foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

ПЕРЕВОД

Притху Махараджа дал своим подданным следующее наставление: Каждый из вас должен со всей искренностью и полной самоотдачей заниматься преданным служением Господу, посвятив Ему ум, речь, тело и все плоды своего труда. По мере способностей вы должны исполнять свой долг и с непоколебимой верой, отбросив все сомнения, служить лотосным стопам Верховной Личности Бога. В этом случае вы обязательно достигнете высшей цели человеческой жизни.

КОММЕНТАРИЙ

В восемнадцатой главе «Бхагавад-гиты» сказано: сва-кармана там абхйарчйа — человек должен поклоняться Верховной Личности Бога, исполняя предписанные ему обязанности. Это значит, что человеческое общество должно быть поделено на четыре варны и четыре ашрама. Поэтому Притху Махараджа говорит: гунаих сва-кармабхих. Объяснение этим словам дается в «Бхагавад-гите» (4.13): чатур-варнйам майа срштам гуна- карма-вибхагашах — «Четыре касты (брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры) созданы Верховной Личностью Бога в соответствии с гунами материальной природы и обязанностями, сопряженными с каждой из этих гун». Тот, кто находится под влиянием гуны благости, безусловно, разумнее других, поэтому он способен исполнять обязанности брахмана: говорить только правду, держать в повиновении свои чувства и ум, всегда и во всем соблюдать чистоту, проявлять терпимость. Такой человек сознает свою духовную природу и знает науку преданного служения. Если он, как подобает истинному брахману, будет с любовью служить Господу, он сможет достичь высшей цели человеческой жизни. Подобно этому, обязанности кшатрия заключаются в том, чтобы защищать своих подданных, раздавать свое имущество нуждающимся, строго придерживаться ведических принципов в управлении государством и бесстрашно сражаться, отражая нападение врага. Выполняя предписанные ему обязанности, кшатрий сможет удовлетворить Верховную Личность Бога. Вайшья тоже может удовлетворить Верховного Господа, добросовестно исполняя свои обязанности, то есть производя продукты питания, заботясь о коровах и, если необходимо, занимаясь торговлей (чтобы продать излишки сельскохозяйственной продукции). Шудры же, которые не отличаются большим умом, должны просто служить представителям высших сословий. Однако, каким бы делом ни был занят человек, его цель должна заключаться в том, чтобы удовлетворить Верховную Личность Бога, а для этого его ум должен быть постоянно занят мыслями о Кришне, его речь должна стать молитвой, обращенной к Господу, или проповедью Его славы, а тело должно заниматься служением, которое доставит Господу удовольствие. Подобно тому как наше тело состоит из головы, рук, живота и ног, человеческое общество, как единый организм, делится на четыре сословия в зависимости от материальных качеств людей и рода их деятельности. Так, брахманы, составляющие интеллектуальную элиту общества, должны выполнять функции головы, кшатрии — функции рук, вайшьи — функции живота, а шудры — функции ног. Среди тех, кто исполняет предписанные обязанности, нет «вышестоящих» и «нижестоящих». Формально такое деление существует, но, поскольку цель у всех одна — удовлетворить Верховную Личность Бога, между представителями различных сословий, по сути дела, нет никакой разницы.

Резонно спросить: если Господу поклоняются такие великие полубоги, как Господь Брахма, Господь Шива и другие, то что может сделать для Него обыкновенный человек, живущий на этой планете? Притху Махараджа ясно отвечает на этот вопрос словом йатхадхикара, «по мере своих способностей». Если человек добросовестно исполняет свои обязанности, этого будет вполне достаточно. Чтобы служить Господу, вовсе не обязательно обладать могуществом Господа Брахмы, Господа Шивы, Индры, Господа Чайтаньи или Рамануджачарьи, возможности которых, безусловно, намного превосходят наши. Даже шудра, который по своим материальным качествам находится на низшей ступени развития, может достичь того же успеха. Достичь успеха в преданном служении может любой человек, если он искренен. В этом стихе говорится о необходимости быть очень честным и чистосердечным (амайинах). Даже если человек принадлежит к низшему сословию, это еще не значит, что он не сможет достичь успеха в преданном служении. Единственное, что требуется от человека, будь он брахман, кшатрий, вайшья или шудра, — это быть открытым, искренним и непреклонным в исполнении своего долга. Тогда, действуя под руководством истинного духовного учителя и исполняя предписанные обязанности, он сумеет достичь цели жизни. Господь Сам говорит: стрийо ваишйас татха шудрас те ’пи йанти парам гатим (Б.-г., 9.32). Не имеет значения, какое положение занимает человек, — брахман ли он, кшатрий, вайшья, шудра или падшая женщина. Если он будет серьезно заниматься преданным служением, посвятив этому все свои силы, ум и разум, он непременно достигнет успеха и вернется домой, к Богу. В этом стихе лотосные стопы Господа названы кама-дугхангхри-панкаджам, так как они способны исполнить любое желание человека. У людей, живущих в материальном мире, много разных потребностей, но преданный ни в чем не нуждается. Сам Господь удовлетворяет все его материальные потребности, поэтому преданный обретает счастье уже в этой жизни, а когда ему придет пора оставить тело, он обязательно возвратится домой, к Богу

ЛЕКЦИЯ

Ом агьяна тимирандхасья
гьянангьяна шалакая
чакшур унмилитам ена
тасмаи шри-гураве намаха

Парикрамы уже вскоре подходят к концу. Скоро преданные уже будут возвращаться в свои места жительства. Шрила Прабхупада создал эти фестивали в Маяпуре и Вриндаване для того, чтобы преданные получили возможность общения с садху, а также для того, чтобы они посетили места, где Господь проявлял свои игры. Цель этого в том, чтобы слушать от трансцендентных деяния Господа, и воспевать Его славу в обществе преданных – таким образом, мы подзаряжаем свои духовные аккумуляторы.

Данный стих является очень известным стихом из четвертой песни Шримад Бхагаватам. На английской лекции, которую мы читаем в храме мы читаем главу, в которой говорится о потомках Дхрувы Махараджа. Это, в конце концов, приводит к истории о Царе Вене, который был гордым, высокомерным, безбожником. Он считал, что все должны поклоняться ему как Богу. Общество пребывало в большом хаосе, поэтому брахманам пришлось проклясть его так, что он умер. За этим последовало правление Царя Притху.

Царь Притху является воплощением Верховной Личности Бога. Существуют различные категории воплощений Бога. Слово Аватара означает тот, кто нисходит. Откуда нисходит? Из духовного мира. В настоящее время слово аватар стало очень знаменитым потому что Голливуд выпустил фильм под названием «Аватар». Хотя вообще сам этот фильм никакого отношения к Кришне не имеет. Так или иначе, у режиссера этого фильма было вдохновение дать название своему фильму «Аватар».
Существуют различные виды аватар или воплощений. Есть пуруша-аватары, лила-аватары, манвантара-аватары, гуна-аватары, юга-аватары и шактьявеша-аватары. Притху Махарадж – это одно из таких воплощений Господа.

Здесь Притху Махарадж советует своим подданным заниматься преданным служением Господу. Он предлагает своим подданным освободиться от всех страданий материальной жизни. Чем наполнена материальная жизнь – страданиями или радостью? Материальный мир наполнен страданиями. Наши высочайшие материальные технологии не гарантируют нам спокойную жизнь и спокойствие ума. С материальной точки зрения Япония является самой продвинутой в области технологий. Американцы придумали автомобили, но японцы сделали эти автомобили лучше. Япония лидирует во всех мировых технологиях. Но тем не менее там недавно было разрушительное землетрясение, цунами, и несмотря на все свои технологии, они с этим ничего не смогли поделать. Убытки от этого стихийного бедствия оцениваются в сотни миллиардов долларов. Тысячи людей погибли, больше ста тысяч домов были разрушены. Все эти атомные реакторы взорвались. Сейчас в Токио даже нет воды в кранах из-за радиации. Это просто один пример страданий, которые приходят здесь в материальном мире.

Утверждение Притху Махараджа состоит в том, что материальный мир – это место страданий, поэтому разумный человек должен приступить к методу преданного служения. Как часто говорил, что материальный мир — это не место для леди и джентльменов, а все вы леди и джентльмены. А иначе почему бы вы присоединились к движению сознания Кришны? Только самые разумные люди, те, кто обрели особую милость Господа, могут принять метод преданного служения. Поэтому все вы очень удачливы – вам позволено заниматься преданным служением. И теперь мы должны приложить все усилия для того, чтобы продолжать идти по этому пути и продвигаться духовно. Если вы болеете, то что вы при этом делаете? Вы хотите излечиться. Если вы учитесь в школе, то вы хотите получать хорошие отметки. Поэтому в духовной жизни нашей целью должно быть духовное развитие.

Притху Махарадж дает практический совет, каким образом можно духовно продвигаться. Вы хотите услышать об этом? Ведь вы уже много раз это слышали! В действительности, в Шримад Бхагаватам говорится

Нашта праешв абхадрешу
нитья бхагавата севая
бхашаватир уттама шлоке
бхактир бхавати наиштики

Нужно регулярно слушать Шримад Бхагаватам. Для чего? Потому что Бхагаватам содержит реальные советы относительно того, как вернуться обратно к Богу. Бхагаватам обладает таким могуществом, что если мы регулярно слушаем ее, все, что доставляет тревогу в сердце практически полностью уничтожается. И что происходит дальше, после того, как сердце очистилось? В нашем сердце утверждается преданное служение Господу. Допустим, вы больны, у вас высокая температура, и вам предлагают какие-то вкусные блюда, то вы не сможете ощутить их вкус. Но когда жар проходит, вы уже можете наслаждаться этими блюдами. Поэтому в Бхагаватам говорится, что благодаря регулярному слушанию Шримад Бхагаватам все, что доставляет тревогу в сердце практически полностью уничтожается.

Точно так же как, когда Господь Чайтанья путешествовал по Южной Индии, и Ему встретился брахман Курма, Он дал ему совет регулярно слушать Шримад Бхагаватам. Шримад Бхагаватам содержит описания различных историй, связанных с Господом и Его преданными. Эти истории не являются фантастикой и воображением – они реальны. Здесь даются реальные советы, каким образом мы можем продвигаться духовно. Природа обусловленной души состоит в том, что мы постоянно забываем, что же нам нужно делать, и мы продолжаем двигаться по неправильному пути. Но регулярно слушая и воспевая – шраванам киртанам – мы сможем духовно продвигаться, потому что это главное средство духовного прогресса. Где бы вы ни жили – даже если вы живете далеко от храма, и у вас нет возможности посещать лекции, регулярно читайте Шримад Бхагаватам. Вы увидите, что если вы будете делать это регулярно – слушать, воспевать – то это намного усилит вашу духовную жизнь.

Здесь Притху Махарадж дает практический совет. Мы уже много раз слышали, что нужно предаться Господу, принять метод преданного служения. Но как в повседневной жизни на практике применить этот метод – предаться Господу? Именно об этом и говорит Притху Махарадж. В первую очередь он говорит: «Займите свой ум служением Господу». Этот момент подчеркивается снова и снова – дать своему уму позитивное занятие. В шестой главе Бхагавад Гиты Кришна дает совет: «Сделайте свой ум другом вместо того, чтобы жить с врагом». Когда же наш ум становится другом? Только тогда, когда он позитивно занят преданным служением. До тех пор, пока ум погружен в какие-то негативные размышления, связанные с материей, он остается нашим врагом.

Еще пять тысяч лет назад Арджуна сказал, что контролировать ум труднее, чем остановить ветер. Он сказал, что ум очень упрям, он непостоянен. Есть ли у нас какая-то надежда контролировать этот ум? Если надежд нет, то лекцию можно дальше не продолжать. Можно вообще не давать никаких лекция по Шримад Бхагаватам. Надежда есть. Этот ум можно поставить под контроль с помощью метода шраванам киртанам. Кришна говорит, что, практикуя метод преданного служения, мы сможем развить желание прийти к Нему.

Также Притху Махарадж говорит, что необходимо занять свою речь. К чему относятся эти слова про речь? К языку. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур утверждает, что язык играет ключевую роль в нашем духовном развитии. Как объясняет Бхактисиддхантаджи, язык, желудок и половые органы находятся на одной линии. Поэтому если язык находится под контролем, то и остальные органы чувств тоже будут контролироваться. В Упадешамрите Рупа Госвами говорит вачо вегам манаса кроддха вегам джихва вегам ударопастха вегам – необходимо контролировать побуждения речи, желудка, языка и половых органов. Шрила Рупа Госвами составил замечательную литературу. Шри Чайтанья Махапрабху лично дал Рупе и Санатане Госвами о методе преданного служения. Об этом вы можете прочитать в Чайтанья Чаритамрите. Лично дав наставления двум братьям, Господь отправил их во Вриндаван. Он дал им две основные миссии - установить храмы Господа, места, где Господь являл Свои вечные, трансцендентные игры, и написать книги о методе преданного служения.

Рупа Госвами написал множество замечательных произведений, но Шрила Прабхупада перевел только две книги – Шри Упадешамриту и Бхакти-расамрита-синдху. И в первом же стихе Упадешамриты Рупа Госвами подчеркивает важность контроля языка. Наш язык должен быть постоянно занят тем, чтобы повторять святые имена Господа и обсуждать кришна-катху. И это позволит нам избежать праджалпы. Кришна-катха усиливает нашу духовную жизнь, но праджалпа ее разрушает.

В Бхагавад Гите Кришна обсуждает, что такое аскеза для языка. Также Он говорит об аскезе тела и аскезе ума. В отношении аскезы для языка Кришна говорит: «Произносите слова, приятные для слуха». Это означает, что вместо того, чтобы произносить какие-то оскорбления или говорить грубо, мы должны произносить слова, приятные для слуха. Если вы хотите что-то сказать, говорите это приятным образом.

Следующей аскезой для языка является произносить правдивые слова. Это большая проблема. Как же говорить правду в Кали-югу? Все любят лгать, поэтому это очень выгодно для адвокатов – больше судов. Итак, нужно произносить только правдивые слова. Когда мы говорим о философии, мы говорим об истинной философии. Столько людей сейчас пытаются говорить о религии по всему миру, но при этом они представляют собственное мнение. Под прикрытием религии сейчас представляют столько ложных философий. Итак, следует произносить слова, которые представляют истину в соответствии с писаниями.

И следующая аскеза языка – это регулярно декламировать Ведические писания, а также повторять святые имена Господа. Вы можете спросить: «А как же я могу целый день только повторять имена Господа и обсуждать Кришна-катху? У меня же работа! Мне нужно зарабатывать деньги, поддерживать семью, что же мне делать?» Мы можем уделять время каким-то другим разговором, кроме кришна-катхи, ровно столько, сколько необходимо, но не более того. И если вы будете заниматься шраванам и киртанам правильным образом, то тогда будет легко заниматься вишну-смаранам.

Итак, язык осуществляет два рода деятельности. Первое – это нужно прославлять Господа. Второе – это есть кришна-прасад. Господь Чайтанья всегда организовывал массовые мероприятия, на которых преданные почитали кришна-прасад. Один богатый человек стал преданным Господа Рагхунатха Дас Госвами. Он происходил из очень богатой семьи, и он был единственным сыном в этой семье. И когда он встретился с Господом Нитьянандой, тот попросил его организовать большую раздачу прасада, которая стала известна как праздник Пани-хати. Итак, нашей целью должно быть принимать только кришна-прасад. Так мы контролируем язык.

Бхактивинод Тхакур написал молитву, которую мы читаем перед тем, как почитать прасад. Бхактивинод Тхакур написал множество замечательных книг, столько молитв, столько бхаджанов. В этой знаменитой молитве шарира авидья джал он описывает ситуацию с нашим языком. В этой молитве он говорит, что язык – самый прожорливый, но Кришна настолько милостив, что Он дает нам кришна-прасад, давайте же вкушать кришна-прасад до полного удовлетворения. Итак, язык нужно использовать для того, чтобы прославлять Господа и принимать кришна-прасад. У нас есть наши тела – у нас есть познающие чувства, действующие чувства, объекты чувственного восприятия – все это нужно занять позитивным образом. И если наши чувства будут заняты позитивным образом, то просто не останется места для негативных занятий.

Дальше говорится о результатах, которые мы получаем, выполняя свои обязанности. Кришна сделал преданное служение очень простым. Кришна говорит в Бхагавад Гите: «Вы можете предложить мне плод, цветок, лист или воду с любовью и преданностью». Мы можем находиться в разных ашрамах. Кто-то может быть брахмачари, кто-то грихастха, кто-то ванапрастха, кто-то санньяси. Кто-то может быть крупным бизнесменом, кто-то может заниматься маленьким бизнесом. Займите те результаты, которые вы получаете в служении Господу.

Кто из вас был на Навадвипа Парикраме? Как вы помните, во время парикрамы мы посещали дом Кхолавеччхи Шридхара. В некоторые дни я был с русской группой, в другие с международной. В этом году я попал в дом Кхолавеччхи Шридхара с группой Хинди. Кхолавеччха Шридхар занимался очень скромным бизнесом. Он делал чашечки из банановых листьев, и любой доход, который он получал, он делил пополам и половину использовал для поклонения матери Ганге. Для своей жизни у него была всего лишь одна комната, и в этой комнате не было крыши, и когда шел дождь, ему приходилось прижиматься к стене, чтобы не намокнуть. Но день и ночь он повторял Харе Кришна. Его соседи постоянно жаловались: «Ну что он воет? Ну что, у него совсем нет денег, чтобы как-то наполнить желудок? Скорее всего, его преследуют духи», - потому что всю ночь он громко повторял Харе Кришна. Но несмотря на свою нищету, на свой маленький доход Кхолавеччха Шридхар поклонялся матери Ганге.

У Нимая Пандита были особые отношения с Кхолавеччхой. Каждый день он приходил к его лавке, и что он делал? Он начинал с ним торговаться:

- Ну сколько у тебя сегодня стоят бананы?
- Два рубля дюжина.
- Ну ты что, загибаешь! Отдавай все по рублю!
- Ну чего Ты приходишь ко мне каждый день. Иди в другую лавку и там торгуйся, чтобы купить по дешевке, они Тебе могут продать и подешевле.
- Нет, ни в какой другой магазин Я ходить не буду. Ты у Меня стабильный поставщик. Чего это Я должен обращаться к другим, если у Меня есть стабильный поставщик? Ты хороший человек. Я знаю, что у тебя дома лежит скрытое сокровище.
- Какие сокровища? Ты что, шутишь? Приходи Сам, и все увидишь, что есть у меня дома. Посмотришь, какая у меня там дорогая мебель, кондиционеры. Приходи, приходи.
- Однажды, я раскрою твое сокровище всему миру.

Кхолавеччха никак не мог понять, что же имеет в виду Нимай Пандит, когда говорит, что раскроет его сокровище всему миру. Однажды, как вы знаете, Нимай Пандит устроил огромное шествие всех жителей Навадвипы к дому Чханда Кази. В течение восьми часов шел непрерывный киртан. После этого Господь Чайтанья почувствовал жажду, Ему была нужна питьевая вода, и что Он сделал? Он отправился в дом Кхолавеччхи Шридхара, у которого была ржавая кружка. В Чайтанья Бхагавате говорится, что эта кружка была настолько ржавой и битой, что даже вор не позарился бы на нее. Господь Чайтанья вместе со всеми преданными пришел к дому Кхолавеччхи, взял эту кружку и стал пить из нее воду. Кхолавеччха пытался остановить Господа: «Стой! Стой! Чего Ты пьешь из этой оскверненной кружки? Я обречен!» Но Господь Чайтанья возразил: «Нет, когда ты пьешь из стакана преданного, ты очищаешься». Таким образом Он подчеркнул возвышенное положение Шридхара тем, что даже Сам Господь очищается, когда пьет из его стакана. И когда Господь Чайтанья явил Свою Вселенскую Форму все преданным, он раскрыл трансцендентные качества Шридхара. Он предложил все благословения Кхолавеччхе, и что же Он сказал? «Мой Господь, если Ты хочешь дать мне благословение, то сделай так, чтобы из жизни в жизнь Ты приходил в мою лавку и торговался со мной». Это один из примеров того, как человек может служить Господу, выполняя свои обязанности.

Здесь Притху Махарадж утверждает, что какими бы ни были ваши обязанности в соответствии с вашей варной и ашрамом, их нужно использовать в служении Господу. Сознание Кришны обладает такой силой, что все наши действия очищаются. Мы не прекращаем свою деятельность. Это не так, что после того, как мы приняли сознание Кришны, нам нужно удалиться в уединенное место, сесть под дерево и там совершать бхаджан. Если вы можете это делать, это здорово! Но Шрила Прабхупада совершенно четко осознавал, что не все на это способны, и он также хотел помочь всему миру. ИСККОН это проповедническая миссия. А иначе зачем бы мы оставались на своих местах – мы бы все поселились во Вриндаване. Нет, никто из нас не задержался бы здесь. Тогда бы Шрила Прабхупада не уехал из храма Радхи Дамодары. Когда Шрила Прабхупада собрался в Америку, люди говорили ему: «Свамиджи, Вы же в пожилом возрасте. Что Вы там будете делать? В таком возрасте люди обычно уходят на пенсию». Но у Шрилы Прабхупады было горячее желание спасти все человечество. Поэтому он взял на себя этот большой риск. Несмотря на строгий коммунистический режим, который был в Советском Союзе Прабхупада приехал туда, он пошел на это. У него было огромное сострадание. И многие из его последователей унаследовали то же настроение. Если бы не было этого настроения, то сознание Кришны бы не распространилось по всему миру. Оно бы не распространилось в России. Шрила Прабхупада приехал и посадил первое семя, и его последователи приняли сознание Кришны, чтобы распространить его по всему миру.

Чтобы быть занятыми в сознании Кришны, Прабхупада дал нам многообразие служения. В нашем движении сознания Кришны столько деятельности! Когда вы придете устраиваться в России куда-нибудь на работу, там будет табличка: «Вакансий нет». Вы хотите работать, но работы нет. Но в ИСККОН в храме вы никогда не увидите табличек «Вакансий нет». У нас всегда будут висеть таблички: «Очень много свободных рабочих мест», - потому что у нас столько служения! Нужно строить храмы, распространять книги, поклоняться Божествам, проповедовать ученым, проповедовать материалистам, готовить для Божеств, делать гирлянды для Божеств. Если вы зайдете вечером в храм, вы увидите, как матаджи плетут гирлянды для Божеств. Для того, чтобы очиститься, у нас столько возможностей заниматься служением. Итак, Притху Махарадж говорит: «Что бы вы ни делали, выполняя свои обязанности, делайте это для удовлетворения Господа».

Также Притху Махарадж говорит, что наш ум должен быть открытым. Что же это значит? Мы должны быть открыты для духовных наставлений. Мы должны быть готовы принять руководство, мы должны быть готовы слушать. Иногда мы можем говорить: «Ну я все это уже слышал, мне не нужно никаких наставлений», — это очень опасная ситуация. Когда Шри Чайтанья Махапрабху пришел в Варанаси, Ему пришлось встретиться с санньяси-маявади. Они сказали Ему: «Ты такой выдающийся ученый! Почему Ты не хочешь оставаться с нами и изучать Веданта Сутру, а вместо этого, как сумасшедший, пляшешь на улицах?» Что же ответил Господь? Он сказал: «Духовный учитель считал Меня глупцом, это все, на что Ты способен». Поэтому оставляйте свой ум открытым для духовных наставлений, и также нужно быть занятым служением.

Итак, Притху Махарадж просит нас быть занятыми служением без остатка с полным энтузиазмом. Как говорит Бхактивинод Тхакур: «Я все отдают Твоим лотосным стопам, о мой Господь!» Вам понравился совет Притху Махараджа? А кто будет ему следовать? Если вы будете следовать этому совету, то вам гарантировано возвращение домой к Богу. Вам тогда уже будут не страшны никакие цунами и землетрясения, а сейчас мы не знаем, где они нас настигнут. В России, конечно, меньше опасности. Но на самом деле, в материальном мире опасность подстерегает нас на каждом шагу. Харе Кришна!