foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Шаблоны Joomla 3 тут

Я прочитаю очень известный стих из Шримад Бхагаватам.

тасмад бхарата сарватма
бхагаван ишваро харих
шротавйах киртитавйаш ча
смартавйаш чеччхатабхайам

ПЕРЕВОД

О потомок царя Бхараты, тот, кто хочет избавиться от всех страданий, должен слушать повествования о Верховном Господе, помнить о Нем и прославлять Его — Сверхдушу и властелина всего сущего, приносящего избавление от всех страданий.

КОММЕНТАРИЙ

В предыдущем стихе Шри Шукадева Госвами рассказал о том, как глупцы, привязанные к материальному, растрачивают драгоценное время своей жизни на улучшение материальных условий: спят, занимаются сексом, пекутся о своем благосостоянии и заботятся о многочисленных родственниках, которым суждено кануть в Лету. Занимаясь такой материальной деятельностью, живая душа запутывается в ее последствиях, определяемых законом кармы. Это увлекает ее в круговорот рождений и смертей, где она принимает формы 8400000 видов жизни — обитателей вод, растений, пресмыкающихся, птиц, зверей, нецивилизованных людей, — пока наконец вновь не получит человеческую жизнь, а вместе с ней и шанс разорвать цепь кармической деятельности. Поэтому тот, кто стремится вырваться из этого порочного круга, должен перестать действовать как карми, то есть наслаждаться плодами своего труда, хорошими или плохими. Человек ничего не должен делать в личных интересах: ни плохого, ни хорошего, — всю свою деятельность необходимо посвящать Верховному Господу, которому принадлежит все сущее. То же самое советует и «Бхагавад-гита» (9.27), где говорится, что всю свою деятельность человек должен посвящать Господу. Поэтому прежде всего необходимо слушать повествования о Господе, а усвоив услышанное, прославлять Его поступки и деяния — только так можно постоянно помнить о трансцендентной природе Господа. Слушание повествований о Господе и прославление Его тождественны трансцендентной природе Господа. Эти два процесса позволяют преданному постоянно общаться с Господом, а постоянное общение с Господом избавляет его от всех страхов. Господь является Сверхдушой (Параматмой), пребывающей в сердце каждого живого существа, и любому существу в творении Господа, которое слушает повествования о Нем и прославляет Его, Господь открывает доступ к общению с Ним. Слушать повествования о Господе и прославлять Господа под силу любому человеку, кем бы он ни был, и с помощью этих двух процессов он может достичь успеха во всем, чем по воле судьбы ему приходится заниматься. Есть разные типы людей: карми, философы-эмпирики, йоги-мистики и, наконец, чистые беспримесные преданные, — и все они могут добиться успеха на своем поприще с помощью одного и того же метода. Все хотят избавиться от страха и наслаждаться безоблачным счастьем. «Шримад-Бхагаватам», поведанный великим Шрилой Шукадевой Госвами, предлагает идеальный способ, который позволяет быстро достичь этой цели. Слушание повествований о Господе и прославление Его одухотворяют всю деятельность человека, позволяя избавиться от всех материальных страданий.

ЛЕКЦИЯ

Ом агьяна тимирандхасья
гьянангьяна шалакая
чакшур унмилитам ена
тасмаи шри-гураве намаха

Харе Кришна! Прежде чем начать лекцию, я хотел бы выяснить относительно времени. Во сколько отправляются автобусы? До скольких продолжать лекцию? Мы можем продолжать всю ночь. Шукадева Госвами рассказывал Бхагаватам день и ночь, но мы не настолько продвинуты. Мы не можем слушать двадцать четыре часа, мы не можем рассказывать двадцать четыре часа.

Этот стих Шримад Бхагаватам подводит итог всей нашей философии. Мы собрались здесь, потому что у нас есть желание заниматься духовной жизнью. Иначе зачем бы вы пришли сюда? Вы же не получаете за это никакого экономического поощрения? Вам что, приплачивают за то, что вы преданные Харе Кришна? Или, может быть, вам что-то подкидывает правительство? Нет, почему же тогда люди принимают сознание Кришны? Потому что этот метод приносит удовлетворение.

Здесь Шукадева Госвами дает нам очень ценный совет. В предыдущем стихе он рассказывал, что материалисты, привязанные к чувственным наслаждениям, просто запутываются в материальном мире. В прошлой главе Махараджа Парикшит обратился к ученому собранию. Царь Парикшит пригласил тысячи мудрецов для того, чтобы послушать Шукадеву Госвами. Ко всем был обращен следующий вопрос: «Что должен делать человек, стоящий на пороге смерти?» А разве все мы не стоим на пороге смерти? Это относится ко всем? Это относится ко всем.

Однажды, Шрила Прабхупада давал пресс-конференцию в Америке. Это было где-то в 1972 году. Тогда движение было относительно молодым. Индия тогда была гораздо беднее, чем сейчас. Сейчас говорят, что стороны стола поменялись. Сейчас Америка и Европа, которые раньше были самыми богатыми, день ото дня беднеют, а Индия и Китай день ото дня богатеют. Но в 1972 году все было наоборот. Там присутствовал один американский журналист. Хотя наша философия универсальна, некоторые люди считают, что она сектантская. Это журналист сказал: «Свамиджи, чему вы хотите нас научить? Мы богатейшая нация в мире». Тогда американцы очень гордились, сейчас они более смиренные. Он сказал: «Мы богатейшая страна мира, чему вы можете нас научить? А вы бедная страна, чему вы нас научите?» Прабхупада сказал: «Может быть я из бедной страны, а вы из богатой, но между богатыми и бедными странами есть одна общая вещь». Тогда журналист заинтересовался: «Свамиджи, что же общего между богатыми странами и бедными?» Прабхупада сказал: «И в тех, и в других странах стопроцентный уровень смертности». И тогда журналист открыл глаза от изумления. Смертность все равно стопроцентная, где бы вы ни жили.

Поэтому вопрос Махараджа Парикшита был очень уместным: «Что должен делать тот, кто стоит на пороге смерти?» Шукадева Госвами сказал: «Твой вопрос воистину славен, потому что ответ на этот вопрос может просветить каждого». В третьей песне Бхагаватам можно прочитать беседу между Девахути и ее сыном Капиладевой. Девахути была женой великого мудреца Кардамы Муни. Он был очень могущественным йогом-мистиком. Он создал летательный аппарат, на котором были размещены горы, сады, озера. Но когда его сын вырос, Кардама оставил дом, чтобы практиковать медитацию. Девахути знала, что ее сын является воплощением Господа, потому что это ей открыл Господь Брахма, когда она еще была беременной. Поэтому она обратилась к своему сыну: «Ты топор, который может разрубить узел материальных привязанностей, поэтому пожалуйста, просвети меня, как я могу избавиться от страданий материальной жизни». Капиладева был очень счастлив услышать такой вопрос от своей матери. Он сказал: «Мама, твой вопрос поистине достоин прославления, потому что ответ на него принесет благо всему обществу».

Подобно тому, как Девахути задавала вопросы Капиладеве, также и преданные задают вопросы на благо всех людей. В Бхагавад Гите Арджуна тоже задает много вопросов. Арджуна вечный спутник Господа, тем не менее, он задает множество вопросов. Господь поместил его в невежество для того, чтобы была поведана Бхагавад Гита для блага преданных Золотого Кольца и вообще всего человечества. Таким образом, преданные задают вопросы для блага других, они хотят просветить их. В Пятой песне Бхагаватам мы читаем о том, как Джада Бхарата дает наставления Царю Рахугане. Вы знаете эту историю?

Жил да был царь по имени Ришабхадева. Ришабха на санскрите означает лучший. Царь Ришабхадева был воплощением Бога и императором всего мира. У него было сто сыновей, и старшего звали Бхарата. После него Землей правил Бхарата. Отсюда пошло название Бхарата Варша. В конце концов, он все оставил и ушел в лес. Однако, в лесу он привязался к оленю. Он увидел, как олениху преследовал лев. Лев зарычал, а когда львы рычат, все пугаются. Вы львов видели? Вероятно, в зоопарке. Я был в Кесуму в Восточной Африке. Я читал джапу в парке, и кто-то мне сказал: «Посмотрите, за вами лев!» Я сказал: «Правда?» Но к счастью он был в клетке. Затем в Комбаторе я как-то тоже читал джапу рядом с храмом. Это в Южной Индии. Туда преданные обычно ездят на панча-карму. И там можно встретить очень много преданных из России. И вдруг мы услышали громкий рык. Я спросил местных преданных: «Что это за звук?» Они сказали: «Это рычит лев», а лев был где-то в полукилометре. Это просто чтобы вы представили, насколько могущественное животное лев. Прабхупада говорил, что даже лев, царь зверей, должен бороться за свое пропитание, потому что никто к нему не приближается, все разбегаются. Даже ему для того, чтобы поддержать свою диету нужно трудиться.

Итак, лев гнался за оленихой. Она родила олененка и умерла. Царь воспринял это как благословение свыше, что он должен позаботиться об этом олененке. Царь Бхарата настолько привязался к олененку, что ничего не мог делать, если он не находился рядом. Однажды, когда он искал оленя, он погиб. И что случилось тогда? Он был вынужден родиться оленем. В восьмой главе Бхагавад Гиты «Достижение Всевышнего» Кришна объясняет искусство умирать. Он говорит: «О чем бы вы ни подумали в момент смерти, такого тела вы и достигаете». Поэтому писания говорят нам: анте нараяна смрити – устройте свою жизнь таким образом, чтобы в момент смерти вы думали о Кришне. Очень важно устроить свою жизнь таким образом, чтобы мы помнили о Господе.

Царю Бхарате пришлось родиться оленем. Но это не было долгим, потому что до этого он занимался преданным служением. Он родился в брахманической семье, и он притворялся глухонемым. Однажды, Царь Рахугана ехал на паланкине на духовную лекцию. Носильщикам паланкина нужно было идти быстрее. Поэтому они попросили хорошо сложенного красивого молодого человека Джаду Бхарату помочь им нести паланкин. Но вместо того, чтобы паланкин начал двигаться быстрее, он стал двигаться еще медленнее. Почему? Потому что по дороге Джада Бхарата тщательно рассматривал место, куда поставить свою стопу, чтобы ни на кого не наступить. Царь тогда стал ругаться.

Вначале он это терпел, но затем заговорил. Когда царь услышал его слова, он понял, что этот человек достиг самоосознания. Тогда он сошел со своего паланкина и сказал: «Я не боюсь молнии Индры, но я боюсь оскорбить вайшнава. Ты великий мудрец, я знаю, что ты не глухонемой». Тогда он предался Джаде Бхарате и попросил у него наставлений. Он задал ему много вопросов и получил наставления, но затем он снова обратился к нему: «Я хотел бы, чтобы ты все это объяснил мне более подробно». И тогда Джада Бхарата объяснил все это более глубоко.

Для того, чтобы понять духовную философию, нужно слушать снова и снова, а не просто однократно. Почему мы так стремимся слушать? Потому что уши – это каналы, через которые поступает духовная пища. Для преданного существует два типа духовной пищи. Один из них, конечно, это Кришна-прасад, который мы все обожаем. Как перед едой мы произносим эту молитву «Шарира авидья джал». В ней Бхактивинод Тхакур говорит, что чувства очень трудно обуздать. Но Господь очень добр, и Он послал нам прекрасный прасад. Давайте же будем вкушать его до полного удовлетворения. Это один тип кришна-прасада, это кришна прасад, который мы едим. Другой аспект кришна-прасада – это слушать нектар повествований о Господе. И его мы принимаем через уши. Преданные используют уши для того, чтобы наслаждаться нектаром святого имени, что также является кришна-прасадом.

В этом стихе Шукадева Госвами отмечает много моментов. Вы услышите об этом, несомненно не в первый раз. Вы слышали об этом много раз. Вы сможете заметить один шаблон, что в писаниях одни и те же наставления повторяются снова и снова. Они повторяются снова и снова разными способами – разными преданными, в разных обстоятельствах, стихи слегка отличаются друг от друга. Но суть одна. Также как в Бхагавад Гите от начала до конца подчеркивается контроль ума. В шестой главе «Дхьяна йога» Кришна говорит, что тот, кто контролирует свой ум будет невозмутим в любых ситуациях. А тот, кто не умеет контролировать ум не будет счастлив ни при каких обстоятельствах.

В этом стихе Шукадева Госвами объясняет, что если вы хотите освободиться от всех страданий, то нужно делать следующее. Во-первых, нужно признать, что в жизни существуют страдания. Но некоторые говорят: «А где ваши страдания? Это все пропаганда верующих». Нет, любой здравомыслящий человек может сказать, что страданий хватает, и день ото дня их становится все больше. Например, сейчас люди больше болеют. Сейчас дети болеют заболеваниями, которыми раньше болели старики. Сейчас больше случаев депрессии, чем раньше. Все больше и больше проблем одиночества встает в обществе. Даже сама концепция семьи постепенно исчезает из общества. В мире существует множество страданий. И что же Кришна говорит в Бхагавад Гите? Каковы две характеристики материального существования? Мир исполнен страданий, и все здесь временно.

Здесь Шукадева Госвами рекомендует следующие действия. Во-первых, слушать, затем прославлять и помнить. Кого? Личность Бога. Затем он объясняет некоторые из качеств Господа. Он говорит, что Он Сверхдуша. Ишвара сарва бхутанам хрид деше рджуна тиштхати – Господь является Сверхдушой. Сверхдуша выполняет множество функций. Одна из функций – Она свидетель всех наших деяний. Часто, когда мы проповедуем о реинкарнации, люди задают такой вопрос. А кто свидетель того, что я делаю? По всему миру люди задают такой вопрос: «Вы, парни, верите в реинкарнацию, а кто является свидетелем наших поступков? Положим, существует 8,400,000 форм жизни, а кто решит, куда меня направить?» Существует множество свидетелей. Солнце, Луна и звезды свидетели, полубоги свидетели, и превыше всего Сверхдуша.

В восемнадцатой главе Бхагавад Гиты объясняется, что Сверхдуша является окончательным дозволяющим. Что означает дозволяющий? Она санкционирует, что делать, а что не делать. Например, мы можем сказать: «Я хочу того то, того то и того то». Значит ли, что вы получите все это? Вы слышали фразу «Человек предполагает, а Бог располагает». На самом деле, человек предполагает, а Параматма располагает. Например, вы хотите купить Мерседес последней модели. Но Параматма смотрит, что на счету вашей кармы, что вам положено – Мерседес или Копейка. А может быть, велосипед. Кто-то смотрит за нашими поступками.

Он также является контролирующим. В Москве мы читали лекцию по Второй песне Шримад Бхагаватам, где описываются разные воплощения Господа. Во второй песне описываются различные воплощения. Но затем Шукадева Госвами говорит, что верховный правитель – это Кришна. Когда Кришна является, Он совершает сверхъестественные деяния. Когда мы читаем о различных воплощения Кришны в Бхагаватам, мы находим, что каждое из них совершало сверхчеловеческие деяния. Например, Нрисимхадева. Несколько недель назад мы праздновали день явления Господа Нрисимхадевы. В это день я был в Маяпуре, где проводится в этот день самая сложная абхишека. Кто-то, может быть, смотрел ее по интернету? Можно получить даршан Божеств Вриндавана, Маяпура, Бомбея по интернету. Из Маяпура вещание ведется двадцать четыре часа в сутки. Можно даже каждый день посещать мангала-арати в Маяпуре.

Так вот, воплощение Господа Нрисимхадевы – получеловек-полулев. Вы можете себе представить? Затем Господь явился как Тривикрама. По-другому Его еще зовут Ваманадева. Одним шагом Он покрыл всю Землю, а второй Он достал все, вплоть до Сатья-локи, и даже за Сатья-локу. Эта вселенная покрыта разными оболочками, такими как земля, вода, огонь, воздух и эфир. И каждый из этих слоев в десять раз толще предыдущего. Ваманадева стоял на правой ноге и поднял левую. Его стопа поднялась над всеми оболочками вселенной и достигла духовного мира. И своими ногтями Он пробил отверстие в оболочке вселенной. Также как Господь Нрисимхадева разорвал тело Хираньякашипу Своими когтями. И тогда из этого отверстия появилась река Ганга. Таким образом описываются различные воплощения Господа. Но высший повелитель – это Кришна.

Я уверен, что все знают этот знаменитый стих из Брахмы Самхиты.

Ишварах парамах кришнах
сач чид ананда виграхах
анадир адир говиндах
сарва карана каранам

Все в ИСККОН знают эту шлоку. Брахма говорит: «Ты верховный владыка». Брахма очень интересовался положением Кришны. Когда Кришна жил во Врадже, Он скрывал Свое Верховное положение благодаря Своей энергии йога-майе. Он только что убил могущественного демона Агхасуру. А до этого Он убил еще несколько демонов. Он повалил два огромных дерева. Мама Яшода была изумлена, как маленький ребенок может совершить такое! Бриджабаси стали думать: «Возможно, этот мальчик полубог, а может быть Он Нараяна? Может быть, Он уполномочен Нараяной?» Брахма решил проверить Его и тогда он украл мальчиков-пастушков и телят. Это длинная история. Но Кришна распространил Себя в формы пастушков и телят, и планы Брахмы потерпели крах.

Подобным образом, Индра почувствовал себя оскорбленным из-за того, что бриджбаси остановили индра-ягью. Он решил их проучить и затопил Вриндаван водой. Громом ревели облака Самвартака. Несколько дней назад я был в аэропорту Милана. Я только собирался вылететь в Москву, как пошел дождь. Был такой сильный грохот грома, что все подумали, что, наверное, разбился самолет. К счастью, все обошлось. Но планы Индры тоже потерпели крах – Кришна с легкостью поднял Говардхан.

Писания, включая Бхагавад Гиту утверждают, что Кришна является Верховным Повелителем. Шукадева Госвами говорит: «Кришна, Ты Сверхдуша. Кришна – Ты Верховный Повелитель». Однажды, Прабхупада читал лекцию и сказал: «Проповедовать – это легко. Нужно знать три вещи и все. И тогда он процитировал стих из пятой главы Бхагавад Гиты:

Ишварам сарва бхутанам
сарва лока махешварам
сухридам сарва бхутанам
гьятва мам шантир риччхати

Это очень знаменитый стих. В этом стихе говорится, что Кришна – Верховный Контролирующий, Он высший наслаждающийся и наш доброжелатель». Если вы знаете эти три вещи, то тогда вы находитесь на верном пути.

Итак, Шукадева Госвами утверждает эти положения, после чего говорит: «Ты спасаешь от всех бед». Каким образом Господь спасает нас от страданий? И что нужно предпринять, чтобы спастись от страданий? Что говорит этот стих? Нужно слушать, прославлять и помнить. Слушание и воспевание формируют основу нашей духовной жизни. Во второй песне есть прекрасное объяснение, что такое время. Шукадева Госвами объясняет, что с каждым восходом и закатом Солнце сокращает жизнь каждого, кроме тех, кто занимаются преданным служением. Каждый день Солнце восходит и заходит, и это для нас послание. Большинство людей не обращают внимание на это послание. В чем же заключается это послание? Нам осталось жить еще один день меньше. Не тратьте понапрасну время.

Чанакья Пандит говорит, что потерянную зря минуту нельзя вернуть даже за богатства всего мира. Таким образом, время – это самая большая драгоценность. В Бхагаватам есть история о Махарадже Кхатванге. Она приводится во второй песне. Это был царь, который сознавал Бога. В Ведические времена все цари сознавали Бога. Сейчас это так? Сегодня, скорее, наоборот во всем мире. Если лидеры обладают сознанием Бога, то и общество будет обладать сознанием Бога. Поэтому в Бхагавад Гите говорится, что что бы ни делал великий человек, остальные будут следовать за ним. Если лидеры общества будут подавать пример, то остальные будут им следовать. Поэтому Прабхупада подчеркивал, что в ИСККОН лидеры должны подавать пример, тогда другие тоже захотят следовать ему. Мы должны практиковать то, что проповедуем. Не должно быть такого, что мы делаем одно, а проповедуем другое.

Махараджа Кхатванга был благочестивым царем, и он помог полубогам победить асуров. После битвы полубоги обратились к нему: «Господин, что мы можем для тебя сделать? Ты очень помог нам». Царь сказал: «Просто скажите мне, сколько мне еще осталось жить». Вы можете обратиться к астрологу и спросить у него, сколько вам осталось жить. Сейчас очень много астрологов. На той неделе я встретил двух преданных. Они не могли найти работу и стали астрологами. И сейчас у них дела пошли хорошо. Я видел это по всему миру, что, когда у людей ничего не получается, они становятся астрологами. Но мы здесь говорим не о таких астрологах, а о настоящих астрологах. И полубоги сказали Кхатванге: «Тебе осталось жить лишь одно мгновенье». И что сделал Кхатванга? Он сказал: «Позвольте мне вернуться на Землю, чтобы, медитируя на лотосные стопы Господа, я смог оставить тело».

Итак, этот стих рекомендует нам слушать снова и снова. У нас есть много, о чем можно слушать. Недостатка нет. Есть огромное количество телевизионных каналов, и каждый из них что-то показывает, каждый что-то свое. Есть много радиостанций, газеты, журналы, сотовые телефоны. Можно столько всего слушать. Но здесь нам рекомендуется слушать о славе Господа, и мы делаем это, повторяя Харе Кришна мантру. Харе Кришна Маха мантра содержит суть всех писаний. Махараджа Парикшит задавал вопросы Шукадеве Госвами по разным вопросам. Какова природа трансценденталиста? Он очень сострадателен. Он доброжелатель каждого.

Махараджа Парикшит знал признаки Кали-юги. В Бхагаватам уже объяснялись признаки Кали-юги. Он хотел знать, как спасутся люди в Кали-югу. Что же сказал ему Шукадева Госвами? Он сказал: «Кали-юга – это океан порока, но в этот век есть одно достоинство: повторяя имена Бога, можно обрести любовь к Богу и избавиться от страданий рождения и смерти».

В Шримад Бхагаватам эта же мысль подчеркивается в другом стихе. Например, Шукадева Госвами объясняет. То же самое благо, которое в Сатья югу можно получить благодаря медитации. Каков был метод самоосознания в Сатья-югу? Медитация. Какова была продолжительность жизни? Сотня тысяч лет. Вальмики медитировал шестьдесят тысяч лет. Сейчас, когда мы слышим об этом, нам это кажется сказками. Но это реальность. Затем пришла Трета-юга. Продолжительность жизни сократилась в десять раз. И каков же был метод самоосознания? Сложные жертвоприношения, которые требовали присутствия подлинных брахманов и чистых ингредиентов. Если бы вам приходилось каждый день совершать ягьи, для проведения которых бы требовалось пол-литра гхи и пять литров молока, вы бы смогли себе это позволить? И где бы вы нашли подлинных брахманов?

Затем пришла Двапара-юга. Продолжительность жизни сократилась еще в десять раз. И тогда был рекомендован метод пышного поклонения Господу в храме. В Кали-югу максимальная продолжительность жизни человека – сто лет. Хотя на самом деле меньше. Я читал, что в России мужчины живут в среднем пятьдесят пять лет, потому что они много пьют. Если кто-то много пьет, то он должен за это заплатить. То есть сто лет сейчас – это в основном всего лишь теория. В Бхагаватам говорится, что по мере продвижения Кали-юги, правдивость, целостность и другие хорошие качества будут только убывать. Поэтому говорится, что нужно повторять и слушать имена Господа. Как мы много раз объясняли, существуют разные уровни повторения святого имени. Об этом говорят мудрецы и священные писания. Существует уровень оскорбительного повторения, уровень очищения и уровень чистого повторения. По крайней мере мы должны повторять святые имена внимательно и избегать оскорблений.

Дале говорится: «Нужно помнить Верховную Личность Бога». Существует огромное количество удивительных игр Господа. Например, в этом году мы празднуем пятисотлетие принятия санньясы Господом Чайтаньей. Господь Чайтанья принял санньясу пятьсот лет назад. Это прекрасно описывается в Чайтанья Бхагавате. Чайтанью Махапрабху описывают как самое милостивое воплощение. Для чего Он явился? Патита павана хету тава аватара. Он явился, чтобы спасти падших людей Кали-юги. Хотя Господь Чайтанья – это Верховный Господь, Он пришел как преданный. В седьмой песне Прахлада Махарадж говорит, что Он гупта-аватара, скрытая аватара. Он воплощение, но не объявляет себя таковым.

Но конечно же, Господь Чайтанья также проявлял сверхчеловеческие деяния. Однажды, Он показал Свою вселенскую форму. Он также показал шестирукую форму, а также совершил много других лил. Господь Чайтанья был также выдающимся знатоком санскрита. Однажды, Он непрестанно повторял: «Гопи-гопи-гопи-гопи-гопи». Рядом присутствовал один пандит, молодой человек. Он сказал: «Что это еще за гопи-гопи-гопи? Повторяй Харе Кришна!» Он не мог понять настроение, в котором находился Махапрабху. Настроение гопи – это настроение беспримесного служения. Никто в истории не может сравниться с преданностью, которую гопи имели по отношению к Господу. Кто-то сравнивает отношения гопи с мирскими отношениями, но они не являются таковыми.

Однажды, у Кришны заболела голова. Он сказал: «Я могу избавиться от головной боли только если преданные даруют Мне пыль со своих стоп». Например, когда у нас болит голова, мы используем бальзам «Золотая звезда», Кришна хотел применить в качестве бальзама пыль со стоп Его преданных. Уддхава пошел к разным преданным: к брахманам, к гьяни, к йогам, и они все оказались. Они сказали: «Если пыль с наших стоп коснется головы Господа, мы все отправимся в ад». Потому Уддхава пошел к гопи, и гопи без всяких колебаний отдали пыль со своих стоп. Потому что их жизни были полностью посвящены Господу.

Когда Господь Чайтанья повторял «гопи-гопи-гопи», Он проявлял высшую форму любви, которая может быть у преданного к Господу. Но этот глупый пандит не понял этого и стал читать лекцию Господу: «Что это у Тебя такое за гопи-гопи-гопи?» Тогда Господь разозлился и погнался за ним. Тогда этот пандит, запыхавшись, прибежал ко своим одноклассникам. Они спросили его: «Что с тобой? Ты весь запыхался!» Он сказал: «Вы знаете, что сегодня случилось? Мне еще повезло, что я остался жив». Они спросили: «Кто тебя чуть не убил?» «Да Нимай Пандит, все говорят, что Он такой ученый, но сегодня я увидел Его настоящее лицо». Они сказали: «А вообще, кем Он себя возомнил? Он думает, что Он сын Джаганнатхи Мишры, но мой отец такой же крутой! Вот посмотрим, как Он с нами будет разговаривать».

Господь Чайтанья видел все это как Сверхдуша. И Он начал медитировать: «Зачем же Я явился? Я пришел, для того чтобы спасти падших людей Кали-юги. Однако, эти люди начинают совершать оскорбления в Мой адрес». И тогда Он решил принять санньясу. Сперва Он рассказал об этом только Своим нескольким самым близким друзьям. Был такой преданный по имени Кхолавеччха Шридхар. Он не был таким богатым, как все вы. Он был очень бедным бизнесменом. Он продавал бананы и чашки из банановых листьев. Но Нимай Пандит каждый день приходил в его лавку и говорил:

- По чем сегодня бананы?
- Одна пайса за дюжину.
- Нет, нет! Очень дорого!
- А чего Ты ко мне пристал? Иди к другим и там торгуйся! Почему Ты мне причиняешь головную боль?
- Как же я могу отказаться от такого стабильного поставщика как ты?

В доме Кхолавеччхи Шридхара была одна комната, и крыша была как решето. Однажды, Господь Чайтанья явил Свою вселенскую форму Своим некоторым близким преданным. Он предложил Кхолавеччхе Шридхару любые богатства. Если бы такое предложили нам, мы бы выбрали дачу, хорошую машину, модную одежду. Но он сказал: «Если Ты хочешь дать мне благословение, то дай мне благословение, чтобы в каждом воплощении Ты приходил в мою лавку и торговался со мной, а я бы помнил Тебя».

Кхолавеччха Шридхар день и ночь громко повторял святые имена. Даже соседи жаловались на него: «Наверное, его преследуют привидения. Он сам не спит и другим не дает». Однажды Господь Чайтанья послал одного преданного за Кхолавеччхой Шридхаром. Он сказал: «Это очень легко, просто идите по этой дороге, когда дойдете до дома, где кто-то громко повторяет Харе Кришна, то это и есть дом Кхолавеччхи Шридхара».

Чханд Кази разбил мриданги и хотел остановить движение санкиртаны Господа Чайтаньи. Тогда Господь Чайтанья организовал массивное шествие санкиртаны. Киртан шел часами, но затем Он захотел пить. Он отправился к дому Кхолавеччхи Шридхара. Во всем доме Кхолавеччхи Шридхара был всего лишь один стакан. Этот ржавый железный стакан был таким старым, что, как говорит Чайтанья Бхагавата, даже воры не покусились бы на него. Можете только представить себе, в каком состоянии находился этот стакан. Господь Чайтанья налил в этот стакан воды и стал пить из него. Когда Кхолавеччха Шридхар увидел это, он сказал: «Мой дорогой Господь, не пей из этого стакана». Но Господь сказал: «Когда Я из него пью, Я очищаюсь».

Когда Господь Чайтанья стал готовиться к санньясе, Кхолавеччха Шридхар знал об этом. Тогда он принес тыкву, и Шачимата приготовила эту тыкву для Господа Чайтаньи, чтобы Он поел перед тем, как принять санньясу. Он принял санньясу в Катве от Кешавы Бхарати. И почему Он принял санньясу? Потому что санньяси автоматически оказывают уважение. Господь Чайтанья принял санньясу, чтобы спасти падших людей Кали-юги.

Когда Бхагаватам говорит нам помнить о Господе, у нас есть столько разных вещей, о которых мы можем помнить. У нас есть Кришна-лила, Чайтанья-лила, Прабхупада-лила. Никогда нельзя исчерпать тем для слушания. Даже в лиле принятия санньясы Господом Чайтаньей есть много других аспектов, которые мы сегодня не описали. Займите свой ум позитивными мыслями.

Затем у нас есть пример Прахлады Махараджа. Об этом можно прочитать в седьмой песне. Прахлада Махарадж сказал: «Мой дорогой Господь, я не беспокоюсь о собственном освобождении. О чем же я волнуюсь? Я беспокоюсь только о тех, кто хотят найти счастье в этом месте страданий». Прахлада показал пример настроения проповедника.

Был такой преданный Господа Чайтаньи Васудева Випра. Он страдал от проказы. Его тело гноилось и было полно червей. Если какой-то червячок выпадал из язвы на его теле, он брал его и помещал на место. Его тело отвратительно пахло – настолько отвратительно, что никто даже близко к нему не подходил. Если он шел по левой стороне, люди переходили на правую. Он услышал, что Господь Чайтанья пришел в их город. Господь Чайтанья остановился в доме брахмана Курмы. Вечером он услышал, что пришел Господь, и утром решил отправиться к Нему. Но когда наутро он пришел, он обнаружил, что Господь уже ушел. Тогда с ним чуть ли не случился сердечный приступ, и он потерял сознание. Господь Чайтанья – это Сверхдуша в сердце каждого. Он знал, что произошло, и вернулся. Как только Он увидел Васудеву Випру, Он обнял его несмотря на то, что никто к нему не подходил, и он стал красивым молодым человеком. Вся его болезнь полностью исчезла.

Но затем он перепугался, что теперь он может возгордиться. Он отправился к Господу Чайтанье и спросил: «Что мне делать, чтобы оставаться смиренным? Я очень боюсь, что стану гордым. Раньше никто и близко ко мне не подходил, а сейчас по Твоей милости я стал таким красивым. Что же мне делать, чтобы оставаться смиренным?» Господь Чайтанья сказал ему: «Повторяй Харе Кришна и проповедуй славу святого имени другим, и если ты будешь проповедовать славу святого имени, то ты всегда будешь оставаться кротким и смиренным». В комментарии Прабхупада говорит, что точно так же как спасся Васудева Випра, преданные движения сознания Кришны тоже были спасены. Нам всем необходимо повторять святое имя и проповедовать его славу. Если мы будем это делать, то мы будем оставаться кроткими и смиренными.

Также как нас спасли из ужасных условий, мы должны стремиться спасти других. А для этого нужно проповедовать. У нас у всех должен быть проповеднический дух. Мы должны пытаться спасти обусловленные души от разрушительного пути чувственных наслаждений. Иногда мы думаем, что никто не захочет нас слушать – они все в майе. Все носятся туда-сюда как угорелые в поисках чувственных наслаждений. Кто будет покупать наши книги? Они даже не будут разговаривать со мной. Но если бы никто был не готов покупать книги и слушать вас, то сегодня бы здесь был пустой зал. Единственная причина того, почему число преданных увеличивается, состоит в том, что люди ищут истину.

В Кали-югу из четырех столпов религии еще остается правдивость. Это означает, что, если вы достоверно представляете послание Господа, кто-то последует за ним. В восемнадцатой главе Бхагавад Гиты Кришна говорит, что самым дорогим для Него является преданный, который проповедует Его славу. Не было никого более дорогого для Него, и никогда не будет. Мы все должны искать возможности проповедовать. Каждый из нас должен стремиться проповедовать – неважно, грихастхи мы, брахмачари, санньяси, мужчины или женщины. Иногда мы думаем, что проповедь – это удел только брахмачари. Нет, она для каждого. Есть здесь такой, кто не хотел бы быть дорогим Господу? Есть ли такой, кто не хотел бы обрести милость Господа? Поэтому нужно стремиться проповедовать.

Нам очень повезло, потому что Шрила Прабхупада создал это замечательное движение сознание Кришны, где есть столько возможностей для духовного развития. Существуют чудесные храмы ИСККОН. Практически в каждом городе есть храм. Недавно я провел восемь дней в Италии на заседании ББТ. Я был очень впечатлен караваном, который они организовали в Италии. У них два огромных грузовика Мерседес. Каждый грузовик размером практически с эту алтарную. В одном грузовике у них прекрасный передвижной храм, а кузов другого открывается и становится сценой. Кроме них у них есть одиннадцать маленьких грузовиков. Один грузовик предназначен для распространения прасада. Куда бы они не отправлялись, чтобы устроить праздник, везде люди выстраиваются за прасадом. И я видел их кухню. Это целое произведение искусства – кухня пятизвездочного отеля. Наши храмовые кухни с ней даже не сравнить. Там есть еще офис. У них есть также гошала. У них есть грузовик, на которым они повсюду возят корову. Особенно в Южной Италии люди очень почитают коров. И в этом специальном грузовике они возят корову и траву для нее. И все преданные очень любят эту корову. У них еще есть собака, которая охраняет эту корову. У них таким образом два больших грузовика и где-то восемь или девять маленьких. Они путешествуют повсюду и проводят фестивали, а брахмачари распространяют книги. Несмотря на то, что итальянцы тоже любят чувственные наслаждения, они благочестивые люди. Когда мы ехали по платной дороге, человек, который собирал деньги, подошел ко мне и поклонился.

Шрила Прабхупада создал это замечательное общество ИСККОН, в котором есть много храмов, много дхам, которые вам очень нравятся. В Маяпуре полно русских преданных, во Вриндаване полно русских преданных. У нас есть все необходимое для того, чтобы духовно развиваться. У нас есть эти чудесные книги Прабхупады. На прошлой неделе вышла Мадхья Лила Чайтаньи Чаритамриты на русском. Читайте эти книги – у нас столько оружия, чтобы сражаться с майей. Кришна говорит: «Очень трудно преодолеть эту Мою божественную энергию. Но если вы предадитесь Мне, то вы сможете это сделать».

В сегодняшнем стихе мы обсуждали, то, как Шукадева Госвами рекомендует нам предаться Господу. Пожалуйста, воспользуйтесь этим советом. Харе Кришна!