foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Шаблоны для Joomla 3 здесь

Харе Кришна! Как вы знаете, недавно только вышел новый том Чайтанья Чаритамриты на русском. Здесь главы с 21 по 25 Мадхья Лилы. В этих четырех главах очень нектарные стихи. Мы выбрали стих, который описывает шесть принципов шаранагати.

анукулйасйа санкалпах
пратикулйасйа варджанам
ракшишйатити вишвасо
гоптртве варанам татха
атма-никшепа-карпанйе
шад-видха шаранагатих

Пословный перевод:

ПЕРЕВОД

„Вот шесть видов предания себя: принятие всего, что помогает преданному служению; отвержение всего, что мешает преданному служению; убежденность в том, что Кришна даст защиту; принятие Бога в качестве своего покровителя и господина; полное предание себя; смирение“.

КОММЕНТАРИЙ

Полностью предавшегося человека можно узнать по шести характерным признакам. 1.Преданный должен принимать все, что способствует трансцендентному любовному служению Господу. 2.Преданный должен отвергать все, что мешает служению Господу. Это по-другому называется отречением от мира. 3.Преданный должен быть твердо убежден в том, что Кришна защитит его. Никто другой не может даровать защиту, и твердая убежденность в этом называется верой. Такая вера отличается от веры имперсоналистов, которые мечтают раствориться в сиянии Брахмана, чтобы перестать рождаться и умирать. Преданный желает вечно служить Господу, поэтому Кришна милостив к Своему преданному и ограждает его от всех опасностей на пути преданного служения. 4.Преданный принимает Кришну как высшего покровителя и господина. Он не должен думать, что его защищает какой-либо полубог. Он должен зависеть только от Кришны и считать Его одного своим защитником. Преданный должен быть твердо убежден, что во всех трех мирах у него нет иного защитника и покровителя, кроме Кришны. 5.Предаться — значит постоянно помнить о том, что все мы зависимы в своих делах и желаниях. Преданный полностью зависит от Кришны, и все мысли и действия преданного согласованы с желаниями Кришны. 6.Преданный кроток и смирен.

Господь Кришна говорит (Б.-г., 15.15):

сарвасйа чахам хрди саннивишто
маттах смртир джнанам апоханам ча
ведаиш ча сарваир ахам эва ведйо
веданта-крд веда-вид эва чахам

«Я пребываю в сердце каждого живого существа, и от Меня исходят знание, память и забвение. Цель всех Вед — постичь Меня. Я истинный составитель „Веданты“ и знаток Вед». Пребывая в сердце каждого, Кришна по-разному обращается с разными живыми существами, в зависимости от их положения. Положение живых существ таково, что они могут находиться либо под покровительством иллюзорной энергии, либо под личным покровительством Кришны. Когда живое существо полностью предается Кришне, его защищает Сам Кришна, и Кришна дает ему весь необходимый разум, с помощью которого живое существо может углублять свой духовный опыт. Непреданный же, пребывая под покровительством иллюзорной энергии, наоборот, все прочнее и прочнее забывает о своих взаимоотношениях с Кришной. Иногда спрашивают, каким образом Кришна затмевает память живого существа. Кришна Сам делает так, что Его преданный забывает о материальной деятельности, а посредством майи Кришна устраивает так, что непреданный забывает о своем преданном служении Богу. Это называется апохана.

Ом агьяна тимирандхасья
гьянангьяна шалакая
чакшур унмилитам ена
тасмаи шри-гураве намаха

Как мы уже говорили, это очень важный стих из Чайтанья Чаритамриты. Шрила Прабхупада говорил, что Бхагавад Гиту можно сравнить со школой, Шримад Бхагаватам с институтом, а Чайтанья Чаритамриту с аспирантурой. Чайтанья Чаритамриту написал Кришнадас Кавирадж по вдохновению Господа Нитьянанды. Не существует абсолютно никаких различий между учением Кришны в Бхагавад Гите и учением Чайтаньи Махапрабху. Чайтанья Чаритамрита изначально на английском была издана в семнадцати томах. Также есть еще одна замечательная книга – Чайтанья Бхагавата, которая также описывает деяния и учение Господа Чайтаньи. Также есть Чайтанья Мангала, написанная Лочаном Дасом Тхакуром, которая также описывает игры и учение Чайтаньи Махапрабху.

Когда Господь приходит в этот мир, Он приходит в окружении всех Своих преданных. В этой части Мадхья лилы мы читаем наставления Рупе и Санатане Госвами. Чайтанья Махапрабху лично давал наставления Рупе Госвами о преданном служении в Праяге, в Аллахабаде. Оба брата были преданными Господа с рождения, но в силу обстоятельств они были вынуждены некоторое время служить в правительстве Набоба Хуссейна Шаха. Но в сердце они всегда хотели присоединиться к Чайтанье Махапрабху и заниматься преданным служением. Первым с правительственной службы ушел Рупа Госвами. Пятьсот лет назад Бенгалия, которой правил Набоб Хуссейн Шах считалась богатейшей страной мира. И эти два брата по сути дела управляли государством – один был премьер-министром, а другой министром финансов.

Когда Рупа Госвами ушел со службы, у него было столько золотых монет, что этим золотом заполнили целую лодку. В наши дни пользуются бумажными деньгами, которые день ото дня становятся все тоньше и тоньше. Пятьсот лет назад в качестве денег использовали золотые монеты. Вы можете представить, сколько бы сегодня в рублях стоила лодка золотых монет. Рупа Госвами образцовым образом распределил эти деньги. Он отдал половину брахманам.

Когда мы говорим о брахманах, мы не имеем в виду брахманов по рождению, мы имеем в виду брахманов по качествам. В Ведической системе существует деление на общественные и духовные уклады. Брахманов сравнивают с головой тела, кшатриев сравнивают с руками тела, вайшьей с животом, а шудр с ногами. Почему? Функция брахманов давать наставления царю и всем подданным о том, как развивать сознание Бога. Также брахманы должны иметь безупречный характер. Миллионы лет назад во время правления Господа Рамачандры у Него также был совет брахманов. Однажды, Господь Рама и Сита отдали все драгоценности, которые у них были, брахманам. Сита оставила себе только кольцо в носу. Вы можете себе представить сейчас, чтобы глава государства раздавал все свои богатства брахманам? Брахманы взяли эти драгоценности и затем вернули царю. Они сказали: «Мы и так полностью удовлетворены». Брахман удовлетворен в любой ситуации. В материальном мире всегда будет двойственность, но брахман не переживает из-за этого.

Брахманов сравнивают с головой тела, поскольку голова – это самый важный орган, в котором происходят планирование, размышления и т.д. Кшатриев сравнивают с руками. Руки предназначены для защиты. Обязанность кшатриев – защищать более слабых членов общества, а именно женщин, детей и стариков. Сегодня никто никого не защищает. Одной из самых главных причин заболеваний сейчас помимо стресса является одиночество. Семьи распадаются, люди живут в одиночестве, и это приводит к большому количеству разных болезней. Но в Ведическом обществе кшатрии всех защищают. Вайшьев сравнивают с животом, и они занимаются сельским хозяйством, защитой коров. И точно также, как ноги поддерживают все тело, шудры поддерживают три остальные варны.

Итак, Рупа Госвами раздал половину своего богатства брахманам, двадцать пять процентов он отдал своим родственникам, и двадцать пять процентов он оставил на непредвиденные расходы на будущее. Господь Чайтанья дал ему наставления о науке преданного служения и отправил во Вриндаван с двумя целями: изложить суть преданного служения, что он сделал, написав много книг, и восстановить места поклонения там, где Господь совершал Свои игры. Госвами написали много книг о преданном служении и вдохновили на строительство главных храмов во Вриндаване и Джайпуре. Как здесь в Москве мы собираемся строить большой храм. Храмы – это обители Господа, и в Чайтанья Чаритамрите Прабхупада говорил, что храмы – это духовные больницы. И нет сомнений в том, что, когда будет построен этот большой храм в Москве, он привлечет к сознанию Кришны тысячи и тысячи людей.

Чайтанья Махапрабху объясняет, что после многих рождений и смертей удачливое живое существо получает семя преданного служения. Семя преданного служения – это знание о важности преданного служения. Но просто получить семя недостаточно. Вы можете знать, что преданное служение – это самое лучшее, но если вы не будете им заниматься, то это знание бесполезно. Далее Господь Чайтанья объясняет, как лиана преданного служения растет благодаря повторению святого имени и слушанию о Господе. К счастью, у нас есть все необходимые наставления для того, чтобы духовно развиваться. Затем Чайтанья Махапрабху говорит, что человек должен оставаться в обществе преданных. Вчера на лекции мы подробно об этом говорили.

Затем Он объяснил, что преданное служение может быть разрушено из-за оскорблений. Существуют разные категории оскорблений, которые мы можем совершить. Некоторые из них – это оскорбления по отношению к святому имени. Мы все в храмах каждый день повторяем эти десять оскорблений. Затем также есть оскорбления, которые мы можем совершить по отношению к другим живым существам, джива-апарадхи. Затем существует гуру-апарадха. Господь Чайтанья советует нам избегать этих оскорблений.

Затем Чайтанья Махапрабху описывает шесть видов предания, о которых мы читаем сегодня. Первый из этих шести принципов предания Господу – это принимать все, что помогает преданному служению. В наши дни люди очень сильно заботятся о своем здоровье. Люди стремятся принимать только то, что полезно для здоровья, и отвергать то, что вредно для здоровья. Подобным образом, нужно принимать то, что способствует преданному служению. В нашем движении сознания Кришны очень много философии, и, если мы будем изучать ее каждый день, это поможет нам оставаться на пути преданного служения. Итак, что благоприятствует преданному служению? Повторение святого имени, чтение книг, кришна-катха. Вместо того, чтобы заниматься праджалпой, мы должны сосредотачивать свое внимание на кришна-катхе. Кто из вас пытается каждый день заниматься кришна-катхой?

Есть столько разных тем для кришна-катхи, чайтанья-катхи, прабхупада-катхи. Как в этом году мы празднуем пятисотую годовщину принятия санньясы Господом Чайтаньей. Вы можете медитировать на эту историю. В Чайтанья Бхагавате говорится, что каждый, кто услышит историю о том, как Господь Чайтанья принял санньясу, обретет любовь к Богу. Сейчас на русском выпущено много книг, поэтому у вас нет никаких оправданий в том, чтобы не читать книги. Кроме того, в СНГ есть много образовательных курсов, и все могут воспользоваться ими. Сейчас среди преданных по всему миру существует очень сильный интерес к изучению книг Шрилы Прабхупады. Сейчас проводится много образовательных курсов онлайн, и места на них практически заняты. Преданные просят начинать новые и новые курсы.

Как вы знаете, Нимай стал выдающимся знатоком санскрита в юном возрасте. Утром на лекции мы говорили о том, что существуют разные категории воплощений. Вы помните шесть категорий воплощений? Воплощения Господа распознают по двум признакам – главным и второстепенным. Главные признаки – это черты тела воплощения, а второстепенные – это Его деяния. Прахлада Махарадж описал Господа Чайтанью, как гупта-аватару, то есть скрытое воплощение, то есть это Сам Господь, который играет роль Своего преданного. В Бхагаватам, во Второй песне, которую вы сейчас читаете, описываются все главные воплощения Господа. Аватара означает тот, кто нисходит из духовного мира. Как я говорил на утренней лекции, один голливудский режиссер снял фильм под названием «Аватар», и этот фильм очень популярен по всему миру.

Господь Чайтанья является патита-павана аватарой, самым милостивым воплощением для Кали-юги. Нароттама дас Тхакур пишет: патита павана хету тава аватара: Ты пришел для того, чтобы спасать падших людей Кали-юги. В юном возрасте Он стал выдающимся знатоком санскрита. Что же побудило Чайтанью Махапрабху в юном возрасте принять санньясу?

Однажды, Чайтанья Махапрабху повторял имена гопи: «Гопи, гопи, гопи». Гопи олицетворяют высочайший уровень предания Господу. Это не просто какие-то мирские подружки. Они являются олицетворением полного предания Господу. Их единственное желание в том, как доставить удовольствие Кришне. Как, однажды, у Кришны заболела голова. Кришна сказал Своему брату Уддхаве: «Пойди и принеси для Меня пыли со стоп Моих преданных. Если Я посыплю этой пылью Себе на голову, то Моя головная боль пройдет». Вы натираете виски бальзамом «Золотая звезда» от головной боли, и для Кришны таким бальзамом является пыль со стоп Его преданных. Но все преданные отказывались. Йоги, гьяни, брахманы – все они говорили, что, если пыль с их стоп коснется головы Господа, они отправятся в ад. Но когда об этом услышали гопи, они с радостью дали свою пыль. Единственное, что их беспокоило, — это, чтобы у Кришны все было хорошо. Чайтанья Махапрабху объяснял, что преданное служение гопи – это высочайший уровень преданного служения.

Когда Господь Чайтанья прославлял гопи, рядом с Ним был один ученый. Он был смарта-брахманом. Он сказал: «Что это за гопи-гопи-гопи? Нужно повторять Харе Кришна». Он не понял настроение Махапрабху. Махапрабху, разгневанный, прогнал этого брахмана прочь. Этот брахман побежал к своим друзьям-брахманам. Другие брахманы спросили: «Почему ты бежишь? Что случилось?» Этот смарта-брахман сказал: «Мне еще повезло, что я остался в живых. Народ, вам повезло, что я с вами. Знаете, что случилось сегодня? Этот Нимай Пандит, которого все так уважают, сын Джаганнатхи Мишры… Кем Он себя возомнил? Он повторял гопи-гопи-гопи, я сказал Ему повторять Харе Кришна, а Он прогнал меня». Эти брахманы решили, что, если Нимай придет туда, они Его побьют. Один брахман сказал: «Кем возомнил себя Нимай Пандит? Если Он сын Джаганнатхи Мишры, брахмана, то мы тоже сыновья брахманов». Махапрабху увидел, что происходит, и подумал, что Он пришел, чтобы спасти этих людей, но они только развивают в себе оскорбительное настроение.

Сначала Махапрабху поделился Своим планом со Своим ближайшим сподвижником Нитьянандой. Никто из спутников Господа Чайтаньи не знал, что Он Верховный Господь. Даже когда Кришна был здесь, не все знали, что Он Верховный Господь. Когда Кришна убивал демонов, бриджабаси всегда очень удивлялись этому. Сначала во Вриндаван пришла могущественная демоница Путана, чтобы убить Кришну. Затем пришел Тринаварта. Затем Кришна разбил нагруженную тележку – демона Шакатасуру. Когда бриджабаси видели эти удивительные лилы, они думали: «Что же это за чудо-мальчик?» И к какому выводу они пришли? Они подумали: «Может быть, Он полубог, либо, может быть, Он удостоился особой милости Господа Нараяны». Даже Мама Яшода не знала, что ее сын – это Верховный Господь.

Во дворе Нанды Махараджа росли два огромных дерева Арджуна. Это были два сына Куверы. Кувера – это хранитель сокровищ полубогов. Он богаче всех ваших олигархов, взятых вместе. Как вы знаете, дети богатых родителей, обычно, вырастают избалованными. Деньги являются проклятием, если они не используются в служении Господу. Деньги, которые используются для чувственных наслаждений, не приносят вам никакого блага. Но если вы используете свои лакшми в служении Нараяне, то это избавляет вас от всех греховных последствий.

Когда Нарада Муни увидел, что сыновья Куверы ведут себя отвратительным образом, он проклял их. Он проклял их стать деревьями, но деревьями во дворе Нанды Махараджа. Таким образом, проклятие обернулось благословением. Он сказал, что через сто небесных лет, они смогут увидеть Самого Господа лицом к лицу. Так что проклятие святого мудреца, на самом деле, является благословением. Итак, мама Яшода привязала Кришну к ступе. Эту историю мы, обычно вспоминаем в Карттику. Кришна вспомнил обещание, которое дал Его преданный Нарада Муни. Кришна пополз по двору и вырвал с корнем эти деревья. Когда деревья упали во дворе, Мама Яшода в это время готовила на кухне. Она услышала оглушительный треск и шум падающих деревьев. Она выбежала и стала спрашивать: «Что случилось? Что стряслось?» Один мальчик-пастушок сказал:

- Вот эти два огромных дерева только что упали.
- Мой сын не пострадал?
- Нет. Деревья упали буквально в нескольких сантиметров от Него.
- Как эти деревья упали? Может быть, был порыв ветра?
- Нет, их свалил твой сын. Он потянул за веревку застрявшую ступу, и эти деревья упали.
- Маленький мальчик вырвал с корнем два огромных дерева? Нет, наверное, ветер повалил эти деревья. Как мог маленький сын мог вырвать с корнем эти два дерева?

Благодаря энергии йога-майи даже ближайшие спутники не знают, что Кришна — это Бог. Итак, когда приходит Господь, даже многие из Его близких не знают, что это Господь. Так же было и в случае с Чайтаньей Махапрабху. Когда Махапрабху поделился Своим планом с Господом Нитьянандой, он сказал: «Господь, Ты абсолютно независим». Преданные до этого пели с Господом круглосуточные киртаны, поэтому, когда они узнали, что Господь решил принять санньясу, они очень опечалились. Но Господь Чайтанья твердо решил принять санньясу, поскольку Он думал, что санньяси все уважают в обществе. Пятьсот лет назад это было верно в гораздо большей степени, чем сейчас.

Господь Чайтанья хотел спасти падших людей Кали-юги. В конце концов, Господь Чайтанья принял санньясу. От кого? От Кешавы Бхарати. Кешава Бхарати думал, какое же имя дать этой личности, он знал, что это Сам Кришна. Тогда он дал Ему имя Шри Кришна Чайтанья. Эта лила подробно описана в Чайтанья Бхагавате. Это один пример кришна-катхи. Медитируйте на то, как Господь Чайтанья принял санньясу. В этом году мы празднуем пятисотлетие принятия санньясы Господом Чайтаньей. В Индии мы проводили большую процессию по местам, которые посетил Господь Чайтанья до и после принятия санньясы в ознаменование этой годовщины. Многие преданные, которые приезжают на Навадвипа Парикраму, также отправляются в Катву.

В Чайтанья Чаритамрите также есть история о преданном по имени Васудева Випра. Васудева Випра был великим преданным Господа. Он болел проказой. От его тела из-за проказы шел невыносимый запах. На его коже были язвы, в которых жили черви, но он был настолько сострадательным, что, когда какой-то червячок выпадал из язвы на его теле, он поднимал его с земли и клал обратно. Когда Господь Чайтанья путешествовал по Южной Индии он остановился у преданного по имени Курма. Господь Чайтанья не задерживался подолгу в домах преданных, у которых Он останавливался. Васудева Випра вечером узнал, что Господь Чайтанья остановился на ночлег у брахмана Курмы, и на следующее утро пришел туда, чтобы встретиться с Ним. Но когда он пришел туда, он узнал, что Махапрабху уже ушел. Когда он услышал об этом, с ним, буквально, случился сердечный приступ. Он потерял сознание, он был глубоко опечален тем, что не смог получить даршан Господа Чайтаньи.

Господь Чайтанья – это Верховная Личность Бога. Он присутствует в сердце каждого как Параматма. Как Параматма Господь выполняет несколько функций. Он является свидетелем всех наших поступков. Иногда люди говорят: «Вы верите в реинкарнацию, но кто является свидетелем наших действий?» Есть кто-то, кто является свидетелем наших действий? Какие у нас есть свидетели? Солнце, Луна, звезды, бог огня, другие полубоги и, в конечном счете, Сверхдуша. Всех их обмануть не удастся. Вы только себя можете обмануть, но полубогов или Господа вы никогда не сможете обмануть.

Господь Чайтанья знал, что пришел Васудева Випра, и что он очень расстроен тем, что не смог с ним встретиться. Поэтому Он вернулся и обнял Васудеву Випру, и как только Он сделал это, больное тело Васудевы Випры сразу стало здоровым. Он стал молодым, красивым и здоровым, и от его тела стало исходить благоухание. И Васудева Випра забеспокоился. Он сказал: «Мой дорогой Господь, из-за моего состояния раньше ко мне даже близко никто не подходил, но теперь по Твоей милости я стал красивым молодым человеком. Пожалуйста, спаси меня, чтобы я не возгордился». Обычно, если кто-то становится богатым, он начинает гордиться. Также красивые люди склонны гордиться. Если кто-то получает власть, влияние, он также начинает гордиться этим. Но Чайтанья Махапрабху советует нам избегать гордыни. Может быть, с материальной точки зрения гордость является плюсом, но с духовной это минус. Поэтому Чайтанья Махапрабху советует нам:

Тринад апи суничена
тарор апи сахишнуна
аманина манадена
киртанийа сада харих

Если вы хотите повторять святое имя все время, то нужно стать смиренным. Мы должны стать смиренными и терпеливыми. Посмотрите какой пример приводит Господь Чайтанья. Он говорит, что нужно стать смиреннее травы. Мы все время по траве ходим. Трава нам как-то мстит за это? Может быть, она кусает нас за пятки и говорит: «Что ты на меня наступаешь?» Нет, она терпит это. А относительно терпения Он приводит пример дерева. Дерево очень терпеливо. Деревья обладают сознанием, даже современные ученые определили это. Деревья готовы служить нам в любой ситуации – зимой, летом, в жару, в холод. Господь Чайтанья говорит нам, что, если мы хотим достичь успеха в духовной жизни, мы должны быть смиренными и одновременно терпеливыми.

Существует внутреннее терпение и внешнее терпение. Иногда нам приходится служить в очень трудных ситуациях. Может быть очень холодно или очень жарко, но вы все равно должны выходить и проповедовать. Также чувства постоянно будоражат нас. Вместо того, чтобы становиться рабами своих чувств, мы должны обуздывать свои чувства с помощью духовного разума. Мы не должны становиться рабами своих чувств, мы должны стремиться обрести контроль над ними. Того, кто обрел контроль над своими чувствами, называют госвами, а того, кто является жертвой своих чувств, называют годаса.

Итак, Васудева Випра благодаря, что Господь Чайтанья обнял его, неожиданно стал красивым молодым человеком. И он очень беспокоился, чтобы не возгордиться. Он сказал: «Раньше люди меня избегали. Когда я шел по левой стороне дороги, они переходили на правую, но по Твоей милости я стал таким красивым. Что же я могу сделать, чтобы оставаться смиренным?» Что сказал ему Господь Чайтанья? Он сказал ему: «Все время повторяй Харе Кришна и рассказывай всем о славе повторения Харе Кришна, и таким образом, ты всегда будешь оставаться скромным и смиренным». И только скромный и смиренный человек может привлечь внимание Господа. В комментарии к этой истории Шрила Прабхупада говорит, что точно так же, Как Господь Чайтанья спас Васудеву Випру, точно так же это движение сознания Кришны спасло преданных из отвратительных условий, в которых они находились, поэтому преданные должны вернуть этот долг Господу Чайтанье, повторяя святое имя и проповедуя всем о славе святого имени.

Проповедь славы святого имени как раз и есть проповедь. Если вы будете читать книги Шрилы Прабхупады, вы увидите насколько в них подчеркивается важность проповеди. В Бхагавад Гите Кришна говорит, что из всех преданных Ему дороже тот, кто проповедует Его славу. В ИСККОН, независимо от того, кто вы – брахмачари, грихастха, ванапрастха или санньяси, - все вы должны сохранять видение нашей цели.

В четвертой песне Бхагаватам описана история о Прачетах. Прачеты были сыновьями царя Прачинабархишата. Эта лила произошла в Сатья-югу. Они совершали аскезы в течение десяти тысяч лет. Они повторяли молитву, которую дал им Господь Шива. Эта песнь прославляла Кришну, Верховного Господа. Позже Прачетам выпала огромная удача получить наставления от Нарады Муни. И они получили даршан Всевышнего Господа в результате своих аскез. Господь сказал им: «Я очень доволен вами, поскольку у всех у вас, братьев, есть только одно занятие». И какое это было занятие? Преданное служение. Подобным образом, в ИСККОН, независимо от того, к какой варне или ашраму вы относитесь, у нас у всех есть только одно главное занятие – преданное служение и проповедь. Для проповеди по всему миру существуют безграничные возможности. Все просто зависит от нашего энтузиазма и от нашей убежденности.

Шрила Прабхупада говорил, что чистота – это сила, что значит, что чистота приходит в результате следования садхана-бхакти. Шрила Прабхупада вдохновлял всех распространять книги, и мы видим, что сейчас книги распространяют не только брахмачари. Грихастхи тоже играют важную роль в распространении книг. Кто не хочет получить милость Господа? Если мы будем прикладывать усилия, Кришна дарует нам успех. Эти книги изменили жизни бесчисленного числа людей, и они будут продолжать это делать. У нас у всех должен быть энтузиазм в проповеди, и мы должны при любой возможности пытаться проповедовать.

Итак, мы должны принимать все, что способствует духовному развитию, и отвергать все, что ему препятствует. Общение с преданными – это очень благоприятно. Внимательное повторение святого имени также очень помогает преданному служению. Очень благоприятно также заниматься кришна-катхой. Проповедь – это также очень благоприятно. Также очень благоприятно в жизни иметь такой принцип, чтобы не тратить даром ни минуты. Есть очень хорошее высказывание Чанакьи Пандита. Он сказал, что потерянную даром минуту невозможно вернуть даже за богатства всего мира. Поэтому преданный старается не тратить даром ни минуты. Он знает, что опасность подстерегает нас на каждом шагу, и что потерянную даром минуту невозможно вернуть даже за богатства всего мира. В Нектаре Преданности Рупа Госвами говорит, что преданный стремится использовать все свое время в служении Господу.

Это некоторые аспекты того, что благоприятно для преданного служения. Чайтанья Махапрабху говорит, что если вы хотите предаться, вы должны принимать все, что благоприятно для преданного служения, и отвергать то, что неблагоприятно. Чрезмерное мирское общение, праджалпа, придирки, критика – все это вещи, которые мешают преданному служению. Благодаря духовному общению вы можете узнать, что благоприятно для преданного служения, а что неблагоприятно.

Затем нужно быть убежденным в том, что Кришна защитит меня. Если Кришна хочет кого-то убить, то никто не сможет его защитить, а если Кришна хочет кого-то защитить, то никто не сможет его убить. Но то, что Кришна защитит меня, не означает, что мы сами не должны прилагать никаких усилий. Иногда мы склонны превратно понимать философию. Несомненно, вам самим нужно прилагать усилия. Посмотрите на жизнь Шрилы Прабхупады. Я уверен, что вы читали о ней в Прабхупада Лиламрите. Как он прилагал большие усилия, чтобы распространять сознание Кришны. Как-то он написал от руки перевод Бхагавад Гиты с комментариями. На этот перевод он потратил несколько лет. Но к несчастью, эта рукопись пропала. Кто-то украл ее. И ему пришлось заново переводить Бхагавад Гиту.

А сколько трудностей он преодолел для того, чтобы основать это движение сознания Кришны? По пути в Америку у него случилось два сердечных приступа. Он уже думал, что, наверное, он не сможет добиться успеха, и ему придется вернуться в Индию. Но затем в ту ночь Кришна пришел к нему во сне. В этом сне Прабхупада плыл на лодке, а Кришна сидел на веслах. Кришна сказал ему: «Не беспокойся, твоя миссия увенчается успехом».

Как сегодня мы также отмечаем день ухода Баладевы Видьябхушаны. Мы говорили о нем вчера и сегодня утром. Вишванатха Чакраварти Тхакур послал Баладеву Видьябхушану в Джайпур. Его попросили написать комментарий на Веданта Сутру. Он не знал, сможет ли он сделать это. И тогда Кришна пришел к нему во сне и сказал: «Ты должен это делать, Я буду говорить через тебя». И тогда Баладева Видьябхушана написал Говинда Бхашью – самое авторитетное изложение преданного служения, и никто не мог опровергнуть его комментария.

Когда Шрила Прабхупада приехал в Америку, ему снова пришлось преодолевать множество трудностей. В течение целого года у него даже не было постоянного места жительства. Однажды, ему пришлось жить на чердаке в квартире с одним наркоманом. Там было что-то вроде склада. Однажды, в час ночи, этот человек под воздействием наркотиков попытался напасть на Шрилу Прабхупаду. И в час ночи ему пришлось собрать свои вещи и уйти оттуда. Но Шрила Прабхупада преодолевал все эти трудности, потому что он хотел служить Кришне. Однажды, ученики посоветовали Прабхупаде отдохнуть. Они сказали: «Шрила Прабхупада, может быть, Вам поехать отдохнуть в Гита Нагари?» Прабхупада сказал: «Не отнимайте мою привилегию сражаться за Кришну». Сражаться за Кришну – это привилегия. Это бремя любви.

Итак, один из принципов предания Господу – это убежденность в том, что Кришна меня защитит. Это означает, что вы используете свой разум и прикладываете усилия в служении Кришне. Арджуна сомневался, стоит ли ему принимать участие в битве. Кришна сказал ему: «Сосредоточь на Мне ум и разум и сражайся!» Кришна бы мог сказать: «Ты посиди и отдохни, а Я буду за тебя стрелять». Итак, Господь всегда защищает Своих преданных, но преданный также прикладывает усилия.

Также нужно считать Господа своим хранителем. Другой принцип – это самопожертвование. Что означает самопожертвование? Это означает, что вы приводите свои желания в соответствие с желаниями Господа. Обычно наш подход к религии таков, что Бог должен хотеть того, чего хочу я. Мое желание должно стать желанием Бога. Мы не понимаем, как работают законы кармы. Если что-то идет не так, как мы ожидали, мы сразу же обвиняем в этом Бога. Но правильное понимание таково, что желание Господа должно стать моим желанием. И каковы желания Господа? Господь хочет, чтобы мы встали на путь преданного служения.

Чайтанья Махапрабху каждый день приходил навестить Харидаса Тхакура. Однажды, он пришел к нему. Махапрабху испытывал беспокойство. Он сказал: «Харидас, у Меня к тебе вопрос». Харидас сказал: «О Господь, пожалуйста, задавай вопрос». Он сказал: «Харидас, как можно спасти этих млеччх и яванов?» Яваны – это те, кто отвергают ведическую культуру, убивают коров и т.д. Господь сказал: «Харидас, Я очень обеспокоен. Как можно спасти этих млеччх и яванов? Есть ли способ спасти их?» Харидас сказал: «Дорогой Господь, пожалуйста, не беспокойся». В комментарии к этом стиху Прабхупада говорит, что таково отношение ученика: «Он хочет избавить духовного учителя и Господа от беспокойств». Господь и духовный учитель испытывают беспокойство, они хотят спасти обусловленные души, и преданный хочет избавить их от беспокойств. Харидас Тхакур сказал: «Дорогой Господь, пожалуйста, не беспокойся. Просто приняв безоскорбительное повторение святого имени, люди могу обрести спасение». Господь испытывает беспокойства, и преданный хочет избавить Его от них.

Итак, самопожертвование означает привести свои желания в соответствие с желаниями Господа. Иногда люди спрашивают: «Как можно быть в сознании Кришны и при этом жить в материальном мире?» Иногда люди думают, что это просто невозможно жить в материальном мире и при этом быть в сознании Кришны. Наш ответ таков, что это, несомненно, возможно. Сознание Кришны не проповедует бездействие, оно проповедует деятельность. Оно проповедует деятельность, но деятельность ради удовлетворения Господа. На самом деле, сознание Кришны осуждает бездеятельность. И даже живя в материальном мире, работая, будучи семейным человеком, учась и т.д., вы все равно можете быть в сознании Кришны. Самопожертвование, что является пятым принципом шаранагати, не означает, что вы должны принять санньясу. Если бы мы сказали вам принять санньясу, то, наверное, на следующий день никто бы из вас сюда не вернулся. Но даже если вы хотите получить санньясу в ИСККОН, это не так-то просто. Самопожертвование означает, что независимо от того, в какой варне и ашраме вы находитесь, вы должны строить свою жизнь, руководствуясь наставлениями священных писаний и духовного учителя. Гораздо лучше вести упорядоченный образ жизни, чем беспорядочный. Сознание Кришны означает вести упорядоченный образ жизни, вот и все. Сознание Кришны – это не значит, что вы не можете, петь, смеяться, танцевать, улыбаться.

Последний принцип шаранагати – это смирение. Мы уже говорили о смирении. Мы говорили о том, что смирение очень важно для того, чтобы привлечь внимание Господа. Мы должны в своей жизни практиковать настоящее смирение. Это не должно быть просто смирением на словах. И Господь Чайтанья Сам показывал пример, как нужно оказывать почтения всем, не ожидая почтения к себе. В материальной жизни гордость считается признаком успеха. Люди очень любят гордиться, и они обожают оскорблять других. Но в духовной жизни вайшнавы относятся уважительно ко всем.

В Бхагавад Гите Кришна описывает аскезы языка. Он говорит, что одна из аскез для языка – это говорить правдивые слова. Другой аспект аскетизма речи – это говорить правдивые слова, но приятным образом. Чанакья Пандит был великим философом и великим преданным. Он был премьер-министром у одного царя. И хотя царь предложил ему дворец, он отказался. Он сказал: «Если я приму твой дворец, то мне придется соглашаться со всем, что ты говоришь». Он не хотел, чтобы его таким образом купили. Поэтому он жил в маленькой хижине, и был полностью доволен. Чанакья Пандит дает такой совет. Вайшнавы-ачарьи очень высоко ценили высказывания Чанакьи Пандита. Чанакья Пандит говорит: «Обращайтесь с другими так, как вы хотите, чтобы обращались с вами». Как мы хотим, чтобы с нами обращались? Вам нравится, когда вас оскорбляют и называют дураком? Нет, вы хотите, чтобы с вами обращались с уважением. Поэтому Чанакья Пандит говорит: «Обращайтесь с другими также с уважением». Это хорошее начало для практики смирения: Я хочу обращаться с другим человеком так, как бы хотел, чтобы он обращался со мной.

Затем Чанакья Пандит говорит, что нужно смотреть на чужое имущество как на мусор. Когда вы видите мусор на дороге, он вас привлекает? Вы никогда не думаете о том, чтобы украсть какой-нибудь мусор, не правда ли? Иногда, когда мы видим чужое имущество, мы начинаем завидовать и нам хочется это стащить. Затем Чанакья Пандит говорит, что мы должны смотреть на всех женщин, кроме своей жены, как на свою мать. У Чанакьи Пандита было много подобных высказываний, мы привели лишь некоторые из них.

Итак, шестой принцип шаранагати – это смирение. Итак, Чайтанья Махапрабху описывает шесть принципов предания. Все это описано в новом томе Мадхья Лилы на русском языке, который только что вышел из печати. Пожалуйста, прочтите эту книгу, это очень нектарная часть Чайтанья Чаритамриты. Одна из причин, по которой Шрила Прабхупада перевел Чайтанья Чаритамриту, а не Чайтанья Бхагавату, — это то, что в Чайтанья Чаритамрите содержится больше философии, и Шрилы Прабхупада хотел дать ее преданным. Конечно, в Чайтанья Бхагавате тоже есть философия, но в Чайтанья Чаритамрите ее больше. В Чайтанья Бхагавате больше лил.

Сегодня мы подумали, что мы можем вдохновить вас идти дальше по пути шаранагати. Мы пришли в это движение сознания Кришны и теперь мы должны прилагать усилия для того, чтобы расти духовно. И благодаря духовному общению, шраванам и киртанам мы получаем возможность духовно развиваться. Шрила Прабхупада создал это движение ИСККОН, которое имеет отделения по всему миру. Он построил дом, в котором могут жить люди из самых разных слоев общества и духовно развиваться. Он создал совершенную атмосферу, в которой мы можем ощущать шесть вкусов духовного общения. Рупа Госвами говорит о них в четвертом стихе Упадешамриты. У нас нет сейчас времени говорить об этом подробно. Мы поговорим об этом в другой раз. Харе Кришна!