foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Шаблоны Joomla 3 тут

Мы будем читать стих из пятой песни Шримад Бхагаватам. Это стих 5.12.16.

тасман наро ’санга-сусанга-джата-
джнанасинехаива вивркна-мохах
харим тад-иха-катхана-шрутабхйам
лабдха-смртир йатй атипарам адхванах

ПЕРЕВОД

Просто общаясь с возвышенными преданными, любой сможет обрести совершенное знание и мечом этого знания разрубить путы иллюзорного, мирского общения, что удерживают душу в плену материи. Общение с преданными дарует человеку возможность служить Господу, слушая о Нем и прославляя Его [шраванам киртанам]. Так можно пробудить в себе сознание Кришны и, уверенно идя по этому пути, уже в нынешней жизни вернуться домой, к Богу.

КОММЕНТАРИЙ

Чтобы освободиться из материального плена, необходимо прекратить общение с мирскими людьми и начать общаться с преданными. Общение с преданными позволяет человеку пробудить в себе сознание Кришны, и сейчас Движение сознания Кришны дает такую возможность каждому. Наше Движение берет на себя заботу обо всех, кто искренне хочет продвигаться по пути сознания Кришны. Мы обеспечиваем таких людей пищей и жильем, чтобы они могли, ни о чем не беспокоясь, развивать в себе сознание Кришны и вернуться домой, к Богу, уже в этой жизни.

ЛЕКЦИЯ

Ом агьяна тимирандхасья
гьянангьяна шалакая
чакшур унмилитам ена
тасмаи шри-гураве намаха

Этот стих их пятой песни Шримад Бхагаватам, и его произнес Джада Бхарата. Вы знаете, кто такой Джада Бхарата? Он родился в семье брахманов. В предыдущей жизни он был оленем, а до этого он был императором планеты. Он был старшим из ста сыновей Царя Ришабхадевы. Ришабха на Санскрите значит лучший, и он был воплощением Бога. В Ведических писаниях предсказаны все воплощения Бога. Вчера мы праздновали день победы Господа Рамы над Раваной. Кто такой Господь Рама? Он Верховная Личность Бога. Он явился в начале Трета-юги. Он правил как идеальный царь. Во время Его правления в обществе не было страданий. Не было старости, болезни и смерти, не было ни физических, ни умственных страданий, и они сами могли выбрать момент смерти. Если бы сейчас у людей была возможность выбирать момент смерти, то никто бы вообще не умирал. Люди были так счастливы, что Рама-раджйю вспоминают до сих пор.

Подобным образом, Ришабхадева был воплощением Господа. Как на Санскрите называется воплощение? Аватара. Сейчас слово Аватар стало очень знаменитым. Знаете, почему? Потому что в Голливуде сняли фильм «Аватар». Пару лет назад этот фильм был очень популярен по всему миру. Насколько я знаю, этот фильм никакого отношения к Кришне не имеет, но, по крайней мере, режиссер назвал его «Аватар».

После того, как Царь Бхарата правил Землей несколько тысяч лет, он отошел от дел и отправился в лес. В лесу он занимался медитацией. Однажды, он увидел, как беременную олениху преследовал лев. Пытаясь спасти жизнь, она прыгнула. От этого прыжка, новорожденный олененок выпал из ее утробы, и она умерла. Царь стал заботиться об этом олененке. Он подумал, что это воля Провидения – что он должен заботиться об этом олененке. Но к несчастью, он очень сильно привязался к этому олененку. Когда олененок пропадал из вида даже на минуту, он начинал беспокоиться. Однажды, ища этого оленя, он умер. В Бхагавад Гите говорится: «Где ваш ум находится в момент смерти, такое тело вы и получите».

Кто-то может сказать: «Хорошо, я просто сделаю так, что в момент смерти буду помнить о Боге. Поразвешаю везде изображения Кришны вокруг себя, включу запись бхаджанов Шрилы Прабхупады». Это будет хорошей страховкой? Дело в том, что нет никаких гарантий, когда придет смерть. И обычно в момент смерти ваш ум больше всего сосредоточен на той деятельности, которой вы занимались в течение жизни. В то же самое время, священные писания объясняют, что преданное служение Господу никогда не проходит даром. Царю не пришлось долго оставаться в теле оленя, и он родился в семье брахманов.

Царь помнил ошибку, которую совершил в прошлом рождении. Он помнил, что очень сильно привязался к оленю. И он решил больше не повторять эту ошибку, поэтому он притворялся глухонемым, но при этом он не был глухонемым. Его отец пытался учить его разным вещам, но Джада Бхарата не проявлял никакого интереса к каким-то мирским темам. Джада Бхарата был очень хорошо сложен, он был высоким, красивым.

В то время жил царь по имени Рахугана, и однажды, его несли в паланкине на духовную лекцию. Он направлялся в ашрам Капилы, чтобы услышать беседы на духовные темы. Говорят, что этот ашрам до сих пор находится в Курукшетре. Его несли носильщики в паланкине. В наше время люди ездят на машинах. Если люди опаздывают, они просто жмут на газ. Но в то время важные люди ездили на паланкинах. Царь сказал: «Поторопитесь, я опаздываю». Носильщики сказали: «Ваше величество, мы и так уже изо всех сил стараемся, быстрее не можем». Они увидели, что у дороги стоит здоровый молодой человек, похож на глухонемого. Они подозвали его, сказали: «Эй, иди сюда, помоги нести царя».

Джада Бхарата присоединился к ним и стал помогать нести царя. Но в отличие от других носильщиков, он обладал брахманической природой. Он не хотел наступать даже на муравьев. Он не делал шаг, пока не убеждался, что впереди на земле нет никаких насекомых. Такова природа преданного – он не хочет вредить никому. Люди говорят о религии, но при этом не имеют никакого понятия о милосердии. У религии должны быть четыре основных составляющих принципа – аскетизм, чистота, милосердие и правдивость. Послание Бога нужно проповедовать в его подлинном виде. Нельзя брать учение Бога и давать собственные толкования. Затем должен быть аскетизм. Аскеза – это то, как можно привлечь внимание Господа. Материалисты украшают себя дорогими одеждами и какими-то украшениями. Но чем украшает себя преданный? Качествами аскетизма. Аскеза – это украшение преданного.

Другой аспект религии – это чистота. Бывает внешняя чистота и внутренняя. Шрила Прабхупада был очень строг относительно чистоты. Когда Прабхупада приезжал в какой-то храм, он первым делом обходил все и осматривал, достаточно ли было там чисто. Поэтому мы должны поддерживать чистоту в храмах. У себя дома тоже нужно поддерживать чистоту. После того, как вы поели прасад, нужно вымыть место, где вы ели прасад. Те, кто заняты поклонением Божествам, должны поддерживать чистоту на алтаре и в пуджарской. Есть два важных момента, связанных с поклонением Божествам – это чистота и пунктуальность. Это то, что касается внешней чистоты. Затем есть также внутренняя чистота. Как можно обрести внутреннюю чистоту? С помощью повторения святого имени Господа. Четвертый важный аспект религии – это милосердие. Преданный должен проявлять сострадание ко всем живым существам.

Итак, Джада Бхарата не делал шага, пока не убеждался, что на земле нет никаких живых существ. В результате этого, паланкин вместо того, чтобы двигаться быстрее, стал двигаться еще медленнее. Царь очень расстроился. Он сказал: «Что случилось? Я сказал вам идти быстрее, а вы стали двигаться еще медленнее!» Носильщики сказали: «Ваше величество, это не наша вина! Нас задерживает этот новенький, которого мы попросили помочь». Царь стал ругать Джаду Бхарату. Царь сказал: «Ты что не понимаешь, кто я такой?» Сначала Джада Бхарата слушал эти слова царя, но затем он заговорил. И когда он заговорил, царь понял, что это осознавшая себя душа. Он сошел с паланкина, поклонился Джаде Бхарате и стал просить прощения. Он сказал: «Я не боюсь даже молнии Индры, единственное, чего я боюсь – это оскорбить вайшнава». И он стал просить у него прощения и духовных наставлений.

На духовном пути мы должны быть очень осторожны и избегать любых оскорблений. Есть оскорбления разных видов, которые мы можем совершать. Есть нама-апарадхи. В начале этого движения у нас были только американские преданные. Даже преданные-индусы появились позже. Прабхупада говорил преданным: «Используйте свой американский разум для распространения сознания Кришны». Теперь вы используйте русский разум для распространения сознания Кришны.

Итак, я говорил, что мы можем совершать оскорбления разного вида. Первое – это нама-апарадхи, оскорбления святого имени Господа. Затем есть гуру-апарадхи, сева-апарадхи. В Нектаре Преданности приводится список апарадх, которых надо избегать при поклонении Божествам. Также есть джива-апарадхи – оскорбления по отношению к другим живым существам.

Царь Рахугана понял, что этот человек – осознавшая себя душа. Он предался стопам Джады Бхараты, и стал просить у него о наставлениях. В предыдущей главе Джада Бхарата рассказал Рахугане о преданном служении, и в этой главе Рахугана попросил Джаду Бхарату еще подробнее описать все эти наставления. Царь Рахугана сказал: «Я услышал все, что ты сказал, но я хочу еще раз услышать, чтобы понять еще лучше». Подобным образом, для того, чтобы понять философию, мы тоже должны регулярно изучать ее. Чайтанья Махапрабху рекомендовал пять принципов для духовного развития, и одно из этих наставлений – регулярно читать Бхагаватам и Бхагавад Гиту. Несомненно, вы не сможете понять философию, просто услышав или прочитав один раз, но если вы будете регулярно слушать и задавать вопросы, тогда вы сможете начать понимать ее.

Итак, что же говорит Джада Бхарата в этом стихе? По сути, он подчеркивает важность духовного общения. Это также называется садху санга. Как, например, неделю назад закончился фестиваль Садху Санга. Священные писания подчеркивают важность духовного общения. Как звучит знаменитый стих из Чайтанья Чаритамриты в этой связи?

Садху санга садху санга сарва шастра кахе
лава матра садху санга сарва сиддхи хайа

Все священные писания говорят о важности духовного общения. В четвертой песне Бхагаватам Нарада Муни говорит, что человек может получить духовное общение на трех уровнях. Вы можете общаться с теми, кто находятся на более высоком уровне, с теми, кто находятся на том же уровне, и с теми, кто находятся на более низком уровне. Нарада Муни объясняет, что если у вас есть возможность общаться с теми, кто находятся на более высоком духовном уровне, вы должны радоваться. Почему? Потому что от такого преданного вы можете получить философию, которая поможет вам духовно развиваться. Каковы признаки развитого преданного? Он хочет, чтобы все были счастливы в сознании Кришны. В пятой песне описаны молитвы, которые вознес Прахлада Махарадж Нрисимхадеве. Я читал лекции по этим молитвам до вчерашнего дня в разных храмах. В одной из своих молитв Прахлада молится, говоря, что все люди страдают, и он просит, чтобы они обрели сознание Кришны, и таким образом стали счастливыми. Такова природа возвышенного преданного – он забоится о благе всех. Тысячи лет назад мудрецы Наимишараньи собрались, чтобы обсудить духовные темы. Тысячи мудрецов собрались вместе. Тема их обсуждения была такова – как можно спасти людей в Кали-югу. Такова природа возвышенного преданного. Нарада Муни объясняет, что когда вы общаетесь с кем-то, кто находится на более высоком духовном уровне, вы должны радоваться.

Если вы встречаете кого-то, кто находится на том же уровне, вы должны развивать с ним дружеские отношения. Если вы встречаете кого-то, кто находится на более низком духовному уровне, что вы должны делать? Проявлять сострадание. Что же означает дружба в духовной жизни? В материальной жизни дружба означает, что люди друг друга эксплуатируют. Люди просто используют друг друга для того, чтобы вместе наслаждаться. Но что означает дружба в духовной жизни? По сути дела, это означает, что мы вместе служим Кришне, вместе повторяем святое имя, когда есть такая возможность, вместе проповедуем, вместе изучаем книги, вместе готовим.

Все священные писания говорят о важности общения с преданными. Шрила Прабхупада создал движение сознания Кришны для того, чтобы люди, не только в Волгограде, но и по всему миру могли иметь возможность общаться с преданными. Сейчас по милости Прабхупады есть храм через каждые несколько сот километров. Как за последнюю неделю после фестиваля мы посетили шесть храмов в этом регионе. Для чего нужны эти храмы? Эти храмы – центры, где люди могу получить духовное общение.

Джада Бхарата говорит, что, общаясь с возвышенными преданными, вы можете обрести знание. Есть знание двух видов – материальное знание и духовное знание. В этом стихе речь идет о духовном знании. И когда вы обретаете духовное знание, то что это означает? Прежде всего, вы понимаете, что Кришна – это Верховная Личность Бога. Бог в конечном счете, является личностью, и у Него есть имя. Также вы постигаете положение дживы. Вы понимаете, что живое существо вечно, и оно в этом мире перевоплощается из оного тела в другое. Также вы понимаете, что материальная природа действует под управлением Господа.

Затем вы понимаете время. Время – это представитель Верховного Господа. Что делает время? Оно разрушает все. У вас может быть молодое тело, но время сделает так, чтобы оно не оставалось молодым долго. У вас может быть здоровое тело, но время сделает так, чтобы оно не оставалось здоровым слишком долго. Эти четыре темы также являются темами, описанными в Бхагавад Гите. Также Бхагавад Гита описывает карму или деятельность. Другими словами, у нас есть свобода – мы можем решать, как нам действовать.

Итак, благодаря духовному общению вы можете получить знание, и суть всего знания состоит в том, что в этот век нет иного пути к совершенству, кроме как через повторение святого имени Господа. Когда мы говорим о трансцендентном знании, то его сутью является метод бхакти-йоги. И с чего начинается бхакти-йога? Бхакти-йога начинается с метода шраванам киртанам.

Джада Бхарата также говорит, что обретя трансцендентное знание, человек может разорвать иллюзорные связи в этом мире. Подобно тому, как Солнце рассеивает тьму. Например, здесь свет рассеивает тьму. Иногда, когда вы бываете в Индии, там свет выключается, и вы уже ничего не видите, но когда свет возвращается, вы уже можете что-то увидеть. Для того, чтобы избавиться от иллюзорных представлений, нам нужно трансцендентное знание, которое мы можем получить от преданных Господа. И суть этого трансцендентного знания – это метод шраванам киртанам. Шраванам киртанам – это метод повторения святого имени Господа.

Что дает нам повторение Харе Кришна мантры? Повторение святого имени помогает нам преодолеть инфекцию Кали-юги. Кали-юга заразна или нет? Кали-юга очень сильна. Но хорошая новость в том, что преданное служение сильнее Кали-юги. В этом наша надежда. Если бы преданное служение не было сильнее влияния Кали-юги, нас бы здесь сегодня не было, и вы бы не увидели четыре тысячи преданных на фестивале Садху Санга, или шесть тысяч преданных на фестивале в Украине. Факт в том, что сила преданного служения превосходит силу влияния Кали-юги. Итак один из результатов повторения святого имени состоит в том, что оно помогает преодолеть влияние Кали-юги.

В Шримад Бхагаватам говорится, что в Кали-югу вы можете получить такое же благо, как в Сатья-югу благодаря медитации, в Трета-югу благодаря очень сложным жертвоприношениям. В Сатья-югу продолжительность жизни людей была сто тысяч лет, и люди могли медитировать по шестьдесят-семьдесят тысяч лет. Затем настала Трета-юга. Продолжительность жизни людей сократилась до десяти тысяч лет. Каким был метод самоосознания в эту эпоху? Сложные жертвоприношения, для которых были нужны чистые брахманы. Эти брахманы зажигали огонь мантрами, им не нужны были зажигалки. Если бы сейчас вам нужно было проводить ягьи с использованием большого количества гхи и молока, вы бы очень быстро разорились, и соседи бы постоянно вызывали полицию и пожарных. В этот век это не очень практично.

В Двапара-югу продолжительность жизни людей сократилась еще в десять раз – до тысячи лет, и методом самоосознания было пышное поклонение Божествам в храме. И говорится, что в Кали-югу можно обрести то же благо, просто повторяя святое имя Господа. Это подобно тому, как если что-то раньше продавалось за тысячу долларов, а теперь продается за один доллар.

Итак, повторение святого имени помогает преодолеть влияние Кали-юги. Затем, как сказал Чайтанья Махапрабху, чето дарпана марджанам – благодаря повторению святого имени ваше сердце очищается. О чего очищается сердце? От анартх. И что такое анартхи? Это вожделение, гнев, зависть, жадность, иллюзия, безумие. Эти анартхи являются причиной нашего рабства, и единственное, как можно избавиться от этих анартх, - это благодаря могуществу святого имени и метода бхакти-йоги. Если мы хотим очистить сердце, то повторение святого имения является для этого самым важным.

Также повторение святого имени Господа помогает контролировать язык. Что делает язык? У него два главных занятия – это есть и говорить. Повторение святого имени помогает контролировать язык. Нужно сделать так, чтобы язык привык повторять святое имя и вкушать только кришна-прасад. И что произойдет, если язык привыкнет к повторению святого имени и вкушению кришна-прасада? Это поможет вам контролировать ум и чувства, а если ум и чувства под контролем, то тогда очень просто развиваться в духовной жизни. Бхактисиддхантаджи объяснял, что язык, желудок и половые органы находятся на одной линии в теле. Если вы сможете контролировать язык, то естественным образом вы будете контролировать другие чувства. Итак, повторение святого имени помогает контролировать язык, и благодаря этому вам будет гораздо проще контролировать ум и чувства. Шрила Прабхупада говорил что, когда вы повторяете святое имя, Кришна танцует у вас на языке.

Также, поскольку повторение святого имени очищает сердце, оно открывает океан трансцендентного знания. Что это за трансцендентное знание? Это знание о том, что я являюсь вечным слугой Господа. Как говорит Чайтанья Чаритамрита – дживера сварупа хайа кришнера нитйа дас – я вечный слуга Кришны. У вас у всех был опыт того, что когда вы начали повторять святое имя, изучать писание, у вас появилось желание стать слугой Господа. Это не какое-то теоретическое знание, все, что мы делаем в сознании Кришны является практичным. Вы сами можете на практике ощутить результаты того, что вы делаете. Подобно тому, как, когда вы едите прасад, вы сами можете ощутить от этого удовлетворение. Для того чтобы понять, что Кришна является причиной всех причин, может уйти много жизней. Об этом говорится в одном из стихов:

Бахунам джанманам анте
гьянаван мам прападйанте
васудева сарвам ити
са махатма су дурлабхах

После многих рождений и смертей удачливая душа понимает, что Я являюсь причиной всех причин, но если вы начнете повторять святое имя, то в этой же жизни вы сможете понять, что Кришна – причина всех причин.

Также повторение святого имени является настоящим методом искупления своих грехов. В шестой песне Бхагаватам Махараджа Парикшит спросил Шукадеву Госвами: «Как человек может избавиться от склонности грешить?» Махараджа Парикшит приводит пример слона, который купается в реке, затем выходит на берег, катается в грязи и снова становится грязным. Он сказал, что его не привлекает этот метод, когда люди грешат и каются. Сегодня я грешу, завтра каюсь, послезавтра опять грешу, потом опять каюсь. Поэтому он спросил: «Как избавиться от самой склонности грешить, которая глубоко сидит в нашем сердце?» И Шукадева Госвами сказал: кечит кевалая бхактйа васудева парайанах - благодаря чистому преданному служению человек избавляется от склонности грешить. Затем Шукадева Госвами стал рассказывать историю об Аджамиле, которая говорит о важности повторения святого имени Господа. Повторение Харе Кришна мантры – это подлинное искупление своих грехов, потому что оно избавляет даже от склонности грешить. Поэтому оно является подлинным искуплением.

Повторение святого имени усиливает нашу веру в Кришну, преданное служение, в гуру. Чем больше мы повторяем святое имя, тем сильнее становится наша вера. Если вы не повторяете святое имя, то ваша вера слабеет. Вы все замечали, что когда вы внимательно повторяете святое имя, строго следуете садхане, то у вас большой энтузиазм. А когда вы не повторяете святое имя как следует, не следуете садхане, то ваш энтузиазм падает. И что увеличивается, когда уменьшается энтузиазм в духовной жизни? Усиливаются материальные желания. Итак, повторение святого имени усиливает веру в преданное служение. Повторение святого имени в конечном счете, дарует освобождение от рождения и смерти в этом мире. Что еще делает святое имя? Осталась еще одна вещь. Повторение святого имени помогает человеку обрести Кришна-прему, любовь к Богу, что является высшей целью жизни.

Итак, Джада Бхарата объясняет, что в обществе преданных вы можете обрести трансцендентное знание. И суть трансцендентного знания – это повторение святого имени Господа. И если вы будете повторять святое имя внимательно, то тогда вы получите все те блага, которые мы вкратце описали. Джада Бхарата объясняет, что, общаясь с преданными, вы обретете трансцендентное знание, суть которого заключается в шраванам киртанам, и таким образом вы оборвете все иллюзорные связи в этом мире. Снова и снова мы читаем в писаниях, что знанием мы должны разрушить свою иллюзию.

Как в Бхагавад Гите Кришна говорит, что вожделение является нашим вечным врагом, и Кришна говорит: «Срази этого вечного врага оружием знания». Именно поэтому систематическое изучение священных писаний очень важно, если вы хотите духовно развиваться. Шрила Прабхупада часто говорил, что когда человек читает книги, Кришна, видя это, очень доволен и думает: «Вот, человек пытается понять Меня, и Я должен помочь ему». Повторение святого имени приносит благо в любой ситуации – осознанно ли вы делаете или нет. Когда вы путешествуете, вы можете встречать людей, которые говорят вам: «Харе Кришна». Я встречал многих людей, которые, видя меня, говорили: «Харе Кришна». Недавно мы гуляли, читали джапу в парке в Ессентуках. Там была одна женщина, которая сидела за столиком и что-то продавала. Она увидела нас и сказала: «О! Харе Кришна! А почему вы сегодня не танцуете?» Она произнесла Харе Кришна. Раньше она видела, как преданные проводят харинамы, и поэтому, когда она увидела, что мы просто идем, она спросила: «А почему вы не танцуете?»

Итак, святое имя приносит благо человеку независимо от того, осознанно он произнес его или нет. Но если мы будем повторять святое имя внимательно, то это даст нам максимальный эффект. В Шаранагати Бхактивинод Тхакур дает очень важные советы на этот счет. Он говорит: «Нужно всегда повторять святые имена внимательно. Повторяя святые имена внимательно, вы сможете обрести власть над умом». У кого-то из вас есть проблемы с умом? Наверное, здесь собрание осознавших себя душ. Хотите узнать секрет того, как контролировать ум? Но это по секрету всему свету, так что не переживайте. В сознании Кришны у нас нет секретов. Даже когда собирается совет ДжиБиСи и что-то обсуждает, через пару минут это уже знают по всему миру. То есть у нас секреты не держатся. Наша философия изложена в книгах, и мы распространяем их всем людям по всему миру.

Бхактивинод Тхакур говорит, что, внимательно повторяя святое имя, вы сможете обрести власть над умом. Поэтому если вы хотите контролировать ум, то могущественный инструмент для того, чтобы делать - это внимательное повторение святого имени. Что значит внимательное повторение святого имени? Это значит, что когда вы читаете джапу, вы должны быть сосредоточены только на этом и ничем другим не заниматься. Затем Бхактивинод Тхакур говорит: «Избавьтесь от ложной гордыни». Ложная гордыня помогает человеку или мешает? В материальной жизни все любят гордиться. Бхактивинод Тхакур говорит: «Избавьтесь от ложной гордыни». Это напоминает наставления Господа Чайтаньи в третьем стихе Шикшаштаки. Но как можно избавиться от ложной гордыни? Только если вы поймете философию, и очистите сердце благодаря повторению святых имен. Когда мы повторяем святое имя, мы сходим с телесной платформы. Когда вы отождествляете себя с телом, вы будете всегда гордиться, желать обрести какое-то положение, почет, власть. Но если вы понимаете, что вы вечный слуга Господа, тогда, особенно если вы внимательно повторяете святое имя, вам будет легче избавиться от ложной гордыни.

Затем Бхактивинод Тхакур говорит: «Считайте себя никчемным и бесполезным». Мы все думаем, что я – дар Божий человечеству. Но он говорит, что нужно считать себя бесполезным и никчемным. Кришнадас Кавирадж написал Чайтанья Чаритамриту. Завтра отмечается день его ухода. Он говорил: «Я настолько падший, что даже если вы произнесете мое имя, вы лишитесь всего своего благочестия». Итак, Бхактивинод Тхакур говорит: «Считайте себя никчемным и бесполезным, ниже соломы на улице».

Затем он говорит: «Умейте прощать». Конечно, каждое из этих наставлений можно обсуждать очень долго, мы лишь вкратце их перечисляем. Итак, он говорит, прощайте. Вайшнавы очень великодушны. Они не придерживаются принципа «Зуб за зуб». У нас есть пример Юдхиштхиры Махараджа. После битвы на Курукшетре Юдхиштхира Махарадж предложил своему дяде Дхритараштре замечательный дворец. В нашей вайшнавской истории есть много примеров великодушия преданных. Но это не означает, что мы можем совершать вайшнава-апарадхи и думать: «А, вайшнавы очень великодушны, они, конечно же, меня простят». Но при этом мы, конечно должны уметь прощать. Преданный не считает своим врагом даже того, кто создает ему какие-то трудности и проблемы.

Затем Бхактивинод Тхакур говорит: «Избавьтесь от любого насилия по отношению ко всем живым существам». Такова природа преданного – он не хочет никому причинять вреда. Он никого не считает своим врагом. Мы уже приводили пример Джады Бхараты, который был настолько осторожен, когда шел, что не хотел наступать на муравьев. Мы знаем историю об охотнике Мригари, который черпал наслаждения, видя, как умирают животные, который благодаря наставлениям Нарады Муни настолько преобразился, что, когда шел, смотрел на землю, чтобы не наступить ни на каких насекомых.

Затем Бхактивинод Тхакур говорит: «Не будьте ни для кого источником беспокойств, и думайте о счастье других людей, а не о собственном счастье». Это очень удивительное наставление – не быть источником беспокойств для других. Постройте свою жизнь так, чтобы не быть источником беспокойств для других людей. И думайте о благе других. Обычно мы думаем только о том, что хорошо для меня, о том, что я хочу. Но здесь Бхактивинод Тхакур говорит: «Думайте о благе других людей». Итак, Бхактивинод Тхакур дает ценные советы, которые сводятся к тому, что нужно внимательно повторять святое имя, и тогда мы сможем обрести власть над умом и чувствами.

Итак, Джада Бхарата говорит, что благодаря общению с преданными, вы сможете обрести знание, которое приведет вас к преданному служению, которое начинается с шраванам киртанам, и благодаря этому вы сможете избавиться от всех иллюзорных привязанностей в материальном мире. Затем он говорит, что благодаря этому вы сможете вернуться к Богу уже в этой жизни. Другими словами, если вы полностью занимаете служением Господу свои ум, речь и чувства, вы находитесь на трансцендентном уровне. И суть метода бхакти-йоги – это внимательное слушание и повторение святого имени, особенно подчеркивается важность внимательного повторения и слушания святого имени.

Нам очень повезло, что мы являемся членами ИСККОН Шрилы Прабхупады, где у нас есть возможность общаться с таким большим количеством вайшнавов и вайшнави. Мы должны пользоваться теми благами, которые приносит нам духовное общение. Нужно слушать святое имя и философию внимательно. В восемнадцатой главе Кришна спросил Арджуну: «Ты внимательно выслушал всю эту философию? Теперь твоя иллюзия прошла?» И Арджуна сказал: «Да, теперь я избавился от иллюзии». Поэтому когда мы читаем или слушаем, мы должны делать это внимательно. И это даст нам силу, которая позволит нам духовно развиваться. Нам даже не нужно проводить никаких исследований по поводу того, как духовно развиваться. Шрила Прабхупада очень четко нам все объяснил. У нас есть множество книг в нашем распоряжении. Мы должны читать эти книги, распространять эти книги, медитировать на то, что написано в этих книгах, и это заострит ваш духовный разум. И острым разумом вы сможете легко отсечь майю.

Метод сознания Кришны исполнен блаженства. Счастье, которое вы испытываете, следуя этому методу, постоянно усиливается ­ананада буддхи вардханам. Господь Ришабхадева также говорил, что в результате следования духовным аскезам, вы получите бесконечное духовное счастье. Поэтому, пожалуйста, не думайте, что когда вы совершаете какие-то аскезы, вы что-то теряете. Нет – вы получаете бесконечное духовное счастье. И в конце концов, этот метод поможет нам обрести любовь к Богу. Мы должны пользоваться возможностью духовного общения. У нас бывают большие фестивали, маленькие фестивали. У нас проходят воскресные программы, которые подобны мини-фестивалям. Мы должны пользоваться этими возможностями – приходить, общаться.

Также Господь говорит в Бхагавад Гите: «Тот, кто проповедует Мое послание, становится очень дорог Мне». Господь Чайтанья также говорил: «Кого-бы ты ни встретил, давай ему это трансцендентное знание». И люди готовы слушать. У нас должен быть проповеднический дух. И все хорошие качества можно обрести, если мы будем внимательно повторять святое имя. Вы это слышали уже много раз. Сегодня не было ничего, что вы не слышали уже много раз. Но нам нужно снова и снова слушать, чтобы это послание, наконец, вошло в наше сердце. Потому что наше сердце слишком твердое. Но внимательное слушание будет напоминать нам об этом и помогать оставаться на верном пути. Харе Кришна!