foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

там эва ватсашрайа бхртйа-ватсалам
мумукшубхир мргйа-падабджа-паддхатим
ананйа-бхаве ниджа-дхарма-бхавите
манасй авастхапйа бхаджасва пурушам

ПЕРЕВОД

Мой мальчик, тебе также следует искать покровительства Верховного Господа, который так добр к Своим преданным. Все, кто стремится обрести освобождение и разорвать заколдованный круг рождений и смертей, укрываются под сенью лотосных стоп Господа, посвятив себя преданному служению Ему. Очистившись в процессе выполнения предписанных обязанностей, помести Верховного Господа в свое сердце и непрестанно служи Ему, не отвлекаясь ни на что другое.

КОММЕНТАРИЙ

Система бхакти-йоги, о которой царица Сунити рассказала сыну, является общепринятым методом познания Бога. Человек может продолжать исполнять свои обязанности и в то же время хранить память о Верховной Личности Бога в своем сердце. Такое же наставление получил от Самого Господа и Арджуна в «Бхагавад-гите»: «Продолжай сражаться, но ни на мгновение не забывай обо Мне». Это должно стать девизом каждого искреннего человека, стремящегося достичь совершенства в сознании Кришны. Царица Сунити сказала сыну, что Верховного Господа называют бхртйа-ватсала, имея в виду, что Он очень добр к Своим преданным. Она сказала: «Оскорбленный мачехой, ты прибежал ко мне весь в слезах, но я ничем не могу тебе помочь. Однако если ты обратишься к Кришне, то убедишься в том, что Его любовь и нежность к Своим преданным превосходит нежность миллионов любящих матерей, подобных мне. Кришна помогает преданному даже тогда, когда никто другой не способен облегчить его страдания». Вместе с тем царица Сунити предупредила сына, что приблизиться к Верховной Личности Бога совсем не просто и что многие великие мудрецы, достигшие высот духовного самоосознания, ищут этот путь. Давая свой совет, царица Сунити исходила также из того, что Дхрува Махараджа был всего лишь маленьким мальчиком пяти лет от роду, поэтому он не мог рассчитывать на то, что очистится, идя путем карма-канды. Что же касается метода бхакти- йоги, то им может воспользоваться человек любого возраста, даже ребенок, которому нет еще и пяти лет. В этом заключается особое преимущество бхакти-йоги перед всеми прочими методами. Поэтому Сунити посоветовала Дхруве Махарадже не тратить время на поклонение полубогам или другие формы духовной практики, а обратиться за помощью прямо к Верховной Личности Бога, пообещав Дхруве, что результат превзойдет все его ожидания. Когда человек помещает в сердце Верховную Личность Бога, он без особого труда преодолевает все препятствия и во всем добивается успеха.

ЛЕКЦИЯ

Ом агьяна тимирандхасья
гьянангьяна шалакая
чакшур унмилитам ена
тасмаи шри-гураве намаха

Итак, с этой главы начинается описание истории Дхрувы Махараджа. Бхагавад Гита и Шримад Бхагаватам описывают очень важную философию, как мы можем заниматься преданным служением Господу. В Шримад Бхагаватам помимо философии описано множество удивительных историй. Люди любят истории, не правда ли? Если вы заглянете в газеты или журналы, вы увидите множество историй о кинозвездах, политиках и т.д. Но нас такие истории не интересуют. Нас интересуют истории, связанные с Господом и Его преданными. Если мы погружаемся в слушание подобных историй, мы очищаемся.

Ум всегда должен иметь какое-то занятие. Ум никогда не может оставаться в пустоте. Некоторые так называемые трансценденталисты говорят: «Медитируйте вовнутрь, медитируйте на стены, медитируйте на пустоту, медитируйте на точку над головой», - но это все обман. Для ума нужно какое-то активное занятие. И у нас для этого существует столько замечательных историй. И истории, которые описываются в Бхагаватам, Махабхарате и Рамаяне – это не просто какая-то выдумка или фантастика. Это реальные истории. И это также не сказки. Это события, которые происходили в реальной жизни. И если мы снова и снова переслушиваем эти истории, мы очищаемся.

Как преданные с удовольствием слушают о замечательных играх Шрилы Прабхупады. Если вы знаете, в этом году сороковая годовщина приезда Шрилы Прабхупады в вашу страну. И если мы постоянно слушаем о том, сколько трудностей ему пришлось преодолеть, чтобы приехать на Запад, как с большим риском для себя в 1971 году он приехал в вашу страну, чтобы посадить здесь семя сознания Кришны, мы очищаемся. Почему тысячи преданных съезжаются на фестиваль Садху Санга? Очень большой фестиваль прошел в этом году в Украине, а потом в России. И также по всей стране проходят столько маленьких фестивалей. Для чего преданные собираются на эти фестивали? Чтобы обрести садху сангу.

И что же является главной деятельностью, которая происходит на садху санге? Шраванам и киртанам. Эти шраванам и киртанам являются фундаментом вашей духовной жизни, независимо от того, где вы живете. Где бы вы ни жили – в России, в Африке или любой другой стране, без шраванам и киртанам будет очень сложно развиваться духовно. Шраванам и киртанам означает слушать о славе Господа и Его преданных. Вначале мы слушаем о славе святых имен. И также в это включается слушание о замечательных играх Господа.

В стихе, который мы читаем сегодня, мама Сунити дает совет своему сыну Дхруве. Давным-давно, жил царь по имени Уттанапада. У него было две жены: Сунити и Суручи, но больше он был привязан к Суручи. У него было двое сыновей: один от Сунити, другой от Суручи. Однажды, его сын Дхрува попытался залезть к нему на колени. Для сына вполне естественно пытаться сидеть на коленях у отца. В это время рядом с его отцом находилась мачеха, и она не позволила ему взобраться на колени. Она сказала: «До тех пор, пока ты не обретешь удачу родиться из моего чрева, ты не сможешь сидеть на коленях у своего отца». Иначе говоря, она сказала, что он должен умереть, родиться из ее чрева, и только тогда он сможет сидеть на коленях у своего отца.

Она говорила очень громко, так что все обитатели дворца слышали это. Малыш почувствовал себя оскорбленным. Рыдая, он обратился к своей маме. Он был пятилетним мальчиком. Но несмотря на юный возраст, он был духовно развит. Как Прахалада Махарадж – в пять лет он был высоко духовно развит. Прахлад выслушал всю духовную философию, еще пребывая во чреве матери. Когда Дхрува прибежал к матери, она уже услышала от других людей, что произошло во дворце. Ей сказала служанка, как с ее сыном обращались во дворце.

Дхрува очень хотел узнать, есть ли кто-то, кто сможет ему помочь в этой ситуации. В его жилах текла кровь кшатрия. Как вы знаете, общество должно быть разделено на четыре социальных и четыре духовных уклада жизни. Брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры – это четыре социальных уклада жизни. Кто такие брахманы? Их сравнивают с головой общества. Также как и голова я является самой важной частью тела, брахманы также имеют главную роль в жизни общества. Брахманы, которые хорошо знают писания, ведут все общество на пути духовного прогресса. Невозможно стать брахманом, просто, надев на себя шнур. Необходимо иметь определенные качества и выполнять определенную деятельность, чтобы вести все человеческое общество на пути к совершенству.

Затем идут кшатрии или административный класс. Они выполняют роль руководителей, а также защищают невинных членов общества, таких как старики, женщины и дети. Пожилые люди всегда должны быть под защитой. Женщины и дети тоже должны быть под защитой. Если этим категориям граждан не оказывается покровительство, то их начинают эксплуатировать. Цари-кшатрии были настолько смелыми, что во время битвы они всегда шли в первых рядах.

Затем идет класс вайшьей, которые занимаются бизнесом, сельским хозяйством и защитой коров. И шудры просто служат трем остальным классам общества. Брахманов сравнивают с головой общества, кшатриев с руками, вайшьей с животом, а шудр с ногами общества. Также есть четыре ашрама. Это брахмачари, грихастхи, ванапрастхи и санньяси.

Дхрува, который родился в семье кшатриев, был очень оскорблен словами своей мачехи. Дхрува хотел получить царство, более богатое, чем у его отца и даже прадеда, чтобы показать мачехе, что он не обычный ребенок. Здесь мама дает замечательный совет Дхруве, и через него она дает совет всем преданным ИСККОН. Послание, которое несет в себе ведическая литература, предназначено для блага всего человеческого общества. Ведическая литература не сектантская, или предназначенная для какого-то одного сообщества или страны. Она предназначена для всего человечества.

Бхагавад Гита объясняет, что живое существо проходит шесть этапов в процессе своего становления. Сначала мы рождаемся, потом растем, затем возникает период поддержания, потом рождаются дети, затем происходит увядание, и затем уничтожение. Это происходит с каждым, не так ли? В России тоже все проходят эти шесть ступеней? Или Россия -- исключение из общего правила? Это происходит в Индии, в Америке, везде. Это вселенское знание.

Здесь Сунити говорит: «Прими прибежище у Верховного Господа, который очень добр к Своим преданным». Господь очень добр к Своим преданным. Кришна говорит: «Предайся Мне, и Я окажу тебе защиту». Почему же мы вступаем на путь преданного служения? Ради очищения. Нам необходимо очиститься, и тогда мы поймем, что Господь самый чистый. И если мы служим Всевышнему, если мы доставляем Ему удовольствие, мы очищаемся – таково могущество преданного служения. Здесь царица Сунити советует Дхруве: «Прими прибежище у Верховного Господа через метод преданного служения».

Что же сделал Дхрува? Как он выполнял преданное служение? Дхрува отправился в лес, оставив свой дом. Сунити сказала ему, что Бога можно найти в лесу. Кто-нибудь из вас был на Браджа Мандала Парикраме? Те, кто были на парикраме, знают, что она проходит через лес Мадхуван, где Дхрува совершал аскезы. Даже сегодня можно отправиться в подобный лес для того, чтобы совершать аскезы. Каждый год тысяча-полторы тысячи преданных собираются на Враджа Мандала Парикраму, и в течение месяца обходят места, где Кришна совершал Свои игры. Многие из преданных, наверняка, побывали на Навадвипа парикраме. Навадвипа парикрама гораздо короче, она продолжается максимум девять дней.

Дхрува оставил свой дом для того, чтобы отправиться в лес, и тут его встретил Нарада Муни. Единственное занятие Нарады Муни – это всем давать Нараяну. Для того, чтобы всем даровать своего Господа, Нарада Муни путешествует повсюду. Он отправляется и в рай, и в ад. У него есть самые разные ученики, такие как Мригари и Вьясадева. Будучи уполномоченным воплощением Господа, он четко понимает, где и в какое время он должен находиться. Нарада Муни знал, что этот мальчик очень искренний. Он подошел к нему и сказал:

- Молодой человек, куда Вы направляетесь?
- Я отправляюсь искать Бога.
- Но это же не тот возраст, когда ищут Бога.

Вы слышали такое утверждение в наши дни? В каком бы возрасте вы не присоединились к сознанию Кришны, вам скажут:

- А чего это ты так рано начал заниматься духовной практикой.
- В каком же возрасте нужно начинать служение Богу?
- Когда вы уже почти ослепли, почти оглохли, не можете ходить – тогда вы уже можете немножко подумать о Боге. Если у вас еще какие-то живые чувства остались, продолжайте их удовлетворять.

Нарада Муни проверял этого маленького мальчика. Он сказал:

— Это же еще не тот возраст, в котором ищут Бога. Тебе просто нужно взять игрушки и играться.
- Если ты не можешь мне помочь найти Бога, то иди своей дорогой.

Нарада Муни понял, что мальчик очень серьезный. Также и в нашем движении сознания Кришны перед тем как дать кому-то посвящение, мы даем для кандидата определенный испытательный срок. В большинстве духовных движений вы можете получить посвящение в тот же день, в который пришли. Но в ИСККОН вам приходится ждать несколько лет. Вам приходится сдавать экзамены, проходить обучение. Почему? Потому что Шрила Прабхупада с самого начала хотел, чтобы преданные, получающие посвящение, понимали ответственность, которую они на себя берут. Поэтому каждый преданный должен пройти проверку.

Точно так же Нарада Муни проверял Дхруву, насколько он был серьезным. И когда он увидел, что Дхрува серьезен, он решил дать ему наставления. Он рассказал ему, как сделать форму Господа из глины и воды. Господу можно поклоняться разными способами. Кто-то поклоняется безличному аспекту Господа, кто-то локализованному, а кто-то личностному аспекту. Конечно, поклоняться Господу в Его личностном аспекте гораздо проще, чем в безличном аспекте. Так утверждает Кришна, отвечая на вопрос Арджуны. Нарада Муни рассказал Дхруве, как сделать форму Господа, чтобы он мог медитировать на Нее.

Затем Нарада дал ему мантру, которую нужно было повторять. Какую же мантру он ему дал? И что же приносит эта мантра? Она приносит умиротворение ума. Есть много мантр. Точно так же, как от каждой болезни есть свое лекарство, точно также в каждую эпоху есть свой метод самоосознания. Какая же мантра рекомендуется для нашей эпохи? Когда Господь Чайтанья путешествовал по Южной Индии, и перед началом Сарвабхаума Бхаттачарья упомянул Ему, что Он встретит великого преданного Рамананду Роя. Когда Господь встретил Рамананду Роя, Он задал ему множество вопросов. Один из вопросов состоял в том, какую же мантру нужно все время повторять. Какую песню нужно постоянно петь. Рамананда Рой ответил, что нужно постоянно петь песню, которая прославляет Радху и Кришну, Харе Кришна маха-мантру.

И Нарада Муни дал Дхруве мантру ом намо бхагавате васудевая. Дхрува отправился в лес и начал совершать суровые аскезы. Конечно же в нашу эпоху будет сложно совершать аскезы, которые совершал Дхрува. Поэтому, когда вы слушаете об этих аскезах, не пугайтесь. Не думайте, что мы тоже попросим вам это делать. Каковы же были его аскезы? В первый месяц он ел один раз в три дня. И какая у него была диета? А у нас какая диета? Мы едим три раза в день – завтрак, обед и ужин. Но Дхрува питался раз в три дня. Господь Джаганнатха в Пури вкушает пятьдесят шесть раз в день, при этом у Него не бывает несварения, потому что Он безграничен.

Но Дхрува ел раз в три дня. На следующий месяц он сократил прием пищи до шести раз в месяц. В первый месяц он ел фрукты и ягоды, предназначенные для обезьян. На второй месяц он ел просто сухую траву и листья один раз в шесть дней. На третий месяц он пил воду раз в девять дней. На четвертый месяц он полностью овладел дыханием и делал вдох один раз в двенадцать дней. На пятый месяц он стоял на одной ноге, и под давлением его большого пальца Земля сдвинулась с орбиты. Он обрел огромное могущество благодаря преданному служению.

Так он совершал суровые аскезы. По сравнению с его аскезами наши аскезы – это вообще ничто. Кто-нибудь из вас может есть раз в три дня? Нет, ешьте, сколько нужно, но только кришна-прасад. Господь Чайтанья кормил своих преданных прасадом до отвала. Во время каждого праздника Он устраивал большие раздачи прасада. Один очень богатый человек, однажды, стал преданным Господа Чайтаньи. Позже он стал известен как Рагхунатха Дас Госвами. Он был единственным сыном миллионера. Куда бы он ни пошел, его везде сопровождали двенадцать слуг. И когда он стал преданным, Господь Нитьянанда сказал ему использовать деньги для того, чтобы приготовить плющеный рис и йогурт для того, чтобы накормить преданных. С тех пор начали проводить праздник в Пани-хати, и в некоторых храмах ИСККОН мы отмечаем этот праздник каждый год. Смысл всего сказанного в том, что мы едим, но мы едим кришна-прасад. Многие из нас живут, как домохозяева, но живут в соответствии с религиозными принципами. Мы живем в человеческом обществе, но живем как цивилизованные люди. Аскезы Дхрувы были очень суровыми. Но в Кали-югу по милости Господа Чайтаньи нам дается большая скидка в отношении аскез.

Здесь Сунити советует своему сыну: «Прими метод преданного служения. Благодаря этому методу ты сможешь очиститься. Просто помести Верховную Личность Бога в свое сердце. Занимайся преданным служением Ему без отклонений». Другими словами, она вдохновляет своего сына посвятить себя служению Господу. Метод преданного служения доступен для каждого. Этому методу могут следовать как взрослые, так и дети, как мужчины, так и женщины, и в любой части этого мира. Сегодня куда бы вы ни поехали, вы сможете везде встретить преданных, которые занимаются преданным служением.

Преданное служение – это очень естественный метод. Точно также как в дереве уже есть огонь, и, если мы подносим к дереву спичку, оно воспламеняется. Точно также преданное служение дремлет в сердце каждого, и выполнять его может любой, независимо от социального положения. С чего же начинается преданное служение? Адау шраддха татха садху. В Бхакти Расамрита Синдху Рупа Госвами объясняет, как развивается преданное служение. Он объясняет, что, когда у нас появляется вера в преданное служение, Господь дает нам возможность общаться с преданными, что называется садху-санга. Мы получаем садху-сангу двумя самыми важными способами. Первое – это через преданного-садху. Мы ищем духовного общения, поскольку это поможет нам усилить духовную жизнь. Второй способ – это через чтение книг Шрилы Прабхупады, это тоже усилит нашу духовную жизнь.

Почему Шрила Прабхупада вдохновлял на изучать и распространять эти книги? Потому что эти книги дают нам знание, которое поможет нам заниматься преданным служением и вернуться обратно к Богу. Многие вступают на путь преданного служения, просто прочитав эти книги. Неважно как мы вступили на путь преданного служения – через книги или общаясь с преданными, - поддерживаем мы свою духовную жизнь именно благодаря книгам. Те, кто регуляно читают книги Шрилы Прабхупады, очень легко поддерживают свою духовную жизнь, но, если мы не делаем это регулярно, нам будет очень сложно поддерживать свою духовную жизнь.

И когда мы начинаем общаться с преданными, мы узнаем о методе бхаджана-крии. Мы получаем информацию о том, как заниматься преданным служением Господу, и главный способ – это слушание и воспевание. Вы можете сказать: «Да я уже слышал это много раз. Каждый раз одно и то же». Какую бы песнь вы не взяли, с первой по двенадцатую, и какой бы комментарий вы ни взяли, там говорится о важности слушания и воспевания. Почему? Для того, чтобы все это вошло в наше сердца, нам нужно слушать это снова и снова.

И что вы получаете, когда приступаете к методу бхаджана-крии, к методу преданного служения? Что вы можете наблюдать при этом? Наступает следующий этап – анартха-нивритти. У нас есть анартхи? Или же вы на фестивале полностью очистились? Нет, наверное, какие-то анартхи еще остались. Зачем же вы тогда ездили на фестиваль? Смысл в том, что анартхи очень серьезно засели в нашем сердце. Они затвердели как камень. Постепенно их нужно расплавить. И по мере того, как мы слушаем, повторяем святые имена и общаемся с преданными, эти анартхи размягчаются.

Например, если у вас высокая температура. Если вы начали принимать лекарство, то это не значит, что наша температура сразу же нормализуется. Она начинает снижаться потихоньку. И по мере того, как мы следуем методу бхаджана-крии, эти анартхи становятся слабее. Но иногда бывает так, что анартхи начинают ослабляться, но потом они снова становятся сильными. Кто-то приходит и жалуется: «Махарадж, меня майя так сильно теперь беспокоит». Почему же эти анартхи снова начинают процветать? Если мы делаем какие-то послабления в своем преданном служении. Мы начинаем расслабляться, и как только мы расслабляемся, анартхи снова начинают расцветать. Если вы за рулем, и вы невнимательны, может случиться авария. Если вы едете по скоростной магистрали и немного отвлеклись, то – авария. Поскольку мы живем в царстве майи, мы должны быть особенно внимательны и следовать методу преданного служения. И если мы будем делать это систематически, тогда будет происходить анартха-нивритти.

Нет коротких путей, как избавиться от анартх. Иногда какие-нибудь бабаджи на Радха-кунде, которых вы там встречаете, говорят: «Да мы вам сейчас быстро устроим анартха-нивритти». Но короткого пути нет. Метод уже дан – это метод бхакти-йоги. Садхана-бхакти ведет к рагануга-бхакти. Садхана-бхакти означает следование правилам и предписаниям. Метод преданного служения обладает такой силой, что анартхи начинают ослабевать. Посмотрите на свою собственную жизнь. К скольким греховным действиям мы были привязаны до того, как присоединились к движению сознания Кришны! Но по мере практики преданного служения вы начали испытывать высший вкус. По мере развития высшего вкуса мы постепенно теряем влечение к низшему. Если на работе вам платят тысячу рублей в месяц, и если где-то вам предлагают большую зарплату, то, естественно, вы пойдете туда, где платят больше.

Итак, здесь царица Сунити говорит своему сыну: «Приступай к преданному служению, ибо Господь очень добр к Своим преданным». Даже небольшое служение, сделанное, казалось бы, случайно, принесет нам вечное благо. Святое имя так могущественно, что даже если кто-то случайно произносит его, он все равно получает благо. Анартхи-нивритти достижимо даже в век Кали. Кто-то начинает говорить: «В этот век Кали майя так сильна, что как мы можем ее преодолеть?». Но я должен сообщить вам хорошую весть: «Святое имя и метод преданного служения сегодня так же могущественны, как и тысячи лет назад».

Природа преданного служения такова, что чем больше мы служим, тем больше усиливается желание служить. В материальной жизни если вы уже слушали что-то один, два, три раза, то это надоедает. Но в духовной жизни чем больше вы слушаете, тем больше пробуждается ваш вкус. Иногда материалисты спрашивают: «Вот ведь вы днем и ночью повторяете одно и то же, неужели это вам не надоело?» И что мы отвечаем? Господь Чайтанья говорит, что Господь так добр, что Он вложил в Свое святое имя все трансцендентные энергии. Нама чинтамани кришнах – святое имя подобно философскому камню. Святое имя так могущественно, и это показывает история Аджамилы, что даже если его произносят неосознанно, оно все равно действует. Пурно шуддхо нитья-мукто. Пурно означает полное во всех отношениях.

Метод преданного служения, который начинается со слушание и воспевания, сам по себе может освободить нас из круговорота рождения и смерти. В чем состоит пятое оскорбление при повторении святого имени? Считать славу воспевания святых имен плодом воображения. Кто-то может подумать, что святое имя не так могущественно, как его описывают, и мне нужны какие-то другие мантры. Нет, просто одно святое имя может освободить нас из круговорота рождения и смерти. Пурно означает, что святое имя полно во всех отношениях. Вам не нужно ничего другого, кроме воспевания святых имен. Шуддхо означает совершенно чистое. Святое имя может очистить величайшего грешника. И даже в современном мире мы можем иметь этот опыт в нашем движении. Нитьо мукто означает, что оно способно даровать высшее освобождение.

Здесь Сунити говорит: «Господь очень добр к Своим преданным». Господь так добр, что иногда Он освобождает преданного от всех привязанностей и дает ему возможность полностью положиться на Него. Из истории мы видим, что даже величайшие демоны не могли уничтожить такого преданного, как Прахлада Махарадж. Кришна сказал Арджуне: «Смело заявляй всему миру, что Мой преданный никогда не погибнет». Поэтому мы никогда не должны сомневаться в том, что все, что Господь делает для нас, Он делает для нашего блага. И в обществе преданных заниматься преданным служением гораздо легче. В Кали-югу очень сложно практиковать преданное служение в одиночку. Но в обществе преданных это становится простым.

Мы должны быть готовы к тому, чтобы преданные нас поправляли. Мы должны быть готовы к тому, чтобы преданные давали нам свое руководство. В этом состоит смирение. Что значит смирение? Сложить ладони вместе, всем улыбаться – это смирение? Истинное смирение заключается в том, что я готов принимать советы от преданных, и что я готов к тому, чтобы меня поправляли. Смирение – это один из шести принципов шаранагати. Господь Чайтанья перечисляет шесть принципов шаранагати. Первое – это принимать все, что благоприятно для духовного прогресса. Второе – это отвергать все, что неблагоприятно. Третье – считать Кришну своим защитником. Четвертое — это понимать то, что все дает нам Господь, и то, что дают нам полубоги изначально исходит от Господа. Пятое – это жертвовать всем для Господа. Это означает, что наши желания должны соответствовать желаниям Господа. Наши желания должны соответствовать желаниям Господа. Обычно мы думаем, что мои желания должны стать желаниями Господа. Я хочу хорошую машину, большой дом – пусть Бог мне все это обеспечивает. Мы не осознаем, что у нас есть своя история кармы. Итак, пятый принцип шаранагати состоит в том, чтобы пожертвовать всем для служения Господу.

И шестое – это смирение. Смирение имеет много аспектов. Но два важных аспекта смирения – это готовность принять руководство и готовность к тому, чтобы нас поправляли. И преданный, который стремится к духовному развитию, готов быть слугой всех вайшнавов и вайшнави. Это еще одна проверка на смирение – насколько глубоко у нас проявляется желание служить. У нас появляется эта дилемма: к чему мне стремиться – к почету или уважению, или к тому, чтобы всем служить. В Шаранагати Бхактивинод Тхакур говорит: «Оставьте желание ложного престижа и просто служите». И как же мы служим? Мы служим вайшнавам и вайшнави различными практическими способами. И самое высшее служение, которое можно сделать для всего человечества – это даровать знание о преданном служении.

Один из признаков того, что мы духовно развиваемся состоит в том, что наше желание слушать кришна-катху увеличивается. И что уменьшается, когда у нас увеличивается вкус к слушанию о Кришне? Уменьшается праджалпа. Чем больше у нас вкус к слушанию о Кришне, тем меньше у нас вкус к мирским разговорам. Рупа Госвами говорит, что праджалпа – это один из факторов, который разрушает преданное служение. Поэтому давайте будем проявлять интерес к кришна-катхе. И общение с преданными – это необходимое условие для тех, кто хочет духовно развиваться.

Мама Дхрувы Махараджа дает здесь очень практичный совет. Тот же совет дают все великие мудрецы. Сута Госвами дает тот же самый совет в первой песне. Потому что такова природа преданного – он повторяет то, чего хочет Господь. Сунити советует Дхруве заниматься преданным служением двадцать четыре часа в сутки. Такой должна быть наша цель – всегда быть занятыми в служении. Преданное служение – это не частичная занятость. Сон тоже является преданным служением? Сон является преданным служением если мы спим, для того, чтобы отдохнуть и иметь силы для дальнейшего преданного служения. Кришна утверждает, что нужно соблюдать меру в отдыхе и работе.

Совет, который здесь получает Дхрува, относится ко всем нам. В Бхагавад Гите Арджуна задает столько вопросов. И эти вопросы предназначены для нашего блага. Поэтому те советы, которые содержатся в Шримад Бхагаватам, предназначены для блага всего человечества. И если мы регулярно слушаем Шримад Бхагаватам, то это напоминает нам о важности всего этого. Благодаря регулярному слушанию мы постепенно очищаем свое сердце, и любовное преданное служение становится необратимым. Поэтому мы должны искать духовного общения, и также мы должны быть готовы давать духовное общение. И то, и другое важно. Не следует быть скупцами. Не должно быть так, что мы только принимаем общение, а давать никому не собираемся. Мы получаем духовное общение и даем его тем, кто в этом нуждается. Харе Кришна!