foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Молитвы Прахлада Махараджа Господу Нрисимхадеве есть в седьмой песне и в пятой, и сейчас мы читаем молитвы, которые написаны в пятой песне Шримад Бхагаватам. В седьмой песне после того, как Господь убил Хираньякашипу, Прахлад вознес ему серию молитв. Также в пятой песни Прахлада и его спутники возносят молитвы. Такова природа преданного: он всегда прославляет Господа. Но нуждается ли Господь в том, чтобы мы Его прославляли? Ищет ли Господь людей, которые льстят Ему? Нет, Господь самодостаточен. Давая нам возможность прославлять Его, Он дает нам шанс очиститься, поэтому, когда мы прославляем Господа, это для нашего же блага. И также, когда мы слушаем, как другие прославляют Господа, это тоже для нашего же блага. И как мы получаем благо? Когда мы слушаем это, наше сердце очищается.

Мы можем видеть, что Шримад Бхагаватам с самого начала и до конца прославляет Господа. С первой песни по двенадцатую Господа прославляют различные преданные. Иногда люди спрашивают: «Разве вы не устаете от того, чтобы прославлять Господа? Не устаете ли вы от того, чтобы слушать прославления Господа? Разве вам не хочется разнообразия в жизни?» Но мы не устаем. Такова абсолютная природа Господа.

Итак, мы будем читать двенадцатый текст из восемнадцатой главы. После того, как мы прочитаем текст и комментарий, я также вкратце опишу четыре предыдущих стиха, которые прославляют Господа. Тогда вы сможете увидеть, как сегодняшний стих продолжает четыре предыдущие стиха.

йасйасти бхактир бхагаватй акинчана
сарваир гунаис татра самасате сурах
харав абхактасйа куто махад-гуна
маноратхенасати дхавато бахих

ПЕРЕВОД

В теле человека, который развил беспримесную преданность Верховной Личности Бога, Васудеве, воплощаются все полубоги вместе с их возвышенными качествами, такими, как религиозность, знание и самоотречение. И наоборот, тот, кто стоит в стороне от преданного служения и занимается мирскими делами, не имеет вообще никаких хороших качеств. Даже если он достиг успеха в мистической йоге или, честно трудясь, содержит свою семью и всех родственников, он вынужден идти на поводу у собственного ума и потому служит внешней энергии Господа. Откуда же у такого человека возьмутся добродетели?

КОММЕНТАРИЙ

Как объясняется в следующем стихе, Кришна — изначальный источник всех живых существ. В «Бхагавад-гите» (15.7) Кришна Сам говорит об этом:

мамаивамшо джива-локе
джива-бхутах санатанах
манах-шаштханиндрийани
пракрти-стхани каршати

«Живые существа, населяющие материальный мир, — это Мои вечные частицы. Находясь в обусловленном состоянии, они ведут отчаянную борьбу с шестью чувствами, к числу которых относится ум». Все живые существа — неотъемлемые частицы Кришны, поэтому тот, кто пробудил свое изначальное сознание, сознание Кришны, обладает, хотя и в незначительной степени, всеми достоинствами Кришны. Практикуя девять видов преданного служения (шраванам киртанам вишнох смаранам пада-севанам/арчанам ванданам дасйам сакхйам атма-ниведанам), человек очищает свое сердце и очень скоро постигает свои отношения с Кришной. Иными словами, в нем пробуждается изначально присущее ему сознание Кришны.

В «Чайтанья-чаритамрите», в восьмой главе Ади-лилы, перечислены некоторые качества преданных. Например, там говорится, что Шри Пандит Харидас отличался благонравием, снисходительностью, был умиротворен, великодушен и серьезен. Кроме того, его слова и поступки приносили всем радость, он был очень терпелив, ко всем относился с уважением и заботился о благе каждого. В нем не было и капли двуличия, и он никогда не совершал ничего предосудительного. Все это качества Самого Кришны, поэтому они естественным образом проявляются у любого, кто становится преданным Кришны. Шри Кришнадас Кавираджа, автор «Чайтанья-чаритамриты», говорит, что вайшнав проявляет все лучшие качества и что только по этим качествам можно отличить вайшнава от невайшнава. Кришнадас Кавираджа перечисляет двадцать шесть качеств вайшнава: 1)он очень добр ко всем, 2)ни с кем не ссорится, 3)правдив, 4)одинаково относится ко всем живым существам, 5)обладает безупречным нравом, 6)великодушен, 7)мягок, 8)всегда чист, 9)не имеет материальной собственности, 10)трудится на благо всех живых существ, 11)всегда умиротворен, 12)безраздельно предан Кришне, 13)свободен от материальных желаний, 14)кроток, 15)отличается постоянством, 16)владеет своими чувствами, 17)не ест больше, чем необходимо, 18)неподвержен влиянию иллюзорной энергии Господа, 19)выражает почтение каждому, 20)не стремится к тому, чтобы его почитали, 21)очень серьезен, 22)сострадателен, 23)дружелюбен, 24)наделен поэтическим даром, 25)искусен во всем и 26)молчалив.

ЛЕКЦИЯ

Ом агьяна тимирандхасья
гьянангьяна шалакая
чакшур унмилитам ена
тасмаи шри-гураве намаха

Как я уже говорил до этого, в этих стихах Прахлада Махарадж прославляет Верховного Господа. Господь непостижим. Господь явился как получеловек-полулев для того, чтобы выполнить обещания Своего преданного Брахмы, и убил могущественного демона Хираньякашипу. Несмотря на то, что внешне Хираньякашипу вел себя как демон, в глубине сердца он был великим преданным Господа. Он просто играл роль демона, для того, чтобы сделать эту лилу Господа еще более сладкой. И также в этой игре Господь защитил Своего преданного. Хираньякашипу был настолько демоничным, что он был готов даже убить своего сына из-за того, что он был предан Господу. И как же Господь убил Хираньякашипу? Он просто разорвал его Своими когтями.

Прахлада Махарадж молится: «Пусть Твои когти уничтожат демонические мысли в наших сердцах». Затем он молится: «Пусть живые существа обретут счастье, практикуя бхакти-йогу». Дальше он молится: «Позволь мне развить привязанность к преданному Господа». Он просит о возможности общаться с личностью, которая обладает неуклонной преданностью Господу. Что происходит, когда мы общаемся с личностью, которая утвердилась на пути преданного служения? Тогда у вас внутри тоже просыпается желание следовать пути преданного служения. Как вы знаете, этот материальный мир является местом, где все исполнено страданий и очень временно. Вчера, когда мы ехали на лекцию, Анируддха Прабху сказал, что только что умер известный гений Стив Джобс. Стив Джобс был молод, ему было всего пятьдесят шесть лет. Он был супергением, но насколько хватает тела? Пару лет назад он давал лекцию в Стэндфордском Университете в Калифорнии. Он сказал, что, когда он еще учился в Университете в Беркли, у него не было денег, и поэтому он ходил питаться к преданным Харе Кришна. В храмах ИСККОН по всему миру по воскресеньям проходят бесплатные воскресные пиры, и в странах, таких как Америка, на эти пиры приходят много людей, им нравится прасад. Прасад является могущественным средством для того, чтобы привлекать людей. И Стив Джобс лично сказал, что, когда у него не было денег, он ходил в храм Харе Кришна, и там ел бесплатные обеды. В Беркли наш храм находится буквально в десяти минутах ходьбы от университета. Там у нас большой храм. Но затем, когда он стал известным, когда он стал героем мира он забыл о Кришне. Он стал очень известным, он основал компанию Эппл, и говорят, что эта компания даже богаче, чем американское правительство. Два года назад американское правительство имело на своем счету семьдесят два миллиарда долларов, а у Эппл было восемьдесят миллиардов. Но сейчас он умер.

Чему мы можем научиться из этой истории? Как я говорил вчера на лекции, насколько бы человек не был богатым, могущественным или известным, все эти вещи временны и преходящи. Но сила иллюзии такова, что мы думаем: «Ну временность бытия относится к другим, а у меня все будет постоянно». И Прахлад обладал такой великодушной природой, что он молился о благе всего мира, он молился не только о своем благе. В этом разница между вайшнавом и обычным религиозным человеком.

Сказав все эти стихи, в этом стихе Прахлада Махарадж говорит, что человек, который занимается преданным служением Господу, обладает всеми возвышенными качествами. В этом стихе он говорит о трех главных качествах – религиозности, знании и отречении. Он говорит, что человек, который занимается беспримесным, то есть бескорыстным преданным служением… Служение Господу может совершаться с желанием получить что-то взамен, а может быть бескорыстным. Но даже, если у вас есть какие-то корыстные мотивы, благодаря служению у вас появляется возможность очиститься.

Тем не менее, Бхагаватам представляет нам наивысший уровень преданного служения – путь бескорыстного преданного служения. Кто-то может сказать: «Но для меня эта какая-то заоблачная цель, я не готов к этому». И что нам делать? Может, нам лучше вообще не выезжать на эту трассу? Нужно выехать на нее и пытаться ехать. По крайней мере, нам нужно знать, что является высшей целью, и, если вы искренни, вы будете прилагать усилия, чтобы достичь этой цели. Мы, конечно, не ожидаем, что, когда какой-то человек приходит в движение сознание Кришны, на следующий день он становится чистым преданным. Прелесть сознания Кришны заключается в том, что если вы практикуете его, то когда-то вы обязательно станете чистым. Также и бескорыстной.

Итак, Прахлада Махарадж говорит о трех важных качествах: религии, знании и отречении. Что он подразумевает под религией? Не должно быть, что мы думаем, что моя религия правильная, а твоя неправильная. В религии должны быть определенные основные составляющие. В ней должна присутствовать правдивость. Правдивость проявляется в том, что мы принимаем наставления Господа такими, как они есть. Одна из основных проблем состоит в том, что люди склонны давать собственные толкования о природе Бога. Они дают собственные толкования наставлениям Господа. Они продолжают давать собственные толкования наставлениям Господа так, как им угодно, в зависимости от обстоятельств. Правдивость означает признавать учение Господа таким, какое оно есть.

Еще одним из важных элементов религии является аскетизм. Тапо дивйам путрака ева саттвам. В пятой песне Бхагаватам также можно найти учение, которое представляет Господь Ришабхадева. Господь Ришабхадева является воплощением Бога. Ришабха означает наилучший. Давая наставления своим сыновьям, на самом деле он дает наставления всему человечеству касательно того, что должно быть нашим долгом. Он говорит: «Дорогие сыновья, совершайте аскезы для удовлетворения Господа». Часто люди говорят: «Хорошо, я буду совершать аскезы, но что я получу взамен». Писания говорят, что взамен вы получите нескончаемое духовное счастье. Как говорил Прахлада Махарадж: на те видух свартха гатим хи вишнум – люди не знают, как обрести истинное счастье.

Прахлада Махарадж говорит, что мы все ищем счастья – как люди, следующие по духовному пути, так и люди, идущие по материальному пути. Мы не отрицаем того, что мы ищем счастья. Мы не являемся притворщиками. Материалисты также ищут счастья. Материалисты думают, что люди, которые следуют по духовному пути, вообще сумасшедшие. В ранние дни нашего движения Шрила Прабхупада в Нью Йорке как-то давал лекцию о том, кто является сумасшедшим. Эта лекция называлась «Кто сумасшедший». В этой лекции Прабхупада анализировал две части людей в обществе – преданных и непреданных. Непреданные говорят, что сумасшедшие – кришнаиты. Они повторяют мантру, следуют эти правилам, вообще, вся жизнь мимо них проходит напрасно. А преданный думает: «Только взгляните на этих глупых материалистов. Они получили редкую возможность родиться в человеческом теле и упускают эту возможность». Поэтому кто по-настоящему сумасшедший? Шрила Прабхупада в этой лекции подводит итог, говоря, что, на самом деле, сумасшедшие – это материалисты, потому что они понапрасну тратят время, отпущенное им в этой жизни.

Поэтом не надо думать, что взамен за наши аскезы мы ничего не получим. Взамен за наши аскезы мы получаем бесконечное духовное счастье. В Бхагавад Гите Кришна обсуждает три гуны материальной природы. И в восемнадцатой главе Бхагавад Гиты Он обсуждает три вида счастья. Он определяет счастье в благости, как счастье, которое горькое в начале, сладкое в конце и то, что пробуждает человека к самоосознанию. Счастье в страсти в начале сладкое, но в конце становится горьким и происходит в результате контакта чувств с объектами восприятия. Аскетизм является одним из основных моментов религии. Сегодня по всему миру есть много религиозных организаций. Но об аскетизме люди говорят совсем мало. Почему? Потому что они боятся, что, если говорить об аскетизме, люди разбегутся. В принципе, те аскезы, о которых говорим мы – это не такие уж и сложные вещи. Это не те аскезы, которые Дхрува Махарадж совершал в лесу Мадхуван.

Также следующим основным элементом религии является чистота. Чистота может быть двух видов – внешняя и внутренняя. Внешняя чистота относится к правилам чистоты, которым нам нужно следовать, а внутренняя чистота подразумевает очищение нашего сердца, что достигается с помощью преданного служения. И четвертый основной принцип религии – это милосердие. Природа истинно религиозного человека такова, что он милосерден ко всем живым существам. Как в предыдущих стихах Прахлада Махарадж молится: «Пусть все живые существа обретут добрую удачу». Природа преданного такова, что он не хочет навредить даже муравью.

В этом стихе Прахлада Махарадж говорит, что тот, кто становится преданным Господа Нрисимхадевы, автоматически развивает качества религиозности, знания и отречения. Дальше он описывает знание. Как вы знаете, есть разные виды знания. Есть материальное знание, есть духовное знание. Здесь под знанием подразумевается духовное знание. Знание, которое исходит от Верховного Господа, свободно от всех недостатков. Снова и снова Кришна говорит, что нужно сразить вечного врага живого существа с помощью знания. Поэтому нам нужно развивать духовное знание. Мы не против материального знания, но материальное знание без духовного – это просто бремя. Это подобно тому, как если у человека на голове тяжелый тюрбан, он только быстрее утонет. Поэтому наряду с развитием духовного знания нужно также развивать и духовное знание. И тогда мы сможем управлять своим умом и чувствами.

Если у нас есть только материальное знание, и нет духовного, то мы тогда начинаем неправильно использовать материальное знание. Например, террористы используют современные знания в разрушительных целях. Сейчас, когда вы садитесь в самолет, вы не можете пронести с собой даже бутылку воды. Террористы додумались до того, что научились изготавливать жидкости, которые внешне похожи на воду, но из которых можно изготовить бомбу. Сейчас оружие можно заложить даже в обувь, поэтому, когда вы идете на посадку в самолет, вам нужно просвечивать даже обувь. То, что я хочу сказать, — это то, что, когда есть только материальное знание без духовного, оно может неправильно использоваться и даже использоваться в разрушительных целях.

Когда у вас есть духовное знание, вы также начинаете понимать важность отречения. И что означает отречение? Отречение не означает, что тот, кто пришел в сознание Кришны, должен все оставить – свой дом, свою работу, свой бизнес – и уйти жить в лес. Васудева бхагавати бхакти йога прайоджитах – Практикуя преданное служение, человек развивает истинное отречение в своем сердце. Отречение в этом смысле означает, что мы отрекаемся от того, что неблагоприятно для духовного развития и принимаем то, что благоприятно.

Прахлада Махарадж говорит здесь, что Господь настолько велик, что любой человек, который развивает чистую преданность Ему, автоматически развивает все эти качества. Иногда можно встретить люде, которые говорят: «Мне не нужно поклоняться Богу, я уже выполняю свои обязанности по отношению к семье и стране». Прахлада Махарадж говорит, что такой человек не обладает никакими хорошими качествами. Однако, человек, который идет по пути преданного служения, автоматически развивает все хорошие качества. По сути дела, то, что говорит здесь Прахлада Махарадж, а также другие преданные, — это то, что, если мы не занимаемся преданным служением, мы не можем развить никаких хороших качеств. В комментарии Шрила Прабхупада цитирует известный стих из Бхагавад Гиты, где Кришна говорит, что все живые существа являются Его неотъемлемыми частицами.

И живые существа ведут борьбу со своим умом и чувствами. Бхагавад Гита очень правдива. Она говорит все открыто и прямо. Например, Кришна говорит, что вожделение, жадность и гнев – это три пути в ад. Здесь Кришна прямо говорит, что мы боремся с умом и чувствами. Однако если мы занимаемся преданным служением, это может помочь нам в борьбе с умом и чувствами. Поэтому Шрила Прабхупада говорит, что как только мы начинаем заниматься преданным служением, наши ум и чувства успокаиваются. Как Шрила Прабхупада дальше говорит в своем комментарии, как только мы начинаем заниматься преданным служением, наш ум и сердце очищаются.

Любой человек, который сидит в этой комнате, может подтвердить, что, когда мы начинаем заниматься преданным служением, наш ум и сердце очищаются. Далее в своем комментарии Прабхупада говорит, что, когда человек становится преданным, он развивает в себе все хорошие качества. Он упоминает очень известного преданного, Харидаса Тхакура. Он говорит, как он развил все эти качества. Харидаса Тхакура называют намачарьей, воплощением святого имени. Он повторял триста тысяч святых имен в день. Сама Майядеви пыталась соблазнить его, но он находился под защитой, поскольку был погружен в повторение святых имен. Также есть история, когда одна проститутка пришла, чтобы соблазнить Харидаса Тхакура, но вместо этого она сама стала преданной.

Сегодня, слушая об этой истории с Харидасом Тхакуром, кто-то может сказать: «Ну я же не такой, как Харидас Тхакур». Мы знаем, что вы не Харидасы Тхакуры. Насчет этого у нас нет никакой иллюзии. Тем не менее, святое имя сегодня настолько же могущественно, как и пятьсот лет назад. Если мы будем искренне повторять святое имя, заниматься преданным служением и медитировать на молитвы, которые вознес Прахлада Махарадж и другие преданные, то тогда мы сможем очиститься и избавиться от анартх. И это признанный факт, который вы можете увидеть, как в собственной жизни, так и в жизни окружающих вас преданных. Те преданные, которые практикуют преданное служение, совершают устойчивый и хороший духовный прогресс. Но те, кто не повторяют свои круги, те, кто не следуют наставлениям духовного учителя и священных писаний, духовно развиваются не так быстро.

В комментарии Шрила Прабхупада описывает двадцать шесть качеств преданного, которые изначально описал Господь Чайтанья Санатане Госвами. В комментарии Шрила Прабхупада говорит, что по мере того, как вы занимаетесь преданным служением, у вас развиваются все эти качества. Я кратко опишу некоторые из этих качеств. На самом деле, для того, чтобы описать эти двадцать шесть качеств, нужно по меньшей мере двадцать шесть дней, потому что каждое из этих качеств можно обсуждать часами. Однако мы просто бегло пройдемся по этим качествам, которые Прабхупада описывает в комментарии.

Чайтанья Махапрабху дал наставления Рупе и Санатане Госвами о методе преданного служения. В свое время Рупа и Санатана занимали очень важные посты в обществе. Но затем они ушли с правительственной службе, и Господь Чайтанья дал им наставления о преданном служении. Первое качество, которое упоминается здесь – это то, что он ко всем добр. Доброта преданного проявляется в том, что он хочет, чтобы все люди обрели духовное счастье. Преданный является другом всех живых существ, сухрида сарва дехинам.

Недавно я был на фестивале Садху Санга, и одна преданная на даршане спросила меня: «Я шла и увидела, как машина сбила собаку. Собака уже практически умирала. Она подбежала к этой собаке и включала запись, на которой Прабхупада повторял Харе Кришна». И она спросила меня, правильно ли она поступила. Я сказал: «Конечно». Я рассказал это вам для того, чтобы показать отношение преданных – они заботятся обо всех. Сухрида сарва дехинам. Преданный является другом всех живых существ. Он не хочет навредить ни одному живому существу.

Второе – это то, что он никого не считает своим врагом. Как я сказал, мы только кратко описываем некоторые из этих качеств, потому что, конечно, их нужно разбирать подробно. Преданный никого не считает своим врагом. Он не думает: «Этот человек постоянно причиняет мне какие-то беспокойства, постоянно завидует мне». Даже если такой человек есть, он все равно не считает его своим врагом. Даже если он проходит через какие-то трудности, он благодарит Господа и говорит: «Я заслуживаю гораздо большего, но по Своей доброте, ты уменьшил это».

Есть замечательный пример Харидаса Тхакура. Его избивали на двадцати двух рыночных площадях. Ему поставили условие: «Перестань повторять святое имя, и тогда мы перестанем тебя бить». Но внутри себя он думал, что, если он не умрет, царь не пощадит его палачей. Поэтому он задержал дыхание и притворился мертвым. Только посмотрите на качества Харидаса Тхакура, он не беспокоился о себе, он беспокоился о судьбе своих палачей. Преданный не считает никого своим врагом, даже если какой-то человек может причинять ему неприятности.

Также преданный правдив. Правдивость начинается с того, что мы следуем наставлениям Господа такими, как они есть. Мы не можем искажать слова Господа просто для того, чтобы удовлетворить своим удобствам. Дальше правдивость проявляется в том, что мы правдивы в отношениях друг с другом. По крайней мере, в отношениях с преданными мы должны быть правдивыми.

Также преданный равно относится ко всем. Материальная жизнь заставляет общество делить людей на друзей и врагов. Это мой друг, а это мой враг. Но для преданного все являются его друзьями. Также преданный великодушен. Самой великодушной личностью из всех является Господь Чайтанья. Когда Рупа Госвами встретился с ним, он вознес Ему молитву: намо маха ваданйайа кришна према прадайа те ­– Господь Чайтанья – это самое милостивое из всех воплощений. Говорится, что Панча-Таттва взломала замок на сундуке, где хранилось чистое преданное служение и бесплатно раздала его всему миру. Господь Чайтанья описывается как самое милостивое из всех воплощений. Господь приходит сюда для того, чтобы освободить обусловленные души.

Однажды, Господь Чайтанья пришел к Харидасу Тхакуру. Почти каждый день Господь Чайтанья приходил навестить Харидаса Тхакура. Господь выразил Свое беспокойство, и в чем было Его беспокойство? Господь думал, как можно спасти все обусловленные души. Господь Чайтанья спросил Харидаса: «Прабху, как можно спасти все обусловленные души?» Харидас Тхакур ответил: «Мой дорогой Господь, ни о чем не беспокойся. Они смогут обрести освобождение, повторяя святые имена Господа». Преданные великодушны, поскольку Сам Господь великодушен. Следуя по стопам Господа, преданный стремится дать сознание Кришны, духовное знание, каждому человеку. И если есть в чем-то недостаток на этой планете, то это недостаток знания о любви к Богу. Великодушие преданного заключается в том, что он свободно раздает людям любовь к Богу без каких-либо ограничений.

Также здесь упоминается еще одно подобное качество – преданный действует на благо каждого человека. Можно видеть, что среди двадцати шести качеств некоторые немного похожи друг на друга. Преданный действует на благо каждого значит, что он стремится дать всем сознание Кришны.

Также преданный умиротворен. Все ли это ощущают? В Бхагаватам мы видим, как Рукмини написала письмо Кришне с просьбой спасти ее: «Мой брат собирается выдать меня за Шишупалу». Она послала это письмо с брахманом, Господь принял его, омыл ему стопы. Господь учит на Своем примере, как следует принимать возвышенных вайшнавов. Затем Господь спросил этого брахмана: «Умиротворен ли твой ум?» Потому что, если наш ум неспокоен, не так-то просто следовать по духовному пути.

Суть в том, что мы можем легко успокоить свой ум, если в нашей практике будет одна цель. Когда ум начинает беспокоиться? Когда внутри у нас начинается борьба между духовными целями и материальными целями. Когда у нас в уме только одна цель, то ум очень спокоен. И даже если вы не удовлетворены полностью, все равно, вы в тысячу раз более спокойны, чем те, кто не занимаются преданным служением. Почему люди пьют, курят, употребляют наркотики? По всему миру люди изо всех сил пытаются остановить употребление наркотиков, но у них ничего не получается. Часто люди употребляют все эти вещи просто для того, чтобы избавиться от беспокойств, которые есть у них в уме.

В конце шестидесятых американские власти потратили колоссальные деньги, чтобы остановить наркоманию, но у них особенно ничего не вышло. Один из них пришел к Прабхупаде и сказал: «Свамиджи, Ваши последователи даже не пьют чай и кофе, а мы, как не стараемся не можем остановить наркоманию». Прабхупада сказал: «Я просто даю им позитивную альтернативу». Когда у нас есть позитивная альтернатива, мы можем очень легко отказаться от греховной деятельности. Бхаджаху ре мана шри нанда нандана абхайа чаранаравинда ре. Говинда дас говорит: «Мой дорогой ум, ты полон беспокойств, но, если ты примешь прибежище у сына Махараджи Нанды, тогда ты будешь спокоен».

Несколько лет назад на Западе было проведено одно исследование. Им задали один простой вопрос: «Что вы хотите получить в жизни, чего нельзя купить за деньги?» За деньги можно купить практически все. С помощью денег можно купить себе власть, влияние. И знаете, какой ответ был на первом месте? Спокойствие ума. Это не были преданные из движения сознания Кришны, это были обычные люди. И все понимают, что, если вы действительно хотите достичь умиротворения ума, нужно заниматься духовной деятельностью.

Также, еще одно качество преданного – это то, что он все время предан Кришне. Иногда бывает так, что слово предание звучит немного пугающе: «Ох, надо предаться. Все, прощай моя независимость». Предание здесь означает, что нужно использовать ум, разум и чувства в служении Господу, и все. Мы не говорим, что нужно отказаться от семьи, от богатства, от материальных амбиций. Если вы хотите быть известным ученым, крупным бизнесменом, отличником-студентом – будьте ими и используйте свои возможности и ресурсы для того, чтобы служить Господу. Есть одна замечательная молитва Бхактивинода Тхакура. Манасо геха гехо йо киччха мора. Я помещаю свой дом, свою жену, своих детей, свой ум, свой разум в служении Тебе к Твоим стопам. Это простое определение смирения, и это то, что человек может сделать в любых условиях.

Также преданный контролирует свои чувства. Очевидно, что духовный путь означает, что вы должны контролировать свои чувства. Те люди, которые думают, что можно быть религиозным человеком и делать все, что хотите, просто обманывают себя и других. И как мы можем контролировать чувства? Следуя методу Бхакти-йоги, а также занимая чувства служением Господу. У нас есть язык. У языка есть две функции: есть и говорить. И что мы едим? Мы едим кришна-прасад. Люди обожают кришна-прасад. Даже если люди не согласны с нашей философией, тем не менее, им нравится прасад. Несколько лет назад я был в Азербайджане. Ко мне пришел один журналист, который начал мне говорит: «Зачем вы проповедуете свое сознание Кришны в нашей стране?» Вместо того, чтобы спорить, я предложил ему поесть кришна-прасада. Преданные специально приготовили торт и другие блюда. И когда он поел кришна-прасада, он был настолько удовлетворен, что он перестал критиковать, и на следующий день пришел на лекцию. Поэтому занимайте свой язык тем, что ешьте кришна-прасад.

Вторую функцию языка мы занимаем тем, что повторяем святое имя. Когда мы повторяем святое имя, мы начинаем управлять своим языком. И когда мы контролируем язык, то тогда мы начинаем контролировать ум и чувства. Язык очень ненасытен. Перед едой мы читаем молитвы шарира авидья джал. Повторяя святое имя и вкушая кришна-прасад, мы можем управлять своим языком. И когда мы повторяем святое имя, Господь танцует на нашем языке. И тогда мы сможем подчинить себе свои ум и чувства. Священные писания говорят, что нужно контролировать ум и чувства, а вы говорите, что это невозможно, но это очень даже возможно. Но это можно достичь, если вы будете практиковать этот метод.

Далее здесь говорится, что преданный выражает почтение каждому, не ожидая почтения взамен. Чайтанья Махпрабху говорил то же самое в третьем стихе Шикшаштаки. Как звучит это знаменитый стих?

Тринад апи суничена
тарор апи сахишнуна
аманина манадена
киртанийа сада харих

Господь Чайтанья говорит: «Выражайте почтение каждому, не ожидая почтения взамен». Также это одно из определений смирения – что мы выражаем почтение каждому, не ожидая почтения взамен. Обычно, люди ожидают, что их будут почитать. Я буду тебя уважать, если ты будешь уважать меня. Но Господь Чайтанья сказал: «Выражайте почтение другим, даже если они вас не уважают». Одно из определений смирения таково, что вы не стремитесь к тому, чтобы вас прославляли. У вас есть способности, вы достигаете успеха, но при этом вы не стремитесь к тому, чтобы вас прославляли. Вы стремитесь к тому, чтобы вам давали наставления и поправляли. Смирение является существенным элементом для тех, кто хочет достичь успеха в духовной жизни. Поэтому преданный готов выражать почтение каждому, не ожидая почтения взамен. Но преданные не должны пользоваться этим стихом и говорить: «Ты преданный, поэтому если я буду тебя оскорблять, ты все равно должен меня уважать». В таком случае это будет вайшнава-апарадхой.

Преданный серьезен. Он серьезно относится к человеческой жизни. Мы говорим, что преданный серьезен, но это не означает, что он никогда не улыбается. Преданные всегда улыбаются. Посмотрите на фотографии Прабхупады, он всегда улыбается. В одном из городов России как-то мы проводили программу в зале, подобному этому. Рядышком был еще один зал. Там играл оркестр, а люди пили и танцевали бальные танцы. Звуки нашего киртана врывались в их зал, а их звуки в наш. У них не было звукоизоляции на дверях. И люди из того зала очень заинтересовались тем, что же происходит у нас. И каждую минуту кто-то из них заглядывал к нам, и интересовался тем, что у нас творится. Кто-то сказал преданным: «Как это вы такие счастливые? Вы танцуете в таком восторге. Вы не пьете, не общаетесь с женщинами, а танцуете, почему?» То, что преданный серьезен, не означает, что он не испытывает духовного счастья. Преданный серьезен в том смысле, что он понимает опасность материального существования. Он понимает, что нельзя ни одной секунды тратить напрасно. Он понимает, что опасность подстерегает нас на каждом шагу. Поэтому он думает: «Почему я должен попусту тратить свое драгоценное время?». Серьезный не означает, что вы всегда выглядите как бука. Это только отпугивает людей.

Другое качество преданного – это то, что он дружелюбен. Он дружелюбен ко всем. Он всем улыбается и говорит Харе Кришна. Также здесь говорится, что преданный молчалив. Как примирить то, что преданный молчалив и в то же время нужно говорить? Молчаливость означает, что нужно говорить, но говорить только кришна-катху. Джада Бхарата притворялся в обществе глухонемым, но, когда подошло время проповеди, он проповедовал как лев. Молчаливость означает, что нужно избегать праджалпы, избегать мирских разговоров, избегать разговоров, продиктованных завистью, избегать разговоров, не связанных с Кришной.

Я кратко описал лишь некоторые из тех качеств, которые упоминает Шрила Прабхупада в своем комментарии. Часто преданные спрашивают, как развить эти двадцать шесть качеств. Кто из вас хотел бы развить эти двадцать шесть качеств? Это возможно благодаря практике бхакти-йоги. В этих книгах нет ничего теоретического. Кто-то может говорить: «Это знание слишком теоретизированное, в нем нет практики». Это иллюзия. Все, что там пишется, достижимо, если вы будете практиковать метод бхакти-йоги в обществе преданных.

Шрила Прабхупада создал это замечательное общество сознания Кришны для того, чтобы дать нам возможность получать это общение. Через общение с преданными мы получаем знание, и практикуя это знание, мы развиваем в себе хорошие качества, и тогда уменьшаются наши анартхи, и когда ослабляются анартхи, также усиливаются наши духовные качества. Без всякого сомнения, мы можем развить в себе эти качества. Бог помогает тем, кто сам себе помогает. Буквально через несколько дней начнется Карттика. Каждый день мы будем петь Дамодараштаку, медитировать на Дамодара-лилу Господа. Когда Господь увидел, что Мама Яшода так старается связать Его, что она вся вспотела, и соседки смеются над ней, Он согласился, чтобы Его связали. Подобным образом, когда Господь видит, что этот преданный из Ростова старается удовлетворить Его, Он даст ему разум, чтобы понять, как это сделать.

В этой молитве Прахлада Махарадж продолжает прославлять Господа Нрисимхадева. Вы можете сказать: «Я тоже хочу все время прославлять Господа, но как-то не могу запомнить все эти санскритские шлоки». Не надо об этом беспокоиться. Вы можете просто повторять Харе Кришна мантру. Эту мантру могут повторять все. Все восемнадцать тысяч стихов входят в Харе Кришна маха мантру. Поэтому старайтесь повторять свои круги внимательно. Это будет самым лучшим прославлением Господа. Харе Кришна!