foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

ПЕРЕВОД

Поэтому, о Бхарата, мечом знания разруби в своем сердце узел сомнений, порожденных невежеством. Вооружившись йогой, встань и сражайся!

КОММЕНТАРИЙ

Система йоги, описанная в этой главе, называется санатана-йогой, вечной деятельностью живого существа. Эта йога предусматривает два вида жертвоприношений: принесение в жертву материальной собственности и обретение знания о своем истинном «я». Последнее относится к категории чисто духовной деятельности. Если, принося в жертву материальную собственность, человек не стремится постичь свою духовную природу, его жертвоприношение остается материальным действием. Но, когда человек жертвует материальную собственность ради того, чтобы осознать свою духовную природу, то есть ради служения Господу, его жертвоприношение становится совершенным. Духовная деятельность также может быть двух видов: постижение своего истинного «я» (своей изначальной природы) и постижение Верховной Личности Бога. Тот, кто неуклонно следует путем, указанным в «Бхагавад-гите», легко овладевает этими двумя очень важными разделами духовного знания. Такому человеку нетрудно понять, что душа является неотъемлемой частицей Верховного Господа, и таким образом обрести совершенное знание. Это знание приносит ему огромное благо, ибо позволяет без особых усилий постичь природу божественных деяний Господа. В начале этой главы Верховный Господь Сам рассказал о Своих божественных деяниях. Тот, кто не понимает наставлений «Гиты», не имеет истинной веры. Такой человек злоупотребляет независимостью, которой наделил его Господь. Если, выслушав эти наставления, человек так и не сумел понять истинную природу Господа — вечной, исполненной блаженства и всеведущей Личности Бога, значит, он безнадежный глупец. Чтобы избавиться от невежества, нужно постепенно усваивать принципы сознания Кришны. Пробуждению в человеке сознания Кришны способствуют жертвы, приносимые полубогам и Верховному Брахману, жертвы, которые приносят те, кто хранит обет безбрачия или ведет семейную жизнь, те, кто обуздывает чувства, занимается мистической йогой и совершает аскезу, а также жертвы тех, кто отказывается от материальной собственности, изучает Веды и выполняет свои обязанности в системе варнашрама- дхармы. Все это — различные виды жертвоприношений, и все они основаны на предписаниях шастр. Однако важно, чтобы целью всех этих видов деятельности было осознание своего истинного «я». Тот, кто стремится к этой цели, по-настоящему понял науку «Бхагавад-гиты», а тот, кто сомневается в словах Кришны, возвращается к материальной деятельности. Поэтому Господь рекомендует нам изучать «Бхагавад-гиту» или любое другое священное писание под руководством истинного духовного учителя, служа ему с покорностью и смирением. Истинный духовный учитель принадлежит к цепи наставников, существующей с незапамятных времен, и ни на йоту не отступает от наставлений Верховного Господа, много миллионов лет назад открытых Им богу Солнца, который в свою очередь передал знание «Бхагавад-гиты» людям Земли. Поэтому каждый из нас должен следовать путем, указанным в самой «Бхагавад-гите», и остерегаться корыстных и честолюбивых людей, которые сбивают своих последователей с истинного пути. Господь, вне всякого сомнения, является верховной личностью, и все Его деяния духовны. Тот, кто понял это, уже является освобожденной душой, даже если он только начал изучать «Бхагавад-гиту».

ЛЕКЦИЯ

Ом агьяна тимирандхасья
гьянангьяна шалакая
чакшур унмилитам ена
тасмаи шри-гураве намаха

Эта четвертая глава называется «Трансцендентное знание». Есть два вида знания: трансцендентное знание и материальное знание. Трансцендентное знание также называют абсолютным знанием, и это абсолютное знание исходит от Верховного Господа. Это знание свободно от дефектов и недостатков. Материальное знание, относительное знание подвержено четырем типам недостатков. Что это за четыре недостатка. У нас есть склонность обманывать. Наши чувства несовершенны. Мы впадаем в иллюзию, и мы совершаем ошибки. Преданные в Сочи ошибок не совершают, но остальные совершают ошибки. Материальное знание не может предложить нам постоянного решения всех наших проблем.

В четвертой главе Бхагавад Гиты Кришна в начале описывает историю Бхагавад Гиты. Кришна говорит: «Я открыл это знание богу Солнца Вивасвану». Подобно тому, как в каждой стране есть глава государства - президент, премьер-министр или царь, - на разных планетах существуют различные правители. Правителем Солнца является Вивасван. У нас тоже есть Вивасван, Региональный Секретарь в Ростове, но он Вивасван дас. Изначальный Вивасван – это бог Солнца. Итак, Господь говорит, что Он поведал это знание богу Солнца Вивасвану. Затем оно было передано Ману, прародителю человечества, затем Царю Икшваку. Царь Икшваку правил Землей в начале Трета-юги. Трета-юга продолжалась один миллион двести тысяч лет. Затем наступила Двапара-юга, которая длилась более восьмиста тысяч лет. И какая у нас юга сейчас? Кали-юга. И вот уже более двух миллионов лет это знание присутствует на этой планете.

Кришна объясняет Арджуне: «Со временем это знание было утеряно, поэтому я снова открываю его тебе». Почему Кришна поведал это знание Арджуне, а не какому-то отреченному брахмачари или санньяси? У Арджуны было одно качество – он был другом и преданным Господа. Поэтому Господь открыл это знание ему. Если мы хотим обрести это знание, мы должны обрести его через преданного Господа. Сегодня утром на лекции по Бхагаватам мы говорили о разных видах безбожия. Одна из категорий безбожия – это когда люди дают собственное толкование словам Бога. Это называется чхала-дхарма. Многие люди дают собственные толкования, но нам нужно принимать истину такой, как она есть.

Что же проповедует Бхагавад Гита? Бхагавад Гита проповедует путь чистого преданного служения. В этом стихе Кришна говорит: «Эти сомнения порождены невежеством. Мечом знания разруби этот узел сомнений». Точно так же, как огонь может сжечь дотла дерево, это знание может сжечь невежество. Арджуна это вечный спутник Господа, поэтому не может быть и речи, чтобы он был сбит с толку. Почему же он был сбит с толку? Почему же во второй главе Арджуна говорит: «Я не знаю, в чем мой долг. Пожалуйста, наставляй меня?» Господь поместил его в это состояние для того, чтобы Он мог поведать Бхагавад Гиту на благо всех людей. Мальчик-брахман проклял Махараджа Парикшита. Кришна создал эту ситуацию для того, чтобы была поведана Шримад Бхагаватам для блага всего человечества.

Мы должны понимать, что с самого начала Арджуна является осознавшей себя душой. Кришна выбрал Арджуну преемником этого знания, потому что он обладал чистой преданностью Господу. Точно так же, как Арджуна был в невежестве, мы все находимся в невежестве. Мы родились в невежестве, большинство из нас живет в невежестве, и большинство из нас умирает в невежестве. Но очень удачливые люди получают семя преданного служения. Чайтанья Махапрабху объяснил Рупе Госвами:

Брахманда бхрамите коно бхагйаван джива
гуру кришна крипайа пайа бхакти лата биджа

После многих рождений и смертей удачливая душа получает семя бхакти. Бхагавад Гита содержит в себе универсальную философию, а не какую-то сектантскую философию. Вы можете рассмотреть любой аспект Бхагавад Гиты, и вы увидите, что это знание применимо ко всем. Бхактивинод Тхакур говорил, что вторая глава Бхагавад Гиты является самой важной. Какие главные моменты описываются во второй главе? Главное, о чем говорится во второй главе, это то, что душа вечна. Для души не существует ни рождения, ни смерти, и она никогда не прекратит свое существование. Тело в своем развитии проходит через разные стадии. Тело рождается, растет, сохраняется какое-то время, порождает детей, стареет и, в конце концов, умирает.

Это применимо ко всем, или это относится к людям только какой-то одной страны? В Библии тоже говорится о душе. Там говорится: «Какой прок человеку, если он обретет весь мир, но потеряет вечную душу?» Нужно избавляться от невежества, но избавиться от невежества можно только, если вы обратитесь к авторитетному источнику. В тридцать четвертом стихе этой же главы Кришна говорит, как можно обрести трансцендентное знание. Кришна говорит:

Дад видхи пранипатена
парипрашнена севая
упадкшйанти те гьяна
гьянина таттва даршинах

Попытайся узнать истину, обратившись к осознавшей себя душе, смиренно вопрошай его и служи ему. Кришна говорит, что, если вы хотите обрести подлинное знание, нужно обратиться к истинному духовному учителю. Главной квалификацией истинного духовного учителя является то, что он повторяет послание Господа таким, как оно было поведано.

Бхагавад Гита обсуждает многие различные аспекты знания. Бхагавад Гита дает вечную мудрость для всего человечества. Кришна объясняет, что это знание – царь всего знания раджа видьям раджа гухьям. Какие же основные аспекты описываются в Бхагавад Гите? Первое – это то, что в Бхагавад Гите ясно описывается положение Верховного Господа. Каждый стих – это шри бхагаван увача – говорит Верховный Господь. Бхагаван означает Верховный Господь. Парашара Муни, отец Вьясадевы дал определение понятию Бхагаван. Он объясняет, что слово Бхагаван указывает на личность, обладающую шестью достояниями в безграничной степени. Что это за шесть достояний?

Айшварасйа самаграсйа
вирйасйа йашасах шрийах
гьяна вайрагйайос чаива
шана бхага итингана

Первое – это то, что Он самый богатый, Он самый сильный, самый красивый, самый знаменитый, самый знающий и самый отреченный. Только тот, кто обладает этими шестью достояниями в безграничной степени и одновременно, является Богом. В материальном мире можно встретить кого-то, кто обладает одним из этих достояний в какой-то степени, но невозможно встретить того, кто бы обладал всеми шестью достояниями одновременно и в безграничной степени. Например, Билла Гейтса считают самым богатым человеком в мире, но при этом он, отнюдь, не самый сильный человек в мире.

Бхагавад Гиту поведал Сам Бхагаван. Бхагавад Гита говорит о том, что Кришна – это Верховный Господь. В Бхагавад Гите Арджуна говорит, что это не только его утверждение – это же говорят Асита, Девала, Вьяса, Нарада и другие мудрецы. Затем Бхагавад Гита описывает положение души. Духовное знание означает понимания различия между материей и духом. У вас может быть птица в клетке, и вы можете ухаживать за клеткой, но если мы не будете кормить птицу, сможет ли она выжить? Подобным образом, если вы не обретете знание о душе, все остальные аспекты знания будут тщетными.

Бхагавад Гита объясняет, что душа не рождается и не умирает. Ее невозможно увидеть, сжечь или иссушить. Но что является доказательством существования души? Сознание. До тех пор, пока в теле есть душа, в теле есть сознание. Веды не только говорят, что в теле есть душа, они также объясняют, каков размер этой души. Ее размер одна десятитысячная часть длины волоса? Нет, кончика волоса. Если бы душа измерялась в длине волос, то в большинстве случаев у женщин души были бы больше. Но Веды говорят, что размер души – одна десятитысячная часть кончика волоса.

В конце шестидесятых в Канаде был один ученый, который написал, что после наблюдения того, как он наблюдал в течение тридцати двух лет за тем, как люди умирают, он пришел к выводу, что в теле есть нечто, и что, когда это нечто покидает тело, тело объявляют мертвым. И потом он написал, что теперь нужно только понять, что же это за нечто. Мы послали эту статью Шриле Прабхупаде. Шрила Прабхупада написал этому ученому. Шрила Прабхупада часто вступал в переписку с разными лидерами по злободневным вопросам.

До того, как Шрила Прабхупада отправился на Запад, в 1944 году он начал выпускать журнал «Обратно к Богу». Если вы посмотрите на эти номера пятидесятых, сороковых годов, вы увидите, что Прабхупада обсуждает какие-то актуальные темы. Что было знаменательным для Советского Союза в 1957 году? Запустили спутник. После этого события Шрила Прабхупада написал книгу «Легкое путешествие к другим планетам». Это замечательная книга. В этой книге Шрила Прабхупада написал, что желание людей отправляться на другие планеты не новое. Но достичь других планет невозможно с помощью механических устройств, с помощью спутников. Когда запустили в космос первый спутник, все начали думать, что скоро мы все тоже полетим в космос. Но прошло уже почти шестьдесят лет, и сколько людей улетели в космос? Их можно по пальцам пересчитать. В этой книге Прабхупада написал, что в желании людей отправиться на другие планеты нет ничего нового, но достичь других планет можно только с помощью духовных методов. И что за прекрасное название этой книги – «Легкое путешествие к другим планетам». Когда космические корабли запускали в космос, некоторые из них терпели аварии.

Шрила Прабхупада написал этому ученому: «Я очень рад, что вы признали, что в теле есть нечто, и что, когда это нечто покидает тело, его объявляют мертвым, но ученые никогда не смогут понять, где находится это нечто». В конце, ученый признал, что Веды дают гораздо более совершенное знание, чем то, которое когда-либо смогут обрести ученые. Вся эта переписка опубликована в книге Наука Самоосознания. Итак, это второй аспект, который описывает Бхагавад Гита – положение души.

Затем Бхагавад Гита описывает положение пракрити, материальной природы. Бхагавад Гита описывает, что материальная природа находится в полной власти Верховного Господа. Кришна говорит: майа дъйакшена пракритех суйате са чарачарам – Материальная природа действует под Моим управлением. В настоящее время материальная природа становится все более и более разгневанной. В Японии не так давно было очень серьезное природное бедствие – цунами. Сейчас гораздо чаще случаются землетрясения, например, десять дней назад в одной части Индии было землетрясение. Ураганы, наводнения, засухи – все это стало очень обыденным. Почему материальная природа становится более разъяренной? Ученые также пророчат серьезные природные катаклизмы из-за глобальных климатических изменений. Это происходит из-за того, что количество грехов людей на Земле увеличивается.

В Бхагаватам рассказывается история про царя Вену. Царь Вена был безбожником. Он запретил проводить жертвоприношения. Он сжигал дома брахманов. В результате этого люди в обществе очень сильно страдали. Реки пересохли, земля перестала родить, люди голодали. История показывает, что когда лидеры государств становятся безбожниками, материальная природа наказывает людей, когда же лидеры общества обладают сознанием Бога, то общество процветает. Материальная природа подчинена Верховному Господу.

Бхагавад Гита также описывает положение вечного времени. Время является представителем Господа. Кришна говорит: «Я время, разрушающее все». У вас может быть красивое тело, но время сделает так, что ваше тело не будет красивым слишком долго. Вы построили новый дом, но время сделает так, что ваш дом не будет новым слишком долго. Время имеет очень большое значение. Чанакья Пандит был знаменитым дипломатом и одновременно великим преданным Господа. Его наставления можно сравнить с наставлениями Вед. Наши ачарьи часто цитировали его. Чанакья Пандит сказал, что потерянную даром минуту невозможно вернуть даже за все богатство мира.

Допустим, вы потратили даром время на какую-то праздную деятельность и потом вы хотите вернуть это время. Вы сможете это сделать? Нет, одну минуту, потерянную даром, невозможно вернуть даже за богатства всего мира. В Бхагаватам Говорится, что с каждым восходом и закатом Солнце сокращает жизнь всех, кто полностью посвятили свою жизнь служению Господа. В Бхагаватам описана история о Царе Кхатванге. Царь Кхатванга помог полубогам в их битве с асурами, поэтому полубоги чувствовали себя в долгу перед царем. Они спросили его: «Что мы можем для тебя сделать? Царь Кхатванга спросил: «Сколько времени мне осталось жить?» Они посчитали и сказали, что одну минуту. Он сказал: «Позвольте мне отправиться на Землю, где я, медитируя на стопы Господа, смогу оставить тело. Итак, время является четвертой темой, которую описывает Бхагавад Гита.

Пятая тема, которая описывается в Бхагавад Гите, — это карма или деятельность. В Бхагавад Гите объясняется, что человек может совершать разные действия. Во введении к Бхагавад Гите Шрила Прабхупада объясняет, что первые четыре категории являются вечными, но в отношении пятой у нас есть свобода выбора. Мы можем изменить свое будущее в соответствии с тем, как мы действуем. Кришна поведал это знание Арджуне, и в восемнадцатой главе спросил: «Ты избавился от иллюзии? Внимательно ли ты выслушал меня?» Арджуна сказал: «Да, моя иллюзия прошла».

Если мы хотим избавиться от иллюзии, мы должны взращивать в себе знание. Арджуна в Бхагавад Гите спросил Кришну: «Что заставляет человека грешить даже против его воли?» Кришна ответил: «Это вожделение, о Арджуна, вечный враг живого существа. Оно пылает как огонь, и его невозможно удовлетворить». Затем Кришна описывает, где можно найти этого врага. Оно находится в уме, разуме и чувствах. Кришна говорит, кто ваш враг, и где он находится. Но затем Кришна говорит: «Срази этого вечного врага оружием знания». С помощью знания мы можем разрушить невежество. Кришна объясняет, что вожделение, жадность и гнев – это три дороги, ведущие в ад. Можно ли удовлетворить жадность человеческую? Нарада Муни приводит хороший пример. Сегодня утром мы читали лекцию по седьмой песне. В седьмой песне Шримад Бхагаватам Нарада Муни говорит следующее. Он говорит, что голодного можно удовлетворить, если накормить его. Жаждущего можно удовлетворить, если напоить его. Разгневанного человека можно успокоить, если дать ему в волю накричаться. Но жадного человека невозможно удовлетворить.

Материальную жадность невозможно удовлетворить. Если вы жадно стремитесь к чувственным наслаждениям, к богатству, к власти. Я хочу быть у власти до конца жизни. Жадность к славе. Жадность может проявляться по-разному. Затем есть гнев. Когда мы обычно гневаемся? Когда мы не можем получить, что хотим. Но есть духовный гнев и материальный гнев. Господь Чайтанья также гневался. Когда Он разгневался? Когда Он увидел, что напали на Нитьянанду. Итак, в материальной сфере вожделение, жадность и гнев – это дороги, ведущие в ад. Кришна говорит: «Оружием знания разрушь это невежество».

Как можно обрести знание? Слушая, читая. В первой песне Бхагаватам описывается, что, когда Господь покинул эту планету, Арджуна, Его вечный друг был очень опечален. Арджуна увидел определенные признаки и понял, что Господь ушел из этого мира. И тогда Арджуна стал вспоминать ситуации, когда он добивался успеха только по милости Господа. Арджуна был очень опечален тем, что Господь покинул Землю. Гопи были опечалены, когда Кришна уехал из Вриндавана. Для них даже мгновение разлуки с Господом было невыносимым. Итак, Арджуна был очень опечален, когда понял, что Кришна ушел. Но затем Арджуна стал медитировать на наставления Кришны в Бхагавад Гите. И когда он стал медитировать на наставления Кришны в Бхагавад Гите, он избавился от печали, он стал радостным. Он испытал такую же радость, какую он испытывал. И как он ощутил эту радость? Просто начав медитировать на наставления Кришны в Бхагавад Гите.

Если вы хотите ощутить присутствие Кришны, у вас теперь есть легкий способ. Кто бы из вас хотел почувствовать, что Кришна прямо рядом с вами, держит вас за руку? Есть один секрет, который мы сейчас раскрыли. Медитируйте на наставления Кришны в Бхагавад Гите. Если вы будете медитировать на наставления Кришны в Бхагавад Гите, вы ощутите присутствие Кришны. В комментарии к этой лиле Прабхупада говорит следующее: «Точно так же, как Арджуна медитировал на наставления Кришны в Бхагавад Гите, если мы тоже будем это делать, то мы также ощутим Его присутствие». То есть это очень простой способ.

Был один преданный, которого звали Васудева Випра. Он страдал от проказы. Его тело было покрыто язвами, в которых жили червяки. Но он был настолько сострадательным, что, когда какой-то червячок выпадал из раны на его теле, он поднимал его с земли и клал обратно. Однажды, он пришел к Господу Чайтанье, и он излечился и стал красивым молодым человеком. Но тогда он начал переживать: «Раньше я был прокаженным, и никто даже близко ко мне не подходил». Все его тело было покрыто язвами, гнойным нарывами. И как мы говорили, он был очень сострадательным, и когда какой-то червячок падал, он поднимал его обратно. Господь Чайтанья обнял его, и его болезнь прошла, и он стал красивым молодым человеком.

Но он стал беспокоиться, что теперь он может возгордиться. Он думал: «Раньше никто близко ко мне не подходил, а теперь по милости Господа я стал таким красивым». И затем этот преданный стал вспоминать молитвы, которые вознес брахман Судама, когда вернулся домой и обнаружил, что его хижина превратилась во дворец. Вы знаете историю о брахмане Судаме? Брахман Судама отправился проведать своего друга в Двараку. Он пришел в гости к Кришне, и Кришна с радостью принял Своего друга-брахмана. Судама был бедным, но он никогда не ворчал. Брахманы никогда не ворчат – хорошее у них положение или плохое. И ни о чем так и не попросив Кришну, он вернулся к себе домой. И он думал: «Что же я жене скажу? По ее желанию я отправился в Двараку, чтобы встретиться с Кришной, но так ничего у Него и не попросил».

Но Кришна пребывает в сердце. Он знает все наши желания. Подобно тому, как если вы проходите через сад, вы можете по запаху определить, какие цветы там растут. Итак, когда брахман Судама вернулся домой, он увидел, что его хижина превратилась во дворец. Его жена, которая был очень худой и носила драные сари, сейчас была в красивом дорогом сари, с прекрасными украшениями. Судама понял, что все это произошло по милости его друга Кришны. Он вознес замечательные молитвы, прославляющее Господа. Васудева Випра вознес эти молитвы Господу Чайтанье.

Затем он спросил: «Дорогой Господь, как я могу остаться смиренным? Ты сделал меня таким красивым». Господь Чайтанья сказал: «Повторяй Харе Кришна и проповедуй всем о славе святого имени. Проповедуй повсюду учение Бхагавад Гиты и Шримад Бхагаватам, и тогда ты будешь всегда оставаться кротким и смиренным». В комментарии к этой истории Шрила Прабхупада говорит, что точно также, как Васудева Випра был спасен Господом Чайтаньей, преданные этого движения сознания Кришны были спасены Им от материальной жизни. Поэтому все преданные должны повторять Харе Кришна и проповедовать учение Бхагавад Гиты и Шримад Бхагаватам. Тогда они будут оставаться смиренными. Поэтому мы должны читать Бхагавад Гиту и медитировать на ее наставления. Тогда вы будете ощущать присутствие Кришны. И если вы будете проповедовать послание Шримад Бхагаватам и Бхагавад Гиты, то, как говорит Господь Чайтанья, вы всегда будете оставаться смиренными.

Был один не очень грамотный брахман, который получил наставление читать Бхагавад Гиту. Он каждый день читал все восемнадцать глав Бхагавад Гиты. Люди смеялись над ним, но он все равно читал Бхагавад Гиту. Поскольку он был неграмотным, он не мог правильно произносить шлоки. И когда он читал Бхагавад Гиту, у него проявлялись все признаки экстаза. Когда Господь Чайтанья увидел его, Он был очень доволен. Он обнял его и сказал: «Ты по-настоящему понял Бхагавад Гиту».

Бхагавад Гиту нужно читать регулярно. В одном из последних стихов Бхагавад Гиты Кришна говорит:

Сарва дхарма паритйаджйа
мам экам шаранам враджа
ахам твам сарва папебхйо
мокшаишйами ма шучах

В комментарии к стиху, который мы читали сегодня Прабхупада говорит, что предаться Кришне – это суть религии. Кришна также говорит:

Ман мана бхава мад бхакто
мад йаджи мам намаскуру
мам евайшйаси сатьям те
пратиджане прийо си ме

Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, поклоняйся Мне, выражай почтение. Бхагавад Гита проповедует мир. Если люди будут следовать наставлениям Бхагавад Гиты, их умы будут спокойны, и в обществе воцарится мир. Бхагавад Гита проповедуют высшую религию, то есть путь чистого преданного служения. Когда Кришна призывал Арджуну сражаться, это не было подобно тем войнам, которые происходят сейчас. Арджуна был кшатрием. Долг кшатриев – защищать слабых людей в обществе и управлять обществом. Долг кшатриев был защищать подданных. Эта битва не была битвой в обычном понимании. Все, кто видели Кришну во время битвы на Курукшетре, погибнув, отправились обратно к Богу. Почему? Потому что они увидели Самого Господа.

Подобно тому, как хирург делает операцию, он разрезает тело пациента. Его за это арестовывают? Нет, ему за это еще и платят. Но если какой-то другой человек кого-то порежет, то его за это арестуют. Цель этой битвы была религиозной, для того, чтобы установить принципы дхармы в неблагочестивом окружении. Бхагавад Гита дает послание мира всему человечеству. Если человек научится контролировать ум и чувства, так как это советует Бхагавад Гита, его ум станет гораздо более спокойным. В Бхагавад Гите также описываются три гуны материальной природы: благость, страсть и невежество. В благости все девять врат тела освещены знанием. В страсти у человека есть очень сильное желание тяжело трудиться, и у него есть желание наслаждаться плодами своего труда. И желания человека в страсти безграничны. В невежестве человек бездеятелен.

Бхагавад Гита советует нам подняться даже над благостью. Потому что Кришна объясняет, что пока человек находится под властью материальных гун, между ними будет постоянно проходить борьба за превосходство. Описав различные методы йоги, Кришна говорит: бхактйа мам абхиджанати – Меня можно постичь только с помощью преданного служения. Бхагавад Гита учит, что постичь Бога можно только через преданного и только через преданное служение. Бхагавад Гита делает преданное служение очень простым. Кришна говорит: «Предложи Мне с любовью и преданностью листок, цветок, плод или воду, и Я приму это». Но есть одно условие. С любовью и преданностью. Тогда Он примет это.

Кришна говорит: «Четыре типа людей приходят ко Мне». Какие четыре типа? Тот, кто хочет денег. Но деньги вам не нужны, правильно? Затем страдающие, любознательные и те, кто обладают духовным знанием. Из этих четырех категорий три называются сакама, а одна – нишкама. Те, кто хотят денег, те, кто страдают, и просто любознательные приходят к Кришне, но у них есть свои корыстные мотивы. Но тот, кто приходит к Кришне благодаря знанию, свободен от корыстных мотивов. Кришна говорит, что все четыре категории благочестивы, но тот, кто приходит в результате знания, лучший из всех.

Могущество преданного служения таково, что чем больше мы его практикуем, тем больше мы очищаемся. Кришна объясняет, что тот, кто достиг трансцендентного уровня, всегда счастлив. Если вы хотите настоящего счастья, то читайте Бхагавад Гиту и применяйте ее наставления в своей жизни. Мы не должны думать, что Бхагавад Гита – это какое-то теоретическое знание, и, конечно хорошо его иметь, но это не так важно. Иногда, когда кто-то умирает или сильно заболевает, родственники этого человека очень сильно опечалены. Но если они прочитают вторую главу Бхагавад Гиты, где говорится о вечной природе души, они могут избавиться от печали.

В Бхагаватам описана история Хираньякашипу. Хираньякашипу тоже был великим философом. Когда убили его брата Хираньякшу, его невестка и племянники были очень опечалены. Но Хираньякашипу стал им проповедовать философию. Он стал говорить: «Душа не умирает, только тела бренны», - и он рассказал историю про царя Суйоджану, который погиб в битве. Жены этого царя были так привязаны к нему, что не позволяли сжечь тело. Тогда Ямарадж принял облик мальчика и пришел туда. Маленький ребенок может войти куда угодно. Он сказал: «Посмотрите на этих глупых людей, они плачут, думая, что своими слезами они смогут воскресить царя. Они не понимают, что смерть придет ко всем».

Благодаря духовной философии мы можем научиться видеть вещи в правильном свете. Итак, Бхагавад гита объясняет нам положение Верховного Господа и вдохновляет совершать такие действия, которые ведут к освобождению, а не к рабству. Каждый должен завести себе такое правило – читать Бхагавад Гиту каждый день. И затем медитируйте на наставления Бхагавад Гиты. Если у вас не очень хорошо с санскритом, вы можете о санскрите не беспокоиться. Кришна очень хорошо знает русский. Поэтому вы можете просто читать переводы. Медитируйте на переводы, и вы все равно ощутите присутствие Кришны. Если вы ощутите присутствие Кришны, то не будет места для майи.

Сегодня мне задали вопрос про историю об Аджамиле. Как не повторить судьбу Аджамилы? Если вы будете размышлять о наставлениях Бхагавад Гиты, вы сможете избежать таких проблем. Если ум будет занят позитивно, то в нем не останется места для негативных мыслей. Шраванам, киртанам, вишну-смаранам, именно в такой последовательности описал их Прахлада Махарадж. Что значит вишну-смаранам? Памятование о Господе. Если вы будете делать шраванам, киртанам, то для вас будет возможным и вишну-смаранам. Повторение святого имени, особенно внимательное повторение – это обязательное условие, если вы хотите духовно совершенствоваться. Если вы будете заниматься шраванам, киртанам, вы сможете медитировать на наставления Кришны в Бхагавад Гите, медитировать на истории из Шримад Бхагаватам, на истории из книги о Кришне. Также вы можете медитировать на образ Господа, на славу святого имени и на разные игры Господа.

Все это возможно, если вы будете заниматься шраванам и киртанам. Это ключ. И также регулярно читайте Бхагавад Гиту. Харе Кришна!