foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Интернет-магазин nachodki.ru

Мы продолжаем читать историю о том, как Кришна наказал змея Калию.

Бхута-матрендрия-прана-
мано-буддхй-асайатмане
три-гуненабхиманена
гудха-сватманубхутайе

Намо нантайа сукшмайа
кута-стхайа випашчите
нана-вадануродхайа
вачйа-вачака-сактайе

Намах прамана-мушайа
кавайе шастра-йонайе
правриттайа нивриттайа
нигамайа намо намаха

ПЕРЕВОД

О Господь, Ты конечная душа всех физических элементов, тонкая основа восприятия, чувств, жизненного воздуха, ума, разума и сознания. Мы приносим Тебе свои поклоны. Благодаря Тебе крошечная душа находится в заблуждении, отождествляя себя с гунами материальной природы, и так ее восприятие собственного «я» затмевается. О безграничная Верховная Личность Бога, Тебе всегда присуща неизменная трансцендентность, и Ты позволяешь существовать различным философиям, ты даешь силу выражать различные идеи и слова, позволяющие выражать их. Мы приносим Тебе свои поклоны. Ты основа всей шабда-праманы, Ты автор и окончательный источник явленных писаний, и Ты проявился через Ведические писания поощряющие чувственные наслаждения, также через те, которые поощряют отречение от материального мира.

КОММЕНТАРИЙ

Если бы у нас не было способности восприятия и познания, то невозможно было бы приводить доказательства, а если бы мы не были склонны определенным образом приводить доказательства, то никого не было бы возможным убедить. Все эти процессы – восприятие, познание, убеждение и передачи доказательства возможны благодаря различным энергиям Всевышнего Господа. Верховный Господь Кришна Сам является величайшим эрудитом и интеллектуалом. Он проявляет явленные писания в сердцах великих преданных, таких как Брахма и Нарада, и воплощается как Ведавьяса, составитель всех Ведических писаний. Господь самыми разными способами порождает различные религиозные писания, которые постепенно проводят обусловленные души через различные фазы пути возвращения в царство Бога.

ЛЕКЦИЯ

Ом агьяна тимирандхасья
гьянангьяна шалакая
чакшур унмилитам ена
тасмаи шри-гураве намаха

Нагапатни продолжают прославлять Верховную Личность Бога. В этой главе мы читаем о том, как Кришна наказал змея Калию. В десятой песне мы знакомимся с детскими играми Кришны, и природа этих игр такова, что чем больше мы о них слушаем, тем больше нам хочется слушать. Когда Махараджа Парикшит услышал о том, как Кришна убил Дхенуку и других демонов, ему захотелось услышать о том, как Кришна наказал змея Калию. И природа духовных повествований такова, что всякий раз, когда мы слушаем их, мы ощущаем их свежесть.

Одно из обвинений материалистов таково: «Вам промыли мозги – вы повторяете одну и ту же мантру снова и снова, и вам это не надоедает». Мы читаем одни и те же книги, но нам это не надоедает, напротив, мы ощущаем свежесть, когда повторяем святое имя и слушаем об этих играх. В первой песне Нарада Муни приводит следующий пример. Каждое утро, когда мы вдыхаем свежий воздух, мы не говорим, что он спертый. Каждый день мы ощущаем свежесть свежего воздуха. Никто не думает: «Я уже столько лет дышал свежим воздухом, что за это время он застоялся». Мы каждый день едим прасад, но мы все равно ощущаем вкус прасада. Сейчас мы готовим вкусное угощение для Ратха-ятры, и ведь люди не скажут: «О, мы столько раз это ели, больше не хотим». Всякий раз, когда мы едим, мы чувствуем аппетит. Подобным образом, природа духовного звука такова, что чем больше мы его слышим, тем больше нам хочется его слушать. И могущество духовного звука таково, что он очищает сердце.

В наши дни люди очень обеспокоены загрязненностью воздуха. Почему? Главная причина заключается в том, что загрязнение окружающей среды приводит к ухудшению здоровья людей, а плохое здоровье приводит к неспособности к чувственным наслаждениям. Все хотят противостоять загрязнению окружающей среды. Но в эфире присутствует сильное загрязнение звука, но об этом никто не говорит. Все эти радиостанции, телеканалы вещают только на мирские темы. Поэтому нам нужно очистить эфир, что можно сделать благодаря духовной вибрации или духовному звуку.

Калия был очень могущественным змеем. Он жил в одном из затонов Ямуны, и от него исходило такое ядовитое зловоние, что, когда птицы пролетали над этим затоном, они погибали и падали в воду. Когда Кришна приходит в этот мир, он не совершает какие-то пустяковые поступки. Сейчас многие объявляют себя «бхагаванами», но занимаются самой обычной мирской деятельностью. Но когда является Кришна, Он совершает сверхчеловеческие деяния – джанма карма ча ме дивйам.

Здесь Кришна являет еще одну из Своих сверхчеловеческих способностей. Несмотря на то, что Он был всего лишь маленьким мальчиком, Он смело спрыгнул с дерева прямо на клобуки змея Калии. Говорится, что из-за ядовитого зловония, которое исходило от змея Калии, все деревья, стоящие на берегу этого затона, засохли. Единственное дерево, которое не засохло, было как раз это дерево кадамба, и, если вы пойдете на парикраму вокруг Вриндавана, вы увидите это дерево кадамба. И мудрецы говорят, что как раз из-за того, что Кришна собирался явить Свои трансцендентные игры, с этим деревом ничего не случилось.

Что сделал Кришна перед тем, как прыгнуть на змея Калию? Он затянул потуже пояс. Я не знаю, как на Западе, но, по крайней мере, на Востоке, перед тем, как взойти на арену борьбы, борцы хлопают в ладоши. И Он поступил также: Он затянул пояс и хлопнул в ладоши, чтобы показать, что Он готов бороться. Вначале Калия охватил Кришну своими кольцами. Но затем Кришна увидел, что все бриджабаси, Его самые дорогие преданные практически потеряли сознание. Кришна часто попадал в разные опасные ситуации, и это ввергало Его преданных в огромные беспокойства. И когда Кришна видел это, Он немедленно выбирался из них. Например, когда Господь Нрисимхадева сражался с Хираньякашипу, порой казалось, что побеждает Хираньякашипу. И полубогов, которые наблюдали за этой лилой Господа, охватывала сильная депрессия, но затем Кришна с идеальной легкостью побелил оппонента.

И здесь мы тоже видим, что, когда Кришна был окутан кольцами Калии, Нанда Махарадж и Яшода Мата, Его возлюбленные преданные, практически лишились чувств. Там был только один персонаж, который вовсе не беспокоился, и это был Баларама. Баларама знал, что Его брат был Верховной Личностью Бога, и что никто не мог Ему навредить, никто не мог Его победить, что вообще никто не мог сравниться с ним. Но все остальные, находясь под влиянием энергии Йога-майи Господа, не могли этого признать. И когда Кришна увидел, что Его преданных охватили огромные беспокойства, Он увеличился в размерах, и тогда змею пришлось отпустить Его. Он уже практически не мог держать Господа в своих кольцах.

Кришне ничего не стоит увеличиться в размерах. Когда Господь явился как Ваманадева (Тривикрама или Урукрама), Он пришел на жертвенную арену Бали Махараджа, тот заверил Его, что Он получит участок земли, где Он сможет сделать три шага. Поначалу, когда Бали Махарадж услышал эту просьбу, он был удивлен. Он сказал: «Кто же приходит к богатому человеку и просит о такой мелочи? Проси меня чего-то большего». В этой лиле Господь принял облик мальчика-брахмана Ваманадевы. Ваманадева сказал: «Если человек не может контролировать ум и чувства, то даже если ему дать весь мир, он все равно не будет счастлив. А тот, кто может контролировать ум и чувства, будет удовлетворен в любой ситуации». И это правда. Мы видим, что богатые люди стремятся все больше и больше разбогатеть. Ваманадева увеличился в размерах, и первым шагом Он покрыл всю Землю, а вторым шагом Он покрыл все от Земли до Сатьялоки и даже выше.

Итак, в том, что Господь может увеличиться в размерах, нет ничего непостижимого, это для Него совершенно не трудно. И в нашем случае, Кришна, который был охвачен кольцами Калии, настолько увеличился в размерах, что ему ничего не осталось делать, как выпустить Его. И после этого Кришна прогнал прочь змея Калию.

Нагапатни – это жены змея Калии. Все Нагапатни были вайшнави, они были преданными Кришны. До этого они говорили своему мужу: «Выпусти Кришну! Он Всевышний Господь!», - но Калия отказался, он был оскорбителем. Но его жены знали, что Кришна Всевышний. Сегодня мы тоже видим, что иногда муж становится преданным, а жена нет, а иногда наоборот. Но Нагапатни имели твердую веру в то, что Кришна – Верховная Личность Бога. Они были очень недовольны тем, что их муж не согласился предаться Верховной Личности Бога. И когда Калия уже практически подыхал, в конце концов, Кришна все это время отплясывал танец на его тысячи клобуков, они не хотели, чтобы их муж умер, и они остались вдовами, они обратились к Кришне с молитвами, о которой мы читаем в этой главе Бхагаватам.

Как мы уже говорили пару дней назад, Бхагаватам – это практически сборник молитв, в котором разные преданные изысканными речами возносят молитвы. О чем же говорят Нагапатни в этих стихах? В сорок втором и сорок третьем стихах они признают, что Господь является источником всех физических элементов, и что, когда живое существо попадет в материальный мир, оно обуславливается материальными гунами, и теряет видение пути самоосознания. Когда живое существо соприкасается с гунами, оно запутывается в самой разнообразной материальной деятельности. Например, дождевая вода чиста до тех пор, пока она не достигает земли. Если собрать дождевой воды где-нибудь на крыше, она чиста. Но когда она достигает поверхности земли, она загрязняется. Подобным образом, писания объясняют, что, когда живое существо соприкасается с материальной природой, оно попадает под влияние гун материальной природы и запутывается в материальной деятельности. И оно может выпутаться обратно только благодаря духовному общению.

В этих стихах Нагапатни говорят: «Мы вновь и вновь приносим Тебе свои почтительные поклоны». Преданный снова и снова приносит Господу поклоны. У нас тоже должно быть настроение приносить Господу поклоны снова и снова. Один способ приносить поклоны традиционный, а другой способ приносить поклоны, который мы встречаем в писаниях, — это прославлять Всевышнего Господа. Поэтому в писаниях приводится столько молитв – молитвы Царицы Кунти, молитвы Нагапатни, молитвы Господа Брахмы, молитвы Господа Индры. Эти возвышенные преданные прославляют Всевышнего Господа и Его бесчисленные трансцендентные качества.

Нам не нужно изобретать собственные молитвы. Мы можем повторять молитвы этих великих преданных. И если мы считаем себя не очень хорошими знатоками санскрита, мы можем повторять перевод этих молитв. Но если вы не можете делать даже этого, то не проблема – просто продолжайте повторять Харе Кришна маха-мантру. Бесспорно, что Харе Кришна маха-мантра – это самая могущественная молитва, и любой может запомнить ее за секунду.

Итак, преданные стремятся приносить поклоны Господу, и далее здесь говорится, что Господь является источником всех авторитетных доказательств и всех явленных писаний. Васудева пара веда, васудева пара макхах. Васудева является источником всего Ведического знания. Почему Ведическое знание считается таким идеальным? Потому что оно исходит из идеального источника. Ведическое знание исходит от Всевышнего Господа. Мы читаем Бхагавад Гиту и поныне, и, если спросить человека с улицы, он, вероятно, скажет, что Бхагавад Гите пять тысяч лет. Но впервые Бхагавад Гита была поведана богу Солнца Вивасвану.

В Шримад Бхагаватам описываются события которые происходили десятки тысяч лет назад. Например, в шестой песне Махараджа Парикшит спросил Шукадеву Госвами: «Как избавиться от самой склонности грешить?» Махараджа Парикшит сказал, что его не интересует традиционный метод покаяния, при котором человек грешит, кается, и потом снова грешит. И он привел пример слона, который омывается в озере, выходит на берег, катается в грязи, и опять становится грязным. Он сказал, какой толк в религии, которая не очищает сердце, и человек продолжает грешить и каяться, грешить и каяться. И в ответ Шукадева Госвами сказал: «Я слышал в древних Пуранах, что тысячи лет назад жил да был брахман по имени Аджамила». И после этого он рассказал историю Аджамилы. И эта история произошла не пять тысяч лет назад. Пять тысяч лет назад Шукадева Госвами объяснил, что она произошла еще за тысячи лет до этого. Мы привели этот пример для того, чтобы показать, что истории, приведенные в Бхагаватам, — это не сказки и не выдумка, это реальные истории, имеющие место тысячи и тысячи лет назад, и они приведены в ней ради нашего просвещения.

Итак, здесь говорится, что Всевышний Господь является источником всех священных писаний. И, как объясняет в комментарии Прабхупада, Всевышний Господь воплотился как Вьясадева, чтобы написать ведические произведения. Здесь говорится, что Господь проявляется как через писания, проповедующие чувственные наслаждения, как и через те, которые проповедуют отречение от материального мира. Существует правритти-марг и нивритти-марг. Правритти-марг поощряет чувственные наслаждения, но, конечно не греховную деятельность. Он поощряет чувственные наслаждения в том смысле, что вы занимаетесь ими, но при этом следуете определенной дисциплине. Вы наслаждаетесь ограниченным образом, но цель этого в том, чтобы, в конце концов, очиститься. По крайней мере, когда вы следуете правритти-маргу, вы связываете свою деятельность со Всевышним. Вы, по крайней мере, понимаете, что, если я хочу наслаждаться, я должен удовлетворить Всевышнего Господа, по крайней мере, я должен провести эту ягью или что-то другое. Например, в Индии люди часто отправляются в места паломничества, совершают какие-то аскезы, но они понимают, что взамен за это они получат чувственные наслаждения, возможно славу или имя.

Вьясадева написал Веды, в котором содержится знания об этом правритти-марге. После этого он сел на берегу реки Сарасвати и стал медитировать: «Вот я написал все эти ведические писания, обобщил из в Веданта сутре, но все равно чувствую, что чего-то недостает». Это подобно тому, как иногда вы что-то сделаете и все равно чувствуете некую неудовлетворенность. И тогда на сцене появился Нарада Муни. Нарада означает «тот, кто дает Нараяну». Нарада Муни известен своей способностью появляться в нужное время в нужном месте.

Нарада Муни объяснил Вьясадеве, что причина его неудовлетворенности заключалась в том, что он не подчеркнул исключительное положение пути отречения или преданного служения. Он представил путь религиозности с целью чувственных наслаждений, но он не представил путь полного отречения или чистого преданного служения. Поэтому Вьясадева написал Шримад Бхагаватам, зрелый плод Ведического знания. Прабхупада объясняет, что этот зрелый плод Ведического знания переходил по цепи ученической преемственности. Прабхупада приводил пример, что если зрелый плод с вершины передавать из в руки через разных людей, сидящих на его ветвях, то он достигнет земли в целости и сохранности. Но если, с другой стороны, его сбросить с вершины, то он упадет на землю и разобьется.

Подобным образом, если нам выпадет удача слушать Шримад Бхагаватам из уст авторитетного преданного Господа, стоящего в цепи ученической преемственности, вы получите это послание таким, какое оно есть. Веды действительности позволяют ограниченные чувственные наслаждения, но, если вы даже будете наслаждаться таким образом, вы не сможете вернуться в царство Бога. Вы можете спросить, так почему же Веды позволяют это? Дело в том, что Вьясадева написал Веды, имея в виду, что некоторые не готовы к полному отречению, потому он решил, не мытьем, так катаньем связать их с Господом.

И тогда Вьясадева написал Шримад Бхагаватам. Какая разница между Бхагаватам и другими Ведическими писаниями? Первое отличие состоит в том, что Бхагаватам говорит исключительно о чистом преданном служении. Бхагаватам ни коим образом не поощряет чувственные наслаждения как цель или даже как второстепенную цель жизни. Бхагаватам вдохновляет на полное принятие прибежища у Верховной Личности Бога. В Бхагаватам содержится не только философия, в ней содержится множество чудесных историй. Я часто говорю преданным, что Бхагаватам – это сборник историй. Если кому-то нравится читать различные истории, пусть читают Бхагаватам. Это истории, но они несут духовное послание.

Итак, Вьясадева написал Шримад Бхагаватам, зрелый плод Ведического знания. В первых строках Бхагаватам говорится: дхарма проджжита кайтиво тро парамо – эта Шримад Бхагаватам полностью отвергает использование дхармы с целью получения чувственных наслаждений. Она полностью отвергает принцип дхармы, артхи, камы мокши. Я хочу быть религиозным с целью заработать деньги, затем на эти деньги наслаждаться, и, когда мне это надоест, получить освобождение. В противовес этому Бхагаватам провозглашает:

Са ваи пумсо паро дхармо
йато бхактир адхокшадже
ахайтукй апратихатам
йайатма супрасидати

Душа может обрести удовлетворение только благодаря несению бескорыстного преданного служения Господу, паро-дхармо. Если вы будете обращаться к Господу с какими-то корыстными мотивами, вы не будете счастливы. Это также подтверждается в Чайтанья Чаритамрите:

Кришна бхакта нишкама атаева шанта
бхукти мукти сиддхи ками сакале ашанта

Преданные Господа, которые обращаются к нему в настроении нишкама-бхавы, удовлетворены в любых обстоятельствах. В то время как другие так называемые трансценденталисты, которые хотят слиться со Всевышним, мистических сил и т.п. никогда не будут счастливы.

Итак, Нагапатни обращаются к Господу, произнося изысканные шлоки. Они стараются умиротворить Господа, чтобы Он привел в сознание их мужа Калию. Нагапатни чудесным образом прославляют Верховную Личность Бога. Далее здесь говорится, что Господь воплощается и вдохновляет таких великих личностей как Брахма, Нарада и т.д. Иногда люди думают, что творцом является Брахма, но сам Брахма говорит, что он лишь вторичный творец. Это значит, что он творит, по вдохновению и в соответствии с планом Господа. Таким образом, и Брахма, и Нарада подчинены Верховной Личности Бога, и Господь вложил в сердце Брахмы трансцендентное знание, в результате чего он сочинил знаменитую Брахма-самхиту, которая описывает различные трансцендентные качества Господа.

Итак, подведем итог. Кришна является источником Ведического знания. Кришна дал нам путь чувственных наслаждений, правритти-марг, и путь нивритти, и мы можем выбирать. Но в Шримад Бхагаватам с самого начала отвергается концепция чувственных наслаждений. С самого первого стиха на протяжении всех восемнадцати тысяч стихов Бхагаватам говорит о преданном служении как о средстве самоосознания. Бхагаватам приводит пример Дхрувы Махараджа, который отправился в лес для того, чтобы медитировать с целю получить царство более богатое, чем царство его отца, деда и даже прадеда. Но благодаря совершению аскез и повторению мантры ом намо бхагавате васудевая, он настолько очистился, что, когда Господь явился перед ним и предложил попросить любого благословения, он сказал: «Мой дорогой Господь, я искал битое стекло, но нашел настоящий бриллиант».

Преданный полностью удовлетворен чистым преданным служением. У Чайтаньи Махапрабху был преданный по имени Кхолавеччха Шридхар. У Кхолавеччхи Шридхара был очень скромный бизнес, он продавал бананы и чашки из банановых листьев, но половину своего дохода он тратил на поклонение Ганге, и все время повторял святое имя. На самом деле, его соседи говорили: «Этот Шридхар сам не спит по ночам, и нам не дает». Потому что всю ночь он громко повторял Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе… Он повторял так громко, что его соседи говорили: «Наверное, он одержим духами, ему есть не чего, поэтому он от голода так кричит и нам не дает спать».

Каждый день Господь Чайтанья приходил в его лавку и торговался. Он был таким бедным, что в доме, в котором он жил, была всего одна комнаты, причем крыши не было. И у него дома из посуды был лишь один железный стакан, который был в таком состоянии, что, как говорит Чайтанья Бхагавата, даже вор бы на него не позарился. Однажды, Господь Чайтанья предложил ему любое благословение. Господь Чайтанья явил Свою трансцендентную форму, и Он созвал пять Своих близких преданных, включая Кхолавеччху. И Он сказал ему: «Проси всего, чего пожелаешь». И Кхолавеччха Шридхар сказал: «Мой дорогой Господь, если Ты хочешь дать мне благословение, то пообещай, что в каждом рождении Ты будешь приходить в мою лавку и торговаться со мной».

Когда Дхрува Махарадж в результате своих аскез получил даршан Господа, он сказал: «Мой дорогой Господь, я искал битое стекло, а нашел настоящий бриллиант». Чистое преданное служение и является этим бриллиантом. Если вы будете идти по пути преданного служения, вы будете удовлетворены в любых обстоятельствах. Но если мы будем относиться с религии с корыстными мотивами, если мы будем идти по пути правритти-марга, то мы, в действительности, никогда не будем счастливы. Некоторые хотят мукти, некоторые хотят мистических совершенств, но, следуя по этим путям, вы никогда не будете счастливы.

Итак, в этих стихах Нагапатни продолжают прославлять Верховную Личность Бога. В этих стихах Нагапатни подтверждают, что Всевышний Господь является источником всех авторитетных доказательств. Он является автором всех явленных писаний. Когда мы говорим о шастрах, шастры означают слова Бога. Шастры это не то, что кто-то сочинил, а потом объявил «словом Божьи». Строгое значения слова шастры – это слова Бога, и как вы много раз слышали, шастры свободны от материальных изъянов, и знание шастр не ограничено временем. Поэтому эту религию также называют санатана-дхармой. Нельзя говорить, что это знание было верно пять тысяч лет назад, а в наше время оно уже неприменимо. Нельзя говорить, что это знание было практично в Индии, а здесь не практично. Прабхупада распространял Ведическую культуру по всему миру, и он показал, как это знание практически применимо в жизни.

Итак, Нагапатни умоляют Господа: «Пожалуйста, смилостивься над нашим мужем». Довольный их молитвами, Господь простил Калию и вернул его в чувства. Он сказал: «Хорошо, живи, но ты должен покинуть Вриндаван». Он не хотел, чтобы он осквернял атмосферу Вриндавана. Он хотел, чтобы Его коровы и телята могли пить воду, где угодно. В Бхагаватам говорится, что каждый, кто услышит об этой лиле, как Кришна наказал Калию, обретет любовь к Богу и освободится от всех греховных реакций. Итак, мы должны внимательно слушать эти истории, и это поможет нам духовно развиваться. Харе Кришна!