foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Шаблоны Joomla 3 тут

Итак, мы все знаем, что святое имя – это самое важное для духовной жизни. Но несмотря на то, что мы все об этом знаем, нас не привлекает святое имя. Эта тема была обсуждена великим мудрецом Рупой Госвами. Рупа Госвами написал много трансцендентных произведений в том числе эту маленькую книгу Нектар Наставлений. В этой книге всего лишь одиннадцать стихов. Например, Шримад Бхагаватам содержит в себе восемнадцать тысяч стихов, а в Бхагавад Гите всего семьсот стихов, а в Нектаре Наставлений лишь одиннадцать. Вы, наверное, можете подумать, что это какая-то не важная книга – только одиннадцать стихов. Но это очень важная книга. Каждое слово в ней очень важно. В седьмом стихе Рупа Госвами говорит о важности святого имени и о том, почему мы пренебрегаем святым именем.

сйат кршна-нама-чаритади-ситапй авидйа-
питтопатапта-расанасйа на рочика ну
кинтв адарад анудинам кхалу саива джушта
свадви крамад бхавати тад-гада-мула-хантри

ПЕРЕВОД

Святое имя, качества, игры и деяния Кришны трансцендентны и сладки, словно леденцы. Хотя язык больного желтухой авидьи [невежества] не способен ощущать вкус сладкого, самое удивительное в том, что, если каждый день внимательно повторять эти сладостные имена, язык обретает свою естественную способность ощущать сладкий вкус, и со временем сам корень болезни будет уничтожен.

КОММЕНТАРИЙ

Святое имя Кришны, Его качества, игры и так далее имеют природу абсолютной истины, абсолютной красоты и абсолютного блаженства. Они сладки на вкус, как леденцы, которые нравятся каждому. Неведение же сравнивают с желтухой, вызываемой разлитием желчи. Язык больного желтухой не способен наслаждаться вкусом леденца — все сладкое кажется ему очень горьким. Так и авидья (невежество) извращает нашу способность ощущать трансцендентный вкус имени, качеств, облика и игр Кришны. Однако, если человек, несмотря на болезнь, согласится следовать методу сознания Кришны — с великим почтением и неустанным вниманием повторять святое имя и слушать повествования о трансцендентных играх Кришны, — его невежество будет уничтожено и язык ощутит сладость трансцендентной природы Кришны и всего, что с Ним связано. Это духовное выздоровление наступает только в том случае, если человек систематически практикует сознание Кришны.

Человека материального мира, которого больше привлекает материалистический образ жизни, нежели сознание Кришны, следует считать больным. Нормальное состояние живого существа — оставаться вечным слугой Господа (дживера ‘сварупа’ хайа — кршнера ‘нитйа-даса’). Живое существо утрачивает это здоровое состояние, когда забывает о Кришне, привлеченное внешними свойствами майи, энергии Господа. Мир майи называют дурашраей, что значит «мнимое, ненадежное убежище». Тому, кто связывает свои надежды с дурашраей, остается уповать только на чудо. Каждый живущий в материальном мире стремится к счастью, и, хотя все его материальные попытки обрести счастье неизменно терпят крах, вследствие собственного невежества человек не может понять свои ошибки. Стремясь исправить одну ошибку, он тут же совершает другую. Так идет борьба за существование в материальном мире. Когда же такому человеку советуют вступить на путь сознания Кришны и обрести счастье, он не прислушивается к этому наставлению.

Мы распространяем Движение сознания Кришны по всему миру именно для того, чтобы излечить людей от этого дремучего невежества. Люди сбиваются с пути, следуя за слепыми вождями. Вожди человечества — политики, философы и ученые — слепы, ибо они не обладают сознанием Кришны. Тех, кто ведет образ жизни атеистов и потому лишен истинного знания, «Бхагавад-гита» называет грешными негодяями, последними из людей.

на мам душкртино мудхах
прападйанте нарадхамах
майайапахрта-джнана
асурам бхавам ашритах

«Невежественные глупцы, последние из людей, те, чье знание украдено иллюзией и кому присуща безбожная природа демонов, — все эти нечестивцы не предаются Мне» (Бхагавад- гита, 7.15).

Эти люди сами никогда не предаются Кришне и стараются помешать тем, кто ищет Его покровительства. Когда атеисты становятся лидерами общества, вся атмосфера пропитывается невежеством. Люди, живущие в таких условиях, не очень склонны принимать Движение сознания Кришны, подобно тому как больной желтухой не чувствует сладкого вкуса леденцов. Однако следует знать, что сладости — это единственное лекарство от желтухи. Сейчас, когда человечество зашло в тупик, единственным средством, способным вернуть мир в нормальное состояние, является сознание Кришны, или повторение святого имени Господа — Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. И хотя сознание Кришны может показаться больному невкусным, он должен, как советует Шрила Рупа Госвами, строго следовать данному методу, если хочет выздороветь. Лечение начинается с повторения маха-мантры Харе Кришна, поскольку обусловленный материей человек, повторяя святое имя Господа, избавится от всех своих заблуждений (чето-дарпана-марджанам). Авидья, неверные представления человека о своей духовной личности, составляет основу аханкары, ложного эго в сердце.

Настоящая болезнь находится в сердце. Однако, если ум человека, или его сознание, чисто, ему не страшна болезнь материализма. Чтобы очистить ум и сердце от всякого рода заблуждений, необходимо повторять маха-мантру Харе Кришна. Это столь же легко, сколь и благотворно. Повторение святого имени Господа мгновенно гасит бушующий пожар материального существования.

Выделяют три стадии повторения святого имени Господа — стадию оскорблений, стадию уменьшения оскорблений и стадию чистого повторения. Начиная повторять мантру Харе Кришна, неофит, как правило, наносит святому имени множество оскорблений. Существует десять основных оскорблений святого имени, и, если преданный избегает их, он достигает следующей стадии, переходной между стадией оскорблений и стадией чистого повторения святого имени. Тот, кто достиг чистой стадии, тотчас получает освобождение. Это называется бхава-маха-давагни- нирвапанам. Стоит человеку вырваться из бушующего пожара материальной жизни, как он начинает ощущать нектарный вкус трансцендентного бытия.

Итак, чтобы излечиться от болезни материализма, необходимо повторять мантру Харе Кришна. Основная цель Движения сознания Кришны — создать атмосферу, которая располагала бы людей к повторению мантры Харе Кришна. Чтобы начать повторять мантру, человек должен обладать верой. В процессе повторения святого имени его вера окрепнет, и тогда он сможет стать членом нашего Общества. Мы рассылаем группы санкиртаны по всему миру, и они убеждаются на собственном опыте, что даже в самых отдаленных уголках земли, где никогда не слышали о Кришне, маха-мантра Харе Кришна привлекает на нашу сторону тысячи людей. В некоторых местах люди, услышав ее, уже через несколько дней начинают подражать преданным — обривают голову и повторяют маха-мантру Харе Кришна. Пусть это всего лишь подражание, но подражание чему-то хорошему можно только приветствовать. Некоторые из тех, кто сейчас просто подражает, со временем захотят получить посвящение и обратятся за ним к духовному учителю.

Посвящение получает тот, кто искренен. Этот этап духовного развития называется бхаджана-крией. Получив посвящение, преданный начинает заниматься служением Господу по- настоящему, регулярно повторяя маха-мантру Харе Кришна по шестнадцать кругов каждый день, исключив из своей жизни недозволенный секс, одурманивающие вещества, мясо и азартные игры. Бхаджана-крия позволяет человеку очиститься от скверны материалистичной жизни. Он перестает ходить в рестораны или закусочные, где подают «изысканные» блюда из мяса с луком, прекращает курить, пить чай и кофе. Он не только избегает недозволенного секса — он вообще отказывается от секса. И он не желает больше впустую тратить время на биржевые спекуляции и азартные игры. Таким образом человек очищается от всех пороков и нежелательных привычек (этот этап называется анартха-нивритти). Слово анартха относится ко всему нежелательному. Человек избавляется от анартх по мере того, как растет его привязанность к Движению сознания Кришны.

Когда человек освобождается от всего ненужного, он становится непоколебимым в служении Кришне. Более того, он начинает ощущать привязанность к своему служению и, занимаясь им, испытывает экстаз. Это называют бхавой, началом пробуждения дремлющей в нас любви к Богу. Так обусловленная душа освобождается от пут материального существования и утрачивает интерес к телесным представлениям о жизни, материальной роскоши, материальным знаниям и всем прелестям этого мира. В этот момент она понимает, кто такой Верховный Господь и что представляет собой Его майя.

Преданный, достигший стадии бхавы, остается невозмутимым даже в присутствии майи, поскольку знает ее истинное место. Майя означает забвение Кришны. Забвение Кришны и сознание Кришны соотносятся между собой так же, как тень и свет. Тот, кто остается в тени, лишен возможности пользоваться благами, которые предоставляет свет, а тот, кто находится на свету, не обеспокоен тьмой, царящей в тени. Развивая в себе сознание Кришны, преданный со временем обретает освобождение и выходит на свет. Такого человека не может даже коснуться тьма. Об этом сказано и в «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 22.31):

кршна — сурйа-сама; майа хайа андхакара
йахан кршна, тахан нахи майара адхикара

«Кришна сравнивается с солнечным светом, а майя — с тьмой. Там, где светит солнце, нет тьмы. Как только человек обращается к сознанию Кришны, тьма иллюзии (влияние внешней энергии) мгновенно рассеивается».

ЛЕКЦИЯ

Ом агьяна тимирандхасья
гьянангьяна шалакая
чакшур унмилитам ена
тасмаи шри-гураве намаха

Итак, Рупа Госвами – это великий мудрец, и он считается воплощением одной из манджари. Манджари – это те, кто помогают гопи в служении Кришне. Так как некоторые из вас пришли в первый раз, я бы хотел уделить несколько минут объяснению нашей философии. Кто-нибудь есть, кто не хотел бы стать счастливым? Куда бы вы ни поехали – в Америку, Казахстан или Россию – везде люди хотят быть счастливыми. Но они не находят настоящего счастья. В материальном мире даже если человек обретает счастье, оно кратковременно. Сегодня вы можете быть царем, а завтра вы уже можете стать нищим. Сознание Кришны учит вас искусству, как найти настоящее счастье.

В Бхагавад Гите Кришна говорит, что есть три вида счастья. Это объясняется в восемнадцатой главе. Есть счастье в благости, страсти и невежестве. Как объясняет Кришна в Бхагавад Гите счастье в благости в начале горькое, а потом сладкое, и оно приводит человека к самоосознанию. Счастье в страсти в начале сладкое, а в конце горькое, и оно происходит в результате соприкосновения чувств с объектами восприятия. А счастье в невежестве с начала и до конца основывается на бездействии, лени и апатии.

Когда человек приходит к духовной жизни, у него появляются определенные духовные стандарты. В начале может быть горько и тяжело, но в конце будет сладкий результат. Однако счастье в гуне страсти в начале сладкое, а в конце горькое. Тот путь обретения счастья, которому мы следуем, указан Самим Господом и великими мудрецами. Этот метод не придуман каким-то человеком или группой людей. И в какой бы части мира вы не практиковали его, вы сможете добиться успеха на этом пути. Итак, сознание Кришны представляет простой рецепт счастья и мира, который с незапамятных времен практиковался великими мудрецами. Основным элементом сознания Кришны является то, что нужно славить Господа, повторяя Его имена.

Итак, мы сделали небольшое вступление, а теперь вернемся к стиху. Итак, Рупа Госвами говорит здесь, что святое имя Господа сладкое, как леденец. Вы все любите сладкое? Тогда вы все пациента стоматолога. Стоматологам нравится, когда люди едят сладкое и в особенности шоколад. Потому что у вас будет быстро развиваться кариес. Чем больше шоколада и сладостей, тем больше будет проблем с зубами, а для стоматологов это как раз работа. А еще, если вы будете есть много сладкого, вы можете заработать диабет. Сегодня диабет быстро распространяется по всему миру и стал основной болезнью.

Итак, святое имя Господа сладкое. Описания деяний Господа также сладкие. И поскольку имена Господа и Его игры сладкие, мы должны иметь склонность слушать их. Но мы не имеем этой естественной склонности слушать святое имя, и нам также не интересно слушать описания игр Господа. Нас не так сильно привлекает святое имя. Почему? Причиной этого является болезнь авидья. Авидья значит невежество. Например, иногда вы болеете, и у вас поднимается температура. Если у вас температура, то какие вкусные блюда перед вами бы не стояли, у вас не будет желания есть их. Но если температура упала, и кто-то принес вам что-то вкусное, вы сможете оценить это.

Подобным образом, мы заболели болезнью невежества или авидьи. Она проявляется через всевозможные анартхи. Анартха с санскрита переводится как нежелательное или то, в чем нет необходимости. Итак, эти анартхи проявляются в таких качествах, как жадность, гнев, зависть и т.д. И из-за влияния анартх мы не можем почувствовать сладость святого имени. Вы можете спросить: «Если у меня действительно есть такая болезнь, а я хочу воспевать святые имена, кто как это можно изменить?» В материальном мире вокруг нас столько разных проблем. Весь этот мир наполнен проблемами. Вы можете сказать: «Вы говорите, что здесь одни страдания, но все вокруг счастливы!» Вы можете подумать: «Возможно тогда, что проблемы только у меня, а у других нет?» Но проблемы есть у всех.

Семь видов страданий не щадят никого – ни богатого, ни бедного. Например, то, что случилось в марте в Японии. Япония – это лидирующая страна по высоким технологиям. Америка выпускает машины, но Япония выпускает машины, которые лучше, чем американские. Если поехать в Америку, то там большинство ездят на японских машинах. Больше там никто не покупает американские машины. У японцев есть все технологии, но смогли ли они предотвратить цунами? Нет, не могли. Они не смогли предотвратить ни цунами, ни землетрясение. В последние тридцать лет вся планета испытывает так много природных катаклизмов! Ученые предсказывают, что глобальное потепление затронет все страны, все континенты.

Поэтому вы не можете отрицать, что материальная жизнь наполнена всевозможными трудностями и страданиями. И если вы думаете, что, построив материальные планы, вы сможете стать счастливым – то это всего лишь иллюзия. Рупа Госвами в своей книге Бхакти-расамрита-синдху или Нектар Преданности описывает разные виды счастья. Он говорит про счастье, которое приносит материальная деятельность, духовная деятельность и осознание безличного Брахмана. Он говорит, что счастье, которое приносит осознание безличного Брахмана, даже если его умножить в триллион раз не сравнится и с каплей духовного счастья.

Также он говорит, что счастье, которое можно получить от материальной деятельности, может закончиться в любой момент. Вы можете быть кинозвездой, знаменитым политиком или спортсменом, но это может закончиться в любой момент. И поэтому Рупа Госвами говорит, что материальное счастье также временно. А что касается духовного счастья – оно все время увеличивается.

Итак, из-за того, что на нас влияют анартхи, мы не чувствуем привлекательность святого имени. Есть такая книга, которая называется Харинама Чинтамани, в которой анализируются различные виды анартх. Есть анартха, которая называется хридайа-даурбалйа – слабость сердца. Слабость сердца проявляется в разных формах. Например, мы привязаны к каким-то вещам, которые не связаны с Кришной, и привязанности, не связанные с Кришной становятся камнем преткновения. Сам принцип, что мы к чему-то привязаны, будет оставаться, но мы должны заменить материальные привязанности на духовные. Мы будем активно действовать и разговаривать, но нужно поменять негативное на позитивное.

У многих людей есть неправильные представления о духовности. Некоторые думают, что, придя в духовную жизнь, им придется отвергнуть все, что они делают в обществе, но это не так. Духовная жизнь означает действовать, но ради правильной цели и в правильном направлении. Итак, мы сейчас находимся в зале и используем его для духовных обсуждений, также мы для этого используем микрофон. Также лекция записывается на камеру, и эта камера записывает духовную беседу. Но прямо под нами другой зал, и там расположен клуб. Там можно напиться, потанцевать или что-то в этом духе. Конечно, этот зал не каждый день используется для таких программ – может быть раз в неделю или раз в месяц. Другими словами, духовность означает, что мы используем все, что у нас есть, в служении Господу. У каждого из нас есть свои способности. Кто-то может петь, кто-то рисовать. Духовность означает использовать свои способности для служения Господу. В Бхагавад Гите Кришна говорит Арджуне: «Посвятив Мне свои ум и разум, выполняй свой долг кшатрия». Итак, если мы будем общаться с преданными, мы сможем научиться как преобразовывать материальные объекты в духовные.

Есть еще одна анартха – кути-нати – это склонность искать недостатки или обманывать. В Алматы у людей есть такая анартха? В Алматы люди склонны к обману? А они придираются к другим? Это самое легкое занятие, которым можно только заняться. В Кали-югу все именно этим и занимаются. А также у людей есть склонность к обману. Одним из признаков века Кали стало то, что мир превратился в место обманутых и обманщиков. Также есть зависть в нашем сердце. Эта зависть началась с зависти к Господу, и затем она распространилась на всех живых существ и преданных Господа.

Рупа Госвами описал сладость святого имени, и священные писания говорит, что Кришна воплотился в святом имени – кали кале нама рупа кришна аватар. Бхактисиддхантаджи говорит, что, когда вы повторяете святое имя, это подобно тому, как вы встречаетесь с Кришной, потому что святое имя неотлично от Кришны. Но несмотря на то, что мы уже так долго слышим о важности святого имени и сами так долго его повторяем, у нас не развивается привязанность к нему. Это называется болезнь невежества. Итак, как же можно излечиться от этой болезни? Это можно сделать, если внимательно повторять святые имена.

В материальном мире есть много проблем, от которых нет действенного лекарства. Например, существует много болезней, и когда вы появляетесь к врачу, он говорит: «О! у вас рак». Вы говорите: «Хорошо, а какое лекарство от этого?» Врач говорит, что лекарства нет. Нет лекарств от радиации. Если у вас СПИД, его можно вылечить или нет? Есть много болезней, которые можно определить, но от них нет лекарств. Но в духовной жизни устанавливается заболевание, и также дается лекарство против этой болезни. В этом разница. Итак, здесь великий мудрец Рупа Госвами определил болезнь и указал на то, как ее можно вылечить. Он говорит, что если внимательно повторять святое имя, то можно излечиться от болезни авидьи. В Бхагавад Гите Кришна говорит: дайви хй еша гуна майи мама майа дуратйайа - очень трудно преодолеть Мою материальную энергию.

Вы можете сказать: «Кришна Сам говорит, что это трудновыполнимо, зачем тогда пытаться?» Но дальше Кришна говорит, что если мы предадимся Ему, то мы ее с легкостью преодолеем. Арджуна говорит Кришне, что контролировать ум труднее, чем остановить ветер. Конечно сам Арджуна, который является вечным спутником Господа, не испытывал подобных трудностей. Но Арджуна играл роль преданного, и таким образом показывал наше сознание. Итак, Арджуна говорит, что управлять умом труднее, чем управлять ветром. Тогда Кришна говорит: «Нет сомнений в том, что трудно обуздать ум, но, если ты будешь следовать методу сознания Кришны, ты сможешь это сделать». Это для нас хорошая новость? Вы можете подумать: «О! А что я буду делать со своим умом?» Эта проблема касается всех. Я путешествую в разных странах, и везде люди жалуются на то, что трудно контролировать ум. Но Кришна утверждает, что, если вы будете практиковать бхакти-йогу, вы сможете контролировать ум.

У нас есть такой опыт – те преданные, которые практикуют бхакти-йогу, способны контролировать ум. Итак, то что я хочу сказать, это то, что мудрецы установили болезнь и сказали, как от нее излечиться. Например, если почитать Шримад Бхагаватам, то там много вопросов и ответов. Если почитать Бхагавад Гиту, то Арджуна задает вопросы, а Кришна на них отвечает. Итак, это все сделано для нашего блага. Итак, если внимательно повторять святое имя, то можно излечиться от этой болезни авидьи. Что же означает внимательно повторять святое имя? Внимательно повторять святое имя значит, что вы концентрируетесь на мантре и не думаете ни о чем другом.

Когда Шрила Прабхупада начал движение сознания Кришны в Америке, он сказал преданным повторять шестьдесят четыре круга, потому что такую квоту дал Бхактисиддхантаджи. Преданные попытались повторять шестьдесят четыре круга, но никто из них не смог этого сделать. Они отправились к Прабхупаде и сказали, что не могут повторять шестьдесят четыре круга. Тогда Прабхупада сказал: «Хорошо, тогда шестнадцать кругов, но не меньше. Хорошие шестнадцать кругов». Смысл в том, что святое имя можно повторять внимательно или невнимательно.

Священные писания объясняют, что есть три стадии повторения святого имени. Стадия внимательного повторения, оскорбительное повторение, и есть стадия уменьшения оскорблений. В начале можно повторять святое имя с оскорблениями – кто-то следует регулирующим принципам, кто-то не следует. Повторение святого имени приносит благо в любой ситуации, но большее благо получает тот, кто повторяет его внимательно. Итак, вторая стадия – это когда мы уменьшаем оскорбления. Итак, мы начинаем уменьшать оскорбления, и начинаем повторять святое имя внимательнее. И третья стадия – это чистое повторение. И для того, чтобы получить духовное благо, нам всем нужно подняться до уровня намабхасы. Повторяйте святое имя внимательно. Что отвлекает нас больше всего от этого? Блуждания ума? Нет, самая большая проблема – это сотовые телефоны. У всех есть сотовые телефоны? Сколько – один, два, три? Когда вы повторяете свои круги, не посматривайте на свой сотовый. И вы заметите, что будет легче сражаться с майей.

Итак, повторение святого имени Господа – это особая уступка для этого века Кали. Недавно мы праздновали День Явления Господа Нрисимхадева. В этот день я был в Маяпуре. Там проводилась большая абхишека Господа Нрисимхадевы, которая транслировалась через интернет. Материалисты придумывают различные технологии, чтобы удовлетворять свои чувства, а преданные используют их в служении Господу. Итак, Нрисимхадева явился, чтобы защитить Своего преданного Прахлада. Он одновременно защитил Своего преданного и сохранил все гарантии, которые дал Хираньякашипу Господь Брахма.

Хираньякашипу выклянчил у Брахмы столько благословений, что подумал, что стал бессмертным. Он сказал ему, что не умрет ни в воде, ни в воздухе, ни на земле, что его не может убить, ни человек, ни животное. Поскольку брат Хираньякашипу был убит Господом в форме животного, он подстраховался. Он пообещал, что его не убьют никаким видом оружия, ни днем, ни ночью, ни от какой болезни. И когда Господь явился, Он смог сохранить все эти обещания. В одной из своих лекция Шрила Прабхупада сказал, что после того, как Господь убил Хираньякашипу, Он подошел к Брахме и сказал: «Пожалуйста, не давай больше таких обещаний, а то ты Мне работу усложняешь». Господь непостижим – ачинтья.

Хираньякашипу изо всех сил старался заставить учителей Прахлада научить ему, чтобы он думал, что он всевышний, а не Господь. И когда Прахлад вернулся со школы, отец посадил его себе на колени. Он спросил его: «Что было самым лучшим из того, что ты сегодня изучал в школе?» И что ответил ему сын? И Прахлада поведал ему девять методов преданного служения. Итак, преданное служение начинается со шраванам и киртанам. Как мы знаем есть много тем, которые можно слушать, и благодаря техническому прогрессу сейчас можно слушать, о чем угодно. Многие люди засыпают с включенным сотовым телефоном. Мы говорим, что нужно увеличивать процент духовных тем. Если мы будем слушать духовные темы, то наше сердце будет очищаться.

Чайтанья Махапрабху говорит, что одно из благ повторения святого имени – это то, что сердце очищается от анартх. У нас у всех есть опыт того, что повторение святого имени очищает наше сердце от глубоких материальных осквернений. Но также мы понимаем, что не нужно принимать духовный путь слепо. Например, в большинстве духовных учений в мире можно получить посвящение за одну минуту. Вы куда-то идете, и какой-то свамиджи дает вам посвящение. Но в ИСККОН вы должны подождать пару лет, вы должны сдать экзамен. Зачем это делается? Шрила Прабхупада сделал это для того, чтобы люди логически пришли к пониманию сознания Кришны.

Итак, на опыте мы можем увидеть, что этот метод очищает сердце. Откуда нисходит святое имя? Из духовного мира. Бхактивинод Тхакур написал очень много книг и много знаменитых песен. Одна из его песен называется «Джив джаго». Он говорит:

Джив джаго джив джаго гаурачандра боле
кота нидра джао майа пишачира кхоле

Он говорит: «О, обусловленные души, пожалуйста, проснитесь, пожалуйста, проснитесь». Вы можете сказать: «А вы что не видите, что я не сплю?» Да, в материальном отношении мы не спим, но в духовном – хрр, хрр, - храпим. Итак, нам надо, чтобы нас разбудили. А как нас можно разбудить? Благодаря духовному общению. Духовное общение необходимо, если мы хотим духовно продвигаться. Можно общаться на трех разных уровнях. Можно общаться с более продвинутыми, с равными и с менее продвинутыми. Нарада Муни говорит Дхруве Махараджу, что, если у вас появляется возможность общаться с более продвинутыми, вы должны радоваться этому. Если у нас есть возможность общаться с равными, нужно строить с ними дружеские отношения. Если вы встречаете менее продвинутого, нужно проявить к нему сострадание.

Итак, если вам выпадает возможность общаться с более продвинутыми, нужно радоваться этому. Например, павлины начинают танцевать, когда видят первые грозовые тучи в начале сезона дождей. Также, когда преданный получает возможность общаться с более продвинутыми, она начинает радоваться. Почему? Потому что он получает возможность то, что поможет ему духовно развиваться. Нарада Муни говорит, что, когда мы встречаемся с равными, нужно развивать с ними дружеские отношения. Обычно в материальной жизни, когда мы встречаем кого-то равного, мы начинаем перед ним бахвалиться. В материальной жизни обязательно нужно показать, что я более успешен, чем ты. Я лучше, чем ты. Но в духовной жизни, когда мы встречаем кого-то более продвинутого, нужно развивать с ним дружеские отношения. Что означает дружба в духовной жизни? В материальном мире дружить означает, что мы помогаем друг другу наслаждаться. Разве такое понимание дружбы в духовной жизни? Дружба в духовной жизни значит, что мы вместе повторяем святое имя, вместе служим, вместе читаем книги, вместе обсуждаем философию.

Когда мы встречаем кого-то менее продвинутого, нужно проявить к нему сострадание. Сострадание означает, что вы даете ему совет, как тоже обрести счастье. Наше занятие в том, чтобы превращать ворон в лебедей. Ворон привлекает мусор, а лебедей чистое окружение. Итак, когда мы встречаем кого-то менее продвинутого, нужно проявить к нему сострадание – помочь ему тоже заняться преданным служением Господу.

Итак, Бхактивинод Тхакур говорит: «Проснитесь в духовном отношении и начните развивать свои отношения с Господом». В Бхагаватам говорится, что, когда ребенок страдает во чреве матери, он обещает Господу, что будет служить Ему. Когда ребенок находится в утробе матери, он пребывает в очень тяжелом положении. Тогда он молится, что, когда он родится, он будет служить Господу, но, когда он рождается, он забывает о своем обещании.

Но благодаря духовному общению, мы снова сможем встать на путь преданного служения. Затем Бхактивинод Тхакур говорит: «Я ваш настоящий друг, поскольку я принес вам духовное послание». Тот, кто помогает нам идти по духовному пути, наш настоящий друг. Бхактивинод Тхакур говорит, что нужно молить о святом имени. Откуда нисходит святое имя? Оно нисходит из духовного мира. Как говорит Чайтанья Махапрабху, Господь вложил все Свои трансцендентные энергии в святое имя.

В Чайтанья Чаритамрите описана история, как Господь Чайтанья пришел в священный город Варанаси. Там собрались санньяси-имперсоналисты и начали обсуждать, почему этот молодой красивый санньяси вместо того, чтобы обсуждать с ними Веданту, поет и танцует. Они позвали Господа Чайтанью в свое собрание. Он сказал: «Мой духовный учитель сказал Мне, что Я глупец, и все, что Я в состоянии делать – это воспевать святое имя». Святое имя Господа может повторять любой человек в любой стране мира. Когда наше движение началось в Америке, в газете «Нью Йорк Таймс» напечатали карикатуру. Там были изображены муж и жена, сидящие рядом. Жена говорила мужу: «chant, chant, chant». А муж говорил: «cant, can’t, can’t».

Итак, мы слышим святого имени, мы слышим о важности внимательного повторения святого имени, но все равно, нас уводит с пути влияние иллюзии, поэтому нам нужно постоянно продолжать слушать. Духовная жизнь начинается со слушания. Материальную пищу мы едим ртом, а духовную пищу ушами. Итак, слушать о славе святого имени, слушать о важности преданного служения – обязательное условие, если мы хотим духовно развиваться. В Бхагаватам говорится:

Нашта прайешв абхадрешу
нитья бхагавата севая
бхагаватир уттама шлоке
Бхактир бхавати наиштики

Благодаря регулярному слушанию Шримад Бхагаватам все, что приносит тревогу в сердце, разрушается, и там утверждается любовное преданное служение. Итак, когда мы слушаем святое имя, слушаем философию, то мы очищаемся от того, что приносит тревогу в сердце, а слушание в обществе преданных обладает огромным могуществом. Рупа Госвами описывает шесть видов любовного обмена между преданными:

Дадати пратигрихнати
Гухйам аччхати приччхати
бхункте бходжаяте чаива
шад видха прити лакшанам

Первое – это открывать ум тем, кто более развит в духовном отношении, и принимаем их наставления. Затем дарить подарки и принимать подарки, раздавать прасад и принимать прасад. Это шесть видов духовного обмена между преданными. В комментарии Шрила Прабхупада говорит, что ИСККОН создано для того, чтобы создать среду для обмена этими шестью расами.

Итак, первое – это поверять свои мысли более продвинутым преданным. Нет ничего не обычного в том, что у нас есть сомнения, и этого не надо стесняться. У Арджуны тоже были сомнения, но он обратился к правильному источнику и развеял свои сомнения. Подобным образом, когда у нас появляются сомнения, нужно прояснить их, обратившись к старшим преданным. Иногда, когда у нас возникают сомнения, мы держим их в себе, и это имеет дурные последствия. Итак, если у вас есть сомнения, обратитесь к более продвинутым преданными, чтобы прояснить их. Затем дарить. Что мы можем дарить? Философию сознания Кришны и прасад.

Итак, в обществе преданных духовно развиваться становится очень легко. Поэтому Шрила Прабхупада создал ИСККОН в котором есть много площадок для духовного общения. Есть воскресные программы, лекции в храме, бхакти-врикши, намахатты – все эти программы позволяют нам получать духовное общение. И в отношении повторения святого имени, Господь Чайтанья дает нам ключевую «мантру». Что это за мантра?

Тринад апи суничена
тарор апи сахишнуна
аманина мандена
киртанийа сада харих

Он говорит, что если вы будете все это делать, то кританийа сада харих – вы сможете всегда повторять святое имя. Итак, в чем же это состоит? Нужно быть смиреннее травинки. Трава очень смиренна – все ходят по ее голове, но она никого за пятки не кусает. Надо быть терпеливее дерева. Дерево очень терпеливо и готово служить вам в любой ситуации. Когда начинается дождь, мы укрываемся под деревом. Если вам нужны дрова, вы его рубите. Если светит солнце, вы можете спрятаться в тени. Поэтому дерево является примером терпения, но надо быть еще более терпеливым. Потому что в этом мире всегда будут почет и бесчестье, победа и поражение. Это невозможно отрицать. Поэтому не переживайте, когда сталкиваетесь с двойственностью. Аманина манадена ­– нужно оказывать почтения другим, не ожидая ничего взамен. Санатана Госвами говорит, что смирение означает, что даже когда у вас есть какие-то достоинства, вы все равно считаете себя неквалифицированным.

Итак, независимо от того, являетесь вы брахмачари, грихастхой, ванапрастхой или санньяси, наше самое важное дело – это повторять святое имя Господа. Если вы хотите духовно развиваться, то самый главный инструмент для этого – это повторение святого имени. К сожалению, мы много раз слышим о важности этого, но все равно не принимаем это во внимание. Поэтому нам нужно снова и снова продолжать слушать об этом. Как в материальном мире, мы повсюду видим одну и ту же рекламу. Куда бы вы ни поехали – везде реклама Сони, Самсунг и т.д., и не только в одно месте, она повсюду – по телевидению, на радио, на рекламных щитах. Для чего? Они постоянно напоминают нам: «Не забудьте купить меня, не забудьте купить меня». Они не верят ваши отговоркам, что вам это не надо. Подобным образом, в духовной жизни нам тоже нужно регулярно слушать.

Хорошо, что преданным сознания Кришны очень нравится слушать. У нас проходит много фестивалей. Итак, в этот век Господь воплотился в святом имени. В разные эпохи были разные методы самоосознания. В Сатья-югу методом была медитация на Господа, и в Сатья-югу продолжительность жизни человека была сто тысяч лет. Затем пришла Трета-юга. Продолжительность жизни уменьшилась в десять раз и стала равной десяти тысячам лет, и методом самоосознания было проведение сложных ягьий или жертвоприношений, для которых были нужны чистые брахманы и чистые ингредиенты. Нужно было много литров чистого топленого масла и молока. Сейчас многим даже на еду не хватает. Если бы каждый день вам нужно было платить по сто долларов за гхи, вы бы разорились.

В Двапара-югу продолжительность жизни сократилась еще в десять раз и составила тысячу лет. И каким был метод самоосознания? Пышное поклонение Божествам. Но в Кали-югу то же благо можно получить, просто повторяя святое имя. Благодаря своем чистому воспеванию Харидас Тхакур обратил проститутку на путь преданности и устоял против соблазнов майи. Повторение святого имени тоже может защитить нас от майи. Мы должны медитировать на то, как улучшить качество своей джапы. Кто бы из вас хотел прилагать усилия, чтобы улучшить качество своей джапы? А кто думает, что и так повторяет джапу достаточно хорошо?

Итак, всем нам надо прилагать усилия. Материальная жизнь наполнена страданиями. Нам очень повезло, потому что мы познакомились с этим методом сознания Кришны, который является очень простым методом, которому может следовать кто угодно в любой части света. Это момент испробован уже с незапамятных времен, это не что-то недавно изобретенное. Поэтому сделайте своим принципом, что когда вы повторяете джапу, вы концентрируетесь на джапе. И это поможет вам духовно развиваться. Харе Кришна!