foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Шаблоны для Joomla 3 здесь

ПЕРЕВОД

Где бы ни находился Кришна, повелитель всех мистиков, и где бы ни находился Арджуна, непревзойденный лучник, там всегда будет изобилие, победа, необычайная сила и нравственная чистота. Таково мое мнение.

КОММЕНТАРИЙ

«Бхагавад-гита» началась с вопроса Дхритараштры. Он надеялся, что в этой битве победу одержат его сыновья, на стороне которых сражались такие великие воины, как Бхишма, Дрона и Карна. Но, рассказав царю о том, что происходило на поле битвы Курукшетра, Санджая сказал: «Ты надеешься на победу, но я считаю, что удача всегда будет на той стороне, где находятся Кришна и Арджуна». Он прямо говорит, что у Дхритараштры нет оснований рассчитывать на победу своих сыновей. Победа будет на стороне Арджуны, ибо рядом с ним находится Кришна. Согласившись стать колесничим Арджуны, Кришна продемонстрировал еще одно из Своих совершенств. Кришна обладает всеми совершенствами, и одним из них является самоотречение. Это Свое качество Он проявлял множество раз, ибо в мире нет никого более способного к самоотречению, чем Кришна.

Битва на Курукшетре происходила между Дурьйодханой и Юдхиштхирой. Арджуна сражался на стороне своего старшего брата, Юдхиштхиры. Поскольку Кришна и Арджуна выступали на стороне Юдхиштхиры, его победа была предопределена. Исход сражения должен был решить, кто будет править миром, и Санджая предсказал, что власть перейдет к Юдхиштхире. Он также предсказал, что, одержав победу, Юдхиштхира приведет страну к процветанию, ибо он был не только праведным и благочестивым царем, но и человеком высоких нравственных принципов. За всю свою жизнь он ни разу не солгал.

Многие недалекие люди воспринимают «Бхагавад-гиту» как изложение беседы двух друзей на поле битвы. Но такая книга не может быть священным писанием. Некоторых возмущает то, что Кришна заставил Арджуну вступить в сражение, что, по их мнению, безнравственно, но здесь сказано ясно: «Бхагавад-гита» — это свод принципов высшей нравственности. Высшая из всех нравственных заповедей провозглашена в тридцать четвертом стихе девятой главы: ман-мана бхава мад-бхактах. Человек обязан стать преданным Кришны, и высшая суть религии в том, чтобы предаться Кришне (сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа). Наставления, изложенные в «Бхагавад-гите», составляют свод высших религиозных и моральных принципов. Все остальные методы духовного самосовершенствования могут помочь нам очистить сознание и подняться на более высокий уровень, но последнее наставление «Бхагавад-гиты» является последним словом морали и религии: предайся Кришне. Таков смысл восемнадцатой главы.

Из «Бхагавад-гиты» мы узнаём, что в процессе философских поисков истины или с помощью метода мистической йоги можно постичь себя, но высшей ступени совершенства достигает лишь тот, кто полностью покорился Кришне. Такова суть учения «Бхагавад- гиты». Исполнение различных религиозных обрядов и своих обязанностей в обществе варнашрамы является сокровенным путем познания истины. Еще более сокровенными, чем путь дхармы — ритуальной религиозности, являются пути медитации и философского познания истины. Однако самым сокровенным наставлением является повеление Кришны предаться Ему, всегда памятуя о Нем и служа Ему. В этом суть восемнадцатой главы.

«Бхагавад-гита» провозглашает также, что Высшей Истиной является Верховная Личность Бога, Кришна. Абсолютную Истину постигают в трех аспектах: безличного Брахмана, Параматмы в сердце каждого живого существа и наконец Верховной Личности Бога, Кришны. Полное понимание Абсолютной Истины приходит к тому, кто в совершенстве постиг Кришну. Знание о Кришне включает в себя все остальные виды знания. Кришна трансцендентен этому миру, ибо всегда пребывает в Своей вечной внутренней энергии. Живые существа, порожденные Его энергией, делятся на две категории: вечно обусловленных и вечно освобожденных. Им нет числа, и все они являются неотъемлемыми частицами Кришны. Материальная энергия состоит из двадцати четырех начал. Побуждаемая вечным временем, внешняя энергия Господа творит и разрушает все мироздание. Материальный мир то проявляется, то вновь переходит в непроявленное состояние.

В «Бхагавад-гите» были затронуты пять основных тем: Верховная Личность Бога, материальная природа, живые существа, вечное время и различные виды деятельности. Основой и источником всего сущего является Верховная Личность Бога, Кришна. Тот, кто постиг Верховную Личность Бога, постигает все остальные аспекты Абсолютной Истины — безличный Брахман, Параматму в сердце живого существа и любой другой трансцендентный аспект Абсолюта. Хотя, на первый взгляд, Верховная Личность Бога, живое существо, материальная природа и время кажутся отличными друг от друга, все сущее тождественно Всевышнему. Однако Сам Господь всегда отличен от всего остального. Господь Чайтанья дал нам эту философию «непостижимого тождества и различия», которая является совершенной формой понимания Абсолютной Истины.

По своей природе живое существо является чистым духом. Оно бесконечно малая частица Высшего Духа. Поэтому Господа Кришну сравнивают с солнцем, а живых существ — с солнечным светом. Будучи пограничной энергией Кришны, живые существа склонны попадать под влияние либо материальной, либо духовной энергии. Иными словами, живое существо занимает пограничное положение между двумя энергиями Господа, но, относясь к Его высшей энергии, обладает некоторой долей независимости. Правильно используя предоставленную ему независимость, живое существо соглашается действовать под непосредственным руководством Кришны. Так оно достигает естественного для него состояния, попадая в сферу энергии, дарующей наслаждение.

ЛЕКЦИЯ

Ом агьяна тимирандхасья
гьянангьяна шалакая
чакшур унмилитам ена
тасмаи шри-гураве намаха

Итак, это последний стих Бхагавад Гиты. Его произнес Санджая. Он говорит, что везде, где находятся Кришна и Арджуна всегда будет победа, богатство, необыкновенная сила и нравственная чистота. Сейчас все хотят обладать необыкновенной силой. Все хотят богатства. Все хотят победу, но нравственность сейчас никому не нужна. Бхагавад Гита предназначена для того, чтобы объяснить нам, как правильно вести человеческий образ жизни. В Бхагавад Гите обобщаются все многочисленные ведические писания. Бхагавад Гита объясняет, в чем состоит наш долг, и в каком настроении мы должны действовать.

В Девятой главе Кришна говорит: - раджа видьям раджа гухьям – это знание – царь всего знания. Бхагавад Гита – это книга, дающая нам образование. Это не какая-то сектантская или религиозная книга, это книга, которая описывает реальность жизни. Наставления Бхагавад Гиты применимы ко всем людям – неважно, мужчины они или женщины, богатые или бедные, русские, индийцы или американцы. Бхагавад Гита описывает, кто такой Верховный Господь. Арджуна говорит: «Ты Верховная Личность Бога, и это говорю не только я. Все великие мудрецы, такие как Девала, Асита и Вьяса признают, что Ты Верховный Господь».

Вы, вероятно, заметили, что перед началом многих шлок идут слова шри бхагаван увача. Что значит шри бхагаван увача? Это означает, что говорит Верховный Господь. Знание, которое исходит от Верховного Господа, свободно от всех недостатков. Мы все подвержены определенным недостаткам. Неважно, кто вы – Нобелевский Лауреат или неграмотный человек. Наши чувства несовершенны. Сейчас электрический свет позволяет нам видеть друг друга. Но если электричество выключится, как это часто бывает в Индии, вы уже не сможете увидеть друг друга. У вас может быть лучше зрение, но без помощи Солнца, Луны или электричества, вы не сможете увидеть даже соседа. Вы можете увидеть брови без помощи зеркала? Наши чувства несовершенны. У нас также есть склонность совершать ошибки. У нас есть склонность обманывать. Но к жителям Ростова это не относится, правда? Они очень честные, они не обманывают. У нас у всех есть склонность к обману. В Кали-югу все друг друга обманывают. Другой недостаток – это то, что мы впадаем в иллюзию.

И каков же возраст этого знания Бхагавад Гиты? В четвертой главе описана история Бхагавад Гиты. Кришна говорит, что Он открыл это знание богу Солнца Вивасвану. У нас тоже есть Вивасван, но он Вивасван дас. Изначальный Вивасван живет на Солнце. Как в каждой стране есть глава государства, на каждой планете есть управляющее Божество. Затем это знание было передано Ману, прародителю человечества. Затем оно было передано Икшваку. Он правил Землей в начале Трета-юги. Трета-юга длится миллион двести тысяч лет. Затем наступает Двапара-юга, которая длится больше, чем восемьсот тысяч лет. Итак, хотите верьте, хотите нет, на Земле это знание существует уже больше двух миллионов лет. Это не просто какой-то новый роман, написанный каким-то писателем. С течением времени это знание было утеряно, и Господь снова поведал эту науку Своему другу и преданному Арджуне.

В Ведической системе общество делилось на четыре класса и четыре уклада жизни. Это называется варны и ашрамы. Четыре варны – это брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Брахманов сравнивают с головой тела. Брахманы дают наставления царю и всем жителям в том, как быть в сознании Бога. У всех царей-кшатриев были советники-брахманы. В наши дни у правителей тоже есть советники, но эти советники – падшие люди, они не брахманы. Когда Господь Рамачандра правил планетой, Он, однажды, созвал всех брахманов. Он отдал все Свои драгоценности брахманам, и Сита также отдала все свои украшения брахманам, она оставила себе только одно кольцо в носу. Господь Рама сказал брахманам: «Просите у Меня столько земли, сколько хотите». И знаете, что сделали брахманы? Они вернули все драгоценности Раме и Сите и взяли столько земли, сколько им было нужно. Я привел этот пример для того, чтобы показать, какое было настроение у этих советников-брахманов. Они не были жадными. Они были настоящими брахманами. Поэтому их сравнивают с головой тела.

Затем есть кшатрии, которых сравнивают с руками тела. Обязанности кшатриев состояли в том, чтобы управлять обществом и защищать людей, особенно они были должны защищать женщин, детей и стариков. И кшатрии также занимались управлением. Затем есть вайшьи. Их сравнивают с животом. В чем их долг? Они занимаются сельским хозяйством, защитой коров и бизнесом. Затем есть шудры, которых сравнивают с ногами тела. Точно также, как ноги поддерживают тело, шудры поддерживают три других класса.

Бхагавад Гита ни коим образом не пропагандирует насилие. Последователи Бхагавад Гиты даже на муравьев не наступают – они настолько придерживаются принципа ненасилия. Арджуна как кшатрий, должен был выполнять свой долг. Бхагавад Гита учит нас, что нужно выполнять свой долг, но в духе непривязанности. В наши дни все очень привязаны к тому, что они делают. Люди очень привязаны и хотят наслаждаться плодами своего труда. У них бесчисленное количество желаний. Бхагавад Гита учит тому, как работать в духе непривязанности. В третьей главе Бхагавад Гиты говорится, что нужно действовать так, чтобы ваши действия становились причиной освобождения, а не приводили к рабству.

Как в любом государстве правительство призывает действовать в соответствии с законами, и не нарушать их. В третьей и пятой главе Бхагавад Гиты описывается карма-йога. Там Господь учит нас выполнять свой долг, но выполнять свой долг в духе преданности. Бхагавад Гита не проповедует также и бездействия. Кришна сказал Арджуне: «Сосредоточь на Мне ум и разум и выполняй свой долг». Это совет, который дан каждому из нас. У нас у всех могут быть разные обязанности в соответствии со своей варной и ашрамом, но мы должны выполнять их, сосредоточив свой ум на Господе. Бхагаватам приводит пример лотоса, который растет в воде, но воды не касается. Подобным образом, мы должны действовать в духе непривязанности.

В Бхагавад Гите Кришна говорит, что в начале творения Господь создал поколения людей и полубогов и сказал: «Будьте счастливы, выполняя ягью». Сейчас люди счастливы? Нет, они несчастны. Я путешествую по всему миру и встречаюсь с людьми, которые занимают самое разное положение в обществе, и должен сказать, что люди страдают больше, чем, когда бы то ни было раньше. Сейчас количество людей, страдающих от различных депрессий гораздо больше, чем, когда бы то ни было раньше. Вы знаете, какое направление медицины сейчас больше всего развивается? Психиатрия. Потому что сейчас у многих людей различные психические расстройства. В Америке для того, чтобы попасть на прием к хорошему психиатру, вам придется ждать полгода, потому что столько людей страдают от разных психических расстройств. В развитых странах очень сильно выросло количество самоубийств. Почему? Потому что люди очень много грешат, у них также много стремлений, желаний, амбиций. Но если вы не можете исполнить свои желания, то тогда вы впадаете в депрессию. Какой же духовный подход? Простая жизнь и возвышенное мышление. Простая жизнь и возвышенное мышление — значит жить просто и при этом думать о том, как достичь цели в жизни.

Бхагавад Гита также говорит, что вожделение, жадность и гнев – это три пути, которые ведут в ад. Бхагавад Гита также называет вожделение нашим вечным врагом. Бхагавад Гита также описывает, где находится этот вечный враг. Он находится в уме, разуме и чувствах. Это места, где находится вожделение. Как можно преодолеть это? Есть ли какая-то надежда как-то справиться с этим? Да – оружием знания. Вожделение, зависть и гнев – все это анартхи. Эти анартхи являются причиной продолжающегося рабства в материальном мире. Можно ли избавиться от этих анартх? Да, от них можно избавиться с помощью преданного служения. Об этом мы поговорим попозже.

Бхагавад Гита говорит, что вожделение, жадность и гнев являются врагами живого существа, и это применимо ко всем, независимо в какой стране они живут. Во второй главе Бхагавад Гита описывает самую важную тему – в ней говорится о душе. Что говорит Бхагавад Гита о душе? Бхагавад Гита говорит, что для души не существует ни рождения, ни смерти. Она никогда не прекращает жить. Также Веды утверждают, что размер души – одна десятитысячная часть коника волоса. К счастью, размер души не измеряется в длине волоса. Потому что тогда бы у йогов были души больше, чем у других. У женщин тоже души были бы больше, чем у мужчин. Но веды говорят – одна десятитысячная часть кончика волоса.

Этот факт, что в теле есть душа, применим только к людям какой-то одной страны или одного сообщества? Это применимо ко всем. В Библии тоже упоминается вечная душа. Там говорится: «Какой прок обрести весь мир и потерять вечную душу?» Даже ученые сейчас признают, что в теле есть нечто, и когда это нечто покидает тело, тело объявляют мертвым. В книге «Наука Самоосознания» приводится переписка между Шрилой Прабхупадой и одним профессором из Торонто. Этот человек был врачом. Он наблюдал за тем, как люди умирают в течение тридцати двух лет и пришел к выводу, что в теле есть нечто, и когда это нечто покидает тело, тело объявляют мертвым. Потому он написал: «Теперь нам нужно только понять, что это за нечто». Шрила Прабхупада написал этому профессору: «То, о чем вы говорите, называется душой, но вы не сможете найти душу».

Что является доказательством того, что в теле есть душа? Сознание. Этот факт применим ко всем. Не только люди имеют душу, животные также. Однажды, я беседовал с одним важным религиозным лидером в Индии. Он был главой католической церкви в Индии. Это было лет двадцать пять назад. Мы начали рассуждать о важности религии в обществе. Затем я затронул такую тему – я сказал ему: «Зачем вы едите животных, если Господь сказал не убий?» Он сказал: «У животных души нет». Я сказал: «Конечно же у них есть душа. Они действуют, живут практически так же, как люди, у них также рождаются дети. Животные также способны воспринимать окружающую реальность». Те, кто говорят, что у животных нет души, не в полной степени понимают творение Бога. Даже у деревьев есть душа. Несколько лет назад я прочитал статью, там говорилось об одном исследовании, проведенном в университете в Ванкувере. Исследования показали, что даже деревья общаются друг с другом, испуская определенного вида волны. Преданные уважают даже деревья. Даже когда мы строим храмы, мы не рубим деревья без крайней необходимости.

Также Бхагавад Гита говорит о материальной природе или пракрити. Кришна говорит: «Материальная природа действует под Моим управлением – майа дхйакшина пракритех суйате са чарачарам». Все хотят материально процветать. Вы то, преданные, наверное, не хотите. Вы все отреченные. Преданные если и добиваются процветания, они используют его для Кришны. В конечном счете процветание людей зависит от сельского хозяйства. Если не будет хороших урожаев, то не будет никакого процветания. Если еды не будет, что вы будете есть? Винтики и гаечки? Кришна говорит, что зерно произрастает, если идут дожди, а дожди идут, если люди проводят ягьи.

Скоро мы будем отмечать Говардхана Пуджу. Нанда Махарадж был фермером. У него было около миллиона коров. Он готовился к ежегодной индра-ягье. Иногда полубоги тоже начинают гордиться. Господь спросил своего отца: «К какой ягье ты готовишься? Для чьего удовольствия ты проводишь ягью?» Отец сразу не ответил. Кришна продолжал настаивать: «Пожалуйста, ответь Мне, ты не должен держать от Меня секретов». Тогда отец рассказал Ему, что он делал. Он сказал: «Мы крестьяне, нам нужна милость Индры, чтобы он посылал нам дожди. Без дождя невозможно ничего сделать».

Итак, Бхагавад Гита говорит, что для того, чтобы выпадали дожди нужно проводить ягьи или жертвоприношения. Ягья означает не обязательно огненное жертвоприношение. Ягья – это выполнение религиозных обязанностей для данной эпохи. В Бхагаватам рассказывается история о том, как в свое время Землей правил жестокий царь Вена. Он был безбожником. Он остановил все жертвоприношения. В результате пересохли реки, не было дождей, и люди стали голодать. За последние 15-20 лет на Земле во много раз увеличилось количество стихийных бедствий. И сейчас в мире заканчиваются природные ресурсы. В одной из лекций Прабхупада говорил, что в Кали-югу будет так, что вы будете видеть облака, но дождя не будет.

В шестой главе Бхагавад Гиты, которая называется Дхьяна йога Кришна говорит о важности контроля ума. Кришна говорит, что тот, кто контролирует ум, будет спокоен в любой ситуации. Он будет сохранять спокойствие и в победе, и в поражении, и в счастье, и в горе, и в жару, и в холод. Но человек, который не контролирует ум, не будет счастлив ни в какой ситуации

В восьмой песне Бхагаватам описана история Ваманадевы. Ваманадева пришел на жертвоприношение Бали Махараджа. Бали Махарадж был очень рад увидеть такого красивого мальчика-брахмана. Он спросил: «Что я могу для Тебя сделать? Что я могу тебе предложить? Проси у меня, чего хочешь! Я могу подарить Тебе целую планету!» Ваманадева сказал: «Мне нужно столько земли, чтобы сделать три шага». Бали Махарадж был удивлен: «Ты пришел к такому богатому человеку, и просишь так мало? Проси побольше». Ваманадева сказал, что если человек не контролирует ум и чувства, то даже если ему дать все богатства мира, он не будет доволен, но человек, который контролирует ум и чувства, будет доволен в любой ситуации. Мы видим святых людей, которые контролируют ум и чувства, и они счастливы в любой ситуации. Как вы думаете, олигархи довольны жизнью? Они все время хотят получить больше и больше. Они считают, что у них еще недостаточно денег. Есть одна семья в Индии, это крупные бизнесмены, и их двое братьев. Только два брата. Они судились, поскольку каждый считал, что у него недостаточно денег, и при этом каждый имел по несколько миллионов. Один из этих братьев с женой и двумя детьми живет в доме, в котором сто двадцать комнат, и у него сто пятьдесят машин. И все равно, он считает, что у него недостаточно денег.

Таково положение человека, который не может контролировать ум и чувства. Нам очень повезло – нам рассказали, как контролировать ум и чувства. И благодаря этому методу можно быть счастливым в любой ситуации. В материальной жизни, даже если вы добьетесь какого-то успеха, все это будет очень непродолжительно. Со временем, мы всего лишимся в любом случае. Шукрачарья, духовный учитель Бали Махараджа, сказал своему ученику: «Ты понимаешь, что ты наделал? Этот брахман заберет все, что у тебя есть и ты станешь нищим. Поэтому не выполняй свое обещание. Скажи Ему, что ты пошутил». Бали Махарадж сказал, что Земля может вынести вес гор, морей и океанов, но для нее невыносим вес лжеца. Он сказал: «В любом случае, в момент смерти я и так все потеряю. Какой вред в том, если Господь сейчас все это заберет?»

Если вы можете контролировать ум и чувства, вы будете спокойным в любой ситуации. В Бхагавад Гите Кришна говорит: «На чем будет сосредоточен ваш ум в момент смерти, такое тело вы и получите». Кришна предлагает нам сосредоточить ум на Нем. Он говорит

Ман мана бхава мад бхакто
мад яджи мам намаскуру
мам евайшйаси сатьям те
пратиджане прийо си ме

Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, поклоняйся Мне и выражай Мне свое почтение – и так ты непременно придешь ко Мне, Я тебе это обещаю.

Тема Бхагавад Гиты – это действовать в настроении нишкамы бескорыстно и для удовлетворения Господа. В соответствии с тем, какая у нас варна и ашрам, у нас могут быть разные обязанности. Все, кто погибли во время битвы на Курукшетре, обрели освобождение, поскольку видели Господа.

Заключение Бхагавад Гиты состоит в том, что бхакти-йога – это метод, с помощью которого можно постичь Господа. Бхакти-йога – это наука преданности. Для того, чтобы заниматься преданным служением, вам не нужно иметь высшее образование, большой капитал или быть очень красивым. Что для этого нужно? Патрам пушпа пхалам тойам Кришна говорит: «Ты можешь предложить Мне с любовью и преданностью даже листок, и Я приму его. Ты можешь предложить мне цветок, плод, воду, и Я приму это». Но при одном условии. Какое это условие? Если это будет предложено с любовью и преданностью. И как можно обрести любовь и преданность? Бхагавад Гита учит нас этому.

Бхагавад Гита учит нас тому, в чем состоит аскеза тела. Бхагавад Гита говорит: «Используйте тело в служении Господу, используйте тело в служении брахманам, придерживайтесь принципа ненасилия». Затем описаны аскезы речи. Говорите правдивые слова, но говорите их приятным образом. Также регулярно повторяйте ведические мантры. И самая лучшая из всех мантр – это Харе Кришна мантра. Также Бхагавад Гита описывает аскезы ума. Будьте довольны в любой ситуации. Вспоминайте об играх Господа и Его наставлениях. В первой песне Бхагаватам описано, что, когда Арджуна узнал, что Кришна покинул Землю, он был очень опечален. Тогда Арджуна стал вспоминать ситуации, где по милости своего друга Кришны он добивался успеха.

Он было очень опечален тем, что Господь уже покинул Землю, как гопи были опечалены, когда Кришна уехал из Вриндавана. Но затем Арджуна стал медитировать на наставления Кришны в Бхагавад Гите. И когда он стал медитировать на наставления Кришны в Бхагавад Гите, он почувствовал, что Кришна находится прямо рядом с ним. И он избавился от печали и грусти, и он почувствовал себя также, как чувствовал, находясь рядом с Кришной. Как он этого достиг? Он медитировал на наставления Кришны в Бхагавад Гите. В комментарии к этой истории Прабхупада говорит следующее: «Точно также, как Арджуна медитировал на наставления Кришны в Бхагавад Гите, мы также должны медитировать на наставления Кришны в Бхагавад Гите, и тогда вы ощутите присутствие Кришны рядом с вами».

Но вы сможете медитировать на наставления Кришны в Бхагавад Гите только, если вы будете регулярно читать Бхагавад Гиту. Регулярное чтение Бхагавад Гиты – это одно из наставлений, которые дал нам Чайтанья Махапрабху. Господь Чайтанья обобщил все принципы преданного служения в пяти наставлениях. Первое – это повторять Харе Кришна. Второе – это читать Бхагавад Гиту и Шримад Бхагаватам. Третье – это общаться с преданными. Приходите в храм хотя бы по воскресеньям и участвуйте в программах. Четвертое – это поклоняться Божествам. И Пятое – это жить в дхаме или в Ростове. Сделайте в своем доме духовную атмосферу. Любое место, где прославляют Господа, становится дхамой. Это называется духовная технология. Любое место, где прославляют Господа, становится Вриндаваном. Как говорил Шрила Прабхупада: «Эти храмы не в Лондоне, не в Париже и не в Нью Йорке – они на Вайкунтхе».

Недавно мы были на фестивале Садху Санга. Я был там также и в последний день, когда все уже уехали. У нас было собрание национального совета. После того, как все преданные уехали, это место стало похожим на дом с привидениями. Но когда преданные были там, это место было похоже на Вриндаван. Где бы Господа ни прославляли, это место становится Вриндаваном. Когда каждый год мы приезжаем на фестивали Садху Санга, это место становится подобным Маяпуру и Вриндавану, потому что преданные там поют киртаны, слушают лекции, а когда преданный покидают это место, оно становится похожим на пустыню.

Точно так же, как свет рассеивает тьму, Бхагавад Гита рассеивает невежество. Во второй главе Бхагавад Гиты Арджуна сказал: «Кришна, я не знаю, в чем мой долг, пожалуйста, наставляй меня». Кто-то может спросить: «Как же Арджуна мог попасть в иллюзию? Он же вечный спутник Господа!» Арджуна был помещен в это состояние для того, чтобы он задавал вопросы для нашего блага. Вопросы, которые задавал Арджуна – это вопросы, которые задаем мы с вами.

Бхагавад Гита – это книга знания, и поэтому Кришна говорит, что эта книга – царь всего знания. К несчастью, есть люди, которые пытаются превратно представить Бхагавад Гиту из политических соображений. Но Бхагавад Гита – это древнейшая книга знания, и с начал до конца она сосредоточена на чистом преданном служении. Бхагавад Гита призывает людей контролировать ум и чувства.

В ответ на просьбу Арджуны Кришна стал рассказывать философию, и в восемнадцатой главе Он спросил: «Арджуна, рассеялась ли твоя иллюзия. Выслушал ли ты все внимательно?» Что сказал Арджуна? «Я избавился от иллюзии». Если вы будете регулярно читать Бхагавад Гиту, ваш разум будет очень острым, и острым разумом вы сможете легко отсечь майю. Снова и снова Кришна говорит: «Оружием знания срази иллюзию». Кришна говорит, что преодолеть влияние Его иллюзорной энергии очень трудно. Но затем Кришна говорит, что, если ты предашься Мне, ты сможешь преодолеть влияние майи.

Различные анартхи, такие как гнев, вожделение, зависть, иллюзия, безумие, не дают нам служить Господу. Но силой преданного служения или бхакти-йоги, можно преодолеть влияние этих анартх и, в конце концов, избавиться от них. Основой бхакти-йоги является шраванам-киртанам. Шраванам киртанам означает повторять святое имя и слушать его, а также слушать философию и рассказывать ее. Это также называется кришна-катха. Если мы будем заниматься кришна-катхой, то наша духовная жизнь будет сильной, и мы будем вдохновлять друг друга. Но если мы будем заниматься праджалпой, то есть прямо противоположным, то это усилит наше материальное рабство.

Сейчас Бхагавад Гиту изучают в сотнях университетах по всему миру, как книгу знания, потому что это самая древняя книга мудрости на планете. Бхагавад Гиту можно читать снова и снова, и вы никогда не устанете. Точно также, как вы можете петь киртан много часов подряд, и вам это не надоест. Был преданный Чайтанья Махапрабху, которого звали Вакрешвара Пандит. Он мог петь киртан непрерывно семьдесят два часа, и все это время Господь Чайтанья непрерывно танцевал. Подобным образом, можно снова и снова читать Бхагавад Гиту и Шримад Бхагаватам, и вам это не надоест. Каждый раз, когда вы будете их читать, вам будет открываться все более глубинный смысл.

Был один преданный, который страдал от проказы. Его звали Васудева Випра. Все его тело было полно язв, в которых жили черви. Он был очень сострадательным, и выносил эту боль, никому не жалуясь. Когда черви выпадали из язв на его теле, он поднимал их с земли и клал обратно. Васудева Випра повстречал Чайтанью Махапрабху, когда Он путешествовал по Южной Индии. Чайтанья Махапрабху обнял Васудеву Випру, и все его тело преобразилось. Его тело стало красивым и здоровым. Васудева Випра понял, что это произошло по милости Чайтаньи Махапрабху. Тогда он вознес молитвы, которые вознес брахман Судама, когда он увидел, что по милости Кришны его хижина превратилась во дворец. Вы знаете историю о брахмане Судаме.

Судама был другом детства Кришны. Он жил в маленькой хижине. У него была худая жена. Они были очень бедными. Жена постоянно пилила его: «У тебя есть богатый друг Кришна, сходи к Нему в гости». Судама сказал: «Хорошо, я могу пойти к нему, а какой подарок я смогу Ему отнести?» Она нашла какой-то дешевый рис. Когда Судама пришел к Кришне, Кришна принял его, омыл ему стопы. Они вспоминали детство, как они служили гуру. И так ни о чем не попросив Кришну, Судама пошел домой. И когда он возвращался домой, он подумал: «Что же я жене то скажу?» Но Кришна находится в сердце каждого, Он понял желание Судамы. Когда Судама пришел домой, он увидел, что его хижина превратилась во дворец. И его жена была в красивых одеждах с дорогими украшениями. Иногда преданные спрашивают: «А мне можно тоже надеяться на то, что со мной произойдет то же, что с Судамой?» Если вы будете настолько чистыми, тогда вы можете ожидать этого. Просто если вам дать все это, то вы сразу в майю упадете. Поэтому Кришна заботится о том, чтобы мы в майю не впали.

Итак, Васудева Випра вознес те молитвы, которые возносит брахман Судама. Затем он задал Господу вопрос: «Раньше я был такой больной, что никто ко мне даже не приближался, но теперь по Твоей милости стал здоровым и красивым, и я боюсь, что я могу возгордиться». Обычно, если человек становится богатым, он начинает гордиться. Если кто-то очень красивый, он тоже склонен гордиться. Если человек получает власть, он тоже склонен гордится. Если есть хорошее образование, то тоже проявляется склонность гордиться. И вот Васудева Випра, который был до этого страшным, стал красивым по милости Господа, спросил: «Что мне теперь делать?» Господь сказал: «Повторяй Харе Кришна, читай Шримад Бхагаватам и Бхагавад Гиту и проповедуй их послание другим, и тогда ты всегда будешь смиренным».

В комментарии к этой истории Прабхупада говорит следующее: «Точно также, как Господь Чайтанья спас Васудеву Випру, он также спас всех преданных этого движения сознания Кришны, поэтому преданные должны повторять Харе Кришна, читать Шримад Бхагаватам и Бхагавад Гиту и проповедовать их послание другим». Если бы мы не пришли к духовной жизни, где бы мы вообще все были? Это даже трудно представить себе. Нам очень повезло, что мы спаслись от адской, греховной жизни. Поэтому мы должны принять сознание Кришны очень серьезно, не тратить даром ни минуты. Мы должны повторять святое имя, изучать книги Прабхупада и проповедовать. И это принесет благо всему человечеству.

Бхагавад Гита – это высшая книга знания. Она учит людей действовать в духе отречения. Однажды, я летел из Нью Йорка в Москву самолетом Аэрофлота, и рядом со мной сидел профессор из России. Он преподавал в Университете Санкт Петербурга. Он сказал мне, что преподает философию и преподает Бхагавад Гиту тоже. Он никакого отношения к ИСККОН не имел, он даже об ИСККОН ничего не знал. Я спросил его: «Почему вы преподаете Бхагавад Гиту?» Он сказал, что Бхагавад Гита приносит спокойствие уму и отвечает на все вопросы. На все ваши вопросы можно найти ответы на страницах Бхагавад Гиты. Если вы хотите спокойной жизни, читайте Бхагавад Гиту. Если вы хотите жить богато, читайте Бхагавад Гиту. Если вы хотите контролировать ум и чувства, читайте Бхагавад Гиту. Если вы хотите обрести любовь к Богу, читайте Бхагавад Гиту.

Кришна говорит, что люди приходят к Нему по четырем причинам. Какие это четыре категории? Первое – это те, кто хотят денег. Все хотят денег. Затем любознательные, затем те, кто страдают. Мы все страдаем. И четвертое – это те, кто приходят в поиске знания. Из этих четырех категорий три – это преданные сакама, с корыстными мотивами, а один тип – это нишкама, свободные от корыстных мотивов. Но неважно, какие у вас мотивы – чистые или нечистые – приходите к Кришне, и вы очиститесь. Мы можем видеть на примере своей жизни, как этот метод повторения святого имени и служения очищает нас. Читайте Бхагавад Гиту каждый день и проповедуйте послание Бхагавад Гиты.

И так, где Кришна и Арджуна всегда будут богатство, необычная сила. Все вы станете очень сильными, богатыми и нравственными. Преданные хотят нравственности, а карми это не нужно. Если вы будете читать Бхагавад Гиту, вы сможете достичь всего этого. Харе Кришна!