foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Итак, сегодня мы будем обсуждать Шримад Бхагаватам 3.25.26.

ПЕРЕВОД

Служа Господу и общаясь с преданными, человек утрачивает вкус не только к земным, но и к райским удовольствиям, ибо ум такого человека всегда поглощен размышлениями о деяниях Господа. Метод сознания Кришны – самый простой из всех методов развития мистических сил. Тот, кто действительно утвердился в преданном служении, обретает способность управлять своим умом.

КОММЕНТАРИЙ

Все священные писания побуждают людей вести праведную жизнь и сулят за это неограниченные возможности в удовлетворении чувств как в этом мире, так и в следующем. Им, в частности, сказано, что, занимаясь благочестивой кармической деятельностью, человек может попасть на одну из райских планет этой вселенной. Однако, преданный, который общается с другими преданными, предпочитает размышлять о деяниях Господа – о том, как Он создает вселенную, как поддерживает и разрушает мироздание, а также об играх Господа в духовном мире. О деяниях Господа повествует множество книг и прежде всего Бхагавад-гита, Брахма-самхита и Шримад Бхагаватам. Искренние преданные, общаясь с другими преданными, получают возможность слушать и размышлять об играх Господа, что делает его равнодушным к так называемому счастью на земле, а также в раю или любых других планетах материальной вселенной. Преданный желает только одного: лично общаться с Господом. Любая материальная часть утрачивает для него свою привлекательность. Человека, находящегося на этом уровне духовного развития, называют йога-йуктой. Истинного йога не прельщают соблазны той или иной материальной планеты. Его цель – обрести духовное знание и достичь духовного мира. И добиться этого совсем несложно, если воспользоваться методом бхакти-йоги, самым простым из всех методов духовного самоосознания. Здесь употреблено очень точное слово риджубхих – самый простой. Есть много различных вариантов йоги, позволяющих достичь совершенства в йоге. Но метод преданного служения является самым легким. Несмотря на свою простоту, этот метод приводит к замечательному результату. Поэтому каждый должен воспользоваться методом сознания Кришны и достичь высшей ступени совершенства.

ЛЕКЦИЯ

Кто знает, кто произнес этот стих? Господь Капила. И к кому Он обращается? К Своей матери Девахути. И через Девахути Он обращается к преданным по всему миру, в том числе и Баку. Мы вчера объяснили, что Девахути спросила, как ей освободиться от рабства материальной жизни. В самом начале Веданта-сутры говорится: атхато брахма джигьяса – получив человеческое тело, нужно задавать вопрос, как освободиться от рабства рождения и смерти. Как мы вчера говорили, в ответ на вопрос Своей матери Капиладева сказал ей, что ей нужно развить привязанность к преданным Господа. Он сказал, что привязанность к материалистам закабаляет, а привязанность к освобожденным душам освобождает. От молока может быть несварение желудка, но то же молоко в форме йогурта излечивает от несварения желудка. В предыдущем стихе Господь Капиладева говорит, что обсуждение игр Господа в обществе преданных приносит большое наслаждение. Господь Капиладева продолжает подчеркивать важность общения с преданными как способ духовного развития в преданном служении.

Давайте рассмотрим, что Он говорит в нашем стихе. Первое, что Он говорит: «Давайте сознательно заниматься преданным служением». Другими словами, понимая, что общение с преданными несет огромное благо, он занимается преданным служением в окружении преданных. Гьята-сукрити и агьята-сукрити. Агьята-сукрити означает, что человек совершает преданное служение, не зная о том благе, которое оно несет ему. Например, какой-нибудь человек может встретить вас на улице и сказать: «О! Харе Кришна»! При этом он не знает, что получает какое-то благо, но он произносит имя Бога и получает благо. Когда мы распространяем книги, люди, вдохновленные энтузиазмом и чистотой преданных, покупают книги, не зная зачем. Иногда люди, испытывая порыв души, делают какое-то пожертвование, не зная, что получат благо. Все это примеры агьята-сукрити.

Кроме этого, есть гьята-сукрити, когда вы знаете, что, совершая эту деятельность, я получаю благо. И преданный, понимая, что общение с преданными приносит ему огромное благо, общается с преданными. Шримад Бхагаватам вдохновляет нас общаться с садху. Господь Капила снова и снова заостряет наше внимание на этой мысли. Мы можем из своего опыта утверждать, что, находясь в обществе преданных, нам гораздо проще выполнять преданное служение. В обществе преданных нам больше нравится повторять джапу, петь киртан, слушать лекции. Здесь Господь Капиладева говорит, что осознанно общаясь с преданными и служа Господу, человек утрачивает к материальному. Шрила Прабхупада создал это движение ИСККОН, которое существует по всему миру и дает возможность общаться с преданными повсюду. Сейчас в ИСККОН около шестистах центров по всему миру. Это еще не учитывая нама-хатты и подобные группы духовного общения. Таким образом, ИСККОН дает замечательную возможность получать духовное общение. В Нектаре Наставлений Рупа Госвами говорит следующее. Рупа Госвами написал множество замечательных книг. Нас также называют рупанугами. Что означает рупануга? Последователь Рупы Госвами. Нас также называют прабхупаданугами. Что это означает? Последователи Шрилы Прабхупады. Господь Чайтанья Махапрабху дал указания Рупе Госвами писать книги о преданном служении и строить храмы. Он вдохновил строительство основных храмов во Вриндаване. Также Господь Чайтанья дал ему задание восстановить все места, где проходили игры Господа. Кто из вас совершал Враджа-мандала парикраму? Кто из вас планирует совершить ее в этом году? Во время Враджа-мандала парикрамы мы посещаем различные места и говорим, что здесь произошла такая-то лила, здесь произошла такая-то лила. Теперь мы можем это делать, потому что Рупа Госвами и другие госвами конкретно установили, в каких местах какие происходили лилы Господа. Игры Господа происходили пять тысяч лет назад, не вчера. И определить, где Кришна убил такого-то демона, где Он совершил такую-то лилу, - дело непростое. Рупа Госвами говорит, что общение между преданными может происходить в шестью расах. Что это за шесть рас? Дарить подарки и принимать подарки. Открывать свой ум более продвинутым преданным, принимать от них наставления. Угощать прасадом и принимать прасад. Вы снова и снова слышите о том, что следует общаться с преданными. Но вы можете задать вполне резонный вопрос, я понял, что нужно общаться с преданными, но каким образом это делать. Сидеть и смотреть в глаза друг дружке? Это, конечно, тоже можно делать. Но помимо гляделок есть и другие виды деятельности. Можно вместе повторять святое имя, петь киртан, читать священные писания, слушать их, вместе заниматься служением. И другие вещи, которые вы можете делать вместе с преданными, это такие. Раскрывайте свои мысли более опытным преданным. Нет ничего необычного в том, что у нас могут быть сомнения, вопросы, внутренние беспокойства. Не нужно от этого расстраиваться. Это можно сравнить с тем, что когда вы испытываете боль в каких-то жизненно важных органах, например в сердце или мозге, вы стремитесь как можно быстрее попасть к врачу. Подобным образом, задавайте вопросы. Но также нужно слушать то, что вам говорят. Рупа Госвами говорит, открывайте свой ум и принимайте наставления в ответ. Иногда мы думаем, о, если я раскрою свой ум, он узнает, на каком низком уровне я нахожусь. Не нужно огорчаться по этому поводу. Но когда вы раскрываете сокровенные мысли более опытному преданному, он не должен злоупотреблять этой информацией. Это одна раса из видов общения между преданными.

И если мы встречаемся с преданными, которые находятся на более низком духовном уровне, мы должны проявлять сострадание, делиться с ними знаниями, помогать им в духовной жизни. Самая лучшая проповедь – это проповедь личным примером. В своем поведении мы должны быть образцами. Не должно быть так, что мы говорим одно, а делаем другое.

Затем следующий принцип – это дарить подарки и принимать подарки. Вы можете сказать: «У меня нет денег, чтобы дарить подарки. Я сам еле свожу концы с концами». Что же вы можете тогда подарить? Или у кого-то из вас есть деньги на счетах в швейцарских банках? Тогда вы можете просто делиться знанием. Во многих странах мы распространяем книги. Это самая лучшая благотворительность, которой можно заниматься. Мы должны дарить людям знания, и у каждого из нас есть хоть какие-то знания. Мы дарим подарки и принимаем подарки. Дарите знания, и взамен мы можем принять какие-то пожертвования.

Другой момент – это угощать прасадом и принимать прасад от других. Шрила Прабхупада также ввел этот принцип распространения прасада. Когда был открыт первый храм ИСККОН, Шрила Прабхупада начал проводить воскресные пиры. И Прабхупада лично готовил там воскресные пиры. В то время на воскресных пирах было множество блюд, в том числе, сладкий рис, качори, пакоры. И очень много людей приходили просто, чтобы поучаствовать в воскресном пире. В результате многие из них становились преданными. По всему миру у нас есть такой опыт, что на лекции будет пятьдесят человек, а на прасаде уже сто. В Баку тоже так? Это не страшно. Пусть люди едят кришна-прасад. Итак, принимать прасад и раздвать прасад. Есть преданные, которым нравится самим есть прасад. Есть преданные, которым нравится раздавать прасад другим. Но нас не должно интересовать только поедание прасада, мы должны также стремиться раздавать прасад другим. В особенности, когда в храм приходят гости или люди, которые только познакомились с преданным служением, нужно давать им общение и угощать их прасадом. Итак, Рупа Госвами говорит об этих шести расах. В комментарии Шрила Прабхупада говорит, что это Общество Сознания Кришны было создано для того, чтобы помочь людям вступать в эти шесть видов взаимоотношений между преданными. Иногда преданные приглашают других преданных к себе домой на прасад. Итак, преданные обмениваются этими шестью расами между собой.

Итак, Господь Капиладева говорит, что, занимаясь преданным служением в обществе преданных, человек теряет вкус к материальным наслаждениям. Каков наш опыт в материальном мире? Наш опыт таков, что мы можем отказаться от чего-то, только если получим что-то лучшее. Допустим, вы работаете, и на работе вам платят сто долларов в месяц. Вы уйдете с этой работы только, если вам предложат зарплату побольше. Или если у вас есть квартира. Вы переедете только если вам предложат что-то получше. Как же можно отказаться от чувственных наслаждений? Чувственные наслаждения это наш враг номер один. Более простое слово для чувственных наслаждений – это майя. Вы просто настолько давно уже вне майи, что просто забыли это слово. Майя просто осталась где-то далеко позади. Это простое слово, которое обозначает чувственные наслаждения – это майя. В Третьей Главе Бхагавад-гиты Арджуна спрашивает у Кришны, что побуждает человека грешить даже как будто бы против его воли. Что ответил Кришна? Это вожделение, вечный враг живого существа, которое пылает как огонь и никогда не насыщается.

Затем Кришна рассказывает, где живет этот враг. В уме, разуме и чувствах. Затем Кришна говорит: «Убей этого врага оружием знания»! Здесь снова говорится о знании. Вчера мы читали стих, в котором говорится о знании и отречении. Знания вы можете получить, если вы будете читать книги и слушать лекции. И когда вы примените эти знания на практике, у вас появится отречение. У вас может быть знание, но если вы не применяете его в жизни, оно будет бесполезным. В Индии можно встретить людей, которые знают наизусть много шлок. Но сами они не следуют этому. С другой стороны могут быть преданные из Азербайджана или другой страны, которые не знают не одной шлоки на Санскрите, зато сами в жизни следуют этим знаниям. В таком случае он находится на более высоком уровне, чем тот, кто знает, но не делает. Итак, Кришна говорит: «Срази этого врага оружием знания». Поэтому регулярное слушание Шримад Бхагаватам имеет очень большое значение. И также регулярное чтение Шримад Бхагаватам также очень необходимо. Мы встаем на путь преданного служения, чтобы развить отвращение к чувственным наслаждениям. До тех пор, пока у вас остается вкус к материальному, вы не сможете духовно прогрессировать. И Кришна дает нам метод, как обрести отвращение от материи.

Затем Господь Капиладева говорит, что утратить вкус к материальным наслаждениями можно, постоянно думая о деяниях Господа. Господь и Его преданные совершили множество удивительных деяний. На днях мы рассказывали о двух из них. О дамодара-лиле и о том, как Господь повалил деревья Ямала-арджуна. Однажды, Мама Яшода спросила Кришну: «Ты что, ел землю»? Сын сказал: «Нет! Это ложный наговор на Меня! Просто Я играл с братом и победил его. Поэтому Он решил Меня подставить и возвел на Меня напраслину. Но если ты Мне не веришь, Я открою рот и покажу, что Я невиновен». Мама Яшода сказала: «Хорошо. Открой рот». Когда Кришна открыл рот, что она там увидела? Все вселенные, всех полубогов, как живые существа получают плоды своей кармы, как действуют три гуны материальной природы. Мама Ящода была очень сильно озадачена – это сон или явь? Когда вы, приходя к врачу, открываете свой рот, он видит у вас во рту только слизь. Но когда Кришна открыл Свой рот, у Него во рту была целая вселенная.

Под влиянием Йога-майи Господа Его преданные и родственники забывают Его положение Бога. Однажды, одна женщина пришла во Вриндаван и продавала яблоки. Она ходила по домам и продавала яблоки. Здесь в Баку люди ходят по домам, предлагают фрукты-овощи? Господь, чтобы обменяться, взял несколько зернышек риса. Но пока Господь дошел до этой продавщицы яблок, все зернышки упали у Него из ладошки. Но ее настолько пленила Красота Господа, что она дала ему много яблок бесплатно. И когда она посмотрела в свою корзину, что она увидела? Она увидела золотые яблоки. Это не сказки и не мифы, это реальность. Есть множество историй о деяниях Господа. И здесь Господь Капиладева говорит: «Думайте об играх Господа».

Затем Он говорит: «Этот метод сознания Кришны – самый легкий из всех методов». Что может быть легче, чем повторять Харе Кришна? В Сатья-югу вам пришлось бы медитировать шестьдесят тысяч лет. В Трета-югу нужно было проводить очень сложные жертвоприношения с участием большого количества брахманов. Эти брахманы могли зажигать огонь без спичек, просто прочитав мантры. Если бы мы сказали вам: «Каждый день вы должны проводить у себя дома ягью», вы бы сказали, что не можете себе это позволить, а соседи наверняка вызвали бы полицию. В Двапара-югу методом поклонения было поднесение богатых даров Господу в Храме. Если бы мы сказали вам, приходите в Храм, но каждый раз приносите с собой унцию золота, тогда бы вы не часто здесь появлялись. Но в этот век метод – это харер нама харер нама харер нама эва кевалам калау настйева настйева настйева гатир анйатха – воспевать святое имя, воспевать святое имя. И Господь Капиладева говорит, что этот метод сознания Кришны – самый легкий метод. Кто-то может сказать: «Что-то я не вижу, чтобы этот метод был очень легким». Но что здесь трудного? Мы видим, что это несложно, даже просто встречая вас, люди говорят Харе Кришна. Я каждый год езжу в Восточную Африку проповедовать. Когда вы идете по улице в вайшнавской одежде, все местные африканцы кричат вам Харе Кришна! То есть, это очень простой метод.

Также Господь Капиладева говорит, что при помощи практики преданного служения можно научиться управлять своим умом. Господь Ришабхадева говорит, что коварный охотник не говорит, поймав животное: «Посиди здесь под деревом, а я пойду, поймаю других». Если полицейский ловит преступника, он не говорит: «Посиди, подожди, я сейчас за другими схожу». Он надевает на него наручники. Подобным образом, Господь Ришабхадева говорит, что трансценденталист должен контролировать свой ум. Вчера мы немного говорили о поэме Бхактивнода Тхакура Шаранагати. Бхактивинод Тхакур говорит, что если вы будете внимательно повторять святое имя, это поможет вам обуздать свой ум. Итак, Господь Капиладева говорит, что следуя этой практике сознания Кришны, вы сможете научиться обуздывать ум.

В этом стихе используются слова риджубхир-йога-маргаих. Риджубхих означает «легкий». «Йога-марг» означает «путь йоги». Этот метод повторения святого имени – очень легкий метод. Господь дал нам один язык и сколько ушей? Два. Рупа Госвами в одной молитве говорит: «О Господь, чтобы прославить Тебя, мне нужны сотни языков, и, чтобы слушать о Тебе, мне нужны сотни ушей»! К счастью, у нас есть только один язык и два уха. Но нам справиться с одним языком и двумя ушами очень непросто. Если бы у вас была сотня языков и сотня ушей, вы бы, наверно, сошли с ума. Итак, нужно занимать язык и уши в служении Господу. Повторение святого имени – это главный метод, при помощи которого мы духовно развиваемся. Повторение святого имени приносит благо в любой ситуации, но гораздо большее благо приносит внимательное повторение святого имени. Кришнадас Кавирадж сказал такие слова: «Вы можете воспевать святые имена жизнь за жизнью, но если вы не избавитесь от оскорблений, вы не обретете чистой любви к Богу». Те, кто получили посвящение, кто хотят получить посвящение, и вообще, кто хотят продвигаться духовно, должны избегать оскорблений при воспевании святого имени. Когда вы повторяете джапу, следите за тем, чтобы ваш сотовый телефон был выключен, потому что сейчас сотовые телефоны сильно отвлекают.

Первое оскорбление – это оскорблять преданных, которые посвятили свою жизнь прославлению славы святого имени. Эти десять оскорблений важны для всех – и старых, и новых преданных. Не думайте: «А, это для новых бхакт. Я уже старый бхакта». Это для всех. Поэтому во всех Храмах ИСККОН каждое утро после мангала-арати мы повторяем эти десять оскорблений, потому что Господь хочет, чтобы мы всегда помнили о них и избегали их. Первое оскорбление – это критиковать и поносить преданных, которые посвятили свою жизнь распространению славы святого имени Господа. Это называется вайшнава-апарадха. Прекрасный сад преданного служения может быть разрушен, если мы пустим туда бешенного слона вайшнава-апарадхи. Поэтому мы должны тщательно избегать этого оскорбления.

Полубоги не равны и не независимы от Верховного Господа. Они получают свои полномочия от Верховного Господа.

Следующее оскорбление – это не выполнять наставления духовного учителя или считать его обычным человеком. Долг духовного учителя – проповедовать своим примером. Однажды, женщина пришла со своим сыном к гуру. Она сказала: «Гуруджи, помогите мне! У моего сына сильный диабет, но он не может прекратить есть сладкие расагулы. Пожалуйста, скажите ему, чтобы он прекратил есть сладкое». Гуру сказал: «Вернитесь ко мне через две недели». Они пришли к нему снова через две недели. Гуру сказал: «Тебе не нужно есть сладкое. У тебя сильный диабет, и это очень вредно для тебя». Сын сказал: «Хорошо, гуруджи. Я не буду есть сладкое». Его мама очень обрадовалась. Но она спросила: «А что же вы не сказали ему прекратить есть сладкое две недели назад. Это же было так просто». Гуру сказал: «Дело в том, что две недели назад я сам очень любил сладкое. Как я мог сказать ему перестать есть сладкое? Теперь я прекратил, и могу сказать ему прекратить». То есть, мы должны проповедовать своим примером.

Следующее оскорбление – это критиковать Ведические писания и писания, следующие Ведической традиции. В Ведах содержится вечное знание. Мы не должны считать, что Веды содержат устаревшее знание или какое-то непрактичное.

Следующее оскорбление – это считать славу воспевания святого имени преувеличением. Это не преувеличение. Это реальность. Повторяя святое имя, можно обрести любовь к Богу.

Также не давайте своих толкований повторению святого имени. Повторяя Харе Кришна мантру, мы обращаемся к Господу: «Мой Господь, пожалуйста, займи меня преданным служением Тебе».

Также, не совершайте грехи, полагаясь на могущество воспевания. Не думайте: «Я получил посвящение, я брахман, я повторяю святое имя, и Кришна должен меня простить». Прабхупада часто говорил, что это самое серьезное из всех оскорблений.

Затем проповедовать славу святого имени неверующим. Господь Чайтанья говорит: джаре дахо тахе кахо кришна упадеш, - кого бы ты ни встретил, говори ему о Кришне. Можно всех вдохновлять повторять Харе Кришна, но сокровенный смысл Харе Кришна мантры можно объяснять только тем, кто обрел какую-то веру. Мы не можем при первой встрече говорить: «О! Харе это обращение к Шримати Радхарани, которая является внутренней энергией Господа». Радхарани это главная из гопи. Мы можем просто говорить: «Повторяйте Харе Кришна. Эта мантра принесет Вам успокоение ума». Впоследствии, когда человек разовьет достаточно веры в повторение святого имени, ему можно рассказывать о сокровенном смысле мантры.

Затем сохранять материальные привязанности, несмотря на повторение святого имени. У нас есть самые различные привязанности. Я хочу духовной жизни, но и материальной жизни тоже. Господь Чайтанья сказал, что нужно принимать все благоприятное и отвергать все неблагоприятное. Вы получите то, за что заплатите. Насколько мы предаемся, настолько Кришна и вознаграждает нас. Мы всегда должны помнить наставления Господа Чайтаньи Санатане Госвами – принимать все благоприятное и отвергать все неблагоприятное.

И еще одно оскорбление – это быть невнимательным при повторении святого имени. Когда вы садитесь читать джапу, будьте очень внимательны. Просто повторяйте джапу и ничем другим в это время не занимайтесь. Если вы будете сосредоточенно повторять джапу, то вы будете гораздо быстрее очищаться и гораздо быстрее разовьете любовь к Богу. Это знание о десяти оскорблениях важно для всех. Всем нам необходимо следовать этим наставлениям, для того чтобы добиться успеха в духовной жизни.

Итак, подведем итог. Здесь Господь Капиладева вдохновляет нас общаться с преданными. Он говорит, что нужно выполнять преданное служение в обществе преданных. Он говорит, что этот метод очень прост. Он становится трудным для нас, когда мы не следуем ему должным образом. Но если мы будем следовать всем правилам, то это будет для нас просто. Поэтому все вы старайтесь улучшать качество своей джапы. Харе Кришна!