foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

вишнор ну вирйа-гананам катамо ’рхатиха
йах партхиванй апи кавир вимаме раджамси
часкамбха йах сва-рахасаскхалата три-прштхам
йасмат три-самйа-саданад уру-кампайанам

ПЕРЕВОД

Кому под силу описать величие Вишну? Даже если за это возьмется ученый, сосчитавший все атомы во вселенной, то и его постигнет неудача. Ведь это именно Он в Своей форме Тривикрамы без труда достал ногой до высшей планеты вселенной, Сатьялоки, и достиг границы нейтрального состояния трех гун материальной природы. Этот случай потряс всех.

КОММЕНТАРИЙ

Высшим достижением материальной науки является открытие атомной энергии. Однако ученые-материалисты не способны определить число атомов во вселенной. Но даже если кто-то и смог бы сосчитать все атомы или свернуть небо, как сворачивают одеяло, то и тогда бы он не сумел измерить величие и могущество Верховного Господа. Его называют Тривикрамой, потому что, воплотившись в образе Ваманы, Он простер Свою ногу над Сатьялокой, высшей планетной системой вселенной, и достиг области нейтрального состояния гун природы, которую называют оболочкой материального мира. Над материальным небом расположено семь материальных оболочек, и Господь пронзил даже их. Большим пальцем Своей ноги Он пробил в них отверстие, через которое воды Причинного океана просочились в материальный мир, и этот поток получил название священной Ганги, чьи воды освящают планеты всех трех миров. Иначе говоря, у трансцендентно могущественного Вишну не может быть соперников. Он всемогущ, и нет никого равного Ему или более великого, чем Он.

ЛЕКЦИЯ

Ом агьяна тимирандхасья
гьянангьяна шалакая
чакшур унмилитам ена
тасмаи шри-гураве намаха

Итак, в этой главе описываются разные воплощения Господа. Какое санскритское слово означает воплощение Бога? Аватара. Вы все знаете слово Аватара? Недавно один из ведущих режиссеров Голливуда снял фильм под названием «Аватар». Этот фильм стал суперхитом. Это по всему миру. Недавно я был в Италии, и там повсюду рекламные плакаты фильма «Аватар». Этот фильм я, конечно же, не смотрел и не знаю, почему они его так назвали. Но в любом случае, это духовное название, и это благоприятно. Говорят, что в этом году этот фильм на первом месте по сборам.

Аватара – это санскритское слово, которое означает воплощение Господа. В Шримад Бхагаватам приводится очень живое описание основных аватар Господа. Конечно, у Господа существует бесчисленное количество аватар. Господь Чайтанья объяснял, что точно так же, как невозможно сосчитать количество пылинок, влетающих и вылетающих из окна, точно так же, как нельзя посчитать количество волн в океане, точно также невозможно подсчитать количество воплощений Господа. Шастры описывают только главные воплощения Господа.

Как например, в этом стихе упоминается воплощение Господа как Тривикрамы или Ваманадевы. Об этом мы поговорим немного позже. Существуют различные категории воплощений Господа. Есть пуруша-аватары лила-аватары, юга-аватары, манвантара-аватары, гуна-аватары и шактьявеша-аватары. Это шесть основных категорий воплощений Господа. Пуруша-аватары – это особые воплощения Господа с целью материального творения. Это Маха Вишну, Гарбходакашая Вишну, Кширодакашая Вишну. Затем существуют лила-аватары, и из бесчисленное количество. Затем существуют также манвантара-аватары. Затем есть юга-аватары, то есть воплощения Господа для каждой эпохи. Кто является юга-аватарой для Кали-юги? Гауранга! В каждую эпоху есть главное воплощение.

Затем существуют также шактьявеша-аватары. Шактьявеша-аватары бывают двух категорий – прямые и косвенные. Прямые – это когда Господь приходит Сам, а косвенные – это когда Господь наделяет кого-то специальными полномочиями. Например, Нарада Муни – это шактьявеша аватара. Господь наделил его полномочиями распространять послание Нараяны. Нарада – это тот, кто дает Нараяну. Он дал Нараяну и грешному охотнику и мудрецу Вьясадеве. Итак, существуют шесть широких категорий аватар.

Есть также описания аватар – это основные аспекты и второстепенные. Основные аспекты – это описание облика аватары. Как, например, шастры описывают цвет тела Господа Чайтаньи как золотой. В седьмой песне Бхагаватам Прахлада Махарадж называет Господа Чайтанью гупта-аватарой, то есть скрытым воплощением. Гупта аватара означает, что хотя Он является воплощением Господа, он скрывает Свою истинную природу и играет роль преданного. Золотой цвет тела Господа Чайтаньи — это главный аспект этой аватары. И чем будет занята эта личность золотого цвета? Что говорят писания? Он будет заниматься совместным пением святого имени. Это второстепенный аспект описания аватары.

Когда аватары приходят в этот мир, они совершают сверхчеловеческие деяния. Это не те деяния, которые способны совершить обычные люди. В Кали-югу есть много аватар. В Индии таких «аватар» очень много. Они все говорят: «Я аватара, я Бхагаван», - но у этих «аватар» болит голова, они стареют, болеют, а потом умирают. И если попросить их совершить что-то необычное, у них ничего не получается. Однажды, я участвовал в межконфессиональной конференции в Индии. Ко мне подошел один санньяси и сказал: «Почему вы в ИСККОН утверждаете, что Кришна только один? Мы все Кришны, и все мы можем стать Кришнами». Я сказал: «Ну, здорово! А вы можете повторить какое-нибудь сверхчеловеческое деяние Кришны? Например, поднять холм Говардхану или показать вселенскую форму во рту?» Он сказал: «Если мы еще не совершили каких-то таких деяний, то это еще не значит, что мы не сможем совершить их завтра». Но это как раз то, чем занимаются эти «аватары» - просто кормят обещаниями. Подобно ученым – они говорят: «Продолжайте финансировать наши исследования, и когда-нибудь мы сделаем вас бессмертными». Я сказал ему: «Хорошо! Мы даем вам сорок лет. Через сорок лет поднимете холм Говардхану?» Он ничего не ответил.

Мы не признаем этих так называемых воплощений. Если кто-нибудь подходит к вам и говорит, что он Бог, его можно испытать – можно попросить его сделать что-нибудь сверхчеловеческое. В Индии есть люди, которые умеют показывать фокусы, например, сделать так, чтобы у них в руке появилась расагулы, и люди говорят: «Это точно Бог». Но мы должны постигать все через священные писания, это называется «шастра-чакшуш». И шастры подобны матери – они дают нам информацию о нашем отце. Как мать говорит нам, кто наш отец, шастры дают нам знание о нашем высшем отце. Шастры свободны от любых недостатков. Обусловленные души подвержены четырем видам недостатков. У нас есть склонность совершать ошибки. Поэтому есть поговорка, что людям свойственно ошибаться. Наши чувства несовершенны. Они работают, но только при наличии солнечного или лунного света, или электричества. Когда ночью в комнате нет света Солнца, Луны или электричества, то ваши глаза ничего не могут видеть. Затем мы попадаем в иллюзию. Мы принимаем ложное за истинное, а истинное за ложное. В ввиду этих несовершенств мы не способны стать источником совершенного знания. Шастры дают ответы на все вопросы, которые у вас могут возникнуть.

В этом стихе говорится, что никто не может сравниться с высшим положением Господа Вишну. В заключительных строках комментария Прабхупада говорит, что никто не может сравниться с трансцендентным Господом Вишну. Он всемогущ, и нет никого, кто был бы равен Ему или более великим, чем Он. Нет никого равного Господу или более великого, чем Он. Мы произносим эту знаменитую молитву из Брахма Самхиты:

Ишварах парамах кришнах
сач чид ананда виграхах
анадир адир говиндах
сарва карана каранам

Существует много повелителей, но Кришна является Верховным Повелителем и причиной всех причин. Второе оскорбление святого имени – это считать полубогов равными Господу Вишну или независимыми от него. Нет никого равного Господу Вишну или независимого от Него. Все подчинены Господу. Поэтому Кришна описывается как Верховный Господь. В десятой песне Шримад Бхагаватам Господь Шива, Господь Брахма, Господь Индра – все они признают верховное положение Кришны и прославляют Его.

В этом стихе упоминается воплощение Господа в образе Тривикрамы. Вы слышали раньше это слово Тривикрама? Тривикрама указывает на воплощение Господа в образе Ваманы. Тривикрама означает тот, кто покрыл весь мир тремя шагами. История Господа Ваманадевы замечательным образом описана в восьмой песне Шримад Бхагаватам. Я часто говорю преданным, что Шримад Бхагаватам – это сборник историй о Господе и Его преданных. Мы не говорим просто, что Бог велик. Веды описывают, насколько Он велик. Мы признаем, что Бог велик, но хорошо знать конкретно, в чем проявляется Его величие. В Бхагавад Гите Кришна вдохновляет нас всегда думать о Нем. Кришна говорит:

Ман мана бхава мад бхакто
мад йаджи мам намаскуру
мам эвайшйаси сатьям те
пратиджане прийо си ме

Всегда думай обо Мне, поклоняйся Мне, выражай Мне свое почтение. Итак, Он говорит: «Всегда думай обо Мне». Но затем в восьмой главе описывается, как можно думать о Кришне. Там Кришна говорит: «Думай обо Мне как о непостижимом». Вы понимаете слово непостижимый? Непостижимый означает тот, кого невозможно постичь своим материальным разумом. Господь непостижим. Он может явиться в образе Рыбы, чтобы спасти Веды.

Он может явиться в образе Получеловека-полульва, чтобы спасти Своего преданного Прахлада и выполнить обещание Брахмы. Несколько недель назад мы отмечали день явления Господа Нрисимхадевы. В этот день я был в Маяпуре, и у нас была замечательная абхишека Господа Нрисимхадевы. Каким образом Господь явился как Нрисимхадева? Он пришел в образе получеловека-полульва! Почему? Потому что Его преданный Брахма дал определенные обещания Хираньякашипу. Он сказал: «Тебя не сможет убить никакой человек и никакое животное. Тебя не смогут убить никаким оружием». Брата Хираньякашипу убил Господь в образе Вепря. Поэтому Хираньякашипу беспокоился, чтобы его не убило никакое животное. Поэтому он хотел застраховаться от этого случая. Он сказал, что его не должно убить никакое оружие, никаких болезней, никаких инфарктов. Он застраховался практически от любых случаев, которых он мог себе представить. После того, как Нрисимхадева убил Хираньякашипу, Он сказал Брахме: «В будущем таких обещаний не давай. Ты очень усложнил Мою задачу». Прабхупада сказал так шутливо в одной из своих лекций. Брахма надавал столько обещаний, что Господу пришлось выполнить их, но все же спасти Своего преданного Прахлада.

Если показать кому-нибудь изображение Господа Нрисимхадевы и сказать, что это наш Бог, они скажут: «Что это такое? Как Бог может иметь образ получеловека-полульва?» Но Сам Бог говорит, что Он непостижим, то есть Его невозможно понять материальным умом, увидеть материальными глазами. Подобным образом, Господь явился как Ваманадева. Этот стих упоминает лилу Господа в образе Ваманадевы. Господа также называют Урукрамой. Урукрама означает тот, кто совершил удивительные поступки. И почему Его называют Тривикрамой? Потому что Он тремя шагами покрыл всю вселенную.

Итак, Господь явился в образе мальчика-брахмана во время жертвоприношения, которое проводил Бали Махарадж. Бали Махарадж, внук Прахлада Махараджа, был очень счастлив, когда увидел, что к нему пришел такой прекрасный мальчик-брахман. Бали Махарадж сразу спросил Ваману: «Что я могу сделать для Тебя? Могу ли я чем-то послужить Тебе?» Когда мы видим какого-то могущественного брахмана, мы склонны предлагать ему служение. Я уверен, что многие из вас, когда вы идете проповедовать, когда встречаете какого-то благочестивого человека, он спрашивает вас: «Что я могу для вас сделать?» Ваманадева сказал: «Если ты хочешь Мне что-то дать, то, пожалуйста, дай Мне столько земли, где Я смогу сделать три шага».

Бали Махараджа очень удивила эта просьба. Он сказал: «Когда Ты приходишь к великому человеку, не нужно просить о чем-то таком незначительном. Если Ты пришел к такому богатому человеку, не нужно просить несколько зерен риса. Я могу дать Тебе страну или целую планету! Это какая-то ерундовая просьба». Ваманадева сказал, что, если человек не может обуздывать ум и чувства, он не будет счастлив даже если дать ему богатства всего мира. Бали Махарадж пытался искушать Ваманадеву. Он сказал: «Проси большего, почему Ты просишь так мало?» Ваманадева сказал: «Дорогой царя, Я буду доволен тремя шагами земли. Мне не нужно ничего больше». Он сказал, что если человек не может контролировать ум и чувства, то даже если ему дать богатства всего мира, все равно он не будет счастлив.

Можно ли когда-то удовлетворить жадного человека? Нет. Сейчас есть недостаток в жадинах? В седьмой песне Бхагаватам Нарада Муни сказал Юдхиштхире Махараджу такие слова: «Разгневанный человек может успокоиться, если дать ему возможность покричать. Голодного можно удовлетворить, если его накормить. Того, кого мучает жажда, можно удовлетворить, если ему дать попить воды». Иногда вы на кого-то очень разгневаны. Вы покричите несколько минут, и потом успокаиваетесь. Но Нарада Муни сказал, что жадный человек никогда не будет удовлетворен. Сколько бы не дали жадине, он все равно будет думать, что ему мало. Эти миллионеры, миллиардеры, олигархи – они удовлетворены? Нет, они все время хотят больше, больше, больше. Когда я летел на самолете из Милана в Москву, я прочитал в газете, что в этом году число миллионеров удвоилось. Жадины никогда не удовлетворяются. Они хотят все больше, больше и больше. И сколько бы они не получили, они считают, что им недодали.

Кришна говорит в Бхагавад Гите, что есть три пути, которые ведут в ад. Как есть разные шоссе, которые ведут в аэропорт, в разные города. Есть три шоссе, которые ведут в ад. Какие? Вожделение, жадность и гнев. Это три шоссе в ад. Ваманадева сказал: «Больше мне ничего не нужно. Я доволен тремя шагами земли. Мне больше ничего не предлагай». У Бали Махараджа был гуру. Его звали Шукрачарья. Шукра значит семя, ачарья значит учитель. Шукрачарья означает семейный священник. У Шукрачарьи были мистические силы. Он знал, что этот брахман не обычный нищий. Он пришел, чтобы забрать все богатство у его богатого ученика. Шукрачарья беспокоился, что если его ученик станет бедным, то он тоже станет бедным. Он сказал Бали Махараджу: «Ты глупец! Ты не знаешь, что ты наделал! Ты пообещал отдать этому нищему все свое царство, все свои планеты. Ты не должен выполнять свое обещание. Скажи ему, что пошутил. Как друзья иногда шутят друг с другом».

Бали Махарадж сказал такие слова: «Земля способны выдержать вес гор, океанов, но она не может выдержать веса лжеца. Я не буду лгать. И если то, что ты говоришь, правда, что это Сам Бог, который пришел, чтобы забрать все мои богатства, то пусть так и будет. В конце концов, все богатства предназначены для служения Господу». Когда мы живы, мы чрезмерно привязаны к своему имуществу. Я никому не хочу отдавать свое имущество. Но в момент смерти мы все равно расстаемся со своим имуществом.

Бали Махарадж сказал: «Ты говоришь мне не отдавать свое имущество. Но мне все равно придется расстаться царством в момент смерти. Поэтому пусть Господь забирает его». Бали Махарадж отказался принять совет Шукрачарьи. Есть разные категории духовных учителей. Некоторые становятся духовными учителями просто по рождению, как Шукрачарья. Он стал учителем потому что родился в семье брахманов. Некоторые становятся духовными учителями благодаря квалификации. Наше движение основывается на понимании, что брахманом или гуру можно стать благодаря качествам, а не просто родившись в семье брахманов.

Как я уже говорил, Господа называют Тривикрамой и Урукрамой. Шукрачарья увидел, что Бали Махарадж отказывается принять его совет. И Ваманадева совершил чудо. В четвертой главе Бхагавад Гиты Кришна говорит: джанма карма ча ме дивйам – Мои деяния и приход в этот мир трансцендентны, дивьям. Мы не должны считать Господа подобно обычным людям. Его деяния и приход в этот мир абсолютно трансцендентны, дивьям. Итак, Господь трансцендентен, Он превосходит человека, Его невозможно понять при помощи мирских ума и чувств, так как же Его можно понять? Постичь Господа можно чистыми чувствами и умом. Когда у вас высокая температура, если кто-то дает вам вкусную самосу, вы не способны насладиться этим вкусом. Но когда вы выздоравливаете, к вам возвращается ваш нормальный вкус, и вы способны насладиться этим. Когда наши чувства, ум и разум осквернены материальной энергией, мы не способны оценить величие Господа. Но по мере очищения мы будем постигать Господа все больше. Повторение и слушание о Господе – это метод очищения.

Господь Ваманадева совершил еще одно удивительное деяние. Первым шагом Он покрыл все пространство Земли. Подобно тому, как Кришна показал Арджуне Свою Вселенскую Форму на поле битвы Курукшетра, Господь Ваманадева покрыл все всего лишь одним шагом. Он покрыл все пространство планеты. И что Он сделал вторым шагом? Он встал на правую ногу, и поднял левую ногу. Он покрыл пространство от Земли до высших планет – Махарлоки, Тапалоки. Затем Его нога достигла Сатьялоки, высшей планеты материального мира. То есть Он сделал это левой ногой. Правая стояла на земле, а левой Он покрыл все пространство. На пальцах ноги Господа были острые ногти. Нога Господа превзошла эти высшие планеты и достигла более высокого уровня.

В Бхагаватам описывается, что вселенную покрывают различные оболочки из материальных элементов – земли, воды, огня, воздуха, эфира. Они слоями покрывают вселенную. И каждая оболочка в десять раз толще предшествующей. И нога Господа преодолела всю вселенную и ее оболочки и достигла духовного мира. Левая нога Господа пробила дыру в оболочке вселенной, и через эту дыру Ганга снизошла с духовных планет на Землю. Ее вода смыла красную пудру, которая была на лотосных стопах Господа. Поэтому вода была розовой. Гангу также называют Вишнупади, это значит, что она стекает с лотосных стоп Господа Вишну. Также ее называют Джахнави и Бхагиратхи. Также ее называют Патита-павани. Господа Чайтанью называют Патита Паваной, а Гангу называют Патита-павани. Почему? Потому что она очищает всех.

Итак, этот стих описывает воплощение Господа Тривикрамы, который Своей ногой пробил оболочку вселенной, и через это отверстие сюда попала Ганга. Итак, Ганга течет с лотосных стоп Господа. Поэтому ее называют Вишнупади. И она проходит через все небесные планеты, через Дхрувалоку, через планеты великих мудрецов. И воду небесной Ганги доставляют на более низкие планеты на специальных воздушных кораблях, подобно тому, как нефть перевозят в танкерах. И она нисходит на Землю для того, чтобы спасать обусловленные души, Патита-павани. Ганга настолько очищает, что даже если вы просто омываетесь в ней или кланяетесь ей, вы очищаетесь.

Итак, Шукадева Госвами описывает здесь, как Господь явился в образе Тривикрамы. Итак, первым шагом Господь покрыл Землю. И вторым шагом Он покрыл все пространство и пробил оболочки вселенной. И куда Он сделал третий шаг? Он сказал Бали Махараджу: «Я уже сделал два шага. Куда сделать третий шаг? Уже нет места!» Бали Махарадж сказал: «Сделай третий шаг мне на голову». Другими словами, Бали Махарадж отдал Господу все свое имущество, и затем полностью отдал себя самого.

Как в Бхагавад Гите, когда Кришна явил Арджуне вселенскую форму, Он даровал Арджуне особое видение, чтобы ее увидеть. Но затем Он принял образ обычного человека. Итак, Господь Ваманадева увеличился в размерах и покрыл всю вселенную, и затем он снова принял облик обычного мальчика-брахмана. Когда вы слушаете эту историю, вы можете думать: «Ну как же возможно, чтобы кто-то так высоко поднял ногу?» Для нас конечно, это невозможно, но для Господа нет ничего невозможного. Когда вы читаете Шримад Бхагаватам, вы читаете описание множество непостижимых игр Господа. Мы не должны сомневаться в этом, мы должны помнить, что Господь непостижим. Кришна говорит: «Мой приход и деяния в этом мире абсолютно трансцендентны».

Итак, в этом стихе Бхагаватам подчеркивает верховное положение Господа. Когда преданный слушает эти истории, он все больше наслаждается величием Господа. Нет никого более великого, чем Господь. Экала ишвара кришна ара сарва бхритья – Есть только один повелитель, а все остальные являются Его подчиненными. У нас должно быть такое понимание. Также Нарада Муни говорит в Бхагаватам, когда вы поливаете корень дерева, вы также питаете его листья, ветви и т.д. Подобным образом, когда мы поклоняемся Господу, мы выполняем все свои обязанности перед полубогами и другими.

Кришна – это Верховный Господь, Он всемогущ. В Брахма Самхите описаны некоторые трансцендентные качества Господа. Голока эва нивасатй акхилатма бхуто. Хотя Господь пребывает на Своей планете, при этом Он присутствует повсюду. Ангани йасйа сакалендрийа вритти манти. Любой частью тела Господь может выполнять функцию любой другой части. Мы говорим об этом, потому что в последних строках комментария Прабхупада говорит, что Господь всемогущ, и нет никого равного или более великого, чем Он. Любой частью тела Господь способен выполнять функцию любой другой части тела. Мы с вами можем выполнять определенные действия только определенной частью тела. Но Господь способен совершить любое действие любой частью Своего тела. Он всемогущ.

Адйам пуранам пурушам нава йауванам ча. Хотя Он старейшая личность, Он всегда юный. Он Ади Пуруша, изначальная личность. Но Он всегда юный. Вы никогда не увидите изображение Господа с морщинами или седыми волосами. Господь не стареет с течением времени. Кришна – это Верховный Господь, источник всех воплощений. Его сравнивают с изначальной свечой, от которой зажигают другие свечи. Воплощения Господа приходят для того, чтобы исполнить определенные цели. По мере слушания Шримад Бхагаватам мы будем очищаться, и по мере очищения мы все больше и больше будем понимать величие Господа и Его непостижимую природу. Мы должны внимательно слушать

Нашта праешв абхадрешу
Нитья бхагавата севая
бхагаватир уттама шлоке
бхактир бхавати наиштики

Благодаря регулярному слушанию Бхагаватам, из сердца уходит все неблагоприятное, и там утверждается любовное преданное служение. Пожалуйста, развивайте в себе эту привычку слушать Шримад Бхагаватам. Если вы не можете приезжать каждый день в Бхагаватам на лекцию, вы можете каждый день читать Шримад Бхагаватам дома, и вы обнаружите, что это будет совершать чудеса в вашей духовной жизни. Шрила Прабхупада всегда вдохновлял нас читать эти книги. Он говорил, что, когда Кришна видит, что кто-то читает эти книги, Он думает: «Нужно дать ему разум, чтобы он смог постичь Меня».

Подведем. В этом стихе говорится, что Кришна – это Верховный Господь. Здесь описывается явление Господа в образе Тривикрамы. Тривикрама – это другое имя Господа Ваманадевы. Тривикрама значит тот, кто покрыл всю вселенную тремя шагами. Также Его называют Урукрамой, тот, кто совершил великие деяния. Одно из удивительных деяний Господа Ваманадевы было, когда Он пробил ногой оболочку вселенной, и через это отверстие в этот мир низошла Ганга. И Гангу называют Патита Павани. Она очищает всех. Харе Кришна!