foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Мы хотим поприветствовать всех на нашей воскресной программе. Как вы знаете, Шриле Прабхупаде пришлось приложить много усилий, чтобы основать это движение сознания Кришны. В 1921 году он встретился со своим духовным учителем, которого очень впечатлило его знание английского и искренность. Бхактисиддхантаджи предложил ему: «Вы образованный молодой человек, почему бы вам не принести послание Господа Чайтаньи в Западный мир?» Пятьсот лет назад Господь Чайтанья предсказал, что святое имя будут воспевать в каждом городе и деревне мира. Несколько санньяси из Индии попытались исполнить это предсказание Господа Чайтаньи, но у них ничего особенно не получилось.

Прабхупада получил это вдохновение от своего духовного учителя, и он приложил много усилий для того, чтобы основать это движение в Индии. Затем с большими трудностями он приехал в Америку и через год, он смог основать первый храм ИСККОН в Нью Йорке. И одна из программ, которую лично ввел Прабхупада была воскресный пир. Для чего Прабхупада ввел эту программу? Потому что он знал, что в будущем большая часть преданных ИСККОН будут работать или заниматься бизнесом, и для них не будет практичным каждый день приходить в храм. Поэтому эти воскресные программы представляют для вас замечательную возможность участвовать в них для того, чтобы развивать свою духовную жизнь.

Сам факт вашего присутствия здесь указывает, что у вас есть какой-то интерес к духовности. Существует много храмов, много мест поклонения по всему миру. Но в ИСККОН обычно приходят те, у кого есть какой-то интерес к науке преданности. Неважно, индиец вы или американец, если у человека нет интереса к преданности, обычно он не приходит в центр ИСККОН. Поэтому сам факт вашего присутствия здесь указывает на то, что у вас есть какой-то интерес к преданному служению. И участие в воскресных программах поможет вам духовно развиваться.

Мы хотели бы начать сегодняшнее обсуждение, прочитав стих из пятой песни Бхагаватам.

тасман наро ’санга-сусанга-джата-
джнанасинехаива вивркна-мохах
харим тад-иха-катхана-шрутабхйам
лабдха-смртир йатй атипарам адхванах

ПЕРЕВОД

Просто общаясь с возвышенными преданными, любой сможет обрести совершенное знание и мечом этого знания разрубить путы иллюзорного, мирского общения, что удерживают душу в плену материи. Общение с преданными дарует человеку возможность служить Господу, слушая о Нем и прославляя Его [шраванам киртанам]. Так можно пробудить в себе сознание Кришны и, уверенно идя по этому пути, уже в нынешней жизни вернуться домой, к Богу.

КОММЕНТАРИЙ

Чтобы освободиться из материального плена, необходимо прекратить общение с мирскими людьми и начать общаться с преданными. Общение с преданными позволяет человеку пробудить в себе сознание Кришны, и сейчас Движение сознания Кришны дает такую возможность каждому. Наше Движение берет на себя заботу обо всех, кто искренне хочет продвигаться по пути сознания Кришны. Мы обеспечиваем таких людей пищей и жильем, чтобы они могли, ни о чем не беспокоясь, развивать в себе сознание Кришны и вернуться домой, к Богу, уже в этой жизни.

ЛЕКЦИЯ

Ом агьяна тимирандхасья
гьянангьяна шалакая
чакшур унмилитам ена
тасмаи шри-гураве намаха

Этот стих произнес преданный по имени Джада Бхарата. Этот стих обращен к другому преданному по имени Царь Рахугана. В одной из прошлых жизней Джада Бхарата был Царем Бхаратой. Царь Бхарата правил всей планетой, и в свое время вся планета называлась Бхарата-варшей. Он был старшим из ста сыновей Царя Ришабхадевы. Вы можете сказать: «Сто сыновей? Похоже на сказку!» Нет, Ришабхадева был воплощением Бога, а Бог безграничен. У него было сто сыновей, он правил Землей, а затем передал бразды правления старшему сыну и ушел в лес.

Царь Бхарата правил планетой настолько в сознании Кришны, что все население было счастливо. Все процветали. Не было старости. Вам бы это понравилось, не правда ли? Не было болезней. Конечно, врачам бы это не понравилось. И люди даже могли выбирать момент собственной смерти. Если бы сегодня у нас была возможность выбирать время собственной смерти, то похоронные конторы бы обанкротились. Потому что все бы выбрали не умирать совсем. Но в те времена цивилизация была настолько зрелой в духовном отношении, что люди добровольно выбирали время оставления тела. Все общество было счастливо, потому что царь обладал сознанием Бога.

Ведическая система — это не демократия. Сегодня все хотят демократии, несмотря на то, что при демократии процветает коррупция. В те времена была монархия, и царь обладал сознанием Бога. В Ведической истории есть много тому примеров. Например, когда правил Господь Рамачандра, все общество было счастливо. И Он заботился о своих подданных, как отец заботится о своих детях.

Царь Бхарата правил Землей многие тысяч лет, после чего оставил царство и отправился в лес для того, чтобы практиковать медитацию. Однажды в лесу он увидел беременную олениху, за которой гнался лев. Вы когда-либо слышали львиный рык? Когда лев рычит, все разбегаются в испуге. Два года назад я был в Комбаторе, у нас там есть храм. Когда я был на утренней прогулке, я услышал оглушительный рев. Я спросил у местных преданных, откуда этот звук. Они сказали, что за два километра оттуда находится зоопарк, и там есть львы, и вот это как раз был львиный рык. Лев царь зверей, но ему тоже нужно трудиться, чтобы раздобыть себе пропитание. Потому что никто к нему и близко не подходит.

Услышав львиный рык, в испуге она прыгнула через реку, но она выронила малыша олененка и умерла. И Царь Бхарата подумал, что, может быть это воля Провидения, чтобы он заботился об этом олененке. Но к несчастью, он слишком привязался к этому олененку, и однажды, когда олененок куда-то убежал, он начал искать его и погиб. В восьмой главе Бхагавад Гиты, которая называется «Достижение Всевышнего», объясняется искусство умирать. Есть известная организация, которая называется «Искусство жизни», и я говорю, что нам нужно научиться и искусству жить, и искусству умирать. В Бхагавад Гите говорится, что о чем бы ни думал ваш ум в момент смерти, такое тело вы и получите. Если в момент смерти вы будете думать об этих Божествах, то вы вернетесь обратно к Богу. Но если в момент смерти вы будете думать о своем доме: «О, я построил этот замечательный дом, а прожил в нем всего лишь пятьдесят лет. Я бы хотел прожить еще лет двадцать». То, Господь очень милостив, и он предоставит вам такую возможность, но уже не в качестве хозяина, а в качестве одного из тараканов в доме. Или, например, все индийцы очень любят крикет. Его изобрели в Америке, но здесь о нем забыли. Если в момент смерти вы будете думать о том, что ваша любимая команда проиграла, то в следующей жизни вы родитесь травой на поле для крикета. И в крикет будут играть уже у вас на голове.

Законы природы очень суровы. Мы бы хотели думать, что законы природы очень либеральны, но они не либеральны. Они очень строги: «Зуб за зуб».

Царю Бхарате пришлось родиться в теле оленя, поскольку в момент смерти он думал об олене. Но ему не пришлось оставаться в этом теле очень долго, потому что его спасло его прошлое преданное служение. Природа преданного служения такова, что, если вы завершите этот путь всего на десять процентов, вам все равно не о чем беспокоится. В следующей жизни вы начнете с одиннадцатого процента. Но если вы не завершите что-то материальное, то все это вам придется оставить в момент смерти. Преданное служение учитывается на нашем вечном счету в духовном банке.

Итак, в скорости он родился в семье брахманов. Брахман – это не тот, кто носит шнур стоимостью в две пайсы. Брахман – этот тот, кто развил в себе определённые качества, которые описаны в Гите. Он родился брахманом, но решил впредь больше не повторять ошибки, которую он совершил в прошлой жизни. Как говорится, пуганая ворона и куста боится. То есть когда-то я совершил ошибку, и больше ее я не хочу повторять, так думает преданный. Поэтому он решил притворяться в обществе глухонемым.

В те времена жил царь по имени Рахугана. Он опаздывал на духовную лекцию, и поскольку он ехал не на машине, а на паланкине, он не мог нажать на газ, чтобы двигаться быстрее. Царя несли на паланкине, и носильщикам паланкина нужна была помощь, чтобы двигаться быстрее. Тогда они решили позвать на помощь Джаду Бхарату. Он согласился. В конце концов, это был царь. Но в отличие от других носильщиков, Джада Бхарата следовал более высокой культуре. Он не ставил ногу на землю, предварительно не убедившись, что в радиусе трех шагов на земле нет ни одного живого существа. В результате этого вместо того, чтобы ускориться, паланкин замедлил свое движение, что привело царя в сильный гнев.

И тогда Царь начал отчитывать носильщиков паланкина: «Эй! Я вам сказал двигаться быстрее, а вы движетесь медленнее. В чем дело?» Носильщики сказали: «Ваше величество, мы не виноваты. Во всем виноват этот новичок. Это из-за него паланкин движется медленнее». Тогда царь набросился на Джаду Бхарату: «Ты что не знаешь, кто я такой? Почему ты идешь так осторожно?» Какое-то время Джада Бхарата молча слушал эту ругань, но потом заговорил. И когда он заговорил, царь осознал, что этот человек, которого они считали глухонемым, в действительности таковым не является, и что он осознавшая себя душа.

Тогда царь сошел с паланкина, принес поклоны Джаде Бхарате и извинился. Это был просвещенный царь. Он знал, что совершил ошибку, он знал, что оскорбил возвышенного преданного, отчитав его. Господь Чайтанья советует нам, что, занимаясь преданным служением, мы тщательно избегали вайшнава апарадх. И тогда царь попросил Джаду Бхарату просветить его.

Именно об этом мы должны просить. Мы должны просить дать нам знание. И мы должны стремиться получить знание из авторитетного источника. Бхагавад Гита, Шримад Бхагаватам содержат в себе огромные знания, и, если вы будете читать их, вы станете по-настоящему просвещенными.

В этом стихе Джада Бхарата говорит, что, если человек будет общаться с возвышенными преданными, он обретет совершенство знания. Другими словами, он вдохновляет нас общаться с возвышенными преданными и представителями возвышенных преданных. Неправильно считать, что мы будем общаться только с возвышенными преданными. А с другими – пардон, нет времени. Вы можете говорить, кто передает вам истинное послание возвышенных преданных таким, как оно есть. И что произойдет в результате общения с преданными? Вы обретете совершенство знания.

Что является совершенством знания? Может быть это, когда вы получаете несколько степеней докторов наук или становитесь академиком? Однажды, наш духовный учитель Шрила Прабхупада давал лекцию в одном престижном университете в Америке. Среди слушателей были преподаватели, деканы факультетов и, конечно, студенты. Он начал свою речь с вопроса: «Есть ли в этом знаменитом университете факультет, где бы рассказывали, что случается после смерти?» В ответ было гробовое молчание. Что же является совершенством знания? Совершенство знания не в том, чтобы научиться обманывать других. Сегодня цель получения знания состоит в том, чтобы научиться больше услаждать свое тело. Но этого недостаточно. Необходимо также понять духовность. Без духовности человеческую жизнь ожидает крах. В Бхагаватам говорится, что без дхармы человеческая жизнь ничем не отличается от жизни животных.

Итак, когда вы общаетесь со святыми или с представителями святых, вы получаете знание. И это знание позволяет вам понять, кто вы такой. Если вы просто будете следовать материалистическому пути, без всякой духовности, то вы будете находиться в очень опасном положении, что мы и видим в современном обществе. В Америке нет недостатка в образованных людях. Нет недостатка в образованных людях в Индии. Нет недостатка в образованных людях в любом месте на нашей планете. Потому что по всему миру есть огромное количество школ и институтов. Говорится, что две самые выгодные сферы деятельности сегодня – это образование и медицина. Люди будут всегда болеть, и они всегда будут стремится получить образование. Сегодня многие американские институты открыли свои филиалы в Индии.

Но нам нужно культивировать трансцендентное знание. Что дает вам трансцендентное знание? Трансцендентное знанием помогает вам помочь, кто вы такой на самом деле. К чему мы должны стремиться, и как этого достичь. Это и есть трансцендентное знание, и оно содержится в шастрах. Когда вы получаете трансцендентное знание, когда вы понимаете, кто вы такой, вы можете начать менять свою жизнь. Трансцендентное знание содержится в Гите, в Бхагаватам. Поэтому каждый день утром и вечером в храмах ИСККОН обсуждается не то, что является правильным по мнению лектора, а то, что является правильным по мнению Кришны. И если мы будем придерживаться того, о чем говорит Всевышний, мы никогда не ошибемся. Потому что Всевышний идеален во всех отношениях.

Затем он говорит: «Мечом знания». Что делает меч? Он разрубает. Что нам нужно разрубить? Неверные представления о жизни. В третьей главе Бхагавад Гиты Арджуна спросил у Кришны: «Что побуждает человека действовать греховно, даже помимо его воли?» Я не хочу поступать плохо, но все равно делаю это. Что меня на это побуждает? И Кришна ответил: «Это только вожделение, вечный враг живого существа, которое пылает как огонь и никогда не насыщается». Затем Кришна говорит, где находится этот враг. Он находится в уме, разуме и чувствах. Затем Кришна говорит: «Оружием знания уничтожь этого вечного врага».

Знание очень важно. Что рассеивает солнечный свет? Тьму. Подобным образом, знание рассеивает невежество. Мы все ищем знания, не правда ли? Почему мы стремимся учиться в лучших школах или институтах? Потому что мы все любим учиться. Нам нравится расширять свои познания. Но если мы не будем культивировать духовное знание, то будет дисбаланс. И что же это за иллюзорные представления? Здесь говорится, что мы можем разрушить иллюзорные представления о жизни в этом материальном мире.

Иллюзорные представления о жизни означает думать, что это тело предназначено для наслаждений. Думать, что это тело может принести мне настоящее удовольствие. Думать, что это тело нужно использовать для чувственных наслаждений. Мы не против чувственных наслаждений, но мы хотим предложить вам путь настоящих чувственных наслаждений. Ну нужно думать, что преданные не хотят быть счастливыми. Пару лет назад я проводил программу в Санкт Петербурге. Там рядом были два зала. Один зал снимали мы. Поэтому преданные там пели и танцевали в экстазе. А в соседнем зале играл оркестр, люди танцевали бальные танцы, выпивали и т.д. Мы могли слышать звуки, доносившиеся из их зала, а они могли слышать звуки, доносившиеся из нашего зала. И каждую минуту кто-то из соседнего зала заглядывал к нам. Они удивлялись, как это мы танцуем в таком экстазе, и при этом не пьем и не обнимаемся с девушками. Они не понимали, что духовная жизнь может принести вам более высокий уровень счастья.

Поэтому мы не против счастья. Мы против деструктивного счастья или счастья в гуне страсти. Кришна объясняет в восемнадцатой главе Бхагавад Гиты, что счастье может быть в благости, страсти и невежестве. Счастье в страсти в начале может быть сладким, но в конце становится горьким и проистекает в результате соприкосновения органов чувств с объектами восприятия. А счастье в благости в начале горькое, затем становится сладким и пробуждаете человека к самоосознанию. Выбор за нами. Если вы хотите непреходящего счастья, то примите путь духовности.

Итак, в обществе преданных вы получаете знание, и при помощи этого знания вы можете разрубить иллюзорные представления о жизни. И посредством общения с преданными мы занимаемся шраванам и киртанам. По-русски это будет слушать и воспевать. Вы все знакомы с тем фактом, что мы делаем акцент на слушании и воспевании. Но о чем мы слушаем и говорим? Мы слушаем и повторяем имена Господа. Какова природа имен Господа? Они трансцендентны. И поскольку Господь вложил все Свои трансцендентные энергии в Свои имена, их можно повторять день и ночь и не уставать. Люди диву даются, как мы можем повторять одни и те же имена день и ночь, и это нам не надоедает. Они думают, может быть, нам промыли мозги, может быть, они совсем лишились разума, может быть, кто-нибудь навел на них порчу. Они не понимают, что никакая порча тут не при чем.

Реальность такова, что, когда вы встаете на духовный путь, когда вы начинаете повторять святые имена, вы испытываете такое счастье, которое вам не может принести никакая материальная деятельность. Если бы это было не так, то сегодня в этой комнате никого бы не было. И вообще на всей планете не было бы ни одного преданного Харе Кришна. Но тот факт, что существуют тысячи преданных свидетельствует о том, что этот путь приносит удовлетворение при условии, что мы следуем ему должным образом.

Итак, в обществе преданных мы узнаем о важности повторения имен Господа. И когда мы повторяем имена Господа, это приносит нам следующие блага. Первое заключается в том, что, когда мы повторяем имена Господа, мы можем очистить свое сердце от бесчисленных материальных влечений, которыми оно покрыто. Точно так же как зеркало можно очистить от пыли, если протереть его чистой тряпкой, нам точно так же нужно очистить свое сердце. Мы стираем грязную одежду, мы моемся сами. И точно также нам нужно очищать свое сердце. И для этого нужно повторять святые имена Господа. И природа святого имени такова, что его можно повторять день и ночь, и нам это не надоест.

Конечно мы не предлагаем вам двадцать четыре часа в сутки повторять святые имена, потому что в таком случае вы скажете: «Хорошо, я буду повторять мантру день и ночь, а тогда, Махарадж, вы будете оплачивать все мои счета? Мне вот нужно каждый месяц выплачивать по две тысячи долларов за дом, восемьсот долларов за страховку». Мы не хотим, чтобы вы повторяли мантру двадцать четыре часа в сутки, но мы хотим, чтобы вы привязались к повторению святых имен. И из двадцати четырех часов в сутки вы можете тратить полчаса, час или сколько можете на повторение святых имен Господа.

И природа святых имен такова, что, когда вы повторяете их, вы испытываете удовлетворение. Если бы это не приносило удовлетворения, то чего бы ради кто-то повторял имена Господа? И Библия, и Веды, и Коран – все они подчеркивают важность повторения святых имен Господа. Этот век называют Железным Веком. Люди подобны железу, им на всех наплевать. Кто-то может умирать неподалеку от вас, но вам наплевать. Люди сегодня очень жестоки, они введены в заблуждение, и у них каменные сердца. И в общем и целом, их очень мало интересует духовность.

Когда ребенок теряется, родители очень переживают, и они испытывают облегчение, когда он возвращается домой. И именно такова наша ситуация. Это не наш дом. В этом стихе Джада Бхарата говорит о возвращении обратно к Богу. И вам может быть интересно, а что это за такое «обратно к Богу». У нас есть журнал, который называется «Обратно к Богу». В этом журнале мы рассказываем, как вернуться домой, в Царство Бога. В этом стихе говорится, что вы можете вернуться обратно к Богу, очистив себя при помощи воспевания святых имен Господа.

Мы все должны следовать этому методу слушания и воспевания. Это доступно всем и ничего не стоит. И Господь Чайтанья сказал, что святые имена можно повторять, где угодно. Нет никаких строгих правил для повторения святых имен. Конечно, если вы инициированы, от вас ожидается, что вы будете повторять святые имена, следуя более высоким стандартам. Но тем не менее повторение святого имени приносит благо в любой ситуации.

И наряду с повторением мантры, также нужно читать Бхагавад Гиту. Чтение окажет вам большую помощь. Суть всех Ведических писаний содержится в Бхагавад Гите. Это самая древняя книга знания на этой планете. Эта книга переведена на английский Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, и теперь она переведена на более, чем шестьдесят четыре языка мира. И почему люди читают Гиту? Потому что Гита дает нам знание. Она объясняет нам, кто мы такие. Мы должны ознакомиться с наставлениями Кришны, которые содержатся в писаниях. И как это можно сделать? Читая эти наставления.

У этого движения сознания Кришны есть одна главная цель – сделать всех счастливыми. Некоторые думают, что будут счастливыми только если станут такими богатыми, как Билл Гейтс. А некоторые думают, что станут счастливыми только если станут голливудской или болливудской суперзвездой. А кто-то думает, что станет счастливым, если достигнет чего-то другого. Но даже если вы получите все это, вы не станете по-настоящему счастливыми. Просто такова природа материальной жизни. Точно так же, как рыба не может быть счастлива вне воды, живое существо не может быть счастливым без духовности. И нам нужно встать на путь духовности как можно быстрее.

Иногда мы признаем важность повторения святого имени, важность следования духовной жизни, но мы говорим: «Завтра». Но до наступления «завтра» что-то происходит. Время не ждет. И как говорится в Бхагаватам, опасность подстерегает нас на каждом шагу. Вы можете думать: «Я живу в США. Это самая безопасная страна в мире». Вы можете жить в самой безопасной стране, но опасности все равно поджидают нас на каждом шагу. И что можно с этим сделать? Нужно быть готовым к ним, нужно быть настороже, и нужно следовать наставлениям Господа.

Господь дал нам наставления ради нашего блага. Нам нужно понять, что Господь знает, что для нас является лучшим. И это нам объяснили наши духовные учителя. Наше движение сознания Кришны стоит в цепи ученической преемственности, начавшейся пять тысяч лет назад, и великие ачарьи объяснили нам, что содержится в священных писаниях, изложив их послание простым языком.

Вы можете найти настоящее счастье даже в этой жизни. И тот, кто двадцать четыре часа в сутки занимается служением Господу, он придет обратно к Богу уже в этой жизни. И я хочу отметить еще один последний момент. Иногда люди думают, что если они встанут на путь духовной жизни, если они станут изучать Бхагавад Гиту, то потеряют всякий интерес к работе, к семье, к детям и т.д. Но это неправильное понимание священных писаний. Бхагавад Гита говорит, что мы должны быть подобны листу лотоса, который находится в воде, но не смачивается ей. Итак, будьте в материальном мире, но держитесь в стороне от дурных вещей, которые ему присущи.

Например, мы стремимся избегать дурного общества, мы стараемся не есть вредную пищу. Точно так же избегайте привычек, которые пагубны для духовного развития. Принимайте благоприятное и отвергайте пагубное. И если вы воспользуетесь этими советами, если вы воспользуетесь помощью преданных, вы сможете добиться успеха на духовном пути.

Мы очень рады и благодарны вам за то, что вы пришли сюда. Мы просим вас, пожалуйста, приходить в храм каждое воскресенье. Это самое лучшее вложение времени, которое вы можете сделать. Даже если вы уже слышали эту философию, слушайте ее снова, это не повредит. Чем больше вы будете слушать, тем более глубокой будет становиться ваша убежденность. Здесь есть замечательные Божества: Гаура-Нитай, Радха-Кришна, Джаганнатх, Субхадра и Баларама. Приходите, кланяйтесь Им. Когда вы склоняетесь перед Божествами, вы получаете благословения Господа, и бремя ваших грехов облегчается. А что бывает в конце программы? Прасад, милость Господа!

Ведь все любят покушать, не правда ли? Иногда мы встречаем людей, которые не согласны с нашей философией. Они говорят: «Нет, нет, я с этим не согласен». Но когда дело доходит до прасада, у нас ни с кем нет никаких разногласий. Несколько лет назад я был в Азербайджане. Ко мне на встречу пришел один журналист. Этот журналист стал говорить: «Зачем вы приехали сюда с вашим посланием. Мы мусульманская страна, нам все это не нужно и т.д.». Вместо того, чтобы с ним спорить, я попросил преданных принести прасад. И наевшись прасада, он стал таким довольным, что прекратил всяческую критику. И пришел на мою лекцию на следующий вечер.

Пожалуйста, приходите и принимайте участие в этих программах. Вы ничего не потеряете, а только приобретете. Духовность – это не такая сложная вещь. Это достижимо и практично. И главное в духовности – это повторение Харе Кришна мантры. Харе Кришна!