что сотовые телефоны вредны, люди все равно привязаны к ним.

Повторение святого имени помогает контролировать язык, что помогает контролировать ум и чувства, и на пути йоги человек должен обрести знание, как контролировать ум и чувства. Повторение святого имени дарует человеку трансцендентное знание. Оно очищает сердце, и, таким образом, помогает понять, в чем наше изначальное положение. Никто из вас не является знатоком Санскрита, но, когда вы повторяете святое имя, вы очищаетесь, и послание Вед все больше и больше проявляется в вашем сознании. Но если вы не повторяете святое имя, а просто читаете книги с академической точки зрения, то вы можете получить какое-то знание, но оно не будет иметь большой ценности.

Повторение святого имени – это самая лучшая форма искупления. В шестой песне Бхагаватам Махараджа Парикшит задал такой вопрос Шукадеве Госвами: «Как можно избавиться от греховных склонностей в сердце?» У нас есть греховные склонности. Мы грешим, затем каемся, затем снова грешим, затем снова каемся. Он приводит пример слона, который купается в реке, затем выходит на берег, катается в грязи и снова становится грязны. Он задал вопрос Шукадеве Госвами: «Как можно избавиться от греховных склонностей в сердце?» Шукадева Госвами сказал, что избавиться от этих греховных склонностей можно благодаря чистому преданному служению. Повторение святого имени – это самая лучшая форма искупления. Благодаря этому методу мы избавляемся от греховных склонностей в сердце.

Повторение святого имени усиливает нашу веру в Кришну. Повторение святого имени избавляет нас от сомнений в важности преданного служения. Иногда люди спрашивают, как усилить веру в духовного учителя и Господа. Наша вера в духовного учителя, Кришну и метод преданного служения будет усиливаться по мере того, как мы будем повторять святое имя. Если вы не будете повторять святое имя, то ваша вера будет уменьшатся. Регулярное и внимательное повторение святого имени увеличивает веру в духовного учителя, Кришну и метод преданного служения. У вас у всех был опыт, что когда вы пришли в сознание Кришны, ваша вера была слабой, но когда вы начали повторять святое имя, она стала становится сильнее, и еще сильнее она становится, когда вы повторяете святое имя внимательно, а если вы не повторяете святое имя, то вера становится слабее.

Повторение святого имени – это обязательное условие для каждого, кто хочет духовно совершенствоваться. Также повторение святого имени открывает врата к освобождению. В Кали-югу полно недостатков. Но в этот век есть одно благословение – это повторение святого имени Кришны. Повторяя святое имя Господа, человек, в конце концов, может обрести освобождение от рождения и смерти. Также повторение святого имени может даровать вам любовь к Богу или кришна-прему. Рупа Госвами объясняет, что благодаря практике бхаджана-крии, человек избавляется от анартх, и постепенно достигает уровня кришна-премы. Мы вкратце описали блага, которые приносит повторение святого имени Господа, и все это основывается на наставлениях Господа в Шикшаштаке.

Господь Чайтанья дал Своим последователям писать множество книг, и наследие Госвами по сути дела самое большое в истории человечества. Но Господь Чайтанья после Себя оставил всего восемь стихов, которые записал Его секретарь Сварупа Дамодара. В этих стихах Шикшаштаки Господь Чайтанья обобщает всю Ведическую философию, и также прославляет святое имя. Мы столько много раз слышали о важности повторения святого имени. Неважно, кто читает лекцию – вы слышите о важности повторения святого имени, но все равно мы не всегда принимаем то, что нам говорят.

Рупа Госвами говорит, что святое имя сладкое как леденец. Мы все любим сладкое. Поэтому у многих людей сейчас диабет. Но поскольку наш язык поражен болезнью авидьи, мы не способны ощутить сладость святого имени. Авидья означает, что мы находимся под влиянием вожделения, гнева, жадности и т.д. Когда вы больны, то даже если кто-то даст вам вкусный торт или пакоры, вы не способны наслаждаться этим вкусом, но, когда температура спадает, вы способны ощутить этот вкус. Подобным образом, повторяя святое имя, вы постепенно сможете обрести вкус к святому имени. Сута Госвами говорит, что мы должны делать две вещи – слушать и прославлять. Слушание и прославление – это фундамент нашей духовной жизни. Неважно, являетесь вы знатоком Санскрита или вообще неграмотны, повторение святого имени является ключом к духовному успеху.

Затем он говорит: «Нужно памятовать о Личности Бога». На Санскрите помнить о Боге называется вишну-смаранам. Вишну-смаранам значит медитировать на Господа. Когда Господь Чайтанья был в Южной Индии, Он по совету Сарвабхаумы Бхаттачарьи встретился с Раманандой Раем. Для того, чтобы прославить Своего преданного, Господь задал ему множество вопросов, и один из вопросов, которые Он задал был такой: «О чем должно всегда помнить живое существо?» Что сказал Рамананда Рой? Он сказал, что нужно все время помнить о трансцендентных играх и качествах Господа.

Ум можно занять либо позитивно, либо негативно. В шестой главе Бхагавад Гиты Кришна говорит: «Сделайте ум своим другом». Ум беспокойный? Бхактисиддханта Сарасвати говорил: «Каждое утро, когда вы встаете, бейте свой ум сто раз ботинком, а вечером, когда вы ложитесь спать, бейте его сто раз веником». Но если вы будете понимать это буквально, то завтра вы можете прийти с забинтованными головами. Это значит, что утром и вечером вы должны говорить уму: «Я не буду тебя слушать». Если ум будет занят позитивно, то это также поможет вам контролировать чувства.

У нас есть философия, мы можем медитировать на нее. Господь ушел с этой планеты, и Арджуна был очень опечален этим. Затем Арджуна стал медитировать на наставления Кришны в Бхагавад Гите и тогда он ощутил, что Кришна присутствует рядом с ним. Если вы будете медитировать на наставления Кришны в Бхагавад Гите, Шримад Бхагаватам или Чайтанья Чаритамрите, вы почувствуете присутствие Кришны или Господа Чайтаньи рядом с вами.

Затем можно посмотреть на настроение Прахлада. Настроение Прахлады Махараджа описано в седьмой песне Шримад Бхагаватам. Прахлада Махарадж – это один из двенадцати Махаджан или авторитетов в духовном знании. В шестой песне говорится

Сваймбхух нарада шамбхух
нарадо капило манух
прахладо джанако бхишмо
балир вайасакир ваям

Есть двенадцать Махаджан, и один из них Прахлада Махарадж. Прахлада Махарадж сказал: «Дорогой Господь, я не беспокоюсь о собственном освобождении. Я научился искусству помнить о Тебе. Я не хочу отправляться в горы или в лес. Я хочу лишь помогать людям, которые в этом мире страданий пытаются стать счастливыми». Итак, нужно тренироваться в искусстве памятования о Господе. Те, у кого дома есть Интернет, каждый день могут получать даршан Божеств в Маяпуре, во Вриндаване. Сейчас, по крайней мере, двадцать храмов ИСККОН транслируют даршаны Божеств и лекции. Вы можете получать даршан Божеств и медитировать на образ Божеств. Сейчас даже не нужно тратить восемьсот долларов на поездку в Индию, можно просто получать даршан по Интернету. Это еще один способ, как можно занимать свой ум.

Затем нужно поклоняться Личности Бога. Мы поклоняемся Арча Виграхе Господа. Мы также поклоняемся атрибутам Господа. В Чайтанья Чаритамрите описана история о царе Пратапарудре. Он был великим преданным Господа. Он хотел получит даршан Господа Чайтаньи, но Господь все врем отказывал ему. Таким образом Господь хотел усилить его желание. Господь Нитьянанда и Сварупа Дамодара сказали Ему: «Если ты не дашь даршан, то он готов оставить царство и стать нищим странником». Царю передали одну из одежд, которую носил Господь, и он стал пополняться ей так же, как поклонялся бы Самому Господу.

Итак, мы поклоняемся Господу, который приходит в образе Арча Виграхи. Вы знаете историю о Сакши Гопале, как Господь стал свидетелем для того, чтобы защитить Своего преданного. И в истории о Мадхавендре Пуни мы знаем, что Божество даже украло сладкий рис для своего преданного. Итак, Божества неотличны от Самого Господа, и в соответствии с тем, насколько мы предаемся Ему, он открывается нам.

Итак, в этом стихе Сута Госвами говорит нам заниматься четырьмя главными вещами, и во обществе преданных вы получаете силу, необходимую для того, чтобы заниматься этой деятельностью. Поэтому общение с преданными – это обязательное условие, если вы серьезно относитесь к духовной жизни. Общение с преданными можно получить на разных фестивалях, таких как фестивали в Маяпуре и Вриндаване, на фестивале Садху Санга. Также фестивали проходят у на в Храмах. Каждое воскресенье в каждом храме ИСККОН проходит фестиваль. Поэтому пользуйтесь возможностями садху санги. В обществе преданных вы получите возможность исправить свои недостатки, если вы совершите ошибку. Важный аспект в духовной жизни – это смирение. Господь Чайтанья сказал:

Тринад апи суничена
тарор апи сахишнуна
аманина манадена
киртанийа сада харих

Если вы хотите достичь уровня непрерывного повторения святого имени, то нужно стать смиреннее травы на улице. Вы должны выражать почтение всем, не ожидая никакого почтения в свой адрес. В Шаранагати Бхактивинод Тхакур говорит: «Будьте смиренными, выражайте почтение всем, не думайте о собственном счастье, заботьтесь о счастье других людей». Наша вайшнавская сиддханта – это очень возвышенная сиддханта, это не какая-то эгоистичная сиддханта. И преданные Господа очень великодушны. Это одно из качеств преданного. У нас есть пример Царя Юдхиштхиры, который после битвы на Курукшетре подарил своему дяде замечательный дворец, настолько замечательный, что Дхритараштра даже стал думать, что, наконец, он стал царем.

Суть в том, что в обществе преданных вместо того, чтобы быть высокомерными и гордыми, мы должны быть очень смиренными. Смирение означает, что мы готовы к тому, что нас будут наставлять, поправлять. В этом стихе Сута Госвами говорит: «Сосредоточь свое внимание». Это очень важно. Это означает, что у нас должна быть решимость. Мы должны решительно подходить к этому: «Я буду повторять и слушать». Мы должны с решимостью стараться помнить о Господе. Решимость – это ключ на пути духовного развития. Рупа Госвами говорит, что благодаря бхаджана-крие человек достигает анартха нивритти. Затем это приводит человека к ништхе, что означает решимость, иначе нас могут увести в сторону материальные мысли. Но выполняя преданное служение в обществе преданных, человек может обрести решимость. И с решимостью гораздо проще следовать пути преданного служения.

Итак, подведем итог. В этом стихе Сута Госвами подчеркивает важность четырех принципов. Слушать, прославлять, помнить, поклоняться Кришне. И что еще он говорит в этом стихе? Он говорит, что Господь защитник Своих преданных. Мы должны верить в то, что Господь защищает Своих преданных. И затем он говорит, что человек должен делать все это с решимостью. И если вы будете следовать по этому пути с решимостью, то успех гарантирован.

Духовное общение дает нам много возможностей получать вдохновение, которое позволит нам оставаться на пути преданного служения. У вас есть опыт, что, когда вы находитесь в хорошем обществе, у вас есть сильная решимость. Когда у вас слабое общение, вы тоже становитесь слабыми, и когда у вас вообще нет никакого общения с преданными, вы становитесь совсем слабыми. Прабхупада создал это движение сознания Кришны для того, чтобы у нас была возможность общаться с преданными разног уровня – с более продвинутыми, с равными и со младшими. Когда у вас есть возможность общаться с теми, кто находится на более высоком уровне, радуйтесь этому, потому что вы услышите то, что поможет вам в практике преданного служения. Если вы встречаетесь с кем-то равным, вы должны с ним дружить. Вы можете вместе повторять святое имя, вместе изучать писания, вместе проповедовать, вместе есть прасад. Нитьянанда и Харидас ходили проповедовать вместе. Кому они пытались проповедовать? Джагаю и Мадхаю. Выходите вместе проповедовать.

Что вы должны делать, когда встречаете кого-то мене продвинутого? Проявлять к нему сострадание. Благодаря этому методу вы можете сделать свою жизнь совершенной. Всякий раз, когда у вас есть возможность, стремитесь получать общение с преданными. Харе Кришна!