foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Интернет-магазин nachodki.ru

Сегодня мы выбрали стих из второй песни, в которой описывается то, что вам нужно для того, чтобы вернуться обратно к Богу. Поскольку я вижу, что многие здесь на программе впервые, я подумал, что этот стих подойдет.

тасмад бхарата сарватма
бхагаван ишваро харих
шротавйах киртитавйаш ча
смартавйаш чеччхатабхайам

ПЕРЕВОД

О потомок царя Бхараты, тот, кто хочет избавиться от всех страданий, должен слушать повествования о Верховном Господе, помнить о Нем и прославлять Его — Сверхдушу и властелина всего сущего, приносящего избавление от всех страданий.

КОММЕНТАРИЙ

В предыдущем стихе Шри Шукадева Госвами рассказал о том, как глупцы, привязанные к материальному, растрачивают драгоценное время своей жизни на улучшение материальных условий: спят, занимаются сексом, пекутся о своем благосостоянии и заботятся о многочисленных родственниках, которым суждено кануть в Лету. Занимаясь такой материальной деятельностью, живая душа запутывается в ее последствиях, определяемых законом кармы. Это увлекает ее в круговорот рождений и смертей, где она принимает формы 8400000 видов жизни — обитателей вод, растений, пресмыкающихся, птиц, зверей, нецивилизованных людей, — пока наконец вновь не получит человеческую жизнь, а вместе с ней и шанс разорвать цепь кармической деятельности. Поэтому тот, кто стремится вырваться из этого порочного круга, должен перестать действовать как карми, то есть наслаждаться плодами своего труда, хорошими или плохими. Человек ничего не должен делать в личных интересах: ни плохого, ни хорошего, — всю свою деятельность необходимо посвящать Верховному Господу, которому принадлежит все сущее. То же самое советует и «Бхагавад-гита» (9.27), где говорится, что всю свою деятельность человек должен посвящать Господу. Поэтому прежде всего необходимо слушать повествования о Господе, а усвоив услышанное, прославлять Его поступки и деяния — только так можно постоянно помнить о трансцендентной природе Господа. Слушание повествований о Господе и прославление Его тождественны трансцендентной природе Господа. Эти два процесса позволяют преданному постоянно общаться с Господом, а постоянное общение с Господом избавляет его от всех страхов. Господь является Сверхдушой (Параматмой), пребывающей в сердце каждого живого существа, и любому существу в творении Господа, которое слушает повествования о Нем и прославляет Его, Господь открывает доступ к общению с Ним. Слушать повествования о Господе и прославлять Господа под силу любому человеку, кем бы он ни был, и с помощью этих двух процессов он может достичь успеха во всем, чем по воле судьбы ему приходится заниматься. Есть разные типы людей: карми, философы-эмпирики, йоги-мистики и, наконец, чистые беспримесные преданные, — и все они могут добиться успеха на своем поприще с помощью одного и того же метода. Все хотят избавиться от страха и наслаждаться безоблачным счастьем. «Шримад-Бхагаватам», поведанный великим Шрилой Шукадевой Госвами, предлагает идеальный способ, который позволяет быстро достичь этой цели. Слушание повествований о Господе и прославление Его одухотворяют всю деятельность человека, позволяя избавиться от всех материальных страданий.

ЛЕКЦИЯ

Ом агьяна тимирандхасья
гьянангьяна шалакая
чакшур унмилитам ена
тасмаи шри-гураве намаха

Этот знаменитый стих произнес мудрец Шукадева Госвами. В последних стихах предыдущей главы Махараджа Парикшит спросил: «Что должен делать человек, находящийся на пороге смерти?» И в первых стихах этой главы Шукадева Госвами отмечает важность слушания о славе Господа, и то, как эта информация принесет благо каждому. Шукадева сказал, что люди, лишенный знания атма-таттвы не задаются вопросом о цели жизни. Здесь Шукадева Госвами говорит нам как достичь совершенства. В этом стихе упоминается несколько важных моментов.

Мы должны признать, что Шримад Бхагаватам представляет самую возвышенную философию на этой планете. Вьясадева приложил огромные усилия, чтобы написать обширные ведические писания. Он обобщил из в Веданта Сутре. И несмотря на то, что он проделал этот огромный труд, он все равно чувствовал себя неудовлетворенным. И в то время пока он медитировал на то, чего же недостает в его усилиях, там появился его духовный учитель Нарада Муни. И Нарада Муни объяснил ему, что он не объяснил исключительное положение чистого преданного служения, которое является единственным, что может принести удовлетворение живому существу.

И после этого Вьясадева написал для нас Шримад Бхагаватам, которая является зрелым плодом Ведического знания. И как объясняет Прабхупада, этот зрелый плод Ведического знания нисходит из духовного мира через разных ачарьев. Это подобно тому, как когда плод передают из рук в руки с вершины через разных людей, сидящих на его ветвях, он достигает земли в целости и сохранности. Но если, с другой стороны его сбросить с вершины дерева, он разобьется на кусочки.

Нам очень повезло, поскольку мы получаем это знание через авторитетные источники. Говорится, что Бхагаватам стала еще слаще после того, как это знание пересказал Шукадева Госвами. Шука значит попугай. Говорится, что, когда попугай надкусывает плод, он становится слаще. Но в нашем случае оно стало еще слаще, потому что у нас есть комментарии Шрилы Прабхупады. В комментариях он дает объяснения, которые позволяют нам лучше понять эти стихи. И когда мы читаем Бхагаватам с комментариями Прабхупады, значение стихов отчетливо проясняется.

Всем следует тщательно изучать Шримад Бхагаватам. Когда Прабхупада основал ИСККОН, он лично написал о важности изучения Бхагаватам и Бхагавад Гиты. Он установил систему, согласно которой каждое утро мы изучаем Бхагаватам, а каждый вечер Бхагавад Гиту. Конечно, в наши дни большинство преданных живет дома. И поскольку многие живут далеко от храмов, им может быть трудно приезжать каждый день. Но в таком случае можно читать у себя дома. Кроме этого, многие храмы в Северной Америки транслируют лекции через Интернет. Но идея заключается в том, чтобы слушать Бхагаватам, читать Бхагаватам, поскольку Бхагаватам дает нам знание, благодаря которому мы сможем достичь цели жизни.

К несчастью, есть много профессиональных чтецов Бхагаватам, которые не предлагают изучать ее систематическим образом. Под систематическим изучением я имею в виду, когда мы начинаем изучать с первой песни и постепенно переходим к двенадцатой. Но они сразу переходят к обсуждению раса-лилы Господа, делая это очень дешевым, не осознавая, что Вьясадева, автор Бхагаватам сперва изложил детские игры Кришны, поскольку, когда человек услышит о детских играх Кришны, у него не останется никаких сомнений относительно Его Верховного положения. Поэтому правильным будет изучать Бхагаватам последовательно с начала до конца.

В этом стихе Шукадева Госвами по сути подчеркивает три вещи. В них нет ничего нового, они формируют основу философии сознания Кришны. Он говорит о необходимости слушания, прославления и памятования. Другими словами, шраванам, киртанам и вишну-смаранам. Прахлада Махарадж один из двенадцати махаджан:

Сваймбху нарада шамбхух
каумара капило манух
прахладо джанако бхишмо
балир вайсакир вайам

Существует двенадцать авторитетов, через которых мы можем обрести это трансцендентное знание. Прахладу выпала великая удача получить трансцендентное знание, когда он находился в утробе матери от другого великого мудреца Нарады Муни. Нарада Муни тоже один из махаджан, и его также описывают как шактьявеша-аватару. Существует шесть категорий аватар. Аватара означает «тот, кто нисходит». Есть юга-аватары, пуруша-аватары, лила-аватары, гуна-аватары, манвантара-аватары и шактьявеша-аватары. Описывается, что Нарада Муни является шактьявеша-аватарой. Шактьявеша-аватары бывают прямые и косвенные. Когда Господь является Сам, то это прямая, а когда Он кого-то уполномочивает – это косвенная.

Единственное занятие Нарады Муни - это доставлять послание Нараяны – будь это охотник Мригари, или мудрец Вьяса или ребенок Прахлада. У Нарады Муни только одна миссия. Нарада Муни дал наставления Прахладу, когда тот находился во чреве матери. Хотя отца Прахлада считают демоном, в глубине сердца он был великим преданным Господа. Он был одним из двух привратников Господа. Кумары прокляли этих привратников, поскольку они не дали им пройти к Господу, поскольку они были без одежды.

Кумары обладали мистическими силами, благодаря которым они могли достигнуть Вайкунтха-пури. Они прошли первых шесть ворот, но у седьмых их остановили привратники. И это их сильно возмутило. Они воскликнули: «Как вы смеете останавливать?! Мы прошли такой долгий путь, чтобы получить даршан Господа! Вы совершенно недостойны быть привратниками Господа!» И они прокляли их.

Привратники сказали: «Мы не против того, чтобы вы нас прокляли». Такова природа преданного Господа. Он не возражает против невзгод, он не возражает против трудностей, он не возражает против того, чтобы его проклинали. Потому что он знает решение. Например, когда Махараджа Парикшита прокляли, что он умрет через семь дней, он нисколько не встревожился. Обычно если кто-то идет к врачу, и тот говорит, что ему осталось жить семь дней, им охватывает паника. Мы не осознаем, что каждую минуту умирают миллионы людей. Когда Ямарадж спросил Юдхиштхиру Махараджа, что, по его мнению, является самой удивительной вещью на свете, он ответил: «Каждое мгновение тысячи людей умирают, но все равно мы думаем, что я не умру». Такова сила иллюзии.

Когда Махараджа Парикшит был проклят, он добровольно принял это как желание Господа, и достойно подготовился к своему уходу. Он полностью, на протяжение двадцати четырех часов в сутки погрузился в слушание Шримад Бхагаватам. Подобным образом, когда Джаю и Виджаю собирались проклясть, они ничуть не встревожились. Они только попросили: «Вы можете проклясть нас, и мы покинем духовный мир, но поместите нас в ситуацию, в которой мы сможем всегда помнить Господа».

Таково желание преданного. Неважно, в комфорте он или страдает, он хочет, чтобы он мог всегда помнить Верховную Личность Бога. Это должно быть нашей окончательной целью. Итак, Джаю и Виджаю прокляли, и они стали демонами. Но они были настолько исключительно могущественными демонами, что по силе с ним не могли сравниться никакие демоны. Например, когда Хираньякашипу совершал аскезы на горе Мандара, он стоял на цыпочках, воздев руки к небу в течение ста небесных лет. Шесть месяцев на Земле равны двенадцати часам на небесных планетах. Мы с вами, в лучшем случае простоим так полчаса. Но он стоял на цыпочках тысячи лет, и он не пил ни капли воды. Мы держим нирджал раз в году, но он держал нирджал на протяжении ста небесных лет. Это тебе не фунт изюма! Когда мы держим нирджал один день мы думаем, что это великий подвиг.

В то время пока он совершал эти аскезы, Прахлад находился во чреве матери. Полубоги очень опасались того, что жена Хираньякашипу родит еще одного демона. И они потащили ее за собой, решив, что, когда она родит ребенка, они его убьют. Но Нарада Муни остановил их, сказав, что ребенок в ее чреве не демон, а великий преданный Господа. Они оставили ее в покое, и Нарада Муни приютил ее в своем ашраме. Там он давал ей наставления, и Прахлад, который находился во чреве матери, тоже услышал их.

Отец Прахлада старался изо всех сил заставить настроить своего сына против Вишну, но у него ничего не выходило. Однажды, он спросил у своего сына, что было самым лучшим из того, что он узнал в школе. И что ответил ему сын? Он описал ему девять методов преданного служения.

Этот стих подчеркивает важность шраванам, киртанам и вишну-смаранам. Но перед тем как подойти к этим трем ключевым аспектам служения, которое должен совершать каждый преданный, мы обсудим другие моменты, которые обсуждаются в этом стихе. Шукадева Госвами говорит: «Свободный от всех страданий». Мы должны признать, что материальный мир – это место страданий. Какими бы красивыми и успешными мы ни были, мы должны понимать, что это все ненадолго, и никто не может избежать семи видов страданий. Иллюзия настолько сильна, что, когда все идет по-вашему, вы думаете, что страдания никогда не придут. Но никто не может избежать семи видов страданий, и любой приличный человек, если с ним поговорить начистоту, признает, что страданий избежать невозможно. Вы рождаетесь, плача, затем вы болеете, несмотря на все ваши усилия. У вас может быть самая лучшая страховка, но никакая страховка не избавляет вас от боли. Боль вам приходится терпеть. И несмотря ни на какие усилия наступит старость. И старость не радость. Я было в больнице в Вашингтоне, в которой работает один из наших преданных, и я видел этих стариков, которые страдают. И затем есть смерть. Кроме этого, есть страдания, причиняемые умом, природными бедствиями и другими живыми существами.

Итак, Шукадева Госвами говорит, что человек должен стремиться освободиться от всех страданий. Если вы этого не хотите, то продолжайте заниматься своей ерундой. Если вы хотите попасть в тюрьму, вы можете ограбить какой-нибудь банк. Признак разума заключается в том, чтобы видеть, что нас окружают страдания и искать выход из этой ситуации. И здесь представляется выход из этой ситуации.

Затем Шукадева Госвами говорит: «Который является Сверхдушой». Господь распространяет Себя в форму Параматмы. Слово «пара» означает трансцендентный. Атма – это душа, но Он Сверхдуша. И как Сверхдуша Господь исполняет много функций. Ишвара сарва бхутанам хрид деше ‘рджуна тиштхати. Бхагавад Гита говорит, что Господь находится в сердце каждого как Сверхдуша. Кришна также говорит в пятой главе, что Он находится в сердце каждого, и что от Него исходят знание, память и забвение. Господь является причиной всех причин. Если мы захотим помнить Господа, Он создает для нас благоприятную ситуацию, а если мы захотим забыть Господа, то подобным образом Он создаст неблагоприятную ситуацию. Это все зависит от нашей свободной воли. Кроме того, что Параматма пребывает в нашем сердце, Она также является свидетелем и тем, кто дает окончательное разрешение. В соответствии с нашей кармой Она принимает окончательное решение, что нам положено, а что нет.

Затем здесь описывается, что Господь также является правителем. Существует много правителей. Господь Брахма говорит:

Ишварах парамах кришнах
сач чид ананда виграхах
анадир адир говиндах
сарва карана каранам

Например, в США есть много уровней правителей. Есть органы муниципального управления, органы управления штата, и, наконец, органы управления всего государства. Итак, есть много уровней правителей, но Кришна является верховным правителем или Парамешварой. И Он также спасает от всех страданий. Другими словами, Кришна говорит нам:

Сарва дхарман паритйаджйа
мам экам шаранам враджа
ахам твам сарва папебхйо
мокшаишйами ма шучах

Он говорит: «Предайся Мне, и Я защищу тебя от всех греховных последствий». Кришна гарантирует нам, что, если мы предадимся Ему, Он нас защитит. Если вообще есть кто-то, кто может защитить нас от этих страдания, то это Кришна. И что будет основой для того, чтобы Кришна нас спас? Может быть, Он крутит барабан лотереи? Нет, это зависит от нашего желания предаться Ему и исполнять Его наставления.

Кришна готов спасти нас. Шукадева Госвами говорит, что Он высший правитель, поэтому есть ли что-то, что было бы для него трудным? И Он также является Сверхдушой. Но Он спасет вас только, если вы будете делать три вещи. Кришна не вселяет в нас ложных надежд. Ложные надежды означает думать, что мы можем делать, что хотим, и Кришна все равно защитит нас. Есть так называемые религиозные движения, где говорят, что если вы просто получите посвящение в нашей сампрадайе и будете делать то, что мы вам скажем, то вам гарантирован билет в рай. Но для того, чтобы получить билет на небеса, вы должны действовать правильным образом. Невозможно нарушать законы Бога и надеяться, что попадете в рай. По крайней мере, Кришна дает ясно понять, что Он защитит вас только, если вы предадитесь Ему. Кришна никогда не говорит: «Делайте, что хотите, и Я все равно буду вас защищать». Кришна ясно говорит: «Я защищу вас только, если вы предадитесь Мне».

Итак, что же значит предаться Кришне. Именно это здесь и объясняется. Здесь говорится, что необходимо слушать, прославлять и помнить Верховную Личность Бога. У нас есть много тем для слушания. В особенности в современную эпоху скоростных коммуникаций. Сегодня практически у каждого есть сотовый телефон. Сегодняшние сотовые телефоны могут делать столько разных вещей. Это уже не телефон, с его помощью можно снимать видео, снимать фотографии, использовать его как диктофон, календарь, записную книжку и т.д. Есть много разных тем для слушания.

Но в этом стихе подчеркивается, что не обходимо слушать святые имена Господа. Вы можете изучить любое священное писание и обнаружить одно общее послание – в них делается акцент на повторении святого имени Господа. В Библии тоже есть очень много мест, которые очень похожи на послание Вед. Прабхупада часто приводил цитаты из Апокрифов. В одном из них говорится, что Иисус Христос был в Индии, где обучился брахманической культуре. Но затем из-за каких-то разногласий ему пришлось вернуться. И после этого, по воле Господа он основал христианство. Когда Прабхупада давал лекцию в Австралии, он сказал, что Иисус Христос – один из наших гуру. Потому что, если изучить его изначальное учение, можно увидеть, что оно очень близко к тому, что содержится в Ведах. Мы все знаем, как Прабхупада часто приводил цитату из Библии «Не убий».

В Библии тоже говорится: «Всегда повторяй имя Божие». И в христианстве, и в мусульманстве есть традиция повторять имена Бога на четках. Ведические писания делают очень сильный акцент на повторении святых имен Господа. Мы все знаем, насколько важно повторение святых имен, и Чайтанья Махапрабху также заострял на этом наше внимание. Господа Чайтанью описывают как самое милостивое из всех воплощений. Есть много аватар, но Господа Чайтанью описывают как патита-павана аватару. «Ты явился для того, чтобы спасти падших людей Кали-юги». Господь Чайтанья распространял метод повторения святых имен Господа.

В очень юном возрасте Господь Чайтанья стал выдающимся знатоком санскрита. Поэтому Его называли Нимай Пандит. Он победил в дебатах практически всех пандитов того времени, включая знаменитого Кешаву Кашмири. Однажды, Господь Чайтанья проходил через Варанаси, который также называют Бенаресом. Там было собрание санньяси-маявади, которые обсуждали поведение этого Нимая Пандита. Они говорили, что Он принял санньясу, что Он является выдающимся знатоком санскрита, но вместо того, чтобы изучать с ними Веданту, Он поет и танцует на улицах как сумасшедший. Иногда, когда мы проводим харинамы, некоторым это нравится, а некоторые говорят: «Посмотрите на этих сумасшедших кришнаитов». А некоторые говорят: «Слушайте, а куда вы пропали?»

Итак, эти санньяси-маявади говорили: «Почему этот санньяси не изучает с нами Веданта Сутру с академической точки зрения? Ведь это же главная обязанность санньяси!» Об этой критике услышали Тапан Мишра и Чандрашекхара. Они пришли к Чайтанье Махапрабху и сказали: «Мы больше не можем терпеть эту критику в Твой адрес. Мы хотим, чтобы Ты поговорил с этими санньяси как следует и объяснил важность воспевания святых имен». Махапрабху пришел туда, где эти санньяси сидели на возвышении, и, проявляя смирение, сел в том месте, где все омывали стопы. Но затем Он проявил одно из Своих сверхчеловеческих деяний: от Его головы стало исходить сияние, затмевающее сияние тысячи солнц. Когда маявади увидели это ослепительное сияние, они поняли, что это, должно быть, не обычный человек. Между ними состоялась дискуссия, и Чайтанья Махапрабху сказал: «Мой духовный учитель посчитал Меня глупцом и сказал, что все, на что Я способен, — это повторять святые имена Господа».

Повторять святые имена Господа относительно просто. Давайте признаемся себе в этом. В Сатья-югу методом самоосознания была медитация на Господа. В Трета-югу методом самоосознания было проведение сложных ягьий, что по сегодняшним ценам бы обошлось в копеечку. А в Двапара-югу методом самоосознания было пышное поклонение Божествам в храме. Что, опять же таки, по сегодняшним ценам влетело бы в копеечку. В Кали-югу, когда все в общем и целом деградировало, повторять святые имена может практически каждый. Я объездил практически весь мир, и даже в самых глухих уголках Африки, когда люди видели нас, они говорили: «Харе Кришна». Где угодно в Кении и Уганде, когда люди встречают преданных, они говорят: «Харе Кришна». Они не преданные, но просто повторять Харе Кришна очень просто.

Итак, если мы желаем духовно развиваться, то исключительно важно повторять святые имена. В священных писаниях объясняется, что святые имена можно повторять на трех уровнях. Это нама-апарадха, нама-абхаса и шуддха-нама. Первый уровень – это когда мы повторяем святые имена и в то же время совершаем оскорбления. Мы знакомимся с мантрой, мы начинаем ее повторять, хотя и не следуем регулирующим принципам, но, по крайней мере мы повторяем святые имена, и в этом наше спасение. Но затем, по мере общения с преданными, мы узнаем о важности избегания десяти оскорблений, и тогда мы поднимаемся на уровень нама-абхасы. И та вещь, которая поможет нам подняться на этот уровень – это внимательное повторение святых имен.

Повторение святых имен приносит благо в любом случае. Но гораздо большее благо это принесет, если мы будем делать это внимательно. Что значит повторять внимательно? Это обычный вопрос, который возникает у преданных. Простыми словами, внимательно повторять означает, что, когда мы повторяете мантру, вы сосредотачиваетесь на повторении мантры. Нужно слушать святые имена, потому что святое имя неотлично от Самого Господа:

Нама чинтамани кришнах
чайтанья раса виграхах
пурно шуддхо нитьо-мукто
бхиннатва нама наминох

Святое имя неотлично от Господа. Как вообще кто-то может повторять одно и то же имя и не уставать? Конечно, мы повторяем джапу пару часов в день, но Харидас Тхакур повторял святые имена двадцать два часа в сутки, и ему это не надоедало. Почему? Потому что Господь вложил все Свои трансцендентные энергии в святое имя.

В Чайтанья Чаритамрите мы читаем беседу, которая состоялась между Чайтаньей Махапрабху и Раманандой Роем. Раманада Рой был Губернатором Мадраса. А царем этой страны был Царь Пратапарудра. Раманада Рой играл роль представителем царя, но в действительности он был великим преданным Господа. Он считается воплощением Вишакхи и Арджуны. Чайтанья Махапрабху только что обратил убежденного имперсоналиста по имени Сарвабхаума Бхаттачарью на путь персонализма. После этого Чайтанья Махапрабху отправился в Свой памятный тур по Южной Индии. До этого Чайтанья Махапрабху еще по-настоящему не проявлял Свои сверхчеловеческие деяния. Его в общем и целом знали как крупного знатока санскрита. Но, когда Он отправился в путешествие по Южной Индии, Он вдохновил стать вайшнавами практически каждого, кого Он встречал на Своем пути.

Итак, Он встретился с Раманандой Роем на берегу реки Годавари. После того, как Сарвабхаума Бхаттачарья стал вайшнавом, он сказал Ему, что, когда тот оправится в Южную Индию, Он повстречает преданного Рамананду Роя, который является осознавшей себя душой. Чайтанья Махапрабху задал Рамананде Рою много вопросов. Кто-то может подумать, а чего ради Господь будет задавать вопросы Своим преданным. Ответ таков, что Господь всегда стремится прославлять Своих преданных, точно так же, как преданный всегда стремится прославлять Господа. И даже сегодня, когда вы посещаете главные храмы в Южной Индии, вы видите там таблички, на которых написано, что эти храмы посещал Чайтанья Махапрабху.

Итак, Чайтанья Махапрабху встретился с Раманандой Роем на берегу реки Годавари и задал ему много вопросов. Один из вопросов был такой: «Какую одну песню человек должен петь все время?» И Рамананда Рой ответил: «Песню, которая прославляет Радху и Кришну, а именно Харе Кришна маха-мантру». Также в священных писаниях говорится:

Харер нама харер нама харер намаива кевалам
калау настйева настйева настйева гатир анйатха

В священных писаниях есть много утверждений, которые подчеркивают важность повторения святых имен. Повторение святых имен – это наше самое важно занятие, неважно, домохозяин вы, брахмачари или санньяси. Если вы серьезно хотите вернуться обратно к Богу, то это одно общее для всех занятие. Например, в четвертой песне мы читаем о Прачетах, которые совершали аскезы. Господь был очень доволен их аскезами и сказал им: «Дорогие братья, Я очень доволен вами, потому что у вас всех одно занятие – преданное служение». Точно также в ИСККОН, неважно к какой варне или ашраму вы принадлежите, наше главное занятие – это преданное служение, которое начинается с повторения святых имен Господа.

Чайтанья Махапрабху описал результаты повторения святых имен. Первый – это чето дарпана марджанам – оно очищает сердце. Вы можете сказать: «Пардон, а от чего мое сердце нужно очищать? Что с ним не так?» Физически вы можете быть здоровы, но, как часто говорил Прабхупада, наше сердце чернее угля, и оно находится под сильным влиянием анартх. Анартхи означают нежелательные вещи. И что это за анартхи? Вожделение, гнев, жадность, зависть, иллюзия и безумие. Все это сегодня самое обычное дело. Куда бы вы ни отправились, эти анартхи влияют на всех. И для того, чтобы уменьшить их влияние, нужно повторять святые имена.

Повторение святых имен – это наше самое важное вложение времени. Если мы будем повторять святые имена, то это будет правильным использованием жизни. В Бхагаватам говорится, что с каждым восходом и закатом Солнце сокращает жизнь все, кроме тех, кто повторяют святые имена Господа. Вы можете сказать: «А ведь жизнь преданных тоже сокращается. Только то, что мы получили посвящение, не означает, что мы не состаримся и не умрем». Почему же в Бхагаватам говорится, что с каждым восходом и закатом Солнце сокращает жизнь всех, кроме тех, кто занимаются преданным служением Господу? Преданный также является жертвой процесса старения, но он вкладывает свое время в служение Господу. И это правильное вложение времени. Например, у вас может быть с собой миллион долларов наличными, и завтра вы можете принять решение вложить их на депозитный счет. Тогда наличных у вас с собой действительно не будет, но они будут хорошо вложены. Преданный вкладывает свое время, свои поступки и слова в служение Господу. Таким образом, ему нечего бояться. Но тому, кто не занимается служением Господу, есть, чего бояться.

Рупа Госвами говорит, что святое имя сладкое как леденец, игры Господа сладкие как леденцы. Все любят сладкое. Именно поэтому сейчас так распространен диабет. Недавно ВОЗ объявило диабет одним из самых распространенных заболеваний в мире, и Индия – диабетическая «столица» мира. Итак, Рупа Госвами говорит, что святое имя сладкое как леденец, но из-за того, что наш язык поражен болезнью авидьи, мы не можем оценить сладость святого имени, игр и т.д. Мы знаем, что оно сладкое, мы знаем, что оно несет благо, но тем не менее оно нас не привлекает. Какое же лекарство от этой болезни? Рупа Госвами говорит, что если мы будем продолжать повторять святое имя, то мы излечимся от этой болезни и снова сможем ощутить его сладость.

Веды обозначили проблему и дали ее решение. Далее в этом стихе говорится: «Помните Верховную Личность Бога». В беседе, которая происходила между Чайтаньей Махапрабху и Раманандой Роем, Он, в частности, спросил: «О чем должно постоянно думать живое существо?» Нам все равно нужно о чем-то думать. Такова природа ума – он очень деятелен. И что ответил Рамананда Рой? Он ответил, что нужно постоянно думать об играх, имени, качествах и форме Господа.

В первой песне Бхагаватам мы читаем о том, как после того как Господь свернул Свои земные игры, его вечный спутник Арджуна испытывал большую печаль. Он видел дурные знамения и испытывал большую тоску. Но затем он начал вспоминать случаи, в которых он выходил победителем по милости Кришны. Затем он стал медитировать на наставления Кришны в Бхагавад Гите и почувствовал, что Кришна находится рядом с ним. И его печаль сразу рассеялась. В комментарии к этой истории Прабхупада говорит, что, подобно Арджуне, мы тоже должны медитировать на наставления Кришны в Бхагавад Гите. Но мы сможем на них медитировать только если будем читать.

Итак, один из способов помнить о Господе – это помнить Его наставления. Затем мы можем помнить славу святого имени. Мы можем помнить блага, которые приносит повторение святого имени. Мы можем помнить форму Господа. Форма Господа всегда трансцендентна – сат чит ананда виграха. Мы можем помнить качества Господа. Качества Господа безграничны. Например, Господь Брахма сказал: голока ева нивасатй акхилатма бхуто. Хотя Господь находится в одном месте – на Голока Вриндаване, Он всепроникающей. Затем он говорит: ангани йасйа сакалендрийа вритти манти – любой частью Своего тела Он может исполнять функцию любой другой части. Как мы объясняли вчера, мы можем видеть только глазами, но Господь может видеть и ушами. Мы можем есть только ртом, но Господь может есть при помощи глаз и ушей, потому что Он всемогущ и всезнающ.

Есть разные способы того, как занять свой ум позитивно. В шестой главе Бхагавад Гиты «Дхйана йога» Кришна говорит, что нужно сделать ум своим другом. Если ум находится под контролем, он наш лучший друг, но если ум не обуздан, то он наш злейший враг. Тот, кто обуздал ум, спокоен в любой ситуации – в почете и бесчестье, в победе и поражении и т.д. Тот, кто не обуздал свой ум, никогда не может быть удовлетворен.

Когда Господь Ваманадева явился на арене жертвоприношения Бали Махараджа, тот предложил ему попросить у него, чего угодно. Но Ваманадева сказал: «Дай Мне столько земли, где Я смогу сделать три шага». Бали Махарадж сказал: «Ты пришел к богатому человеку и просишь о такой мелочи! Проси большего». Например, в Атланте никто не будет покупать три шага земли. Бали Махарадж сказал: «Я император всего мира, я могу подарить Тебе целую планету». Но Ваманадева сказал ему: «Пожалуйста, не искушай Меня большим, потому что тот, кто не обуздал ум и чувства, не будет счастлив даже если дать ему целую планету. А тот, кто обуздал ум и чувства счастлив в любой ситуации».

Нашу жадность к бесчисленным вещам никогда невозможно удовлетворить, но, если вы идете по пути преданного служения, где мы стараемся контролировать ум и чувства, вы будете счастливы в любой ситуации. Итак, одно из благ, которое приносит преданное служение, состоит в том, что оно позволяет вам контролировать ум и чувства. И если таким образом, вы будете заняты позитивно, вы сможете держаться в стороне от негативного. Этому методу сознания Кришны особенно благоприятно следовать в обществе преданных. Мы должны очень серьезно отнестись к этому методу и быть исполнены решимости вернуться назад к Богу. Рупа Госвами сказал, что решимость – один из ключевых компонентов для того, чтобы духовно развиваться.

Итак, подведем итог. Махарадж Парикшит дает нам очень ценную информацию. Кто-то может сказать: «Да я об этом уже слышал тысячу раз! Мне хочется чего-то новенького». Мы слышали об этом много раз, но, к несчастью, реальность такова, что это не запало к нам в сердце глубоко. Поэтому нам нужно слушать снова и снова.

Нашта прайешв абхадрешу
нитйа бхагавата севайа
бхагаварит уттама шлоке
бхактир бхавати наиштики

И эти принципы справедливы также и в материальном мире. Например, посмотрите на то, как работает реклама. Все знают телевизоры марки Сони. Тем не менее она рекламирует свои телевизоры повсюду. Таким образом она постоянно напоминает нам о себе. Нам нужно постоянно напоминать себе о важности святого имени. И именно поэтому с первой и по двенадцатую песнь Шримад Бхагаватам эта тема будет подниматься снова и снова, поскольку Вьясадева знала, что обусловленным душам, в особенности в этот век, необходимо все напоминать. И если вы будете регулярно слушать и читать, это поможет вам духовно развиваться. Воспользуйтесь тем, что дает вам послание Бхагаватам, и вы сможете достичь совершенства. Харе Кришна!