foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Шаблоны Joomla 3 тут

Харе Кришна! Перед началом программы мне бы хотелось еще раз поблагодарить директоров клуба йоги, за то, что они предоставили это прекрасное помещение для лекции. Это последний мировой феномен – центры йоги по всему свету. В Нижнем Новгороде их насчитывается уже пятьдесят. В Америке и Канаде тоже повсюду центры йоги. Когда недавно я был в турне по Америки и Канаде, я тоже два-три раза давал лекции в таких центрах йоги. Особенно в Северной Америке они сейчас очень распространены. И преданные часто приходят и проводят там программы. Вы очень хорошо украсили это помещение. Десять дней назад я был в Бангалоре. У меня там есть ученики, которые открыли очень крупный центр йоги. Он в шесть раз больше, чем эта комната. И там по четырем сторонам чистое прозрачное стекло. У вас тоже очень хорошо продуман дизайн.

То, чему мы учим, — это тоже йога. Есть разные типы йоги. Есть хатха-йога, мантра-йога, бхакти-йога, санкхья-йога. У Кришны много имен, и одно из этих имен – Йогешвара. Йогешвара означает повелитель мистической йоги. Ключевой момент в занятии йогой – это контроль ума и чувств, без чего и нельзя на самом деле стать совершенным йогом. Те, кто регулярно практикуют йогу, в некоторой степени обладают благостью. И благодаря духовному общению это качество все более увеличивается.

Я хочу поблагодарить преданных, которые много сделали для того, чтобы построить новый храм, который сейчас возводится. Преданные потратили много времени для того, чтобы раздобыть землю рядом с городом, и физически проводят много времени на стройке. Я планирую поехать туда завтра. Я также хочу поблагодарить преданных, которые много сделали для того, чтобы организовать программу здесь сегодня.

Эта неделя – это неделя праздников для тех, кто практикуют бхакти-йогу. Много чудесных праздников свершилось на этой неделе. Три дня назад мы праздновали явление Ваманадевы, затем день явления Бхактивинода Тхакура, вчера день ухода Харидаса Тхакура. Я вкратце расскажу обо всех этих трех личностях.

Ваманадева является воплощением Верховного Господа. В Бхагавад Гите Кришна говорит, что время от времени Он приходит в этот мир для того, чтобы установить принципы религии. Когда Господь является, Он являет сверхчеловеческие деяния. В наше время многие люди заявляют, что они воплощения Бога, но они ничего подобного сделать не могут. У них регулярно болят зубы, они ходят ко врачам и умирают. Но настоящий Бог не проходит через стадии умирания и смерти. Он всегда юн.

Ваманадева – это сын Кашьяпы Муни и Адити. У Него было много чудесных лил. Когда Господь Кришна пришел в этот мир, Он явился в четырехрукой форме, но по просьбе своих родителей Он принял облик обыкновенного ребенка. Ваманадева тоже явился перед Своими родителями в прекрасно украшенной четырехрукой форме. Ваманадева пришел на жертвенную арену Бали Махараджа. Бали Махарадж утроил пышное жертвоприношение. Ваманадева явился как мальчик-брахман. Царь был очень счастлив пригласить его на арену жертвоприношения. От него исходило сияние как от миллионов солнц. И царь понял, что это не обыкновенный брахман, Он очень особенный.

Царь спросил: «Что я могу сделать для Тебя?» Иногда бывает так, что когда преданные проповедуют, они встречают очень благосклонных людей, которые спрашивают: «Что я для вас могу сделать?» Иногда бывает так, что люди подходят и сразу говорят: «Я хочу купить у вас книгу». Ваманадева сказал так: «Если ты хочешь что-то сделать для Меня, то дай Мне три шага земли». Царь удивился: «Это все, чего Ты хочешь? Ты приходишь к такому высокопоставленному человеку, как я и просишь всего три шага земли? Ты не выглядишь разумным для меня. Вы же не приходите к богачу и не просите несколько зернышек. Проси большего, что-то значительное! Я могу подарить Тебе целую планету!»

Ваманадева сказал: «Нет, спасибо. Если человек не может контролировать ум и чувства, то ему хоть весь мир дай, он не будет удовлетворен, а тот, кто контролирует ум и чувства, будет доволен в любом положении». Мы видим, сколько у людей денег, но из-за жадности они работают так, как будто они голодают. У них одно только желание – еще, еще и еще. Если почитать мировую статистику, вы увидите, что богатые богатеют. Это характерно и для вашей страны, и для Индии, и для Америки. Жадность означает, что человек хочет больше, больше и больше.

Ваманадева сказал: «Ты пытаешься соблазнить Меня, предлагая просить большего, но если Я не буду контролировать ум и чувства, то сколько бы ты не предлагал Мне, Я не буду довольным. Просто дай Мне земли, где Я могу поставить три шага». Преданные, стающие не путь йоги, пытаются контролировать ум и чувства. И те, кто практикуют бхакти-йогу, мантра-йогу, довольны в любом положении. В материальном мире всегда будет двойственность и какие-то преграды. Сегодня жарко, завтра холодно, сегодня победа, завтра поражение, сегодня вас боготворят, а завтра бесчестят, сегодня здоровье, завтра болезнь. Но если ум и чувства под контролем, то вы довольны любым положением.

В седьмой песне Шримад Бхагаватам Прахлада Махарадж говорит так: «Не прилагайте сверхусилий, потому что вы не получите ни капли больше счастья, кроме того, что вам суждено». Бали Махарадж решил уважить просьбу мальчика-брахмана. У Бали Махараджа был духовный учитель по имени Шукрачарья. Шукра на санскрите означает семя. Шукрачарья – это учитель, который становится учителем по своему рождению. Мой отец был гуру, и я тоже буду гуру, и мой сын станет гуру – неважно, имеет ли он для этого качества или нет. А есть еще ачарьи по качествам, гунам. Наш метод заключается в том, что мы достигаем какого-то положения по качествам. Например, любой человек в ИСККОН может стать брахманом, если он развил соответствующие качества.

Шукрачарья был больше похож на семейного священника, и у него не было понимания чистого бхакти. Но мистические силы у него были, благодаря которым он понял, что это не брахман, это Сам Бог, который пришел в обличье брахмана для того, чтобы забрать богатства его ученика. Он подошел к своему ученику и сказал ему: «Ты глупец! Что делаешь? Ты согласился дать три шага земли этому Ваманадеве? Это Сам Бог, Он сейчас руку наложит на все, что у тебя есть, и у тебя пшик будет! Скажи Ему, что это шутка». Бали Махарадж сказал: «Земля может вынести тяжесть гор, океанов, рек, но тяжесть лжеца она не вынесет, поэтому я не могу пойти на это».

Преданные идут по пути честности. В Бхагавад Гите Кришна описывает аскетизм языка. Во-первых, нужно говорить только правду. Когда мы практикуем религию, мы должны правдиво излагать послание Бога. Мы должны добросовестно выполнять свои духовные обязанности. Мы должны быть правдивыми во взаимоотношениях с вайшнавами и вайшнави. Другой аспект аскетизма языка заключается в том, чтобы регулярно произносить ведические гимны.

Поэтому Бали Махарадж ответил, что Земля может вынести тяжесть гор, океанов и рек, но тяжесть лжеца она стерпеть не сможет, и он отказался лгать. Кто-то может спросить: «Так что же он такой за ученик, если он отказался выполнять наставления своего учителя?» Обязанность гуру – побудить ученика предаться Кришне, Богу, но Шукрачарья, напротив отговаривал своего ученика о того, чтобы предаться Всевышнему Господу. Он говорил ему: «Не предавайся Вишну». На это Бали Махарадж заметил: «Ты говоришь мне не отдавать все Вишну, но ведь смерть и так все заберет». В любом случае, мы теряем все во время смерти. Например, кто-то много работает для того, чтобы разбогатеть, и хочет насладиться плодами своего труда. Но в любом случае, в момент смерти он все теряет.

Бали Махарадж отказался следовать наставлениям своего духовного учителя, поскольку они уводили его от Кришны. Ваманадева сделал первый шаг, и покрыл им всю Землю. Сегодня многие люди заявляют, что они Бог. Вы можете их спросить: «А что-то сверхъестественное вы можете сделать?» Они тогда спросят: «А о чем вы говорите?» Вы скажите: «Вот Ваманадева смог покрыть всю Землю одним шагом». И что они ответят? «Сегодня я не могу, давай завтра!» Я был на одной конференции, и один Свами там говорил: «Почему вы утверждаете, что только один Кришны, мы все кришны». Я возразил ему: «Когда Кришна пришел на планету, Он совершил множество сверхчеловеческих деяний, таких как поднятие холма Говардхан. Вы это можете повторить?» Он сказал: «Сегодня нет, но это не значит, что я не смогу это сделать завтра».

Когда является Кришна, Он не дает обещаний на будущее. Он сразу являет сверхъестественные деяния. Ваманадева одним шагом покрыл всю Землю. Вторым шагом Он покрыл все от Земли до неба. Далее Ваманадева спросил: «А куда Мне поставить третий шаг?» Царь сказал: «Мне на голову». Сначала он отдал все царство, а затем сам предался Господу. Ваманадева – это одно из воплощений Господа. Я лишь вкратце рассказал об этом, полную истории вы можете прочитать в восьмой песне Шримад Бхагаватам.

Два дня назад мы праздновали день явления великого мудреца Бхактивинода Тхакура. Он играл выдающуюся рол в восстановлении чистоты учения Господа Чайтаньи. Многие бхаджаны, которые мы поем, были написаны Бхактивинодом Тхакуром. Даже молитва, которую мы читаем перед прасадом, то же была написана им. Он родился в 1938 году в аристократической семье в Ориссе. Он получил прекрасное образование и уже в молодом возрасте занял высокий пост при британской администрации.

Он ввел английское образование в Ориссе. Он установил истинное место явления Чайтаньи Махапрабху. Он не соглашался с тем, что местом явления Господа Чайтаньи была современная Навадвипа. Он проводил много расследований, изучал карты. Однажды, он совершал свой бхаджан в Сурабхи-кундже, и на другом берегу реки он увидел золотой свет и танцующего Господа Чайтанью. Он отправился на это место и стал его изучать, в результате чего установил Йога-питху как место явления Господа Чайтаньи. Но для того, чтобы подтвердить достоверность своих изысканий, он привел на это место своего шикша-гуру Джаганнатху Даса Бабаджи, которому в то время уже исполнилось сто сорок восемь лет. Он даже не мог ходить. Его носили в корзине его слуга Бихари. Его принесли на место, которое Бхактивинод Тхакур посчитал местом явления Господа Чайтаньи, и он выскочил из корзины и закричал: «Да, это оно, это оно, это место явления Господа Чайтаньи!»

Бхактивинод Тхакур исправил много недостатков в поклонении Господу Джаганнатхе в Пури. В то время один обманщик называл себя Вишну. Он обладал мистическими силами. Он говорил, что он Вишну и зазывал женщин танцевать с ним раса-лилу. Люди отправляли к нему своих жен, сестер, дочерей. Многие люди регулярно подавали жалобы на этого человека. Бхактивинод Тхакур знал, что этот человек не является воплощением Бога. Он с полицейскими отправился в лес, чтобы арестовать этого человека. Когда они подошли к этому месту, этот йог уже знал, кто к нему пришел. Мирское имя Бхактивинода Тхакура было Кедаранатха Датта. Йог сказал: «Кедаранатха Датта, я знаю, что ты пришел. Ты не знаешь, кто я. Я воплощение Вишну».

Бхактивинод Тхакур сказал: «Если ты Вишну, то что ты здесь делаешь? Тебе надо тогда быть в храме Джаганнатхи», - потому что это было рядом с Джаганнатха Пури. Тогда он ответил: «Этот Джаганнатх в Храме? Да Он просто деревянный, это не Бог». Как только он произнес это, Бхактивинод Тхакур приказал солдатам: «Арестуйте его». Но люди так боялись, что даже не могли подойти и наложить наручники. Тогда Бхактивинод Тхакур сам подошел и надел на него наручники. Позднее этот йог совершил самоубийство. На самом деле, когда этого йога арестовали, он проклял семью Бхактивинода Тхакура, после чего его жена и дети сильно заболели, и по городу поползли слухи: «Видите, он арестовал Вишну, и теперь его семья при смерти». Преданный Господа знает на основе писаний, кто Бог, а кто нет, нас никто не может обмануть относительно того, кто такой Бог. Несмотря на то, что жена и дети Бхактивинода Тхакура были тяжело больны, он не согласился отпустить этого мошенника. В конце, этот йог совершил самоубийство, и семья Бхактивинода Тхакура выздоровела.

У Бхактивинода Тхакура очень много значительных достижений. Как мы сказали, он открыл место явления Господа Чайтаньи. Он написал более сотни книг. Он был пионером в распространении книг, послав свою книгу о Господе Чайтанье во все знаменитые университеты мира. Он также ввел несколько новых методов в проповеди. Из двадцати четырех часов он спал только три часа. Семь часов он работал судьей. Восемь часов он переводил и писал книги на английском, бенгали и ория. Бхактивинод Тхакур предсказал, что скоро придет могущественный генерал, сенапати, который донесет учение Господа Чайтаньи до всего мира. И кем был этот сенапати? Это был Шрила Прабхупада, который распространил сознание Кришны повсюду. Недавно мы праздновали сорокалетие приезда Шрилы Прабхупады в Москву. Мы в долгу перед Бхактивинодом Тхакуром за то, что он представил учение Чайтаньи Махапрабху в очень легкодоступной форме.

Вчера был день ухода намачарьи Харидаса Тхакура. Харидас Тхакур – это воплощение Господа Брахмы. У Брахмы было желание занять очень смиренное положение. Однажды, Брахма испытал Кришну, украв у Него пастушков и телят. Кришна знал, что это все дело рук Брахмы. Кришне нужно было возвращаться домой, и как же Он мог прийти домой без Своих друзей и телят? Что же сделал Кришна? Он распространил Себя в их формы, которые были идентичны тем, которых украл Брахма. Когда пастушки вернулись домой, то мамы любили их еще больше, чем до этого, а коровы еще больше любили своих телят.

Через год Брахма понял, что его план не прошел. Кришна распространил Себя в формы этих пастушков и телят. Как Индра принял свое поражение, когда пытался затопить Вриндаван, Брахма тоже принял свое поражение. Планы Индры были нарушены, когда Кришна понял холм Говардхану. Каждый день холм Говардхана уменьшается. Пять тысяч лет назад он был еще больше, чем сегодня. Кришна поднял его и удерживал на ногте мизинца левой руки. В это время на этот холм проливались огромные потоки дождя. Сегодня, когда мы ехали из Нижнего Новгорода, шел дождь. Но когда Индра призвал тучу Самвартака, была ужасная гроза, гремел гром, и каждая капля была весом с целую колонну. Но Кришна все равно поднял холм и защитил Своих преданных. И поскольку все это время бриджабаси смотрели на лицо Кришны, они не чувствовали ни голода, ни жажды. Это значит, что, если вы медитируете на Кришну и служите Кришне, вы будете защищены от материального голода и жажды. Затем Индра вознес замечательные молитвы, в которых признал поражение от Господа.

Подобным образом, поражение потерпел и Господь Брахма. Брахма также прославил Господа. Он вознес молитвы и попросил о рождении, в котором он мог бы быть очень смиренным, и затем он явился как Харидас Тхакур. Как вы знаете, Харидас Тхакур повторял триста тысяч святых имен в день, и пока он не завершал свой обет, он не ел, не пил и ни с кем не разговаривал. В комментарии к этой истории Шрила Прабхупада говорил, что подобно Харидасу Тхакуру преданные ИСККОН каждый день должны прочитывать обещанное число кругов.

Харидас был очень привязан к святому имени. Он родился в мусульманской семье. Его тащили через двадцать две рыночные площади, избивая кнутами. Царь сказал ему: «Прекрати повторять Харе Кришна, а иначе тебя забьют до смерти». Харидас сказал: «Пусть я умру, но не прекращу». Вы знаете, что в ранние годы распространения движения сознания Кришны в Советском Союзе многие преданные были арестованы, и некоторые даже погибли в тюрьмах. Их заставляли прекратить повторять Харе Кришна и есть мясо, но многие отказывались.

Харидас был непреклонен. Несмотря на то, что его избивали его, он не перестал повторять Харе Кришна. Затем он подумал: «Если я не умру, то царь накажет этих палачей». И тогда он остановил дыхание, и палачи пришли в экстаз: «Наконец то он умер!» Тогда они стали спорить, как его похоронить. Один фанатик-мусульманин сказал: «Этот человек предал нашу религию, мы не можем хоронить его по мусульманским обычаям, бросьте его тело в Гангу». Его бросили в Гангу, а он переплыл Гангу и продолжил, как ни в чем не бывало, повторять Харе Кришна. Когда эти слухи дошли до царя, он был изумлен: «Как? Харидас, которого все видели мертвым, снова повторяет Харе Кришна под деревом на другой стороне реки?» Тогда царь и его министры отправились к нему и попросили прощения. Они сказали: «Ты величайший из всех святых в мире».

Адвайта Ачарья говорил, что накормить Харидаса – это лучше, чем накормить тысячу брахманов. Он был учеником Адвайты Ачарьи. Мы также знаем историю о том, как, однажды, проститутка пришла соблазнить Харидаса Тхакура. Рамачандра Кхан созвал много проституток и спросил: «Кто может взяться за задачу соблазнить этого человека? Люди слишком уважительно к нему относятся, они почитают его как святого, а я хочу доказать всем, что этот человек просто обманывает». Одна самая обворожительная проститутка сказала: «Я справлюсь с этим за три дня». Рамачандра Кхан сказал: «Возьми с собой полицейских, чтобы в подходящий момент можно было его арестовать».

На самом деле, Харидас Тхакур собирался уйти из этого места, но он специально решил остаться для того, чтобы освободить эту проститутку. Когда она пришла к нему, он сказал: «Я знаю, зачем ты пришла, я удовлетворю твои желания, подожди немного. Я дал обет произнести в этом месяце десять миллионов святых имен, я завершу свой обет, а потом я обязательно удовлетворю тебя. Просто слушай внимательно, что я повторяю». На третий день внимательного слушания джапы Харидаса Тхакура проститутка раскаялась, попросила прощения и спросила: «Что я могу сделать, как я могу служить тебе?» Он сказал: «Иди и раздай все свои сбережения брахманам, повторяй мантру перед деревцем туласи». И эта проститутка стала великим духовным учителем. Она сама стала повторять сто девяносто два круга в день.

Из этой истории, которую, я уверен, вы все знаете, можно извлечь несколько уроков. Первое – святое имя защищает нас от майи. Майя будет пытаться сбить на с толку на каждом шагу. Неважно, мужчина вы или женщина, брахмачари, грихастха, ванапрастха или санньяси, майя никогда не прекратит свои попытки. Какова главная цель майи? Чтобы мы заигрывали с ней. Но если майя видит, что человек искренне служит Кришне, то она рада признать свое поражение. Поэтому внимательное повторение святых имен Господа – это наша защита от майи. Второй урок – это то, что несмотря на то, что проститутка пришла с дурными намерениями, ее очистили святые имена. Внимательное слушание из правильного источника очищает нас.

Вчера был день ухода Харидаса Тхакура. Харидас Тхакур знал, что Господь Чайтанья скоро уйдет. Он не хотел прожить дольше, чем Господь Чайтанья находится на этой планете. Однажды, Сварупа Дамодара принес ему маха-прасад от Господа Джаганнатхи. Он увидел, что Харидас повторяет маха-мантру лежа. Он сказал Чайтанье Махапрабху: «Похоже, что Харидас не очень хорошо себя чувствует». Чайтанья Махапрабху отправился навестить Харидаса. Он сказал ему: «Харидас, ты уже достиг самоосознания, ты можешь повторять меньше кругов, в чем твоя болезнь?» Харидас сказал: «Моя болезнь в том, что я не могу прочитать обещанное количество кругов».

Также как у Бхишмадевы было благословение, что он мог выбрать момент ухода, у Харидаса тоже было такое благословение. Господь Чайтанья проводил экстатический киртан, когда Харидас оставлял тело. Харидас устремил свой взор на лотосоподобное лицо Господа. Он поместил в сердце Его лотосные стопы. Он собрал пыль со всех стоп собравшихся преданных и посыпал ею свое тело. И вот в такой благоприятной атмосфере он оставил этот мир. Любой, кто слышит об этом славном уходе Харидаса Тхакура, будет благословлен любовью к Богу.

Сегодня еще один важный день – день, когда Прабхупада принял санньясу в Матхуре. Он принял санньясу у Кешавы Махараджа в Гаудия Матхе. Конечно, Прабхупада явился для того, чтобы исполнить предсказание Господа Чайтаньи, что святое имя распространится по всему миру. Бхактисиддхантаджи явился ему во сне и сказал: «Прими санньясу». Прабхупада принял санньясу и стал жить в храме Радха Дамодары во Вриндаване. Великие мудрецы думают о благе всего человечества. Пять тысяч лет назад мудрецы Наимишараньи собрались для того, чтобы обсудить, как спасти падших людей Кали-юги. Обычно люди думают, а в чем их выгода, но мудрецы думали о том, что принесет благо всем.

Миссией Прабхупады было донести послание Господа Чайтаньи всему миру. В 1921 году во время первой встречи с Бхактисиддхантой Сарасвати он получил наставление распространять учение Господа Чайтаньи на Западе. Прабхупада прилагал гигантские усилия по распространению сознания Кришны – сначала в Индии, затем в Америке. Однажды, он жил на чердаке с одним наркоманом, и этот человек, одурманенный ЛСД в час ночи стал рваться к Прабхупаде, чтобы напасть на него. И в час ночи с чемоданом в руках он был вынужден скитаться по улицам Нью Йорка.

В 1971 году сорок лет назад Прабхупада приехал в вашу страну. Он посадил семя сознания Кришны, которое теперь расцвело. Мы в большом долгу перед Прабхупадой за то, что он сохранил и распространил истинное послание Чайтаньи Махапрабху. Этот метод повторения святого имени и киртана – очень благословенный путь, встать на который может каждый. Можно принимать участие в киртане двадцать четыре часа в сутки и не устать. Иногда материалисты спрашивают: «Как вы можете повторять одно и то же имя, и это вам не надоедает?» Мы не устаем потому что святое имя Господа неотлично от Него Самого. Мы каждый день дышим свежим воздухом, разве мы говорим: «Я уже вчера надышался свежим воздухом, сегодня не буду?» Мы каждый день едим прасад, но мы не говорим: «Я уже столько раз ел прасад, все, сегодня не буду?»

Нам очень повезло, что у нас есть святое имя. Чайтанья Махапрабху обобщил различные наставления о преданном служении в пяти главных принципах. Первое – это повторять Харе Кришна. Мы должны повторять Харе Кришна. Можно повторять в любой ситуации, но наибольшее благо это принесет, если мы будем делать это внимательно. Когда вы читаете джапу, только читайте джапу и не делайте ничего другого. Далее, читайте Бхагаватам и Бхагавад Гиту. Сейчас во Владимире у нас нет храма, поэтому читайте дома. Далее, общайтесь с преданными. Абхинанда говорил мне, что у вас проводятся бхакти-врикши и намахатты. Приходите на эти программы.

Четвертое – поклоняйтесь Божествам. Пятое – это жить в святом месте или во Владимире, потому что там, где прославляют святое имя, это место становится святым. Если все уедут в святые места, то кто будет проповедовать здесь? Махапуруша будет. Место, где прославляют Господа, становится Вриндаваном. Пожалуйста, примите сознание Кришны со всей серьезностью. Рупа Госвами говорит: «Мой дорогой друг, какую цену тебе бы ни пришлось заплатить, заплати ее, но не оставляй сознание Кришны». Какую же цену нужно заплатить за то, чтобы стать сознающим Кришну? Единственная цена – это оставить майю, но это болезненно. Прабхупада говорил, что, если мы сделаем один шаг по направлению к Кришне, Кришна сделает десять шагов по направлению к нам. Примите сознание Кришны со всей серьезностью, и сделайте свою жизнь совершенной. Харе Кришна!