foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Статьи и обзоры nachodki.ru

ПЕРЕВОД

Просто общаясь с возвышенными преданными, любой сможет обрести совершенное знание и мечом этого знания разрубить путы иллюзорного, мирского общения, что удерживают душу в плену материи. Общение с преданными дарует человеку возможность служить Господу, слушая о Нем и прославляя Его [шраванам киртанам]. Так можно пробудить в себе сознание Кришны и, уверенно идя по этому пути, уже в нынешней жизни вернуться домой, к Богу.

КОММЕНТАРИЙ

Чтобы освободиться из материального плена, необходимо прекратить общение с мирскими людьми и начать общаться с преданными. Общение с преданными позволяет человеку пробудить в себе сознание Кришны, и сейчас Движение сознания Кришны дает такую возможность каждому. Наше Движение берет на себя заботу обо всех, кто искренне хочет продвигаться по пути сознания Кришны. Мы обеспечиваем таких людей пищей и жильем, чтобы они могли, ни о чем не беспокоясь, развивать в себе сознание Кришны и вернуться домой, к Богу, уже в этой жизни.

ЛЕКЦИЯ

Ом агьяна тимирандхасья
гьянангьяна шалакая
чакшур унмилитам ена
тасмаи шри-гураве намаха

Харе Кришна! Итак, этот стих произнесла великая душа Джада Бхарата. Кто такой Джада Бхарата? В одной из своих предыдущих жизней он был царем. Шримад Бхагаватам состоит из восемнадцати тысяч стихов и представляет из себя зрелый плод Ведического знания. Сегодня Шримад Бхагаватам доступна почти на всех основных языках мира, и люди, читая ее, получают огромное удовлетворение. Цель Шримад Бхагаватам состоит в том, чтобы мы пришли к чистому преданному служению. Шримад Бхагаватам содержит в себе истории о Господе и Его преданных, которые содержат важное послание. Когда мы читаем и слушаем Шримад Бхагаватам, то все, что доставляет тревогу в сердца, разрушается. В нашем сердце есть неблагоприятные вещи, или там все благоприятно? Тогда Бхагаватам –то для нас решение.

В пятой песне содержится история о великом Императоре по имени Царь Бхарата. Самое замечательное – это то, что в Бхагаватам так много замечательных историй, которые невозможно сравнить с мирскими историями. Конечно, в десятой песни приводятся истории, связанные с играми Самого Господа Кришна, но даже пока вы доберетесь до нее, вы сможете встретить множество других историй, связанных с Господом и Его преданных.

Итак, Царь Ришабхадева правил всей планетой. У него было сто сыновей, старшего из которых звали Бхарата. Ришабхадева был воплощением Бога, поэтому для него иметь сто сыновей было ничего сложного. Итак, Бог безграничен, и поэтому Его творение тоже безгранично. Как мы знаем, старшего сына звали Бхаратой. Царь Ришабхадева, который правил всей планетой, передал бразды правления старшему сыну. В Ведической системе есть такие ашрамы, как брахмачари, грихастхи, ванапрастхи и санньяси, и на определенной стадии царь передает бразды правления старшему сыну.

Когда Царь Бхарата правил планетой, то все его подданные были богатыми, счастливыми и процветающими. Не было никаких страданий – не так, как в наши дни, сейчас одни страдания. Сейчас куда бы вы ни поехали, везде одни страдания и лишь какие-то вкрапления счастья. Итак, Царь Бхарата в определенный момент отдалился от дел и ушел в лес. Когда он отправился в лес, он занялся очень суровой медитацией. Однажды, он увидел, как за оленихой гонится лев. Олениха была беременна. Кто-нибудь из вас слышал, как рычит лев? У льва есть такая привилегия – его слушают только раз, ему повторять не надо. В жизни я львов видел два раза. Однажды, я читал джапу в парке в Кесуму в Кении. Я читал джапу и не заметил, что совсем недалеко от меня гулял лев. К счастью, он был в клетке. И преданные сказали: «Махарадж, смотрите – лев». Однажды, в Южной Индии я тоже читал джапу и издалека слышал, как рычит лев.

И когда рычит лев, этот звук можно услышать с далекого расстояния. Итак, лев гнался за оленихой, ей пришлось прыгнуть, и когда она прыгнула, она разродилась, а сама погибла. Царь Бхарата почитал, что Провидение так устроило, чтобы он позаботился об олененке. Он начал присматривать за олененком, так же как мать смотрит за своим ребенком. К сожалению, царь Бхарата слишком привязался к этому олененку. Кришна говорит в Бхагавад Гите: «То, о чем вы думаете в момент смерти, такое тело вы получаете в следующей жизни». Сознание Кришны обучает нас искусству жить и искусству умирать. Современное общество не учит вас ни искусству жить, ни искусству умирать. Подготовиться к смерти – это большое искусство. Люди не осознают, что смерть – лишь смена одежды. Подобно тому как человек оставляет старые одежды и одевает новые, человек получает новое тело, оставив старое и бесполезное.

В один из дней Царь Бхарата не обнаружил своего олененка. Он отправился на его поиски и в этот момент сам умер. В результате этого он должен был родиться снова, и он родился оленем. Но также мы знаем о том, что преданное служение не проходит даром. Преданное служение так устроено, что если в одной жизни вы заканчиваете на десяти процентов, то в следующей вы начинаете с одиннадцатого процента. То, что вы даже делали неосознанно, будет всегда оставаться с вами. Царю не долго пришлось жить в теле оленя. Он родился снова в семье брахманов, и там его назвали Джадой Бхаратой.

Родившись Джадой Бхаратой, он смог вспомнить свою жизнь и о том, что совершил ошибку. Ошибка была в том, что он чрезмерно сильно привязался к олененку, и цена была такова, что он сам родился оленем. Он решил, что не будет повторять такую ошибку. Есть такая поговорка: пуганая ворона и куста боится. Поэтому он притворился для людей вокруг него глухонемым. На самом деле, он не был глухонемым, хотя и притворялся таким. Однажды, Царь по имени Рахугана ехал на паланкине не духовную лекцию. Царь опаздывал и сказал носильщикам: «Быстрее! Быстрее! Я опаздываю!» Носильщики ответили: «Мы стараемся изо всех сил! Мы не можем быстрее!» И вот они увидели этого молодого и красивого человека, которого звали Джадой Бхаратой. Он был очень хорошо сложен.

Они позвали его: «Иди сюда, помоги понести Царя». Итак, Джаду Бхарату заняли тем, что он был должен нести царя. Но в отличие от других носильщиков он внимательно смотрел под ноги перед тем, как сделать шаг. Он не хотел раздавить никакое насекомое на земле, поэтому он смотрел внимательно. Таково очень щедрое умонастроение преданного. Он не хочет обижать даже муравья, не говоря уже о том, чтобы убивать невинную корову. Среди всех животных корова самая невинная. У человека есть семь матерей, и корова – одна из них. Молоко коровы питает человека всю жизнь, точно так же как молоко матери питает ребенка. Из одной только коровьей мочи можно сделать много лекарств. В Индии есть один врач, который написал книгу, в которой говорится, что благодаря коровьей моче можно излечить более восьмисот заболеваний. Во Вриндаване и Маяпуре в гошалах делают много ингредиентов из коровьей мочи. Итак, корова – одна из матерей человека, и преданные с почтением относятся ко всем живым существам.

Итак, пока Джада Бхарата не убеждался, что никого нет под ногами, он не наступал на землю. И так получилось, что вместо того, чтобы идти быстрее, паланкин с Царем замедлился. Царь начал возмущаться: «Что вы делаете? Я сказал, быстрее, а вы идете медленнее?» Носильщики занервничали: «Ваше величество, мы не виноваты – во всем виноват этот новичок». Тогда царь начало отчитывать Джаду Бхарату. Сначала Джада Бхарата спокойно выслушал эти порицания, но затем он начал говорить, и когда он говорил – это было подобно львиному рыку. Такова природа преданного – когда он общается с другими, он подобен ягненку, но, когда дело доходит до проповеди, он ведет себя как лев. Однажды, в Америке одна преданная спросила у Прабхупады: «Как мне быть смиренным и в то же время распространять книги?» На проповеди иногда приходится быть настойчивым. Прабхупада сказал: «Дома будьте ягненком, а на проповеди будьте львом». Когда мы общаемся с преданными, мы ведем себя как ягнята. А когда нам выпадает возможность проповедовать, вы становитесь как лев, но не должно быть наоборот.

Джада Бхарата был классическим примером этого. Он вначале, конечно, выслушал все, что ему сказал царь, но после этого он сам начал говорить. Когда он начал говорить, царь оцепенел от его слов. И царь понял: «Да, этот человек не глупец, это осознавшая себя душа. Я такой негодяй – оскорбил возвышенного преданного». И тогда царь сказал: «Я не боюсь молнии Индры, но я боюсь оскорбить вайшнава». И он попросил прощения у Джады Бхараты за то, что отчитал его, не понимая его возвышенную природу. Итак, на духовном пути нужно быть осторожным и не совершать вайшнава-апарадх. Старший вы преданный или младший – всегда избегайте вайшнава-апарадх.

Господь Чайтанья на примере Своей матери показал нам замечательный пример. Шачимата была не очень довольна Адвайтой Ачарьей. Она обвиняла его в том, что из-за него Вишварупа принял санньясу. И она также считала, что Адвайта Ачарья влияет на ее младшего сына, чтобы тот ушел из дома и принял санньясу. Итак, у Шачиматы был определенный гнев на Адвайту Ачарью, и это заметил Чайтанья Махапрабху. Преданные просили у Него: «Ты проливаешь Свою милость на всех, почему Ты не наделишь милостью Свою маму?» Господь Чайтанья ответил: «Она оскорбила возвышенного преданного». И когда преданные говорили Адвайте Ачарье, что Шачимата оскорбила его, он говорил: «Нет, как она могла меня оскорбить? Она же мать Верховного Господа!». Однажды, Господь Чайтанья проявил Вселенскую Форму, и Адвайта Ачарья растянулся в дандавате, когда увидел эту трансцендентную форму. И тогда Шачимата воспользовалась этим – она подошла сзади к Адвайте Ачарьи, взяла пыль с его стоп и посыпала ей себе на голову, и тогда Господь Чайтанья остался доволен тем, что Его мама искупила свое оскорбление.

У нас есть множество примеров того, какие последствия имеют вайшнава-апарадхи. Итак, Царь Рахугана предался Джаде Бхарате и попросил у него прощения и попросил ему дать духовное руководство. Итак, в предыдущей главе Джада Бхарата наставляет Рахугану о положении живого существа, но в этой главе Рахугана говорит: «Я выслушал все, что ты мне сказал, но я понял это не до конца, и поэтому, пожалуйста, объясни мне это еще раз». Итак, Джада Бхарата стал в деталях объяснять то, что он уже объяснял в предыдущей главе. Часто мы читаем Бхагавад Гиту первый раз и не совсем понимаем, тогда приходится читать ее снова. Бывает, что мы читаем Бхагаватам и не понимаем ее до конца – не надо возмущаться – даже Царь Рахугана в одной лодке с вами. Он выслушал все наставления, а после этого сказал: «Все это, конечно, было очень хорошо, но не мог ли бы ты объяснить все еще один раз, более подробно».

Теперь Джада Бхарата стал объяснять все с деталями. Итак, первый момент, о котором Джада Бхарата говорит в этом стихе, состоит в том, что он советует общаться с преданными, особенно с возвышенными преданными. Итак, как общаться с разными видами преданных? Когда появляется возможность послушать старшего преданного, мы должны считать себя очень удачливыми, потому что мысли возвышенного преданного сосредоточены на том, как всех занять служением Кришне. Такова природа преданного – он желает блага всему человеческому обществу. Пять тысяч лет назад мудрецы собрались в Наимишаранье, чтобы обсудить, как можно спасти людей в Кали-югу. Так думает преданный – он беспокоится о благе всего общества.

Здесь Джада Бхарата говорит, что в общении с преданными мы сможем получить трансцендентное знание. В этом стихе он объясняет, в чем совершенство всего знания. В чем же совершенство этого знания? Это знание о преданном служении. Мы слишком много внимания уделяем мирскому знанию. Конечно, его можно развивать, но совершенством знания является то, благодаря которому вы можете предаться Господу.

Сарва дхарма паритйаджйа
мам экам шаранам враджа
ахам твам сарва папебхйо
мокшаишйами ма шучаха

В обществе преданных мы получаем информацию о важности служения Господу. И как же можно использовать такое знание? С помощью этого знания вы разрубаете материальные представления о жизни. В третьей главе Бхагавад Гиты Арджуна спросил у Кришны: «Что побуждает человека поступать греховно даже помимо его воли?» Кришна объясняет Арджуне: «Это вожделение, вечный враг живого существа, которое пылает как огонь и никогда не насыщается». Затем Кришна объясняет, где располагается этот враг. И где же он располагается? В уме, разуме и чувствах. Он говорит, что ум, разум и чувства – это местопребывания вожделения. Для начала Кришна показывает вам, кто является вашим врагом. Разве это не большая помощь? Затем еще Кришна объясняет, где сидит этот враг. Например, полиция ищет преступника, и им подсказывают: «Преступник находится в таком-то городе», - и при этом говорят, в какой именно части города – на севре, на юге или на востоке.

Итак, Кришна также подсказывает нам, кто наш враг, и где этот враг располагается. Далее Кришна говорит о том, как победить этого врага. Например, вы можете заболеть, и тогда возникает вопрос, как вылечиться. Кришна говорит: «Сразите этого врага мечом знания». Развивая духовное знание, вы можете отсечь то, что мешает вам на пути духовного развития. Поэтому Кришна говорит: «Срази этого вечного врага вожделение мечом знания». Здесь Кришна объясняет, что мечом отречения нужно сразить вожделение, и мы получаем этот меч благодаря знанию.

К чему приводит то, когда мы общаемся с преданными? Джада Бхарата говорит, что, если мы будем общаться с преданными, мы сможем служить Верховному Господу. Принцип того, что нужно общаться с преданными подчеркивается во всех писаниях. Особенно ведические писания подчеркивают важность общения с преданными.

Садху санга садху санга сарва шастра кахе
Лава матра садху санга сарва сиддхи хайа

Даже если вам выпадет возможность общаться с преданными даже одну четырнадцатую секунду, это приведет вас ко всему совершенству. Итак, если вы общаетесь с преданными, ваше духовное знание увеличивается. Я уверен, что, если у вас спросить, как вы начали общаться с преданными, вы, скорее всего дадите два ответа. Либо кто-то вам проповедовал и пригласил в храм, или кто-то, может быть, продал вам книгу, вы заинтересовались и пошли в храм. Есть еще третий вариант – это, может быть, Кришна из сердца вдохновил вас прийти сюда. Кого из вас Кришна прямо из сердца вдохновил прийти сюда? И вот результат духовного общения – это все мы. Надо спланировать свою жизнь таким образом, чтобы всегда иметь возможность духовного общения.

Иногда у нас есть склонность придираться к другим, и также мы иногда принижаем важность духовного общения, но это является результатом влияния на нас иллюзорной энергии. Мы должны всегда искать духовного общения. Когда мы общаемся с преданными, мы должны друг с другом дружить. Что означает дружба в духовной жизни? Мы вдохновляем друг друга в духовной жизни, мы видим друг в друге хорошие качества, мы вместе читаем джапу, мы вместе слушаем Шримад Бхагаватам, мы вместе выходим проповедовать – вот это означает духовная дружба. Общение с преданными необходимо всем нам. Большинство из вас живут дома – работают или занимаются бизнесом, и тогда большую часть времени вы вынуждены проводить без преданных, поэтому вы должны организовать свое время таким образом, чтобы вы как минимум приходили на воскресные программы.

Итак, Джада Бхарата говорит, что в обществе преданных вы обретете трансцендентное знание. И какова суть духовного знания? Джада Бхарата говорит, что вы начинаете преданное служение с шраванам Киртанам. Нет смысла общаться с преданными, если вы не планируете обсуждать славу святого имени или славу преданного служения. И поэтому, общаясь с преданными, вы получаете суть трансцендентного знания. И суть духовного знания в том, чтобы прийти к слушанию и воспеванию, потому что слушание и воспевание – это самый надежный путь духовного прогресса в наш век. Если не воспевать и не слушать, то очень трудно духовно развиваться. Итак, в обществе преданных мы получаем духовное знание, и суть этого знания – это заниматься шраванам и киртанам.

И потом что происходит, когда вы начинаете слушать и воспевать? Тогда вы сможете пробудить дремлющее сознание Кришны. Прабхупада часто использовал выражение дремлющее сознание Кришны. Что это значит? Это значит, что в сердце каждого есть желание служить Господу, но к несчастью, сейчас это желание скрыто нашим влечением к иллюзорной энергии. Например, облака покрывают солнце, но, когда они уходят, солнце становится видимым. Итак, дремлющее сознание Кришны покрыто иллюзорной энергией, и эта иллюзия удаляется через слушание и воспевание. Мы можем вспомнить собственный опыт. Когда мы только что пришли в сознание Кришны, у нас было множество сомнений и вопросов, но, когда мы уже начали практиковать этот метод, мы почувствовали большое удовлетворение.

Итак, общаясь с преданными, вы получаете вдохновение и советы, как начать шраванам киртанам. Хираньякашипу наставлял учителей Прахлада, сыновей Шукрачарьи: «Сделайте так, чтобы мой сын забыл о Вишну» Учителя постарались изо всех сил. Шанда и Амарка были сыновьями Шукрачарьи. Однажды, когда сын вернулся из школы, отец усадил его на колени и спросил: «Что было самым лучим из того, чему ты научился сегодня в школе?» И Прахлада Махараджа ответил, перечислив девять методов преданного служения. Итак, суть духовной жизни – это предаться Господу через шраванам и киртанам.

Итак, если мы начинаем заниматься преданным служением начиная со шраванам и киртанам, мы пробуждаем в себе дремлющую любовь к Богу. В Нектаре Преданности Прабхупада приводит пример древесины и огня. В древесине огонь скрыт в непроявленной форме, и когда древесину поджигают, они загораются. Итак, сознание Кришны дремлет в сердце каждого из нас, а иначе почему мы приняли сознание Кришны? Вам не давали взяток, чтобы вы стали преданными. Может быть кто-то вам дал денег, чтобы вы стали преданными? У преданных денег на взятки нет. Никто не заставлял нас становиться преданными – все происходит благодаря естественному притяжению.

Итак, метод сознания Кришны, который начинается со шраванам и киртанам пробуждает в нас изначальное сознание. Что же происходит потом? Что говорит Джада Бхарата? Он говорит, что уже в этой жизни вы возвращаетесь домой к Богу. Вам даже не нужно ждать смерти, преданный, который занимается преданным служением, находится на трансцендентном уровне. Преданный, который занимается служением Господу, хотя и кажется, что он находится среди нас, является освобожденной душой. Мы можем вернуться к Богу уже в этой жизни, если мы полностью займем себя служением Господу.

Джада Бхарата объясняет, почему преданное служение очень благоприятно. Также вы можете прочитать истории про других великих мудрецов. Для того, чтобы избавиться от анартх, мы должны читать Бхагаватам каждый день. Проблема в том, что даже услышав об этом, мы не начинаем следовать всем наставлениям. Поэтому всегда нужно искать духовного общения, особенно общения с продвинутыми преданными, и такое общение поможет нам духовно развиваться.

Сила преданного служения такова, что даже очень греховный человек может начать им заниматься. Например, в Чайтанья Чаритамрите есть история об охотнике Мригари. Он был охотником, и не просто охотником, а очень жестоким. Он подстреливал животных, оставлял их страдать, и когда они умирали, он начинал радоваться. Потом он продавал убитых животных. Однажды Нарада Муни шел по джунглям и увидел полумертвых животных и поинтересовался, кто же был причиной этого. Охотник, который прятался в кустах вышел и сказал: «Это я, меня зовут Мригари». Нарада Муни спросил:

- А почему ты не убиваешь животных? Почему ты оставляешь их страдать?
- Мне нравится видеть, как они страдают. – жестокие люди получают счастье от подобных вещей.

В некоторых ресторанах в аквариумах плавают рыбы, и вы можете выбрать одну из них, чтобы вам ее приготовили. Когда я был в Москве в 1976 году я остановился в гостинице Берлин. В то время был еще Советский Союз. В то время было еще очень мало преданных. Я отправился перекусить в ресторан. Директор ресторана очень хорошо ко мне относился. Каждый день он давал мне хлеб с зеленым горошком – на завтрак, на обед и на ужин. В то время там больше ничего не было. Я увидел, что люди подходят к какому-то водоемчику, что-то там показывают, а потом им что-то приносят. Я не понял, что это такое, но потом мне объяснили, что они просто выбирают рыбу, которую они хотят съесть. И это очень жестоко.

Итак, людям нравится убивать животных просто ради интереса. Но благодаря общению с Нарадой Муни этот охотник настолько изменился, что не ставил ногу на землю, не убедившись, что там никого нет. Такова сила общения. Поэтому всем нам нужно искать духовного общения. Иногда мы можем общаться с более продвинутыми, иногда с равными, а иногда с менее продвинутыми. Когда мы встречаем менее продвинутых, мы должны проявлять к ним сострадание. С равными мы стараемся дружить. А ели мы встречаем кого-то более продвинутого, то мы радуемся этому. Точно так же как Джада Бхарата дал наставления царю, мы должны просвещать других и проповедовать. И шраванам киртанам – это тот метод, который победит силу анартх.

Анартха означает нежелательная вещь. Вожделение, гнев, зависть и т.д. – это все не нужно, но благодаря силе святого имени, силе преданного служения, силе духовного общения мы сможем избавиться от этого. Итак, стремитесь заниматься преданным служением и видеть хорошее в других, не обращая внимание на недостатки. Нам очень повезло, что у нас много книг, которые поддерживают нас в духовной жизни. Воспользуйтесь всем этим для того, чтобы с решимостью духовно развиваться. Харе Кришна!